Гендерные различия в перцептивных концептах на материале италоязычных рекламных текстов парфюмерной продукции
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическая база когнитивной лингвистики, исследования рекламы и основы гендерной лингвистики 7
1.1. Когнитивная лингвистика и понятие концепта. Перцептивный концепт pro-fumo 7
1.1.1. Понятие и задачи когнитивной лингвистики 7
1.1.2. Теория концепта и концептуальный анализ 8
1.1.3 Перцептивный концепт “profumo” и способы его вербализации в итальянском языке 11
1.2. Понятие рекламы. Рекламный парфюмерный дискурс и текст 17
1.2.1. Определение рекламы. Основные черты рекламных текстов ; 17
1.2.2 Рекламный текст с точки зрения лингвистики 20
1.2.3. Рекламный парфюмерный дискурс 24
1.3 Гендерные стереотипы. Гендерно-ориентированная реклама 27
1.3.1 Основные направления гендерной лингвистики. Гендерные стереотипы .27
1.3.2 Гендерно-ориентированная реклама 29
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Исследование концептов в рекламных описаниях парфюмерной продукции, ориентированной на мужскую и женскую аудиторию 34
2.1 Ключевые концепты в текстах, рекламирующих женскую парфюмерную
продукцию 36
2.2 Степень репрезентированности концептов в рекламных текстах, рекламирующих женскую парфюмерную продукцию, в процентном соотношении 48
2.3 Ключевые концепты в текстах, рекламирующих мужскую парфюмерную
продукцию 49
2.4 Степень репрезентированности концептов в рекламных текстах, рекламирующих мужскую парфюмерную продукцию, в процентном соотношении 60
2.5 Сравнение ключевых концептов, использующихся в рекламе женской и мужской парфюмерной продукции 61
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Глава 1. Теоретическая база когнитивной лингвистики, исследования рекламы и основы гендерной лингвистики 7
1.1. Когнитивная лингвистика и понятие концепта. Перцептивный концепт pro-fumo 7
1.1.1. Понятие и задачи когнитивной лингвистики 7
1.1.2. Теория концепта и концептуальный анализ 8
1.1.3 Перцептивный концепт “profumo” и способы его вербализации в итальянском языке 11
1.2. Понятие рекламы. Рекламный парфюмерный дискурс и текст 17
1.2.1. Определение рекламы. Основные черты рекламных текстов ; 17
1.2.2 Рекламный текст с точки зрения лингвистики 20
1.2.3. Рекламный парфюмерный дискурс 24
1.3 Гендерные стереотипы. Гендерно-ориентированная реклама 27
1.3.1 Основные направления гендерной лингвистики. Гендерные стереотипы .27
1.3.2 Гендерно-ориентированная реклама 29
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Исследование концептов в рекламных описаниях парфюмерной продукции, ориентированной на мужскую и женскую аудиторию 34
2.1 Ключевые концепты в текстах, рекламирующих женскую парфюмерную
продукцию 36
2.2 Степень репрезентированности концептов в рекламных текстах, рекламирующих женскую парфюмерную продукцию, в процентном соотношении 48
2.3 Ключевые концепты в текстах, рекламирующих мужскую парфюмерную
продукцию 49
2.4 Степень репрезентированности концептов в рекламных текстах, рекламирующих мужскую парфюмерную продукцию, в процентном соотношении 60
2.5 Сравнение ключевых концептов, использующихся в рекламе женской и мужской парфюмерной продукции 61
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Реклама - явление, которое стало неизбежной частью повседневной жизни каждого человека в современном капиталистическом мире. Исследовательница Е.Г. Усманова определяет рекламу как “«готовый продукт», представляющий собой многоуровневый текст как некоторое лингвоаудивизуальное целое, воплощенное в средствах массовой информации”. Вне зависимости от разновидности рекламы - постер, видео, призыва к покупке чего-то по радио, — кроме опциональных привлекательного визуального представления продукта и подходящего аудиального сопровождения в ней присутствует вербальная часть, так называемый “продающий текст”, который должен побудить потребителя рекламы к покупке того или иного продукта. Рекламный текст интересен тем, что каждый его элемент несет предельно возможную смысловую нагрузку, ведь над ним работает целая команда специалистов - маркетологов, лингвистов и знатоков человеческой психологии.
