1. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ……………………………………………………………………
1.1. Юридическая сущность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ…………………………………………………………………………………….
1.2. Нормативно-правовое регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ…………………………………
2. Деятельность органов государственной власти в сфере регулирования правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………………..
2.1. Обеспечение контроля за соблюдением правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………….
2.2. Актуальные проблемы обеспечения правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации……………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………….
Расширение международных связей, открытость российской экономики для иностранных инвестиций, снятие многих административных запретов и ограничений на въезд иностранных граждан, развитие деловых связей и туризма повлекло за собой резкое увеличение числа иностранных граждан на территории России.
Однако ослабление миграционного контроля, прозрачность и необустроенность границ привели к тому, что в последнее десятилетие Россия стала перевалочным пунктом для иностранцев, как правило, выходцев с Ближнего Востока, из Азии и Африки, на пути в Европу.
В этой связи общество столкнулось с новыми для себя преступными проявлениями, рост которых, как со стороны иностранных граждан, так и в отношении иностранцев, не может не вызвать тревогу.
С одной стороны, ухудшение криминальной обстановки вокруг иностранных граждан негативно сказывается на образе России в мире. Любое преступное посягательство в отношении иностранцев, любой промах в работе правоохранительных органов с иностранцами мгновенно получает резонанс не только по всей стране, но и далеко за ее пределами.
В то же время, преступные посягательства со стороны иностранцев не способствуют развитию симпатии у соотечественников к гражданам других государств. Результатом чего является возникновение ксенофобии и ненависти к иностранцам, подозрительности, снижение деловой активности зарубежных партнеров, что, в свою очередь, оборачивается потерями для экономики России.
Основные направления деятельности российского государства ставят дополнительные задачи, связанные с обеспечением прав человека, развитием частной собственности, дальнейшей интеграцией в мировую экономику и мировое сообщество.
Конструктивное решение данных проблем невозможно без учета того обстоятельства, что количество иностранных граждан, желающих приехать в нашу страну, объективно будет расти.
В связи с этим, представляется закономерным, что среди пяти основных задач, поставленных Президентом России В.В. Путиным перед Министерством внутренних дел, особо выделяется одна, на которую до недавнего времени было не принято обращать внимание – иммиграционная политика.
МВД России, таким образом, была возращена одна из его старейших функций, которую оно выполняло с момента своего создания в 1802 году.
Очевидно, что решение проблемы деятельности правоохранительных органов по работе с иностранными гражданами будет происходить более успешно при условии осуществления многостороннего анализа комплекса мер, направленных на формирование и функционирование механизма, регулировавшего эту сферу деятельности полиции в России до 1917 года.
24 декабря 2001 года Президент России В.В. Путин, говоря о том, что настало время прекратить принимать в страну всех подряд, заявил, что «мы должны иметь выгодную для нас … иммиграционную политику. Мы должны привлекать трудовые ресурсы туда, куда государству нужно, а не позволять ехать куда угодно и кому угодно». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что слова Президента сегодня созвучны словам Александра I, сказанным им ровно 200 лет назад: «ограничить поселения … такими точно иностранцами, кои для … края – более могут быть полезны».
Проблема правового положения иностранных граждан лиц без гражданства приобретает еще большую актуальность в связи с ожидаемым ростом иностранных инвестиций в экономику России, с вхождением нашей страны в Европейский Союз, с признанием международных конвенций о правах и свободах человека, с необходимостью обеспечения провозглашенных Конституцией Российской Федерации принципов соблюдения прав и свобод граждан.
С начала 90-х годов XX- века наблюдается постоянное увеличение числа иностранцев, прибывающих в Россию для установления деловых контактов с различными предприятиями, организациями и частными лицами. Были сняты ограничения на посещение гражданами зарубежных стран многих ранее закрытых городов и районов республики, что существенно расширило места их пребывания на территории России.
В это же время начинается и рост числа правонарушений связанных с иностранными гражданами. Если в 1991 году в отношении иностранных граждан было совершено 4000 преступлений, то в 2002 году – 14820. С каждым годом это число значительно увеличивается.
Если в 1997 году (по данным Паспортно-визового управления МВД РФ) в Россию прибыло в качестве туристов 1117070 человек. На учетах состояло 52000 иностранцев, прибывших по служебным делам, на работу по межправительственным соглашениям и контрактам на 1 год и более, на учебу - 67000 человек и 18400 человек, постоянно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства, то уже в 2003 только официально прибывших рабочих насчитывалось свыше 400000 человек.
Вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России посвящено не так много научных трудов. Сама проблематика правового положения иностранцев и лиц без гражданства широко исследована в отраслевых юридических науках. В настоящей дипломной работе использованы труды С.С. Алексеева, А.А. Астрахана, В.П. Сальникова, Ю.И. Скуратова и других.
