СОТРУДНИЧЕСТВО ИРАНА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение 3
I. Основные концептуальные положения евразийских интеграционных
процессов 11
1.1. Особенности евразийских интеграционных процессов: концепции «Большой
Евразии» и большого евразийского партнерства 11
1.2. Место и роль ЕАЭС в евразийском регионе 25
II. Внешнеполитическая стратегия Ирана в евразийском регионе 42
2.1. Внешнеполитические цели и интересы Ирана в евразийском регионе 42
2.2. Основные акторы и направления сотрудничества Ирана в евразийском
регионе 49
2.3. Взаимодействие Ирана и ЕАЭС: соглашение о Зоне свободной торговли как
один из этапов вхождения в ЕАЭС 58
III. Проблемы и перспективы сотрудничества Ирана и ЕАЭС 68
3.1. Угрозы, риски и преимущества сотрудничества с ЕАЭС для Ирана 68
3.2. Проблемы сотрудничества Ирана и ЕАЭС 75
3.3. Перспективы сотрудничества Ирана и ЕАЭС 79
Заключение 84
Список источников и литературы 89
Список сокращений 105
Приложение 106
Рисунок 1. Доля товаров в % от объема всего импорта за 2019 г 106
Рисунок 2. Доля товаров в % от объема всего экспорта Ирана за 2018 г 106
Рисунок 3. Доля товаров в % от объема всего экспорта Ирана за 2017 г 106
Рисунок 4. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2019 г 107
Рисунок 5. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2018 г 107
Рисунок 6. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2017 г 107
Рисунок 7. Доля стран в % от объема всего импорта Ирана за 2019 г 108
Рисунок 8. Транспортный коридор Север-Юг 108
Рисунок 9.Расположение порта Чабахар в Центральной Азии 108
Рисунок 10.Маршруты ЭПШП 109
Рисунок 11. Железнодорожный транспортный коридор на Южном Кавказе 109
Приложение 2. Матрица контент-анализа выступлений верховного лидера и президента Ирана (2018-2021 гг.) 110
I. Основные концептуальные положения евразийских интеграционных
процессов 11
1.1. Особенности евразийских интеграционных процессов: концепции «Большой
Евразии» и большого евразийского партнерства 11
1.2. Место и роль ЕАЭС в евразийском регионе 25
II. Внешнеполитическая стратегия Ирана в евразийском регионе 42
2.1. Внешнеполитические цели и интересы Ирана в евразийском регионе 42
2.2. Основные акторы и направления сотрудничества Ирана в евразийском
регионе 49
2.3. Взаимодействие Ирана и ЕАЭС: соглашение о Зоне свободной торговли как
один из этапов вхождения в ЕАЭС 58
III. Проблемы и перспективы сотрудничества Ирана и ЕАЭС 68
3.1. Угрозы, риски и преимущества сотрудничества с ЕАЭС для Ирана 68
3.2. Проблемы сотрудничества Ирана и ЕАЭС 75
3.3. Перспективы сотрудничества Ирана и ЕАЭС 79
Заключение 84
Список источников и литературы 89
Список сокращений 105
Приложение 106
Рисунок 1. Доля товаров в % от объема всего импорта за 2019 г 106
Рисунок 2. Доля товаров в % от объема всего экспорта Ирана за 2018 г 106
Рисунок 3. Доля товаров в % от объема всего экспорта Ирана за 2017 г 106
Рисунок 4. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2019 г 107
Рисунок 5. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2018 г 107
Рисунок 6. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2017 г 107
Рисунок 7. Доля стран в % от объема всего импорта Ирана за 2019 г 108
Рисунок 8. Транспортный коридор Север-Юг 108
Рисунок 9.Расположение порта Чабахар в Центральной Азии 108
Рисунок 10.Маршруты ЭПШП 109
Рисунок 11. Железнодорожный транспортный коридор на Южном Кавказе 109
Приложение 2. Матрица контент-анализа выступлений верховного лидера и президента Ирана (2018-2021 гг.) 110
Изучение интеграционных процессов на региональном уровне находится в центре внимания современной политической науки. Говоря о евразийской интеграции, обычно подразумевают интеграцию государств постсоветского пространства. Однако в современном понимании евразийская интеграция предполагает гораздо более широкий охват государств. С этой целью в данной работе были разграничены понятия «евразийский регион», «евразийское пространство», «евразийская интеграция». Страны евразийского региона объединяет географическая близость, общая история, длительное пребывание в составе одного государства и наличие общего языка межнационального общения и, соответственно, в данное понятие входят все бывшие республики СССР. Однако не все страны евразийского региона заинтересованы в евразийской интеграции, а те, которые, наоборот, заинтересованы в ней, территориально не находятся в евразийском регионе. Так как понятие «пространство» не имеет жесткой привязки к территории, то евразийское пространство может включать в себя как государства евразийского региона, так и государства, заинтересованные в евразийской интеграции. К таким странам можно отнести Вьетнам, Египет, Израиль, Индию, Иран, Китай и другие.
С активизацией интеграционных процессов на евразийском пространстве руководители государств, а также исследователи стали говорить о концепциях Большой Евразии и большого евразийского партнерства. Единой концепции построения большого евразийского партнерства не существует, поэтому в данной работе автором была поставлена задача выделить подходы к его формированию.
Центральное место в евразийской интеграции отводится региональной экономической организации - Евразийскому экономическому союзу, целью которого является интеграция государств-членов в торгово-экономической, транспортной, энергетической и других сферах, а также создание сети зон свободной торговли с заинтересованными в евразийской интеграции акторами. Одним из таких государств выступил Иран, который в течение долгого времени не проявлял заинтересованности в установлении отношений с другими странами в рамках интеграционных объединений.
