Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прецедентные феномены в смеховых жанрах Интернета

Работа №128739

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Понятия «прецедентность, юмор, комическое» и особенности функционирования прецедентных феноменов в виртуальном дискурсе 8
1.1. Определение понятия «прецедентность» и система прецедентных
феноменов 8
1.1.1. Прецедентность и прецедентный текст 8
1.1.2. Прецедентное имя 11
1.1.3. Прецедентное высказывание 13
1.1.4. Прецедентная ситуация 15
1.2. Лингвистические аспекты изучения юмора и комического 17
1.2.1. Юмор и комическое как лингвистические категории 17
1.2.2. Языковые средства создания комического эффекта 23
1.2.3. Жанровая специфика юмористического дискурса 26
1.3. Специфика виртуального дискурса и особенности функционирования
прецедентных феноменов в виртуальном дискурсе 30
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Проблемы классификации, особенности функционирования и механизмы употребления прецедентных феноменов 36
2.1. Проблемы классификации прецедентных феноменов по сферам
культурного знания 36
Сфера-источник «Искусство и культура» 38
Сфера-источник «Общество» 43
Сфера-источник «Религия и мифология» 53
2.2. Особенности функционирования и механизмы употребления
прецедентных феноменов в стихотворных жанрах «пирожки» и «порошки» 56
2.2.1. Прямая апелляция и совмещение прецедентных феноменов разного
типа в пределах одного текста 56
2.2.2. Совмещение сфер-источников и совмещение подсфер 61
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение 78


Настоящая работа посвящена анализу закономерностей употребления прецедентных феноменов в смеховых жанрах виртуального дискурса.
На сегодняшний день Интернет является основным средством коммуникации людей по всему миру, тем самым все сферы жизнедеятельности человека так или иначе с ним связаны. Одной из таких сфер является юмор, поскольку благодаря доступности Интернета любой пользователь может попробовать себя в разнообразном творчестве, в том числе и в создании произведений в смехотворных жанрах. При этом из-за достаточно объемных потоков информации, которые каждый день появляются и распространяются в Сети, большая часть языкового материала остается неизученной и неописанной в научных исследованиях.
Представляется важным проанализировать и систематизировать этот пласт языкового материала, поскольку без понимания контекста ситуации, и того, на чем основывается шутка, комический эффект разрушается, и теряется смысл.
Актуальность работы определяется тем, что все чаще Интернет становится тем местом, где люди стремятся создать что-либо, показать и поделиться своим творчеством. Одним из таких видов творчества являются новые стихотворные жанры, в которых используются прецедентные феномены для создания комического эффекта. Такие стихотворные произведения зачастую могут стать непонятными и несмешными для иностранцев, изучающих русский язык из-за высокой концентрации прецедентности. Проведенный анализ позволяет повысить лингвокультурную компетенцию при обучении русскому языку как иностранному.
Объект исследования - прецедентные феномены в смеховых жанрах Интернета.
Предмет исследования - механизмы употребления прецедентных феноменов в стихотворных жанрах «пирожки» и «порошки».
Гипотеза исследования - комический эффект в смеховых жанрах Интернета достигается за счет смешения прецедентных феноменов различного типа из разных сфер-источников, а также за счет совмещения нескольких типов прецедентных феноменов в рамках одного произведения.
Цель настоящей работы - исследование и описание закономерностей использования прецедентных феноменов в смеховых жанрах Интернета.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие «прецедентность» и лингвистические аспекты изучения юмора и комического;
2. выявить специфику виртуального дискурса и особенности
функционирования прецедентных феноменов в виртуальном дискурсе;
3. представить анализ функционирования прецедентных феноменов в смеховых жанрах Интернета.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем исследуются способы использования прецедентных феноменов для формирования и достижения комического эффекта, а также рассматривается функционирование прецедентных феноменов в виртуальном дискурсе.
Методы и приемы исследования: при поведении исследования были использованы методы контекстологического и семантического анализа, метод лингвокультурологического анализа, метод классификации анализируемого материала, абдуктивный метод анализа материала, метод направленной выборки материала из Интернет-источников.
Материалом исследования являются новые стихотворные жанры, которые создаются и распространяются в сети - так называемые «пирожки» и «порошки».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории прецедентных феноменов. В работе описаны особенности использования прецедентных феноменов в качестве инструмента для создания комического эффекта в смеховых жанрах Интернета.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при обучении иностранцев, изучающих русский язык. Предоставляется возможность повышения лингвокультурной компетенции, так как прецедентные феномены в смеховых жанрах легко опознаются носителями языка, но для иностранных обучающихся они представляют определенную сложность. Благодаря проведенному анализу данных возможно частичное раскрытие современного русского культурного кода.
