Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Муниципальная служба как институт государственного права

Работа №12877

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы89стр.
Год сдачи2006
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
780
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Механизм правовой организации муниципальной службы
1.1 Ретроспективный анализ Российского законодательства о муниципальной службе
1.2 Содержание и юридическая сущность муниципальной службы
1.3 Соотношение муниципальной и государственной службы
2. Правовые аспекты деятельности муниципальных служащих
2.1 Правовой статус муниципальных служащих
2.2 Деятельность муниципальных служащих как объект правового регулирования
2.3 Юридическая ответственность муниципальных служащих
Заключение
Список использованных источников




Актуальность темы дипломного исследования определяется проводимыми административно-правовыми реформами российского общества, которые направлены на построение в Российской Федерации правового социального государства.
Изучение организационно-правового механизма регулирования муниципальной службы в России прежде всего связано с проблемами формирования новой российской государственности. Предполагается такая организация муниципальной службы, которая бы в полной мере решала вопросы эффективности местного самоуправления в Российской Федерации, проблемы, связанные с практической реализацией решений органов местного самоуправления, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что соответствует смыслу ст. 2, 7 и 18 Конституции Российской Федерации./1/
С конца прошлого века в России ведется поиск наиболее эффективной системы местного самоуправления. В последние годы сделаны важные шаги в сфере реформирования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, направленные на реализацию конституционных норм и положений о местном самоуправлении. Принятый в августе 1995 года Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил демократическую модель местного самоуправления в России с учетом Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 года. Однако, он принимался в условиях жесткого цейтнота и поэтому не лишен недостатков, причем очень существенных.
Вместе с тем современное муниципальное законодательство не позволяет обеспечить необходимый объем правового регулирования деятельности органов самоуправления в силу своего несовершенства. Ряд пробелов, связанных с установлением государственных социальных стандартов в сфере муниципальной службы, статусом муниципальных служащих, требует его реформирования.
В данных условиях изучение теоретических подходов к определению правового статуса муниципальных служащих представляется особо актуальным.
В этой связи особый интерес новое федеральное законодательство, регламентирующее статус муниципальных служащих и определяющее основы организации и функционирования института местного самоуправления в России.
К последнему законодательному акту в данной сфере относится прежде всего Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/4/, который предусматривает, что правовое регулирование муниципальной службы должно осуществляться в основном на федеральном и региональном уровнях. Так, в соответствии с новым законом из обязательных положений устава муниципального образования исключены условия и порядок организации муниципальной службы. В настоящее время действует Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". В то же время на местном уровне могут устанавливаться дополнительные гарантии для муниципальных служащих, определяются размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего.
Вышеизложенные положения обусловливают теоретическую актуальность и практическую значимость исследования вопросов, касающихся правового статуса муниципальных служащих и, следовательно, заслуживают научного анализа.
Степень научной разработанности исследуемой темы находится в прямой взаимосвязи с динамикой принятия законодательных актов, регламентирующих правовой статус муниципальных служащих.
Истории данного вопроса посвящены работы Безобразова В.П., Васильчикова А.И., Градовского А.Д., Коркунова Н.М., Лешкова В.Н., Свешникова М.И. и других авторов второй половины XIX – начала ХХ века. В них широкое освещение получили общие проблемы теории местного самоуправления, а также исследование опыта европейских государств по созданию у себя системы муниципальных органов и регламентации муниципальной службы. Указанные источники являются базовой основой всех исследований по проблемам местного самоуправления;
Исследовательские работы современников преобразований начала 20 века в сфере местного самоуправления. В этом смысле примечательны работы Н.Авинова, Б.Б.Веселовского, С.Ю.Витте, М.Д. Загряцкого, Ф.Ф. Кокошкина, Н.И. Лазаревского, Б.Е. Сыроечковского, Н.М.Тоцкого, которые позволяют нам составить представление о формировании института муниципальной службы.
Исследования послеоктябрьского периода в основном акцентируют внимание на революционных событиях февраля - октября 1917 года и связанных с ними изменений в государственно-политическом устройстве России, в том числе в муниципальной сфере. Определенного внимания здесь заслуживают монографии советских историков - П.В. Волобуева, Н.П.Ерошкина, П.А. Зайончковского, А.В.Игнатьева, М.Т. Лихачева, Д.В.Ознобишина, Е.А. Скрипилева, В.И. Старцева. Однако работы перечисленных авторов во многом идеологизированы, а потому требуют своего переосмысления.
