Введение. Постановка проблемы 3
Глава 1. Система принудительного исполнения зарубежных стран 14
Глава 2. Казахстанская система принудительного исполнения 22
§ 1. Реформа организации исполнительного производства РК 27
§ 2. Основные отличия деятельности частных и госудаственных судебных исполнителей Казахстана 56
§ 3. Динамика института частного исполнительного производства Казахстана и ее основные недостатки 66
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Как изложено в статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод1 2, исполнительное производство является неотъемлемой частью судебного разбирательства. Это квинтэссенция всего судебного процесса, направленного на реальную защиту и восстановление прав человека, и здесь весь судебный процесс (судебное решение) фактически реализуется или наоборот, при не реализации весь судебный процесс превращается на полную бессмыслицу. Исполнение судебного акта — важная часть правовой практики, его полнота и своевременность показывает не только эффективность правосудия и судебной власти, но и престиж самого государства, а степень реальности исполнения показывает не только состояния судебной власти, но и государственной власти в целом.
Исполнительное производство как отрасль права направлено на обеспечение реальной реализации многих правовых гарантий, закрепленных в российском законодательстве, прежде всего гарантий судебной защиты прав и свобод, закрепленные ч. 1 ст. 46 Конституции РФ 2.
При советской власти исполнительное производство считалось последней стадией судебного процесса (Раздел 5 ГПК РСФСР3). Однако реформы, предпринятые после распада Советской власти, безусловно стали решающим шагом в судьбе исполнительного производства России, что привели к созданию новой ветви власти - Федеральной службы судебных исполнителей (далее - ФССП). Раньше согласно статьи 348 ГПК РСФСР4 судебные исполнители состояли при районных (городских) народных судах, то есть в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду, а контроль за правильным и своевременным исполнением решений суда осуществилась судьей. А после принятия Федерального закона от 21 июля 1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»5 и №118-ФЗ «О судебных приставах»6 исполнительное производство России коренном образом изменилось и стало независимым институтом. С 1997 года судебные исполнители вышли из подчинения судебной власти и стали существовать самостоятельно как отдельная отрасль исполнительной ветви власти. Эти изменения привели к многим определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.
С течением времени недостатки и упущения в законодательстве исполнительного производства России со временем привели к разработке и принятию нового Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»7, вступившего в силу с 1 февраля 2008 года (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации существует централизованная система исполнения судебных актов — судебные акты реализуются должностными лицами службы судебных приставов, выполняющими одновременно функции и полномочия правоохранительных органов. Дознание по уголовным делам, связанным с неисполнением приговора суда, решения суда или иного судебного акта, и производство по делу об административном правонарушении производятся дознавателями ФССП в пределах своей компетенции. В соответствии со статьи 8 и 9 ФЗ «Об исполнительном производстве»8 процессуальные действия также осуществляются банками и иными кредитными организациями, эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, с участием кроме судебных приставов-исполнителей, другими участниками правоотношений.
Первой главой федерального закона «Об исполнительном производстве» 1997 года и пятой главой действующего федерального закона «Об исполнительном производстве» закреплены стадии исполнительного производства. Они представляют собой совокупность процессуальных действий и состоят из стадий возбуждение исполнительного производства, осуществление принудительного исполнения и окончание исполнительного производства. Но прохождение всех этих стадий не всегда означает достижение к цели исполнительного производства - к правильному и своевременному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В этой связи исполнительное производство может быть окончено исполнением должником исполнительного документа (погасить долг, вернуть имущество и т.п.), или согласно статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» оно может закончиться и возвращением исполнительного документа в связи с невозможностью установления местонахождения должника и его имущества, получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание и тому подобные. Во всех таких ситуациях, когда исполнительные документы фактически не реализуются, права и интересы граждан не восстанавливаются, когда они не могут достичь к конечной цели — это может негативно влиять на уважении граждан к государственной власти, ставит под сомнение окончательную реализацию охраняемых законом интересов, прав граждан и может привести к несоблюдению законодательства страны, подрывает авторитет органов судебной и исполнительной власти. Причины неосуществления исполнительных документов могут быть разными:
• отсутствие профессиональной мотивации приставов-исполнителей (что сотрудники ФССП получат постоянную заработную плату из федерального бюджета);
• приставы-исполнители освобождены от материальной ответственности и не отвечают за последствия своей деятельности;
• осуществление исполнительного производства за счет государства;
• проявление беспечностей взыскателями в отношении исполнительного производства: они освобождены от уплаты государственной пошлины или обязательных авансовых платежей при предъявлении исполнительных документов;
• отсутствие четко обозначенных законодательством ограничений по давности и количеству выдачи исполнительных листов взыскателям, (согласно пп.1 п.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве») взыскатель вправе в любой момент отозвать и повторно предъявлять исполнительный лист;
• вынесение судами решений, исполнение которых невозможно и т.д.
