Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ КНР: ОЦЕНКИ КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Работа №128350

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Международные исследования в КНР 10
1.1 Дебаты о «китайской школе» 10
1.2 Современное состояние и факторы развития 18
ГЛАВА 2. Пекинская школа 25
2.1 Теория «отношений» 25
2.2 Моральный реализм 32
2.3 Система «Тянься» 39
ГЛАВА 3. Шанхайская школа 46
3.1 Парадигма социальной эволюции 46
3.2 Теория симбиоза международного сообщества 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Стремительное развитие последних десятилетий, сопровождаемое повышением статуса государства на международной арене, сыграло роль катализатора смены КНР внешнеполитической парадигмы. С приходом к власти в стране «пятого поколения» руководителей Китай отказался от соблюдения принципа «держаться в тени», определявшего внешнюю политику страны с начала реформ и открытости. Новым ориентиром китайской дипломатии стал выдвинутый Си Цзиньпином лозунг «стремиться к достижениям». Как результат, современному Китаю свойственно существенно более активное поведение на международной арене. Расширяя свое участие в системе глобального управления и продвигая целую совокупность амбициозных инициатив, государство стремиться закрепить за собой роль глобального лидера.
Частью данного процесса выступают попытки Китая утвердиться в качестве влиятельного игрока в развитии дисциплины международных отношений. Международные исследования в КНР в последнее десятилетие развиваются с беспрецедентно высокой динамикой. Китай находится в поиске аутентичного объяснения феномена «возвышения» и последовавшей за ним трансформации внешнеполитической стратегии. Создание национальной школы ТМО призвано усилить влияние КНР на глобальный дискурс о международных отношениях, оказывая параллельно идейную поддержку политическому курсу страны. Качественный и количественный всплеск в международных исследованиях выступает своего рода символом лидерского потенциала Китая в сфере социальных наук. В настоящее время можно наблюдать значительный прогресс в развитии незападной ТМО. Китайские ученые не только смогли успешно встроиться в поток глобальных международных исследований, но и смогли закрепить за собой позицию наиболее развитой и перспективной национальной школы «глобального Юга».
Актуальность данного исследования обуславливается, таким образом, двумя факторами. С одной стороны, интерес представляют причины и стимулы развития китайской теории. Опыт построения Китаем национальной школы ТМО может быть использован, в том числе и РФ, также вовлеченной в процесс создания глобальной ТМО. С другой стороны, представляется, что изучение китайских теорий международных отношений имеет не только теоретическую, но и практическую важность. В исследованиях можно найти ответ на вопрос, каким в рамках китайского научного дискурса предстает настоящее и будущее международной системы, а также какая роль отдается в ней Китаю. Анализ национальных теорий позволит составить более четкое представление об эволюции китайской внешней политики, ее теоретических и концептуальных истоках. Подобное понимание может позволить с большей точностью анализировать и прогнозировать внешнеполитические решения КНР.
В качестве объекта данного исследования выступает китайская школа международных отношений. Предметом исследования является отражение изменений во внешнеполитической стратегии КНР в работах китайских исследователей.
Хронологические рамки исследования определяются периодом активного развития в КНР международных исследований и включают временной отрезок с начала XXI века по настоящее время.
Методологическую основу данного исследования составляют комплексный анализ и системный подход к изучению первоисточников и широкого спектра исследовательской литературы отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой тематике. Исторический метод позволил последовательно раскрыть свойства и особенности дисциплины ТМО в Китае, а также продемонстрировать факторы и закономерности процесса ее развития. Большое значение имело использование такого метода политической науки, как сравнительный анализ. Компаративный метод в работе был нацелен на получение эмпирических обобщений, касающихся природы «китайской школы» международных отношений, отличий и сходств китайских теорий с западными представлениями о международных отношениях. Сравнительный подход сыграл также ключевую роль в формировании выводов о доминирующих в китайском научном дискурсе оценках современной внешней политики КНР. Кроме того, при проведении исследования применялись общенаучные методы, включая методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Целью настоящего исследования является выявление подходов в китайских научно-исследовательской литературе к оценке внешней политики Китая на современном этапе.
