Введение 3
Глава I. Комплекс средств визуальной идентификации в системе бренда 6
1.1 Теоретические основы бренда: понятие, структура, функции 6
1.2 Идентичность и идентификаторы как ключевые компоненты бренда 11
1.3 Комплекс средств визуальной идентификации 16
1.4. Брендинг в театральной сфере 27
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Практическое применение комплекса средств визуальной идентификации субъекта в театральной сфере 35
2.1 Состояние театрального рынка России 35
2.2 История БДТ имени Г. А. Товстоногова 38
2.3 Анализ идентичности бренда БДТ имени Г. А. Товстоногова 41
2.4 Анализ комплекса средств визуальной идентификации БДТ имени Г. А.
Товстоногова 44
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения
В современном мире в связи с увеличением способов проведения досуга свободное время населения становится предметом конкурентной борьбы различных досуговых учреждений. Особое положение занимают учреждения в сфере культуры и, в частности, сфере театрального искусства, которые зачастую экономически нерентабельны и в то же время ограничены в государственном финансировании. Несмотря на специфику театральной сферы, сегодня она во многом нуждается в перенятии опыта коммерческих структур и прежде всего в выстраивании грамотной коммуникации с потенциальным и реальным потребителем. Для продвижения на рынке субъектам в театральной сфере следует использовать весь комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций. Одним из таких инструментов для театров может стать создание и продвижение бренда, важная роль в котором отводится комплексу средств визуальной идентификации («фирменному стилю», «айдентике»). Как любому спектаклю необходимы декорации и костюмы, так и самому театру нужно свое «лицо». Грамотно выстроенная система визуальной идентификации может стимулировать людей посещать театры.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения комплекса средств визуальной идентификации как инструмента создания и продвижения бренда в театральной сфере в условиях ограниченной государственной поддержки и возрастающей конкуренции среди досуговых учреждений. Наглядно специфика данного процесса продемонстрирована на примере коммуникационной деятельности Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка функционирования комплекса средств визуальной идентификации субъекта в театральной сфере.
В соответствии с поставленной целью определена необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические основы функционирования комплекса средств визуальной идентификации в системе бренда;
• определить особенности брендинга в театральной сфере;
• рассмотреть состояние театрального рынка в России;
• описать идентичность бренда БДТ имени Г. А. Товстоногова;
• проанализировать функционирование комплекса средств визуальной идентификации бренда БДТ имени Г. А. Товстоногова.
Объект исследования - комплекс средств визуальной идентификации как инструмент брендинга субъектов в театральной сфере.
Предмет исследования - функционирование комплекса средств визуальной идентификации субъекта в театральной сфере (на примере коммуникационной деятельности БДТ имени Г. А. Товстоногова).
В качестве методов исследования были использованы экспертное интервью, количественно-качественный опрос, анализ документов, невключенное наблюдение, а также методы научного анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Степень научной разработанности вопроса технологий брендинга в сфере искусства незначительна. Прежде всего, автор опирался на труды отечественных и зарубежных исследователей в области брендинга, а также на работы по маркетингу и брендингу субъектов в сфере культуры и, в частности, театральной сфере.
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы как отечественных, так и зарубежных исследователей, а именно: И. А. Быкова, В. Н. Домнина, С. А. Старова, Ж.-Н. Капферера, А. Уиллер, Ф. Котлера, Дж. Шефф и других.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили документальные источники, материалы социологических исследований, медиатексты в региональных и федеральных СМИ о БДТ имени Г. А. Товстоногова, а также материалы качественных и количественных исследований, самостоятельно проведенных автором работы.
В рамках изучения данной темы автором работы была написана и опубликована научная статья к Международному научному форуму «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения на тему «Фирменный стиль субъекта в театральной сфере (на примере Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала)».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В настоящее время театральная сфера существует в условиях высокой конкуренции и дефицита финансирования и поэтому все чаще нуждается в актуальных и комплексных коммуникационных инструментах. Одним из таких инструментов является брендинг, важная составляющая которого - комплекс средств визуальной идентификации. В связи с вышеназванной актуальностью тематики, автором был исследован субъект в театральной сфере - БТД имени Г. А. Товстоногова. В рамках исследования была поставлена цель: оценить функционирование комплекса средств визуальной идентификации субъекта в театральной сфере.
