Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль крупных международных мероприятий в формировании имиджа России

Работа №128371

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Мягкая сила и имидж государства: суть, характеристики и взаимосвязь категорий 8
1.1. Мягкая сила: суть и характеристики концепции 10
1.2. Имидж государства: определение, характеристики, функции 18
1.3. Имидж государства и мягкая сила: взаимодействие и реализация 25
Глава 2. Российская система формирования имиджа и ее эффективность 30
2.1. Российская система формирования имиджа 31
2.2. Место России в мировых рейтингах 37
Глава 3. Роль крупных международных мероприятий в формировании имиджа России 43
3.1. Мероприятия институтов публичной дипломатии 44
3.2. Мероприятия международных организаций с участием России 47
3.3. Мероприятия спортивного характера 51
3.4. Мероприятия фонда Росконгресс 55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63

В современном мире глобализация играет весьма значимую роль. Всеобщая интеграция и унификация привносит в мир множество позитивных результатов совместной социально-экономической деятельности государств и других акторов международных отношений. Среди них - развитие международной торговли, доступность информации, широкие возможности оказания гуманитарной помощи и другое. Наряду с этим, важным фактором развития всего международного сообщества является беспрецедентно быстрый рост уровня развития информационных технологий. Влияние этих факторов обусловливает новые правила игры на международной арене. Привычные ранее алгоритмы международного обмена информацией заменяются новыми - более простыми и доступными - формами и способами обмена информацией. Это позволяет государствам расширить инструментарий и внедрить совершенно новые форматы коммуникации. Так государства выходят на совершенно новые площадки для диалога с зарубежной аудиторией.
Важными факторами построения международного диалога являются мягкая сила и имидж государства. Развитая мягкая сила и имидж государства способствуют достижению целей государства путем оказания влияния на общественное мнение за рубежом. Благоприятное восприятие обеспечивает лояльное отношение к государству на международной арене, способствует развитию экономических и социальных связей, укреплению его влияния в мире, экономическому росту. Для Российской Федерации формирование сильного имиджа является приоритетной стратегической задачей.
В мировой практике существует множество различных инструментов и методов формирования благоприятного государственного имиджа. Одним из наиболее популярных методов является проведение имиджевых кампаний в период проведения крупных международных мероприятий, которые стимулируют повышенное внимание СМИ и общественности. Так, крупные международные мероприятия являются катализаторами продвижения привлекательного имиджа страны.
Актуальность этой работы заключается в необходимости формирования грамотной имиджевой стратегии Российской Федерации. Сегодня имидж России на международной арене требует доработки. Определение роли крупных международных мероприятий в формировании имиджа России позволит сделать выводы, на основе которых будут сформулированы рекомендации по корректировке российской имиджевой стратегии.
Цель работы - определить роль крупных международных мероприятий в процессе формирования имиджа России.
Задачи:
1. На основе анализа теоретических концепций мягкой силы и имиджа государства определить сущность и характеристики этих категорий, а также тип их взаимосвязи.
2. Проанализировать российскую систему формирования имиджа, ключевые инструменты и деятельность институтов.
3. Ознакомиться с данными мировых рейтингов мягкой силы и имиджа государств, определить используемые критерии оценивания и позиции России.
4. Дать оценку российскому опыту формирования государственного имиджа с использованием крупных международных мероприятий.
5. Разработать рекомендации по формированию имиджевой стратегии с учетом выводов исследования.
Объектом данного исследования является государственный имидж России, предметом является влияние крупных международных мероприятий на имидж России.
Методология исследования: в основу методологии был положен системный анализ, который позволил исследовать различные аспекты имиджа государства и влияния на них международных мероприятий. В данном исследовании автор использовал следующие методы: обобщение полученной из источников и литературы информации, описательный метод для изложения данных теоретической части исследования, качественный контент анализ для определения качественных характеристик объектов, сравнительный анализ для сопоставления между собой различных показателей анализируемых данных, ивент-анализ для исследования мероприятий с помощью сообщений в СМИ, метод прогнозирования для разработки рекомендаций на основе полученных данных исследования.
Характеристика источниковой базы: в исследовании автор использовал ряд документов: для понимания роли создания благоприятного имиджа во внешней политике России были использованы официальные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, а именно Концепция внешней политики РФ в редакциях 2000, 2008, 2016 годов, а также статья национального лидера «Россия и меняющийся мир»; для анализа основы российской системы формирования имиджа были использованы распоряжения и указы Президента о создании фонда «Русский мир»>, агентства «Россотрудничество», Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова; для понимания принципов функционирования институтов развития публичной дипломатии автор использовал уставы фонда «Русский мир»> и фонда Горчакова; для оценки позиций имиджа России в международных рейтингах автор использовал отчетные материалы исследовательских центров GfK, FutureBrand, Brand Finance, Portland; для оценки российского опыта формирования имиджа в процессе крупных международных мероприятий были использованы официальные документы, принятые на мероприятиях, такие как Санкт-Петербургский План действий, а также отчеты международных организаций о результатах проведенных мероприятий, такие как FIFA Financial Report 2018.
