Введение 3
Глава 1. Теоретические основы концепции устойчивого развития 6
1.1 Эволюция корпоративной социальной ответственности 6
1.2 Концепция устойчивого развития. Взаимосвязь корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития компании 15
1.3 Принципы и инструменты устойчивого развития компаний 30
Глава 2. Переход российских компаний к устойчивому развитию: особенности и перспективы 34
2.1 Устойчивое развитие компании: особая бизнес-модель 34
2.2 Масштаб и характер вовлеченности российских компаний в интеграцию принципов устойчивого развития 39
2.3 Методические рекомендации по интеграции принципов устойчивого развития в деятельность компаний 45
Глава 3. Интеграция принципов устойчивого развития в деятельность компании ПАО «Ростелеком» 52
3.1 Общая информация о деятельности и анализ финансовых показателей ПАО «Ростелеком» 52
3.2 Аализ нефинансовой отчетности ПАО «Ростелеком» 55
3.3 Рекомендации по интеграции принципов устойчивого развития в деятельность компании ПАО «Ростелеком» 61
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 1 82
Приложение 2 84
Приложение 3 85
Приложение 4 86
Актуальность данной темы подтверждается тем, что в последние годы все большее число компаний уделяют внимание корпоративной социальной ответственности (далее КСО) и устойчивому развитию (далее УР).
В наши дни заинтересованные стороны (далее ЗС) становятся более социально, экономически, экологически сознательными и требуют от компаний следовать принципам КСО. В 2018 году увеличилось доля инвесторов, готовых отказаться от инвестирования в связи с социальными и экологическими рисками. Доля таких инвесторов по данным РСПП выросла с 15% до 52%.1
Помимо этого, одним из инструментов открытого диалога с ЗС стала публикация ежегодного нефинансового отчета компаний. Растет количество компаний представляемых нефинансовые отчеты, согласно базе стандартов GRI количество отчетов с 1999 г. по 2017 г. выросло с 12 до 7157, также мировые биржи и московская биржа стали учитывать критерии УР компаний при котировки акций. Очевиден рост числа международных и российских компаний, осознающих необходимость интеграции принципов устойчивого развития в свою деятельность, побуждающими мотивами для этого могут быть повышение инвестиционной привлекательности и/или поиск новых конкурентных преимуществ. Так, например, результаты опроса Глобального Договора ООН (далее ГД ООН) свидетельствуют о том, же интеграция принципов УР в деятельность компании положительно влияет на репутацию (23% респондентов), выход на новые рынки (31%).2
В Российской Федерации в 2017 году была принята концепция развития публичной нефинансовой отчетности и план мероприятий по ее реализации, согласно которому в рамках реализации 4 этапа 500 крупнейших компаний России должны будут предоставлять нефинансовые отчеты, на сегодняшний день в библиотеке нефинансовых отчетов РСПП зарегистрировано 92 отчета за 2018 год. Таким образом, еще большей части крупнейших компаний России предстоит пройти процесс интеграции принципов устойчивого развития в свою деятельность.3
Целью настоящей работы является обобщение принципов устойчивого развития и анализ существующих методик по их интеграции в деятельность компании на примере ПАО «Ростелеком».
Для достижения означенной цели были поставлены следующие задачи:
• выявить взаимосвязь между концепциями устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;
• обобщить принципы и инструменты устойчивого развития компаний;
• провести анализ вовлеченности российских компаний в процесс интеграции принципов устойчивого развития;
• изучить деятельность организации ПАО «Ростелеком»;
• проанализировать нефинансовые отчеты компании ПАО «Ростелеком» с целью определения системности интеграции принципов УР;
• предложить рекомендации по интеграции принципов УР в деятельность компании ПАО «Ростелеком».
Предметом исследования являются теоретические основы и принципы устойчивого развития.
В качестве объекта исследования выступили информация из открытых источников в области устойчивого развития российских компаний, отчеты об устойчивом развитии ПАО «Ростелеком», а также корпоративная практика в области устойчивого развития ПАО «Ростелеком».
Теоретической основой работы являются концепции, положении идеологии, работы таких зарубежных авторов как: Г. Боуэн, К. Дэвис, В. Фредрик, У. Мак-Гайр, К. Вэлтон, М. Фридман, А. Кэрролл, П. Друкер, С. Вартик, Ф. Кохран, Д. Вуд, М. Шварц, А. Кэролл, Ф. Котлер, Н. Ли, В. Виссер, Дж. Макки, M. Стронг, Р. Сисодиа, Д. Йолдас, Й. Богачек, З. Линхарт, П. Матиско, М. Креймер, М. Портер и др.
А также работы отечественных авторов Бегун Т.В, Белоусов К.Ю., Благов Ю.Е., Бордяшов Е.С., Канаева О.А., Курлыковой А.В., Пятов М.Л. и др.
Главными информационными ресурсами послужили официальные сайты Российского союза промышленников и предпринимателей, Организации Объединённых Наций, Глобальной Инициативы по отчётности.
