Введение...3
Глава 1. Теоретические основы тестового контроля при обучении иностранному языку.....7
1.1. Понятие контроля и теста в обучении иностранному языку............... 7
1.2.Достоинства и недостатки тестовых технологий...9
1.3. Виды тестовых заданий на уроках иностранного языка.... 13
Вывод по главе 1...16
Глава 2. Методические аспекты применения тестового контроля при обучении английскому языку на среднем этапе обучения....................... 18
2.1. Методика проведения тестирования, принципы тестирования, требования, предъявляемые к тестам...18
2.2. Возможности компьютерного тестирования как средства оценивания языковых достижений школьников...21
2.3. Примеры тестовых заданий для среднего этапа обучения……..........25
Вывод по главе 2.....27
Заключение...28
Список литературы…………30
Приложение 1...34
Приложение 2....36
Актуальность темы исследования. Модернизация системы образования требует от учителей новых подходов к образовательному процессу на всех его этапах. Педагогический контроль и оценивание знаний и умений учащихся важнейший элемент образовательного процесса. Его роль неоценима. Результаты контроля, их анализ - показатель успешности реализации всей педагоги ческой деятельности. Стремление к совершенствованию и оптимизации, а также к соответствию требованиям государственных образовательных программ, заставляют искать новые и совершенствовать существующие методы и технологии контроля и оценивания знаний и умений учащихся.
Требования к педагогическому контролю в современное время обусловлены необходимостью решения ряда важнейших задач: объективно оценить полученные знания, умения и навыки учащегося; определить их глубину, качество, степень соответствия учебной цели; способностью управлять познавательной деятельностью учащихся.
В настоящее время в педагогической практике существует множество технологий контроля - как уже давно применяемые в образовательной практике (опрос, беседа, контрольная и самостоятельная работы, зачет, сочинение, изложение, экзамен, реферат и т.д.), так и только набирающие обороты в практике современного образования, например, технология тестирования.
Система образования активно осваивает тестовые технологии, которые прочно укрепились в международной образовательной практике. Стандартизированные, хорошо отлаженные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам внедряются и используются на всех уровнях системы образования. Во многих государствах мира (Великобритания, США, Нидерланды, Чехия, Польша и др.) и ряде постсоветских стран (Россия, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Литва и др.) для оценки качества образования осуществляется независимый внешний контроль в форме национальных экзаменов. В его основе лежит правильно выстроенная система оценивания. Именно такой подход к решению проблемы превращает качество образования в мощное орудие влияния на судьбы экономик и государств.
В соответствии с программой развития образования России Национальное тестирование проводится после окончания не только основной и профильной, но и начальной школы. Следовательно, учащиеся должны быть готовы к тестированию. Для этого необходима система тестовых заданий, позволяющая выявить уровень предметной подготовки, оперативно скорректировать содержание образования, усовершенствовать методы обучения, а также проследить динамику учебного прогресса. Приведение качества контроля в соответствие с современными требованиями выдвигает на передний план проблему создания научно и методически обоснованной, экспериментально апробированной тестовой системы многоэтапного контроля. В педагогике тест обозначает стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста.
Тестирование, как технология педагогического контроля, позволяет решить ряд серьезных педагогических задач и проблем, таких, как: субъективность оценки, отсутствие четких измерительных критериев оценки, эпизодичность проверки знаний и большие временные затраты на проведение и обработку результатов контроля, что делает его очень востребованным. Не зря тестирование положено в основу единого государственного экзамена, как форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы. Однако, многие педагоги, до сих пор предпочитают традиционные формы контроля и оценивания знаний, умений и навыков учащихся в начальной школе, недооценивая тестирования. Особенно это заметно в сельских школах.
С одной стороны, тестирование, как один из методов контроля и оценивания знаний и умений учащихся, имеет ряд серьезных преимуществ перед другими формами контроля. Существенными из них являются объективность оценки знаний, в сравнении с другими методами контроля, экономия времени и охват контролем всех учащихся. С другой стороны, есть ограничения для применения тестирования, что вызывает сомнения в их системном использовании.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Цель исследования – изучить особенности тестового контроля при обучении иностранному языку.
Объект исследования – процесс использования тестирования для контроля и оценки предметных результатов школьников в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования – контроль и оценка предметных результатов школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие контроля и теста в обучении иностранному языку;
2) описать плюсы и минусы тестовых технологий;
3) рассмотреть виды тестовых заданий на уроках иностранного языка;
4) охарактеризовать методику проведения тестирования, принципы тестирования, требования, предъявляемые к тестам;
5) описать возможности компьютерного тестирования как средства оценивания языковых достижений школьников;
6) привести примеры тестовых заданий для среднего этапа обучения.
Теоретико-методологическую базу составили труды: Аванесова В.С., Л.Н. Буйловой, Н.Ф. Головановой, В.В. Давыдова, Н.Ф. Ефремовой Н.Г. Иванченко, А.Н. Майорова, П.И. Маланчик, Е.П. Никишиной, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского, М. Б. Челышковой и других.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация, обобщение, реферирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации теоретического материала по проблеме применения тестов при обучении иностранному языку.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами материалов исследования для повышения качества образовательного уровня при изучении иностранного языка в школе.
