ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 9
1.1. Предпосылки становления политической рекламы как социального института 9
1.2. Институт современной политической рекламы как результат профессионализации политической коммуникации 22
ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 28
2.1. Особенности институционализации политической рекламы как специализированной профессиональной коммуникации в России 28
2.2. Проблема формирования профессиональных компетенций специалистов по политической рекламе (на примере практических рекомендаций) 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Актуальность выбранной темы связана с относительной новизной возникновения и продолжающейся трансформацией института политической рекламы в России, превратившейся в неотъемлемую составляющую всех избирательных кампаний (также перманентных, пользуясь терминологией Даррена Лиллекера1) на современном этапе политической консьюмеризации, характеризующимся возрастанием роли связей с общественностью в политической коммуникации в условиях демократизации политического режима, медиатизации политики и увеличения количества акторов на арене конкурентной политической борьбы (в том числе партийный плюрализм). По мере институционализации политической рекламы происходит её эволюция от примитивных жанров, средств и каналов ко всё большей профессионализации, маркетизации и таргетингу. В связи с развитием перечисленных феноменов совершается переход от простого политического информирования, агитации и пропаганды со стороны политической власти к институционально оформленной политической рекламе как инструменту политического, в том числе избирательного маркетинга, нацеленного на избирателя в условиях легитимного политического выбора. Вследствие общей профессионализации политической коммуникации в России происходит не только развитие технического инструментария и каналов распространения политической рекламы как частной формы профессионализации политической коммуникации, требующих отдельного и систематического изучения, но также наблюдается повышение запроса со стороны публичной политики на специально подготовленных профессионалов в сфере политических технологий и в частности политической рекламы, а также возрастание требований к уровню компетенции данных профессионалов и качеству их подготовки.
Степень научной разработанности: можно выделить несколько тематических направлений исследования политической рекламы в России. История политической рекламы в России рассматривается в работах М.В.Сальниковой 2 , Д.И.Горемыкиной3, А.Г.Лешукова 4 . Особенно следует отметить монографии А.М.Чеботарева, посвящённые исследованию государственной информации и проторекламы в XVIII веке 5 . Анализ политической рекламы как культурного и социокультурного феномена в России проводится в работах А.М.Ковалёвой6, Н.Г.Хорошкевич 7, А.Н.Шиндина8, О.И.Седых9, З.А. Жаде и З.Ю.Хуако10, С.А.Морозова11. Терминологическую проблему определения политической рекламы в соотношении с понятиями агитации и пропаганды рассматривают Е.Н.Тогузаева12, М.А.Богоудинова13, О.В.Булгак14, Е.С.Кара-Мурза15, А.С.Титов16, Т.В.Троицкая17. Этический вопрос сращивания социальной рекламы и политической в нескольких своих работах поднимает автор В.Ю.Гомельская18. Практику использования политической рекламы в качестве инструмента регуляции электоральных процессов рассматривают В.В.Карпов19, Н.Н.Саитова20, Т.И.Никитина21, Э.И. Гайсина22, в качестве отдельного института избирательных кампаний политическую рекламу выделяет М.Ф.Лысенкова23. Психологическую экспертизу отдельных образцов отечественной политической рекламы проводят в своей монографии Т.Б. Курбацкая и Г.М.Нуруллина 24 . Е.М.Генерозова и С.В.Егорышев рассматривают отечественную политическую рекламу с позиций имидж - конструирования политика как ключевого элемента25 , также значимости создания «правильного портрета лидера» в рекламе на российских примерах много внимания отводит Т.Э.Гринберг26. С точки зрения манипулятивного воздействия политической рекламы на избирателя интерес вызывает монография С.Ю.Лисовой27. Многоаспектное рассмотрение ранних этапов развития политической рекламы в 90-х гг. и маркетинговый подход к её определению предлагается в монографии одного из первых российских политических технологов С.Ф.Лисовского28.
В плане анализа рекламы как политического института важной представляется работа А.П.Грицука29, на теоретический базис которой во многом опирается данная работа с экстраполяцией на объект политической рекламы. Также есть ряд работ, анализирующих политическую рекламу как учебную дисциплину30. В работе Г.П.Пирожкова и И.Г.Пирожковой приводится взгляд на политическую рекламу как на профессиональную коммуникацию с преобладающим информационным компонентом31.
