Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к понятию «надгосударственность» 10
1.1. Изучение наднациональности в контексте опыта европейской интеграции 10
1.2. Наднациональность и неевропейские формы регионализма 22
Глава 2. Евразийский регионализм и надгосударственность 30
2.1. Формальные рамки надгосударственности в Евразийском экономическом союзе и ее проявление на практике 30
2.2. Влияние внутриполитических режимов на развитие интеграции в рамках ЕАЭС 49
2.3. Соотношение национального и наднационального в праве ЕАЭС 54
Заключение 65
Список источников и литературы 67
Эпоха глобализации ознаменовалась появлением большого числа новых акторов, а развитие международных отношений перестало быть таким предсказуемым, как прежде. Создание международных интеграционных объединений стало ответом государств на новые глобальные вызовы. Процессы глобализации и регионализации мировой экономики напрямую влияют и на международное право, так как оно трансформируется при увеличении интенсивности межгосударственных контактов. Возникают региональные интеграционные объединения, органы которых наделены объемом полномочий, позволяющим им принимать решения, обязательные для исполнения всеми государствами- членами. В связи с этим возникают дискуссии о надгосударственности1 в таких объединениях: ее природе, влиянии на суверенитет отдельных государств и пределах развития.
Практика применения наднациональных механизмов, как правило, изучается на примере Европейского союза. Европейский союз является уникальным объединением: созданная в его рамках система функционирования, сочетающая в себе наднациональное и межгосударственное начала, не имеет больше аналогов в практике мировой интеграции. Многочисленные региональные объединения в той или иной степени обращаются к опыту Европейского союза для того, чтобы перенять его лучшие практики, в том числе и надгосударственные механизмы регулирования. Однако каждый регионализм имеет свои отличительные черты и, следовательно, по-своему восприимчив к наднациональности. Если для одних региональных объединений наднациональность является оптимальной моделью, то в рамках других ее воспроизвести не представляется возможным в силу исторических, социокультурных и иных причин.
К опыту Европейского союза обращаются и на евразийском пространстве, которое после распада СССР стало важным центром мировой и региональной политики. Сразу несколько акторов пытаются оказывать влияние на интеграционные процессы в Евразии. Евразийский экономический союз, созданный в 2015 г., является продуктом новой модели интеграции в регионе. Взаимодействие Беларуси, Казахстана и России в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства было в определенной степени успешным, что позволило перейти на следующий этап интеграции и создать ЕАЭС.
Нередко политики и представители научного сообщества высказывают мысль о том, что ЕАЭС во многом похож на Европейский союз и содержит в себе признаки наднационального регулирования. Однако на современном этапе евразийского регионализма важно понять, насколько в рассматриваемом регионе применимы практики наднациональности и, главное, насколько они могут быть эффективны. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Целью данной работы является выявление места надгосударственности и перспектив ее реализации в Евразийском экономическом союзе.
Исходя из поставленной цели, был определен ряд задач:
1. Путем изучения различных теоретических подходов раскрыть понятие наднациональности, условия и предпосылки возникновения данного феномена;
2. Проанализировав исследования европейского (Европейский союз) и неевропейских (АСЕАН, Меркосур) регионализмов, выделить существенные характеристики наднациональности регионального объединения и определить критерии, согласно которым можно анализировать региональное объединение на наличие наднациональных механизмов регулирования;
3. Исходя из основополагающих документов ЕАЭС, определить формальное место надгосударственности в объединении;
4. Проанализировать институциональную структуру и объем полномочий органов ЕАЭС с точки зрения их автономности от национальных государств;
5. Установить взаимосвязь между спецификой внутриполитической конфигурации государств-членов и формированием механизма наднациональности в рамках ЕАЭС;
6. Проанализировать правовую природу ЕАЭС на предмет наличия надгосударственных признаков;
7. Оценить, может ли развитие надгосударственных элементов привести к повышению эффективности ЕАЭС.
Объектом исследования выступает интеграция государств в рамках Евразийского экономического союза.
Предметом исследования является феномен надгосударственности в ЕАЭС.
Понятие надгосударственности часто воспринимается как противоречащее полноте национального суверенитета. В данной работе мы придерживаемся неолиберальной парадигмы и исходим из того, что государства добровольно идут на передачу некоторых полномочий на уровень регионального объединения, тем самым реализуя свой суверенитет.