Основой исследования стали следующие фундаментальные научные труды: Джозеф Най-младший «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», в котором впервые приведена концепция мягкой силы, а также более поздние работы исследователя, в которых развивалась эта концепция, такие как «Soft Power: The Means To Success In World Politics», «The Future of Power»; Кеннет Боулдинг «The Image: Knowledge in Life and Society», в котором раскрывается суть имиджа в современном понимании; Филип Котлер «Marketing places: attracting investment, industry, and tourism to cities, states, and nations», в котором приводится анализ влияния маркетинговых инструментов - в том числе продвижение имиджа - на развитие государства; Саймон Анхольт «Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions», в котором приведена концепция конкурентной идентичности, являющаяся ключевой при анализе построения национальных брендов. Вышеуказанные труды помогли автору сформировать представление о теоретической стороне вопроса. Сформировать представление о российской системе формирования имиджа автору помогли такие труды российских исследователей, как Эраст Галумов «Основы PR» и «Международный имидж России: стратегия формирования», а также Наталья Боголюбова, Юлия Николаева «Межкультурная коммуникация и международный обмен: учебное пособие». Кроме того, в исследовании применялась информация, представленная на официальных сайтах Фонда Горчакова, Фонда «Русский мир», агентства Россотрудничество, а также российская законодательная база, а именно Концепция внешней политики РФ. Рейтинговые исследования, представленные Pew Research Center, Anholt-GfK, FutureBrand, Brand Finance, Portland помогли автору определить эффективность российской системы. Кроме того, в работе автор использовал публикации таких средств массовой информации, как РБК, ТАСС, BBC, РИА-Новости, RT, Sputnik, Russia Beyond, Ведомости, DW и другие.
Степень научной разработанности проблематики исследования: низкая. На данный момент существует большое количество основательных теоретических исследований мягкой силы: работы Джозефа Ная-младшего, среди которых «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», «Soft Power: The Means To Success In World Politics» и другие, а также статьи таких ученых, как Джулио Галларотти - «Soft Power: What it is, Why it’s Important, and the Conditions Under Which it Can Be Effectively Used», Йозеф Иоффе - «Who's Afraid of Mr. Big?» и другие. Касательно государственного имиджа можно отметить такие исследования, как Кеннет Боулдинг - «The Image: Knowledge in Life and Society», Филип Котлер - «Marketing places: attracting investment, industry, and tourism to cities, states, and nations», Саймон Анхольт - «Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions». Российскому имиджу в частности посвящены работы российских исследователей: Эраст Галумов - «Международный имидж России: стратегия формирования», а также Наталья Боголюбова, Юлия Николаева «Межкультурная коммуникация и международный обмен: учебное пособие». Работы позволяют комплексно подойти к пониманию сущности государственного имиджа и мягкой силы, в том числе России. Также в научном дискурсе имеется большое количество публикаций, посвященных влиянию крупных международных мероприятий спортивного характера на экономические показатели, к примеру в работе приведена статья Игоря Драпкина и Сергея Лукьянова «Эффекты от проведения спортивных мега-событий на приток прямых иностранных инвестиций: результаты эмпирического анализа». Однако проблема понимания роли крупных международных мероприятий на формирование российского государственного имиджа в целом в научном дискурсе проработана недостаточно, что обуславливает актуальность данной работы.
Структура научной работы: исследование состоит из оглавления, введения, в котором указаны актуальность, цель и задачи работы, объект, предмет, методы исследования, обзор положенных в основу исследования фундаментальных трудов, степень научной разработки проблематики исследования и структура работы. Исследование описано в трех главах: в первой главе автор исследует теоретические концепции мягкой силы и имиджа государства, определяет сущность и характеристики этих категорий, а также характер их взаимозависимости; вторая глава посвящена исследованию российской системы формирования имиджа, анализу мировых рейтингов мягкой силы и имиджа государств и определению места России в них; в третьей главе приведен анализ российского опыта использования крупных международных мероприятий в процессе формирования государственного имиджа и определение роли мероприятий в формировании имиджа России. В заключении представлены выводы исследования и рекомендации по разработке имиджевой стратегии России, а также список использованной литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проанализировав теоретические концепции мягкой силы и имиджа государства, определив сущность и характеристики этих категорий, а также тип их взаимосвязи; проанализировав российскую систему формирования имиджа, ключевые инструменты и деятельность институтов; ознакомившись с данными мировых рейтингов мягкой силы и имиджа государств, определив используемые критерии оценивания и позиции России; дав оценку российскому опыту формирования государственного имиджа, можно сделать вывод о роли крупных международных мероприятий в процессе формирования благоприятного имиджа России.
Российская система формирования имиджа складывалась в новом тысячелетии практически с нуля. Нормативно-правовая база Российской Федерации частично содержит положения, признающие необходимость развития мягкой силы и имиджа государства. Для реализации поставленных в этом направлении задач сформирована система организации международного вещания с помощью различных коммуникационный инструментов, а также существует ряд институтов публичной дипломатии, осуществляющих практическую деятельность по популяризации русского языка и культуры за рубежом, развитию образовательных и научных связей и формированию благоприятного образа России в сознании зарубежной аудитории, в том числе - организацию и проведение международных мероприятий. Особенное внимание уделяется продвижению российской культуры.