Объект исследования — политическая реклама как социальный институт.
Предмет исследования — особенности политической рекламы в России как результата профессионализации политической коммуникации.
Цель исследования — рассмотреть процесс институционализации и особенности политической рекламы в России как результата профессионализации политической коммуникации и проанализировать проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области политической рекламы на основании проведённого экспертного опроса и авторских рекомендаций.
Целевая установка исследования реализуется посредством решения следующих основных задач:
1. Определить предпосылки становления политической рекламы как социального института и особенности политической рекламы как результата профессионализации политической коммуникации;
2. Рассмотреть процесс институционализации и профессионализации политической рекламы в России;
3. Дать рекомендации по подготовке специалистов в сфере политической рекламы в России на основе экспертного опроса.
Научная новизна: политическая реклама как особый социальный институт до сих пор не исследуется комплексно и интерес к данному феномену появляется главным образом в период избирательных кампаний по факту работы над оперативным созданием рекламной продукции, несмотря на то, что политическая реклама имеет высокий коммуникативный потенциал и давно прочно укоренилась в политической жизни на перманентной основе, что повысило необходимость повышенного внимания к теоретической и практической подготовке специалистов в данной области.
Методологическая основа: в работе применяется теория социальных институтов для анализа политической рекламы с позиций социального института. Используется институциональный подход для рассмотрения предпосылок оформления политической рекламы как социального института, особенностей эволюции и становления и отличительных черт политической рекламы как института в результате профессионализации политической коммуникации. Структурно-функциональный подход позволяет выделить степень институционализации современной политической рекламы в России как целостной социальной системы на основе отдельного рассмотрения всех её институциональных компонентов. В теоретической части работы используется концепция интерактивной политической коммуникации для уточнения специфики политической рекламы как особой разновидности политической коммуникации, применяется маркетинговый подход (рыночно-ориентированный) к определению сущности современной политической рекламы. Рекомендательный анализ на основе экспертного опроса используется для выработки желательных компетенций специалистов в области политической рекламы.
Теоретическая и практическая значимость работы: данное исследование в теоретическом аспекте направлено на комплексное изучение политической рекламы как социального института, в то время как в отечественных публикациях и научных работах с позиций социального института на сегодняшний момент исследуются главным образом коммерческая и социальная реклама. Практически данное исследование может быть использовано при формировании профессиональных компетенций специалистов в области политической рекламы и оценке качества их подготовки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, разделённых на два подраздела, заключения и списка использованной литературы.
В ходе выполнения работы была достигнута поставленная цель исследования, указанная во введении — рассмотреть процесс институционализации и особенности политической рекламы в России как результата профессионализации политической коммуникации и проанализировать проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области политической рекламы на основании проведённого экспертного опроса и авторских рекомендаций.
В теоретической части работы реализовывалась первая поставленная для достижения целевой установки задача — определить предпосылки становления политической рекламы как социального института и особенности политической рекламы как результата профессионализации политической коммуникации. В соответствии с методологией работы были выделены основные предпосылки и составляющие процесса институционализации политической рекламы как результата профессионализации политической коммуникации. Были рассмотрены трансформационные изменения коммуникативной реальности, необходимые для зарождения и закрепления политической рекламы как специфической формы контрактных отношений с высоким запросом на профессионализацию. Установлено, что смена коммуникативной парадигмы в политическом пространстве немаркетинговой политической коммуникации на маркетинговую ведёт к видоизменению политической коммуникации в соответствии с рыночной моделью, что в свою очередь создаёт потребность в эффективных «менеджерах» этого рынка — профессионалах в сфере политической рекламы. Также в теоретической части работы были выделены основные институциональные компоненты политической рекламы как социального института. Было показано, что для анализа политической рекламы с позиций социального института необходимо наличие единства трудовых, материальных, финансовых, организационных и операциональных ресурсов, а также ресурса особой субкультуры профессионального сообщества данного института, проблема которой в контексте профессионализации политической рекламы в России освещается во второй главе.