В настоящее время сотрудники ФССП не в состоянии исполнять исполнительные документы. Например, согласно Ведомственной статистической отчетности ФССП9, в 2018 году на исполнении находились более 87 млн. исполнительных документов на общую сумму более 10 трлн. рублей, из них более 5 трлн. задолженность по исполнительным производствам, возбужденным в предшествующие годы, то есть только за 2018 год исполнительных листов было предъявлено на общую сумму 5 трлн. рублей, невзысканный остаток за 2018 год составил 5,7 трлн. рублей. В 2019 году на исполнении находились более 103 млн. исполнительных листов, из них 68 млн. возбуждено в 2019 году, а в 2020 году на исполнении находились более 110 млн . исполнительных листов, из них 70 млн. возбуждено в 2020 году. Проценты фактического исполнения составляют в 2011 году 63%, в 2012 году 45%, в 2013 году 41%, в 2014 году 40%, в 2015 году 38%, в 2016г. 41%, в 2017 г. 46%, в 2018 г. 34%. По исполнительным производствам во исполнение судебных актов на основании: по итогам 2017 г. - 28%, 2018 г. - 25%, при этом 2017 году только по решениям арбитражных судов подлежало взысканию 3,19 трлн. рублей из которых фактически было взыскано только 113 млрд. рублей, то есть 4%, в 2018 году 6%. Что касается уголовных дел, 2018 году в отношении лиц, не уплачивающих алимент, возбуждено 52 тыс. уголовных дел, всего в производстве дознавателей ФССП 2018 году находилось 59 тыс. уголовных дел. В результате применения мер уголовного воздействия 2018 году взыскано всего 430 млн рублей, то есть 0,01 от общей суммы невзысканного остатка по исполнительным документам в соответствующий период. По поводу исполнительского сбора 2018 году невзысканные суммы исполнительского сбора составило более 95 млрд рублей, 2016 году было 70 млрд руб., то есть выросло на 25 млрд руб. Всего фактически 2018 году было взыскано чуть более 17 млрд рублей исполнительского сбора, то есть 4% от подлежащей взыскания суммы10.
Остановимся на основных причинах, приводящих к неисполнению исполнительных документов.
1. При осуществлении своей деятельности ФССП, банки и иные кредитные организаций не могут отвечать за экономическое положение должников, за отсутствие у них имущества или средств, на которые можно обратить взыскание. Однозначно, в таких случаях неисполнение происходит из-за неплатёжеспособности должников. Но здесь проблема в том, что кредиторы не несут риски неисполнения исполнительных листов и это их совершенно не беспокоит, потому что законодательством не предусмотрен обязательный авансовый платеж. Если бы взыскатели оплатили такую авансовую сумму, то перед предъявлением исполнительного документа они внимательно изучали бы состояние должника и все возможности обращения взыскания, также в течение всего исполнительного производства содействовали бы приставам- исполнителям, держали бы на личном контроле процесс исполнения и требовали бы своевременного исполнения от сотрудников ФССП. Вместе с тем данное привело бы к уменьшению исполнительных документов, исполнение которых невозможно.
