Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития стартапа и малого бизнеса 8
1.1. Сущность стартапа, отличие от малого бизнеса 8
1.2. Понятие, сущность, функции малого бизнеса 17
1.3. Особенности продвижения малого бизнеса в социальных сетях 25
1.4. Аудитория социальных сетей: принципы и возможности сегментирования 37
1.5. Специфика социальной сети Instagram 44
Глава II. Исследование возможностей продвижения стартапа средствами SMM 52
2.1. Описание эмпирических объектов исследования 52
2.2. Исследование особенностей стартапов в контексте их продвижения: анализ
кейсов 59
2.3. Анализ практик создания и продвижения стартапов по материалам экспертных
интервью 69
2.4. Особенности продвижения бизнес-проектов в Instagram: анализ кейсов и
выработка рекомендаций 72
Заключение 90
БИБЛИОГРАФИЯ 93
Приложения
Интернет - коммуникационная система, которая впервые сделала возможным общение людей в любой момент времени и в глобальном масштабе. И сегодня интернет предоставляет множество возможностей для разных видов деятельности.
Особую роль Интернет, с тех пор как он стал общедоступным, сыграл в коммерческой деятельности, поскольку стал одним из самых популярных инструментов продвижения.
Сейчас существует большое количество социальных сетей, которые выполняют разные функции и предназначены для разных целевых аудиторий. Выбор платформы для продвижения зависит от особенностей целевой аудитории, специфики продвигаемого продукта и целей, которые преследует компания или бренд.
С появлением такой платформы, как Instagram появилась возможность продвижения с помощью преимущественно визуального контента, что является наиболее эффективным для такого типа потребителей, как «визуалы» (46,2%)? Instagram был запущен в октябре 2010 года, и в рекордно короткие сроки приложение стало полноценной социальной сетью со своим веб - интерфейсом. Данная социальная сеть с каждым днем становится все более совершенной и простой в использовании как для обычных пользователей, так и для бизнесменов благодаря новым эффективным инструментам.
В современном мире компании и бренды активно используют социальные сети для продвижения своей продукции, но многие из них не используют новые технологии и инструменты ввиду недостаточности теоретических знаний и практических навыков.
Актуальность. Для стартапов и предприятий малого бизнеса так же, как и для крупных компаний, актуальным является продвижение с помощью различных инструментов, в том числе и с помощью Интернет. Бизнес и реклама тесно взаимосвязаны, поэтому от эффективных рекламных инструментов зависит степень успеха любого бизнеса.
В современных экономических условиях развития бизнеса появляются новые виртуальные инструменты продвижения. Instagram - это эффективная возможность для стартапа перейти на новый уровень развития.
Необходимо отметить, что сегодня мы живем не столько в информационной экономике, сколько в экономике внимания. В настоящее время наиболее востребованным ресурсом является внимание, нуждающееся в постоянном удержании. Instagram - идеальный инструмент для монетизации бизнеса, удержания виртуальных подписчиков и превращения их в реальных потребителей. Именно поэтому в современных условиях актуальным является спрос на исследование стартапов, их функционирования.
Каждый владелец фирмы, будь то начинающий или уже опытный предприниматель, сталкивается с проблемой продвижения своего бизнеса. Необходимость рекламы своих товаров или услуг не вызывает сомнений. Чтобы увеличивать объем выручки, количество клиентов, повышать осведомленность местного населения о той или иной компании, требуются маркетинговые инструменты продвижения.
В этой связи стоит отметить, что предприятия малого бизнеса и стартапы зачастую не обладают большим бюджетом, поэтому не имеют возможности использовать наружную, ТВ-рекламу, следовательно, обращаются к инструментам SMM, так как они менее затратны и охватывают такое же количество потенциальных клиентов.
Объектом данной работы является продвижение стартапов. Предметом - средства и инструменты продвижения стартапа.
Цель работы заключается в изучении особенностей продвижения стартапов средствами SMM.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, сущность и функции стартапа и малого бизнеса, определить основные отличия стартапа от малого бизнеса.
2. Выявить особенности продвижения малого бизнеса в социальных сетях.
3. Определить специфику социальной сети Instagram как инструмента продвижения.
4. Исследовать возможности продвижения стартапа средствами SMM.
5. Охарактеризовать особенности продвижения стартапов в Instagram.
6. Дать рекомендации по эффективному ведению Instagram.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования:
• теоретический - анализ и синтез полученной информации;
• формализованный и неформализованный анализ документов;
• экспертное интервью.
