Политическое сознание молодежи Санкт-Петербурга: опыт эмпирического исследования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению политического сознания молодёжи 7
1.1. Политическое сознание: традиционные и современные интерпретации феномена и его структура 7
1.2. Политическая социализация в системе политической культуры 19
1.3. Современные представления о механизмах формирования политического сознания в контексте символической политики 28
ГЛАВА 2. Особенности политического сознания молодежи Санкт-Петербурга 38
2.1. Нормативное основание формирования политического сознания молодежи Санкт-Петербурга 39
2.2. Состояние массового политического сознания молодежи Санкт-Петербурга 49
2.3. Вектор политического сознания молодежи 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению политического сознания молодёжи 7
1.1. Политическое сознание: традиционные и современные интерпретации феномена и его структура 7
1.2. Политическая социализация в системе политической культуры 19
1.3. Современные представления о механизмах формирования политического сознания в контексте символической политики 28
ГЛАВА 2. Особенности политического сознания молодежи Санкт-Петербурга 38
2.1. Нормативное основание формирования политического сознания молодежи Санкт-Петербурга 39
2.2. Состояние массового политического сознания молодежи Санкт-Петербурга 49
2.3. Вектор политического сознания молодежи 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность темы исследования обусловлена историческими и политическими событиями последних лет в общественной жизни России: изменения в социально-политической жизни страны, активизация участия молодежи в политических событиях и стремление государством формировать «правильную» систему ценностей граждан и их политическое сознание в целом. В настоящее время наблюдается всё больший интерес молодого населения страны к резонансным событиям политического характера. Учитывая особую роль молодёжи в общественном воспроизводстве и формирующиеся в её сознании ценностные образы и установки, стоит отметить, что последние детерминируют дальнейшее развитие политической системы российского общества.
Поскольку основными элементами сознания являются ценности, нормы, представления и ориентации, как регулирующие рычаги потенциального и актуального взаимодействия в политической сфере, распространение в механизме их конструирования, изучение путей и средств социокультурной регуляции позволяет установить характер и особенности политического сознания молодежи. В качестве новой тенденции развития стабильности в российском обществе выступают непосредственные взаимоотношения политической системы с различными социальными группами. Причем данная коммуникация с молодыми людьми устанавливается и развивается достаточно нестандартным образом, что объясняется, во-первых, спецификой молодежи как группы, и, во-вторых, социально-политическими целями, задачами и текущими тенденциями развития политического процесса. Однако вопрос влияния создаваемых властными структурами конструктов на политическое сознание молодёжи до сих пор является недостаточно изученным.
Степень теоретической разработанности. Первыми свой вклад в развитие категории политического сознания сделали французский социолог Э. Дюркгейм1, ученый А. А. Богданов и В.И. Ленин2. Также данный феномен был осмыслен многими школами политической науки, среди которых особенно можно выделить бихевиористскую, яркими представителями которой являются А. Бентли3 и К. Скиннер4, и когнитивистскую, к которой относятся такие исследователи, как Дж. Адельсон5, Д. Гырдев6, К. Уледов7, школы.
В отечественной науке среди ученых, исследующих политическое сознание, необходимо отметить таких ученых, как Г.Г. Дилигенский8, О.В. Попова9, Е.Б. Шестопал10. Среди исследователей молодежи можно выделить исследователей Л.В. Белогорскую11, А.Г. Плисюка12 и Е.Б. Шестопал. В область исследования политического сознания молодежи весомый вклад был внесен О.В. Поповой, А.В. Селезневой13 и О.В. Сорокиным14.
Феномен символической политики, в своё время представленный М. Эдельманом15 и в дальнейшем развитый Т. Мейером16, позднее осмыслили отечественные исследователи С.П. Поцелуев17, А.А. Сукало18, Г.Л. Тульчинский19, и, особенно, О.Ю. Малинова20, как специалиста и новатора в российской современной теории политики символизма.
Объект исследования - молодежь Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 30 лет.