2. Взыскатели могут в любой момент отзывать и повторно предъявлять исполнительные листы. Независимо от результатов исполнительного производства согласно пп.1 п.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель может в любой момент отозвать исполнительный документ и повторно предъявить на исполнение. Это происходит, во-первых, из-за отсутствия четко обозначенных законодательством ограничений по давности и количеству предъявления исполнительных листов, во-вторых, при предъявлении и отозвании исполнительных листов взыскатели ничего не теряют, госпошлину и авансовые платежи не оплачивают, а расходы по осуществлению исполнительного производства несет только государственный бюджет.
3. Приставам-исполнителям ФССП государство платит постоянную заработную плату из федерального бюджета, а от реализации исполнительных листов сотрудники ФССП не получают никаких бонусов или вознаграждения- процентов от стоимости взысканных средств. Следовательно, у приставов- исполнителей, обеспеченных заработной платой, отсутствует мотиваций и пропадает ответственность, желание и интерес к исходу дела. Например, в 20112014 годы органами прокуратуры были выявлены в работе сотрудников ФССП более 200 тыс. нарушений, в том числе и факты утраты исполнительных документов, отказы от исполнения судебных актов и нарушения прав граждан, массовые случаи фальсификации исполнительных листов в целях прекращения исполнительных производств. В этот период к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 10 тыс. должностных лиц ФССП, было возбуждено более 800 уголовных дел. При таких результатах механизм работы ФССП продолжается до сих пор и не показал удовлетворительных результатов. 10
Генеральная Прокуратура России сообщает, что «массовые нарушения в сфере исполнительного производства явились следствием ненадлежащей организации деятельности приставов-исполнителей руководством ФССП, которое направляет их на искусственное увеличение результатов работы, провоцируя на формальный подход к исполнению судебных актов. Волокита в территориальных сетей ФССП стала нормой и приобрела угрожающие масштабы, ущемляя интересы граждан на восстановление нарушенных прав». В целях искусственного увелечения показателей работы приставы-исполнители не регистрируют поступающие к ним исполнительные документы, что приводит к невозможности их исполнения. В ходе проверки органами прокуратуры были выявлены больше 400 тыс. незарегистрированных документов, свыше 50 тыс. исполнительных листов были потеряны судебными приставами. В 2012 году из административных штрафов, назначенных судами в размере 39 млрд. руб., взыскано лишь 2,5 млрд. руб., то есть не составил даже десяти процентов или к ответственности привлечен лишь каждый десятый правонарушитель. В этом году на исполнении находились исполнительные документы о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 15,24 млрд. руб., из которых реально взыскано только 7,6 млрд. руб. В 2010-2013гг. почти 21 тыс. исполнительных документов о взыскании с осужденных штрафов на сумму 3 млрд руб. была незаконно окончена на основании сфальсифицированных документов и необоснованного освобождения осужденных за совершение преступлений лиц от уплаты наложенных на них судами штрафов. Также судебные приставы незаконно отказывали гражданам в розыске должников и их имущества, выявлены факты умышленного занижения стоимости арестованного имущества. В 2012 году на реализацию передана всеми территориальными органами ФССП лишь четверть арестованного и прошедшего оценку имущества должников.12
Необходимо отметить, что в свою очередь ФССП по количеству сотрудников является одним из крупнейших государственных органов России. По данным Министерства Финансов России, на конец 2017 года в ведомстве с его сетью территориальных органов по всей стране насчитывалось около 71 тыс. сотрудников ФССП, то есть занимал третье место по количеству служащих среди государственных органов РФ. Через год, на начало 2019 года число сотрудников ФССП выросло еще на 10 тыс., и составило почти 81 тыс. сотрудников. Работа одного судебного пристава-исполнителя ФССП по данным 2018 года обойдется федеральному бюджету в среднем в 715,8 тыс. рублей в год. На работу сотрудников ФССП в 2019 году из федерального бюджета было потрачено 48,6 млрд. рублей. Этими статистическими показателями можно убедиться в том, что государство ежегодно тратит столько средств на работу сотрудников ФССП (почти 50 млрд. рублей только на работу ФССП), однако проводимая ими работа каждым годом не дает никаких удовлетворительных результатов. За последние десять лет (2011 -2020 гг.) среднестатистический уровень принудительного исполнения не превышает пятьдесят процентов, что половина всех исполнительных листов фактически заканчивалось безрезультатно.11
4. Чрезмерная загруженность приставов-исполнителей негативно влияет на качество работы по исполнительному производству. Из-за большого объема работы сотрудники ФССП используют только стандартные схемы ведения дел. Помимо этого, из-за текучести кадров, в рамках одного исполнительного производства может смениться несколько приставов-исполнителей, что негативно влияет на качество исполнения. Отсутствие профессиональной мотивации в работе приставов-исполнителей, вызванной низкой заработной платой, приводит к тому, что они ограничивают свою работу «передвижением» исполнительных документов.
