Введение 3
Глава 1. Мировая музыкальная индустрия: текущее состояние
и перспективы развития 8
1.1. Мировой музыкальный рынок: характеристика, проблемы
и перспективы 8
1.2. Мировые тенденции развития музыкального рынка 11
1.3. Современные тенденции и PR-технологии
в мировой музыкальной индустрии 27
Глава 2. Продвижение субъектов музыкальной индустрии
на рынке США: тенденции и трендсеттеры 47
2.1. Современная музыкальная индустрия США: характеристика, проблемы
и перспективы 47
2.2. Рок-группа Thirty Seconds To Marsкак объект и субъект PR-
продвижения 55
2.3. Деятельность PR-службы рок-группы Thirty Seconds To Mars: текущее
состояние и направления совершенствования 65
Заключение 78
Список литературы и источников 80
Приложение 1. Словарь терминов 94
Приложение 2. Распределение доходов в музыкальной индустрии 97
Приложение 3. Бизнес-модели сервисов iTunes Music и Spotify 98
Приложение 4. «How Much Artists Earn Online» 99
Приложение 5. «How Recordings Help Seed The Music Ecosystem» 100
Приложение 6. Эволюция логотипа группы Thirty Seconds To Mars 101
Современная музыкальная индустрия и современная музыка - далеко не одно и то же. Понятия музыкальный бизнес и музыкальная индустрия тоже сильно разнятся. Вокалист группы Led Zeppelin Robert Plant в одном из интервью сказал: «Вся идея создания музыки, от начала времен, состоит в том, чтобы люди были счастливы». Однако идея музыкальной индустрии (в ее классическом виде) состоит в том, чтобы корпорации зарабатывали деньги. Таким образом, мы должны разделять эти понятия, но рассматривать все три плоскости в их единстве. Современная мировая музыкальная индустрия все больше стремится к тому, чтобы идеалы становились реальностью: стирается грань между исполнителями и слушателями, сокращаются институты посредников, музыканты добиваются принятия новых законов, защищающих авторские права.
На сегодняшний день развитие интернета и технологий в существенной мере повлияло на все сферы жизнедеятельности общества, и музыкальная сфера - не исключение. Новые технологии привнесли колоссальные изменения в многолетний опыт музыкального бизнеса, подарив уникальные возможности, но вместе с тем и сложности. Одновременно с падением продаж музыкального продукта (альбомы, синглы, треки) вырос сектор живых выступлений, что предоставило артистам альтернативный вариант бизнес-модели и новые возможности построения маркетинговых стратегий.
Большое значение имеют постоянный рост легальной дистрибуции цифровой музыки в интернете и наиболее популярные сейчас потовые сервисы, предоставляющие пользователям контент на условиях платной подписки. Когда на рубеже тысячелетия начали распространяться сервисы обмена файлами, такие как Napster, многие предсказывали музыкальной индустрии наравне с другими сферами развлечений катастрофические потери в продажах и обреченность дальнейшей судьбы. Поначалу эти предсказания казалось, действительно становились реальностью, так как в начале 2000 -х очень сильно было распространено пиратство, однако новая эра началась с появления iTunes Music Store и соответственно, легального распространения музыки в сети интернет, с возможностью заработка для артистов. Многие музыканты пошли альтернативным путем - они распространяют свою музыку бесплатно для продвижения и продажи билетов на свои концерты.
В данной работе мы рассмотрим изменения потребительских предпочтений и экономические последствия цифровой революции для музыкальной индустрии в целом, а также обратим внимание на тенденции в концертной индустрии и проанализируем, как это соотносится с развитием интернета.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена высокими темпами роста музыкальной индустрии за счет развития интернет- технологий, вслед за которыми быстро сменяются существующие (и сосуществующие) в индустрии бизнес-модели: только за последние 15 лет мы увидели, как можно скачивать музыку бесплатно, покупать отдельно каждый трек или смотреть онлайн видеоклипы с рекламой.
Объект дипломной работы - PR-технологии продвижения субъектов музыкальной индустрии на примере опыта американской рок-группы Thirty Seconds To Mars.
Предмет исследования - деятельность PR-службы по продвижению артистов музыкальной индустрии на примере опыта американской рок-группы Thirty Seconds To Mars.
Цель исследования заключается в выявлении основных трендов мировой музыкальной индустрии, а также особенностей технологического процесса продвижения артистов.
