Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционные основы организации и деятельности исполнительной власти

Работа №12876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы91стр.
Год сдачи2005
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
886
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические и правовые основы института исполнительной власти……………………………………………………………………………….9
1.1 Становление системы исполнительной власти в России……………………9
1.2 Нормативно-правовая основа исполнительной власти в Российской федерации…………………………………………………………………………19
1.3 Система органов исполнительной власти…………………………………..26
2. Конституционный механизм реализации исполнительной власти……………………………………………………………………………...38
2.1 Взаимоотношения исполнительной с другими ветвями государственной власти……………………………………………………………………………...38
2.2 Проблемы исполнительной власти в Российской Федерации………….….55
2.3 Пограничные органы Федеральной службы безопасности РФ в системе исполнительной власти…………………………………………………………..73
Заключение………………………………………………………………………..81
Библиография……………………………………………………………………..83



Актуальность исследования. Успешная деятельность государства тесно связана с эффективной работой всех звеньев государственного аппарата как совокупности органов, осуществляющих различные функции государства. Впервые на конституционном уровне в России был закреплен принцип разделения властей, который означает не только выделение различных групп государственных органов, но и наделение их различными функциями. Статья 10 Конституции РФ гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную". Таким образом, в нашей стране исполнительная власть впервые была законодательно закреплена наряду с двумя другими ветвями власти.
Принцип разделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Вместе с тем, как ни удивительно, за три сотни лет не создано признанного понятия ветви государственной власти. Однако вместе с тем данный принцип выдержал испытание временем и занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур. Он является необходимой предпосылкой формирования правового государства. Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и создание и развитие системы государственных учреждений, относящихся к различным ветвям власти и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти.
В современных условиях в России особое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти, создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневное государственное управление. Исполнительная власть является объективной необходимостью, она все чаще выступает как организующая деятельность государства. Именно эта ветвь власти обладает разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих как в центре, так и на местах. Реальные характеристики этой ветви власти демонстрируют ее значимость для оценки состояния деятельности государственных механизмов. Особую актуальность приобретают проблемы, касающиеся исполнительной власти, в условиях проведения административной реформы, которая имеет многоаспектный характер и направлена на должную организацию государственных дел. Конечно, административная реформа касается в первую очередь системы исполнительной власти и ее роли в обеспечении государственного управления делами общества и государства. Однако она затрагивает и другие ветви власти в отдельности и их взаимосвязи. Разделение властей не отменяет взаимодействия ветвей власти, единства государственной политики по принципиальным вопросам, а, наоборот, направлено на сплочение единства действий всех ветвей в русле основных целей и задач государства. Две основные модели организации государственной власти - разделение властей и единство государственной власти - не имеют исключительного характера .
В современном правовом демократическом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, а является самостоятельной и обладает мощным потенциалом. Вместе с тем ее вправе контролировать другие ветви государственной власти. Если сравнить исполнительную власть с иными ветвями, то по силе и мощи она выйдет на первое место. Именно в ее руках сосредоточены финансы и материальные ресурсы страны, именно она представлена разветвленной системой органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, именно от ее эффективной деятельности в большей степени зависит обеспечение безопасности граждан, общества и государства в целом. Этот потенциал исполнительной власти выявляет ее значимость в общественном и государственном механизме.
С учетом федеративного устройства нашей страны важное значение, как теоретическое, так и практическое, имеет проблема построения единой системы исполнительной власти, о которой говорится в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ. Следует особо подчеркнуть, что формирование целостной, эффективно работающей единой системы исполнительной власти в Российской Федерации невозможно без решения вопроса разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти. Это является одним из главных направлений при формировании государственной властной вертикали. Не менее важное значение имеет также проблема взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной властей. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод, что формирование единой системы исполнительной власти в Российской Федерации предполагает построение слаженной системы разноуровневых и разнопрофильных исполнительных органов, обеспечение их внутрисистемной взаимосвязи, четкое распределение юридически-властных полномочий между ними, разумное сочетание необходимой централизации управленческих функций в общефедеральном масштабе с реальной децентрализацией в процессе их реализации на региональном и местном уровне . В связи с этим одной из составляющих административной реформы является построение такой системы отношений, когда на каждом уровне управления органы власти должны следовать законодательству, не вторгаясь в компетенцию друг друга. Решение этих проблем - дело сложное. К факторам, которые усложняют их решение, можно отнести недостаточную правовую урегулированность, столкновение интересов органов государственной власти центра и регионов, перегруженность федерального центра различными управленческими функциями, противоречивость административных механизмов и ряд других.