Все вышеперечисленное является ярким проявлением иждивенчества в исполнительном производстве России. Сама система исполнительного производства России построена на патернализме со стороны государства и не нацелена на получение положительных результатов, а это безусловно приводит к нарушению системы и полностью прекращению работы исполнительного производства.
Из года в год действующая система принудительного исполнения России показывает свою неэффективность. Причин этому достаточно, в том числе и объективных. Во-первых, это связано с проблемой несовершенства законодательства, регулирующего вопросы принудительного исполнения и наличия в нем многочисленных пробелов. Во-вторых, система исполнительного производства России нуждается в соответствующей реформе. Все это вышеуказанные показывает, что без внесения изменений в систему принудительного исполнения судебный процесс просто-напросто превращается в бессмыслицу, осуществление исполнительного производства влечет коллосальные расходы федерального бюджета.
Одним из решений вышесказанных проблем исполнительного производства России является использование зарубежного опыта, в том числе внедрение небюджетной системы принудительного исполнения. Безусловно, внедрение этой системы требует глубокого анализа, исследования и изучения опытов стран, где эта система успешно работает на либеральной или смешанной основах.
Стоит отметить, что в настоящее время власти России проработают внедрением института частного судебного исполнения, которые смогут заниматься взысканиями исполнительных листов в пользу частных лиц. Соответствующая рекомендация содержится в обзоре бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий ФССП, подготовленном Министерством Финансов России: «В целях оптимизации расходов федерального бюджета, а также повышения эффективности функционирования системы исполнительного производства в целом представляется целесообразным рассмотреть вопрос постепенного (поэтапного) внедрения элементов частного исполнения».
Предложения о внедрении института частного принудительного исполнения не первый раз исходит, такое предложение и раньше были со стороны представителей власти и от бизнес-сообщества. Например, еще в 2006 году такой эксперимент предложил Министер юстиции РФ Юрий Чайка. А в 2014 году Министерством юстиции России был разработан законопроект о частных приставах, который не был принят. Центр стратегических разработок, который возглавлял Алексей Кудрин, в 2017 году выпустил доклад с предложением ввести институт частных судебных исполнителей. В марте 2019 года совладелецом «Альфа-Групп» и членом бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей Михаилом Фридманом был заявлен о планах разработать законопроект о частных приставах. В октябре 2019 года Торгово-промышленная палата представила новый вариант законопроекта «О частных судебных исполнителях», согласно которому палата предлагает распространить деятельность частных судебных исполнителей на исполнение исполнительных документов с участием организаций, а также арбитражным делам. Предполагается, что частные судебные исполнители за вознаграждение будут применять те же меры принудительного взыскания, что приставы - исполнители: арестовывать средств, имущество и счета должника, обращать на них взыскание и т.д. В соответствии с этим законопроектом частные судебные исполнители будут подконтрольны и подотчетны ФССП, Министерству юстиции, а также профессиональным объединениям.14
При внедрении системы частного исполнения целесообразно, прежде всего, изучить исполнительную систему государства, сходного по политическому, экономическому и социальному уровню с России. В этой связи, можем привести казахстанскую систему, которая имеет всестороннюю аналогию с российской системой. В ходе исследования исполнительного производства Казахстана следует подробно остановиться на реформах его организации и их результатах, проведенных в ходе внедрения и дальнейшего развития системы частного принудительного исполнения. Но прежде всего кратко остановимся на основных видах системы принудительного исполнения исполнительных документов и их особенностях, а также на первоначальном формировании и развитии частной исполнительной системы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы по опыту исполнительной системы Казахстана:
1. Казахстанская система принудительного исполнения исполнительных документов направлена на постепенное развитие частной системы исполнительного производства и переход на небюджетную систему полностью, эволюционный отход от ранее сложившейся государственной системы и правильное восприятие данной системы обществом. Данное обстоятельство позволяет при внедрении данной системы постепенно принимать деятельность ЧСИ населением, осведомляться преимуществами осуществления исполнения частными судебными исполнителями и постепенно формированию квалифицированных специалистов в этой сфере.