Теоретическую базу данной работы составляют, во-первых, труды, посвящённые теоретическим аспектам продвижения в социальных сетях: С.Бланка, Э.Рис, У. Дрейпер, С. Экланд, Е.Е.Дубинина, О.А. Манчулянцева, Д.Г. Довгополого, В. О. Икрянникова, Г.Н. Гукасьяна. Во-вторых, научные работы ведущих специалистов в области изучения проблем малого бизнеса и развития стартапов в России - А.И. Каширина, М.О. Иншакова, Л.Л. Игонина, Л.Ф.Захаровой, Н.К. Моисеевой, Л. Вебера, Д. Халилова, В. Ляпорова. В-третьих, интернет- ресурсы, посвящённые разработке коммуникационной стратегии продвижения товара в сети.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные, посвящённые исследуемой теме, результаты опросов, отзывы в социальных сетях, материалы экспертных интервью, обобщенный опыт автора диссертации в сфере SMM-продвижения.
Практическая значимость работы обусловлена повышенным вниманием современного человека к развитию бизнеса в социальных сетях, их огромным значением в продвижении организаций и персональных брендов. Данные, представленные в работе, могут быть полезны как представителям малого бизнеса и стартаперам для дальнейшего продвижения, так и пользователям, имеющим цель продвижения личного бренда в Instagram.
Структура исследования.
Представленная работа имеет следующую структуру.
Введение (обоснование темы исследования, актуальность работы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, методы исследования, практическая значимость работы, теоретическая и эмпирическая база исследования, структура работы).
Глава I. В первой главе «Теоретические аспекты развития стартапа и малого бизнеса. Специфика развития бизнеса в социальных сетях» рассмотрены понятие, сущность и функции стартапа и малого бизнеса, выявлены отличия малого бизнеса от стартапа, определены особенности продвижения бизнеса в социальных сетях, основные этапы разработки SMM-стратегии в социальных сетях, выявлена специфика социальной сети Instagram. Кроме того, в данной главе изучена аудитория социальных сетей с точки зрения принципов и возможностей сегментирования.
Глава II. Во второй главе «Исследование возможностей продвижения стартапа средствами SMM» описаны объекты стартапа и малого бизнеса, вы-бранные для исследования, сделан SWOT-анализ данных объектов, контент- анализ отзывов, а также представлен анализ экспертных интервью, проанализированы особенности продвижения в Instagram, даны рекомендации по эффективному ведению Instagram.
Заключение (подведены итоги теоретического и практического исследования, сделаны выводы, исходящие из цели и задач работы, дана общая оценка эффективности выбранного подхода, намечены перспективы исследования).
Библиография содержит библиографическое описание источников, используемых в данной работе.
Приложения содержат таблицы, диаграммы, скрины интернет- страниц.
В ходе представленной работы изучены и проанализированы особенности продвижения стартапа средствами SMM. Актуальность выбранной темы подтверждена современными условиями развития малого бизнеса и стартапа с помощью социальных сетей.
Каждый из этапов работы отвечал требованиям поставленных задач. Все задачи, выдвинутые в начале исследования, были реализованы последо¬вательно.
Так, на первоначальном этапе были изучены понятия, сущность и функции стартапа и малого бизнеса, определены отличия стартапа от малого бизнеса, а также особенности продвижения малого бизнеса в социальных сетях, рассмотрены особенности продвижения, основные этапы разработки SMM-стратегии в социальных сетях, аудитория социальных сетей изучена с точки зрения принципов и возможностей сегментирования. Такой подход в структуре и изучении материала позволил сделать следующие выводы. Во-первых, стартап - это бизнес, использующий глобальные возможности современного рынка, имеющий очевидные по сравнению с малым бизнесом конкурентные преимущества и высокий потенциал дальнейшего роста. В российской экономике сегодня формирование рынка стартапов имеет высокий уровень развития. Во-вторых, мы выяснили, что SMM-стратегия является необходимым эффективным инструментом для продвижения бизнеса в социальных сетях, Главная цель разработки SMM-стратегий - это управление взаимодействием потребителя и бренда, формирование эффективного и предсказуемого общения потребителя с брендом, совершенствование бренда, согласно мнению потребителя, запросов времени и рынка. В процессе разработки SMM-стратегии анализируются задачи, формируется коммуникативное сообщение и коммуникационная цель, определяются основные элементы, с помощью которых будет происходить эффективная передача сообщений представителям целевых аудиторий. А для качественного продвижения бизнеса необходимо объективное знание о целевой аудитории социальных сетей.