Задачи:
1. Описать, структурировать и выявить особенности мировой музыкальной индустрии и ее акторов, определить их влияние на деятельность и PR-продвижение артиста.
2. Выявить тренды развития мировой музыкальной индустрии, в частности американского рынка как трендсеттера.
3. Проанализировать деятельность PR-субъекта мировой
музыкальной индустрии, описать современные методы продвижения артиста на музыкальном рынке.
4. Проанализировать опыт рок-группы Thirty Seconds To Mars и на основе проведенного анализа разработать рекомендации по применению и адаптации этого опыта в России.
Методы исследования включают анализ научной литературы и тематических публикаций в СМИ, посвященных музыкальной индустрии, продвижению музыкальных мероприятий и артистов, а также традиционным и инновационным технологиям PR; невключенное наблюдение, экспертные интервью, SWOT-анализ базисного субъекта, анализ медийного поля.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2009 по 2016 год. Данный период позволяет наиболее полно изучить тренды современной мировой музыкальной индустрии и опыт продвижения артиста музыкальной индустрии на примере Thirty Seconds To Mars.
Для определения теоретико-методологической основы исследования автор обратился к опыту отечественных и зарубежных специалистов в сфере шоу-бизнеса, музыкальной индустрии, маркетинга и связей с общественностью. В основе анализа вопросов функционирования мировой музыкальной индустрии и современных тенденций развития шоу-бизнеса лежат работы зарубежных и российских авторов: Ф. Котлер, Д. Пассман, С. Андертон, Ю. Стракович.
Принципиально важными для этого исследования стали зарубежные публикации, посвященные ключевым изменениям в индустрии в цифровую эру: W. Aspray, G. Hull, A. Gamal.
Автор также уделил особое внимание статьям профессиональной периодики и отчетам профильных организаций - таких, как американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA) и международная федерация производителей фонограмм и видеограмм (IFPI).
Эмпирическую базу исследования составили:
- документальные источники (Федеральные законы, официальные документы и статистические данные);
- медиа-источники (сообщения федеральных и профильных СМИ);
- информация в социальных сетях (официальные аккаунты базисного субъекта);
- материалы качественных исследований, проведенных автором.
Научная новизна определяется как постановкой задач, так и полученными результатами исследования. Практическая новизна работы проявляется в систематизации обработанных данных и выведении собственных классификаций и рекомендаций.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении основных трендов мировой музыкальной индустрии, а также особенностей технологического процесса продвижения артистов. Мы рассмотрели современные технологии, применяемые трендсеттерами рынка, и выявили особенности их использования.
Для достижения цели были проведены исследования в виде экспертных интервью, которые показали, что современными трендами музыкальной индустрии в целом являются:
- абсолютное смешение жанров, коллаборации артистов, появление новых форматов и музыкальных стилей;
- преобладание цифрового формата музыки;
- постоянный рост популярности и аудитории streaming- сервисов, в том числе в России;
- рост сферы живых выступлений, ставка на элемент шоу, а не только на саму музыку, большой backline;
- ключевая роль в коммуникациях с поклонниками принадлежит социальным медиа.
Во время решения задач автором было исследовано дискурсивное поле зарубежной профессиональной периодики, ресурсов и конференций. В данной работе автор описал, структурировал и выявил особенности мировой музыкальной индустрии и ее акторов, определив их влияние на деятельность и PR-продвижение артиста.
Нами были определены основные принципы функционирования музыкальной индустрии и разработана классификация стейкхолдеров ее субъектов. В приложении приведен разработанный исследователем словарь терминов, используемых в работе.
Автором были выявлены специфические особенности музыкального рынка Соединенных Штатов, проведен анализ PR-деятельности группы Thirty Seconds To Mars и обнаружены слабые места в их PR-коммуникациях. Нами также было изучено медийное поле базисного субъекта PR, что позволило оценить его информационную активность и проводимые ивенты. Проанализировав опыт рок-группы Thirty Seconds To Mars, автором были разработаны рекомендации по применению и адаптации этого опыта в России.
Мы пришли к следующим выводам: американская музыкальная индустрия занимает лидирующие позиции в мире, для того, чтобы добиться успеха необходимо объединение искусства и коммерции - чем более инновационной является ваша компания (компания в самом широком смысле), тем больше у нее шансов на процветание в современных условиях. Обширная фан-база является одним из главных показателей коммерческой успешности артиста, зачастую это играет большую роль, чем мнение критиков. Сегодня все субъекты музыкальной индустрии используют несколько каналов продвижения одновременно, однако невозможно со 100% уверенностью назвать наиболее эффективный, так как это зависит от многих факторов и для каждого артиста индивидуально.
