Введение 3
Глава I. Социальная работа с наркозависимыми подростками 9
1.1. Понятие и особенности наркозависимого поведения 9
1.2. Организация реабилитационной работы социальных служб на разных этапах наркозависимости подростка 16
Глава II. Семья и наркозависимость: место работы с семьей в процессе реабилитации наркозависимых подростков 27
2.1. Понятие созависимости, особенности созависимого поведения 27
2.2. Основы работы с семьей в процессе реабилитации наркозависимых подростков 37
2.3. Перспективы развития методов социальной работы с семьей наркозависимого в России 46
Глава III. Исследование на тему: Специфика социальной работы с семьями наркозависимых 54
3.1. Программа исследования 54
3.2. Анализ и описание результатов исследования 59
3.3. Выводы по результатам исследования и рекомендации 70
Заключение 76
Список литературы 80
Приложения 86
Наркомания - это серьезная социальная проблема, на решение которой тратится огромное количество ресурсов практически по всему миру. Однако усилия нередко не приносят желаемых плодов, уровень потребления наркотических веществ только продолжает расти, порой создавая угрозу для существования целых государств (яркий пример - Китай, столкнувшийся с массовым ввозом в страну опиума в середине XIX в.). Россия в данном вопросе не является исключением, особенно если брать во внимание именно подростковую наркоманию. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, на учете в наркологических диспансерах по всей стране находится более 350 тысяч молодых людей, не достигших возраста 18 лет. Официальная статистика не исключает также и того, что огромная доля подростков, потребляющих запрещенные вещества, остается вне поля зрения врачей и социальных служб: это порядка 5 млн человек. Цифра по - настоящему внушительная, а упоминая ее, стоит также не забывать, что текущая тенденция распространения наркотической зависимости не способствует снижению количества заболевших.
Почему именно подростковая наркомания вызывает наибольшие опасения? «Во-первых, очевидно, что молодые люди - это та категория, которая находится в эпицентре риска столкнуться с тем или иным видом аддиктивного поведения. Подростки часто сталкиваются со стрессом и непониманием, отсутствием поддержки, всячески рискуют оказаться в не самых порядочных компаниях, не имеют жизненного опыта и практических знаний в вопросах преодоления сложностей и т.д. Во-вторых, подростковая наркомания создает определенную угрозу и для национальной целостности государства, его будущего. Распространение наркомании всегда влечет за собой косвенные и прямые последствия: рост преступности и смертности, увеличение числа людей, больных неизлечимыми заболеваниями (ВИЧ) и т.д.»1
Сегодня существует множество методов борьбы с подростковой наркоманией, однако статистика позволяет судить о том, что их по-прежнему недостаточно для окончательного решения. Возможно, те меры, которые принимаются для борьбы с данной проблемой, не учитывают специфики наркомании, в особенности подростковой. Медицинский и психологический подходы, которые практикуются наиболее часто, не могут оказывать достаточного положительного эффекта, если при их реализации не учитывать еще один необходимый аспект профилактики и лечения аддикции - социальный.
То есть, нельзя отрицать, что действующая система профилактики и борьбы с аддиктивным поведением в среде подростков показывает определенную положительную динамику: так, например, за 2019 год наблюдалось незначительное снижение уровня потребления наркотических веществ. Однако в то же время нельзя назвать это успехом, поскольку миллионы российских подростков все еще страдают от зависимости, а десятки миллионов их сверстников могут столкнуться с этим в любой момент, особенно в небольших региональных городах. Возможно, профилактика и лечение и впрямь должны в большей степени, нежели сейчас, быть ориентированы на социальный аспект наркомании: многие подростки не имеют доверительных отношений с родителями, а последние попросту не обладают знаниями для оказания необходимой психологической помощи своим детям, которые впоследствии становятся изгоями. Своеобразный порочный круг, который нужно разорвать. Особое место здесь занимает именно социальная работа с семьей, поскольку нередки случаи, когда корни возникновения аддикции у подростка уходят именно в отношения с родителями, те установки, которые они привили ребенку.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что для решения такой социальной проблемы, как наркомания среди подростков, необходимо использовать социальные ресурсы, в том числе для терапии, реабилитации и вторичной профилактики наркозависимости.
Теоретические основы:
Подростковая наркомания является крайне актуальной темой для изучения в научном сообществе. Многие исследователи касались ее причин, последствий, а также способов борьбы с ней, однако до сих пор необходимость социальной работы именно с семьями подростков, оказавшихся под влиянием аддикции, оставалась недостаточно раскрытой. Теоретическую основу данной работы составили труды таких ученых, как: Елькина И.О. и Набойченко Е.С. «Профилактика зависимого поведения подростков», Ахмеровой С.Г. «Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях», Еникеева Д.Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков», Латышев Г.В. «Организация мероприятий по профилактике наркомании», Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. «Психология наркотической зависимости и созависимости», Москаленко В.Д. «Зависимость. Семейная болезнь».