В 2018 г. Иран заключил с ЕАЭС временное соглашение о создании Зоны свободной торговли, тем самым выразив свое намерение в сотрудничестве со странами-членами ЕАЭС. Несмотря на экономическую направленность организации, направления для сотрудничества между Ираном и ЕАЭС не ограничиваются только торгово-экономической сферой, потому что Иран обладает потенциалом в транспортно-инфраструктурной, промышленной и энергетической сферах. Однако успех сотрудничества между Ираном и ЕАЭС зависит от внешних и внутренних политических и экономических факторов, которые могут повлиять на дальнейшее развитие отношений, определяемое перспективами подписания полноформатного соглашения о создании зоны свободной торговли, а в будущем, возможно, и становлением Ирана полноценным членом ЕАЭС.
Степень научной разработанности
Данная исследовательская работа базируется на монографиях и научных трудах российских и зарубежных авторов, а также на научных и аналитических статьях. Тема евразийской интеграции и взаимодействия Ирана и ЕАЭС активно разрабатывается.
Теоретическим основам региональных и евразийских интеграционных процессов посвящены монографии и научные работы следующих авторов: В.Д. Агеевой, А.Р. Айтбаевой, К. Арроу, Д. Броу и М. Рута, А.Н. Быкова, М.Д. Валовой, О.П. ван Влиета, С.Ю. Глазьева, Л.З Зевина, И.В. Зеленевой, В.А. Жбанкова, и С.Ю. Кашкина, М.В. Лагутиной, А. Ливью, А.М. Либмана и А. Маршалла, Г. Мюрдаля, Д. Норта, Е.А. Семак, Я. Тинбергена, И.В. Халанского, Б.А. Хейфеца. Отдельную группу исследований представляют работы авторов, рассматривающих концепции «Большой Евразии» и большого евразийского партнерства: П.А. Барахвостова, В.В. Бобровой, И.Ф. Кефели, А.В. Лукина и Д.П. Новикова, Е.Б. Стародубцевой, М. Эмерсона.
Другая группа научных исследований посвящена рассмотрению развитию взаимоотношений ЕАЭС с другими странами, в том числе и с Ираном, а также двусторонним отношениям в рамках ЕАЭС. В данной группе выделяются работы российских авторов, таких как К.А. Авдаляна и З. Амириана, Е. Алексеенковой, К.Ю. Бурцевой, А.М. Задориной, Г.М. Авдаляна и Н.И. Иллерицкого, Н.И. Курицыной, А.Ю. Казаковой, О.В. Демидкиной, В.С. Изотова, Ю.К. Кофнера, Т.А. Мешковой, О.Г. Орловой и Э.Расулинежада , Н. Смагина . Среди зарубежных авторов, исследующих тему развития отношений Ирана и ЕАЭС можно выделить: А. Амини, А. Заргара и Т. Хатами, М. Гударзи и Х. Макуи.
В отдельную группу стоит также выделить литературу, посвященную внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Ирана в регионе Ближнего Востока и в евразийском регионе. Данная тема подробно рассмотрена в трудах М. Годси. Астровой, Х.Барари, Д. Джалилванда, И.В. Зеленевои, К. Терме, Х.Азизи, Р. Мусави и С. Мусави, М. Рухи, М. Тэнчама. Однако большинство российских и зарубежных исследователей, изучая тему сотрудничества Ирана и ЕАЭС, ограничиваются торгово-экономической, энергетической или промышленной сферой взаимодействия, и приэтом не берутся во внимание политические и экономические факторы, которые могут послужить препятствием на пути развития отношений между Ираном и ЕАЭС. Таким образом, комплексного исследования сотрудничества Ирана и ЕАЭС с выделением их проблем и перспектив не существует.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования являются евразийские интеграционные процессы. Предметом исследования являются направления сотрудничества Ирана и ЕАЭС.
Цели и задачи
Цель исследования - определить особенности сотрудничества Ирана и ЕАЭС.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить основные подходы к концепциям Большой Евразии и большого евразийского партнерства;
2. выявить основные направления внешней стратегии Евразийского экономического союза;
3. проанализировать интересы Ирана в многостороннем сотрудничестве в Евразийском регионе;
4. определить основные этапы и направления взаимодействия Ирана и ЕАЭС;
5. раскрыть проблемы и перспективы сотрудничества Ирана и ЕАЭС.
Источниковая база исследования
Источниковая база исследования состоит из документов и материалов, которые можно объединить в несколько групп:
- Концепции и национальные видения внешнеполитических стратегий государств, в частности России и Ирана: Концепция внешней политики Российской Федерации (2016 г.), Двадцатилетнее национальное видение Ирана на заре солнечного календарного 1404 года (2025 г.)
- Документы международных организаций, такие как Устав Содружества независимых государств, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Хартия ШОС, Договор о ЕАЭС, а также декларации и решения ЕАЭС о направлениях развития евразийской экономической интеграции и международной деятельности. Данные группа источников дает нам представление об основных принципах и направлениях деятельности региональных интеграционных объединений.
- Двусторонние договоры и соглашения. Данная группа источников довольно широко представлена двусторонними документами, заключенными между ЕАЭС и Ираном (Временное соглашение об образовании зоны свободной торговли, Меморандум о сотрудничестве между Деловым советом ЕАЭС и Иранской палатой по торговле и промышленности), ЕАЭС и другими странами (Сингапур, Китай, Вьетнам и др.) - потенциальными партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству. Также в эту группу входят договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Ираном и Россией, Ираном и Китаем. Данная группа источников позволяет определить основные принципы и дальнейшие перспективы двустороннего сотрудничества Ирана с другими акторами.
- Официальные речи, выступления, интервью политических руководителей Ирана и др. На основе данной группы источников мы имеем возможность проследить эволюцию позиций руководителей Ирана в отношении внешнеполитической деятельности в регионе и, в частности, евразийской интеграции.
- Статистические показатели объемов торговли ЕАЭС и стран-членов ЕАЭС, представленные Евразийской экономической комиссией, на основе которых выстраивались диаграммы с целью наглядно показать изменения объема товарооборота между Ираном и ЕАЭС, Ираном и странами ЕАЭС с 2018 по 2020 гг., а также с целью выявить основные экспортируемые и импортируемые товары со стороны Ирана.