Мы видим перспективы развития данного исследования в более подробном изучении российского музыкального рынка, а также в развитии актуальной темы антикризисных коммуникаций в музыкальной индустрии, так как данный вопрос совершенно не проработан как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
1. Котлер, Ф. Все билеты проданы: стратегии маркетинга исполнит. искусств / Ф. Котлер, Д. Шефф. - М.: Классика-XXI, 2012. - 481 с.
2. Пассман, Д. Все о музыкальном бизнесе / Д. Пассман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 420 с
3. Рашкофф, Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.: Ультра.Культура, 2003. - с. 134
4. Стракович Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2015. - 368 с.
5. Anderton, C. Understanding the Music Industries / C. Anderton, A. Dubber and M. James. - London: Sage, 2013. - 236 p.
6. Aspray, William; Ceruzzi, Paul. The Internet and American business. - Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2008
7. Bogrand, Emilie. Harnessing the “Harlem Shake” // Music Business Journal.
- Boston (Berklee College of Music), 2013. - Volume 8, Issue 4
8. Brabec, J. Music, Money, and Success 7th Edition: The Insider's Guide to Making Money in the Music Business / J. Barbec, T. Barbec. - London: Schirmer Trade Books, 2011. - 512 p.
9. Brae, C. M. Music Distribution: Selling Music In The New Entertainment Marketplace / C. M. Brae. - LA: Hitman Records Inc, 2014. - 284 p.
10. Business Models In The Music Industry | Eurosonic Noordeslag Conference, 2011
11. Corea, Andre; Price, Harrison. 2014: The Music Year in Review // Music Business Journal. - Boston (Berklee College of Music), 2015. - Volume 11, Issue 1
12. El Gamal, Ashraf. The Evolution of the Music Industry in the Post-Internet Era | Claremont McKenna College. - 2012.
13. Hull, Geoffrey. Live Entertainment: The Second Stream // The Recording Industry. - New York: Routledge, 2004.
14. Hutchinson, T. Record label marketing / T. Hutchinson, P. Allen, A. Macy - Burlington, MA: Focal Press, 2010. - 449 p.
15. Hutchinson, T. Web Marketing for the Music Business / T. Hutchinson. - Burlington, MA: Focal Press, 2012. - 320 p.
16. Kiendl, William. Shazam! // Music Business Journal. - Boston (Berklee College of Music), 2015. - Volume 11, Issue 1
17. Kimpel, D. Networking Strategies for the New Music Business / D. Kimpel. - New York: Alfred Music, 2011. - 264 p.
18. King M. Music Marketing: Press, Promotion, Distribution, and Retail / M. King. - New York: Berkley Press, 2009. - 224 p.
19. Loret de Mola, Eduardo. Modernizing the Hot 100 // Music Business Journal.
- Boston (Berklee College of Music), 2013. - Volume 8, Issue 4
20. Miller, K. Music Industry / K. Miller // Dictionary of American History. - New York: Charles Scribner's Sons, 2003. - Vol. 5. - pp. 502-503
21. Passman, D. S. All You Need to Know About the Music Business: Ninth Edition / D. S. Passman. - London: Simon & Schuster, 2015. - 544 p.
22.Scherer, Dana. Money for Something: Music Licensing in the 21st Century / Congressional Research Service Report May 2015.
23.Schultz, Mark. Live Performance, Copyright and the Future of the Music Business // University of Richmond Law Review, 2009. - Volume 43.
24.Servantes, Dan. Covers and the Monopolization of Copyright // Music Business Journal. - Boston (Berklee College of Music), 2015. - Volume 11, Issue 1
25.Servantes, Dan. Game Changing Data // Music Business Journal . - Boston (Berklee College of Music), 2015. - Volume 10, Issue 5.
26. Strycharz, J. Digital Technologies: a Breakdown or a Breakthrough of the Music Market? / J. Strycharz, L. Maznica, A. Mazgal . Warsaw: Centrum Cyfrowe Projekt: Polska, 2015. - 12 p.
