Введение
1. Теоретико-правовые основы статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
1.1 Таможенная служба как особый вид государственной службы
1.2 Понятие и особенности правового статуса должностных лиц таможенных органов
1.3 Административный мандат должностных лиц таможенных органов
2. Административно-правовой механизм реализации правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
2.1 Прохождение службы в таможенных органах Российской Федерации
2.2 Ответственность сотрудников таможенных органов
2.3 Правовая защита сотрудников таможенных органов
Заключение
Список использованных источников
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
В нашей стране идет сложный процесс становления института государственной службы, а так как должностные лица таможенных органов относятся к государственным служащим, то и таможенная служба переживает некоторые преобразования, которые отражаются на правовом статусе таможенных служащих.
За последние годы приняты базисные законодательные акты, которые регламентируют институт государственной службы: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 1336 была утверждена Федеральная программа "Реформирования Государственной службы Российской Федерации на 2003 - 2005 годы. Принятые организационно-правовые меры позволили вывести государственную службу в России на новый уровень. Однако до сих пор остаются пробелы в нормативно-правовом регулировании федеральной государственной службы.
Не принят Федеральный закон о правоохранительной службе, понятие военной службы, закрепленное в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", не детализировано в соответствующих нормативно-правовых актах.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении правового регулирования таможенной службы.
Качественную организацию таможенного дела, единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики, а также выполнение значительного объема работ и функций, возложенных на таможенные органы РФ, невозможно обеспечить без совершенного исполнителя, приложения усилий множества людей, которые должны иметь определенное правовое и социальное положение, устанавливаемое в федеральных законах и подзаконных нормативных актах.
Должностное лицо — главное действующее лицо в таможенных органах Российской Федерации, основа корпуса таможенных служащих, которые по своему правовому положению отличаются от других категорий работников. Современное государственное строительство предъявляет к должностным лицам таможенных органов РФ высокие требования. Связано это с тем, что в Российской Федерации произошли значительные политические, экономические, социальные изменения, существенным образом повлиявшие на смену концепции таможенного дела. Радикальные изменения в экономической и политической жизни России повлекли за собой не менее радикальные перемены в таможенном деле. Изменилась таможенная политика, правовое положение таможенных органов, инструменты таможенного контроля. Работа современных таможенных органов ориентирована на функционирование в условиях свободного рынка, она имеет многоаспектный характер, сложна, динамична; диапазон видов услуг велик; существенно возросло количество таможенных организаций и должностных лиц. Закономерным следствием этих новшеств явилась и смена правового статуса должностного лица.
Принятие в 1993 году первого основного таможенного закона — Таможенного кодекса Российской Федерации, а затем других законодательных актов - Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» — положило начало процессу формирования правового статуса должностного лица таможенных органов РФ, соответствующего новым задачам и целям последних. Его правовое положение, объем компетенции, права и обязанности, гарантии и иммунитет, формальные требования и юридические ограничения, отличия от других категорий государственных служащих, а также нравственные и иные аспекты работы требуют комплексного анализа и научного осмысления правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и всех формирующих его элементов. Однако Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" был принят достаточно давно. С момента вступления его в законную силу несколько раз менялся правовой статус таможенных органов, с 2004 года действует новый Таможенный кодекс Российской Федерации, действует совершенно иной административно-правовой механизм управления таможенным делом.
Конкретные параметры исследования статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, установленного современным законодательством, в комплексе пока мало изучены. Так, в науке административного права проблемы статуса должностных лиц вообще, и в сфере таможенного дела в частности, исследовались с широких позиций, в рамках системы государственного управления, государственной службы и власти в целом.
Научная литература, появившаяся в последние годы, дает определение понятию «должность», как таковому, а также содержит темы, освещающие деятельность должностных лиц и их правовой статус, установленный новым таможенным законодательством. Это работы Д.Н. Бахраха, А.П. Коренева Ю.Н. Старилова, В.М. Манохина, Ю.А. Розенбаума Б.Н. Габричидзе, А.П. Лончакова, А.Ф. Ноздрачева, В.Г. Драганова. Ряд работ по иным дисциплинам содержат краткие разделы, в которых освещаются некоторые аспекты правового статуса должностных лиц таможенной службы РФ. В их числе учебник по административному праву В.М. Манохина, Ю.С. Адушкина, З.А. Багишаева, книга Л. А. Чикановой «Государственные служащие» и некоторые другие.