С учетом цели работы, исследование было выстроено для решения следующих задач:
1. исследовать историю развития дисциплины международных отношений на территории КНР;
2. выявить аргументы в поддержку и против выделения «китайской школы» международных отношений;
3. охарактеризовать особенности китайских исследований в области международных отношений;
4. рассмотреть теоретические положения ведущих теоретических концепций китайской теории международных отношений;
5. выделить на основе рассмотренных теорий оценки глобальной стратегии КНР на настоящем этапе;
Источниковая база исследования включает две категории источников. К первой категории принадлежат доклады, выступления и интервью высших должностных лиц Китая, отвечающих за реализацию внешней политики государства. Особый интерес в контексте влияния, оказанного на развитие в Китае международных исследований, представляют речь Дэн Сяопина, произнесенная на открытии совещания по теоретической работе ЦК КПК в 1979 году 1 , а также выступление Си Цзиньпина на Национальной рабочей конференции по идеологической работе 2013 года2.
Вторую категорию источников представляют изученные в рамках исследования теоретические работы представителей основных китайских теорий международных отношений. Всего в работе рассматривается пять теорий: теория отношений Цинь Яцина3 , теория морального реализма, Янь Сюэтуна4, концепция «Тянься» Чжао Тиняна5, теория социальной эволюции Тан Шипина6, а также теория симбиоза группы ученых Фуданьского университета, включая Жэн Сяо, Ху Шоуцзюня, Ли Ючжуна, Цзинь Инджуна, Ян Цземяня, Су Чанхэ, Юань Шэнъюя7. Отдельные из представленных работ, в частности, исследования Тан Шипина и Цзинь Инджуна, впервые получают освещение в отечественной литературе.
Степень научной разработанности темы. В ходе исследования был изучен широкий круг источников и литературы, разделить которые можно на три основные группы. Исследования феномена глобализации теории международных отношений и развития национальных теоретических школ можно найти в работах таких зарубежных ученых как Билгин П.8, Литтл Р.9, Чэн Чин-Чан 10, Такаши Иногути 11, Шильям Р. 12, Одри А.13 и Ионг Юнсу14. Особое место среди исследователей незападной ТМО занимают авторы концепции «глобальной ТМО» Амитав Ачария15 и Барри Бузан16. Примечательно также, что работы данных исследователей позволяют взглянуть на развитие незападных школ в динамике, так как охватывают практически два десятилетия развития дисциплины. В отечественной литературе данная проблематика исследуется в работах А. Д. Воскресенского17, А. М. Кузнецова, А. И. Козинца18, М. М. Лебедевой19, Т.А. Алексеева20, а также профессора СПбГУ Конышева В.Н.21. Среди диссертационных исследований, посвященных данной проблематике можно выделить диссертацию на соискание степени кандидата политических наук А. И. Козинца - «Незападные подходы в теории международных отношений: сравнительный анализ китайского и индийского опыта»22.
Вторая группа исследований, применяемых в данной работе, посвящена непосредственно развитию теории международных отношений на территории КНР. Данная проблематика в последнее время привлекает внимание все большего числа специалистов, что объясняет широкий спектр публикуемых работ. Среди представителей западной научной мысли «китайской школой» ТМО занимаются такие ученый, как Чан Геральд23, Каллахан В. А.24, Шнайдер Ф.25, Кристенсен П.26, Нильсен Р., Носелт Н.27 и Шамбо Д.28.
Значительный вклад в развитие данного направления вносят ученые азиатских государств, включая Ду Т. 29, Ван Хунчжэна30, Чжан Юндзина и Чан Тэнчи31 . Среди российских специалистов первенство в освещении достижений китайских коллег принадлежит профессору РУДН Е.Н. Грачикову32. Ученому принадлежит серия статей о процессе становления и институционализации международных исследований в Китае. Также среди отечественных ученых можно выделить А. Королева 33, Т. Понька 34, А. М. Кузнецова 35. Немаловажную роль в обзоре достижений КНР в сфере ТМО играю сами китайские ученые. Подробное рассмотрение факторов и этапов становления национальной школы и анализ ее перспектив можно найти в работах Цинь Яцина 36, Сун Синина 37, Фэн Хуйюна 38, Хэ Кая, Янь Сюэтуна, Лян Шоудэ 39, Жэн Сяо 40, Мэй Жана41 и Лу Пэна42.