27. UK Music: Wish you were here 2015 (Music tourism’s contribution to the UK economy)
28. Witt, S. How Music Got Free: The End of an Industry, the Turn of the Century, and the Patient Zero of Piracy / S. Witt. - New York: Viking, 2015. - 304 p.
29. Waldfogel, Joel. Music File Sharing and Sales Displacement in the iTunes Era. // Information Economics and Policy, 2010 - Volume 22.
Источники:
30. Content & Technology Policy Report / American Continental Group
[электронный ресурс]. - URL: https://www.authorsguild.org/wp-
content/uploads/2012/06/for-web_2015 -Content-Technology-Policy- Report_September-25.pdf (Дата обращения: 26.10.2015)
31. Copyright and the Music Marketplace - Executive Summary, US Copyright
Office, Feb 5, 2015 [электронный ресурс]. - URL:
http://copyright.gov/policy/musiclicensingstudy/copyright-and-the-music- marketplace.pdf
32. Digital disruption: technology is transforming the music business / The Long
View. Investment Insights. - 2015 [электронный ресурс]. - URL:
https://server.capgroup.com/capgroup/Content/GIG/Europe/pdf/II_LongView_NoStatusQuo_0515.pdf
33. For Music Discovery, Consumers Turning to YouTube and VEVO,
According to MusicWatch Research Study / MusicWatch [электронный ресурс]. - URL: http://www.musicwatchinc.com/wp-
content/uploads/2014/12/MusicWatch-Music-Discovery-FINAL.pdf
34.IFPI Digital Music Report 2013. Engine of a digital world / IFPI [электронный ресурс]. - URL:
http://www.vut.de/fileadmin/user_upload/public/dokumente/Wirtschaft/Wirts chaft_20130226_IFPI_Digital_report_2013_DMR2013.pdf
35.IFPI Digital Music Report 2014. Lighting up new markets. - [электронный ресурс]. - URL: http://www.ifpi.org/downloads/Digital-Music-Report-
2014.pdf
36.IFPI Digital Music Report 2015. Charting the path to sustainable growth / IFPI [электронный ресурс]. - URL: http://www.ifpi.org/downloads/Digital- Music-Report-2015.pdf
37.Industry Surveys Movies & Entertainment, December 2014 / S&P Capital IQ [электронный ресурс]. - URL:
https://gskkr.files.wordpress.com/2015/01/movies-entertainment.pdf
38. Labels At Work: The Music Business In The Digital Age / RIAA
[электронный ресурс]. - URL: http://www.riaa.com/wp-
content/uploads/2015/09/LabelsAtWork.pdf
39. Press release The New Album From Thirty Seconds To Mars Is Out Today [электронный ресурс]. - URL: http://thefunstar.com/releases/love-lust-faith-dreams-the-new-album-from-thirty-seconds-to-mars-is-out-today/
40. Scherer, D. A. Money for Something: Music Licensing in the 21st Century /
CRS Report. - 2015 [электронный ресурс]. - URL:
http://www.fas.org/sgp/crs/misc/R43984.pdf(Дата обращения: 14.10.2015)
41. The Shuffle Age: Global Music Fans Unplugged / HAVAS Sports &Entertainment Press Release [электронный ресурс]. - URL: http://www.havas- se.com/uploads/news/256f3b9ae2091cba31691b69b167cdde11fcb8dc.pdf
42. United States Copyright Office. Fiscal 2014 Annual Report [электронный ресурс]. - URL: http://www.copyright.gov/reports/annual/2014/ar2014.pdf
43. U.S. Department of Commerce. 2015 Top Markets Report: Media and
Entertainment [электронный ресурс]. - URL:
http://trade. gov/topmarkets/pdf/Media_and_Entertainment_Top_Markets_Re port.pdf
Интернет-ресурсы:
44. Виниловая пластинка вновь становится фаворитом музыкальной
индустрии / "ANT&K CLUB"[электронный ресурс]. - URL: http ://antikclub.ru/load/ club_collektors/1/33-1-0-807 (Дата обращения
22.11.2015)
45. Журнал о музыкальном маркетинге «Music loves money» [Электронный
ресурс]. - URL:
http://musiclovesmoney.ru/how_to_sell_concert_tickets_in_russia/ (Дата
обращения: 06.01.2016)
46. Исследовательская компания comScore. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.comscore.com/(Дата обращения: 05.01.2016)
47. Кампания #ANTIdiary [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.antidiary.com/(Дата обращения: 08.01.2016)
48. Музыкальный маркетинг: Основы интеграции артистов в
маркетинговую активность бренда / SlideShare. - 2015 [электронный ресурс]. - URL: http://www.slideshare.net/volick/ss-
46977497?qid=060dd8f2-1e1f-4893-a32d- a3b815a76b4b&v=qf1&b=&from_search=15 (Дата обращения: 04.10.2015)
49. Некоммерческая организация «Music For Relief» [Электронный ресурс].