Современные исследования по данной проблематике широко представлены в монографиях Е.Г. Анимицы, В.В. Бакушева, Н.В. Белошапки, А.В.Борисова, О.Е. Кутафина, Л.Е. Лаптевой, С.Ю.Малышевой, Н.В. Постового, А.А. Сенцова, В.И.Фадеева, Е.Н. Щендригина и ряда других авторов. Существенным достоинством этих работ является то, что в них впервые с объективной точки зрения рассмотрены особенности системы муниципального управления в России и основы правового статуса муниципальных служащих. Однако комплексного исследования по проблеме правового статуса муниципальных служащих после принятия нового федерального и регионального законодательства в юридической науке проведено не было.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере регулирования муниципальной службы.
Предметом исследования являются организационно-правовые основы и механизм прохождения муниципальной службы, место муниципальной службы в системе государственного и местного управления, а также особенности формирования муниципальной службы как публично-правового института.
Целью работы является рассмотрение на основе комплексного подхода всего объема правовых норм, определяющих статус муниципальных служащих. Для достижения указанной цели предполагается решение комплекса задач:
- рассмотреть современное состояние муниципальной службы как структурного элемента государственного и муниципального управления;
- проанализировать накопленный отечественный опыт в сфере организации и функционирования муниципальной службы;
- изучить состояние правового обеспечения муниципальной службы;
- систематизировать содержание принципов и особенностей муниципальной службы;
- определить основные направления развития муниципальной службы;
- дать комплексное определение, раскрыть основное содержание, выработать предложения о повышении эффективности муниципальной службы.
В ходе дипломного исследования использовались как общенаучные методы познания, так и вытекающие из них специальные методы. К первой группе следует отнести диалектический, системно-структурный и функциональный методы. В процессе исследования применялись такие общие логические приемы познания, как анализ, синтез, научная гипотеза. В качестве специальных методов исследования применялись методы: формально-юридического, социально-правового и структурно-функционального анализа, теоретического моделирования, сравнительного правоведения, а также метод интерпретации идей и теорий.
Теоретической базой исследования являются труды видных российских ученых: С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, В.К. Бабаева,
В.М. Баранова, В.В.Бородина, А.М.Величко, И.А. Возгрина, А.В. Зиновьева, С.В.Игнатьевой, И.А.Исаева, Г.Д.Ковалева, И.Ю.Козлихина, А.И.Королева, О.Е.Кутафина, В.В.Лысенко, Д.И. Луковской, Р.С. Мулукаева, И.И.Мушкета, В.С. Нерсесянца, Л.А.Николаевой, И.Ф. Покровского, Р.А.Ромашова, В.П. Сальникова, М.И.Сизикова, В.Д.Сорокина, И.Е.Тарханова, В.И.Фадеева, В.П.Федорова, Е.Б.Хохлова, Е.Н. Щендригина и др.
В качестве современной нормативно-правовой базы дипломного исследования использовались действующая Конституция Российской Федерации, муниципальное законодательство, Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» от 11 апреля 1998 года и др.
Структура работы определена с учетом целей и задач исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Институт муниципальной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения местного самоуправления, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике органов власти, то есть он обеспечивает функционирование местного самоуправления.
Институт муниципальной службы состоит из первичных единичных юридических положений - правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости служебные отношения. Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и нормативные акты, устанавливающие все его основные элементы. Деятельность муниципальных служащих, как субъектов административного права характеризуется применением не только регулятивных, но и административных методов, но и нормами материального и процессуального права, а также нормами одной отрасли права и правовыми установлениями многих других правовых отраслей и институтов.
Следовательно, институт муниципальной службы - это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы муниципальной службы, статуса муниципальных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения муниципальной службы.
Административно-правовой механизм регулирования муниципальной службы - это совокупность организационно-правовых средств и мероприятий, направленных на формирование муниципальной службы в России с соблюдением установленных законом принципов, обеспечивающих эффективность ее функционирования.
Существующая нормативно-правовая база по вопросам муниципальной службы не соответствует современным требованиям, так как в результате правотворческой практики последних лет помимо законодательного регулирования данного вида службы существует большое количество подзаконных правовых актов, которые не в полной мере способствуют решению важнейших задач правового регулирования муниципально-служебных отношений: не созданы правовые и социально-экономические гарантии для муниципальных служащих; не сформирована система управления муниципальной службой.
