Введение 3
Глава 1. Правовые и институциональные рамки гуманитарной политики Европейского союза в Африке
1. Эволюция подхода ЕС к решению гуманитарных проблем в Африке 11
2. Современная концепция гуманитарной политики ЕС и ее направления в Африке 16
3. Саммит ЕС - Африка и другие площадки для сотрудничества 23
Глава 2. Проблемы эффективности сотрудничества ЕС и стран Африки по гуманитарным вопросам
1. Проблемы координации общеевропейской гуманитарной политики с отдельными странами-участницами ЕС (на примере Германии) 27
2. Факторы неэффективности гуманитарной политики ЕС со стороны Африки 34
3. Растущее влияние Китая как вызов для ЕС на Африканском континенте 39
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 47
Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающим интересом к странам Африканского континента. Об этом свидетельствует повестка дня крупнейших международных событий. В 2017 году в рамках форума G-20, страны Большой двадцатки уделили особое внимание Африке. Страны достигли консенсуса о необходимости привлечения частных инвестиций в регион. Председатель Европейской комиссии назвал Африку важнейшим приоритетом в международной повестке1.
Традиционной площадкой для диалога выступает саммит ЕС - Африка, в рамках которого главы государств встречаются каждые три года. В 2017 году в Абиджане был проведен пятый саммит между главами африканских государств и странами Европейского Союза. При этом название саммита было официально изменено. Вместо традиционного саммита ЕС - Африка в 2017 году главы государств встретились в рамках саммита Африканский союз - Европейский союз. Впервые в качестве своего партнера ЕС выделил Африканский союз, и в самом названии Африканский союз занял место перед ЕС. Трансформация названия саммита свидетельствует о признании Африканского союза в качестве международного актора2.
В последние годы прослеживается тенденция, направленная на интенсификацию диалога и углубление партнерства. Это доказывают частые встречи на высшем уровне и стремление создать новые площадки для диалога. Так, по итогам Саммита в 2017 году, было решено проводить ежегодные встречи на уровне министров иностранных дел. Первая встреча между главами МИД АС и ЕС состоялась в январе этого года3. Незадолго до этого главы государств АС и ЕС встретились в рамках Форума на высшем уровне, проведенного в декабре 2018 года в Вене4, не дожидаясь прошествия 3 лет после проведенного в 2017 году Саммита и обеспечивая таким образом постоянство и непрерывность диалога. Лидеры ЕС, прежде всего Ангела Меркель и Себастьан Курц, все чаще делают заявления о необходимости тесного сотрудничества с Африкой и приоритете этого направления для внешней политики5.
Высокую активность международного сотрудничества объясняет экономический потенциал континента. На данный момент Африка является вторым по населенности континентом. При этом согласно прогнозам, к 2050 население Африки должно увеличиться в два раза6. В связи со стремительным ростом африканского населения необходимо заранее позаботиться о создании достойных условий жизни, в том числе об обеспечении населения рабочими местами. ЕС выражает свое намерение инвестировать в эту сферу7.
Среди прочего, важнейшей задачей становится выход на африканские рынки. Помимо традиционных игроков, представленных странами Западной Европы и США, свое экономическое присутствие активно наращивают страны БРИКС и Турция. Являясь развивающимися экономиками, Китай и Южная Африка, а за ними Индия и Сингапур входят в 10 самых крупных инвесторов в страны Африки вместе с США, Великобританией, Францией и Италией. При этом за 5 лет к 2016 году Китай увеличил инвестиции в Африканский континент более чем в два раза8. На сегодняшний день, по подсчетам консалтинговой компании McKinsey, в Африке представлены около 10 тысяч китайских компаний. Обилие ресурсов, которыми располагает Африка, и интенсивное повышение вовлеченности крупных экономик мира в экономические процессы на Континенте неизбежно ведут к столкновению интересов и конкуренции за влияние в регионе9.
