ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Структура и содержание фонетической компетенции 5
1.2 Подходы к обучению фонетике 9
1.3 Сопоставительная характеристика фонетических систем немецкого и
русского языков 13
1.4 Причины произносительных ошибок 16
1.5 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших
классов 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 23
2.1 Принципы отбора фонетического материала 23
2.2 Методика работы над произносительной стороной речи в старшей
школе 25
2.3 Разработка системы тренировочных упражнений на развитие
фонетических навыков 29
2.3.1 Развитие слухо-произносительных навыков 31
2.3.2 Развитие ритмико-интонационных навыков 48
2.4 Корректировка и совершенствование фонетических навыков на примере
УМК «Вундеркинды плюс» 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 69
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена особенностям формирования фонетической компетенции при обучении немецкому языку учащихся старших классов.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в условиях обучения иностранному языку в современной общеобразовательной школе фонетическим навыкам уделяется внимание, в основном, только на начальной ступени обучения. В связи с этим научные исследования в сфере обучения фонетике преимущественно посвящены формированию фонетической компетенции в начальной школе, в то время как проблема дальнейшей корректировки и совершенствования сформированных фонетических навыков на старшей ступени обучения изучена недостаточно полно.
Объектом настоящего исследования являются особенности формирования фонетической компетенции при обучении немецкому языку учащихся старших классов. В качестве предмета исследования выступает комплекс тренировочных упражнений, способствующий совершенствованию и корректировке фонетических навыков по немецкому языку в старшей школе.
Цель работы состоит в выявлении особенностей развития фонетической компетенции при обучении немецкому языку в старшей школе, разработке комплекса тренировочных упражнений для совершенствования фонетических навыков, а также определении условий эффективного использования разработанной системы упражнений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие фонетической компетенции и проанализировать ее составляющие;
2) изучить подходы к формированию фонетической компетенции;
3) сравнить фонетические системы немецкого и русского языков, выявив возможные трудности, связанные с явлением межъязыковой интерференции;
4) выявить основные причины произносительных ошибок;
5) дать психолого-педагогическую характеристику учащихся старших классов с точки зрения обучения иностранному языку;
6) выявить основные принципы отбора фонетического материала,
требующего отработки;
7) описать методику совершенствования фонетических навыков в
старшей школе на уроках иностранного языка;
8) разработать и предложить комплекс наиболее эффективных тренировочных упражнений для корректировки и совершенствования фонетических навыков у учащихся старших классов.
Для достижения цели настоящего исследования и решения поставленных задач применяются следующие основные методы: критического анализа литературных источников, синтеза, сравнения, а также моделирования.
Настоящая работа состоит из введения, двух частей (глав), заключения, списка использованной литературы и источников, а также двух приложений. Первая часть посвящена анализу литературы по лингводидактике об особенностях формирования фонетической компетенции немецкого языка, ее структуре и содержании, подходах к ее развитию. Кроме того, проводится сопоставительная характеристика фонетических систем немецкого и русского языков, рассматриваются основные причины произносительных ошибок и составляется психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов. Во второй главе описаны основные принципы отбора фонетического материала, требующего тренировки, методика обучения фонетике в старшей школе, а также представлены разработанная система тренировочных упражнений для корректировки и совершенствования фонетических навыков и пример применения комплекса упражнений на материале актуального УМК по немецкому языку как первому иностранному. В заключении подведены итоги работы и обозначена перспектива исследования.
В литературе по методике преподавания иностранных языков, несмотря на достаточно большое количество работ, связанных с обучением фонетике в целом, вопрос о формировании фонетической компетенции на старшем этапе обучения в школе освещен недостаточно. Отсутствуют и работы по корректировке и совершенствованию фонетических навыков немецкого языка у русскоговорящих учащихся в частности.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, формирование и развитие фонетической компетенции является неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку. Сформированность фонетических навыков оказывает значительное влияние на развитие всех компонентов коммуникативной компетенции.
Во-вторых, при обучении произносительной стороне речи целесообразно использовать дифференцированный, или аналитико-имитативный, метод, так как он позволяет создать наиболее подходящие условия для эффективного развития компетенции в общеобразовательной школе, объединяя в себе принципы как акустического (имитация), так и артикуляторного (сознательность) методов.
В ходе исследования мы провели сопоставительную характеристику фонетических систем немецкого и русского языков, которая позволила выявить явления, которые могут вызывать наибольшие трудности у русскоговорящих учащихся и требуют корректировки и совершенствования на старшем этапе обучения в школе. Отобранные явления составили основной материал для разработанной нами системы тренировочных упражнений.
Нами были изучены основные причины произносительных ошибок, которые необходимо учитывать для результативного обучения фонетике. Кроме того, следует учитывать возрастные особенности учащихся, рассмотренные в рамках психолого-педагогической характеристики
учащихся старших классов, так как они помогают найти правильный подход при организации учебной деятельности.