2. Проведенные реформы в исполнительном производстве Казахстана направлены, прежде всего, на устранение и восполнение правовых и экономических недостатков в этой системе, повышение доступности и удобства в использовании услуги ЧСИ.
3. Осуществление принудительного исполнения полностью обеспечено информационно-автоматизированной системой, взаимодействие с другими государственными органами осуществляется через эти системы. В свою очередь, полный переход на электронную цифровую систему будет способствовать прозрачности в этой сфере, пресечению коррупции, своевременному исполнению исполнительных листов. При этом стоит отметить об автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства (АИС ОИП), которая позволяет минимизировать временные затраты на исполнение, вести полноценный учет, получать информацию из 52 баз данных РК, автоматически формировать основные процессуальные документы, получать в электронном формате исполнительные листы. Например, в настоящее время, постановления судебных исполнителей санкционируются судами или прокурорами в автоматизированном режиме, через взаимо- интегрированные системы судов - «Торелик» и органов юстиции - «АИС ОИП».
4. Исполнительное производство РК имеет широкий перечень по видам исполнительных документов и максимально облегчает исполнение решений иностранных, международных судов. Например, согласно ст.9 Закона РК «Об исполнительном производстве» являются исполнительными документами исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов о принудительном исполнении на территории Республики Казахстан решений международных, иностранных судов и арбитражей, также исполнительные листы, выдаваемые на основании решений суда Международного финансового центра "Астана", приказы суда Международного финансового центра "Астана" об обеспечении иска или отмене обеспечения иска.
5. В целях повышения престижа должности частного судебного исполнителя были внесены различные всесторонние изменения. Например, для кандидатов ЧСИ были убраны административные барьеры, ограничение по возрасту. Согласно последнему изменению, частным судебным исполнителем может быть гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию частного судебного исполнителя и вступивший в Республиканскую палату. Также расширен круг полномочий ЧСИ и рассматривается возможность работы ЧСИ независимо от санкции судов и прокуроров, к примеру, после изменения 2020 года исключено санкционирование постановлений судебных исполнителей о наложении ареста на имущество должников.
6. Порядок оплаты и авансирования услуг ЧСИ усовершенствуется. Ранее существовавшая десятипроцентная ставка показала свою неэффективность и по новому правилу оплата устанавливается в размере от трех до двадцати пяти процентов с взысканной суммы и месячно-расчетными показателями по исполнению требование неимущественного характера. Условия авансирования регулируются на основании соглашения (договора), заключаемого между частным судебным исполнителем и взыскателем, установление ограничение на размер авансового взноса, который не должен превышать 15 МРП (44 тыс. тенге или 7,5 тыс. рублей). Все эти процессы проходят без вмешательства государства, и государственный бюджет не несет финансовых расходов в этой части исполнения исполнительных документов.
7. Одним из главных результатов проведенных реформ в сфере исполнительного производства в РК является возникновение самостоятельной материальной ответственности судебного исполнителя. ЧСИ помимо предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и должностных полномочий, обязан возместить ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству РК, не вправе осуществлять свою деятельность в отсутствие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности. При этом ответственность ЧСИ не ограничивается только договором страхования. Если размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по договору страхования, то он отвечает за причиненный им вред лично принадлежащим ему имуществом .
На основании проведенных исследований можно увидеть, что казахстанская исполнительная система по своему характеру имеет много общего с российской исполнительной системой. В Казахстане с каждым годом постепенно увеличивается масса частных судебных исполнителей, производились ряд реформ, направленных на устранение недостатков и восполнение недостач в соответствующей системе. То есть казахстанская система принудительного исполнения направлена на постепенный эволюционный отход от ранее сложившейся государственной системы и правильное восприятие частной системы исполнения обществом.