Последняя категория представлена критическим анализом конкретных направлений в рамках китайской школы международных отношений в публикациях китайских и зарубежных специалистов. Круг публикаций, освещающих аспекты отдельных теорий, в настоящее время остается весьма узким. Среди научных представителей данного направления можно отметить Нордина А.43, Смита Г.44 и Кавальски Э.45, занимающихся исследованием теории отношений, Фэн Чжана46, Палтеля Дж.47, Хуэй В.48, анализирующих положения морального реализма, а также Ча Тэсу 49, Драйэра Дж. Т. 50, Чан Чишэна51 и Карлсона А. 52, исследующих концепцию «Тянься». Две оставшиеся теории, теория социального прогресса и теория симбиоза, на данный момент не были освещены в какой-либо значимой литературе. Отдельно стоит отметить работу двух отечественных ученых - Кривохиж С. В. и Соболевой Е.Д.53, представивших в своем исследовании комплексный обзор теории морального реализма. Работа ученых фактически является первой и на данный момент единственной российской работой, посвященной конкретному течению в китайской ТМО.
В современной науке, таким образом, существует обширный спектр исследований по проблематике «китайской школы международных» отношений. Стоит, однако, отметить, что отечественные работы незначительно отстают от зарубежных в количественном и содержательном аспектах. В частности, отдельные китайские теории представлены в них фрагментарно. Так, например, теории социальной эволюции и симбиоза только упоминаются в отдельных обзорных статьях без полноценного исследования. Более того, вышеупомянутые работы практически не содержат сравнительного анализа положений теорий. Не уделяется в них внимания содержащемуся в теориях анализу китайской внешней политики. Китайские теории международных отношений во многом построены именно вокруг практических проблем китайской дипломатии. Анализ содержащихся в них оценок внешнеполитического курса КНР и основанных на них рекомендаций представляет отдельную нишу для исследований, в настоящий момент практически пустующую. Данная работа направлена на ликвидацию обозначенного пробела, что и формирует ее научную новизну.
Структура выпускной квалификационной работы была сформирована в соответствии с целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, приложения и список использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


За относительно короткий период с момента появления в китайском научном поле теория международных отношений получила в КНР значительное развитие. Если еще в начале XXI-го столетия Китай преимущественно импортировал теоретические концепции, то в настоящее время государство принадлежит к числу главных экспортеров знаний о международных отношениях среди развивающихся государств. Одна из причин столь быстрого развития дисциплины - тесная связь разрабатываемой теории с практикой китайской дипломатии. История ТМО в Китае переплетена с новшествами во внешнеполитическом курсе страны. Так, начало ее развития было спровоцировано политикой реформ и открытости, дебаты о «китайской школе» получили значительный толчок с выдвижением концепции «мирного возвышения», а смена внешнеполитической парадигмы при Си Цзиньпине сопровождалась оформлением сразу нескольких полноценных теорий международных отношений китайского происхождения.
С ранних этапов китайские ученые стремились не просто внести вклад в развитие дисциплины, но продемонстрировать в собственных концепциях «китайскую специфику», особый китайский взгляд на развитие международной системы и положение в ней Китая. Как результат, китайские международные исследования приобрели в значительной мере синоцентричный характер. Выражается данная черта в двух аспектах. Во-первых, подавляющая часть теорий создана с активным использованием концепций традиционной китайской культуры и философии. Во-вторых, центральная проблематика теорий практически во всех случаях связана с «возвышением Китая», ввиду чего анализ трансформации внешней политики страны на современном этапе также приобретает в работах китайских ученых первостепенный характер.
Наличие собственной уникальной проблематики в сумме с особенной диалектической логикой и онтологической основой рассматривается многими китайскими учеными как главный аргумент в пользу выделения самостоятельной школы. Рациональность создания «китайской школы», однако, до сих пор является предметом дебатов в китайском научном сообществе. Противники данного концепта подчеркивают сохраняющуюся методологическую и концептуальную зависимость китайских теорий от зарубежных теоретических течений и опасность утери универсальности при опоре исключительно на китайскую историю и культуру. Так или иначе, несмотря на незавершенность дебатов между сторонниками и противниками индигенизации, китайская теория в последнее десятилетия вошла в стадию бурного развития.