Структура исследования включает «Введение», основную часть, состоящую из двух глав, «Заключение», «Список использованных источников». Во введении обоснована актуальность темы исследования, представлен научный аппарат работы – цель, задачи, объект, предмет, методы и т.д. Первая глава исследования посвящена теоретическим основам тестового контроля при обучении иностранному языку. Во второй главе описаны методические аспекты применения тестового контроля при обучении английскому языку на среднем этапе обучения. В заключении сделаны общие выводы по поставленным в исследовании задачам. Исследование содержит 2 приложения – примеры тестов для уроков английского языка в разных классах на разные темы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить сущность понятия «тестирование»; его классификацию и функции, выявить дидактические требования к составлению тестов.
В результате был сделан вывод, что тестирование является одним из важных компонентов успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.
Педагогический тест - это краткое стандартизованное испытание, предназначенное для измерения обученности учащегося, и состоящее из системы тестовых заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов на основе использования статистических методов.
Тесты и тестовые задания позволяют осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).
К настоящему времени сложилось практика организации различных видов тестирования, требующая применение разных тестов в зависимости от предлагаемых целей тестирования. В соответствии с классификацией по целям использования выделяют:
- определяющий тест (предтест) и входной тест, предназначенный для тестирования перед началом обучения (предварительное тестирование);
- формирующий тест, необходимый для регистрации результатов обучения;
- диагностический тест, определяющей трудности обучения в процессе образовательной деятельности;
- суммирующий тест основных достижений в конце процесса обучения.
Использование тестирования своевременно и актуально, продиктовано требованиями ФГОС нового поколения. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Тесты предоставляют обучающимся проявить самостоятельность, индивидуальность, а также способствуют выработке критического мышления: умения самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., Центр тестирования, 2002. 98 с.
2. Аллахвердиева, Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения // Высшее образование в России. №2. 1993. 102-104 с.
3. Ананченко И.В. Современные компьютерные системы контроля знаний учащихся // Символ науки. 2022. №6. С. 90-97.
4. Бакаева О.А., Тагаева Е.А. Организация тестового контроля знаний в учебной деятельности // Образование и проблемы развития общества. 2019. №1 (7). С. 67-70.
5. Беженар Г. Новые информационные технологии в учебном процессе современной школы / И. Беженар, А. Волынко // Директор школы. 2020. № 37. С. 13-15.
6. Великанова А.В. Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию: Материалы семинара. Самара: Профи, 2021. 45 с.
7. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование – одна из форм диагностики и проверки успешности обучения // Педагогическая информатика. №3. 2015. С. 13–17.
8. Громовой В. Как учить детей, которые сидят спиной к учителю // Завуч. 2017. №25. С. 20-22.
9. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие для студентов, получающих образование по педагогическим направлениям и специальностям. М.: Логос, 2014. 368 с.
10. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 192 с.
11. Звонников В.И. Измерения и качество образования. М.: Логос, 2006. 73 с.
12. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М.: Каро, 2002. 128 с.
13. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. Минск: Каро, 2020. 144 с.
14. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Интеллект-центр, 2021. 296 с.
15. Обухова Н. Современные информационные технологии // Открытый урок. 2016. №2. С. 22-23.
16. Общая методика обучения иностранным языкам / Под ред. А. А. Миролюбова, И.В. Рахманова. М.: Просвещение, 2000. 319 с.
17. Пачурин Г.В., Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Анализ тестирования как средства контроля знаний обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 90-99.
18. Пашкова Т. С. Использование электронных систем контроля и оценки знаний обучающихся на уроке // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань : Бук, 2016. С. 129-131.
19. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: учебное пособие. М.: Логос, 2003. 120 с.
20. Пищик А. Информационно-компьютерные технологии и современный урок // Открытый урок. 2016. №3. С. 26-30.
21. Сафарова Г.М., Головнева Н.А. Диагностика и контроль оценки знаний, умений, навыков в школе // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Астрахань, 2021. 213 с.
22. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2014. 576 с.
23. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие. М.: Академия, 1998. 54 с.
24. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Мельникова. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 224 с.
25. Тест по английскому языку для 5-го класса по теме «Погода и одежда» [Электронный ресурс]. – URL: https://videouroki.net/tests/do/ac3aea97-2e19-48a7-8985-16b05f52fcf1
26. Титаренко Н. Применение заданий в тестовой форме в учебном процессе // Педагогические измерения. 2008. №3. С. 103-107.
27. Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Информационные средства компьютерного тестирования // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. С. 174-177.
28. Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1-4 классы / Авт.-сост. М.О. Гулюгина. - Волгоград: Учитель, 2008. 154 с.
29. Чайкина Ж.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина. Н. Новгород, 2014. 48 с.
30. Челышкова М.Б. Конструирование и применение тестов в образовании. Экспериментальная учебная авторская программа. М.: Исслед. Центр, 2019. 20 с.
31. Челышкова М.Б.. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М: Логос, 2002. 432 с.
32. Чурина К. В. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1214-1217.
33. Шадрина Е.Л. Методические рекомендации по формированию тестовых заданий. Воронеж: ФГОУ СПО ВГКПТЭиС, 2008. 77 с.
34. Шаповалова Т.Г. Методические аспекты тестирования учебных достижений учащихся в условиях дистанционного обучения. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2004. 112 с.
35. Шевченко С.М., Тюмина Н.С. Компьютерное тестирование в образовательном процессе // Материалы региональной н.-практ. конференции «Интеграция информационных технологий в систему дополнительного и профессионального образования». – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 55-58.
36. Mastertest – программа создания онлайн-тестов [Электронный ресурс]. – URL: https://master-test.net/
37. MyTest (русская версия) – программа создания онлайн-тестов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cdmail.ru/education/test/mytest.htm