Источниковая база исследования представлена следующими категориями: правовые документы Евразийского экономического союза (Договор о Евразийском экономическом союзе, решения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии, а также постановления Суда ЕАЭС), нормативно-правовые акты государств-членов, речи и программные статьи представителей политической элиты государств-участников евразийской интеграции, новостные, справочные и аналитические материалы (в частности, публикуемые на официальном сайте Евразийской комиссии).
Исследовательскую литературу, которая использовалась в данной работе, можно условно разделить на несколько групп.
1) Теоретические работы, посвященные теме наднациональности. Теории функционализма Д. Митрани2, федерализма, неофедерализма А. Этциони3, неофункционализма Э. Хааса4 и либеральный межправительственный подход Э. Моравчика5, разработанные в течение процесса развития европейской интеграции, позволили дать определение феномену наднациональности и выделить его характерные признаки.
2) Работы, посвященные теориям «нового» и «сравнительного» регионализма. Так как упомянутые ранее подходы разрабатывались в ходе углубления европейской интеграции, напрямую они применимы только к Европейскому союзу. По этой причине для анализа надгосударственности в Евразийском экономическом союзе были изучены теории регионализмов, разрабатывать которые ученые начали только в конце XX в. В рамках данных подходов различные интеграционные объединения изучаются с учетом их характерных особенностей. Стоит выделить работы Ф. Содербаума6 и Э. Беста7, которые раскрывают научную значимость новых теорий. Кроме того, ряд исследователей обращаются к теме особенностей механизмов управления в разных регионализмах с точки зрения их зависимости от внутриполитических особенностей государств-участников региональной интеграции, а также геополитического и исторического контекста интеграционных процессов (А. Ачария8, Э. Харрелл9).
К теории сравнительного регионализма неоднократно обращались и отечественные ученые. А. А. Байков10 анализирует различные модели интеграционного взаимодействия государств и путем выявления сходств и различий интеграционных моделей в Европе и Восточной Азии предлагает критерии для дальнейшего сравнительного анализа интеграционных взаимодействий. М. Л. Лагутина11 справедливо отмечает, что для Евразийского экономического союза необходима особая модель интеграции, учитывающая недостатки и достоинства других регионализмов.
3) Исследования, раскрывающие феномен наднациональности в рамках отдельного региона или в рамках системы глобального регулирования, которые были использованы для выделения основных критериев наднациональности. И. И. Хохлов и Е. А. Сидорова описывают основные этапы становления наднациональности в Европейском союзе и раскрывают ее значение сквозь призму институциональных, правовых и социальных особенностей12. В. Н. Зуев подчеркивает, что передача государствами своих функций на уровень региональных объединений не означает потерю государственного суверенитета, так как в процессе участия в регионализме государства на самом деле продолжают контролировать происходящие процессы, хотя создание механизма наднационального регулирования может способствовать более глубокой интеграции13. Кроме того, надгосударственный механизм принятия решения в рамках региона характеризуется многоуровневой системой управления. М. В. Стрежнева указывает на то, что легитимному управлению свойственна транснациональность и принцип субсидиарности, который выражается в близости граждан к центрам принятия надгосударственных решений14.
4) Публикации, посвященные исследованию интеграции в рамках ЕАЭС. К данной группе, прежде всего, относятся публикации под авторством Е. Ю. Винокурова, анализирующие процесс интеграции между евразийскими государствами, а также раскрывающие институциональные и функциональные признаки ЕАЭС15. Ряд работ был посвящен важным темам особенностей развития евразийской модели интеграции и ее сравнения с европейской интеграционной моделью (О. В. Буторина16, С. Ю. Глазьев17, Е. Ю. Трещенков18, Р. А. Петров и П. А. Калиниченко19). Из исследований, посвященных правовой специфике ЕАЭС, стоит отметить работы М. В. Карлюка20, Н. А. Соколовой21 и А. Н. Морозова22. Ряд работ А. М. Либмана посвящен теме влияния внутриполитических режимов государств-участников евразийской интеграции на становление институциональной структуры регионального объединения23, а также связи между характером регионализма и целесообразностью введения надгосударственных механизмов регулирования24. Кроме того, необходимо отметить работы, анализирующие мотивы государств, участвующих в евразийском регионализме, и восприятие ими Евразийского экономического союза. К ним относятся работы М. Л. Лагутиной и Н. А. Васильевой25, Е. М. Кузьминой26, Е. А. Салтыбаева и Л. А. Пархомчик27, а также Н. А. Дунамаляна28. Кроме того, стоит упомянуть работы ученых из стран, не участвующих в евразийском регионализме, рассматривающие различные аспекты интеграции в ЕАЭС (Р. Драгнева и К. Волчук29, С. П. Робертс и А. Мошес30).