- URL: http://musicforrelief.org/(Дата обращения: 20.11.2015)
50. Отраслевое издание, освещающее гастрольную деятельность
музыкантов Pollstar. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.pollstar.com/(Дата обращения: 27.12.2015)
51. Официальная группа Camp Mars 2016 в Facebook [электронный ресурс].
- URL:
https://www.facebook.com/events/185266951808548/243797372622172/
(Дата обращения 28.03.2016)
52. Официальный Facebook-аккаунт группы [электронный ресурс]. - URL:
https://www.facebook.com/thirtysecondstomars (Дата обращения
28.03.2016)
53. Официальный Instagram-аккаунт Adventure In Wonderland (AIW)
[электронный ресурс]. - URL:
https://www.instagram.com/adventureofficial/ (Дата обращения 28.03.2016)
54.Официальный Instagram-аккаунт Camp Mars [электронный ресурс]. -URL: https://www.instagram.com/summercampmars/ (Дата обращения
28.03.2016)
55.Официальный Instagram-аккаунт Jared Leto [электронный ресурс]. -URL: https://www.instagram.com/jaredleto/ (Дата обращения 28.03.2016)
56.Официальный Instagram-аккаунт Mars Store [электронный ресурс]. -URL: https://www.instagram.com/themarsstore/ (Дата обращения
28.03.2016)
57.Официальный Instagram-аккаунт VyRT.com [электронный ресурс]. -URL: https://www.instagram.com/vyrtcom/ (Дата обращения 28.03.2016)
58. Официальный Instagram-аккаунт группы [электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/30secondstomars/ (Дата обращения 28.03.2016)
59. Официальный Twitter-аккаунт Jared Leto [электронный ресурс]. - URL:https://twitter.com/jaredleto (Дата обращения 28.03.2016)
60.Официальный Twitter-аккаунт группы [электронный ресурс]. - URL:https://twitter.com/30SECONDSTOMARS (Дата обращения 28.03.2016)
61.Официальный YouTube-канал группы [электронный ресурс]. - URL:https://www.youtube.com/user/30secondstomars (Дата обращения
28.03.2016)
62.Официальный аккаунт Jared Leto VK [электронный ресурс]. - URL:https://new.vk.com/leto (Дата обращения 05.04.2016)
63. Официальный аккаунт Shannon Leto VK [электронный ресурс]. - URL:https://new.vk.com/shannonleto (Дата обращения 05.04.2016)
64. Официальный аккаунт Tomo Milicevic VK [электронный ресурс]. - URL:https://new.vk.com/tomofromearth (Дата обращения 05.04.2016)
65.Официальный аккаунт группы VK [электронный ресурс]. - URL:https://new.vk.com/thirtysecondstomars (Дата обращения 05.04.2016)
66.Официальный аккаунт группы в Instagram. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.instagram.com/p/4W4_9HLMLs/(Дата обращения:
08.11.2015)
67. Пять модных мировых музыкальных лейблов / Блог Soulplay Radio [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.soulplay.ru/5-world-musical- labels/(Дата обращения: 07.01.2016)
68. Статистический портал Statista [электронный ресурс]. - URL:http://www.statista.com/ (Дата обращения: 25.03.2016)
69. ‘ ‘Up In The Air" First Single From Thirty Seconds to Mars New Album
Rockets Into Space Tomorrow / PR Newswire [электронный ресурс]. - URL: http://www.prnewswire.com/news-releases/up-in-the-air-first-single-
from-thirty-seconds-to-mars-new-album-rockets-into-space-tomorrow- 193834641.html (Дата обращения: 02.04.2016)
70.10 Trends For 2015 and 10 prime innovation opportunities to run with - and profit from / Trend Watching. - 2015 [электронный ресурс]. - URL: http://trendwatching.com/trends/10-trends-for-2015/(Дата обращения:
13.10.2015)
71.30 Seconds To Mars plays surprise concert in Portugal / Euronews
[электронный ресурс]. - URL:
http://www.euronews.com/nocomment/2013/10/29/thirty-seconds-to-mars- plays-surprise-concert-in-portugal/(Дата обращения 24.10.2015)
72.30 Seconds To Mars Recruits Fans For 'War'/ Billboard [электронныйресурс]. - URL: http://www.billboard.com/articles/news/266617/30-seconds-to-mars-recruits-fans-for-war (Дата обращения 28.03.2016)