Предмет исследования - политическое сознание молодежи Санкт- Петербурга.
Гипотеза:
1) Органы власти Санкт-Петербурга создают систему образов и установок, влияющую на формирование политического сознания молодежи.
2) Массовое политическое сознание молодежи Санкт-Петербурга имеет собственную специфическую структуру.
3) Существуют определенные ценностные ориентации политического сознания молодых петербуржцев.
4) Молодежь Санкт-Петербурга склонна в разной степени доверять политическим и социальным органам власти.
В соответствии с обозначенными объектом и предметом исследования целью работы является выявление особенностей политического сознания молодежи (на примере Санкт-Петербурга).
Исследовательские задачи:
• Рассмотреть традиционные и современные интерпретации политического сознания и его структуру;
• Проанализировать политическую социализацию в системе политической культуры;
• Исследовать современные представления о механизмах формирования политического сознания в контексте символической политики;
• Изучить нормативные основания формирования политического сознания молодежи;
• Определить состояние массового политического сознания молодежи Санкт-Петербурга;
• Установить векторы политического сознания молодежи Санкт- Петербурга.
Теоретико-методологические основы исследования. В исследовании используется междисциплинарный подход, представленный в работах о политическом сознании в социологической и политологической парадигмах. Структурно-функциональный анализ политического сознания дополнен методологической установкой социального конструктивизма о коллективных ценностях.
Методы исследования.
Эмпирическую основу анализа составили данные, полученные в ходе анонимного интернет-опроса молодого населения Санкт-Петербурга от 14 до 30 лет (распределение осуществлено по 24 человека на каждый возраст), выборка которого составила 408 человек, в том числе, 218 женщин и 190 мужчин.
Методы обработки данных - анализ одномерных распределений, анализ таблиц сопряженности, корреляционный анализ, факторный анализ.
Поскольку основными элементами сознания являются ценности, нормы, представления и ориентации, как регулирующие рычаги потенциального и актуального взаимодействия в политической сфере, распространение в механизме их конструирования, изучение путей и средств социокультурной регуляции позволяет установить характер и особенности политического сознания молодежи. В качестве новой тенденции развития стабильности в российском обществе выступают непосредственные взаимоотношения политической системы с различными социальными группами. Причем данная коммуникация с молодыми людьми устанавливается и развивается достаточно нестандартным образом, что объясняется, во-первых, спецификой молодежи как группы, и, во-вторых, социально-политическими целями, задачами и текущими тенденциями развития политического процесса. Однако вопрос влияния создаваемых властными структурами конструктов на политическое сознание молодёжи до сих пор является недостаточно изученным.
Степень теоретической разработанности. Первыми свой вклад в развитие категории политического сознания сделали французский социолог Э. Дюркгейм1, ученый А. А. Богданов и В.И. Ленин2. Также данный феномен был осмыслен многими школами политической науки, среди которых особенно можно выделить бихевиористскую, яркими представителями которой являются А. Бентли3 и К. Скиннер4, и когнитивистскую, к которой относятся такие исследователи, как Дж. Адельсон5, Д. Гырдев6, К. Уледов7, школы.
В отечественной науке среди ученых, исследующих политическое сознание, необходимо отметить таких ученых, как Г.Г. Дилигенский8, О.В. Попова9, Е.Б. Шестопал10. Среди исследователей молодежи можно выделить исследователей Л.В. Белогорскую11, А.Г. Плисюка12 и Е.Б. Шестопал. В область исследования политического сознания молодежи весомый вклад был внесен О.В. Поповой, А.В. Селезневой13 и О.В. Сорокиным14.
Феномен символической политики, в своё время представленный М. Эдельманом15 и в дальнейшем развитый Т. Мейером16, позднее осмыслили отечественные исследователи С.П. Поцелуев17, А.А. Сукало18, Г.Л. Тульчинский19, и, особенно, О.Ю. Малинова20, как специалиста и новатора в российской современной теории политики символизма.
Объект исследования - молодежь Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 30 лет.