Степень разработанности темы:
Подростковая наркомания является крайне актуальной темой для изучения в научном сообществе. Многие исследователи касались ее причин, последствий, а также способов борьбы с ней, однако до сих пор необходимость социальной работы именно в семьях подростков, оказавшихся под влиянием аддикции, оставалась недостаточно раскрытой. Основой для сделанных в работе выводов стали труды Короленко Ц.П., Березина С.В., Москаленко В.Д. и других.
Целью работы является определение влияния социальной работы с семьей наркозависимого пациента на общий ход его реабилитации и возможность сокращения количества наркозависимых подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность наркозависимого поведения.
2. Изучить организацию социальной профилактики на разных этапах наркозависимости.
3. Рассмотреть понятие созависимости и ее характерные черты.
4. Проанализировать, как выстроена современная работа с семьей наркозависимых подростков.
5. Рассмотреть перспективы развития методов социальной работы с семьями наркозависимых подростков.
6. Разработать и провести социологическое исследование, которое могло бы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что ныне реализуемая практика реабилитации наркозависимых подростков в недостаточной степени затрагивает аспект по социальной работе с семьей пациента.
Объектом исследования является социальная реабилитация наркозависимого поведения среди подростков.
В качестве предмета исследования выступают место и роль работы с семьей наркозависимого в процессе реабилитации.
Методология:
В работе используются сравнительный метод, а также синтез и обобщение, которые направлены на раскрытие причинно-следственных связей, анализ характеристик изучаемого явления. Данная методология позволяет прийти к раскрытию наиболее полной феноменологической картины, которая является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи данного явления, выйти на более глубокий уровень понимания проблемы наркотической зависимости, определить, насколько важна социальная работа с семьями подростков. Также в работе были проведены интервью со специалистами по социальной работе с семьями наркозависимых подростков, анкетирование семей наркозависимых пациентов.
Гипотеза:
Текущие методы профилактики аддиктивного поведения в среде подростков недостаточно ориентированы на необходимость проведения социальной работы с семьями больных, что не позволяет достичь положительной динамики в изменении ситуации с подростковой наркозависимостью в России.
Практическая значимость:
Очевидно, что и медицинская, и психологическая помощь подросткам, которые столкнулись с наркотической зависимостью, имеют высокое значение, однако, как показывает статистика, если применять их без параллельной социальной работы с подростками и их семьями, кардинально ситуация с распространением наркопотребления никогда не изменится. Поэтому существует потребность в выявлении влияния взаимоотношений наркозависимого с семьей на протекание болезни и дальнейшую реабилитацию. С высокой долей вероятности это позволит внести необходимые изменения в существующие методы борьбы с подростковой наркоманией.
Структура работы построена с учетом поставленных цели и задач и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены особенности наркозависимого поведения, организация реабилитационной работы социальных служб на разных этапах наркозависимости подростка. Во второй главе описывается понятие и особенности созависимого поведения, основы работы с семьей в процессе реабилитации наркозависимых, а также перспективы развития данного направления работы. Третья глава посвящена практическому исследованию, направленному на выявление специфики работы с семьей наркозависимого в процессе его реабилитации. На основании проведенного анкетирования семей наркозависимых подростков и проведенных полуформализованных интервью со специалистами БФ «Центр святителя Василия Великого» были определены основные проблемы, выявлены стратегии поведения родителей и сформулированы рекомендации. Общий объем работы - 85 страницы (без приложения). Список литературы включает 52 наименования.
Подводя итог проведенному исследованию, можно утверждать, что воздействие на семью наркозависимого подростка составляет важную часть процесса социально-психологической реабилитации. Система помощи наркозависимому должна предусматривать не только лечение зависимости от наркотиков, но и лечение созависимости. Помощь необходима как больному, так и его родителям, равно как и другим родственникам, совместно с ним проживающим. Социальная работа с родителями подростка, подверженного аддикции или относящегося к группе риска, в своей основе содержит цель разрушения застывших способов поведения, которые в неблагополучных семьях могут не быть достаточно многочисленными, но в то же время выделяться своей неадекватностью по отношению к детям.
В ходе написания выпускной квалификационной работы тема была рассмотрена, цель достигнута, а поставленные изначально задачи решены:
Рассмотрено понятие и сущность наркозависимого поведения. Процесс формирования наркозависимости включает в себя медицинский и социально-психологический аспекты. Биологическая составляющая затрагивает изменения метаболизма. Социально - психологические механизмы возникновения и развития наркотической зависимости в большей степени затрагивают те причины, которые побудили подростка обратиться к употреблению запрещенных веществ.
Изучена организация социальной профилактики на разных этапах наркозависимости. На сегодняшний день первичная профилактика наркозависимости строится по трем моделям: медико-социальная, образовательная, психосоциальная. Второй этап профилактики включает в себя работу с индивидами, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но при этом еще не имеют зависимости от них. На данном этапе работа строится на принципе раннего выявления фактов употребления психоактивных веществ подростками. Вторичная профилактика требует от социальных работников определенных действий, которые могут подавить мотивацию подростков к дальнейшему употреблению психотропных веществ. Третий этап профилактической работы затрагивает подростков, имеющих химическую зависимость.
