Введение 3
Глава 1 Кант как предвозвестник романтической эстетики 10
1.1 Появление «эстетического человека» 10
1.1.1 Поворот в эстетике Просвещения 10
1.1.2 Романтизм как результат эстетического поворота 12
1.2 Аналитика «Критики эстетической способности
суждения» в соотнесении с мировоззрением немецких романтиков 14
1.2.1 Незаинтересованность суждений вкуса 14
1.2.2 Субъективная общезначимость суждений вкуса 17
1.2.3 Эстетическое суждение как рефлексия о бесконечном....20
Глава 2 Аналитика понятия гений 25
2.1 «Г ений» «штюрмера» 25
2.2 «Г ений» Канта 28
2.3 «Г ений» романтика 30
Глава 3 Аналитика понятия игра 38
3.1 Игра как условие творческой деятельности 38
3.2 Игра как средство гармонизации личности 39
3.3 Игра как способ существования 41
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложения 59
В 1994 году в свет вышел фильм режиссёра Филиппа Коллина «Последние дни Иммануила Канта». На первый взгляд, в нём нет ничего таинственного и провоцирующего вопросы. Неподготовленный зритель, а то есть зритель без специального музыкального и/или гуманитарного образования, усмотрит в фильме лишь незамысловатое изображение философа как доживающего свой век, порой чванливого старика. При этом он совершенно не уделит внимания некоторым деталям, которые, в конечном счёте, и оказываются наиболее важными для понимания концепции фильма в целом. Необычно именно музыкальное оформление фильма. Здесь часто звучат отрывки из мелодий композиторов-романтиков, а именно Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера. А в последней сцене Кант и сам громко распевает под музыку из вагнеровской Валькирии, неожиданно останавливаясь около пустого постамента так, что несколько секунд мы как будто созерцаем его памятник, памятник Канту. Заметив всё это, сложно не понять задумку режиссёра и сценариста: показать Канта предвестником новой, романтической эпохи. Если это не так, то весь музыкальный подтекст фильма теряет смысл и становится даже абсурдным, ведь ни Верди, ни Вагнера Кант при жизни услышать ещё не мог.
Современный специалист по эстетике С.Б. Никонова в статье, посвящённой данному фильму, детально разбирает проблему соотнесения Канта с романтиками и приписывает именно кёнигсбергскому мыслителю влияние «на дальнейшую традицию, которая взялась активно распространять эстетику на всё», что повлекло за собой создание так называемого «эстетического человека». Безусловно, первым, и при этом ключевым, звеном подобной традиции стал именно романтизм. Проблема, затронутая в статье Никоновой, находится в центре внимания и нашего исследования.
Закономерным является выбор нами для сопоставления с философией Канта немецкого романтизма, ведь именно в Германии, в Йене зародился философский романтизм. Его представителей принято называть йенскими романтиками. Именно на этих деятелей искусства как зачинателей немецкого романтизма 19 века в целом мы особенно часто будем ссылаться в нашей работе. В их число прежде всего входят братья Фридрих и Август Вильгельм Шлегели, Фридрих фон Харденберг, более известный под литературным псевдонимом Новалис, и Людвиг Тик. Мы, опираясь на мнение некоторых авторитетных исследователей, к этой группе причисляем и Фридриха Гёльдерлина, ведь и он пробыл в Йене около двух лет (в 1794-95 годах), завязав дружеские отношения с представителями йенской школы. Не говоря уже о том, что ещё до Йены он был дружен с философом, представителем
Шеллингом, которого также нередко причисляют к первым романтикам и который с 1798 года по рекомендации И.В. Гёте стал профессором Йенского университета.
Йена, наряду с близлежащим Веймаром, где жили веймарские классики И.В. Гёте и Ф. Шиллер, была важным культурным центром того времени. Все самые известные немецкие философы и поэты рубежа 18 и 19 веков так или иначе были связаны с этим местом: и немецкие идеалисты (И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), и первые романтики. Они или жили, или преподавали, или творили здесь. Можно себе легко представить, что эти два философских течения духовно подпитывали друг друга. Неудивительно, что большинство исследователей немецкого романтизма подмечают их взаимосвязь. Но раньше за данной взаимосвязью часто не замечали определяющего влияния Иммануила Канта и на тех, и на других, а не только на идеалистов. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что ещё итальянский философ 19 века Винченцо Джоберти, опередив время, называл Канта романтиком.
