Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения студенческого самоуправления 6
1.1. Студенчество как особая социальная группа 6
1.2. Самоуправление: определение, характеристики 17
1.3 Студенческое самоуправление: история и современность 22
Глава 2. Исследования опыта самоуправления в вузе 34
2.1. Мотивация и самоактуализация студента как результат влияния студенческих организаций 34
2.2. Сравнительный анализ исследований самоуправления 38
2.3. Рефлексия собственного исследования 2018-2019 годов 41
Глава 3. Исследование взаимовлияния самоуправления и студентов 48
3.1. Программа исследования взаимовлияния студенческого самоуправления и студентов 48
3.2. Студенческие организации СПбГУ как объект исследования 52
3.3. Результаты исследования влияния студенческих организаций с элементом самоуправления на студентов 53
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложение 70
Студент при обучении в вузе сталкивается со множеством проблем, связанных, чаще всего, с процессом обучения и проживания, отдельного от родителей1. Например, к этим проблемам можно отнести решение всевозможных бытовых вопросов: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка в доме, соблюдение распорядка дня (за которым раньше следили родители), самостоятельное лечение при заболеваниях, распределение своего свободного времени. Кроме того, в родном городе родители уберегают своих детей от попадания в «плохие компании», а в другом городе этого делать некому. Также студенты из малых городов и деревень зачастую сталкиваются с проблемой адаптации к такому мегаполису как Санкт- Петербург. К проблемам обучения стоит отнести иногда тяжелую адаптацию к университетской системе образования2. В школе учиться зачастую заставляют, а в вузе обучение свободное. Привыкший к назидательному обучению первокурсник быстро теряет мотивацию заниматься самостоятельно, из-за чего учёба быстро идёт под откос. Ещё одной основной проблемой является необходимость у части студентов устраиваться на подработку (что ведет к проблемам в учебной деятельности), так как академической стипендии не хватает зачастую даже на самое необходимое3.
Актуальность исследования заключается в поиске способов решения этих проблем.
На данный момент в СПбГУ мало исследований на тему влияния организаций студенческого самоуправления на социальное здоровье студента. Студенческие организации с элементом самоуправления часто помогают преодолеть различные трудности, связанные с обучением, и продолжить уже успешное обучение в вузе. Поэтому важно включить самоуправление как форму социальной работы.
Цель исследования — выявление и изучение взаимовлияния студенческий организаций СПбГУ и студентов.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть роль студенческого самоуправления в литературе
2) Проанализировать критерии влияния самоуправления на студенчество
3) Подобрать методы исследования взаимовлияния организаций на студента и студентов на университет
4) Проанализировать результаты исследования взаимовлияния организаций с элементами самоуправления и самореализации студентов.
Объект исследования - студенческие организации с элементом самоуправления.
Предмет - взаимовлияние студенческих организаций с элементом самоуправления и студентов.
Гипотеза: студенческие организации с элементом самоуправления помогают студенту справляться с трудностями в обучении и взаимодействии с другими обучающимися, создают условия для реализации личностной активности и самореализации студентов.
В работе использованы следующие методы исследования:
1) Полустандартизированное интервью
2) Изучение документов, регламентирующих деятельность студенческих организаций
В исследовании приняли участие студенты только Санкт- Петербургского государственного университета (СПбГУ), так как в СПбГУ существует множество социально направленных и творческих студенческих организаций, включающих в себя элементы самоуправления, а также выпускники СПбГУ, часть из которых состоит в Ассоциации выпускников.
Для изучения влияния студенческих организаций на студентов используются три группы:
1) Студенты, включенные в систему самоуправления. Включены как руководители организаций, занимающихся самоуправлением, так и рядовые члены этих организаций.
2) Студенты, не включённые в систему самоуправления.
3) Выпускники СПбГУ, часть из которых состоит в Ассоциации выпускников СПбГУ
Для интервьюирования были выбраны 35 человек. Из них 18 включены в систему самоуправления, 12 не включены, 5 являются выпускниками СПбГУ.