Отдавая дань сделанному, необходимо отметить, что отсутствие достаточной научной разработки этой проблематики затрудняет процесс совершенствования правового статуса должностного лица таможенных органов РФ. Между тем, практика выдвигает ряд серьезных проблем в данной области — о компетенции таможенных органов в целом, их дислокации, полномочиях и функциях должностных лиц. Рассмотрение указанных проблем периодически осуществляется в таможенных органах, однако, их невозможно решить только на оперативном уровне, они требуют глубокого научного анализа, и в этом плане еще многое предстоит сделать в связи с созданием действенной модели таможенных органов Российской Федерации, отвечающей радикальным переменам в России.
Объект исследования составляет совокупность отношений, возникающих в связи с определением правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и в процессе его реализации данными должностными лицами.
Предметом исследования является специфика правового статуса должностных лиц таможенных органов и особенности его реализации при осуществлении функций и задач, возложенных государством на таможенные органы Российской Федерации.
Цель настоящего исследования состоит в комплексном, взаимосвязанном исследовании правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.
В связи с выдвинутой целью поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать таможенную службу Российской Федерации как особый вид государственной службы;
- рассмотреть понятие правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
- определить основные элементы правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
- установить специфику содержания правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
- описать механизм реализации правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
- рассмотреть систему гарантий правового статуса должностных лиц, несущих службу в таможенных органах Российской Федерации.
Методологическую основу настоящего исследования составляют как общенаучные методы познания, такие как системный подход и системный анализ, единство исторического, логического, социологический анализ.
Теоретической предпосылкой данного исследования явились работы А.П. Лончакова, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, Б.М. Лазарева, Ю.М. Козлова, А.П. Алехина, Б.Н. Габричидзе, Д.Н. Бахраха, Ю.Н. Старилова, В.Н. Манохина, М.М. Рассолова, А.Ф. Ноздрачева, В.А. Прокошина, К.С. Бельского, П.В. Дзюбенко, В.Г. Драганова, А.С. Круглова, М.В. Ванина, С.А. Солдатова, Ю.Ю. Соковых, Ю.Г. Кисловского, А.Ф. Лисова, Н.Б. Николаева, Ю.С. Адушкина, СИ. Съедина, Э.И. Юна, А.Н. Яцушко.
Нормативная база исследования представлена международными актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными актами Федеральной таможенной службы.
Научная новизна данной работы состоит в комплексном анализе правового статуса должностных лиц таможенных органов в связи с реформированием системы таможенных органов страны.
Рассмотренные аспекты правового статуса должностных лиц таможенных органов и выявленные в них недостатки свидетельствуют о том, что данная сфера вопросов таможенной службы далеко не идеальна и требует развития и преобразования.
Несовершенство законодательства, отсутствие материальной подкрепления правового статуса таможенных сотрудников не единственные проблемы. Существует проблема, которая проскальзывает во всех сферах деятельности государственных органов – это коррупция. В Российской Федерации нет четкого отлаженного механизма контроля за деятельностью таможенных органов, который позволил бы перешагнуть через черту коррумпированности данной государственной структуры. Однако в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» есть ограничения, носящие антикоррупционный характер. В частности, в статье 7 закона закреплено: должностные лица таможенных органов не могут заниматься предпринимательской деятельностью и другой оплачиваемой деятельностью, получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, также сотрудники при поступлении на государственную должность обязаны предоставлять в органы Государственной налоговой службы Российской Федерации сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Здесь отечественное законодательство соответствует международным стандартам. Назначение данных ограничений состоит в том, чтобы обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий таможенных органов, установить препятствия возможному злоупотреблению должностным положением, создать условия для независимости служебной деятельности и вместе с тем гарантировать осуществление служащими гражданских прав.
