Государственное регулирование в жилищной политике
|
Введение………………………………………………………………………3
1. Жилищная политика РФ в современных условиях. Содержание и методы управления………………………………………………………………6
1.1. Методологические основы в жилищной политике: назначение, содержание и принципы, функции…………………………………………………6
1.2. Формы и методы государственного регулирования в жилищной политике…………………………………………………………………………….10
1.3. Содержание и система управления в области строительства архитектуры в жилищно-коммунальном хозяйстве……………………………..20
2. Формирование нормативно-правовой базы в жилищной политике………………………………………………………………………..…..30
2.1. Федеральное законодательство в области жилищной политике.….30
2.2. Жилищное законодательство Хабаровского края…………………..44
3. Направление совершенствования жилищной политики …..….51
3.1. Проблемы и тенденции формирования реализации жилищной политики………………………………………………………………………….…51
3.2. Анализ деятельности министерства строительства Хабаровского края по реализации жилищной политики…………………………………….…..61
3.3. Направление совершенствования жилищной политики в Хабаровском крае…………………………………………………………………..77
Заключение……………………………………………………………….…85
Список использованной литературы……………………………………88
1. Жилищная политика РФ в современных условиях. Содержание и методы управления………………………………………………………………6
1.1. Методологические основы в жилищной политике: назначение, содержание и принципы, функции…………………………………………………6
1.2. Формы и методы государственного регулирования в жилищной политике…………………………………………………………………………….10
1.3. Содержание и система управления в области строительства архитектуры в жилищно-коммунальном хозяйстве……………………………..20
2. Формирование нормативно-правовой базы в жилищной политике………………………………………………………………………..…..30
2.1. Федеральное законодательство в области жилищной политике.….30
2.2. Жилищное законодательство Хабаровского края…………………..44
3. Направление совершенствования жилищной политики …..….51
3.1. Проблемы и тенденции формирования реализации жилищной политики………………………………………………………………………….…51
3.2. Анализ деятельности министерства строительства Хабаровского края по реализации жилищной политики…………………………………….…..61
3.3. Направление совершенствования жилищной политики в Хабаровском крае…………………………………………………………………..77
Заключение……………………………………………………………….…85
Список использованной литературы……………………………………88
Актуальность темы исследования определяется проблемами социально-экономических реформ в сфере жилищной политики, развития и приобретения объектов недвижимости. Поскольку, государственный бюджет всегда являлся основным источником финансирования жилищного строительства, дополняемым лишь незначительными вложениями со стороны предприятий, то можно констатировать практическое отсутствие в России на момент начала экономической реформы механизма самостоятельного участия населения в решении своей жилищной проблемы. За период реформ в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Важные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств во вводе жилья, достигавшая до начала реформ 80 %, сократилась примерно до 26 %, т.е. в 3,1 раза, в том числе доля средств федерального бюджета – до 15 %. Аналогичные процессы коснулись строительства жилья за счет средств предприятий и организаций (сокращение в 2 раза), и только доля жилья, возводимого за счет индивидуальных застройщиков, увеличилась примерно в 2 раза за период с конца 1990 по 1998 гг. и достигла 39,4% от общего годового объема ввода площади жилья, в результате проводимой политики бесплатной приватизации жилья.
Следствием произошедших изменений явилась парадоксальная ситуация отсутствия возможностей улучшения жилищных условий у большинства граждан в условиях действующих механизмов рынка жилья. Рынок жилья оказался не обеспечен кредитно-финансовыми механизмами, которые поддержали бы платежеспособный спрос населения и сделали возможным приобретение жилья. Если раньше практически единственной возможностью улучшить жилищные условия было получение государственного жилья, то сегодня эта проблема в основном решается через приобретение или строительство жилья за счет собственных сбережений без кредитов и рассрочек. Из-за ограниченных бюджетных возможностей внимание государства сосредоточено на проблемах отдельных групп населения. Основная же часть населения оказалась не в состоянии улучшить жилищные условия из-за отсутствия необходимых сбережений и возможности их накопления.
В самом общем виде проблема обеспечения жильем населения в современных условиях формулируется следующим образом - как перейти от практики строительства жилья за счет государства и его последующего бесплатного распределения, к системе улучшения жилищных условий граждан, посредством приобретения готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных ресурсов.