Совершенно неразработанным в данной сфере остается вопрос о выборных муниципальных служащих. В ближайшее время процессы выборов муниципальных служащих будут все более набирать силу. Какие факторы влияют на реформу отрицательно? Это:
- политическая и организационная нестабильность в органах местного самоуправления;
- отсутствие достаточного нормативно-правового регулирования
деятельности муниципальных служащих;
- неопределенность правового статуса муниципальных служащих;
- отсутствие единой кадровой политики, то есть неопределенность
работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации
муниципальных служащих;
- слабая профессиональная подготовленность значительной части
муниципальных служащих, особенно в юридических, финансово-
экономических, социально-культурных вопросах;
- не учет местных особенностей, которые являются важными факторами,
сопутствующими управленческой деятельности служащих.
Подытоживая сказанное, можно констатировать, что муниципальная служба, отражая совокупность управленческих связей и отношений в местном сообществе, в силу специфики выполняемых задач отличается рядом особенностей.
Во-первых, муниципальная служба призвана выполнять как функции по удовлетворению публично-правовых интересов местного сообщества, так и задачи органов власти субъекта Федерации, а также задачи, имеющие общефедеральное значение.
Во-вторых, муниципальная служба является составной частью публичной службы, действуя по единым принципам, установленным федеральным законодательством.
В-третьих, служащие муниципальной службы, исходя из консти-туционного принципа самостоятельности местного самоуправления, при выполнении своих полномочий в пределах своей компетенции независимы от воздействия органов государства.
В-четвертых, в отличие от государственного служащего результаты деятельности муниципального служащего всегда конкретны, осязаемы для местного населения.
В-пятых, муниципальная служба представляет собой эффективную структуру социального обслуживания потребностей местного сообщества.
Чтобы задействовать творческий потенциал народа, необходимо создать на местах условия, благоприятствующие активному участию населения в делах местных сообществ, а также воспитывать муниципальное чиновничество в духе профессионализма и порядочности.
С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сделан важный, но только первый шаг на очень непростом пути становления отечественной муниципальной службы, а вместе с тем и создания имиджа компетентного, отзывчивого чиновника. Сейчас очередь за законодательными органами субъектов Федерации и представительными органами местного самоуправления, которые посредством квалифицированной нормотворческой деятельности должны внести свой вклад в создание механизма правового регулирования муниципальной службы.



1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. - М., 2005. – 43 с.
2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г. (в ред. от 01.06.2005) // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. - №31. - ст. 3215
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (в ред. от 31.12.2005) // СЗ РФ. - 2003.- № 40. - Ст. 3822.
5. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. -N 22. - ст. 2063
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - N 24. - ст. 2253
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. – 2002. - N 46. - ст. 4532
8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - №30. – ст. 3032
9. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - N 29. - ст. 2950
10. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: федеральный закон № 184-ФЗ от 6.10.1999 г. (в ред. от 31.12.2005) // СЗ РФ. -1999. - № 42. - Ст. 5005.
11. Об основах охраны труда в Российской Федерации: федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. - N 29. - ст. 3702
12. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. - N 13. - ст.1475
13. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. - №2. – ст. 224
14. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. - N 49. - ст. 5497; 1998. - N 26. - ст. 3005
15. Об основах государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. -N 31. - ст. 2990
16. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 (в ред. от 20.05.2004, с изм. от 15.03.2005) // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
17. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 (в ред. от 22.07.2005) // СЗ РФ. -2004. - № 21. - Ст. 2023.
18. Устав Хабаровского края от 30.11.1995 г. № 150 (в ред. от 25.05.2005) // Тихоокеанская звезда. - 1996. - № 7, 8.
19. Закон Хабаровского края от 2 июня 1999 г. N 129 "О введении в действие части второй Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе" // Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края. – 1999. - 7 июля 1999. - N 5
20. Решение Хабаровской городской Думы от 28 сентября 1999 г. N 348 "Об утверждении положения о муниципальной службе в городе Хабаровске" // Сборник нормативных актов Администрации г. Хабаровска и Хабаровской
городской Думы. - 1999 г. - N 9
21. Решение Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 г. N 509 "О принятии Устава городского округа "Город Хабаровск" // Хабаровские вести. – 2004. - 8 октября. - N 152(1316)
22. Алехин А. П. Административное право Российской Федерации. - М., 1996. - 640 с.
23. Алехин А. П. Административное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М., 1999. - 671 с.
24. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс / С. С. Алексеев. - М., 1996. - 190 с.
25. Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. - М., 1999. - 728 с.