Для достижения цели исследования в первой главе были рассмотрены теоретические основы бренда и его ключевых составляющих: идентичности и идентификаторов. Особое внимание было сосредоточено на визуальных идентификаторах как ключевых средствах идентификации бренда. В результате исследования удалось выяснить, что, несмотря на многообразие понятий и трактовок комплекса средств визуальной идентификации, под ним понимается система визуальных идентификаторов бренда и принципов построения визуальных коммуникаций, обеспечивающая идентификацию бренда и обладающая стилевым единством, а основными его элементами являются логотип, фирменный знак, фирменный цвет, фирменный шрифт. Кроме того, в первой главе были рассмотрены особенности брендинга применительно к театральным учреждениям, что позволило при анализе комплекса средств визуальной идентификации в практической части данного исследования учитывать специфику театральной сферы.
Во второй главе внимание автора сконцентрировалось на субъекте в театральной сфере: Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова. Данный субъект был выбран для исследования, так как является одним из ярких представителей театрального рынка Петербурга и всей России и отличается необычным, новаторским подходом как к художественным постановкам, так к коммуникациям со своими зрителями.
В рамках практической части данного исследования был проведен анализ состояния театрального рынка России, была изучена история БДТ имени Г. А. Товстоногова, проанализированы и описаны как компоненты идентичности, так и элементы визуальной идентификации. Основой исследования стала оценка выполнения комплексом средств визуальной идентификации БДТ имени Г. А. Товстоногова трех функций:
- функция передачи потребителям основного послания бренда (идентичности бренда);
- функция собственно идентификации - распознавания бренда в конкурентной среде;
- функция привлечения внимания и удержания контакта с потребителем.
Для того, чтобы оценить, как комплекс средств визуальной идентификации бренда БДТ выполняет возложенные на него функции, был проведен количественно-качественный опрос. Ответы на опрос, а также сопоставление их с результатами иных исследований, проведенных в рамках данной работы, позволили сделать выводы о степени эффективности функционирования комплекса средств визуальной идентификации как инструмента брендинга.
Для того, чтобы оценить выполнение первой функции, респондентам было необходимо назвать несколько ассоциаций, которые вызывает стиль афиш БДТ. Оказалось, что функцию передачи потребителям основного послания бренда комплекс средств визуальной идентификации выполняет успешно, так как практически все заложенные компоненты идентичности, описанные нами в предыдущем параграфе, находят отражение в ответах опрашиваемых.
Для того, чтобы оценить выполнение второй функции, собственно идентификации, респондентам было предложено ответить на вопросы, посвященные узнаваемости и идентификации субъекта коммуникации. Выполнение этой функции также происходит на достаточно высоком уровне. Так, 84% респондентов идентифицировали принадлежность предложенных постеров театральной организации, а 51% узнали сам бренд БДТ.
Для того, чтобы оценить функцию визуальной привлекательности, респондентам был задан вопрос «Кажется ли вам привлекательным стиль афиш БДТ?» 65% респондентов посчитали стиль привлекательным, что говорит о том, что комплекс средств визуальной идентификации эффективно выполняет и эту функцию.
Таким образом, цель данного исследования, а именно, оценка функционирования комплекса средств визуальной идентификации в театральной сфере, была достигнута.
1. Аакер Д. А. Создание сильных брендов. Перевод канд. экон. наук Старов С.А; канд. экон. наук Волков Д. Д.; канд. пед. наук Загорский Л. Д. / Д. А. Аакер - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. - 340 с.
2. Айдентика: что это такое? // Мария Леонтеява. -
URL: https://mariyaleontieva.com/post/aidentika-chto-ieto-takoe(дата обращения: 26.03.2018).
3. А на досуге мы танцуем буги-вуги? // Всероссийский центр изучения
общественного мнения. -
URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116559 (дата обращения:
2.01.2018).