Таким образом, проблема недостаточной обеспеченности жильем населения остается острейшей социальной проблемой. Ключ к решению жилищной проблемы находится сейчас в руках местных и региональных органов власти, которые, используя новые идеи, могут соответствующим образом организовать на местах управление жилищным строительством и ипотечным кредитованием. Внедрение практики ипотечного кредитования требует продуманных и обоснованных программ и пакетов нормативно-распорядительных документов. Кроме того, должно быть организовано последующее юридическое обеспечение планируемых работ, большое внимание должно уделяться разработке эффективного организационного механизма, созданию исполнительных структур и процедур их работ, организации контроля и учета. Но самое главное - должна быть проанализирована достоверная информация о состоянии рынка жилья и платежеспособности населения, произведена оценка минимально необходимого размера дотаций, степень доверия населения государству и другим структурам, а также готовность населения к внедрению элементов ипотечного кредитования.
Цель исследования - анализ деятельности Правительства Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края, по совершенствованию механизма реализации жилищной политики, ипотечного кредитования и выработке рекомендаций по проблемам молодежного строительства, краевой целевой программе «Переселение жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2004 - 2010 годах», внедрения ипотечного кредитования в Хабаровском крае, для реализации социальной программы по обеспечению населения жильем.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить нормативно – правовую базу с области государственной жилищной политики;
- изучить действующие и разрабатываемые программы по жилищному строительству в Хабаровском крае;
- проанализировать жилищного строительства в Хабаровском крае.
Объектом исследования органы государственного управления Хабаровского края.
Предмет исследования деятельность Правительства Хабаровского края по реализации жилищной политики.
Развитие жилищного ипотечного кредитования и других программ по строительству жилья направлено на расширение платежеспособного спроса на жилье, вовлечение внебюджетных средств в жилищную сферу, призвано обеспечить связь между денежными ресурсами населения, банков, финансовых институтов и реальным сектором экономики.
Таким образом, введение перечисленных мероприятий даст возможность совершенствования деятельности органов управления в реализации жилищной политики, осуществления первого этапа перехода к системе ипотечного кредитования, привлечения инвестиций в молодежное строительство и выполнение краевой целевой программы «Переселение жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2004 - 2010 годах».
Следствием произошедших изменений явилась парадоксальная ситуация отсутствия возможностей улучшения жилищных условий у большинства граждан в условиях действующих механизмов рынка жилья. Рынок жилья оказался не обеспечен кредитно-финансовыми механизмами, которые поддержали бы платежеспособный спрос населения и сделали возможным приобретение жилья. Если раньше практически единственной возможностью улучшить жилищные условия было получение государственного жилья, то сегодня эта проблема в основном решается через приобретение или строительство жилья за счет собственных сбережений без кредитов и рассрочек. Из-за ограниченных бюджетных возможностей внимание государства сосредоточено на проблемах отдельных групп населения. Основная же часть населения оказалась не в состоянии улучшить жилищные условия из-за отсутствия необходимых сбережений и возможности их накопления.
В самом общем виде проблема обеспечения жильем населения в современных условиях формулируется следующим образом - как перейти от практики строительства жилья за счет государства и его последующего бесплатного распределения, к системе улучшения жилищных условий граждан, посредством приобретения готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных ресурсов.
Таким образом, проблема недостаточной обеспеченности жильем населения остается острейшей социальной проблемой. Ключ к решению жилищной проблемы находится сейчас в руках местных и региональных органов власти, которые, используя новые идеи, могут соответствующим образом организовать на местах управление жилищным строительством и ипотечным кредитованием. Внедрение практики ипотечного кредитования требует продуманных и обоснованных программ и пакетов нормативно-распорядительных документов. Кроме того, должно быть организовано последующее юридическое обеспечение планируемых работ, большое внимание должно уделяться разработке эффективного организационного механизма, созданию исполнительных структур и процедур их работ, организации контроля и учета. Но самое главное - должна быть проанализирована достоверная информация о состоянии рынка жилья и платежеспособности населения, произведена оценка минимально необходимого размера дотаций, степень доверия населения государству и другим структурам, а также готовность населения к внедрению элементов ипотечного кредитования.
