Предупреждение экологических правонарушений
|
Введение
1 Юридическая сущность предупреждения экологических правонарушений
1.1 Понятие и особенности экологических правонарушений
1.2 Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений
1.3 Элементы организационно-правовых мер предупреждения экологических правонарушений
2 Юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений
2.1 Виды ответственности
2.2 Система возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями
2.3 Совершенствование государственного управления в сфере предупреждения экологических правонарушений
Заключение
Список использованных источников
1 Юридическая сущность предупреждения экологических правонарушений
1.1 Понятие и особенности экологических правонарушений
1.2 Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений
1.3 Элементы организационно-правовых мер предупреждения экологических правонарушений
2 Юридическая ответственность за совершение экологических правонарушений
2.1 Виды ответственности
2.2 Система возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями
2.3 Совершенствование государственного управления в сфере предупреждения экологических правонарушений
Заключение
Список использованных источников
Статьей 42 Конституции РФ закрепляется три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду; право на получение достоверной информации о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к так называемым экологическим правам каждого человека: субъектами этих прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.
Окружающая среда оказывает либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей, от ее состояния зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений. Достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды.
Используемый в данной статье термин "окружающая среда" следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека. Заметим, что и ст. 58 Конституции выделяет в качестве самостоятельных объектов охраны природы, окружающую среду и природные богатства. Таким образом, праву каждого человека на благоприятную окружающую среду сопутствует его обязанность сохранить природу, окружающую среду, природные богатства.
В Конституции особо выделяется обязанность граждан не наносить ущерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами.
Закрепляя право каждого на благоприятную окружающую среду, государство тем самым берет на себя обязательства обеспечивать это право.
Данное право обеспечивается установлением ответственности за экологические правонарушения.
Ответственность за экологические правонарушения - одна из наиболее актуальных проблем современности. С развитием научно-технического прогресса общество неизбежно сталкивается с обострением экологической ситуации - истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, нарушается физическое и нравственное здоровье людей, теряются эстетические ценности, утрачивается естественная связь между человеком и природой, подрываются биологические основы существования всего живого. В Российской Федерации экологическая безопасность становится составной частью национальной безопасности.
Уголовное, административное, гражданское и отраслевое законодательство, гарантируя охрану и неприкосновенность в установленных государством пределах наиболее ценных природных богатств, призвано обеспечивать сохранение благоприятной для существования общества природной среды и поддержание ее качества.
Между тем практика применения действующего природоохранного законодательства не в полной мере отвечает требованиям борьбы с правонарушениями экологического характера.
Выявление соответствия действующего природоохранного законодательства развивающимся природоохранительным отношениям и потребностям практики защиты природы в новых условиях рыночного хозяйствования является весьма актуальной задачей. Эти потребности зависят от уровня экологического правопорядка в стране и криминогенных факторов, требующих, в свою очередь, специального изучения.
Серьезно влияют на динамику правонарушений в сфере природопользования появление и развитие предприятий с различными формами негосударственной собственности, нацеливающих свою деятельность прежде всего на скорейшее получение прибыли, а также возросшие явления правового нигилизма, недостаточно четко регламентированная правовая система экологических ограничений и режимов природопользования. Несмотря на продекларированные в Конституции РФ 1993 г. и в ряде законов РФ об охране природы приоритеты прав и свобод личности (включая право на охрану жизни, здоровья, на проживание в качественно благоприятных природных условиях) перед любыми другими интересами, в современных условиях экономические интересы фактически преобладают над экологическими.
Решение задачи достижения неотвратимости ответственности за экологические правонарушения оправдывает необходимость теоретического анализа эффективности действующего законодательства, исследования проблем реализации ответственности и наказуемости. Требуется обоснование самой концепции экологических правонарушений, их отличия от других правонарушений.
Обширное экологическое законодательство (особенно ведомственные правовые подзаконные нормативные акты) зачастую противоречиво, нуждается в ревизии, приведении в соответствие по нормативной силе и иерархическим уровням: международные правовые нормы; нормы федерального конституционного законодательства; нормы федерального законодательства; нормы законодательства субъектов Федерации; подзаконные нормативные акты соответствующего уровня.