4. БДТ имени Товстоногова планируют открыть в конце сентября // РИА новости URL: https://ria.ru/culture/20140902/1022481627.html(дата обращения: 27.04.2018).
5. Быков И.А. Технологии брендинга // Илья Быков. Технологии брендинга URL: http://tm2brand.narod.ru(дата обращения: 12.03.2018).
6. Горбилет - театры Петербурга // Вконтакте URL: https://vk.com/gorbilet_teatr(дата обращения: 20.04.2018).
7. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации
в 2016 году // Министерство культуры Российской Федерации. - URL: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017_new/Gosudarstvennyj-doklad-o- sostojanii-kultury-v-Rossij skoj -Federacii-v-2016-godu.pdf (дата обращения:
26.03.2018).
8. Домнин В. Н. Брендинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Домнин. - М: Издательство Юрайт, 2017. - 411 с.
9. Душкина М. Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2010. — 560 с.
10. Инклюзивный спектакль "Язык птиц" // Большой драматический театр
имени Г. А. Товстоногова URL:
https://bdt.spb.ru/%D1 %81 %D0%BF%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D0%B0%D0%B A%D0%BB%D0%B8/%D 1 %8F%D0%B7%D 1 %8B%D0%BA- %D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86/ (дата обращения: 30.04.2018).
11. Историческое здание Большого драматического театра // Большой драматический театр Г. А. Товстоногова URL: Ьйрз:/^ЬзрЬ.гн/визит-в- театр/историческое-здание/ (дата обращения: 27.04.2018).
12. История Большого драматического театра // Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова URL: https://bdt.spb.ru/о-театре/ (дата обращения: 12.04.2018).
13. Калмыков А.А. Образы НОО. Матрица ключевых посланий/ научное издание. — Москва: Медиаиндустрия, 2013. — 310 с.
14. Капферер, Жан-Ноэль. К20. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Жан-Ноэль Капферер; пер. с англ. Е. В. Виноградовой; под. общ. ред. В. Н. Домнина. — Москва: Вершина, 2007. — 448 с.
15. Келлер К. Стратегический брэнд-менеджмент: Создание, оценка и управление марочным капиталом: пер. с англ. 2-е изд. М.: Вильямс, 2005. 704 с.
16. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А Основы теории связей с общественностью. — СПб: Питер, 2019. - 384 с.
17. KudaGo — театры Петербурга, горящие билеты // Вконтакте URL: https://vk.com/kudagoteatrspb(дата обращения: 20.04.2018).
18. Кузеванова Н. С. Зрительный образ как объект научного исследования // Проблемы современной науки, 2012, № 3.
19. Куприна Ю. П. Дизайн логотипа и его особенности // Социально - экономические явления и процессы, 2014, № 3.
20. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. — М.: Издатель Васин А. И., 2004. — 256 с.
21. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М.: Классика-XXI, 2004. — 688 с.
22. Маркетинг в сфере театрального искусства // cyberleninka.ru URL:
https:ZZcyberleninka.ru/article/vZmarketing-v-sfere-teatralnogo-iskusstva (дата
обращения: 25.03.2018).
23. Наталья Агапова // Наталья Агапова URL: http://design.hse.ru/team/98(дата обращения: 21.04.2018).
24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1961.
25. Педагогическая лаборатория БДТ // Большой драматический театр имени
Г. А. Товстоногова URL:
https://bdt.spb.ru/%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0- %D0%BF%D1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D0%B2%D0%B5%D 1 %89%D0%B5%D0% BD%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE% D0%B3%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D 1 %8F- %D0%BB%D0%B0%D0%B1 %D0%BE%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D0%BE%D 1 % 80%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 30.04.2018).
26. Преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ разработали новый дизайн БДТ // Новости НИУ ВШЭ URL: https://spb.hse.ru/news/140353424.html(дата обращения: 27.04.2018).
27. Программа "Эпоха просвещения" // Большой драматический театр имени
Г. А. Товстоногова URL:
https://bdt.spb.ru/%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0- %D0%BF%D1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D0%B2%D0%B5%D 1 %89%D0%B5%D0% BD%D0%B8%D1%8F/ (дата обращения: 30.04.2018).