Было рассмотрено понятие созависимости и ее характерные черты. Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи, так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Созависимость — это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Характерными чертами созависимости являются: обоюдное манипулирование со стороны всех членов семьи; появление тотального контроля, при котором даже минимальный уровень доверия между подростком и его родителями утрачивается; перекладывание полной ответственности за наркотизацию на ребенка.
В процессе работы проанализировано, как построена современная работа с семьей наркозависимых подростков. Профилактическая социальная работа с семьями подростков может быть поделена на несколько направлений. Первое базируется на необходимости появления у родителей подростков осознания, что они также несут ответственность за риски наркотизации их детей. Второе направление профилактики необходимо для предупреждения случаев неадекватного отношения к детям, которое может привести к ранней наркотизации.
Изучены перспективы развития методов социальной работы с семьями наркозависимых подростков. Наличие в семье наркозависимого родственника создает риски для остальных ее членов. Совершенствование общих методов профилактики и лечения наркомании - это одна из текущих перспектив в том числе и для методов социальной работы с семьями наркозависимых.
Разработано и проведено социологической исследование, которое подтвердило гипотезу о том, что ныне реализуемая практика реабилитации наркозависимых подростков в недостаточной степени затрагивает аспект по социальной работе с семьей пациента. Существует осознание того, что социальный аспект в реабилитации наркозависимого подростка является важным. Но при этом работе с созависимыми не уделяется должного внимания в России на данный момент. Отсутствует широкая огласка относительно данной проблемы, хотя нарушения внутрисемейных связей напрямую влияет на начало наркотизации подростка. Подростки могут прибегать к наркотикам, как к средству ухода от давления семейных конфликтов, других психотравмирующих ситуаций.
Проведенное эмпирическое исследование и анализ его результатов позволил выявить основные проблемы социальной работы с семьями наркозависимых подростков и наиболее распространенные стратегии поведения созависимых родителей. Основными проблемами, обозначенными в ходе исследования являются избегание встреч со специалистами родителями, отсутствие желания принимать участие в реабилитационном процессе вместе со своим ребенком. Стратегии поведения родителей наркозависимых подростков: игнорирование, сотрудничество, пассивное сотрудничество.
По итогам проведенного исследования были разработаны рекомендации, которые могли бы помочь развитию взаимоотношений между социальными службами и семьями, дети которых являются наркозависимыми. Рекомендации представлены в последнем параграфе третьей главы, поэтому здесь лишь перечислим их.
Общие рекомендации: внесение поправок в законодательство для изменения социально - изолированного положения наркозависимых, данная рекомендация избавит семьи от страха социальных последствий после обращения за специализированной помощью; распространение иных методов работы с наркозависимыми и их семьями позволит сократить количество наркоманов среди молодежи и привлечь внимание других семей, имеющих данную проблему.
Рекомендации для БФ «Центр святителя Василия Великого»: изменение подачи тем и аргументов, используемых в практической работе с родителями и подростками для более глубокого осознания проблемы наркозависимости и созависимости; проведение творческих мастер - классов для всей семьи, во время которых специалист может выявить стратегию поведения родителей и учитывать это в дальнейшем, выбирая определенную тактику работы.
1. Александров Р. Ю. Социально-философские аспекты развития молодежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 80-98.
2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости (монография). - М.: МПА, 2001. 213 с.
3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Орешникова И.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / М.: Изд-во Института Психиатрии, 2000. 195 с.
4. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости / Пер. с англ. - М: Физкультура и спорт, 1997. 331 с.
5. Валентик Ю. В., Вострокнутов Н. В., Гериш А.А. и др. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ) / Социальная и клиническая психиатрия. 2002. - Том 12. №2. 245 с.
6. Валентик Ю.В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. М. Изд-во «Литера», 2002. 256 с.
7. Волкова Е.Н., Балашова Т.Н.. Защита детей от насилия и жестокого обращения. - Н. Новгород. Папирус. 2004. 213 с.
8. Гарифуллин Р. Р. Психологические подходы к проблеме наркомании // Сибирский психологический журнал. 2010. №35. С. 29-32.
9. Гульдан, В. В. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам / В. В. Гульдан, А. М. Корсун // Вопросы наркологии. 2000. № 4. С. 40-44.
10. Зайцев С.Н. Созависимость - умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. - Н. Новгород, 2004. 90 с.
11. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ. 2004. 84 с.
12. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, Изд-во «Олсиб». 2001. 251 с.
13. Куприянов, Р.В. Теория и практика социальной реабилитации / Казанский гос. технол. ун - т. Казань : Изд-во КГТУ. 2005. 309 с.
14. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина. 1991. 304 с.
15. Лунькова Н, Цыбулина Т.: Не споткнуться о барьеры. Профилактика трудностей в работе психолога с родителями // Школьный психолог. 2007. №11. С. 43-58.
...