Следующий этап работы представлял собой эмпирическое исследование. Для этого автором были выбраны объекты стартапа и малого бизнеса, на примере которых исследовалась возможность продвижения средствами SMM. В ходе решения данной задачи были проведены SWOT-анализ объек¬тов, контент-анализ отзывов об одном из объектов и анализ материалов экс¬пертных интервью, посвященных созданию и продвижению стартапов. На данном этапе мы пришли к следующим основным положениям: анализ экспертных интервью позволил выделить предпосылки возникновения стартапов, эффективные механизмы управления бизнесом, существующие внутри стартапа, информацию об эффективном продвижение стартапов в социальных сетях.
На завершающем этапе работы важно было оценить эффективность продвижения в сети Instagram. Для этого нами выявлена специфика социальной сети Instagram, определён портрет потенциального подписчика в этой социальной сети, проанализированы особенности продвижения в Instagram на основе личного опыта автора, разработаны рекомендации по эффектив¬ному ведению Instagram.
Мы выяснили, что Instagram сегодня входит в число наиболее перспективных социальных платформ для продвижения бизнеса. Во-первых, популярность этой сети уверенно растет. При этом пользователи Instagram демонстрируют высокую вовлеченность во взаимодействии друг с другом и брендами. Во-вторых, Instagram позволяет публиковать и потреблять визуальный контент, который воспринимается пользователями в десятки тысяч раз быстрее по сравнению с текстовым.
Instagram по своему потенциалу - это перспективная площадка различных возможностей как для В2С-брендов (т.е. нацеленных на конечного потребителя), так и для ориентированных на бизнес-аудиторию компаний. По данным статистики, Instagram сегодня - одна из самых перспективных плат¬форм для продвижения бизнеса.
Продвижение малого бизнеса в Instagram помогает достичь следующих целей: узнаваемость компании/бренда, лояльность пользователей, управление репутацией и обратная связь, лидогенерация (получение целевых обращений в компанию).
В ходе исследования мы пришли к выводу, что Instagram — это мощный инструмент маркетинга и социального обмена, который можно использовать в первую очередь потому, что он дает возможность работать через него визуально. Instagram стал не просто своего рода «стартовой площадкой» для предприятий малого бизнеса, но и эффективным инструментом в развитии бизнеса.
Данный раздел работы представляет собой практическую часть, основанную на обобщённом личном опыте автора, что представляет практическую значимость работы и перспективы исследования в этой области.
Таким образом, выбранный подход в исследовании темы оказался эффективным. Необходимо отметить, что цель исследования достигнута. Тема работы, на наш взгляд, актуальна и имеет перспективы для исследования в различных аспектах, а также практическую значимость. В профессиональных планах автора - открытие SMM-агентства, потому материалы диссертации будут основой для построения индивидуальной профессиональной траектории
1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. М.: Русский гуманитарный Интернет- университет, 2007. 285 с.
2. Вебер Л. Эффективный маркетинг в интернете. Социальные сети, блоги, twitter и другие инструменты продвижения в сети. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. 286 с.
3. Годин, С. Идея-вирус? Эпидемия! Заставьте клиентов работать на ваш сбыт. - Спб., 2008.
4. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+, Москва, 2016, - 358 с.
5. Ляпоров В. Бумажные номера. Медиаметрия интернет-рекламы [Электронный ресурс]. URL: http://www.rb-edu.ru/library/articles
/articles 5366.html.(дата обращения 14.01.18).
6. Машкова, С.Г. Интернет-журналистика: учебное пособие. Тамбов : Изд- во тамб. гос. техн. ун-та, 2016. 80 с.
7. Механизмы виральности новостного контента в социальных сетях
[Электронный ресурс] URL: http: //vernsky.ru/pubs/6455/Mehanizmy
virulentnostinovostnogokontenta v sotsialnyhsetyahnaprimere RT RBK iMeduza?viewmode=text(дата обращения 14.01.18).
8. Проблемы присутствия брендов в социальных сетях [Электронный ресурс] . URL: http: //vernsky.ru/pubs/5637/Problemy_prisutstviya_brendov_v_s otsialnyh_setyah. (дата обращения 14.01.18).
9. Продвижение в социальных сетях: цифры, тренды, рекомендации
[Электронный pecypc] URL:
file:///C:/Users/Lenovo/Downloads/Social%20medias%20trends%20ot%20Ingate.pdf(дата обращения 14.01.18).
10. Продвижение журналистских статей в соцсетях: вебинар фонда ОНФ «Правда и справедливость» [Электронный ресурс] URL:https://vimeo.com/15645140(дата обращения 14.01.18).