Несмотря на высокую актуальность охраны природы, проблемы экологических правонарушений в юридической литературе разработаны далеко не полно. Сложилась несколько парадоксальная ситуация, когда на монографическом уровне конкретные экологические правонарушения и проблемы борьбы с ними подвергаются исследованиям, но слабо разработано их общее понятие, не описаны идентифицирующие признаки, научно не обоснована система данных правонарушений. Такое положение приводит как в теории, так и на практике к разнообразию в оценке содеянного. В связи с этим нуждаются в дальнейшем исследовании проблемы объекта, объективной, субъективной стороны, субъекта экологических правонарушений.
Новые задачи по совершенствованию действующего законодательства встают перед исследователями в связи с реформой природоохранного законодательства Российской Федерации. Создана целостная, самостоятельная, органически связанная с другими отраслями права система норм об ответственности за посягательства на природную среду, качественно отличающаяся по своей социальной ориентации и правовому содержанию от ранее действующих норм закона. Необходимо переосмыслить ее. Это возможно лишь на основе глубокого анализа проблем борьбы с экологическими правонарушениями.
Крупных научных работ, посвященных проблемам борьбы с экологическими правонарушениями, очень мало. Изданы ряд комментариев к законодательству, заслуживающих внимания в плане подходов авторов к оценке тех или иных признаков правонарушений. Выпушено несколько учебников по экологическому праву, где в общем виде рассматриваются экологические правонарушения, но глубокого комплексного исследования они заменить не могут. В некоторых из них эти вопросы рассматриваются поверхностно.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм природоохранного законодательства.
Предмет исследования составляет институт экологических правонарушений.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить правовую регламентацию ответственности за экологические правонарушения, а также практику работы правоохранительных органов и на этой основе сформулировать предложения и рекомендации, направленные на их совершенствование.
Достижение указанной цели обеспечивалось путем постановки и решения следующих задач:
- анализа состояния правовой регламентации института ответственности за экологические правонарушения, выявления имеющихся пробелов и противоречий, а также разработки предложений по их устранению;
- уточнения понятия и особенностей экологических правонарушений;
- определение видов ответственности за совершение экологических правонарушений.
Исследование избранной темы базируется на положениях общей теории государства и права с учетом современных достижений науки конституционного, муниципального, административного права и экологического права. При подготовке работы использованы исторический, статистический, сравнительно-правовой методы научного познания, а также методы социологического исследования.
Информационную базу исследования составили федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Новизна исследования определяется совокупностью поставленных в работе задач и в обобщенном виде заключается в том, что предпринята попытка комплексного исследования неосвещенных в современной юридической литературе проблем института ответственности за совершение экологических правонарушений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Окружающая среда оказывает либо благоприятное, либо отрицательное воздействие на жизнь и деятельность людей, от ее состояния зависит здоровье не только нынешнего, но и будущих поколений. Достойная жизнь человека возможна только в условиях благоприятной окружающей среды.
Используемый в данной статье термин "окружающая среда" следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека. Заметим, что и ст. 58 Конституции выделяет в качестве самостоятельных объектов охраны природы, окружающую среду и природные богатства. Таким образом, праву каждого человека на благоприятную окружающую среду сопутствует его обязанность сохранить природу, окружающую среду, природные богатства.
В Конституции особо выделяется обязанность граждан не наносить ущерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами.
Закрепляя право каждого на благоприятную окружающую среду, государство тем самым берет на себя обязательства обеспечивать это право.
Данное право обеспечивается установлением ответственности за экологические правонарушения.
Ответственность за экологические правонарушения - одна из наиболее актуальных проблем современности. С развитием научно-технического прогресса общество неизбежно сталкивается с обострением экологической ситуации - истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, нарушается физическое и нравственное здоровье людей, теряются эстетические ценности, утрачивается естественная связь между человеком и природой, подрываются биологические основы существования всего живого. В Российской Федерации экологическая безопасность становится составной частью национальной безопасности.
Уголовное, административное, гражданское и отраслевое законодательство, гарантируя охрану и неприкосновенность в установленных государством пределах наиболее ценных природных богатств, призвано обеспечивать сохранение благоприятной для существования общества природной среды и поддержание ее качества.
Между тем практика применения действующего природоохранного законодательства не в полной мере отвечает требованиям борьбы с правонарушениями экологического характера.
Выявление соответствия действующего природоохранного законодательства развивающимся природоохранительным отношениям и потребностям практики защиты природы в новых условиях рыночного хозяйствования является весьма актуальной задачей. Эти потребности зависят от уровня экологического правопорядка в стране и криминогенных факторов, требующих, в свою очередь, специального изучения.