Положения, выносимые на защиту:
1) Одним из важнейших свойств прецедентности является инвариант восприятия, обращение к которому понятно без дополнительной расшифровки, при этом сохраняется возможность намеренной апелляции к прецедентному феномену за рамками сферы-источника.
2) Связь прецедентных феноменов со сферами-источниками и подсферами отражается в инварианте восприятия, механизмах и закономерностях их функционирования.
3) Специфика виртуального дискурса заключается в особой сфере взаимодействия людей, благодаря которой прецедентными текстами виртуального дискурса оказываются тексты смеховых жанров.
4) Особенности функционирования и употребления прецедентных феноменов на вербально-семантическом уровне позволяют выделить основания для их классификаций.
5) Комический эффект в смеховых жанрах Интернета строится и достигается за счет смешения прецедентных феноменов различного типа из разных сфер-источников, а также за счет совмещения нескольких типов прецедентных феноменов в рамках одного произведения.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения.
В первой главе описывается и рассматривается становление таких понятий, как «прецедентность», «прецедентные феномены», «юмор» и «комическое», лингвистические аспекты изучения юмора и комического, а также анализируется специфика виртуального дискурса.
Вторая глава посвящена рассмотрению проблем классификации, особенностям функционирования и механизмам употребления прецедентных феноменов. Представлены и описаны механизмы создания комического эффекта в жанрах «пирожки» и «порошки» за счет использования апелляции к различным дифференциальным признакам инварианта восприятия прецедентности и/или совмещение разных типов прецедентных феноменов в одном тексте «пирожка»; а также трансформация инварианта восприятия за счет совмещения сфер- источников прецедентных феноменов и совмещения подсфер.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время такое понятие как «прецедентность» широко используется в современных лингвистических исследованиях, в которых рассматриваются актуальные проблемы межкультурной коммуникации и когнитивной лингвистики.
Цель настоящей работы - исследование и описание закономерностей использования прецедентных феноменов в смеховых жанрах Интернета.
Задачами настоящей выпускной квалификационной работы являлись:
1. рассмотреть понятие «прецедентность» и лингвистические аспекты изучения юмора и комического;
2. выявить специфику виртуального дискурса и особенности функционирования прецедентных феноменов в виртуальном дискурсе;
3. представить анализ функционирования прецедентных феноменов в смеховых жанрах Интернета.
Для решения данных задач, нами были проанализированы такие понятия, как «прецедентность» и «прецедентные феномены» посредством рассмотрения точек зрения таких ученых, как В. В. Красных, Д. Б. Гудков, Д. В. Багаева, И. В. Захаренко, Ю. Н. Караулов, Ю. Е. Прохоров. С учетом проведенного анализа, мы пришли к выводу, что прецедентные феномены - это единицы дискурса, регулярно возобновляемые в речи, известные всем представителям национально-лингвокультурного сообщества, имеющие общий инвариант восприятия, обращение к которому понятно без дополнительной расшифровки.
Также в главе 1 были рассмотрены лингвистические аспекты изучения юмора и комического. Были проанализированы точки зрения различных ученых, таких как, В. Я. Пропп, Ю. В. Щурина, В. З. Санников, А. Н. Лук, согласно которым можно сделать вывод, что юмор - это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо, а также исследователями подчеркивается непременное наличие в нем чувства меры, тактичности и доброжелательности. Юмор может быть частью самых разнообразных типов текста. Смеховое отношение к объекту можно обнаружить в газетных статьях, публицистике, даже вполне серьезные лирические произведения могут включать в себя отрывки, написанные в юмористическом ключе.
Специфика виртуального дискурса заключается в особой сфере взаимодействия людей, так как каждый пользователь получает возможность выразить свое мнение и реализовать свой творческий потенциал. Благодаря этому появляется такой термин, как «сетература», обозначающий «такие произведения, которые не могут быть перенесены на бумагу либо сильно обесцениваются при таком переносе» (А. Андреев). И, по мнению О. В. Лутовиновой, прецедентными текстами виртуального дискурса оказываются тексты смеховых жанров: пародии, байки, анекдоты, так как они направлены на подчеркивание несоответствий в ценностях, взглядах, образе действий коммуникантов. Анализируемый нами материал соответствует данной цели и обладает высокой концентрацией прецедентности из-за специфики жанра.