Катализатором данного процесса стали изменения в китайском внешнеполитическом статусе. Параллельно с возрастанием активности Китая на международной арене, все более четкие очертания начинали приобретать разрабатываемые в стране теоретические концепции. Так, четыре из пяти исследуемых в работе теорий получили свой завершенный вид уже после прихода к власти «пятого поколения» руководителей КНР. Разработка теорий международных отношений для современного Китая приобретает новое значение. Государство стремится продемонстрировать всему миру свой научный потенциал. Влияние на формирование глобального научного дискурса о международных отношениях во многом воспринимается Китаем как неотъемлемый атрибут великой державы. Ускоренные темпы «возвышения» Китая при Си Цзиньпине ведут к «возвышению» КТМО, а КТМО, в свою очередь, используется для придания легитимности новому витку китайского «возвышения».
«Китайская школа» в ее современном состоянии не является унитарной школой с единым подходом к анализу международных отношений, но представляет собой гетерогенную совокупность теоретических концепций, разрабатываемых китайскими учеными или институтами в полной независимости друг от друга. Можно выделить пять наиболее развитых концепций, сравнение основных положений которых представлено в Приложении 1. Разделение теорий на «пекинскую» и «шанхайскую» школы является условным. Отдельные теории в рамках данных направлений имеют между собой весьма мало общего. Проводя параллель с западными теориями, рассмотренные в работе концепции можно охарактеризовать как китайские варианты идеалистического, реалистского и конструктивистского направлений в современной международно-политической науке. К теориям реалистского направления можно отнести теорию морального реализма Янь Сюэтуна и парадигму социальной эволюции Тан Шипина. Идеализм в КТМО представлен концепцией «Тянься» Чжао Тиняна и теорией симбиоза международного общества. К социальному конструктивизму можно отнести теорию отношений Цинь Яцина. Подобное разделение будет, однако, также носить символический характер.
Более репрезентативным способом классификации данных теорий представляется их разделение на основе соотношения элементов традиционной китайской философии и западных теорий международных отношений. Согласно данному критерию, в рамках КТМО можно выделить следующие три группы: эндемичные теории, теории смешанного типа и теории западного типа. Категория эндемичных теорий представлена концепцией «Тянься» и теорией симбиоза. Объединяет данные теории приоритетное место, занимаемое в них традиционной китайской политической философией. Обе теории являются модернизированной версией древнекитайских представлений об идеальном мироустройстве. Теория симбиоза отличается, однако, более тщательной проработкой и включением отдельных положений марксизма. К теориям смешанного характера принадлежат теория отношений и моральный реализм. Данные теоретические концепции служат примером симбиоза западных теорий с положениями китайской философии. На их примере становится очевидным взаимодополняющий характер западных и восточных теоретических концепций. Парадигма социальной эволюции, кардинально отличается от всех вышеупомянутых теорий. Теория Тан Шипина единственная теория в списке, которую можно отнести к КТМО, но нельзя определить в категорию «китайской школы». Тан Шипин в своих исследованиях фактически «лишает» уникальности китайскую историю и культуру, вписывая ее в глобальную.
Оценки китайской внешней политики в исследованных теориях менее разнообразны, чем можно предположить, учитывая различия в их основных тезисах. Как видно из Приложения 2, всем теориям в той или иной мере свойственно признание неизбежности китайского «возвышения». Мирный сценарий развития данного процесса поддерживают три теории из пяти, исключением являются две теории, принадлежащие к реалисткой парадигме. В целом положительную оценку в теоретических концепциях получают «дипломатические идеи Си Цзиньпина». Инициатива «Пояс и Путь», концепции «сообщества единой судьбы человечества» и «международных отношений нового типа» практически единогласно признаются правильными стратегическими решениями для современного Китая. Теории, акцентирующие внимание на нематериальных факторах, включая теорию отношений, концепцию «Тянься» и теорию симбиоза, аргументируют это вкладом Китая в совершенствование системы глобального управления и трансформацией благодаря усилиям государства укоренившихся представлений о конфликтной природе международных отношений. В теории морального реализма, так же как в парадигме социальной эволюции, данные инициативы рассматриваются с точки зрения увеличения с их помощью национальной мощи Китая и расширения глобальной поддержки государства.
Наиболее широкий спектр оценок наблюдается в отношении отказа от принципа «держаться в тени» в пользу более активной внешней политики. Смену внешнеполитической парадигмы признает фактически только теория морального реализма Янь Сюэтуна. Тан Шипин просматривает в современной китайской политике лишь отдельные шаги к кардинальному пересмотру представлений Китая о собственной роли в международной системе, в то время как оставшиеся теории рассматривают текущий курс Китая не с точки зрения его новаторства, но с точки зрения его преемственности.
