Введение 4
1. Основные теоретические положения 7
1.1 Нейролингвистическое программирование 7
1.1.1 История создания НЛП 7
1.1.2 Определения НЛП 11
1.1.3 Концептуальные положения НЛП 12
1.1.4 Базовые методы НЛП 14
1.1.5 Критика НЛП 20
1.2 Деловые переговоры 22
1.2.1 Что такое деловое общение 22
1.2.2 Этика делового общения 26
1.2.3 Что такое переговоры 29
1.3 Выводы по первой главе 35
2. НЛП в переговорах 37
2.1 НЛП в разных областях 37
2.2 Материалы исследования 38
2.3 Особенности адаптации НЛП в России 40
2.4 Происхождение названий техник НЛП 42
2.4.1 Заимствованные термины 43
2.4.2 Собственные термины 45
2.5 Проблемы адаптации НЛП в России 58
2.6 Использование НЛП в переговорах 60
2.6.1 НЛП в российском деловом дискурсе 67
2.7 Выводы по второй главе 69
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Список источников материала исследования 76
Список использованных словарей 81
Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что в данный момент интерес к нейролингвистическому программированию (НЛП) возрос как никогда. Это течение в равной мере могут охарактеризовать два противоположных мнения: желание достичь обещанной лучшей жизни, используя методы НЛП, и недоверие и скептицизм, направленные на эти обещания. В настоящее время эти споры все еще ведутся, и на фоне активных дискуссий НЛП продолжает расти и развиваться. Так как сейчас все отношения в мире основываются на торговых и деловых отношениях, первое, о чем люди задумываются - это как из этих отношений извлечь выгоду для себя, своей компании, своей страны. Соответственно, это идеальная область для попытки применения НЛП, что может обернуться для обоих направлений новым этапом развития.
Основной проблемой является то, что на данный момент существует множество материалов и источников информации о культуре делового общения и НЛП, однако, редко получается найти последовательность во взаимодействии этих двух сфер, так как информация чаще всего разобщена. В открытом доступе в сети Интернет можно найти немало платформ - сайты онлайн-школ, курсов, мастер-классов, YouTube-каналы дипломированных специалистов, онлайн-биб- лиотеки, форумы и т.п. - посвященных изучению и обучению как ведению бизнеса, так и применению НЛП. Однако, из-за того, что обе сферы по определенным причинам являются достаточно молодыми для России, единая система структурирования данной информации еще не успела образоваться. Таким образом, в данном исследовании нами было принято решение обратить внимание на то, как НЛП и бизнес связаны друг с другом на данном этапе развития обоих направлений в России.
Новизна данной работы заключается в том, что, несмотря на обширные исследования НЛП и активное развитие деловой культуры, не существует публикаций, освещаюших данную проблему. НЛП не считается наукой, а деловое общение часто преподносится как свод этических правил, которых необходимо придерживаться, поэтому часто информацию о них можно найти только в специализированных, зачастую ненаучных источниках. Таким образом, было принято решение в данной научной работе осветить обе эти сферы и их взаимодействие.
Объектом исследования является применение методик НЛП в различных ситуациях делового общения.
Предметом исследования служит адаптация методик НЛП в России и их применение в сфере бизнеса, а в частности - в деловых переговорах.
Цель работы заключается в выявлении особенностей и закономерностей в адаптации и применении НЛП в рамках культуры делового общения в России.
Задачи исследования:
1. Изучить НЛП, его историю и статус в современном обществе;
2. Изучить культуры и правила деловой коммуникации;
3. Выявить закономерности взаимодействия НЛП и сферы бизнеса;
4. Рассмотреть особенности адаптации НЛП в российском обществе.
Материалом для данного исследования послужили такие книги о техниках НЛП на английском и русском языках, как «Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства» Дж. Сеймора и Дж. О'Коннора, «Боевое НЛП: техники и модели скрытых манипуляций и защиты от них» М. Пелехатого и Е. Спирицы и др. Кроме того, огромный выбор примеров техник НЛП и их применения в различных сферах было обнаружено на платформе YouTube, в частности, просматривались такие страницы, как YouTube-канал центра изучения НЛП в Великобритании «NLP Academy», YouTube-канал Института Современного НЛП «НЛП» в Москве и др., а также YouTube-каналы мастеров НЛП и специалистов по ведению переговоров («Антон Махновский», «Damon Cart» и др.).
Основными методами данного исследования являются описательный метод и контент-анализ. В частности, было произведено наблюдение за тем, как преподносятся те или иные методики НЛП на русском и на английском языках, а также были выявлены особенности восприятия и демонстрации рассматриваемых техник в контексте национальных культур деловой коммуникации.
Данная научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных научных источников и списка источников материала исследования. В первой главе подробно рассмотрены теоретические аспекты НЛП и делового общения, их история и статус в обществе на сегодняшний день. Во второй главе было изучено взаимодействие деловой культуры России и НЛП, закономерности такого синтеза и особенности применения методик НЛП в таком аспекте делового дискурса, как переговоры.
В представленной работе мы рассмотрели особенности применения методик нейролингвистического программирования в различных ситуациях деловой коммуникации, а именно в переговорах, в контексте российской деловой культуры.