В одной из своих статей современный немецкий историк философии Карола Хэнч (Carola Hantsch) указывает на то, что Кант долгое время считался апогеем эпохи Просвещения, которая в свою очередь была апогеем эпохи модерна. Несмотря на это, многие философы постмодерна, которые так или иначе критикуют просвещенческую модель, часто ссылаются на Канта в своих трудах. Это доказывает, что наряду с «Бурей и натиском» и романтизмом философия Канта тоже была довольно реакционной для своего времени. И действительно, Мишель Фуко связал с философией Канта возникновение новой, современной ему эпистемы, а Жиль Делёз - зарождение самого романтизма. Современный немецкий философ-постмодернист Одо Марквард в своей статье «Kant und die Wende zur Asthetik» подчеркнул, что с именем Канта связан так называемый эстетический переворот европейской традиции знания. Этот поворот означал именно то, что после Канта философия стала «трактовать искусство не ради того, чтобы понять искусство, а чтобы понять мир. И она трактует художника не ради понимания самого художника, а ради понимания человека как такового» [перевод мой. - П.К. ]. То есть эстетика как философская дисциплина расширила поле своих интересов, проникла в саму жизнь, идею чего мы найдём позже и у романтиков. В конце 20 века ещё один на сегодняшний день известный немецкий философ Вольфганг Вельш подхватил данную идею, заявив в своей книге «Undoing Aethetics», что «со времён Канта мышление модерна исходило из интуиции о том, что природа фундаментальных условий существования <.. .> является эстетической».
Но дальше отдельных, кратких упоминаний о влиянии Канта на мировоззрение романтиков до начала 21 столетия в исследовательской литературе дело не заходило. Не поэтическому, а именно философскому наследию романтиков до недавнего времени не уделяли достаточного внимания. Как ни странно, именно после выхода в свет упомянутого выше фильма у исследователей разных стран пробудился интерес к более основательному изучению философии романтиков «через призму» философии Канта. Возможно, это всего лишь совпадение, но факт остаётся фактом. Перечислим некоторые из недавно возникших идей.
Современный немецкий философ Манфред Франк увидел в романтиках «первое поколение читателей Канта» [перевод мой. - П.К. ]. А современный историк философии Карстен Целле в одной своей статье заявил, что романтизм и идеализм как две различные интерпретации философии Канта равноправны. Кроме указанных немецких имён среди наиболее значимых на сегодняшний день исследователей темы воздействия идей Канта на эстетические теории ранних (йенских) романтиков можно назвать таких американских исследователей как Джейн Кнеллер (Jane Kneller), Карл Америкс (Karl Ameriks), Фредерик Бейзер (Frederick Beiser), а также британского учёного Эндрю Боуи (Andrew Bowie). Труды всех этих деятелей современной науки мы в той или иной мере изучили для качественного исследования проблемы. Особенно важной нам показалась статья Джейн Кнеллер «Aesthetic Reflection and Human Nature: The Kantian Thread in Early German Romanticism», из которой мы смогли почерпнуть многие идеи, ставшие опорными пунктами нашей работы.
В настоящее время и в отечественных исследованиях часто можно натолкнуться на мысль о влиянии Канта на романтиков. Одной из наиболее полезных статей по данной теме является, на наш взгляд, уже упомянутая нами статья С.Б. Никоновой. Также современные исследовательницы Ю.Л. Аркан и Е.И. Наумова в их совместно написанной статье «Романтизм VS. Просвещение» утверждают, что романтики «акцентировали внимание на бессознательности, иррациональности жизни» и что при этом именно Кант «распахнул дверь для внерационального и иррационального познания».
Как бы там ни было, ни одна исследовательская работа ни в России, ни за рубежом ещё не была целиком посвящена тщательному, детальному разбору соотношения исключительно двух философских взглядов, а именно Канта и немецких романтиков: как мы упомянули выше, эта проблема достаточна нова и ещё не до конца изучена. Нашим исследованием мы хотим положить начало такому масштабному проекту, осознавая, что раскрыть сразу все его аспекты нам не позволит ограниченный формат нашей работы. Однако, возможным и даже необходимым мы считаем указание на некоторые нюансы избранной нами проблемы и углубление в отдельные из них в рамках поставленной перед нами цели. В чём же заключается наша цель?