В работах, посвященных евразийскому регионализму, рассматриваются отдельные стороны евразийской интеграции. Тема наднациональности не была рассмотрена комплексно с учетом институциональных и правовых особенностей ЕАЭС, а также характера международных отношений между участниками евразийского регионализма.
Новизна предлагаемого исследования заключается в том, чтобы комплексно исследовать Союз на предмет наличия наднациональных механизмов регулирования.
Методология исследования не ограничивается общенаучными методами, такими как анализ, синтез, сравнение, типологизация. Методологические рамки были сформированы применяемыми в работе концепциями наднациональности и регионализма. Обобщение и сравнение результатов существующих исследований феномена наднациональности в контексте «старого» и «нового» регионализмов, проведенное в первой главе, позволило сформулировать критерии (подробнее см. с. 29) для анализа материала по проявлениям надгосударственности в ЕАЭС во второй главе.
Структурно работа разделена на две главы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам надгосударственности в региональных интеграционных объединениях, а также тому, как этот феномен проявился в деятельности Европейского союза, АСЕАН и Меркосур. Вторая глава посвящена непосредственно месту надгосударственности в ЕАЭС. Акцент сделан на анализе структуры ЕАЭС и полномочиях органов объединения. Изучен вопрос сопряжения права ЕАЭС и национального законодательства государств-членов ЕАЭС. Кроме того, значительное внимание уделяется особенностям политических систем рассматриваемых стран и их влиянию на переход от межгосударственных методов регулирования к надгосударственным.
Данная работа призвана внести вклад в исследование евразийской интеграции с точки зрения того, как концепция надгосударственности применима в ЕАЭС и каковы дальнейшие перспективы ее развития.
В результате проведенного исследования мы можем прийти к следующим выводам.
Укрепление надгосударственности не может восприниматься как основная универсальная цель любого интеграционного объединения. Создание наднациональной структуры Европейского союза было возможно при наличии определенных условий. Исторический, экономический и социокультурный контекст сыграли определяющую роль в формировании Европейских сообществ и затем - Европейского союза. Теоретики «нового» и «сравнительного» регионализма неоднократно доказывали, что в других регионах паттерны Европейского союза не могут быть воспроизведены без учета региональной специфики. Кроме того, степень институционализации и наднациональности интеграционного объединения не является критерием его успешности. Евразийский экономический союз является молодым интеграционным объединением, которое необходимо анализировать с учетом исторического наследия государств-участников Союза, особенностей их политических систем и характера международных отношений на евразийском пространстве в целом.
Институциональная иерархия ЕАЭС является вертикальной и во многом является отражением национальных политических систем. Каждый вышестоящий орган может рассмотреть решения нижестоящих органов на предмет их отмены. Высший экономический совет имеет право рассматривать решения Межправительственного совета, Межправительственный совет - решения Комиссии. Утверждение же о том, что Евразийская комиссия является наднациональным институтом, не является верным. Комиссия состоит из двух взаимосвязанных частей - Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. Коллегия Комиссии действительно обладает наднациональными чертами, в то время как Совет формируется и функционирует на основе межгосударственных признаков. В то же время Совет Комиссии регулирует деятельность Коллегии Комиссии и обладает полномочиями по рассмотрению вопроса об отмене или изменении решений Комиссии, принятых Коллегией.
Государства-участники ЕАЭС не готовы к расширению наднациональных компетенций органов Союза. Во многом государствами это рассматривается как нарушение национального суверенитета, что связано с особенностями развития политических систем рассматриваемых стран после распада Советского Союза. Угроза «поглощения» со стороны регионального лидера - Российской Федерации также является фактором того, что государства не соглашаются идти на укрепление надгосударственности объединения. Показательной является неудавшаяся попытка создания Евразийского парламента, предпринятая российской стороной. Предложение С. Е. Нарышкина не встретило одобрения со стороны его коллег из Казахстана и Беларуси. Более того, это спровоцировало дискуссии о пределе наднациональности в Союзе, из которых стало очевидно, что государства не готовы «делить» свой суверенитет с региональным объединением.