Проведенное исследование продемонстрировало не просто возможность использования техник НЛП при достижении желаемых результатов на рабочем месте, но и возрастающую популярность этой практики. Это во многом обусловлено историей деловых отношений в нашей стране, в частности изменениями, происходящими в ХХ веке, начиная Революцией и заканчивая распадом СССР . Из-за перехода на плановую экономику в советское время создание частного бизнеса было табу, однако, это не остановило возникновение так называемой «теневой» экономики, которая контролировалась предприимчивыми личностями криминального мира. По этой причине после распада СССР, во время тяжелого перехода на западную рыночную модель экономики, которая строилась на честных торговых отношениях, что было в новинку советскому народу, люди искали любую возможность улучшить свою жизнь и обратили свое внимание на НЛП, кто- то из-за искренней веры и действенность новых методик, кто-то из-за желания обогатиться за их счет. В любом случае, адаптация НЛП в России начала происходить еще быстрее, и его применение в такой новой сфере жизни, как бизнес, было вопросом времени.
Несомненно, советская культура до сих пор сильно влияет на человеческое восприятие делового мира и такого спорного явления как НЛП, особенно если речь идет о бизнесменах, начавших свою деловую карьеру до 1991-го года. Наряду с ними скептическое отношение к такому спорному течению, как НЛП, выражают люди, посвятившие свою жизнь науке. Такое недоверие послужило причиной многих трудностей при адаптации НЛП в нашей стране. Во-первых, необходимо было провести работу по адаптации к местным реалиям и национальному менталитету, что, к сожалению, не всегда было сделано добросовестно. Во-вторых, при переводе первых книг и всех последующих исследований НЛП также была проделана не всегда качественная работа, что привело к множеству неточностей в терминологии и часто новым и непонятным русскому человеку терминам (например, «газлайтинг», «рефрейминг», «реимпринтинг»).
При более подробном рассмотрении использования методик НЛП в деловом дискурсе нами были выявлены некоторые особенности, самой яркой из которых стал тот факт, что методики НЛП не делятся на «бытовые» и «деловые». Это объясняется тем, что главная цель НЛП - помочь людям стать более успешными и счастливыми, а так как человек является существом социальным и не может функционировать вне общества, то его желания и страхи будут так или иначе продуктом межличностной коммуникации. Будет ли это общение происходить с близкими людьми или незнакомцами, в комфорте собственного дома или под давлением в кабинете начальника - контекст не так важен, как природа общения людей. Таким образом, все методики, предлагаемые НЛП, так или иначе можно применить в любой сфере жизни, в том числе, и в бизнесе. Различаться они будут только способом применения и характером их действия.
У ведения переговоров есть несколько стадий, которые условно можно поделить на две группы: подготовка и действия. Любой опытный переговорщик знает, что для того, чтобы успешно провести переговоры и получить максимально удачный результат, необходимо хорошо подготовиться. На этом этапе можно использовать группу тех методов НЛП, которые нацелены на долговременное влияние по отношению как к самому переговорщику, так и к его оппонентам. Во время самих переговоров, когда времени на размышление нет, стоит прибегать с другим методам. На этом этапе возникает еще одна сложность - активные атаки и манипуляции со стороны оппонентов, которые также хотят добиться своих желаемых целей. Для такого случая в арсенале НЛП есть целый кластер методик под названием «Боевое НЛП», который позволяет быстро должным образом реагировать (или не реагировать) на провокации, таким образом защищая себя и свою компанию, и в то же время позволяющий атаковать оппонента в ответ. Несомненно, у данного рода методик не самая безупречная репутация, однако, если на кону стоит слишком много, очевидно, что использование такого рода методик НЛП будет оправдано.
Таким образом, данное научное исследование позволило выявить особенности адаптации НЛП в российских реалиях, а также его применения в сфере деловой коммуникации.
1. 8 главных ошибок в переговорах [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lDt7s1Kcv8M&list=PLVJVOFWi-HUu3i8XtZwC 1 kHyrOXvDanqP3&index=5 (дата обращения: 20.11.20)
2. Алдер Г. НЛП: искусство получать то, что хочешь. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
3. Анализ применения нейролингвистического программирования в практике управления [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн. URL: https://studbooks.net/1529669/menedzhment/kritika (дата обращения: 16.11.20)
4. Бакиров А. Как управлять собой и другими с помощью НЛП. - М.: Эксмо, 2011. - 410 с.
5. Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 272 с.
6. Боевое НЛП Мастер-класс [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https: //www. youtube. com/watch?v=LhdqhhVTj V g&list=PLcZX- bRJjhmXwFNy0X07O4BJNz3Fpp6Be&index=22 (дата обращения: 15.11.20)
7. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек - в принцы (Вводный курс НЛП тренинга). - СПб.: Корвет, 2013. - 174 с.
8. Васильева Л.В. Основы деловой этики и корпоративной культуры: учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 162 с.
9. Введенская Л.А. Деловая риторика: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: изд. Центр «МарТ», 2000. - 512 с.
10. Гагин Т. В., Уколов С. С. Новый код НЛП, или Великий канцлер желает познакомиться! 3-е изд. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. - 248 с.
11. Гагин Т.В. Пластилин мира, или Курс "НЛП-практик" как он есть. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2017. - 272 с.
12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 301 с.
13. Горин С. НЛП техники россыпью. - М.: КСП+, 2004. — 560 с.
14. Гриндер Дж., Делозье Дж. Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - 323 с.
15. Деловая этика и ее развитие в России [Электронный ресурс] // Олбест. URL: https://otherreferats.allbest.ru/ethics/00065886 0.html (дата обращения: 16.11.20)
...