Несмотря на экономический рост и потенциал, которым обладает Континент, гуманитарную ситуацию в регионе нельзя назвать приемлемой. Согласно индексу хрупкости государственности в 2017 году ни одна из стран Африки не попала в группу устойчивых, очень устойчивых, стабильных или очень стабильных государств. При этом 4 африканских государства, среди которых Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Южный Судан, относятся к группе стран, вызывающих наибольшее беспокойство10. По данным Индекса человеческого развития на 2018 год, группа стран с низкими показателями представлена преимущественно африканскими странами, расположенными южнее Сахары11. В контексте стремительного экономического развития Африки и возрастания международной зависимости вследствие активного участия иностранных государств, очень важно, чтобы национальные интересы вовлеченных стран не оказали пагубное влияние на континент, становясь приоритетным вопросом в повестке дня и вытесняя гуманитарные проблемы на задний план.
Объектом исследования является гуманитарная политика Европейского союза. Под гуманитарной политикой в данном исследовании понимается политика реализации гуманитарной безопасности.
Концепция гуманитарной безопасности отвечает вызовам и угрозам современного мира. Она представляет собой новый подход к проблеме, направленный на достижение мира, безопасности и развития как внутри государств, так и между ними. Главное отличие гуманитарной безопасности от классического понимания безопасности состоит в смене приоритетов. Если в традиционном понимании первостепенной задачей является обеспечение безопасности государства, в центре внимания гуманитарной безопасности находится личность. В классическом понимании безопасность понимается в физическом смысле. Концепция гуманитарной безопасности расширяет эту трактовку. Гуманитарная безопасность нацелена защиту основополагающих аспектов человеческой жизни, расширение свобод человека и способствование его самореализации. Таким образом, гуманитарная безопасность объединяет три принципиальных измерения: национальную безопасность, права человека и устойчивое развитие. Согласование целей, методов и действий на этих трех измерениях является принципиальным шагом, необходимым для обеспечения гуманитарной безопасности12.
Концепция гуманитарной безопасности охватывает как тактический уровень, так и стратегический. Поэтому, рассматривая гуманитарную политику через призму гуманитарной безопасности, целесообразно исследовать весь комплекс мер, направленных на ее реализацию. Таким образом, данное исследование рассматривает политику по оказанию гуманитарной помощи и политику содействия развитию в качестве компонентов гуманитарной политики.
Предметом исследования являются правовые, теоретические и идеологические основы, методы и инструменты гуманитарной политики ЕС в отношении стран Африканского континента.
Цель исследования - выявить основные тенденции и проблемы гуманитарной политики Европейского Союза в отношении стран Африканского континента на современном этапе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть эволюцию подхода ЕС к решению гуманитарных проблем в Африке;
2. Проанализировать составляющие современной концепции гуманитарной политики ЕС и инструменты ее реализации в странах Африки;
3. Изучить существующие площадки для сотрудничества стран ЕС и Африки, уделяя особое внимание саммиту Африканский Союз - ЕС;
4. Определить проблемы координации общеевропейской гуманитарной политики с отдельными странами-участниками ЕС, рассмотрев более конкретно пример Германии;
5. Выявить факторы неэффективности гуманитарной политики ЕС со стороны Африки;
6. Оценить растущее влияние Китая на Африканском континенте с точки зрения угрозы для гуманитарной политики ЕС.
Хронологические рамки. Данное исследование рассматривает гуманитарную политику ЕС на современном этапе, начиная с 2010 года. К 2010 году окончательно формируется правовая основа сотрудничества ЕС и Африки по гуманитарным вопросам, а ЕС дорабатывает концептуальные документы, определяющие политику ЕС на африканском измерении. В 2010 году были подведены первые итоги осуществления Совместной стратегии Африки-ЕС, принятой на саммите ЕС - Африки в Лиссабоне в 2007 году. Также к 2010 году Европейский союз осознал неэффективность модели взаимодействия донор - получатель и стал предпринимать попытки для формирования новой модели отношений со странами Африки, основанной на партнерстве. К 2010 году в Европейском союзе окончательно складывается понимание о необходимости перевести партнерство со странами Африки на стратегический уровень.