Во второй главе производится рассмотрение хронологического процесса многоаспектной институционализации политической рекламы в России как результата профессионализации политической коммуникации. Делается вывод о наличии и развитии многих институциональных компонентов политической рекламы, таких как материальные, трудовые, финансовые, организационные ресурсы и операциональные средства, при этом автором работы акцентируются проблемы трудового ресурса и недостаток выраженности собственной субкультуры профессиональных политических рекламистов: недостаточная самобытность и профессиональная индивидуализация политической рекламы, слабое владение теоретическими и практическими операциональными средствами, подход к созданию политической рекламы как к производству коммерческой рекламы, отсутствие регламентированных правовых и этических рамок деятельности. В связи с обозначенной проблемой на основании данных экспертного опроса и авторских рекомендаций в работе были обозначены желательные компетенции, которыми согласно результату экспертного опроса и авторскому анализу должен обладать специалист по политической рекламе.
Следование данным рекомендациям в процессе подготовки специалистов по политической рекламе, на наш взгляд, способно существенно повысить коммуникативный потенциал и удельный вес политической рекламы в избирательных кампаниях, сделать политическую рекламу более заметной и ощутимой для восприятия электората и влиятельной по отношению к электоральному выбору на практике, а не только в теории научных статей и учебных пособий. При грамотном подходе к производству политической рекламы и соблюдении информационно-эмоционального баланса и применении не только рекламных, но и политологических приёмов политическая реклама способна повышать политическую грамотность населения.
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-Ф3 (последняя редакция) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. СПС «КонсультантПлюс», 1997-2019. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/. (Дата обращения: 10.04.2019). — Загл. с экрана.
2. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) «О рекламе» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. СПС «КонсультантПлюс», 1997-2019. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/. (Дата обращения: 10.04.2019). — Загл. с экрана.
3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-Ф3 (ред.от 11.12.2018) «О выборах Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. СПС «КонсультантПлюс», 1997-2019. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/. (Дата обращения: 10.04.2019). — Загл. с экрана.
4. Указ Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1792 «Об информационных гарантиях для участников избирательных кампаний 1993 года» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. СПС «КонсультантПлюс», 1997-2019. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&dst=100016&n=226923&r eq=doc#08793282034905177. (Дата обращения: 10.04.2019). — Загл. с экрана.
5. Закон СССР от 1 декабря 1988 г. «О выборах народных депутатов» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. СПС «КонсультантПлюс», 1997-2019. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=14#00544851 55574143684. (Дата обращения: 10.04.2019). — Загл. с экрана.
Книги и периодические печатные издания
6. Андросова Л.А. Политические коммуникации: монография / Л.А.Андросова, О.Г.Артамонова. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. — 156 с.
7. Андросова Л.А. Российский рынок видеорекламы: конструирование и реализация / Л.А.Андросова, Е.А.Тетерина, А.Ю.Питерова // Манускрипт. 2016. №4-1 (66). С. 15-17.
8. Астратова Г.В. К вопросу о взаимосвязи теории институционализма и теории маркетинга / Г.В.Астратова, М.А.Кочерьян // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. №10 (168). С. 9-17.
9. Богоудинова М.А. Политическая реклама и её использование в политических технологиях / М.А.Богоудинова. — М.: Лаборатория Книги, 2011. — 105 с.
10. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования: монография / И.А. Быков. — СПб.: СПбГУТД, 2013. — 200 с.
11. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций / Т. Веблен. Пер. с англ. С.Г. Сорокиной. — М.: Либроком, 2010. — 365 с.
12. Ветренко И.А. Влияние политтехнологов на общественное мнение в период электоральных циклов / И.А.Ветренко // Политическая наука. 2017. №1. С. 222-241.
13. Гайсина Э.И. Политико-коммуникативные технологии: понятие и сущность / Э.И.Гайсина // Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. №5. С. 143-149.
14. Генерозова Е.М. Особенности современной политической рекламы в России: монография / Е.М.Генерозова, С.В.Егорышев. — Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2000. — 110 с.
15. Гомельская В.Ю. Политические функции социальной рекламы в современной России / В.Ю.Гомельская // Общественные науки и современность. 2013. №6. С. 75-84.
...