Предмет исследования - политическое сознание молодежи Санкт- Петербурга.
Гипотеза:
1) Органы власти Санкт-Петербурга создают систему образов и установок, влияющую на формирование политического сознания молодежи.
2) Массовое политическое сознание молодежи Санкт-Петербурга имеет собственную специфическую структуру.
3) Существуют определенные ценностные ориентации политического сознания молодых петербуржцев.
4) Молодежь Санкт-Петербурга склонна в разной степени доверять политическим и социальным органам власти.
В соответствии с обозначенными объектом и предметом исследования целью работы является выявление особенностей политического сознания молодежи (на примере Санкт-Петербурга).
Исследовательские задачи:
• Рассмотреть традиционные и современные интерпретации политического сознания и его структуру;
• Проанализировать политическую социализацию в системе политической культуры;
• Исследовать современные представления о механизмах формирования политического сознания в контексте символической политики;
• Изучить нормативные основания формирования политического сознания молодежи;
• Определить состояние массового политического сознания молодежи Санкт-Петербурга;
• Установить векторы политического сознания молодежи Санкт- Петербурга.
Теоретико-методологические основы исследования. В исследовании используется междисциплинарный подход, представленный в работах о политическом сознании в социологической и политологической парадигмах. Структурно-функциональный анализ политического сознания дополнен методологической установкой социального конструктивизма о коллективных ценностях.
Методы исследования.
Эмпирическую основу анализа составили данные, полученные в ходе анонимного интернет-опроса молодого населения Санкт-Петербурга от 14 до 30 лет (распределение осуществлено по 24 человека на каждый возраст), выборка которого составила 408 человек, в том числе, 218 женщин и 190 мужчин.
Методы обработки данных - анализ одномерных распределений, анализ таблиц сопряженности, корреляционный анализ, факторный анализ.
Институционализация и становление российской государственности, политизация и либерализация социума нуждается в иных, более соответствующих реалиям России подходов к процессу конструирования политического сознания молодежи. Существующие проблемы трансформационного со стояния в обществе, отражающиеся в ходе конфликтов и противоречий, появление различных ценностных ориентаций среди молодого населения могут стать настоящей угрозой мировоззрению российской молодежи и, в особенности молодых петербуржцев, как граждан фактически второй столицы страны. В этой связи, изучение политического сознания данной социальной группы, социализация которой протекает в условиях политической, социальной нестабильности, требует пристального внимания со стороны научного сообщества.
В ходе исследования нам удалось рассмотреть традиционные и современные интерпретации политического сознания и его структурного устройства. Помимо этого, мы изучили значение политической социализации в системе политической культуры и установили современные представления о механизмах формирования политического сознания в контексте символической политики. Также были проанализированы нормативные основания формирования политического сознания, определены состояние массового политического сознания молодежи Санкт-Петербурга и векторы молодежного политического сознания петербуржцев. Мы установили, что в качестве ключевой функции социальных и политических институтов выступает конструирование политического сознания молодежи, так как ответственность за воспитание молодежи на принципах гражданственности, патриотизма, толерантности и доверия к властям возлагается именно на данные структуры. Кроме того, мы определили, что политическое сознание как естественный продукт политической социализации занимает существенную часть в её структуре, так как непосредственно является основополагающим фактором формирования политической культуры. В свою очередь, в связи с тем, что применение технологии фрейминга и ведение символической политики как инструмента формирования политического сознания особо привлекательно для государственной власти, так как затрагивает почти все слои населения с помощью различных каналов трансляции информации и позволяет влиять на направление процесса формирования политического сознания, в государственной политике, как и в деятельности различных влиятельных элит, крайне важно учитывать в полной мере условия, в которых развивается современная молодежь, их образ и качество жизни, принимая во внимание факт информированности данной группы о качественной и направленческой составляющим государственной молодежной политики. Задача данной политики заключается в политическом воспитании молодежи, и её привлечении к активному участию в политической жизни страны. Ведя такую политику открыто и непрерывно, учитывая интересы и потребности различных молодежных групп будет возможно эффективное достижение целей молодежной политики Санкт-Петербурга.