Немало ценного материала содержится в диссертационных исследованиях, специально посвященных административно-правовому статусу иностранных граждан: Н.А. Лимонова, О.В. Ростовщикова и других.
Между тем, современное состояние и тенденции развития законодательства, регламентирующего правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства нуждаются, с учетом достижений отечественной юриспруденции, в дальнейшем обстоятельном научном осмыслении. За последнее время существенно изменились и функции государственных органов в сфере обеспечения правового режима иностранцев и лиц без гражданства. Все это и обуславливает актуальность настоящего дипломного исследования.
Объектом исследования является правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
Предметом исследования являются международное и внутригосударственное правовое регулирование режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Цель дипломного исследования – состоит в научном исследовании правового статуса рассматриваемой категории граждан с учетом особенностей его правового регулирования и осуществления в Российской Федерации, в выработке теоретических и практических рекомендаций по нейтрализации негативных процессов, повышению эффективности обеспечения правового режима.
В соответствии с этим задачами исследования являются:
- раскрыть содержание и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства;
- проанализировать российскую практику правового регулирования отношений в данной сфере;
- предложить меры, направленные на нейтрализацию негативных процессов в сфере обеспечения правового режима иностранцев и лиц без гражданства;
Эмпирическую и теоретическую базу исследования составили научные труды российских ученых – юристов. В нее вошли международно-правовые акты, конституционное и текущее внутригосударственное законодательство России и других государств, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации. С учетом целей и задач исследования определена структура дипломной работы, которая включает в себя: введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложения.
Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, подтверждено временем. Наше государство все больше усилий прилагает для выхода на мировой рынок, как в политической, так и в экономической сфере. Приток иностранцев в нашу страну ведет к увеличению числа иностранных граждан постоянно проживающих в нашем государстве.
Организация работы по обеспечению правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства – необходимость времени. С этой проблемой столкнулись все подразделения органов внутренних дел, хотя и в разной степени.
К сожалению, отношение к ней носят формальный характер. Нет должного взаимодействия между всеми органами исполнительной власти, задействованными в процессе обеспечения правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства.
К существующим сегодня формам взаимодействия можно отнести: а) разработку планов взаимосогласованных мероприятий с фиксацией задач каждого органа, способов действия с учетом их компетенции; б) издание совместных инструкций; в) обмен необходимой информацией; г) обсуждение итогов и задач работы по предупреждению преступности. Между тем сегодня взаимодействие осуществляется практически лишь с подразделениями федеральной миграционной службы России.
Проведение должной профилактической работы с иностранцами и лицами без гражданства осложняется из-за отсутствия сведений о фактических местах их проживания и их численности. По данным ИЦ УВД Хабаровского края, например, на момент совершения преступления лишь 13,2% жителей стран СНГ были зарегистрированы паспортно-визовой службой УВД Хабаровского края. При этом замечено, что с возрастанием степени общественной опасности совершенных жителями стран СНГ деяний уменьшается количество лиц, официально зарегистрированных в органах внутренних дел на момент совершения преступления. Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости активизации деятельности, направленной на совершенствование системы регистрационного учета иностранцев, которая должна стать основой для индивидуальной профилактики.
Обобщая сказанное, мы делаем вывод, что весь комплекс мер по обеспечению правового режима должен строиться на основе повышения эффективности учетной работы паспортно-визовой службы органов внутренних дел, Федеральной миграционной службы, сокращения сроков регистрации прибывших иностранцев, а также совершенствования системы получения и использования криминологически значимой информации о таких лицах при их регистрации в регионе.
Таким образом, полагаем, что оптимизации и совершенствованию правового регулирования в обозначенной области будет способствовать реализация следующих организационно-правовых мероприятий:
1. Создание единой информационной базы, включающей в себя информацию о иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке на ее территории.
2. Решение вопроса о принятии Основ законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, как это предусмотрено ст.12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Тогда в субъектах Федерации можно будет принять законы об административной ответственности, в которых будут учтены и найдут законодательное разрешение все проблемы законодательного регулирования административной ответственности в субъекте Российской Федерации.
3. Нормативное правовое отражение порядка осуществления Российской Федерацией административной юрисдикции над домашними работниками сотрудников дипломатических и консульских представительств, если они не являются гражданами РФ или не проживают в ней постоянно так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций представительства.
4. Приведение в соответствие с федеральным законодательством региональных нормативных актов, регламентирующих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
5. Содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке и принятии нормативных правовых актов в рассматриваемой области.
1. Конституция РФ. - М.: Слово, 1996. – 48с
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ - СПб.:ВЕСЬ,2003.-992 с.
3. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. 1026-1 О милиции» (в ред. Законов РФ от 18.02.1993, от 01.07.1993, от 07.11.2000).-М.: Буква, 2002.- 34 с.
4. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. О беженцах. - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
5. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4530-1 О вынужденных переселенцах - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
6. Закон Российской Федераций от 01.04.1993 г. № 4730-1 О государственной границе РФ. - СПб.:ВЕСЬ,2003.-992 с.
7. Закон Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ Об Оперативно-розыскной деятельности. - М.: Буква, 2000. – 27 с.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 06.05.1998 г. № 68- ФЗ О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения Российско-Китайской государственной границы во временном пункте пропуска Кани — Курган-Чанфатунь персоналом, занятым на совместном строительстве моста через р. Амур, а также перемещения строительных материалов, оборудования и транспортных средств.// Восточно-Российское юридическое обозрение. - 1998. - №6.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации. - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
12. Федеральный закон Российской федерации от 2002 г. О правовом положении иностранных граждан в РФ - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
13. Указ Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. – 2004. – 11 марта
14. Указ Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. О мерах по введению иммиграционного контроля. - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
15. Указ Президента РФ от 16.12.1993 г. О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы. - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
16. Указ Президента РФ от 23.02.2002 г. № 232 О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. - М.: Норма, 2003.- 503 с.
17. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" // Российская газета. – 2004. - № 154
18. Постановление Правительства РФ от 04.07. 1992 г. № 470 Об утверждении перечня территорий РФ с регламентированным посещением для иностранных граждан. – Сборник законодательных актов о гражданстве. - М.: Слово, 1999.- 437 с.
19. Постановление Правительства РФ от 19.01. 1998 г. № 60 Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу РФ. – СПб: Юниор, 1999.- 27 с.
20. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. № 193 «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации» // Ярошенко К. Гражданство: опыт, перспективы, проблемы. – М., 2004. – 978 с.
21. Постановление Правительства РФ от 30 октября 2002 г. № 782 «О порядке ежегодного утверждения квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // Ярошенко К. Гражданство: опыт, перспективы, проблемы. – М., 2004. – 978 с.
22. Приказ МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 11 ноября 2002 г. № 1095/16531/143/49/1189/692 «Об утверждении Положения о миграционной карте и ее форме» // Ярошенко К. Гражданство: опыт, перспективы, проблемы. – М., 2004. – 978 с.
23. Приказ МВД РФ от 14 апреля 2003 г. № 250 « Об утверждении Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» // Ярошенко К. Гражданство: опыт, перспективы, проблемы. – М., 2004. – 978 с.
24. Приказ МИД РФ от 12 февраля 2004 г. № 1833 «Об утверждении Правил оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства» // Ярошенко К. Гражданство: опыт, перспективы, проблемы. – М., 2004. – 978 с.
25. Приказ МВД РФ от 31 января 2003 г. № 72 Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков приглашений» // Ярошенко К. Гражданство: опыт, перспективы, проблемы. – М., 2004. – 978 с.
26. Приказ МВД РФ от 26 августа 2004 г. № 533 «Об утверждении Наставления по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» // Ярошенко К. Гражданство: опыт, перспективы, проблемы. – М., 2004. – 978 с.
27. Приказ МВД РФ от 17 августа 2004 г. № 510 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» // Ярошенко К. Гражданство: опыт, перспективы, проблемы. – М., 2004. – 978 с.
28. Закон СССР от 24.06.1981 г. 5152-Х О правовом положении иностранных граждан в СССР. - Гражданство в РФ: Российские и международные акты. -М.: Норма, 2003. – 503 с.
29. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Юридический центр Пресс 2003. – 698 с.
30. Административная деятельность органов внутренних дел: Уч. / Под ред. Коренева А.А. – М., 2002. – 339 с.
31. Алехин А.П. Кармолицкий А.А. Козлов Ю.М. Административное право РФ. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.- 805 С.
32. Баглай М.В. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2004. – 789 с.
33. Брагинский М.И. Комментарии к части 3 Гражданского кодекса РФ. – М., 2004. - 678 с.
34. Бахрах Д. Государственная миграционная политика. - СПб.: Нева, 2002.- 189 С .
35. Галуза Е.В. Проблемы незаконной миграции в России и некоторые пути их решения // МВД России – 200 лет: история и перспективы развития: Тезисы докладов и выступлений на юбилейной научно-практической конференции. СПб., 20-21 сентября 2002 года. Часть 2. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности. Университет. 2002. (в соавторстве с Денисенко В.В.). – с. 56-59
36. Галуза Е.В. Проблемы незаконной миграции в России // МВД России – 200 лет: история и перспективы развития: Материалы юбилейной научно-практической конференции. СПб., 20-21 сентября 2002 года. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности. Университет. 2002. (в соавторстве с Денисенко В.В.). – с. 60-65
37. Галуза Е.В. Комментарий к главе 18 КоАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. – Ростов – на - Дону, 2003. – 106 с.