Степень изученности проблемы в научной литературе. В российской школе международных отношений применение концепции гуманитарной безопасности для изучения политики ЕС в отношении стран Африки является новым феноменом. Традиционно объектом исследования становится сотрудничество между странами Африки и ЕС, при этом в качестве предмета исследования принято рассматривать все измерения, на которых происходит взаимодействие, не останавливаясь только лишь на гуманитарной политике. Среди российских экспертов, специализирующихся на отношениях между ЕС и Африкой, можно выделить Лилеева Ивана Львовича, сотрудника Института Африки РАН и автора монографии «Старый свет и Африка13».
Большинство российских экспертов предпочитают уделять внимание африканской политике отдельно взятых членов ЕС и рассматривать их как самостоятельные акторы в Африке, изучая при этом внутренние концептуальные документы, упуская из внимания общеевропейские стратегии или ставя под сомнение акторность ЕС. Особый интерес у российских исследователей вызывает африканское измерение гуманитарной политики Германии14.
Для европейских исследований более характерно изучение именно общеевропейской политики. При этом если исследование выделяет политику отдельно взятой страны ЕС, то политика так или иначе анализируется в контексте общеевропейской, а также поднимается вопрос о согласованности национальной политики и политики ЕС, как это делает в своем исследовании Маттео Гаравоглия15.
Среди российских исследователей, использующих концепцию гуманитарной безопасности для определения гуманитарной политики ЕС, можно выделить Кукарцеву М.А., занимающуюся не только гуманитарной политикой Союза16, но и изучающую концепцию гуманитарной безопасности в целом17. На работы Кукарцевой М.А. ссылается в том числе и Ломова А.А., продолжая использование концепции гуманитарной безопасности для анализа политики ЕС18.
Источниковую базу можно разделить на пять групп. Первую группу образуют международные договоры и документы международных организаций. Например, к ним относятся соглашения, регулирующие отношения между ЕС и странами Африки, в первую очередь Соглашение Котону19 и Совместная стратегия Африки-ЕС20, а также документы ООН, объясняющие концепцию гуманитарной безопасности21.
Вторую группу образуют документы институтов Европейского союза и Африканского союза. В первую очередь, в работе рассмотрены рамочные документы, определяющие принципы гуманитарной политики ЕС и задающие ее направления. Ключевыми документами здесь является Консенсус по вопросам развития22 и Консенсус по гуманитарной помощи23. Также в исследовании изучен доклад Европейской комиссии по оказанию гуманитарной помощи24.
К третьей группе относятся документы органов государственной власти стран ЕС. Для анализа гуманитарной политики Германии были рассмотрены такие документы, как План Маршалла, разработанный Федеральным министерством по экономическому сотрудничеству и развитию в 2016 году25, и план действий, предложенный Федеральным правительством26.
Четвертую группу источников составляют речи, выступления, интервью действующих политиков. В данной работе изучено выступление председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера с предложением по развитию партнерства с Африкой27, а также речь европейского комиссара по международному сотрудничеству и развитию Невена Мимицы28.
Последнюю группу представляют материалы статистики. Данное исследование ссылается на индекс хрупкости государства29, индекс человеческого развития30 и Доклад о всемирных инвестициях31.
Методологическая основа исследования. Для достижения цели исследования была выбрана либеральная парадигма международных отношений. Прежде всего, в данном исследовании Европейский Союз рассматривается как полноценный актор международных отношений, а его гуманитарная деятельность анализируется не как сумма обособленных действий стран-участниц ЕС, а как согласованный комплекс мер, предпринятых институтами Европейского союза. В данном исследовании анализируется разница в подходах и приоритетах государств-членов ЕС относительно гуманитарной политики, а также их способность координировать свои действия в рамках общеевропейской повестки. Однако некоторая разобщенность между государствами ЕС изучается в качестве внутренней характеристики, присущей ЕС как актору, и признается фактором, оказывающим деструктивное влияние на эффективность гуманитарной политики Союза. Такой подход соответствует ключевым принципам теории либерального интерговернментализма, впервые представленной Эндрю Моравчиком в рамках либеральной парадигмы для анализа европейской интеграции32.