Цель исследования - анализ деятельности Правительства Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края, по совершенствованию механизма реализации жилищной политики, ипотечного кредитования и выработке рекомендаций по проблемам молодежного строительства, краевой целевой программе «Переселение жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2004 - 2010 годах», внедрения ипотечного кредитования в Хабаровском крае, для реализации социальной программы по обеспечению населения жильем.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить нормативно – правовую базу с области государственной жилищной политики;
- изучить действующие и разрабатываемые программы по жилищному строительству в Хабаровском крае;
- проанализировать жилищного строительства в Хабаровском крае.
Объектом исследования органы государственного управления Хабаровского края.
Предмет исследования деятельность Правительства Хабаровского края по реализации жилищной политики.
Развитие жилищного ипотечного кредитования и других программ по строительству жилья направлено на расширение платежеспособного спроса на жилье, вовлечение внебюджетных средств в жилищную сферу, призвано обеспечить связь между денежными ресурсами населения, банков, финансовых институтов и реальным сектором экономики.
Таким образом, введение перечисленных мероприятий даст возможность совершенствования деятельности органов управления в реализации жилищной политики, осуществления первого этапа перехода к системе ипотечного кредитования, привлечения инвестиций в молодежное строительство и выполнение краевой целевой программы «Переселение жителей Хабаровского края из аварийного и ветхого жилищного фонда в 2004 - 2010 годах».
Анализ основных результатов проведения преобразований в 1991 -2003 гг. позволяет сделать следующие выводы.
Провозглашенная новая жилищная политика являлась взаимосвязанной и согласованной по своим основным направлениям, исходя из установленных целей.
На федеральном уровне была сформирована основная законодательная и нормативная база реализации новой жилищной политики.
Несмотря на то, что, на местах с положительным результатом были
апробированы предлагаемые преобразования, по многим направлениям
не удалось сформировать экономических стимулов для их широкомасш-табной реализации.
Темпы проведения намеченных преобразований сдерживались как
внутренними сложностями установления баланса между принципами экономической и социальной эффективности в жилищной сфере в условиях
снижения уровня жизни населения, так и внешними факторами, связан¬
ными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и
медленным продвижением по проведению структурных реформ.
Следующий этап реализации жилищной политики должен состоять в:
- стимулировании реализации этой политики на местах;
- создании условий для эффективной деятельности рыночных субъектов в сфере расширения возможностей улучшения жилищных условий
для граждан с достаточными доходами;
- усилении адресности социальной защиты населения, направленной
на поддержку, в первую очередь, малоимущих граждан;
- совершенствовании механизмов обеспечения жильем за счет
средств федерального бюджета установленных законом категорий граж¬дан.
Жилищные права граждан должны быть приведены в соответствие
с возможностями их реализации как за счет рыночных механизмов, так и
за счет бюджетной поддержки
С целью создания условий для развития эффективной инфраструкту¬ры рынка жилья были приняты основополагающие законодательные и нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996), Закон «О государственной регистрации прав на недвижи¬мое имущество и сделок с ним» (1997 г.), Закон «Об оценочной деятель¬ности в Российской Федерации» (1998), Закон «Об организации страхо¬вого дела в Российской Федерации» (1997)), Закон «О земельном кадас¬тре» (2000)и другие.
В настоящее время, по оценкам, в крупных городах России ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено 1,5 - 2% квартир, находя¬щихся в частной собственности, что является существенным показате¬лем для начального этапа функционирования рынка жилья.
К сожалению, до сих пор величина трансакционных расходов состав-ляет значительную долю от стоимости жилья (до 10%), а процедура офор-мления сделок занимает значительное время. Высокая стоимость, в пер¬вую очередь, связана с высоким уровнем риска частных профессиональ¬ных участников рынка. Время, необходимое для совершения сделки, оп¬ределяется в основном большим количеством административных инстан¬ций, участвующих в этом процессе. Эти два фактора являются существен¬ным препятствием на пути развития рынка жилья.
Фонд социального жилья должен являться муниципальной собственностью. Необходимо определить категорию семей, имеющих право на это жилье, его основные параметры, объемы строительства, источники финансирования. Фонд социального жилья должен состоять, как правило, из многоквартирных жилых домов с экономичными индивидуальными квартирами для посемейного заселения с использованием материально-технической базы панельного домостроения.