Хронологические рамки
Хронологические рамки данного исследования охватывают основной период взаимодействия Ирана и ЕАЭС с 2015 г. по март 2021 г. Выбор данных хронологических рамок обусловлен тем, что в 2015 г. состоялось подписание договора об образовании Евразийского экономического союза, в 2021 г. истекает срок действия Временного соглашения об образовании зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС. Также приводятся более ранние основополагающие события по тематике работы.
Методологическая основа исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения неореализма и структурализма. Подходы неореализма позволили изучить основные цели государства с точки зрения защиты национальных интересов и обеспечения региональной безопасности . Основываясь на теоретических установках структурализма, автором исследовано влияние элементов международной системы на поведение акторов и их внешней политики. Также автором были использованы принципы историзма и объективизма. Под методологической основой исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых для достижения цели диссертационного исследования. В данной работе автором были использованы:
1. Общенаучные методы - индукция, анализ, обобщение, сравнение. Метод сравнительного анализа позволяет выявить динамику товарооборота между Ираном и ЕАЭС, а также доли стран-членов ЕАЭС в товарообороте Ирана.
2. Метод системного анализа применяется для определения динамики взаимоотношений между Ираном и ЕАЭС с учетом политических и экономических факторов.
3. Использование хронологического метода позволяет провести анализ развития евразийских интеграционных процессов в хронологической последовательности
4. Специальные политологические методы. Метод контент-анализа используется для анализа содержания выступлений лидера и президента Ирана с целью выявления внешнеполитических интересов за определенный промежуток времени. Метод политического прогнозирования позволяет выявить перспективы дальнейшего сотрудничества Ирана и ЕАЭС.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Географически пространство Большой Евразии включает страны постсоветского пространства, а также евразийского пространства, которые заинтересованы в развитии интеграционных отношений и готовы закрепить данный формат отношений на нормативно-правовом уровне.
2. Создание ЕАЭС может привести к масштабной трансформации евразийского региона путем развития экономических связей со всеми заинтересованными партнерами через различные форматы интеграционного сотрудничества.
3. Целью экономической политики Ирана является снижение зависимости от нефти. Энергетический фактор, транспортно-логистический потенциал, сельское хозяйство и промышленность может вывести Иран в Большую Евразию в качестве основного игрока. Участие Ирана в интеграционных процессах в Евразии способствует модернизации существующей транспортной инфраструктуры и созданию новой. Создавая и улучшая транспортно-логистическую инфраструктуру, Иран станет связующим звеном в построении международно-транспортных коридоров.
4. Временное соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное между Ираном и ЕАЭС в 2018 г. позволило сформировать нормативно-договорную базу для торгово-экономического сотрудничества и снизить тарифные пошлины по целому ряду торговых позиций.
5. Временное соглашение предоставляет ряд преимуществ для Ирана: отказ от использования доллара в расчетах и использование национальной валюты для торговли в рамках ЕАЭС, получение экономической выгоды от реализации транспортно-логистической инфраструктуры на территории Ирана другими странами, расширение сфер экономического сотрудничества.
Научная новизна
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем:
- определены основные подходы к формированию Большой Евразии и большого евразийского партнерства;
- впервые дан комплексный анализ отношениям между Ираном и Евразийским экономическим союзом;
- выявлены и оценены основные угрозы и риски сотрудничества с ЕАЭС для Ирана;
- проанализированы проблемы и перспективы развития отношений между Ираном и ЕАЭС с учетом политических и экономических факторов.
Структура исследовательской работы
Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, включая восемь параграфов, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений и приложений.
С активизацией интеграционных процессов на евразийском пространстве руководители государств, а также исследователи стали говорить о концепциях Большой Евразии и большого евразийского партнерства. Единой концепции построения большого евразийского партнерства не существует, поэтому в данной работе автором была поставлена задача выделить подходы к его формированию.
Центральное место в евразийской интеграции отводится региональной экономической организации - Евразийскому экономическому союзу, целью которого является интеграция государств-членов в торгово-экономической, транспортной, энергетической и других сферах, а также создание сети зон свободной торговли с заинтересованными в евразийской интеграции акторами. Одним из таких государств выступил Иран, который в течение долгого времени не проявлял заинтересованности в установлении отношений с другими странами в рамках интеграционных объединений.
В 2018 г. Иран заключил с ЕАЭС временное соглашение о создании Зоны свободной торговли, тем самым выразив свое намерение в сотрудничестве со странами-членами ЕАЭС. Несмотря на экономическую направленность организации, направления для сотрудничества между Ираном и ЕАЭС не ограничиваются только торгово-экономической сферой, потому что Иран обладает потенциалом в транспортно-инфраструктурной, промышленной и энергетической сферах. Однако успех сотрудничества между Ираном и ЕАЭС зависит от внешних и внутренних политических и экономических факторов, которые могут повлиять на дальнейшее развитие отношений, определяемое перспективами подписания полноформатного соглашения о создании зоны свободной торговли, а в будущем, возможно, и становлением Ирана полноценным членом ЕАЭС.
Степень научной разработанности
Данная исследовательская работа базируется на монографиях и научных трудах российских и зарубежных авторов, а также на научных и аналитических статьях. Тема евразийской интеграции и взаимодействия Ирана и ЕАЭС активно разрабатывается.
Теоретическим основам региональных и евразийских интеграционных процессов посвящены монографии и научные работы следующих авторов: В.Д. Агеевой, А.Р. Айтбаевой, К. Арроу, Д. Броу и М. Рута, А.Н. Быкова, М.Д. Валовой, О.П. ван Влиета, С.Ю. Глазьева, Л.З Зевина, И.В. Зеленевой, В.А. Жбанкова, и С.Ю. Кашкина, М.В. Лагутиной, А. Ливью, А.М. Либмана и А. Маршалла, Г. Мюрдаля, Д. Норта, Е.А. Семак, Я. Тинбергена, И.В. Халанского, Б.А. Хейфеца. Отдельную группу исследований представляют работы авторов, рассматривающих концепции «Большой Евразии» и большого евразийского партнерства: П.А. Барахвостова, В.В. Бобровой, И.Ф. Кефели, А.В. Лукина и Д.П. Новикова, Е.Б. Стародубцевой, М. Эмерсона.