Для пресечения и предупреждения коррупции в нашей стране, необходимо учитывать позитивный зарубежный опыт.
Государственная служба в ряде государств рассматривается как особый вид деятельности со своими четко определенными правилами, а корпус государственных служащих обязан подчиняться жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам. В некоторых странах приняты специальные законы, содержащие подобные нормы. В частности, в США такими актами являются Принципы этического поведения правительственных чиновников и служащих, в Великобритании – Кодекс условий службы и оплаты государственных чиновников, Общие принципы поведения государственных служащих, в ФРГ – Федеральный закон о дисциплинарном режиме государственной службы. В этих актах подчеркивается престижность государственной службы и моральная ответственность лиц, состоящих на службе перед обществом.
В Российской Федерации моральному облику должностного лица уделяют недостаточно внимания, отсутствуют нормативно-правовые акты, определяющие нормы этического и морального поведения сотрудников государственных служб.
Подводя итог, хочется еще раз отметить острую необходимость четко выделить в специальном законодательстве вопросы социально-правовой защиты сотрудников таможенных органов, а также разработать Концепцию социально-правовой защиты сотрудников.
Но в России уже начались кардинальные преобразования в сфере государственной службы, которые вероятно коснуться правового статуса должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, и можно будет уверенно полагаться на компетентность и моральную ответственность государственных служащих.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря
1. "О государственной гражданской службе Российской Федерации": Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - №N 31. - ст. 3215
2. Таможенный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 2003. - N 22. - ст. 2066
3. "О системе государственной службы Российской Федерации": Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ // Российская газета от 31 мая 2003 г. N104
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - N 1. - ст. 1; N 18. - ст. 1721. - N 30. - ст. 3029; N 44. - ст. 4295, 4298; 2003. - N 27. - ст. 2700, 2708, 2717; Парламентская газета. – 2003. - 15 ноября
5. "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях": Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ // "Российская газета". – 31 декабря 2001., СЗ РФ.- 2002 г. - N 1 (Часть I) . -ст. 2
6. О лицензировании отдельных видов деятельности":Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - N 93.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 31. - ст. 3824
8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 2. - ст. 176
9. «О прокуратуре Российской Федерации»: Федеральный закон от 17 января 1992г. // СЗ РФ.- 1995.- №47.- Ст.4472.
10. «О внешней разведке»: Федеральный закон от 25 мая 1996г. // СЗ РФ.- 1996.- №3.- Ст.143.
11. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»: Федеральный закон от 21 июля 1997г. // СЗ РФ.-1997.-№ 30.-Ст.3586.
12. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-фз// Российская газета. – 1994. - 15 июня.
13. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023; N 31. Ст. 3234.
14. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023; N 31. Ст. 3234; N 38. Ст. 3775; N 42. Ст. 4107.
15. "О Федеральной таможенной службе": Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429 // СЗ РФ. – 2004. - N 35. - ст. 3637
16. Об утверждении Положения об учреждении и функционировании таможенных складов, владельцами которых являются таможенные органы: Приказ ГТК России от 8 сентября 2003 г. N 972 // Российская газета. 2003. 9 окт.
17. Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей: Приказ ГТК России от 14 августа 2003 г. N 886 // Российская газета. 2003. 28 авг.
18. Об утверждении формы решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке: Приказ ГТК России от 14 августа 2003 г. N 885 // Российская газета. 2003. 2 сент.
19. «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции должностного лица таможенного органа Российской Федерации»: Приказ ГТК России от 29 ноября 2002г. № 1277 // СЗ РФ.-2002.-№39.-Ст.4462.
20. «Об утверждении Положения об организации работы по проведению аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации»: Приказ ГТК России от 29 ноября 2002г. // Бюллетень «Таможенные ведомости».-2002.-№ 11.
21. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учеб.-М.: Статут, 2000.-133 с.
22. Административное право / Под ред. Бахрах Д.М.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2005.-789 с.
23. Административно-правовая организация механизма функционирования государственной службы / Под. ред. А.П. Лончакова.-Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2003.-С.29-30.