В контексте исследуемого явления особое значение имеет доверие молодежи к институтам государственной власти, особенности проведения самого процесса и различные факторы предопределяющие и влияющие на процесс формирования политического сознания молодежи, так как на данный момент оно характеризуется неоднородностью мнений, ценно стных ориентаций, и отсутствием желания участия в политической жизни страны. Привлечение средств массовой информации государственными структурами обуславливается тем, что это является основным каналом трансляции информации в необходимом властным элитам свете. Однако использование данного инструмента с целью воздействия на политическое сознание молодежи в настоящее время требует современных подходов и учета непосредственных интересов данной группы. Существующие риски роста нетерпимости в молодёжном сообществе могут привести к общественному расколу, поэтому крайне важно вести политику гражданского воспитания и координировать процесс социализации молодого поколения посредством привлечения к этому государственных институтов образования. В рамках быстроразвивающийся реальности необходимо выстраивание такого механизма, с помощью которого будут возможны эффективная реализация и регулирование процесса формирования политического сознания и функционирования системы социальных и политических ценностей молодежи.
В ходе исследования нам удалось рассмотреть традиционные и современные интерпретации политического сознания и его структурного устройства. Помимо этого, мы изучили значение политической социализации в системе политической культуры и установили современные представления о механизмах формирования политического сознания в контексте символической политики. Также были проанализированы нормативные основания формирования политического сознания, определены состояние массового политического сознания молодежи Санкт-Петербурга и векторы молодежного политического сознания петербуржцев. Мы установили, что в качестве ключевой функции социальных и политических институтов выступает конструирование политического сознания молодежи, так как ответственность за воспитание молодежи на принципах гражданственности, патриотизма, толерантности и доверия к властям возлагается именно на данные структуры. Кроме того, мы определили, что политическое сознание как естественный продукт политической социализации занимает существенную часть в её структуре, так как непосредственно является основополагающим фактором формирования политической культуры. В свою очередь, в связи с тем, что применение технологии фрейминга и ведение символической политики как инструмента формирования политического сознания особо привлекательно для государственной власти, так как затрагивает почти все слои населения с помощью различных каналов трансляции информации и позволяет влиять на направление процесса формирования политического сознания, в государственной политике, как и в деятельности различных влиятельных элит, крайне важно учитывать в полной мере условия, в которых развивается современная молодежь, их образ и качество жизни, принимая во внимание факт информированности данной группы о качественной и направленческой составляющим государственной молодежной политики. Задача данной политики заключается в политическом воспитании молодежи, и её привлечении к активному участию в политической жизни страны. Ведя такую политику открыто и непрерывно, учитывая интересы и потребности различных молодежных групп будет возможно эффективное достижение целей молодежной политики Санкт-Петербурга.
В контексте исследуемого явления особое значение имеет доверие молодежи к институтам государственной власти, особенности проведения самого процесса и различные факторы предопределяющие и влияющие на процесс формирования политического сознания молодежи, так как на данный момент оно характеризуется неоднородностью мнений, ценно стных ориентаций, и отсутствием желания участия в политической жизни страны. Привлечение средств массовой информации государственными структурами обуславливается тем, что это является основным каналом трансляции информации в необходимом властным элитам свете. Однако использование данного инструмента с целью воздействия на политическое сознание молодежи в настоящее время требует современных подходов и учета непосредственных интересов данной группы. Существующие риски роста нетерпимости в молодёжном сообществе могут привести к общественному расколу, поэтому крайне важно вести политику гражданского воспитания и координировать процесс социализации молодого поколения посредством привлечения к этому государственных институтов образования. В рамках быстроразвивающийся реальности необходимо выстраивание такого механизма, с помощью которого будут возможны эффективная реализация и регулирование процесса формирования политического сознания и функционирования системы социальных и политических ценностей молодежи.