Серьезно влияют на динамику правонарушений в сфере природопользования появление и развитие предприятий с различными формами негосударственной собственности, нацеливающих свою деятельность прежде всего на скорейшее получение прибыли, а также возросшие явления правового нигилизма, недостаточно четко регламентированная правовая система экологических ограничений и режимов природопользования. Несмотря на продекларированные в Конституции РФ 1993 г. и в ряде законов РФ об охране природы приоритеты прав и свобод личности (включая право на охрану жизни, здоровья, на проживание в качественно благоприятных природных условиях) перед любыми другими интересами, в современных условиях экономические интересы фактически преобладают над экологическими.
Решение задачи достижения неотвратимости ответственности за экологические правонарушения оправдывает необходимость теоретического анализа эффективности действующего законодательства, исследования проблем реализации ответственности и наказуемости. Требуется обоснование самой концепции экологических правонарушений, их отличия от других правонарушений.
Обширное экологическое законодательство (особенно ведомственные правовые подзаконные нормативные акты) зачастую противоречиво, нуждается в ревизии, приведении в соответствие по нормативной силе и иерархическим уровням: международные правовые нормы; нормы федерального конституционного законодательства; нормы федерального законодательства; нормы законодательства субъектов Федерации; подзаконные нормативные акты соответствующего уровня.
Несмотря на высокую актуальность охраны природы, проблемы экологических правонарушений в юридической литературе разработаны далеко не полно. Сложилась несколько парадоксальная ситуация, когда на монографическом уровне конкретные экологические правонарушения и проблемы борьбы с ними подвергаются исследованиям, но слабо разработано их общее понятие, не описаны идентифицирующие признаки, научно не обоснована система данных правонарушений. Такое положение приводит как в теории, так и на практике к разнообразию в оценке содеянного. В связи с этим нуждаются в дальнейшем исследовании проблемы объекта, объективной, субъективной стороны, субъекта экологических правонарушений.
Новые задачи по совершенствованию действующего законодательства встают перед исследователями в связи с реформой природоохранного законодательства Российской Федерации. Создана целостная, самостоятельная, органически связанная с другими отраслями права система норм об ответственности за посягательства на природную среду, качественно отличающаяся по своей социальной ориентации и правовому содержанию от ранее действующих норм закона. Необходимо переосмыслить ее. Это возможно лишь на основе глубокого анализа проблем борьбы с экологическими правонарушениями.
Крупных научных работ, посвященных проблемам борьбы с экологическими правонарушениями, очень мало. Изданы ряд комментариев к законодательству, заслуживающих внимания в плане подходов авторов к оценке тех или иных признаков правонарушений. Выпушено несколько учебников по экологическому праву, где в общем виде рассматриваются экологические правонарушения, но глубокого комплексного исследования они заменить не могут. В некоторых из них эти вопросы рассматриваются поверхностно.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм природоохранного законодательства.
Предмет исследования составляет институт экологических правонарушений.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить правовую регламентацию ответственности за экологические правонарушения, а также практику работы правоохранительных органов и на этой основе сформулировать предложения и рекомендации, направленные на их совершенствование.
Достижение указанной цели обеспечивалось путем постановки и решения следующих задач:
- анализа состояния правовой регламентации института ответственности за экологические правонарушения, выявления имеющихся пробелов и противоречий, а также разработки предложений по их устранению;
- уточнения понятия и особенностей экологических правонарушений;
- определение видов ответственности за совершение экологических правонарушений.
Исследование избранной темы базируется на положениях общей теории государства и права с учетом современных достижений науки конституционного, муниципального, административного права и экологического права. При подготовке работы использованы исторический, статистический, сравнительно-правовой методы научного познания, а также методы социологического исследования.
Информационную базу исследования составили федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Новизна исследования определяется совокупностью поставленных в работе задач и в обобщенном виде заключается в том, что предпринята попытка комплексного исследования неосвещенных в современной юридической литературе проблем института ответственности за совершение экологических правонарушений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Осуществленное в настоящей работе исследование, позволяет сделать несколько выводов.