73.6 Key Digital Marketing And Music Industry Trends For 2014 / HyperBot. - 2014 [электронный ресурс]. - URL: http://www.hypebot.com/hypebot/2014/01/6-key-digital-marketing-and- music-industry-trends-for-2014.html(Дата обращения: 04.10.2015)
74.8 must-see music festivals founded by the artists themselves / EntertainmentWeekly [электронный ресурс]. - URL:
http://www.ew.com/article/2015/06/16/music-festivals-by-artists (Дата
обращения: 02.04.2016)
75. Adele's 25 set to be fastest-selling album ever in US / The Guardian
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.theguardian.com/music/2015/nov/23/adele-25-fastest-selling- album-us/(Дата обращения: 06.01.2015)
76. Adele's new album 25 will not be streamed on Spotify / The Guardian
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.theguardian.com/music/2015/nov/19/adele-new-album-25-not- stream-spotify-apple-music(Дата обращения: 06.01.2015)
77. AIW - Camp Mars 2016 Packages [электронный ресурс]. - URL:
https://www.adventuresinwonderland.com/t/camp-mars-2016 (Дата
обращения 28.03.2016)
78. Almighty Institute of Music Retail market research [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.almightymusicmarketing.com/(Дата обращения:
20.12.2015)
79. Billboard Power 100: Irving Azoff / Billboard [электронный ресурс]. -
URL: http://www.billboard.com/biz/articles/news/1099262/billboard-power-
100-irving-azoff (Дата обращения 08.04.2016)
80. Country Music Association [электронный ресурс]. - URL:
http://www.cmaworld.com/(Дата обращения 26.03.2016)
81. Digital music revenue in the United States from 2008 to 2015, by type (inmillion U.S. dollars) / Статистический портал Statista [электронный ресурс]. - URL: http://www.statista.com/statistics/186710/digital-music-revenue-in-the-us-since-2008/ (Дата обращения: 11.03.2016)
82. Happy Plugs Announce the Launch of Triad by Thirty Seconds to Mars Headphones / PR Newswire [электронный ресурс]. - URL: http://www.prnewswire.com/news-releases/happy-plugs-announce-the- launch-of-triad-by-thirty-seconds-to-mars-headphones-295773191.html(Дата обращения: 29.03.2016)
83. How Gen Z Uses Social Media And What That Means For Music Marketing
[электронный ресурс]. - URL:
http://www.hypebot.com/hypebot/2016/03/how-gen-z-is-using-social-media.html (Дата обращения: 06.03.2016)
84. How much did Taylor Swift really make off Spotify? / CNN [Электронный
ресурс]. - URL: http://money.cnn.com/2014/11/12/media/taylor-swift-
spotify/ (Дата обращения: 06.01.2015)
85. How Much Do Music Artists Earn Online? / Information is Beautiful
[электронный ресурс]. - URL:
http://www.informationisbeautiful.net/visualizations/how-much-do-music- artists-earn-online-2015-remix/(Дата обращения: 26.10.2015)
86. How to get out of record deals when they go wrong / The Guardian
[электронный ресурс]. - URL:
http://www.theguardian.com/music/musicblog/2008/aug/28/whenrecorddealsgowrongand (Дата обращения 14.12.2015)
87. International Echelon Conference [электронный ресурс]. - URL:
http://echelonconference.weebly.com/ (Дата обращения 28.03.2016)
88.Iron Maiden makes millions by touring countries where their music is most pirated [электронный ресурс]. - URL:
http://boingboing.net/2013/12/24/iron-maiden-makes-millions-by.html (Дата обращения 29.03.2016)
89. Jared Leto on Music Streaming: 'Artists Are Getting the Short End of the Stick'/ The Hollywood Reporter [электронный ресурс]. - URL: http://www.hollywoodreporter.com/earshot/jared-leto-artifact-documentary- 30-699132(Дата обращения 30.03.2016)
90. Jared Leto on Turning Innovation Into Business and Making Music in the Arctic / The Huffington Post [электронный ресурс]. - URL: http ://www.huffingtonpost.com/shira-lazar/jared-leto-tech_b_1614134.html(Дата обращения 28.04.2015)