Одним из наиболее динамично развивающихся, а, значит, наиболее нуждающихся в рекламе сегментов рынка можно бесспорно назвать парфюмерно-косметический. Согласно теории известного американского психолога А. Маслоу , с ростом благосостояния общества растет интерес потребителей не только к удовлетворению физиологических потребностей, но и к более сложным нуждам, таким, как потребность в гармонии, порядке и красоте, поэтому неудивительно, что в настоящее время все больше мужчин и женщин интересуются косметикой и парфюмерией. Тем не менее, многие парфюмы относятся к так называемому luxury сегменту, который могут себе позволить далеко не все члены общества, поэтому для продажи таких продуктов маркетологам приходится прилагать особенно много усилий, и реклама таких продуктов должна быть особенно качественной для достижения своей цели. Основная идея, к которой апеллируют рекламные тексты или ролики — “Если ты купишь этот продукт, то ты сможешь стать таким человеком”, и для того, чтобы привлечь потенциального покупателя парфюма, маркетологам, с одной стороны, надо передать ольфакторное ощущение, и, с другой стороны, создать определенную картину того, какими именно характеристиками будет обладать купивший данную продукцию человек, для чего они обращаются к определенным концептам, которые потребитель должен считать из описания парфюма.
В настоящей работе мы проанализируем основные концепты, к которым обращаются итальянские рекламные тексты, цель которых побуждение потребителей к приобретению парфюмерной продукции.
Целью данного исследования является концептуальный анализ рекламных описаний духов на итальянском языке и различие в концептах, использующихся для привлечения покупателей разного пола. Для достижения данной цели должны быть выполнены следующие задачи:
- обзор основной научной литературы посвященной языку рекламы
- изучение основных положений теории концепта
- обзор основных положений гендерной лингвистики и основных различий между мужчинами и женщинами
- сбор языковых единиц, то есть рекламных текстов, относящихся к итальянскому парфюмерному дискурсу
- выделение ключевых концептов, представленных в данных рекламных текстах
- сравнение основных концептов использующихся для рекламы мужских и женских парфюмов
Решение данных задач осуществлялось следующими методами :, наблюдение, сравнительно-сопоставительный и описательный методы, количественный анализ и синтез.
Актуальность работы
На данный момент большинство работ, посвященных концептуальному анализу рекламы, основываются либо на русском языке, либо на английском, в то время как италоязычные материалы мало исследованы. В то же время парфюмерный дискурс можно считать малоизученным, несмотря на тот факт, что доля парфюмерного рынка растет каждый год. Данные нашего исследования могут быть использованы в ходе построения рекламных компаний или в сфере маркетинга в целом.
Языковым материалом данного исследования являются рекламные тексты, сопровождающие продукты парфюмерной индустрии, которые продаются на сайте sephora. it. Языковые факты собирались методом сплошного отбора.
Теоретической основой исследования послужили труды как отечественных авторов, таких, как Е.С. Кубрякова Н.Н. Болдырев, В.И. Карасик, Н.А Нечаева и Н.Н. Коптев, так и иностранных: Лауры Рольфи, Николетты Кабасси и Жана Бодрийяра.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 7 параграфов, заключения, и списка использованной литературы.
Одним из наиболее динамично развивающихся, а, значит, наиболее нуждающихся в рекламе сегментов рынка можно бесспорно назвать парфюмерно-косметический. Согласно теории известного американского психолога А. Маслоу , с ростом благосостояния общества растет интерес потребителей не только к удовлетворению физиологических потребностей, но и к более сложным нуждам, таким, как потребность в гармонии, порядке и красоте, поэтому неудивительно, что в настоящее время все больше мужчин и женщин интересуются косметикой и парфюмерией. Тем не менее, многие парфюмы относятся к так называемому luxury сегменту, который могут себе позволить далеко не все члены общества, поэтому для продажи таких продуктов маркетологам приходится прилагать особенно много усилий, и реклама таких продуктов должна быть особенно качественной для достижения своей цели. Основная идея, к которой апеллируют рекламные тексты или ролики — “Если ты купишь этот продукт, то ты сможешь стать таким человеком”, и для того, чтобы привлечь потенциального покупателя парфюма, маркетологам, с одной стороны, надо передать ольфакторное ощущение, и, с другой стороны, создать определенную картину того, какими именно характеристиками будет обладать купивший данную продукцию человек, для чего они обращаются к определенным концептам, которые потребитель должен считать из описания парфюма.
В настоящей работе мы проанализируем основные концепты, к которым обращаются итальянские рекламные тексты, цель которых побуждение потребителей к приобретению парфюмерной продукции.
Целью данного исследования является концептуальный анализ рекламных описаний духов на итальянском языке и различие в концептах, использующихся для привлечения покупателей разного пола. Для достижения данной цели должны быть выполнены следующие задачи:
- обзор основной научной литературы посвященной языку рекламы
- изучение основных положений теории концепта
- обзор основных положений гендерной лингвистики и основных различий между мужчинами и женщинами
- сбор языковых единиц, то есть рекламных текстов, относящихся к итальянскому парфюмерному дискурсу
- выделение ключевых концептов, представленных в данных рекламных текстах
- сравнение основных концептов использующихся для рекламы мужских и женских парфюмов
Решение данных задач осуществлялось следующими методами :, наблюдение, сравнительно-сопоставительный и описательный методы, количественный анализ и синтез.