Подводя итоги, можно утвердительно сказать, что перечисленный выше опыт Казахстана, накопленный на основе проведенных реформ в сфере исполнительного производства, заслуживает внимания при внедрении частной системы исполнительного производства в России.
1. А.Гальчева. Минфин согласился на появление в России частных судебных приставов [Электронный ресурс]: Экономика. РБК: https ://www.rbc.ru/economics/15/01/2020/5e1d7c8c9a794731 d1c8ab7b
2. В.В.Ярков. Небюджетная (частная) организация принудительного исполнения: "за" и "против" [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.szrf.ru/szrf/text.php?nb=107&issid=1072007009000&docid=25
3. О.Мальченко. Системы принудительного исполнения зарубежных стран [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ilex.by/news/sistemy-prinuditelnogo-ispolneniya-zarubezhnyh-stran/
4. Э.Б.Аблаева. Современное состояние и направления развития исполнительного производства в Казахстане [Электронный ресурс]: Социально-политические науки. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-napravleniya-razvitiya- ispolnitelnogo-proizvodstva-v-kazahstane
5. Э.Б.Аблаева. Некоторые вопросы принудительного исполнения судебных актов в Казахстане: сравнительно-правовой анализ [Электронный ресурс]: Социально-политические науки // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article /n/nekotorye-voprosy-prinuditelnogo-ispolneniya-sudebnyh-aktov-v-kazahstane-sravnitelno-pravovoy-analiz
6. Правительственный час в мажилисе: «Институт частного судебного исполнения и его развитие в рамках 27 шага плана нации «100 конкретных шагов» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.parlam.kz/ru/blogs/isimbaeva/Details/6/28746
7. Е.Тайкешов. Санкционировать действия судоисполнителя [Электронный ресурс]: ZANMEDIA.KZ. Режим доступа: https ://zanmedia.kz/3851/sanktsionirovat-dejstviya-sudoispolnitelya/
8. Е.Е.Ибраев. Изменения, касающиеся вопросов санкционирования действий судебных исполнителей [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zhso.kz/index.php?view=obyavleniya&id=7
9. А.Е.Асанов. Исполнительное производство в Республике Казахстан: проблемы и пути совершенствования [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitelnoe-proizvodstvo-v-respublike-kazahstan- problemy-i-puti-sovershenstvovaniya/viewer
10. Генпрокуратура требует наказать руководителей ФССП [Электронный ресурс]: РБК Экономика. от 16 сентября 2013 г. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/16/09/2013/57040f969a794761c0ce1cbe
11. У.М.Мурзабулатов. Правовое государство: теория и практика [Электронный ресурс]: Актуальные проблемы, связанные с повышением эффективности исполнения судебных решений по гражданским делам в российской федерации стр. 101-103. Режим доступа: https://bashedu.ru/ru/sotrudniki-kafedry-grazhdanskogo-protsessa
12. У.Бернэм, И.В.Решетникова. Исполнительное производство в США [Электронный ресурс]: Судебная реформа: проблемы гражданской юрисдикции. Екатеринбург, 1996. стр. 139-148. Режим доступа: http://lawlibrary.ru/izdanie2216474.html
13. Н.Г.Елисеев. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. [Электронный ресурс]: 2-е изд. М.: Проспект,2004. Режим доступа: https://mgimo.ru/library/publications/27874/
14. К.Вербар. Заключение для комиссии по разработке Модельного кодекса гражданского судопроизводства при Межпарламентской ассамблее СНГ [Электронный ресурс]: Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития. Екатеринбург, 2000. С. 213-225. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty- modelnogo-regulirovaniya-kak-instrumenta-sblizheniya-grazhdanskogo-protsessa-na- postsovetskom-prostranstve
15. Программа развития института частных судебных исполнителей на 2018-2025 годы [Электронный ресурс] // Сайт Республиканской Палаты ЧСИ РК. Режим доступа: https://zhso.kz/index.php?view=catalog&main_cat=1&cat_id=24
...