Информационной базой работы послужили аналитические обзоры аудиторских и консалтинговых компаний «Большой четверки», результаты исследований национальной сети ГД ООН, а также отчеты об устойчивом развитии ПАО «Ростелеком».
Методика исследования включает в себя: качественный, количественный, сравнительный анализ, системный и комплексный подход, обобщение.
Основные результаты настоящего исследования состоят в:
• выявлении взаимосвязи между концепциями УР и КСО;
• обобщении принципов и основных инструментов УР компании;
• проведении анализа вовлеченности российских компаний в процесс интеграции принципов устойчивого развития;
• изучении деятельности компании ПАО «Ростелеком» и отчете об устойчивом развитии;
• проведении анализа нефинансовых отчетов компании ПАО «Ростелеком» с целью определения системности интеграции принципов УР;
• предложении рекомендаций для компании ПАО «Ростелеком» по интеграции принципов устойчивого развития в деятельность компании.
Структурно выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе определяются этапы эволюции УР, его инструменты, принципы и взаимосвязь с концепциями КСО. Во второй главе проводится анализ особенности и перспективы российских компаний при переходе к устойчивому развитию. Третья глава содержит в себе практическое исследование, анализ деятельности компании, анализ финансовых показателей, сравнение КПЭ и рекомендации по интеграции принципов УР в деятельность компании.
Приверженность принципам устойчивого развития в настоящее время стало уже в большинстве стран обязательными, составляющими успешной, конкурентоспособной, публичной компании, чьи акции котируются на бирже. Интеграция принципов УР в деятельность компании играет важную роль для создания репутации и приобретения конкурентных преимуществ.
В наши дни все больше компаний проявляют интерес к вопросам, связанным УР, вступают в соответствующие инициативы и публикуют нефинансовые отчеты.
В ходе выполнения ВКР были обобщены существующие теоретические подходы к устойчивому развитию и были изучены принципы.
Поставленная цель была достигнута посредством реализации выделенных на первом этапе исследования задач, в процессе выполнения которых, были получены следующие выводы:
Во-первых, был сделан вывод, что говоря о КСО мы имеем в виду уровень компании, говоря УР мы понимаем многоуровневый подход. На основе изучения взаимосвязи между концепциями УР и КСО (в курсовой работе до ВКР) дало возможность сделать вывод, что КСО больше ориентирована на актуальные потребности заинтересованных сторон, рассматриваемые в текущем периоде, без анализа долгосрочной перспективы, а также нацелена на интересы бизнеса, несмотря на то что УР предполагает широкие улучшения для общества в целом, более длительной перспективе будущих поколений. Более того, КСО является одним из факторов УР и эффективная КСД приводит к УР. КСО должна ответить на вопрос, какую деятельность должная компания реализовать, чтобы достичь УР.
Во-вторых, на основе рассмотрения принципов и основных инструментов УР компании, было составлено схематическое представление устойчивого развития компании, которое показывает изменения компании, которые затронут организационную структуру, процессы внутренней и внешней коммуникации, а также саму стратегию развития компании. Итогом этого может стать получение сертификатов, являющихся неким знаком качества. Принципы устойчивого развития бизнес-организации характеризуют условия, при которых бизнес-организация может достичь состояния устойчивого развития. Бизнес-организация, лишенная коммуникабельности и обратной связи, обречена руководствоваться неактуальной информацией и пропускать даже самые очевидные сигналы внешней и внутренней среды. В рамках анализа принципов исследования нами выделены 6 основных принципов: воспроизводимость, интегрированность, системность, соответствие целей, управляемость, вовлеченность.
В-третьих, в результате анализа аналитических обзоров и публикаций РСНН, ГД ООН и компаний «Большой четверки», что компании постепенно используют все больше инструментов корпоративной социальной ответственности, так среди 78 опрошенных компаний 31% имеют отдел КСО/УР, 10% имеют этическую комиссию, 40% имеют стратегию утвержденную с УР, 55% включили терминологию компании понятие «стратегия устойчивого развития», 14% проводят этические тренинги, 66% проводят диалог со стейкхолдерами, 68% установили конкретные индикаторы КПЭ в соответствии с задачами в области УР, 42% имеют КПЭ высшего менеджмента в отношении целей в области УР компании и официально утвержденную стратегию УР, 31% компаний внедряют принципы УР в корпоративное управление. На основе систематизированных данных можно сделать вывод, что наблюдается переход к стратегической модели КСО, происходящие изменения затрагивают деятельность всей компании и все больше интегрированы в стратегию развития.
В-четвертых, результатом анализа деятельности компании ПАО «Ростелеком» и ее отчетности можно сделать вывод о постепенном переходе к УР, однако представляется возможным дать следующие рекомендации:
1. компании следует продолжить свою стратегию по вкладу в развитие Цифровой экономики общества в целом, повышение качества жизни в регионах, борьбу с коррупцией, создание привлекательных и безопасных условий труда, внедрение инноваций, повышение доступности услуг, ибо данная стратегия привлекает государственное финансирования и способствует росту деловой репутации, привлечении новых клиентов, повышении производительности труда, повышении приверженности персонала, вопрос интеграции принципов в деятельность будет все более актуальным с каждым годом, следовательно будут стратегические инвестиции.