Во многом это нежелание объясняется особенностями политических режимов государств-членов ЕАЭС. Рассматриваемые страны склонны к авторитаризму (Армения, Кыргызстан) или являются авторитарными (Беларусь, Казахстан, Россия). Это необходимо учитывать при анализе участия государств в любом интеграционном объединении. Передача полномочий на уровень выше воспринимается как угроза ослабления власти внутри государства. Недемократические лидеры стремятся сохранить полный контроль над интеграционным процессом, так как он оказывает влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государств-участников. Исключением не является и Евразийский экономический союз, лидеры государств-членов которого считают необходимым постоянно контролировать интеграционный процесс и воспринимают расширение полномочий Союза как попытку ущемления национального суверенитета.
Вместе с тем, впервые на постсоветском пространстве появилось объединение, обладающее своей собственной правовой базой. Анализ международных договоров Союза, соотношения национального законодательства государств-членов ЕАЭС с правом объединения, а также особенностей осуществления Союзом международной деятельности позволил прийти к выводу о том, что международно-правовой характер ЕАЭС призван развивать интеграцию при одновременной защите всеобъемлющего суверенитета государств.
Применение наднационального механизма как теоретически, так и практически является ограниченным в Евразийском экономическом союзе. Надгосударственный механизм не является необходимым на данном этапе евразийской интеграции. Более того, внедрение его путем копирования опыта Европейского союза могло бы нивелировать все предыдущие достижения и привести к появлению фундаментальных противоречий между партнерами. Это необходимо учитывать при анализе Евразийского экономического союза и построении дальнейших траекторий его развития.
Источники
Международные договоры, акты институтов и другие документы ЕАЭС:
1. Декларация о евразийской экономической интеграции // г. Москва 18.11.2011 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/1091 (дата обращения: 30.03.2020).
2. Договор о Евразийской экономической комиссии // г. Москва 18.11.2011 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/902315502 (дата обращения: 30.03.2020).
3. Договор о Евразийском экономическом союзе // г. Астана 29.05.2014. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0013611/itia 05062014 doc.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
4. Заседание Высшего Евразийского экономического совета // Официальный сайт Президент России - 19.05.2020. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63367 (дата обращения: 19.05.2020).
5. Итоги Высшего Евразийского экономического совета // Евразийская экономическая комиссия - 19.05.2020. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/19-05-2020-6.aspx (дата обращения: 19.05.2020).
6. Перечень стандартов по соблюдению требований техрегламента ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» // г. Москва 05.12. 2017. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru- ru/01415532/clcd 07122017 164 (дата обращения: 10.05.2020).
7. Положение о Евразийской экономической комиссии. Приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе // г. Астана 29.05.2014. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/chairman/ad/Documents/%D0%9F%D0%BE %D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE% 20%D0%95%D0%AD%D0%9A.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
8. Резюме по делу № СЕ-1-1/1-16-БК (Российская Федерация) // Суд Евразийского экономического союза - 27.02.2017. URL: http://courteurasian.org/page-25131 (дата обращения: 25.04.2020).
9. Решение ВЕЭС от 01.10.2019 № 19 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2020 год». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01123170/err 02102019 19 doc.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
10. Решение ВЕЭС от 23.12.2014 г. № 99 "О порядке осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества". URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0147032/scd 25122014 99 (дата обращения: 08.05.2020).
11. Решение Совета ЕЭК от 23.06.2017 г. № 45 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду". URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru- ru/01414757/cncd 05092017 45 (дата обращения: 10.05.2020).
12. Решение Совета ЕЭК № 147 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. № 48» от 18 октября 2016 г. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413049/cncd 08022017 147 (дата обращения: 10.05.2020).
13. Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями (Ратифицировано Федеральным законом от 28.11.2018 № 428-ФЗ). URL: http://docs.cntd.ru/document/550970067 (дата обращения: 08.05.2020).
14. Статут Суда Евразийского экономического союза. Приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе // г. Астана 29.05.2014. URL: http://courteurasian.org/doc-14023 (дата обращения: 15.03.2020).
Нормативно-правовые акты и официальные документы государств-членов ЕАЭС:
15. Закон о международных договорах Республики Беларусь // 23 июля 2008 г. №421-3. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10800421 (дата обращения: 29.04.2020).
...