Для концепции развития системы исполнительной власти важным является вопрос, касающийся понимания самой системы данной ветви власти и условий, влияющих на ее нормальное функционирование. С 1994 по 2001 г. система федеральных органов исполнительной власти реформировалась семь раз. В ряде случаев изменения отдельных структурных подразделений этой системы были неоправданными и не вызвались объективной необходимостью. При этом отсутствовало организационно-правовое обоснование образования, слияния, разделения органов исполнительной власти. Кроме того, происходило игнорирование интересов и задач государственной политики в той или иной сфере управления как системообразующего фактора, определяющего функциональное назначение того или иного органа управления. Часто преобладал субъективный фактор в решении вопроса о структурных звеньях системы исполнительной власти, что приводило к ее нестабильности. Следует особо подчеркнуть отсутствие системного подхода к определению функций и полномочий органов исполнительной власти при их образовании. Функциональная неопределенность рассматривается как одна из причин нестабильности и неупорядоченности структуры федеральных органов исполнительной власти.
Одним из путей устранения перечисленных негативных факторов явилось бы создание специальных федеральных законов, конкретизирующих системный подход к определению видов федеральных органов исполнительной власти, их назначения и функций. В настоящее время данная проблема решена на уровне Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Установление организационно-правовых форм органов исполнительной власти должно сочетаться с определением правового статуса каждого конкретного органа исполнительной власти путем закрепления его в отдельном нормативном правовом акте. Это необходимо сделать и в целях обеспечения стабильности механизма государственного управления для укрепления российской государственности.
Эффективность административной реформы в России зависит от множества различных факторов. Важное значение в этом плане отводится организации системы исполнительной власти и ее функционирования как единого механизма со всей полнотой реализации функций на различных уровнях.
Настоящее исследование посвящено анализу правовых проблем формирования и деятельности одной из ветвей государственной власти - исполнительной, определению ее места в системе разделения властей, взаимоотношению с государственными органами, не относящимися ни к одной из ветвей власти, с органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами.
В представленной работе предпринята попытка проанализировать важнейшие проблемы организации и деятельности исполнительной ветви власти на современном этапе развития России.
В рассматриваемой сфере исследования, вопросам организации деятельности исполнительной власти, а также различным аспектам их правового регулирования посвящены работы таких ученых как С.С. Алексеев, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, А.М. Витченко, Л.Д. Воеводин, В.М. Горшенев, В.Е. С.А. Комаров, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Н.С. Малеин, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, В.П. Сальников.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного, административного законодательства об организации и деятельности исполнительной власти.
Предметом исследования выступают: учебная и монографическая литература по вопросам организации и деятельности исполнительной власти, конституционное и административное законодательство, практика Конституционного суда РФ.
Цель исследования определена как исследование вопроса о сущности исполнительной власти, а также конституционных основ организации и деятельности данного вида власти.
Основными задачами настоящего исследования являются:
- уяснение теоретических и правовых основ института исполнительной власти в России;
- определение конституционного механизма реализации исполнительной власти.
Структура работы определена в соответствии с целями и задачами исследования.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Защита Государственной границы Российской Федерации предполагает широкое участие в этой важной для обеспечения национальной безопасности страны сфере деятельности большого числа органов государственной власти, войск и воинских формирований различных министерств и ведомств. Все они вносят свой вклад в общегосударственное дело за¬щиты государственной границы в рамках полномочий, представляемых им федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными законодательными актами.
Принятые в последние годы федеральные законы расширили полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере охраны государственной границы. Однако они пока лишь создают "нулевой" цикл строительства фундаментальной правовой базы пограничной политики, предусматривающей установление единого и комплексного поля решения всех вопросов защиты национальных интересов России и обеспечения её безопасности в пограничных пространствах.
Отсутствие федеральных законов, определяющих полномочия субъек¬тов Российской федерации и органов местного самоуправления в области законотворчества, привело к тому, что последние принимают свои конституции, уставы, постановления, положения и другие нормативные документы, которые входят в противоречие с законодательными актами федеральной власти, в том числе в сфере обеспечения защиты государственной границы. В этой связи нередко возникают конфликты с местными органами власти, создается благоприятная почва как для злоупотреблений со стороны юридических и физических лиц, так и оспаривания в судах действий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по обеспечению безопасности России в пограничных пространствах в соответствии с федеральными законами.
Дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти России требует подготовки всеобъемлющего пакета законодательных актов, гарантирующих юридическое закрепление механизма реализации их полномочий по защите государственной границы, соответствующих характеру решаемых задач и нормам международного права и предусматривающих повышения ответственности юридических и физических лиц при осуществлении деятельности, затрагивающей интересы безопасности в пограничных пространствах. Решение данной задачи является безотлагательным и обусловлено необходимостью обеспечить благоприятные условия федеральным органам исполнительной власти по выполнению возлагаемых на них функций по защите и охране государственной границы России, а также максимально затруднить юридическим и физическим лицам осуществление противоправной деятельности в пограничных пространствах.



1. Конституция РФ. – М., 1993. – 60 с.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде РФ»// СЗ РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447; 2001. - №7. - Ст. 607.
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе». – М.: НОРМА, 2003. – 45 с.
4. Гражданский процессуальный кодекс. – М., 2004. – 234 с.
5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. – М.: НОРМА, 2004. – 205 с.
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 403 с.
7. Федеральный закон «О мировых судьях». – М.: НОРМА, 2003. – 56 с.
8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст.4472.
9. Федеральный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1589.
10. Федеральный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.// СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3170.
11. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. // Ведомости РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1792.
12. Закон РСФСР «О судоустройстве» от 8 июля 1981 г.// ВВС РСФСР. - 1981. - № 28. - Ст. 976.
13. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. – М.: НОРМА, 2003. – 106 с.
14. Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 114 с.
15. Указ Президента РФ «Об упорядочении территориальной юрисдикции районных народных судов г. Москвы» от 19 октября 1993 г. // САПП РФ. - 1993. - № 43. - Ст. 4082.
16. Указ Президента РФ «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 118.
17. Указ Президента РФ «Об увеличении должностных окладов судей судов Российской Федерации» от 25 января 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 4. - Ст. 526.
18. Указ Президента РФ «Об обеспечении деятельности Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» от 19 августа 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4151.
19. Указ Президента РФ«О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации» от 2 декабря 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 49. -Ст. 5536.
20. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 21 июля 1995 г.// СЗ РФ. - 1995. - № 32. - Ст. 3262.
21. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации» от 25 октября 1994 г // СЗ РФ. - 1994. - № 28. - Ст. 2930.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. - 1997. - № 5. - Ст.708.
23. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 19 марта 1992 года "О представлении Конституционного Суда РСФСР в связи с Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан "О разъяснении формулировки вопроса референдума Республики Татарстан, назначенного на 21 марта 1992 года" // Сборник постановлений Верховного Совета Российской Федерации и других документов. Вып.IХ. - М.: 1992. - с. 6-7.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: 2000. – 504 с.
3. Безуглов А.И., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. – М.: 2002. – 507 с.
4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. - М.: 1998. – 400 с.
5. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. - М.: 2001. – 405 с.
6. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справ. - учеб. пособие - "Волтерс Клувер", 2005.
7. Зражевская Т.Д. Процессуальные гарантии конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения. - М.: 1999. - с.160-168.
8. Кокотов А.Н., Саликов М.С. Конституционное судебное процессуальное право // Конституционный судебный процесс / Отв. ред. М.С. Саликов. - М.: 2003. – 567 с.
9. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: В 2 т. М.: 2000. Т.2: Защита прав и свобод граждан. – 503 с.
10. Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1999 / Отв. ред. Т.Г. Морщакова. - М.: 2000. – 800 с.
11. Конституционный Суд Российской Федерации: постановления и определения. 1999 / Сост.и отв. ред. Т. Г. Морщакова.- М.: Юристъ, 2000. – 713 с.
12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: 2004. – 674 с.
13. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации: сравнительное исследование законодательства и судебной практики. Нормативные акты / Отв. ред. М. А. Митюков. - М.: Зерцало, 1999. – 328 с.
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учеб. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.
15. Коваленко А.И Конституционное право России. Учебник. - М.: 2002 г. - 480 с.
16. Кудрявцев Ю.В. Комментарий к Конституции РФ. - М.: БЕК, 1996.- 664 с.
17. Кравец И.А. Конституционная жалоба в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Проблемы развития и совершенствования российского законодательства: Сб. статей / Под ред. В.Ф. Воловича. Ч.1. – Томск.: 1999. - с.101-105.
18. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. - М.: 1998. – 306 с.
19. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. - М.: 1998. – 234 с.
20. Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия.- Томск.: 1999. - 386с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