Объектом нашего исследования являются эстетические воззрения Иммануила Канта и немецких романтиков. Особенно тщательно мы прорабатываем в рамках их эстетики, то есть поиска ими путей распознания красоты и возвышенности в природе и искусстве, существо таких понятий как вкус и гений. Как следствие, предметом нашего исследования выступает влияние кантовских концептов вкуса и гения на дальнейшую их интерпретацию немецкими романтиками.
Целью наших научных изысканий является выявление таких аспектов теории гения и вкуса Канта, которые нашли своё отражение в философии и творчестве немецких романтиков.
Для достижения поставленной цели мы ставим несколько задач. Во-первых, следует продемонстрировать, почему эстетическое учение Иммануила Канта можно, или даже нужно, считать новаторским для конца 18 века, причём именно как предвозвестника романтического мировоззрения. Во-вторых, необходимо подробно охарактеризовать понятия вкуса и гения у Канта и немецких романтиков. И, в-третьих, надлежит сопоставить отдельные элементы эстетики Канта с соответствующими им элементами эстетики немецких романтиков. Решению первой задачи будет посвящён первый параграф первой главы. Второй же её параграф, а также последующие две главы будут иметь дело с разрешением второй и третьей задач одновременно, поскольку они по своей сути взаимосвязаны.
Теперь обратимся к тому, каким образом мы будем решать сформулированные задачи. В первой главе мы разберёмся с тремя моментами, а именно: с культурным фоном философии Иммануила Канта, с истоками философии и творчества немецких романтиков и, что самое главное, - с основными компонентами эстетики Канта, которые мы сопоставим с концептуальной основой деятельности немецких романтиков. Вторая глава будет целиком посвящена понятию «гений»: его интерпретации до Канта (прежде всего в движении «Буря и натиск»), у Канта и после Канта (немецкими романтиками). В третьей главе мы обратимся к феномену игры как важнейшей составляющей эстетики и Канта, и романтиков.
Для нашего исследования мы основательно разобрали первую часть «Критики способности суждения» Канта, то есть «Критику эстетической способности суждения». Далее, мы ознакомились с творческим и философским наследием немецких романтиков, прежде всего с некоторыми работами Новалиса («Фрагменты об искусстве», «Ученики в Саисе», «Генрих фон Офтердинген») и философскими фрагментами братьев Шлегелей. Чтобы обогатить нашу работу примерами, мы также изучили и творчество некоторых композиторов и живописцев романтической эпохи. Поэтому в нашем тексте будут упомянуты такие имена как Роберт Шуман , Рихард Вагнер , а также Филипп Отто Рунге и Каспар Давид Фридрих . Кроме того, нами были рассмотрены отдельные исследовательские труды, посвящённые общей философско-культурной ситуации конца 18 - начала 19 веков, а также характеристике философии Канта и романтиков в целом. И, конечно же, главной опорой для нас служат уже упомянутые нами выше статьи Джейн Кнеллер и Светланы Никоновой.
В первую очередь в нашей работе мы пользуемся методом компаративистики, без которого мы были бы не в состоянии сравнивать смысловую наполненность одних и тех же терминов в различных философских школах. Мы внедряем в исследование и дескриптивный метод, так как он позволяет нам особенно выразительно проиллюстрировать ту или иную мысль при обращении к литературному или художественному произведению. Но определяющим всю суть нашей работы методом является герменевтический принцип, согласно которому мы истолковываем «Критику эстетической способности суждения» Канта «через призму» текстов немецких романтиков и, наоборот, рассматриваем работы представителей немецкого романтизма под углом зрения кантовской философии. Такой подход открывает перед нами новые перспективы при анализе эстетического учения как Иммануила Канта, так и немецкого романтизма.
Теперь восстановим в памяти, какие факты нам удалось уяснить в ходе нашего исследования, предпринятого с целью проиллюстрировать, как кантовская интерпретация вкуса и гения прижилась в философии и творчестве немецких романтиков. В первую очередь, мы указали на то, что Кант был первым мыслителем, даровавшим эстетике как философской дисциплине суверенность, независимость ни от познавательных, ни от морализаторских целей. Вследствие этого мы констатировали, что именно он совершил так называемый эстетический поворот, который привёл к возникновению немецкого романтизма, начавшего проецировать художественный взгляд на все пласты бытия.