Крупные международные мероприятия оказывают существенное положительное влияние на формирование имиджа России в сознании зарубежной аудитории. Такие мероприятия позволяют привлечь большее внимание к стране, а также воспользоваться площадкой для продвижения своих идей среди представителей зарубежной аудитории. Массовый охват аудитории делает крупные международные мероприятия исключительным инструментом формирования имиджа. Проведение имиджевых кампаний способствует популяризации российской культуры, продвижению внешнеполитических векторов страны, демонстрации заслуг и потенциала государства в социально-экономической сфере. Однако российская практика продвижения российского имиджа с помощью крупных международных мероприятий не придерживается единой концептуальной линии, а выстраивается индивидуально к каждому мероприятию.
Несмотря на то, что исследования признают потенциал российского имиджа и мягкой силы в мире, отмечая сильными сторонами России культурные ценности, восприятие России на международной арене требует доработки. Отсутствие профильного органа управления и актуальной в современных реалиях всеобъемлющей стратегии развития российского имиджа создает пробелы в процессе продвижения благоприятного имиджа страны.
На основе приведенных выводов можно сформулировать следующие рекомендации по формированию благоприятного имиджа России:
1. Для повышения уровня эффективности имиджевых кампаний Российской Федерации необходимо разработать комплексную стратегию, объединяющую в себе цели и задачи, принципы, методы, инструменты формирования государственного имиджа, а также создать профильное подразделение исполнительной власти, ответственное за реализацию этой стратегии.
2. Стоит уделить большее внимание детальной проработке имиджевых кампаний в ходе проведения крупных международных мероприятий. Кампании должны проводиться поэтапно, вовлекая широкий круг СМИ, население России, зарубежную аудиторию, демонстрируя достижения и потенциал страны. Итогом проведения таких кампаний должны быть реальные результаты, к примеру - рост уровня инвестиций в российские проекты, развитие туристической отрасли.
3. При разработке имиджевой кампании следует учитывать специфику мероприятия, характеристики и объем его аудитории, тематику, уровень диалога, вовлеченности средств массовой информации, актуальность в современной конъюнктуре на международной арене. Это поможет более эффективно задействовать ресурсы продвижения государственного имиджа России.
Приняв во внимание эти рекомендации, можно сформировать и продвигать привлекательный уникальный конкурентоспособный имидж России, который будет способствовать решению государственных задач как внутри страны, так и на международной арене. Благоприятный имидж государства станет эффективным инструментом достижения целей путем популяризации русского языка, культурного наследия, истории России, демонстрации достижений страны в области науки и образования и интеллектуального, технического и экономического потенциала, а также сделать страну более привлекательной для притока иностранных инвестиций, развития туристической сферы.


1. Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html (дата обращения: 20.04.2020)
2. Концепция внешней политики Российской Федерации. // Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 20.04.2020)
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: https://www.mid.rU/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/con tent/id/2542248 (дата обращения: 20.04.2020)
4. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ 18.12.2010). // КонсультантПлюс. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289/ (дата обращения: 20.04.2020)
5. Распоряжение Президента России "О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова" № 60-рп от 2 февраля 2010 г. // Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: http://kremlin.ru/acts/bank/30577 (дата обращения: 27.04.2020)
6. Россия и меняющийся мир. // Российская газета. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: https://rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html (дата обращения: 21.08.2019)
7. Санкт-Петербургский План действий. // RUSSIA G20. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: http://ru.g20russia.ru/load/783529890 (дата обращения: 13.05.2020)
8. УСТАВ Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. // Фонд Горчакова. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: https://gorchakovfund.ru/upload/files/69c95363c73daf2ea08a230313f75559.pdf (дата обращения: 27.04.2020)
9. Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества". //Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28020 (дата обращения: 27.04.2020)
10. Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2007 г. № 796 О создании фонда «Русский мир». // Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 (дата обращения: 27.04.2020)
11. Устав Фонда “Русский мир”. // ФОНД “РУССКИЙ МИР”. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: https://russkiymir.ru/fund/docs/ustav_2019.PDF (дата обращения: 27.04.2020)
12. FIFA Financial Report 2018 // FIFA. [Электронный ресурс]. URL.: https://resources.fifa.com/image/upload/xzshsoe2ayttyquuxhq0.pdf (дата обращения: 21.05.2020)
13. Future Brand Country Index 2019. // Future Brand [Электронный ресурс]. URL.: https://www.futurebrand.com/uploads/FCI/FutureBrand-Country-Index-2019.pdf (дата обращения: 27.02.2020)
14. Global Soft Power Index 2020. // Brand Finance [Электронный ресурс]. URL.: https://brandirectory.com/globalsoftpower/download/brand-finance-global-soft-power-index- 2020.pdf (дата обращения: 23.03.2020)
15. Nation Brands 2019. // Brand Finance [Электронный ресурс]. URL.: https://brandfinance.com/images/upload/brand_finance_nation_brands_2019_preview.pdf (дата обращения: 27.02.2020)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