В целом, можно отметить, что доминирующим подходом к оценке внешней политики Китая будет позитивное отношение к активной деятельности Китая на международной арене и его текущим внешнеполитическим проектам, сопровождаемое рекомендациями тщательно взвешивать масштаб международной ответственности, которую государство может взять на себя без ущерба для своего дальнейшего развития.


I. Источники
Официальные заявления, выступления и доклады
1. ЖФЖ1ЭДЙЖЖ: ЖЭД^ [Сборник речей Дэн Сяопина] «ЖЖ^ЭД^^Ж» Ш^Ж. - ОЖ - 2018. - 567 p.
2. $ ЖЖЖЖЖЖХЖЖЖШЖЖЖЖХ^ХЖ^ЖХ^ЭДХ [Речь Ли Чанчуня на Рабочей конференции по теории марксизма] // ФД^^^^ЙМ [Новостной портал КПК] 12.10.2012 [Электронный ресурс] - URL: http: // cpc.people.com.cn/GB/64093/64094 /18059720 (дата обращения: 10.10. 2019)
3. ЧЙФЖГОЖ^ЭДХЖЙЖ [Архив выступлений Си Цзиньпина ] // ФДЖЖЖ^ЙМ [Новостной портал КПК] [Электронный ресурс] - URL: http: / /jhsjk.people.cn / (дата обращения: 16.10. 2019)
II. Литература
Публикации и интервью на новостных порталах и сайтах исследовательских институтов
1. Tang Shiping Liberal America, Illiberal China, and the ‘Liberal’ International Order // Institute for China-America Studies [Электронный ресурс] 10.05. 2016 - URL: https://chinaus- icas.org/materials/liberal-america-illiberal-china-liberal-international-order/ (дата обращения: 10.01.2020)
2. Zhao Tingyang Can this ancient Chinese philosophy save us from global chaos? // The Washington Post 07.04.2018 [Electronic resource] - URL: https://www.washingtonpost.com/news/theworldpost/wp/2018/02/07/tianxia/ (дата обращения: 05.03.2020)
3. X L ^^^B^^MS^^ ФФЙ^^ [Мао Ли Китайский вклад в развитие глобальной теории международных отношений] // ФД^^^^Ж [Газета социальных наук Китая] 02.05.2018
4. Ж^Ж ФШШ^Ж: ЖФЖЖФНЖФ^МЖШФЙ.Й'л [ Чжоу Чжаоцзюнь Интервью с Цинь Яцином] [Электронный ресурс] // Ф@^^^Ж|Жй [ Новости КПК], 12.10.2017. - URL: http://cpc.people.com. cn/GB/64093/64099/6369987.html (дата обращения: 12.02.2020)
Диссертационные исследования
1. Козинец А. И. Незападные подходы в теории международных отношений: сравнительный анализ китайского и индийского опыта: дис. канд. пол. наук: 23.00.04. - ФГАОУ ВО ДВФУ, Владивосток, 2018 - 186 с.
Монографии
1. Acharya A. Non-Western International Relations Theory: Perspectives On and Beyond Asia / A. Acharya. - Routledge, 2010. - 256 p.
2. Chan G. Chinese Perspectives on International Relations. A Framework for Analysis / Gerald Chan. - Palgrave Macmillan, London., 1999. - 256 p.
3. Eun Y.-S. Pluralism, Pluralism and Engagement in the Disciplineof International Relations / Yong-Soo Eun. - Singapore: Springer, 2016. - 106 p.
4. Eun Y.-S. What Is at Stake in Building “Non-Western” International Relations Theory? / Yong-Soo Eun. - Routledge, 2019. -112 p.;
5. Feng Huiyun , Kai He, Yan Xuetong Chinese Scholars Debating International Relations and Foreign Policy / Feng Huiyun. - Routledge, 2019. - 210 p.
6. Hardt M., Negri A. Empire / M. Hardt, A. Negri. - Harvard University Press, 2001. - 496 p.
7. Qin Yaqing A Relational Theory of World Politics / Yaqing Qin. - Cambridge University Press, 2018. - 390 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