В первой главе мы тщательно проанализировали кантовское понятие эстетического суждения. В результате мы пришли к выводу о том, что такие его компоненты как рефлексивность, незаинтересованность, субъективность и общезначимость присущи и эстетическому взгляду немецких романтиков и что именно рефлексивный, свободный от понятийной целесообразности характер эстетического созерцания лёг в основу романтической эстетики бесконечного. Мы выяснили также, что в эстетике Канта понятие вкус распространялось только на суждение о прекрасном, в то время как в эстетике бесконечного оно захватывало и восприятие возвышенного.
Разбирая далее понятие гений, мы пришли к тому, что носитель гения, по Канту, хотя и свободен, но обязан воспитывать в себе вкус, чтобы быть в состоянии творить подлинно прекрасное. При этом гений романтика, как оказалось, априори обладает непогрешимым вкусом. Здесь же мы доказали, что, несмотря на это различие, романтический гений - скорее кантовский, чем «штюрмеровский», так как ему присуща не импульсивность последних, а рефлексивность первого.
Поскольку и суждение вкуса, и творчество гения, согласно Канту, основаны на свободной игре познавательных способностей, мы посвятили понятию игры целую главу. Тем более, что для немецких романтиков не только искусство, но и вся жизнь - игра. В этой главе мы обосновали позицию о том, что именно понятие игры Канта - предвозвестник подобного, «игрового» мироощущения романтика.
Изучение эстетики Канта и немецкого романтизма на сегодняшний день не просто не теряет своей актуальности, но, наоборот, только -только по-настоящему начинает её приобретать - в связи с оцениванием или переоценкой тех явлений нашей жизни, которые уже успели войти в «плоть и кровь» современного, глобализированного мира, так же как и в наше сознание. Чтобы лучше понять себя, нашу реальность, в плюралистической «паутине» которой мы порой запутываемся, мы постепенно начинаем ощущать необходимость в осмыслении сути происходящего, его причин и истоков. И именно там, в эстетическом учении Канта и в претворении немецкими романтиками идей кёнигсбергского мыслителя в жизнь, лежит ключ к разгадке многих современных феноменов.
То, что понятие игры как средства создания новой реальности укоренилось в нашей повседневности, не подлежит сомнению. Всё более функциональные и эргономичные цифровые технологии всё лучше и лучше позволяют нам почувствовать себя частью другой, виртуальной реальности. Это доходит порой до полной подмены действительности вымышленным миром, как, например, в случае с очками виртуальной реальности. А ведь немецкие романтики были первыми, кто попытался заменить обыденную жизнь художественной игрой, концепт которой впервые возник в философии Канта.
Несомненно и то, что творчество многих современных художников пропитано кантовской, равно как и романтической, идеей автономного, независящего от практических интересов художественного творчества. Эти творцы, провозглашающие сегодня ценность «искусства ради искусства», стремятся не к следованию веяниям моды или «трансляции» политических идей, а к выражению их неповторимой, самобытной индивидуальности. А это, в свою очередь, напоминает нам о наделении Кантом и немецкими романтиками гения духом оригинальности.
Поиск источника наших сегодняшних особенностей очень важен для обогащения понимания культурно-исторических взаимосвязей и нашего собственного, человеческого развития. Наше исследование осветило одну из многочисленных сторон человеческого прошлого, которая оказала удивительное воздействие на наше настоящее. Мы смогли увидеть и конкретизировать непосредственную связь Канта с немецкими романтиками, и прежде всего с теми аспектами мировоззрения последних, которые являются релевантными для человечества и сегодня. В этом заключается наш вклад в становление мирового теоретического знания.
Но мы не исключаем и практической значимости нашей работы. Ещё во введении мы указали на необходимость крупномасштабного исследования влияния Канта на немецкий романтизм. При создании подобного труда пользование теоретическими «плодами» нашей научной работы может помочь в выявлении основных аспектов указанной проблемы и их упорядочении. Кроме того, мы видим смысл не только в дальнейшем углублении в уже разобранные нами стороны проблемы, но и в раскрытии других, не менее важных её аспектов. Если бы наша работа могла быть более объёмной, мы бы остановились, к примеру, ещё и на вопросе о том, как частью романтического миросозерцания стал взгляд Канта на поэзию как на высший вид искусства. Или мы могли бы подробнее раскрыть содержание написанной Новалисом «штудии» Канта (Kant-Studie). Как бы там ни было, но возможность разобраться в этом, как и в других, связанных с этим, вопросах мы отложим на будущее.