28. Путешествие за кулисы БДТ // Большой драматический театр имени Г. А.
Товстоногова URL:
https://bdt.spb.ru/%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B A%D0%BB%D0%B8/%D0%BF%D 1 %83%D 1 %82%D0%B5%D 1 %88%D0%B5%D 1 %81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5/ (дата обращения: 30.04.2018).
29. Рожков И. Я., В. Г. Кисмерешкин Брендинг. - М.: Юрайт, 2014. - С. 17.
30. Российский государственный академический Большой драматический
театр имени Г. А. Товстоногова // Культура.РФURL: https://www.culture.ru/institutes/10210/rossiiskii-gosudarstvennyi-akademicheskii- bolshoi-dramaticheskii-teatr-imeni-g-a-tovstonogova(дата обращения: 1.05.2018).
31. Руководство по использованию фирменного стиля // ИТМО. -
URL: http://www.ifmo.ru/file/stat/482/itmo guideline_web.pdf (дата обращения:
26.03.2018).
32. Современный подход к визуальной идентификации бренда // Geektimes. - URL: https://geektimes.ru/post/30826/(дата обращения: 26.03.2018).
33. Старов С. А. Управление брендами: учебник / С.А. Старов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — 2-е изд., испр. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. — 500 с.
34. Ткачев О. Visual бренд: Притягивая взгляды потребителей. / О. Ткачев. - М.: Альпина Бизнес букс, 2009. — 216 с.
35. Толстой: финансирование культуры в России нужно многократно увеличивать // ria.ru URL: https://ria.ru/culture/20170921/1505247979.html(дата обращения: 1.04.2018).
36. Тульчинский Г. Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд / Г. Тульчинский, В. Тереньетьева. - М.: Вершина, 2006. — 352 c.
37. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов / А. Уиллер / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 235 с.
38. Указ о проведении в 2019 году Года театра // Президент России URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57378(дата обращения: 2.05.2018).
39. Ульяновский А. В. Маркетинговые коммуникации. 28 инструментов миллениума. М.: Эксмо, 2008. — 356 c.
40. Урядова А. В. Первый русский театр: от названия к бренду // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2014. - С. 53-55.
41. Фирменный знак. // ГРУППА КОМПАНИЙ «ВИМ-ВЕБ». - URL: http://www.firmennyi-stil.ru/aidentology/84/(дата обращения: 26.03.2018).
42. Фокин уверен, что Год театра решит проблемы отрасли // Национальная
служба новостей URL: http://nsn.fm/hots/fokin-uveren-chto-god-teatra-reshit-
problemy-otrasli.html (дата обращения: 3.05.2018).
43. Чумиков А. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Чумиков. — 2-е изд., испр. и доп.
— М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2014. — 159 с.
44. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2016. — 224 с.
45. Arbeitskollektiv // Дизайн-бюро Arbeitskollektiv URL: http://arbeitskollektiv.ru/(дата обращения: 23.05.2018).
46. De Chernatony L. 1999. Brand management through narrowing the gap between brand identity and brand reputation. Journal of Marketing Management. - 2010.
47. Dictionary // American marketing association.
- URL: https://www.ama.org/resources/pages/dictionary.aspx?dLetter=B
(дата обращения: 26.03.2018).
48. Doyle P. Value-Based Marketing: Marketing Strategies for Corporate Growth and Shareholder Value. Chichester: John Wiley & Sons, 2000. — 382 p.
49. Mokwa M., Dawson W.M., Prieve E.A. Marketing the Arts. - Цит. По Colbert.F. Marketing Culture and the Arts. — Morin, Montreal, Canada. -1994. - P. 13.
50. ROMASHIN DESIGN SCHOOL. Авторская школа А. Ромашина // Игорь
Гурович URL: http://blog.romashin-design.com/articles/igor-gurovich.html(дата
обращения: 20.04.2018).
51. Toblerone: how it all began // Tobrerone. -
URL: www.toblerone.co.uk/history/howitbegan/1900(дата обращения: 26.03.2018).