Вторая глава настоящей работы была посвящена рассмотрению проблем классификации, особенностям функционирования и механизмам употребления прецедентных феноменов. Нами были рассмотрены точки зрения таких ученых, как С. Л. Кушнерук, Ю. Б. Пикулева, О. В. Лутовинова, М. В. Терских, Е. А. Нахимова. Наличие большого объема культурно-исторической информации в значении прецедентных феноменов дает возможность классифицировать указанные единицы по генетическому признаку с выделением основных сфер-источников, среди которых — «Искусство и культура», «Общество», «Религия и мифология». В сфере «Искусство и культура» мы выявили такие подсферы, как «Кино», «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Фольклор». В сфере «Общество» мы рассмотрели такие подсферы, как «Политика и экономика», «Образование» и «Медицина».
Комический эффект в жанрах «пирожки» и «порошки» создается за счет использования двух механизмов:
1) Апелляция к различным дифференциальным признакам инварианта восприятия прецедентного имени, прецедентного высказывания, прецедентного текста, прецедентной ситуации и/или совмещение разных типов прецедентных феноменов в одном тексте «пирожка»;
2) Трансформация инварианта восприятия за счет совмещения сфер- источников прецедентных феноменов и совмещения подсфер.
Дополнительными механизмами для достижения комического эффекта являются жанровые особенности «пирожков» и «порошков», а именно: отсутствие знаков препинания и заглавных букв, допущение орфографических, лексических и грамматических ошибок, а также использование разговорной стилистически сниженной лексики.
При этом, можно сделать вывод, что информация, использованная в «пирожках», «порошках» и прочих высказываниях используется не только для создания комического эффекта, но и для выражения отношения к ситуации, для того, чтобы читающий задумался о происходящем, о том, что является отправной точкой для понимания данного высказывания или стихотворения. Для декодирования большинства из них нужно обладать достаточным багажом знаний о культуре, истории, сферах искусства, политике, экономике, религии, а также актуальных событиях в стране и мире. При недостаточной осведомленности читающего декодирование представляется возможным только при объяснении, что в случае создания комического эффекта зачастую ведет к потере комического. Следовательно, данная тема является достаточно важной при обучении РКИ, и результаты работы могут помочь повысить лингвокультурную компетенцию обучающихся.



1. Андреев А. Ceteramypa как ее Net: от эстетики Хэйана до клеточного автомата — и обратно // Сетевая словесность. Теория сетературы.1998. URL:https://www.netslova.ru/andreev/setnet/(дата обращения: 17.05.2018).
2. Ашинова И.В. Прецедентные феномены гламурного дискурса // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10885(дата обращения: 8.05.2021).
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
4. Болотина Ксения Эдуардовна. Прецедентные феномены в языковой картине мира квебекцев // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-fenomeny-v-yazykovoy- kartine-mira-kvebektsev(дата обращения: 24.05.2018).
5. Большакова Д. В. Комическое в лингвистике: основные подходы и проблематика исследования // Вестник МГЛУ. 2010. №584. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komicheskoe-v-lingvistike-osnovnye-podhody-i-problematika-issledovaniya(дата обращения: 17.05.2018).
6. Боярских О.С. Прецедентные феномены со сферой-источником
«Литература» в дискурсе российских печатных СМИ (2004 - 2007 гг.): Дис. ... канд. филол. наук. Нижний Тагил, 2008. 230 с.
7. Волова Виктория Михайловна Прецедентные имена собственные и их
специфика в газетно-публицистическом тексте как составной части масс- медиального дискурса // Вестник ВятГУ. 2016. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-imena-sobstvennye-i-ih- spetsifika-v-gazetno-publitsisticheskom-tekste-kak-sostavnoy-chasti-mass- medialnogo-diskursa(дата обращения: 8.05.2021).
8. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.
9. Гудков Д. Б. Прецедентная ситуация и способы ее актуализации // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 2000. Вып. 11.
10. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.
11. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные
механизмы личности. // Изд-во Алтайского государственного
университета, 2000. - 123 стр.
12. Дмитриев А. В. Социология юмора: очерки. - М. Российская Академия Наук, 1996. 214 с.
13. Ерофеев Ю. В. Интернет-анекдот как особый вид юмористического дискурса // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/internet-anekdot-kak-osobyy-vid- yumoristicheskogo-diskursa(дата обращения: 8.05.2021).
14. Захаренко И. В. О целесообразности использования термина «прецедентное высказывание» // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 2000. Вып. 12.
15.Захаренко И. В., Красных В. В., Гудков Д. Б. и др. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 1997. Вып. 1. С. 82-103.