Применение либеральной теории для проведения исследования обусловлено и тем, что концептуальные основы политики Европейского союза отражают основные положения либерализма. Политика Европейского союза основана на признании общеевропейских ценностей, к которым относится демократия и права человека. Эти идеалы играют первостепенную роль в формировании его гуманитарной политики. В исследовании прослеживаются попытки выявить интересы отдельных государств и их влияние на конструирование общеевропейской политики, однако этот факт не противоречит либеральной парадигме. Представленные в работе выводы показывают, что обеспокоенность государств Евросоюза гуманитарными проблемами Африканского континента обусловлена признанием концепции негативного равенства, утверждающей неделимость гуманитарной безопасности33, что возводит ситуацию с правами человека в странах Африки на вершину пьедестала ценностей наравне с правами собственных граждан.
Приверженность стран-участниц Европейского союза идее о негативном равенстве и, как следствие, неделимости гуманитарной безопасности оправдывает применение мондиалистского подхода к международным отношениям, с точки зрения которого центральную роль в формировании внешней политики играет понятие человека, права которого имеют большую ценность, чем интересы государства34.
Помимо общетеоретических методов в исследовании используется сравнительно-исторический метод, метод институционального анализа, структурно-функциональный метод, ивент-анализ.
Научная новизна исследование обусловлена тем, что впервые в российской науке о международных отношениях предпринимается попытка комплексного анализа африканского измерения гуманитарной политики ЕС. Данное исследование рассматривает все составляющие гуманитарной политики, а также их взаимозависимость и степень согласованности различных измерений гуманитарной политики между собой. Помимо этого, Европейский союз рассматривается как самостоятельный актор. Таким образом, в работе рассматривается общеевропейская гуманитарная политика, а не сумма теорий, мер и действий стран-участниц ЕС.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых представлена тремя параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматриваются правовые и институциональные рамки гуманитарной политики ЕС в Африке. Вторая глава посвящена проблемам эффективности сотрудничества ЕС и стран Африки по гуманитарным вопросам.
Данное исследование доказывает, что для комплексного анализа гуманитарной политики Европейского союза рассматривать ее необходимо через призму гуманитарной безопасности. Таким образом, понятие гуманитарной политики применительно для ЕС включает в себя помощь содействию развитию и гуманитарную помощь. Несмотря на формальное разделение в концептуальных документах, рассматривать гуманитарную помощь и содействие развитию необходимо в комплексе. Изучая рамочные документы ЕС, можно сделать вывод о взаимной зависимости гуманитарной помощи и содействия развитию, что связано в первую очередь со стремлением Европейского союза развивать способность предсказывать появление новых кризисных очагов и устранять риски прежде, чем они трансформируются в кризисы. ЕС считает приоритетной задачей согласование этих двух элементов гуманитарного содействия, о чем свидетельствует приверженность Увязке гуманитарного содействия с развитием
Европейский союз осознает несостоятельность модели донор-реципиент. Таким образом, концепция гуманитарной политики ЕС является воплощением стремления трансформировать отношения со странами Африки на уровень стратегического партнерства. В этой связи в основе гуманитарной политики ЕС лежит четкая постановка целей, а концептуальные документы, определяющие гуманитарную политику, представляют собой стратегии по осуществлению поставленных целей. Способность определить главные проблемы и выявить потенциально опасные риски в перспективе на несколько лет, а также разработать стратегическое решение, является значимым достоинством Европейского союза как гуманитарного актора. При этом важной задачей для ЕС является последовательность в осуществлении гуманитарной политики. Доказательством служат концептуальные документы, в том числе Консенсус по вопросам развития и Консенсус по гуманитарной помощи. Таким образом, гуманитарная политика ЕС является не стихийной реакцией на происходящие в мире процессы, а продуманным планом действий.