Другая группа научных исследований посвящена рассмотрению развитию взаимоотношений ЕАЭС с другими странами, в том числе и с Ираном, а также двусторонним отношениям в рамках ЕАЭС. В данной группе выделяются работы российских авторов, таких как К.А. Авдаляна и З. Амириана, Е. Алексеенковой, К.Ю. Бурцевой, А.М. Задориной, Г.М. Авдаляна и Н.И. Иллерицкого, Н.И. Курицыной, А.Ю. Казаковой, О.В. Демидкиной, В.С. Изотова, Ю.К. Кофнера, Т.А. Мешковой, О.Г. Орловой и Э.Расулинежада , Н. Смагина . Среди зарубежных авторов, исследующих тему развития отношений Ирана и ЕАЭС можно выделить: А. Амини, А. Заргара и Т. Хатами, М. Гударзи и Х. Макуи.
В отдельную группу стоит также выделить литературу, посвященную внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Ирана в регионе Ближнего Востока и в евразийском регионе. Данная тема подробно рассмотрена в трудах М. Годси. Астровой, Х.Барари, Д. Джалилванда, И.В. Зеленевои, К. Терме, Х.Азизи, Р. Мусави и С. Мусави, М. Рухи, М. Тэнчама. Однако большинство российских и зарубежных исследователей, изучая тему сотрудничества Ирана и ЕАЭС, ограничиваются торгово-экономической, энергетической или промышленной сферой взаимодействия, и приэтом не берутся во внимание политические и экономические факторы, которые могут послужить препятствием на пути развития отношений между Ираном и ЕАЭС. Таким образом, комплексного исследования сотрудничества Ирана и ЕАЭС с выделением их проблем и перспектив не существует.
Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования являются евразийские интеграционные процессы. Предметом исследования являются направления сотрудничества Ирана и ЕАЭС.
Цели и задачи
Цель исследования - определить особенности сотрудничества Ирана и ЕАЭС.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить основные подходы к концепциям Большой Евразии и большого евразийского партнерства;
2. выявить основные направления внешней стратегии Евразийского экономического союза;
3. проанализировать интересы Ирана в многостороннем сотрудничестве в Евразийском регионе;
4. определить основные этапы и направления взаимодействия Ирана и ЕАЭС;
5. раскрыть проблемы и перспективы сотрудничества Ирана и ЕАЭС.
Источниковая база исследования
Источниковая база исследования состоит из документов и материалов, которые можно объединить в несколько групп:
- Концепции и национальные видения внешнеполитических стратегий государств, в частности России и Ирана: Концепция внешней политики Российской Федерации (2016 г.), Двадцатилетнее национальное видение Ирана на заре солнечного календарного 1404 года (2025 г.)
- Документы международных организаций, такие как Устав Содружества независимых государств, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Хартия ШОС, Договор о ЕАЭС, а также декларации и решения ЕАЭС о направлениях развития евразийской экономической интеграции и международной деятельности. Данные группа источников дает нам представление об основных принципах и направлениях деятельности региональных интеграционных объединений.
- Двусторонние договоры и соглашения. Данная группа источников довольно широко представлена двусторонними документами, заключенными между ЕАЭС и Ираном (Временное соглашение об образовании зоны свободной торговли, Меморандум о сотрудничестве между Деловым советом ЕАЭС и Иранской палатой по торговле и промышленности), ЕАЭС и другими странами (Сингапур, Китай, Вьетнам и др.) - потенциальными партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству. Также в эту группу входят договоры и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Ираном и Россией, Ираном и Китаем. Данная группа источников позволяет определить основные принципы и дальнейшие перспективы двустороннего сотрудничества Ирана с другими акторами.
- Официальные речи, выступления, интервью политических руководителей Ирана и др. На основе данной группы источников мы имеем возможность проследить эволюцию позиций руководителей Ирана в отношении внешнеполитической деятельности в регионе и, в частности, евразийской интеграции.
- Статистические показатели объемов торговли ЕАЭС и стран-членов ЕАЭС, представленные Евразийской экономической комиссией, на основе которых выстраивались диаграммы с целью наглядно показать изменения объема товарооборота между Ираном и ЕАЭС, Ираном и странами ЕАЭС с 2018 по 2020 гг., а также с целью выявить основные экспортируемые и импортируемые товары со стороны Ирана.
Хронологические рамки
Хронологические рамки данного исследования охватывают основной период взаимодействия Ирана и ЕАЭС с 2015 г. по март 2021 г. Выбор данных хронологических рамок обусловлен тем, что в 2015 г. состоялось подписание договора об образовании Евразийского экономического союза, в 2021 г. истекает срок действия Временного соглашения об образовании зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС. Также приводятся более ранние основополагающие события по тематике работы.
Методологическая основа исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения неореализма и структурализма. Подходы неореализма позволили изучить основные цели государства с точки зрения защиты национальных интересов и обеспечения региональной безопасности . Основываясь на теоретических установках структурализма, автором исследовано влияние элементов международной системы на поведение акторов и их внешней политики. Также автором были использованы принципы историзма и объективизма. Под методологической основой исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых для достижения цели диссертационного исследования. В данной работе автором были использованы:
1. Общенаучные методы - индукция, анализ, обобщение, сравнение. Метод сравнительного анализа позволяет выявить динамику товарооборота между Ираном и ЕАЭС, а также доли стран-членов ЕАЭС в товарообороте Ирана.