В целях совершенствования борьбы с экологическими правонарушениями целесообразно:
1) совершенствовать законодательство в данной области с целью устранения коллизий, противоречий, деклараций и пробелов и развивать единую систему государственного контроля в сфере природопользования на основе применения единых государственных стандартов;
2) внести предложения о дополнении УК РФ нормами, предусматривающими усиление ответственности за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 256 УК РФ (незаконная добыча водных животных и растений) и ст. 260 УК РФ (незаконная порубка деревьев и кустарников), отнеся их к преступлениям, предварительное следствие по которым обязательно;
3) включить в число приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел мероприятия, направленные на обеспечение рационального природопользования и охрану окружающей среды, а также борьбу с коррупцией в данной области; развивать систему специализированных подразделений милиции (подразделения по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды); в структуре ГУБОП МВД России создать Управление по борьбе с коррупцией;
4) усилить координацию деятельности всех правоохранительных органов в области борьбы с коррупцией, решить вопрос о создании координационного совета по проблемам борьбы с коррупцией в органах власти и управления;
5) разработать законопроект "О декларировании физическими лицами доходов, источников их получения и произведенных расходах"; разработать основания и порядок проверки лиц, претендующих на занятие должностей в федеральных органах представительной, исполнительной и судебной власти, правоохранительными органами;
6) заключить межгосударственные соглашения с иностранными государствами о взаимном обмене информацией по вопросам реализации естественных природных ресурсов, предоставлении иных данных, позволяющих отслеживать незаконные сделки в сфере оборота природных ресурсов, а также информацией о юридических лицах и преступных группах, занимающихся незаконной добычей природных ресурсов;
7) в каждом территориальном подразделении БЭП и БОП проанализировать характер противоправной деятельности состоящих на оперативном учете лиц на предмет совершения ими преступлений в сфере использования и охраны природных ресурсов (с использованием при этом коррупционных связей) и ориентировать оперативный состав на необходимость своевременного проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере природопользования; наладить должное взаимодействие с заинтересованными контролирующими и правоохранительными органами.
В целях совершенствования борьбы с экологическими правонарушениями целесообразно:
1) совершенствовать законодательство в данной области с целью устранения коллизий, противоречий, деклараций и пробелов и развивать единую систему государственного контроля в сфере природопользования на основе применения единых государственных стандартов;
2) внести предложения о дополнении УК РФ нормами, предусматривающими усиление ответственности за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 256 УК РФ (незаконная добыча водных животных и растений) и ст. 260 УК РФ (незаконная порубка деревьев и кустарников), отнеся их к преступлениям, предварительное следствие по которым обязательно;
3) включить в число приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел мероприятия, направленные на обеспечение рационального природопользования и охрану окружающей среды, а также борьбу с коррупцией в данной области; развивать систему специализированных подразделений милиции (подразделения по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды); в структуре ГУБОП МВД России создать Управление по борьбе с коррупцией;
4) усилить координацию деятельности всех правоохранительных органов в области борьбы с коррупцией, решить вопрос о создании координационного совета по проблемам борьбы с коррупцией в органах власти и управления;
5) разработать законопроект "О декларировании физическими лицами доходов, источников их получения и произведенных расходах"; разработать основания и порядок проверки лиц, претендующих на занятие должностей в федеральных органах представительной, исполнительной и судебной власти, правоохранительными органами;
6) заключить межгосударственные соглашения с иностранными государствами о взаимном обмене информацией по вопросам реализации естественных природных ресурсов, предоставлении иных данных, позволяющих отслеживать незаконные сделки в сфере оборота природных ресурсов, а также информацией о юридических лицах и преступных группах, занимающихся незаконной добычей природных ресурсов;
7) в каждом территориальном подразделении БЭП и БОП проанализировать характер противоправной деятельности состоящих на оперативном учете лиц на предмет совершения ими преступлений в сфере использования и охраны природных ресурсов (с использованием при этом коррупционных связей) и ориентировать оперативный состав на необходимость своевременного проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере природопользования; наладить должное взаимодействие с заинтересованными контролирующими и правоохранительными органами.
Подобные работы
- Административная ответственность за экологические правонарушения (Удмуртский Государственный Университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Ответственность за экологические правонарушения
Контрольные работы, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2006 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Уголовная ответственность за незаконную добычу водных животных и незаконную охоту (по материалам Уральского федерального округа)
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЕЕ СОСТОЯНИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Расследование и предупреждение незаконной охоты
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Расследование и предупреждение незаконной охоты
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - Экологическое предпринимательство в гражданском праве
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