24. Аналитический обзор действующего законодательства, регламентирующего вопросы социально-правовой защиты личного состава органов внутренних дел / Под ред. А.П.Коренева.- М.: Юристъ, 1997.-С.7-10.
25. Байков Н.М. Государственная служба в социальном измерении.-Хабаровск: Кн. изд-во, 2000.-201с.
26. Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник. В 2-х томах. Т. 2 / Под ред. И.Ю. Краснянского. – М.: Летописец, 1999. – 880 с.
27. Бодрова Н.В. О практическом применении мер административной ответственности к должностным лицам // Вестн. Сарат. акад. права.-2000.-№1.-С.74-77.
28. Бугаев Д.В. Состояние и перспективы совершенствования правовой защиты сотрудников таможенных органов Российской Федерации // Учен. зап. С.-Петерб. фил. Рос. там. акад.-2001.-№2.-С.86-93.
29. Беляева Н.А. Факторы развития таможенной службы России на Дальнем Востоке на рубеже 19-20 в.в. Таможенная служба Дальнего Востока: прошлое, настоящее, будущее: Материалы научно-практической конференции. - Владивосток: РИО ВФ РТА, 1999.- С. 3-6.
30. Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве // Правоведение.-1999.-№1.-С.55-56.
31. Гармаев Ю.П. Метод «сверки» в расследовании должностных преступлений в таможенных органах // Юрид. зап. / Воронеж. ун-т.-1997.-Вып.7.-С.139-144.
32. Глазьев С. Юридическая ответственность должностных лиц исполнительной власти // Законность.-2001.-№12.-С.2-6.
33. Государственные служащие/ Под ред. В.М. Пустозерова.-М.:Приор, 2000.-250 с.
34. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2004. – 897 с.
35. Из истории таможенной службы в России на дальнем Востоке. Документы и материалы (1899-1925 г.г.). - Владивосток: РИО Владивостокского филиала РТА, 1999. – С. 38-56.
36. Казеев В.А. Проблемы и перспективы совершенствования таможенного законодательства // Регионология.-2000.-№2.-С.59-66.
37. Капранов А.В. Основы таможенного дела: Курс лекций. Вып. 3: Таможен. Оформление. Таможенный контроль.- Н. Новгород: ВГАВТ, 2004.-208с.
38. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. – М.: "Норма", 2004. – 945 с.
39. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2005.- 789 с.
40. Комментарий к ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" / Липатов Э.Г., Чаянов С.Е., Велиева Д.С. и др. – М., 2005. – 200 с.
41. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы России // Закон и Право.-2002.-№9.-С.15-18.
42. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы России // Закон и Право.-2002.-№10.-С.11-14.
43. Кычков В.И. К вопросу о понятии должностного лица таможенных органов // Учен. зап. С.-Петерб. фил. Рос. там. акад.-2001.-№3.-С.48-60.
44. Лойт Х.Х. Кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации: история, современные проблемы, пути развития: Монография. СПб., 1998.-С.186.
45. Лончаков В.А. Соколов А.П. Организующие субъекты в системе охраны общественного порядка и безопасности личности // Проблемы охраны общественного порядка и безопасности личности административно-правовыми средствами: Сборник научно-практических рефератов / Под. ред. А.П. Лончакова.-Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002.-Вып.6.-С.7-11.
46. Мигачева Е.В. Административная ответственность за нарушение таможенного законодательства: Диссертация.-Хабаровск.-2001.-165 с.
47. Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования // "Законодательство и экономика". – 2005. №№ 2, 3, 4
48. Ноздрачев А.Ф. Правовые формы деятельности и взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами и таможенными службами зарубежных стран // "Законодательство и экономика". – 2004. - №№ 8, 9, 10
49. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 2005. – 567 с.
50. Ноздрачев А.Ф. Государственные служащие: На пути к новому статусу // Хозяйство и право. 1995. №2.
51. Ноздрачев А.Ф. Служба в таможенных органах // Таможенное право. М.: Юристъ, 1998. – 167 с.