2. Метод системного анализа применяется для определения динамики взаимоотношений между Ираном и ЕАЭС с учетом политических и экономических факторов.
3. Использование хронологического метода позволяет провести анализ развития евразийских интеграционных процессов в хронологической последовательности
4. Специальные политологические методы. Метод контент-анализа используется для анализа содержания выступлений лидера и президента Ирана с целью выявления внешнеполитических интересов за определенный промежуток времени. Метод политического прогнозирования позволяет выявить перспективы дальнейшего сотрудничества Ирана и ЕАЭС.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Географически пространство Большой Евразии включает страны постсоветского пространства, а также евразийского пространства, которые заинтересованы в развитии интеграционных отношений и готовы закрепить данный формат отношений на нормативно-правовом уровне.
2. Создание ЕАЭС может привести к масштабной трансформации евразийского региона путем развития экономических связей со всеми заинтересованными партнерами через различные форматы интеграционного сотрудничества.
3. Целью экономической политики Ирана является снижение зависимости от нефти. Энергетический фактор, транспортно-логистический потенциал, сельское хозяйство и промышленность может вывести Иран в Большую Евразию в качестве основного игрока. Участие Ирана в интеграционных процессах в Евразии способствует модернизации существующей транспортной инфраструктуры и созданию новой. Создавая и улучшая транспортно-логистическую инфраструктуру, Иран станет связующим звеном в построении международно-транспортных коридоров.
4. Временное соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное между Ираном и ЕАЭС в 2018 г. позволило сформировать нормативно-договорную базу для торгово-экономического сотрудничества и снизить тарифные пошлины по целому ряду торговых позиций.
5. Временное соглашение предоставляет ряд преимуществ для Ирана: отказ от использования доллара в расчетах и использование национальной валюты для торговли в рамках ЕАЭС, получение экономической выгоды от реализации транспортно-логистической инфраструктуры на территории Ирана другими странами, расширение сфер экономического сотрудничества.
Научная новизна
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем:
- определены основные подходы к формированию Большой Евразии и большого евразийского партнерства;
- впервые дан комплексный анализ отношениям между Ираном и Евразийским экономическим союзом;
- выявлены и оценены основные угрозы и риски сотрудничества с ЕАЭС для Ирана;
- проанализированы проблемы и перспективы развития отношений между Ираном и ЕАЭС с учетом политических и экономических факторов.
Структура исследовательской работы
Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, включая восемь параграфов, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений и приложений.
Проведенное исследование, в соответствии с поставленными задачами, позволяет нам сделать следующие выводы.
Во-первых, переосмысление идей евразийства русскими учеными XIX-XX вв. привело к тому, что «неоевразийское пространство» рассматривается как концепт глобальной регионализации, многополярного мирового порядка, целью которого является экономическая и политическая интеграция государств. Под евразийской интеграцией понимаются процессы политического и экономического сближения государств евразийского пространства, в число которых могут входить не только государства евразийского региона. Основным отличием евразийского региона от евразийского пространства является то, что в евразийский регион включаются все страны бывшего СССР, как заинтересованные в евразийское интеграции, так и незаинтересованные. А евразийское пространство охватывает все страны евразийского региона, а также те, которые территориально не находятся в этом регионе, но выражают интерес к евразийским интеграционным процессам. Следовательно, евразийская интеграция — это процессы экономического сближения государств евразийского пространства с созданием регулирующих межгосударственных институтов.
Происходящие интеграционные процессы на евразийском пространстве определили, как формирование большого евразийского партнерства или, по-другому, Большой Евразии. Концепции по формированию Большой Евразии прежде всего необходимо рассматривать с экономической точки зрения. Она подразумевает сближение рыночных и хозяйственных механизмов, снятие экономических барьеров с целью создания благоприятных условия для торгово-экономического взаимодействия между странами евразийского пространства. С политической точки зрения предполагается создание наднациональных политических структур с координирующей функцией, целью которого является организация платформы для взаимодействия государств.
Единой концепции построения большого евразийского партнерства не существует, но в ходе исследования мы выделили основные подходы к его формированию:
• Большая Евразия - это координация нескольких интеграционных проектов (АСЕАН, ШОС, ЕАЭС), центральным звеном которой может выступить ШОС;
• Большая Евразия будет иметь несколько центров силы, одним из которых выступит Россия;
• Большая Евразия - это следствие российско-китайского сближения и основой будут выступать множество инициатив, реализуемых на евразийском пространстве;
• Большая Евразия представляет собой экономическую интеграцию евразийского пространства с созданием сети зон свободной торговли.
С нашей точки зрения, говоря о Большой Евразии, надо иметь ввиду, что географически это страны постсоветского пространства, а также евразийского пространства, которые заинтересованы в развитии интеграционных отношений и готовы закрепить данный формат отношений на нормативно-правовом уровне. Сейчас ключевым звеном, объединяющим такие страны, является ЕАЭС.
Во-вторых, создание ЕАЭС может привести к масштабной трансформации евразийского региона. Большая Евразия или, по-другому, большое евразийское партнерство подразумевает под собой создание сети зон свободной торговли и сопряжение региональных интеграционных процессов на всем евразийском материке, целью которого является содействие экономическому процветанию через разные форматы и степени экономической интеграции. ЕАЭС активно развивает свои экономические связи не только между странами-членами, но также и со всеми заинтересованными партнерами, которым предлагаются различные форматы интеграционного сотрудничества: зона свободной торговли, соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве. Внешняя стратегия ЕАЭС сосредоточена на расширении интеграционных отношений как с третьими странами, так и с другими интеграционными проектами, такими как китайская инициатива «Пояс и путь». Данный формат предполагает совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, создание общих рынков товаров и услуг, снятие торговых ограничений. Ставя перед собой масштабные задачи, ЕАЭС может стать движущей силой современных интеграционных процессов в евразийском регионе и в дальнейшем привести к осуществлению создания большого евразийского партнерства. Присоединение заинтересованных в сотрудничестве государств позволит создать широкую сеть экономических, инфраструктурных, транспортных партнерств, что поспособствует реализации целей ЕАЭС в формировании общего рынка товаров и услуг.