16. Канашина Светлана Валериевна Интернет-мем и прецедентный феномен //
Вестник ТГПУ. 2018. №4 (193). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/internet-mem-i-pretsedentnyy-fenomen(дата обращения: 8.05.2021).
17. Карасик В. И. Анекдот как предмет лингвистического изучения // Жанры речи: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Колледж, 1997. Вып.1.
18. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004. С. 216.
19. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными // Рус. язык за рубежом. 1994. No 1. С. 73—76.
20. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? М.: Диалог-МГУ, 1998. — 352 с.
21. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003. С. 170.
22. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002.
23. Красных В. В., Гудков Д. Б., Захаренко И. В., Багаева Д. В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1997. № 3. С. 64.
24. Кушнерук С.Л. Сопоставительное исследование прецедентных имен в российской и американской рекламе: Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 228 с.
25. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 1968. - 190 с.
26. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 129— 132.
27. Лутовинова О. В. Прецедентные феномены виртуального дискурса //
Знание. Понимание. Умение. 2008. №2. URL:
https://cyberlemnka.rU/article/n/pretsedentnye-fenomeny-virtualnogo-diskursa(дата обращения: 18.05.2018).
28. Лутовинова, О.В. Виртуальный дискурс как одно из направлений в исследовании киберпространства / О.В. Лутовинова // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Лингвистика. - 2009. - № 1. - С. 26-32.
29. Морозова А. М. Жанровая специфика юмористического дискурса //
Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-spetsifika-yumoristicheskogo- diskursa(дата обращения: 17.05.2018).
30. Назарова Раиса Зифировна, Золотарев Михаил Владимирович
Прецендентные феномены: проблемы дефиниции и классификации прецедентных феноменов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsendentnye-fenomeny-problemy-definitsii- i-klassifikatsii-pretsedentnyh-fenomenov(дата обращения: 18.05.2018).
31. Нахимова, Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации / Е.А.Нахимова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт.; Институт социального образования, 2007. - 207 с.
32. Нахимова Е.А. Прецедентные феномены с ментальным полем-источником «Театр» в современном политическом дискурсе // Известия УрГПУ. Лингвистика. Вып. 15. Екатеринбург: УрГПУ, 2005. С. 102-114.
33. Пикулева Ю.Б. Прецедентный культурный знак в современной телевизионной рекламе: лингвокультурологический анализ: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с
34. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. - М.: Лабиринт, 1999. - 287 с.
35. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004.
36. Репринцева Наталья Игоревна, Волков Владимир Семёнович Явление
прецедентности в структуре художественного текста // Вестник КамчатГТУ. 2011. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yavlenie- pretsedentnosti-v-strukture-hudozhestvennogo-teksta (дата обращения:
18.05.2021).
37. Салыгина Э. В. Стилистика англоязычного газетного фельетона: дис. ... канд. филол. наук. - М., 1993. - 241 с.
38. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 544 с.
39. Сорокин Ю. А., Гудков Д. Б., Красных В. В. и др. Феномен прецедентности и прецедентные феномены // Язык, сознание, коммуникация. 1998. Вып. 4. С. 15.
40. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в языковой картине мира // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М., 1988.
41. Терских М.В. Реклама как интертекстуальный феномен: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2003.
42. Уткина Анна Валентиновна Обоснование когнитивного подхода к категории комического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-kognitivnogo-podhoda-k- kategorii-komicheskogo(дата обращения: 8.05.2018).
43. Философский энциклопедический словарь // под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983 г. - 840 с. (ФЭС).
44. Хараева Лариса Ханбиевна, Казанова Ляна Абугалиевна Типология
прецедентных феноменов в названиях ресторанов в Нальчике // Вестник ВятГУ. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-
pretsedentnyh-fenomenov-v-nazvaniyah-restoranov-v-nalchike (дата
обращения: 18.05.2018).
45.Чубарян Т. Ю. Семантика и прагматика речевых жанров юмора: автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1994.
46.Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: монография / А. П. Чудинов; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 248 с.
47.Щурина Ю. В. Шутка как речевой жанр: автореф. дис... канд. филол. наук. - Н. Новгород, 1997.
48.Эстетика. Энциклопедический словарь // В. А. Бачинин. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. - 288с. (ЭС)
49. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: «Филология», 1997. Вып. 1. - 192 с.
50. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: Диалог-МГУ, 2000. - Вып. 11. - 140 с.
51. Koestler A. The Act of Creation. - London: Hutchinson, 1964. - 751 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