В результате анализа принципов отбора фонетического материала и методики работы над произносительной стороной речи в старшей школе мы выбрали фонетические явления немецкого языка, которые могут вызывать трудности и требуют тренировки. К ним относятся противопоставление гласных по принципу долгота-краткость, особенности артикуляции лабиализованных гласных и гласных переднего ряда, явление аспирации при произнесении глухих взрывных согласных и уклад языка при артикуляции согласных переднего ряда. Кроме того, особого внимания заслуживают ритмико-интонационные особенности немецкого языка.
В соответствии с методикой работы над произносительной стороной речи в старшей школе мы разработали систему тренировочных упражнений для применения на уроках немецкого языка как первого иностранного, которая нацелена на исправление неправильного произношения, возникающего ввиду переноса фонетических навыков из родного языка, и предупреждение произносительных ошибок. Также нами был приведен пример адаптации фрагмента урока в соответствии с материалом актуального УМК по немецкому языку как иностранному.
Таким образом, в настоящей работе раскрыты особенности формирования фонетической компетенции при обучении немецкому языку русскоговорящих учащихся в старших классах. Перспективы дальнейшего исследования представляются в апробации разработанного комплекса упражнений и выявлении его эффективности.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Бобырь С. Л. Обучение логическому ударению как компонент профессионально-речевой подготовки учителя: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Киев, 1990. - 18 с.
3. Вишневская Е. М. Структура и содержание англоязычной фонетической компетенции студентов // Вестник ТГУ. - Тамбов, 2013. - №2 (118). - С. 37-42.
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003.
- 192 с.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И.Гез. - 3-е изд., стер.
- М.: Академия, 2006. - 336 с.
6. Гончарова H. M. Формирование иноязычной фонетико¬
фонологической компетенции у студентов-лингвистов: на материале английского языка: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 23 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
8. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.:
Просвещение, 1972. - 255 с.
9. Мандель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 338 с.
10. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
11. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург. 2001. Перевод под общ. ред. проф. Ирисхановой К. М. - М.: МГЛУ, 2005. - 248 с.
12. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
13. Педагогическая психология: Учебное пособие / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. - СПб: Питер, 2016. - 416 с.
14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
15. Таюрская Н. П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - №1 (41). - С. 83-87.
16. Трубецкой Н. С. Основы фонологии / Пер. с нем. А. А. Холодовича; Под ред. С. Д. Кацнельсона. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 352 с.
17. Хомутова А. А. Фонетическая компетенция: структура, содержание // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. - Челябинск, 2013. - №2. - С. 71-77.
18. Хомутова А. А. Формирование фонетической компетенции на основе мультимедиа (английский язык, языковой вуз): Автореф. дис... канд. пед. наук. - Тамбов, 2007. - 21 с.
19. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
20. Щерба Л. В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. С. 338-343.
21. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1974. -112 с.
22. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. / А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2011. - 454 с.
23. Bottger K. Die haufigsten Fehler russischer Deutschlernen: Ein Handbuch fur Lehrende. - Munster; New York; Munchen; Berlin: Waxmann, 2008. - 227 S.
24. Celce-Murcia M., Brinton D. M., Goodwin J. M. Teaching pronunciation: a reference for teachers of English to speakers of other languages. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 556 p.
25. Chomsky N., Halle M. The sound pattern of English. - New York: Harper & Row, Publishers, 1968. - 470 p.
26. Dieling H., Hirschfeld U. Phonetik lehren und lernen: Fernstudieneinheit 21. - Munchen: Langenscheidt, 2001. - 200 S.
27. Fraser H. Teaching Pronunciation: A handbook for teachers and trainers: three frameworks for an integrated approach. - Sydney: TAFE NSW, Access Division, 2001. - 109 p.
28. Gushchina I. Sprachliche Interferenzen bei Russisch-Deutsch- Mehrsprachigen. - Marburg: Philipps-Universitat Marburg, 2013. - 200 S.
29. Jones R. Beyond ‘Listen and Repeat”: Pronunciation Teaching Materials and Theories of Second Language Acquisition // J. Richards, & W. Renandya, Methodology in Language Teaching: An Anthology of Current Practice. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - P. 178-187.
30. Kelly G. How to Teach Pronunciation. - England: Pearson Education, 2001. - 160 p.
31. Lado R. Linguistics across Cultures: Applied Linguistics for Language Teachers. - Ann Arbor: University of Michigan Press, 1957. - 141 p.
32. Richards J. C. A non-contrastive approach to error analysis // English Language Teaching Journal. - Oxford: Oxford University Press, 1971. - 25 (3) - P. 204-219.
33. Reinke K., Hirschfield U. 44 Aussprachespiele. Deutsch als Fremdsprache. - Stuttgart: Ernst Klett Sprachen, 2014. - 168 S.
34. Reinke K. Phonetiktrainer A1-B1: Aussichten. - Stuttgart: Klett, 2012. - 104 S.
35. Rogic I. Vermittlung von Aussprache im DaF-Unterricht mit dem Schwerpunkt auf Vokalquantitat, Wortakzent und Intonation: Diploma Thesis. - Zagreb, 2017. - 68 S.
36. Selinker L. Interlanguage // International Review of Applied Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton, 1972. - 10:3 - P. 209-231.