Привлекательность формата ЕАЭС для других акторов обосновывается тем, что, во- первых, ЕАЭС, предлагает различные варианты сотрудничества (от меморандумов о взаимопонимании до соглашений о создании ЗСТ), во-вторых, развитая сеть транспортной инфраструктуры повышает уровень торгового взаимодействия между странами, в-третьих, повышается конкурентоспособность национального бизнеса и национальных товаров за 85
счет создания преференциальных условий торговли на рынке ЕАЭС, и в-четвертых, согласованная политика ликвидирует барьеры, снижает риски изъятий товаров и облегчает разрешение споров.
В-третьих, внешнеполитическая стратегия Ирана определяется не только его внешнеполитическими интересами, но и развитием интеграционных отношений между странами евразийского региона. Прежде всего, в интересах Ирана противостоять региональным вызовам и угрозам, создавая собственную систему безопасности в данном регионе путем установления диалога с соседними странами. Установление сотрудничества в рамках региональных организаций (ШОС, ОЭС, ЕАЭС) позволяет понять, как те или иные акторы намерены вести себя в системе региональной безопасности, выстраивать сотрудничество и вести двусторонние или многосторонние диалоги. Открытость намерений среди партнеров по диалогу позволяет выстроить дорожную карту взаимодействий. Следовательно, это поможет Ирану обеспечить стабильность в регионе и быстрее отвечать на современные вызовы и угрозы.
Евразийские интеграционные процессы неразрывно связаны с экономической составляющей. С экономической точки зрения реализация проекта большого евразийского партнерства подразумевает сближение рыночных и хозяйственных механизмов, снятие экономических барьеров с целью создания благоприятных условия для торгово-экономического взаимодействия между странами Большой Евразии. Иран обладает важным экономическим потенциалом, который он стремится реализовать. В настоящее время целью экономической политики Ирана является снижение зависимости от нефти, поэтому не только энергетический фактор может вывести Иран в Большую Евразию в качестве основного игрока, но и транспортно-логистический потенциал, сельское хозяйство и промышленность. Участие Ирана в интеграционных процессах в Евразии будет способствовать модернизации существующей транспортной инфраструктуры и созданию новой. Создавая и улучшая транспортно-логистическую инфраструктуру, Иран станет связующим звеном в построении международно-транспортных коридоров.
В-четвертых, начало взаимодействия Ирана и ЕАЭС приходится на период снятия ряда экономических санкций с Ирана, что обеспечивало ему доступ в сферы торговли, технологий, финансов, энергетики. Именно на волне выхода из кризиса по иранской ядерной программе и ожидаемой отмены санкций ЕАЭС видел предпосылки для формирования в Иране новой точки регионального экономического роста.
Процесс взаимодействия ЕАЭС и Ирана представляется возможным разделить на три этапа.
- Первый этап взаимодействия характеризуется исследованием перспектив создания зоны свободной торговли и выявлению преимуществ, которые получат обе стороны от подписания данного соглашения.
- Вторым этапом является нормативно-правовое закрепление норм и принципов торгово-экономического сотрудничества и подписание сторонами Временного соглашения о создании зоны свободной торговли.
- Третий этап включает выработку дальнейшего плана действий и проведение переговоров по заключению полноформатного соглашения о создании ЗСТ.
В-пятых, возникающие препятствия на пути взаимодействия Ирана и ЕАЭС негативным образом влияют на развитие сотрудничества между двумя сторонами. Основные проблемы взаимодействия Ирана и ЕАЭС мы выделили в две группы: внешние и внутренние. Основными внешними проблемами, с которыми руководство Ирана сталкивается в процессе развития интеграционных отношений с ЕАЭС, являются:
- санкционный режим США в отношении Ирана;
- отключение Ирана от международной системы платежей SWIFT;
- напряженные отношения с арабскими странами и Израилем;
- доминирование России в энергетическом секторе из-за чего экспорт энергоносителей Ирана имеет мало значения в ЕАЭС;
- риски прекращения или приостановления иностранного инвестирования транспортные проекты.
В качестве внутренних проблем определяются:
- сохранения высоких таможенных пошлин на некоторые виды товаров для защиты внутреннего рынка;
- зависимость экономики от экспорта нефти;
- отсутствие членства в ВТО, из-за чего в Иране не выработаны международные стандарты ведения бизнеса;
- необходимость адаптации части национального законодательства в соответствие с законодательством ЕАЭС;
- сохранение низкого уровня инвестиционной привлекательности;
- отсутствие знаний об особенностях рынков стран ЕАЭС, культурные и языковые барьеры.
В-шестых, перспективы развития сотрудничества между Ираном и ЕАЭС позволяют нам понять, что взаимодействие Ирана и ЕАЭС не ограничится только Временным соглашение о ЗСТ. Намеченные на первое полугодие 2021 г. переговоры о заключении полноформатного соглашения о Зоне свободной торговли показывают намерения обеих сторон развивать дальнейшее взаимодействие. Подписанное соглашение о стратегическом экономическом партнерстве между Ираном и Китаем показывает, что в отношениях между Ираном и ЕАЭС будет присутствовать китайский фактор, который заключается в расширении инициативы «Пояс и путь» в сторону Ирана и углублении экономического сотрудничества между Ираном и Китаем. Данные отношения положительно встречены со стороны ЕАЭС, так как сопряжение с инициативой «Пояс и путь» соответствует интеграционной политике данной организации. Однако реальные перспективы интеграции Ирана в ЕАЭС зависит, в первую очередь, от способности государства работать над устранением нетарифных препятствий. Уже сейчас Временное соглашение предоставляет ряд преимуществ для Ирана: отказ от использования доллара в расчетах и использование национальной валюты для торговли в рамках ЕАЭС, получение экономической выгоды от реализации транспортно-логистической инфраструктуры на территории Ирана другими странами, расширение сфер экономического сотрудничества.