Актуальность работы
На данный момент большинство работ, посвященных концептуальному анализу рекламы, основываются либо на русском языке, либо на английском, в то время как италоязычные материалы мало исследованы. В то же время парфюмерный дискурс можно считать малоизученным, несмотря на тот факт, что доля парфюмерного рынка растет каждый год. Данные нашего исследования могут быть использованы в ходе построения рекламных компаний или в сфере маркетинга в целом.
Языковым материалом данного исследования являются рекламные тексты, сопровождающие продукты парфюмерной индустрии, которые продаются на сайте sephora. it. Языковые факты собирались методом сплошного отбора.
Теоретической основой исследования послужили труды как отечественных авторов, таких, как Е.С. Кубрякова Н.Н. Болдырев, В.И. Карасик, Н.А Нечаева и Н.Н. Коптев, так и иностранных: Лауры Рольфи, Николетты Кабасси и Жана Бодрийяра.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 7 параграфов, заключения, и списка использованной литературы.
Данная работа посвящена анализу концептов в италоязычных текстах, рекламирующих мужскую и женскую парфюмерную продукцию. Целью настоящей работы являлось исследование гендерно-ориентированных текстов, рекламирующих женскую и мужскую парфюмерную продукцию, для чего был проведен их концептуальный анализ.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели основные труды, посвященные проблемам когнитивной лингвистики, изучили понятие концепта и подходы к концептуальному анализу, и затем рассмотрели основные способы описания парфюмов и запахов в итальянском языке. Кроме того, мы изучили понятие рекламы и основные положения гендерной лингвистики.
В ходе работы над практической частью было собрано 186 рекламных текстов, взятых с италоязычного ресурсаsephora.it. Затем из них были отобраны самые репрезентативные 57 и были выявлены самые частотные концепты. Концептуальный анализ проводился на основе семантики лексических единиц из анализируемых рекламных текстов. В данной работе мы использовали семантико-когнитивный подход, основанный на трудах З.Д. Поповой и И.А. Стернина.
Результатом работы стало выделение наиболее частотных концептов, репрезентированных в рекламных текстах, сопровождающих парфюмерную продукцию, маркированную как “женская” и “мужская”, и подсчет их количествен-ной репрезентации в нашей выборке в процентном соотношении. Далее был проведен сравнительный анализ концептов, встречающихся в рекламе, ориентированной на женщин и на мужчин, и было выявлено, что в обоих случаях лидируют концепты, связанные с идеей привлекательности, и в то же время присутствуют концепты, идущие вразрез с традиционными понятиями мужественности и женственности.
Выводы данного исследования могут быть полезны в составлении рекламной кампании парфюмерной продукции, так как отражают языковую личность среднего покупателя духов миддл-маркета.
Языковые материалы и выводы выпускной квалификационной работы могут быть также с успехом использованы на практических занятиях по итальянскому языку, а также на занятиях по лингвострановедению и в различных курсах по культурологии.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели основные труды, посвященные проблемам когнитивной лингвистики, изучили понятие концепта и подходы к концептуальному анализу, и затем рассмотрели основные способы описания парфюмов и запахов в итальянском языке. Кроме того, мы изучили понятие рекламы и основные положения гендерной лингвистики.
В ходе работы над практической частью было собрано 186 рекламных текстов, взятых с италоязычного ресурсаsephora.it. Затем из них были отобраны самые репрезентативные 57 и были выявлены самые частотные концепты. Концептуальный анализ проводился на основе семантики лексических единиц из анализируемых рекламных текстов. В данной работе мы использовали семантико-когнитивный подход, основанный на трудах З.Д. Поповой и И.А. Стернина.
Результатом работы стало выделение наиболее частотных концептов, репрезентированных в рекламных текстах, сопровождающих парфюмерную продукцию, маркированную как “женская” и “мужская”, и подсчет их количествен-ной репрезентации в нашей выборке в процентном соотношении. Далее был проведен сравнительный анализ концептов, встречающихся в рекламе, ориентированной на женщин и на мужчин, и было выявлено, что в обоих случаях лидируют концепты, связанные с идеей привлекательности, и в то же время присутствуют концепты, идущие вразрез с традиционными понятиями мужественности и женственности.
Выводы данного исследования могут быть полезны в составлении рекламной кампании парфюмерной продукции, так как отражают языковую личность среднего покупателя духов миддл-маркета.
Языковые материалы и выводы выпускной квалификационной работы могут быть также с успехом использованы на практических занятиях по итальянскому языку, а также на занятиях по лингвострановедению и в различных курсах по культурологии.