Данная работа состоит из трёх глав, включающих в себя 74 страниц и 66 источников. В первой главе рассматривается роль студенческого самоуправления в литературе, раскрываются понятия, важные для написания работы. В главе затронуто не только нынешнее положение дел в среде студенчества и самоуправления, но и исторический аспект, благодаря которому можно понять многие особенности в данной сфере. Во второй главе рассматривается анализ критериев влияния самоуправления на студенчество, их формирование, исследование самоуправления в студенческой среде, формирование мотивации и самоактуализации студента. В этой главе представлены работы других исследователей, которые занимались студенческим самоуправлением, а также результаты нашего собственного исследования за 2018-2019 гг. В третьей главе рассматривается программа нашего исследования, студенческие организации СПбГУ в качестве объекта исследования, проработка методов исследования взаимовлияния самоуправления и студентов. Также в этой главе представлен анализ результатов, полученных в ходе проведения нашего исследования.
Студенческие организации, которые ведут свою деятельность движением студентов снизу с осознанием важности и полезности своих интересов, являются перспективными формами самоуправления. В таких организациях человек может качественно самореализоваться, получить навыки социальной, общественной, политической активности.
В работе рассмотрены понятия студенчества, самоуправления и студенческого самоуправления, определены основные характеристики студентов как отдельной социальной группы. Это позволило выработать единый понятийный аппарат и избежать путаницы в терминах.
Основной целью работы было выявление и изучение взаимовлияния студенческий организаций СПбГУ и студентов
Для этого была изучена роль студенческого самоуправления в литературе, было проведено интервьюирование студентов, обработаны собранные данные и проанализированы результаты по этим данным.
Также были определены основные студенческие организации с элементом самоуправления, которые наиболее явно оказывают влияние на студентов СПбГУ. Наиболее удачными для проведения исследования оказались творческие организации, волонтёрские объединения и организации, связанные с учебным процессом. Среди конкретных организаций можно выделить студенческие советы факультетов и общежитий, большой студсовет, профсоюз, хор, КВН, театр-студию, студенческие отряды и волонтёрские центры. Мы считаем, что на данный момент необходима работа с администрацией по повышению статуса студенческих организаций. При решении этой задачи можно ориентироваться на СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и СПбПУ им. Петра Великого, где студенческие организации имеют высокий статус и могут влиять на решения администрации вуза.
Можно сказать, что период студенчества - это время личностного и профессионального роста человека, включения его в различную общественную созидательную деятельность, каким является студенческое самоуправление. Многие исследователи в этой области говорят, что именно студенческое самоуправление может помочь студенту развить в себе те качества, которые затем будут очень полезны в его дальнейшей взрослой жизни, но далеко не все упоминают, что оно может ещё и помогать студенту разрешить свои трудные жизненные ситуации.
1) Положение "О стипендиальном обеспечении обучающихся, Версия 3" от 1 февраля 2017 г. № 149/03 // Сайт УрФУ. 2017 г.
2) Приказ Минобразования России "Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации" от 21 июня 2002 г. № 2329
3) Абрамович А.Ю. Основные проблемы высшей школы глазами современного студента // Ярославский педагогический вестник. 2016. №4.
4) Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
5) Анашкин Ю. И., Могутнов В. П. Студенческое самоуправление как элемент системы управления вузом // Вестник ННГУ. 2013. №6-1.
6) Бабаева Е.В. Из истории развития студенческого самоуправления в России // Сервис в России и за рубежом. 2010. №2.
7) Богданова Р.У. Студенческое самоуправление: инновационный подход // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. №1. С. 3539.
8) Воронина Е.В., Слизкова Е.В. Роль студенческого самоуправления в формировании профессиональной идентичности студента // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5.
9) Гладилина И.П., Королева Г.М. Студенческое самоуправление в вузах: технологии развития молодёжных творческих инициатив: методическое пособие. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2011. 116 с.
10) Гостев А.Н., Семенова В.Г., Серикова В.П. Студенческое самоуправление: исторические традиции // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. №2.
11) Дёмкина Е.В. Типологизация личности студента в контексте концепции идентификации с профессией // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, № 4. 2011. С. 24-31.
12) Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. М.: АСТ, Вече, 2015. С. 543
13) Дианкина М. С. Роль и место студенческого самоуправления в системе воспитания студентов // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-2.
14) Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник ЧелГУ. 2006. №4.
15) Ефремова А.А. Самоуправление как фактор формирования социальной активности личности и общественного саморегулирования// Социально-гуманитарные знания. 2019. №12, С. 198-204.
...