Для решения проблемы финансирования строительства социального жилья органы местного самоуправления могли бы в рамках действующего правового поля принять положение об обязательном отчислении в местные бюджеты части средств, идущих на строительство несоциального жилья, административных, коммерческих, торговых и других объектов несоциальной сферы, а также направлять на строительство социального жилья прибыль от своей коммерческой деятельности (продажа жилья, сдача в аренду нежилых помещений, доходы от рекламы и т.д.).
В целом следует констатировать, что из-за дефицита краевого и местных бюджетов значительного увеличения бюджетных инвестиций в жилищное строительство на период до 2010 года ожидать не приходится.
Провозглашенная новая жилищная политика являлась взаимосвязанной и согласованной по своим основным направлениям, исходя из установленных целей.
На федеральном уровне была сформирована основная законодательная и нормативная база реализации новой жилищной политики.
Несмотря на то, что, на местах с положительным результатом были
апробированы предлагаемые преобразования, по многим направлениям
не удалось сформировать экономических стимулов для их широкомасш-табной реализации.
Темпы проведения намеченных преобразований сдерживались как
внутренними сложностями установления баланса между принципами экономической и социальной эффективности в жилищной сфере в условиях
снижения уровня жизни населения, так и внешними факторами, связан¬
ными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и
медленным продвижением по проведению структурных реформ.
Следующий этап реализации жилищной политики должен состоять в:
- стимулировании реализации этой политики на местах;
- создании условий для эффективной деятельности рыночных субъектов в сфере расширения возможностей улучшения жилищных условий
для граждан с достаточными доходами;
- усилении адресности социальной защиты населения, направленной
на поддержку, в первую очередь, малоимущих граждан;
- совершенствовании механизмов обеспечения жильем за счет
средств федерального бюджета установленных законом категорий граж¬дан.
Жилищные права граждан должны быть приведены в соответствие
с возможностями их реализации как за счет рыночных механизмов, так и
за счет бюджетной поддержки
С целью создания условий для развития эффективной инфраструкту¬ры рынка жилья были приняты основополагающие законодательные и нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996), Закон «О государственной регистрации прав на недвижи¬мое имущество и сделок с ним» (1997 г.), Закон «Об оценочной деятель¬ности в Российской Федерации» (1998), Закон «Об организации страхо¬вого дела в Российской Федерации» (1997)), Закон «О земельном кадас¬тре» (2000)и другие.
В настоящее время, по оценкам, в крупных городах России ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено 1,5 - 2% квартир, находя¬щихся в частной собственности, что является существенным показате¬лем для начального этапа функционирования рынка жилья.
К сожалению, до сих пор величина трансакционных расходов состав-ляет значительную долю от стоимости жилья (до 10%), а процедура офор-мления сделок занимает значительное время. Высокая стоимость, в пер¬вую очередь, связана с высоким уровнем риска частных профессиональ¬ных участников рынка. Время, необходимое для совершения сделки, оп¬ределяется в основном большим количеством административных инстан¬ций, участвующих в этом процессе. Эти два фактора являются существен¬ным препятствием на пути развития рынка жилья.
Фонд социального жилья должен являться муниципальной собственностью. Необходимо определить категорию семей, имеющих право на это жилье, его основные параметры, объемы строительства, источники финансирования. Фонд социального жилья должен состоять, как правило, из многоквартирных жилых домов с экономичными индивидуальными квартирами для посемейного заселения с использованием материально-технической базы панельного домостроения.
Для решения проблемы финансирования строительства социального жилья органы местного самоуправления могли бы в рамках действующего правового поля принять положение об обязательном отчислении в местные бюджеты части средств, идущих на строительство несоциального жилья, административных, коммерческих, торговых и других объектов несоциальной сферы, а также направлять на строительство социального жилья прибыль от своей коммерческой деятельности (продажа жилья, сдача в аренду нежилых помещений, доходы от рекламы и т.д.).
В целом следует констатировать, что из-за дефицита краевого и местных бюджетов значительного увеличения бюджетных инвестиций в жилищное строительство на период до 2010 года ожидать не приходится.
Подобные работы
- Государственное регулирование сферы жилищного строительства (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКОЙ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Государственная жилищная политика в России на федеральном уровне: сущность, современные особенности и направления совершенствования (Социальная политика, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (алтайский филиал))
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование направлений жилищной политики города
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы регулирования жилищно-коммунального хозяйства
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование жилищной политики Красноярского края
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В СТОЛИЧНЫХ ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Жилищная политика: мировой опыт и российская специфика (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