2. раскрытию информации о взаимодействии с ключевыми заинтересованными сторонами, методах используемых для выстраивания эффективного диалога с ними, а также раскрытию информации о воздействии компании на окружающую среду и значимость данного аспекта для ЗС. Для более четкого и понятного описания структуры ПАО «Ростелеком» следует в дальнейшем представлять ее в соответствии с финансовой отчетностью по МСФО.
3. по добавлению в стратегию развития и отчетность по ее реализации КПЭ, чтобы заинтересованные стороны могли бы в ясной и доступной форме получать информацию о ходе реализации стратегий и возникающих трудностях по тому или иному направлению, чтобы сделать вывод о реализации поставленных целей, более точно измерить результативность и сравнить полученный результат с поставленным. При реализации данной рекомендации, компания будет интегрировать принцип соответствия целей в свою деятельность. Кроме этого, следует обратить внимание на важность более полного раскрытия информации по экономической составляющей устойчивого развития. Рекомендуется существенные сведения по этой тематике включать в следующие отчеты, приводя одновременно ссылки на источники, содержащие более подробную информацию по этим вопросам, как годовой отчет, например.
4. более подробному описанию деятельности Комитетов задействованных в реализации стратегии устойчивого развития;
5. компании следует обратить внимание на принцип коммуникативности, поскольку процессы взаимодействия с ЗС описаны кратко, что не позволяет сделать вывод о том существенна ли публикуемая информация в отчётности или нет;
6. провести специальные мероприятии, тренинги, онлайн курсы и т.д. особенно в регионах, где люди не владеют даже навыками денежного перевода, что в наши дни очень необходимо для жизнедеятельности.
По итогам работы можно сделать вывод, что формирование практики корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития имеют большую роль для современного бизнеса. В случае правильно стратегически спланированного комплекса мер по УР, компания получает возможность получить долгосрочные конкурентные преимущества, привлечение новых клиентов, повышение производительности труда, повышение приверженности персонала, вопрос интеграции принципов в деятельность будет все более актуальным с каждым годом, следовательно будут стратегические инвестиции, что положительно скажется на репутации компании. В связи с этим, организациями должны быть приняты рекомендации по интегрированию УР, а также должна быть отчетливо сформулирована стратегия ведения УР в компании.
1. Белоусов К. Ю. Ключевые направления интерпретации и взаимосвязь концепций устойчивого развития, корпоративной устойчивости и корпоративной социальной ответственности // Проблемы современной экономики. - 2013. - №2(46). - С. 51-54.
2. Белоусов К. Ю. Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития // дис. кандидат эк. наук. Санкт-петербургский государственный университет. - 2017. - С. 84.
3. Белоусов К. Ю. Современный этап эволюции концепции социальной ответственности // Теория и практика общественного развития. - 2016. - №2 - С. 32-34.
4. Бордяшов Е.С. Перспективы реализации новой стратегии развития Европейского союза «Европа-2020» // Вестник МГИМО. - 2012. - №3. - С. 108-112.
5. Кажуро Н. Я. Концепция устойчивого развития как новая парадигма общественного прогресса // Наука и техника. - 2013. - № 6. - С. 511-520.
6. Канаева О.А. Корпоративная социальная ответственность: эволюция теоретических взглядов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2013. - №2. - С. 130 - 145.
7. Канаева О. А. Социальные императивы устойчивого развития // Вестник СПбГУ. Экономика. 2018. Т. 34. Вып. 1. С. 26-58.
8. Макки, Дж., Сисодиа, Р. С. Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу / Дж. Макки, Р. С. Сисодиа. — M.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 330 с.
9. Цветкова И. В. Социальная ответственность бизнеса как основание инновационной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С.706-710.
10. Abdelrehim N., Maltby J., Toms S. Narrative reporting and crises: British Petroleum and Shell, 1950-1958 // Accounting History/ Vol. 2, No. 2. / - 2015. - P. 138-157.
11. Abdelkafi, N., Makhotin, S., Posselt, T. Business Model Innovation for Electric Mobility: What Can Be Learned from Existing Business Model Patterns? // International Journal of Innovation Management / Vol. 17. / - 2013. - P. 1-41.
12. Bautin V. M., «Green» economy as a new paradigm of sustainable development // Bulletin of Timiryazev Agricultural Academy no. 2 - 2012. - P. 3-4.
13. Bocken, N.M., Short, S.W., Rana, P., Evans S. A Literature and Practice Review to Develop Sustainable Business Model Archetypes // Journal of Cleaner Production / Vol. 65. / - 2014. - P. 42-56.
14. Bohacek J., Linhart Z., Matisco P. Marketing of CSR // Advances in Economics, Business and Management Research/ Vol. 78. / - 2019.
15. Boons, F. & Ludeke-Freund, F. Business models for sustainable innovation: State-of-the-art and steps towards a research agenda // Journal of Cleaner Production / Vol. 45. / - 2013. - P. 9-19.
...