91. Linkin Park, 30 Seconds to Mars, AFI to Tour Together / Rolling Stone
[электронный ресурс]. - URL:
http://www.rollingstone.com/music/news/linkin-park-30-seconds-to-mars-afi- to-tour-together-20140305(Дата обращения 10.04.2016)
92. Live Nation Worldwide, Inc. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.livenation.com/(Дата обращения: 07.01.2015)
93. Mccarthy, Jack. Promoting Your Music With Snapchat / Music Think Tank
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.musicthinktank.com/blog/promoting-your-music-with- snapchat.html(Дата обращения: 27.12.2015)
94. Most Creative People 2012: Jared Leto / Fast Company [электронный
ресурс]. - URL: http://www.fastcompany.com/3018256/most-creative-
people-2012/72-jared-leto (Дата обращения 28.04.2015)
95. Music Business Association [электронный ресурс]. - URL:
http://musicbiz.org/(Дата обращения 26.03.2016)
96. Music Health Alliance [электронный ресурс]. - URL:
http://www.musichealthalliance.com/(Дата обращения 26.03.2016)
97. Music: 30 Seconds to Mars / TV Tropes [электронный ресурс]. - URL: http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Music/ThirtySecondsToMars(Дата обращения 30.03.2016)
98. Nielson Study Reveals Rock Prevails As Most Popular Genre In The US /
Hypebot [электронный ресурс]. - URL:
http://www.hypebot.com/hypebot/2015/01/nielson-study-reveals-rock- prevails-as-most-popular-genre-in-the-us-.html (Дата обращения
30.03.2016)
99.Obringer, Lee Ann. How Music Royalties Work / How Stuff Works [Электронный ресурс]. - URL:
http://entertainment.howstuffworks.com/music-royalties6.htm (Дата
обращения: 07.01.2015)
100. Our Labels & Brands / Universal Music Group [электронный ресурс]. -
URL: http://www.universalmusic.com/labels/ (Дата обращения:
29.03.2016)
101. Pandora Maintains Lead In Crowded Audio Streaming Space /
Статистический портал Statista [электронный ресурс]. - URL:https://www.statista.com/chart/1982/music-streaming-services-in-the-united-states/ (Дата обращения: 11.03.2016)
102. Population Pyramids of the World [электронный ресурс]. - URL:
https://populationpyramid.net/united-states-of-america/2016/ (Дата
обращения: 05.03.2016)
103. Recording Industry Association of America [электронный ресурс]. - URL: http://www.riaa.com/(Дата обращения 26.03.2016)
104. Reynolds, Cormac. Social, Streaming & On-Demand: Key Trends In The Music Industry Today / SMW [Электронный ресурс]. - URL: http://socialmediaweek.org/blog/2015/06/social-streaming-demand-key- trends-music-industry-today/(Дата обращения: 20.10.2015)
105. Rock Music Was The Most Popular Genre in 2013 / Nerdy DJ
[электронный ресурс]. - URL: http://nerdydj.com/2014/01/rock-music-was- the-most-popular-genre-in-2013/(Дата обращения 30.03.2016)
106.Simmonds, Ross. Five ways brands can start using Meerkat or Periscope / SlideShare [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.slideshare.net/rosssimmonds/five-ways-brands-can-start-using- meerkat-or-periscope-to-drive-success-via-the-coolestcool/38- SO_WHAT_ARE_YOU_WAITING/(Дата обращения: 28.10.2015)
107.Social media awareness in the United States as of February 2016 /Статистический портал Statista [электронный ресурс]. - URL:
http://www.statista.com/statistics/410793/us-social-media-awareness/ (Дата
обращения: 11.03.2016)
108. Social Responsibility / Universal Music Group [электронный ресурс]. -URL: http://www.universalmusic.com/social-responsibility/
109.Social, Streaming & On-Demand: Key Trends In The Music Industry Today / Social Media Week. - 2015 [электронный ресурс]. - URL:
http://socialmediaweek.org/blog/2015/06/social-streaming-demand-key- trends-music-industry-today/(Дата обращения: 04.10.2015)
110. The Evolving Role of Social Media For Bands &Brands / Music Think
Tank. - 2015 [электронный ресурс]. - URL:
http://www.musicthinktank.com/blog/the-evolving-role-of-social-media-for- bands-brands.html(Дата обращения: 04.10.2015)
111. The Guardian [электронный ресурс]. - URL:
http://www.theguardian.com/books/2005/feb/21/huntersthompson/ (Дата
обращения: 09.11.2015)
112. The Hive [электронный ресурс]. - URL: http://www.thisisthehive.net/
(Дата обращения 28.04.2015)
113. The Rise of the Rock Festival [электронный ресурс]. - URL:http://www.dailywaffle.co.uk/2012/08/the-rise-of-the-rock-festival-infographic/ (Дата обращения: 21.03.2016)
114. The Year In Branding: Top Tours And Festivals Got Closer With Sponsors
This Year / Billboard [электронный ресурс]. - URL:http://www.billboard.com/biz/articles/news/branding/1158289/the-year-in-branding-top-tours-and-festivals-got-closer-with (Дат обращения
24.02.2016)
115. Thirty Seconds to Mars - "Hurricane" Lyrics [электронный ресурс]. -
URL: https://www.youtube.com/watch?v=mdJDPepGOAM (Дата
обращения 28.03.2016)
116. Thirty Seconds To Mars And Beyond [электронный ресурс]. - URL:
http://www.grammy.com/news/thirty-seconds-to-mars-and-beyond (Дата
обращения 02.04.2016)
117. Thirty Seconds to Mars Concert announced in collaboration with MEFCC!
[электронный ресурс]. - URL: http://www.mefcc.com/news/article/thirty-seconds-to-mars-concert-announced-in-collaboration-with-mefcc-8/ (Дата
обращения 10.04.2016)
118. Thirty Seconds to Mars Concert announced in collaboration with MEFCC!
[электронный ресурс]. - URL: http://www.mefcc.com/news/article/thirty-seconds-to-mars-concert-announced-in-collaboration-with-mefcc-8/ (Дата
обращения 10.04.2016)
119. Thirty Seconds to Mars make record books with marathon tour / Guinness
World Records [электронный ресурс]. - URL:
http://www.guinnessworldrecords.com/news/2011/12/thirty-seconds-to-mars-make-record-books-with-marathon-tour (Дата обращения: 29.03.2016)
120. Top 5 Music Festivals in America [электронный ресурс]. - URL:
http://graphs.net/top-5-music-festivals-in-america.html (Дата обращения:
21.03.2016)
121. Top Rock Albums / Billboard Chart [электронный ресурс]. - URL:http://www.billboard.com/charts/rock-albums/2013-06-08 (Дата обращения28.03.2016)
122. Transmission. The official Thirty Seconds To Mars newsletter
[электронный ресурс]. - URL: http://us1.campaign-
archive.com/?u=34758480a3f07956a92518763&id=4ef11f4c4e (Дата
обращения 29.03.2016)
123. TRIAD BY THIRTY SECONDS TO MARS [электронный ресурс]. -
URL: https://happyplugs.com/product/triad-thirty-seconds-to-mars/ (Дата
обращения 10.04.2016)
124. Want a Job in the Music Business? These Are the Cities You Should Live
In / Billboard [электронный ресурс]. - URL:
http://www.billboard.com/biz/articles/5650624/want-a-job-in-the-music- business-these-are-the-cities-you-should-live-in-from (Дата обращения
10.04.2016)
125. Wilber, Rachelle. 5 Things You Need To Know About The Business Of Music And Songwriting / Music Think Tank [Электронный ресурс]. - URL: http://www.musicthinktank.com/blog/5-things-you-need-to-know-about-the- business-of-music-and-so.html(Дата обращения: 05.01.2016)
126. Zillion - Образовательный ресурс [электронный ресурс]. - URL:http://zillion.net/ru/blog/316/pokolieniia-x-y-z-kak-v-nikh-razobrat-sia (Дата обращения: 05.03.2016)
Экспертные интервью:
127. Михаил Полежаев, букинг-агент, октябрь 2015.
128. Matisse&Sadko, диджеи, основатели студии MonoMark, сентябрь 2015.
129. Людмила Тарасюк, PR-директор концертного агентства Jazz Do It, апрель 2016.
130.Зара Романова, PR-менеджер компании MuzBilet, апрель 2016.