26. Актуальные проблемы применения КоАП РФ: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. П. Соловья. - Омск, 2004. - 231 с.
27. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. - М., 2005. - 368 с.
28. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учеб. для вузов. - М., 2000. - 640 с.
29. Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее // Гражданин и право. – 2002. - № 1. – с. 11
30. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) – М., 2004. – 456 с.
31. Габричидзе Б. Н. Российское административное право: Учеб. для вузов. - М., 2004. - 607 с.
32. Гневко В.А. Проблемы кадрового обеспечения местного самоуправления: повышение квалификации муниципальных служащих / Под ред. А.Е. Когута. СПб., 2004. – 321 с.
33. Гневко В.А. Организация послевузовского обучения персонала органов местного самоуправления / Под ред. А.Е Когута. СПб., 1996. – 234 с.
34. Гришковец А. Проблема соотношения норм административного и
трудового права при регулировании отношений в сфере государственной
службы // Государство и право. – 2002. - № 12. - с.22.
35. Ермоленко М. В. Административная ответственность должностных лиц в России: учеб. пособ.. - Н. Новгород, 2003. – 345 с.
36. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. – 2003. - № 5. – с. 4-7
37. Казаков С.А. Место муниципальной службы в системе государственно-служебных отношений: история и современность // Правовая политика и правовая жизнь: Академический и вузовский юридический научный журнал. - 2001. - N 1. – с. 10-12
38. Калиниченко Л.А. Муниципальная служба: реальность и пути реформирования // Конституционное и муниципальное право. - 1999. - N 1. – с. 23
39. Кац А.С. Правовые аспекты организации государственной и муниципальной службы в Российской Федерации. - Орел, 1999. – 200 с.
40. Комкова Г.Н., Шудра О.В., Южаков В.Н. Российская муниципальная служба на современном этапе: преемственность, правовое регулирование, специфика // Правоведение. - 2000. - N 5. – с. 23
41. Козбаненко В. Правовое обеспечение статуса государственных и
муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. – 2003. - №1. - с. 22.
42. Козлов Ю. М. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - М., 2005. - 1229 с.
43. Козлов Ю. М. Административное право: учебник. - М., 1999. - 320 с.
44. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" – М., 2005. – 345 с.
45. Комментарий к ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" / Под ред. Липатова Э.Г. – М., 2005. – 267 с.
46. Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" / Отв. ред. Окуньков Л.А. – М., 2000. – 345 с.
47. Коренев А. П. Административное право России: учебник. - М., 2000. - 306 с.
48. Куракин А. Реформирование государственной и муниципальной службы России должно иметь антикоррупционную направленность // Российская юстиция. – 2002. - № 7. – с. 23
49. Лобанова Е.В. Основные направления контроля в области муниципальной службы // Актуальные вопросы становления местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Белкин. М.: Научно-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 1999. – 78 с.
50. Лончаков А. П. Административное правонарушение и его сущность. - Хабаровск, 1996. - 34 с.
51. Лончаков А. П. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти и хозяйствования: Учеб. пособ. - Хабаровск, 1996. - 36 с.
52. Лончаков А. П. Административные взыскания. -Хабаровск, 1996. - 48 с.
53. Лончаков А. П. Формы и методы государственного управления: фондовая лекция. - Хабаровск, 1996. - 45 с.
54. Лютцер В.Л. Муниципальная служба // Законодательство. – 1998. - № 1. – с. 32
55. Манохин В. М. Российское административное право. - М., 2005. - 472 с.
56. Манохин В.М. Концепция законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации // Конституционное развитие России. - Саратов, 1993. – 198 с.
57. Наквасина Г.А. Муниципальная служба в Российской Федерации: проблемы конституционно-правового регулирования: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. - М., 2001. – 45 с.
58. Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. – 2005. - № 12. – с. 20-26
59. Овсянко Д. М. Административное право. - М., 2004. - 303 с.
60. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Норма. – 2006. – 432 с.
61. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. - М., 2000. - 704 с.
62. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. – 2004. - № 9. – с.11-34
63. Старилов Ю.К. Государственная служба в РФ. - Воронеж, 2002. – 564 с.
64. Толстопятова О. В. К вопросу о понятии должностного лица как субъекта административной ответственности. Правоведение: вопросы теории и практики: сборник научных статей.- Вып. 5. - Ростов-на-Дону, 2003. - 259 с.
65. Фабричный С. Муниципальная служба в Российской Федерации. - М., 2001. – 345 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