11. Разработка коммуникационной стратегии продвижения товара в сети Интернет [Электронный ресурс] URL:http://www.hse.ru/data/2014(дата обращения 14.01.18).
12. Розен. Э Анатомия сарафанного маркетинга, Москва, 2013.
13. Румянцев Д. Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Новые практики и технологии. Спб.: Питер, 2016. 400 с.
14. Свежая SMM статистика для маркетологов [Электронный ресурс] URL:https://rusability.ru/intemet-marketing/svezhaya-smm-statistika-dlya-marketologov/(дата обращения 14.01.18).
15. Сладкова, О. Б. Мониторинг в коммуникативной ситуации современной России. РГБ. Информкультура. 2015. №6. С. 13-19.
16. Социальные сети в России. Зима 2016-2017. Цифры и тренды: Bran¬dAnalytics [Электронный ресурс] URL:
http: //www.slideshare.net/T aylli01/(дата обращения 14.01.18).
17. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii- leto-2017-tsifry-i-trendy/(дата обращения 14.01.18).
18.Число пользователей интернета достигло 3,2 млрд // Вести.Экономика - российский новостной портал. [Электронный ресурс] URL: http://www.vestifinance.ru/articles/65097(дата обращения 14.01.18).
19. Шмидт Э., Тойбинер К. Российский Интернет как (альтернативная) публичная сфера? // Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. М.: НЛО, 2009. С.105-109.
20. Шукалова Е. Интернет-маркетинг понятным языком. М.: 2013. 132 с.
21. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 144 с.
22.Instagramкак особый жанр виртуальной коммуникации [Электронный ресурс] URL: http://sciournal.ru/articles/issn 1997-2911 2015 12-3
21.pdf(дата обращения 14.01.18).
23. Киметрика. Коммуникационные сервисы превращаются в информационные. [Электронный ресурс] URL:
http://rumetrika.rambler.rU/review/2/4466(дата обращения 14.01.18).
24. Bampo M. et al. The effects of the social structure of digital networks on vi¬ral marketing performance //Information systems research. - 2008. - Т. 19. - №. 3. - С. 273-290.
25. Benway J. P., Lane D. M. Banner blindness: Web searchers often miss "ob¬vious" links // Itg Newsletter. - 1998. - Т. 1. - №. 3.
26. Bevins C. Get Schooled: A Visual Social Semiotic Analysis of Target's Branding using Instagram. - 2014.
27. Campbell C. et al. Understanding consumer conversations around ads in a Web 2.0 world //Journal of Advertising. - 2011. - Т. 40. - №. 1. - С. 87-102.
28. Campbell C., Marks L. J. Good native advertising isn'ta secret //Business Horizons. - 2015. - Т. 58. - №. 6. - С. 599-606.
29. Carroll E., Romano J. Your digital afterlife: When Facebook, Flickr and Twitter are your estate, what's your legacy?. - New Riders, 2010. - P. 3.
30. Вебер Л. Эффективный маркетинг в интернете. Социальные сети, блоги, twitter и другие инструменты продвижения в сети. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. 286 с.
31. Гитомер Дж. Бизнес в социальных сетях. Как продавать, лидировать и побеждать. СПБ, 2012
32. Enge E. et al. The art of SEO. - " O'Reilly Media, Inc.", 2012.
33. Krishnamurthy S. (ed.). Contemporary Research in E-marketing. - IGI Glob¬al, 2004. - Т. 1.
34. Кудинов А. CRM: российская практика эффективного бизнеса, Москва, 2008, - 374 с.
35. Кульминская А.В. Блог-сообщества как социальный феномен и инструмент формирования общественного мнения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти профессора В. Т. Шапко «Актуальные проблемы социологии культуры» - Екатеринбург, 2012. - С. 706-712.
36. Levinson J. C. Guerrilla Marketing: Easy and Inexpensive Strategies for Making Big Profits from Your SmallBusiness. - Houghton Mifflin Harcourt, - 2007.
37. Ляпоров В. Бумажные номера. Медиаметрия интернет-рекламы [Электронный ресурс]. URL: http: //www.rb-edu.ru/library/articles
/articles 5366.html.(дата обращения 14.01.18).
38. Машкова, С.Г. Интернет-журналистика : учебное пособие. Тамбов : Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2016. 80 с.
39. Механизмы виральности новостного контента в социальных сетях [Электронный ресурс] URL: http: //vernsky.ru/pubs/6455/Mehanizmy
virulentnostinovostnogokontenta v sotsialnyhsetyahnaprimere RT RBK iMeduza?viewmode=text(дата обращения 14.01.18).