В результате сделанных выводов мы пришли к тому, что в развитии отношений с ЕАЭС Иран проявляет осторожность и не стремится полностью открывать свои рынки для стран-членов данной организации. Дальнейшее углубление отношений между Ираном и ЕАЭС в целом соответствует его внешнеполитическим интересам: противостоять региональным вызовам и угрозам, создавая собственную систему безопасности в данном регионе путем установления диалога с соседними странами. Оценивая перспективы интеграции Ирана в ЕАЭС в качестве полноправного члена, можно сказать, что несмотря на громкие заявления руководства Ирана о ближайших намерениях вступления в ЕАЭС, на данном этапе полноценная интеграция невозможна. Сначала необходимо прийти к договоренностям о заключении полноформатного соглашения о ЗСТ, а затем уже принимать меры по адаптации части иранского законодательства к нормам ЕАЭС.
Во-первых, переосмысление идей евразийства русскими учеными XIX-XX вв. привело к тому, что «неоевразийское пространство» рассматривается как концепт глобальной регионализации, многополярного мирового порядка, целью которого является экономическая и политическая интеграция государств. Под евразийской интеграцией понимаются процессы политического и экономического сближения государств евразийского пространства, в число которых могут входить не только государства евразийского региона. Основным отличием евразийского региона от евразийского пространства является то, что в евразийский регион включаются все страны бывшего СССР, как заинтересованные в евразийское интеграции, так и незаинтересованные. А евразийское пространство охватывает все страны евразийского региона, а также те, которые территориально не находятся в этом регионе, но выражают интерес к евразийским интеграционным процессам. Следовательно, евразийская интеграция — это процессы экономического сближения государств евразийского пространства с созданием регулирующих межгосударственных институтов.
Происходящие интеграционные процессы на евразийском пространстве определили, как формирование большого евразийского партнерства или, по-другому, Большой Евразии. Концепции по формированию Большой Евразии прежде всего необходимо рассматривать с экономической точки зрения. Она подразумевает сближение рыночных и хозяйственных механизмов, снятие экономических барьеров с целью создания благоприятных условия для торгово-экономического взаимодействия между странами евразийского пространства. С политической точки зрения предполагается создание наднациональных политических структур с координирующей функцией, целью которого является организация платформы для взаимодействия государств.
Единой концепции построения большого евразийского партнерства не существует, но в ходе исследования мы выделили основные подходы к его формированию:
• Большая Евразия - это координация нескольких интеграционных проектов (АСЕАН, ШОС, ЕАЭС), центральным звеном которой может выступить ШОС;
• Большая Евразия будет иметь несколько центров силы, одним из которых выступит Россия;
• Большая Евразия - это следствие российско-китайского сближения и основой будут выступать множество инициатив, реализуемых на евразийском пространстве;
• Большая Евразия представляет собой экономическую интеграцию евразийского пространства с созданием сети зон свободной торговли.
С нашей точки зрения, говоря о Большой Евразии, надо иметь ввиду, что географически это страны постсоветского пространства, а также евразийского пространства, которые заинтересованы в развитии интеграционных отношений и готовы закрепить данный формат отношений на нормативно-правовом уровне. Сейчас ключевым звеном, объединяющим такие страны, является ЕАЭС.
Во-вторых, создание ЕАЭС может привести к масштабной трансформации евразийского региона. Большая Евразия или, по-другому, большое евразийское партнерство подразумевает под собой создание сети зон свободной торговли и сопряжение региональных интеграционных процессов на всем евразийском материке, целью которого является содействие экономическому процветанию через разные форматы и степени экономической интеграции. ЕАЭС активно развивает свои экономические связи не только между странами-членами, но также и со всеми заинтересованными партнерами, которым предлагаются различные форматы интеграционного сотрудничества: зона свободной торговли, соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве. Внешняя стратегия ЕАЭС сосредоточена на расширении интеграционных отношений как с третьими странами, так и с другими интеграционными проектами, такими как китайская инициатива «Пояс и путь». Данный формат предполагает совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, создание общих рынков товаров и услуг, снятие торговых ограничений. Ставя перед собой масштабные задачи, ЕАЭС может стать движущей силой современных интеграционных процессов в евразийском регионе и в дальнейшем привести к осуществлению создания большого евразийского партнерства. Присоединение заинтересованных в сотрудничестве государств позволит создать широкую сеть экономических, инфраструктурных, транспортных партнерств, что поспособствует реализации целей ЕАЭС в формировании общего рынка товаров и услуг.
Привлекательность формата ЕАЭС для других акторов обосновывается тем, что, во- первых, ЕАЭС, предлагает различные варианты сотрудничества (от меморандумов о взаимопонимании до соглашений о создании ЗСТ), во-вторых, развитая сеть транспортной инфраструктуры повышает уровень торгового взаимодействия между странами, в-третьих, повышается конкурентоспособность национального бизнеса и национальных товаров за 85
счет создания преференциальных условий торговли на рынке ЕАЭС, и в-четвертых, согласованная политика ликвидирует барьеры, снижает риски изъятий товаров и облегчает разрешение споров.
В-третьих, внешнеполитическая стратегия Ирана определяется не только его внешнеполитическими интересами, но и развитием интеграционных отношений между странами евразийского региона. Прежде всего, в интересах Ирана противостоять региональным вызовам и угрозам, создавая собственную систему безопасности в данном регионе путем установления диалога с соседними странами. Установление сотрудничества в рамках региональных организаций (ШОС, ОЭС, ЕАЭС) позволяет понять, как те или иные акторы намерены вести себя в системе региональной безопасности, выстраивать сотрудничество и вести двусторонние или многосторонние диалоги. Открытость намерений среди партнеров по диалогу позволяет выстроить дорожную карту взаимодействий. Следовательно, это поможет Ирану обеспечить стабильность в регионе и быстрее отвечать на современные вызовы и угрозы.