40. Нилова Л. Поп-маркетинг: Insta-грамотность и контент-стратегия. М.: Аст, 2017.
41. Носова Н.С. Лояльность клиентов, или как удержать старых и привлечь новых клиентов. - М.: Дашков и Ко, Анлейс, - 2012. - 240 с.
42. Панченко А. 8 вопросов SMM-маркетолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusbase.com/list/8-voprosov/, свободный. - Загл. с экрана.
43. Парабеллум А. Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса. / А. Парабеллум, Н. Мрочковский. - СПб.: Питер, - 2013. - 176 с.
44. Проблемы присутствия брендов в социальных сетях [Электронный ресурс]. URL: http:
//vernsky.ru/pubs/5637/Problemy_prisutstviya_brendov_v_sotsialnyh_setyah. (дата обращения 14.01.18).
45. Продвижение в социальных сетях: цифры, тренды, рекомендации
[Электронный pecypc] URL:
file:///C:/Users/Lenovo/Downloads/Social%20medias%20trends%20ot%20Ingate.pdf(дата обращения 14.01.18).
46. Продвижение журналистских статей в соцсетях: вебинар фонда ОНФ «Правда и справедливость» [Электронный ресурс] URL:https://vimeo.com/15645140(дата обращения 14.01.18).
47. Разработка коммуникационной стратегии продвижения товара в сети Интернет [Электронный ресурс] URL:http://www.hse.ru/data/2014(дата обращения 14.01.18).
48. Репьев А. Маркетинговое мышление. - М.: Библос, - 2014. - 510 с.
49. Румянцев Д. Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Новые практики и технологии. Спб.: Питер, 2016. 400 с.
50. Свежая SMM статистика для маркетологов [Электронный ресурс] URL:https://rusability.ru/internet-marketing/svezhaya-smm-statistika-dlya-marketologov/(дата обращения 14.01.18).
51. Сладкова, О. Б. Мониторинг в коммуникативной ситуации современной России. РГБ. Информкультура. 2015. №6. С. 13-19.
52. Социальные сети в России. Зима 2016-2017. Цифры и тренды: Bran¬dAnalytics [Электронный ресурс] URL:
http://www.slideshare.net/Taylli01/(дата обращения 14.01.18).
53. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii- leto-2017-tsifry-i-trendy/(дата обращения 14.01.18).
54. Третьяк О. Маркетинг взаимоотношений: концепции, формирование и развитие. НИУ ВШЭ, 2013.
55. Успенский И. Интернет-маркетинг. СПБ.: СПБГУЭиФ.
56. Фоллс Дж. Маркетинг в социальных медиа. Просто о главном. /Дж. Фоллс, Э. Декерс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, - 2012. - 336 с.
57. Хайден Б. Pinterest для бизнеса, Москва, 2013.
58. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 144 с.
59. Хилл Н. Как измерить удовлетворенность клиентов / Н. Хилл, Дж. Брайерли, Р. Мак-Дуголл - М.: ИНФРА-М, 2005. - 123 с.
60. Шевченко Д.А., Павлов С. Контент-анализ рекламы образовательных услуг [Электронный ресурс] // Практический маркетинг. 2002. No 7. URL: http://www.cfin.ru/ press/practical/2002-07/05.shtml (дата обращения: 29.03.2018).
61. Щербаков C. Партизанский маркетинг в социальных сетях, СПб., 2015, - 170 с.
62. Шукалова Е. Интернет-маркетинг понятным языком. М.: 2013. 132 с.
63.Instagramкак особый жанр виртуальной коммуникации [Электронный ресурс] URL: http://sciournal.ru/articles/issn 1997-2911 2015 12-3
21.pdf(дата обращения 14.01.18).
64. ЯИметрика. Коммуникационные сервисы превращаются в информационные. [Электронный ресурс] URL:
http://rumetrika.rambler.rU/review/2/4466(дата обращения 14.01.18).
65. Сайт: influencermarketinghub.com. URL: influencermarketinghub.com/ (Дата обращения: 2.01.18).
66^айт: instagram.com. URL:instagram.com/posadik.( Дата обращения:
7.01.18).
67^айт: instagram.com. URL:instagram.com/natali.barishok(Дата обращения: 5.01.18).
68. Cайт: instagram.com. URL: instagram. com/taxovichkoff(Дата обращения: 5.01.18).
69^айт: instagram.com. URL:instagram.com/dostaevsky(Дата обращения:
5.01.18).
70.C3HT: instagram.com. URL:instagram.com/vaffelspb(Дата обращения:
10.03.18).