Евразийские интеграционные процессы неразрывно связаны с экономической составляющей. С экономической точки зрения реализация проекта большого евразийского партнерства подразумевает сближение рыночных и хозяйственных механизмов, снятие экономических барьеров с целью создания благоприятных условия для торгово-экономического взаимодействия между странами Большой Евразии. Иран обладает важным экономическим потенциалом, который он стремится реализовать. В настоящее время целью экономической политики Ирана является снижение зависимости от нефти, поэтому не только энергетический фактор может вывести Иран в Большую Евразию в качестве основного игрока, но и транспортно-логистический потенциал, сельское хозяйство и промышленность. Участие Ирана в интеграционных процессах в Евразии будет способствовать модернизации существующей транспортной инфраструктуры и созданию новой. Создавая и улучшая транспортно-логистическую инфраструктуру, Иран станет связующим звеном в построении международно-транспортных коридоров.
В-четвертых, начало взаимодействия Ирана и ЕАЭС приходится на период снятия ряда экономических санкций с Ирана, что обеспечивало ему доступ в сферы торговли, технологий, финансов, энергетики. Именно на волне выхода из кризиса по иранской ядерной программе и ожидаемой отмены санкций ЕАЭС видел предпосылки для формирования в Иране новой точки регионального экономического роста.
Процесс взаимодействия ЕАЭС и Ирана представляется возможным разделить на три этапа.
- Первый этап взаимодействия характеризуется исследованием перспектив создания зоны свободной торговли и выявлению преимуществ, которые получат обе стороны от подписания данного соглашения.
- Вторым этапом является нормативно-правовое закрепление норм и принципов торгово-экономического сотрудничества и подписание сторонами Временного соглашения о создании зоны свободной торговли.
- Третий этап включает выработку дальнейшего плана действий и проведение переговоров по заключению полноформатного соглашения о создании ЗСТ.
В-пятых, возникающие препятствия на пути взаимодействия Ирана и ЕАЭС негативным образом влияют на развитие сотрудничества между двумя сторонами. Основные проблемы взаимодействия Ирана и ЕАЭС мы выделили в две группы: внешние и внутренние. Основными внешними проблемами, с которыми руководство Ирана сталкивается в процессе развития интеграционных отношений с ЕАЭС, являются:
- санкционный режим США в отношении Ирана;
- отключение Ирана от международной системы платежей SWIFT;
- напряженные отношения с арабскими странами и Израилем;
- доминирование России в энергетическом секторе из-за чего экспорт энергоносителей Ирана имеет мало значения в ЕАЭС;
- риски прекращения или приостановления иностранного инвестирования транспортные проекты.
В качестве внутренних проблем определяются:
- сохранения высоких таможенных пошлин на некоторые виды товаров для защиты внутреннего рынка;
- зависимость экономики от экспорта нефти;
- отсутствие членства в ВТО, из-за чего в Иране не выработаны международные стандарты ведения бизнеса;
- необходимость адаптации части национального законодательства в соответствие с законодательством ЕАЭС;
- сохранение низкого уровня инвестиционной привлекательности;
- отсутствие знаний об особенностях рынков стран ЕАЭС, культурные и языковые барьеры.
В-шестых, перспективы развития сотрудничества между Ираном и ЕАЭС позволяют нам понять, что взаимодействие Ирана и ЕАЭС не ограничится только Временным соглашение о ЗСТ. Намеченные на первое полугодие 2021 г. переговоры о заключении полноформатного соглашения о Зоне свободной торговли показывают намерения обеих сторон развивать дальнейшее взаимодействие. Подписанное соглашение о стратегическом экономическом партнерстве между Ираном и Китаем показывает, что в отношениях между Ираном и ЕАЭС будет присутствовать китайский фактор, который заключается в расширении инициативы «Пояс и путь» в сторону Ирана и углублении экономического сотрудничества между Ираном и Китаем. Данные отношения положительно встречены со стороны ЕАЭС, так как сопряжение с инициативой «Пояс и путь» соответствует интеграционной политике данной организации. Однако реальные перспективы интеграции Ирана в ЕАЭС зависит, в первую очередь, от способности государства работать над устранением нетарифных препятствий. Уже сейчас Временное соглашение предоставляет ряд преимуществ для Ирана: отказ от использования доллара в расчетах и использование национальной валюты для торговли в рамках ЕАЭС, получение экономической выгоды от реализации транспортно-логистической инфраструктуры на территории Ирана другими странами, расширение сфер экономического сотрудничества.
В результате сделанных выводов мы пришли к тому, что в развитии отношений с ЕАЭС Иран проявляет осторожность и не стремится полностью открывать свои рынки для стран-членов данной организации. Дальнейшее углубление отношений между Ираном и ЕАЭС в целом соответствует его внешнеполитическим интересам: противостоять региональным вызовам и угрозам, создавая собственную систему безопасности в данном регионе путем установления диалога с соседними странами. Оценивая перспективы интеграции Ирана в ЕАЭС в качестве полноправного члена, можно сказать, что несмотря на громкие заявления руководства Ирана о ближайших намерениях вступления в ЕАЭС, на данном этапе полноценная интеграция невозможна. Сначала необходимо прийти к договоренностям о заключении полноформатного соглашения о ЗСТ, а затем уже принимать меры по адаптации части иранского законодательства к нормам ЕАЭС.
Подобные работы
- Особенности использования лизинговых соглашений при ввозе товаров на территорию Евразийского экономического союза
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Политические и экономические последствия санкций против России и Беларуси для
Евразийской интеграции
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2025 - Проблема стрессоустойчивости ЕАЭС в условиях санкционных режимов в отношении стран-участниц
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2024 - Ирано-российские отношения с 2000 по 2018 гг.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Российско-китайское сотрудничество в рамках ШОС (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в. -
начале XXI в.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики в рамках ШОС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020