При оказании гуманитарного содействия Европейский союз ориентируется на либеральные ценности. Для Европейского союза устойчивое развитие африканского континента неразрывно связано с демократизацией африканских стран. В своих стремлениях улучшить положение населения в африканских странах ЕС не желает спонсировать диктаторские режимы, поэтому ЕС не сотрудничает со странами, нарушающими демократические порядки. Таким образом, Европейский союз обязывает страны, заинтересованные в получении помощи от Союза, к проведению демократических преобразований и уважению либерального порядка. Соглашение Котону предусматривает порядок прекращения предоставления помощи тем странам, которые не разделяют демократические принципы.
При осуществлении гуманитарной политики ЕС демонстрирует определенную автономность, что выражается, например, в оказании содействия «забытым кризисам» даже в тех регионах, поддержку которым в единоличном порядке не предоставляют даже самые крупные доноры помощи. Помимо этого, гуманитарная политика ЕС отличается последовательностью в сравнении с национальными политическими курсами. Евросоюзу удалось создать идентичность, основанную на ценностях, и распространить ее на страны- участницы. Именно эти ценности и служат главными ориентирами при разработке гуманитарной политики. Таким образом, при формировании национальной гуманитарной политики, страны ЕС руководствуются установленными Европейским союзом ценностными и стратегическими ориентирами. Это позволяет нам говорить о существовании общеевропейской гуманитарной политике, несмотря на существующие разногласия между членами ЕС. Более того, деятельность Европейской комиссии по разработке гуманитарной политики, ее реализации и роль ЕК в координировании гуманитарных усилий между членами ЕС доказывают акторность Европейского союза.
Саммит ЕС - Африка стал традиционной площадкой для диалога между странами Африканского континента и Европейского союза. Встречи в рамках саммита проходят каждые три года. В рамках встреч страны дают оценку эффективности взаимодействия за прошедший период, а также благодаря Саммиту диалог имеет постоянный характер, а сотрудничество способно реагировать на новые вызовы и изменения и развивать новые стратегии для взаимной работы. Постоянные встречи на высшем уровне привели к установлению крепких связей. Помимо встреч глав государств диалог между странами ведется на министерском и парламентском уровне. Также, благодаря государственным усилиям, сотрудничество между странами Африки и ЕС осуществляется и на уровне гражданского общества. С течением лет, количество площадок для диалога значительно увеличилось. Наконец, повышенный мировой интерес к африканскому континенту выливается в интенсификацию контактов. Это касается как более частых встреч на государственном уровне, так и создание отраслевых площадок, где страны могут вести предметный диалог, посвященный решению конкретных проблем, в то время как саммит ЕС - Африка, безусловно, остается драйвером политического взаимодействия и формирует направления развития партнерства.
Негативное влияние на эффективности сотрудничества ЕС и стран Африки по гуманитарным вопросам оказывают три фактора. Во-первых, Европейский союз не располагает четким и отлаженным механизмом для координации общеевропейской гуманитарной политики с отдельными странами-участницами. Гуманитарные вопросы относятся к совместной компетенции Европейского союза и стран-участниц, поэтому четкого разграничения между общеевропейским и национальным уровнями гуманитарной политики нет. Многие члены ЕС исторически имеют тесные связи с африканскими странами и потому не всегда заинтересованы в том, чтобы отказываться от единоличного влияния в регионе в пользу ЕС. Таким образом, существует опасность, связанная со столкновением общеевропейской гуманитарной политики с национальными интересами членов Евросоюза.
В случае Германии можно ответить, что реализация национальной гуманитарной политики отличается от общеевропейской. Однако на национальном уровне Германия также отдает приоритет принципам гуманитарной политики, провозглашенным ЕС. Таким образом, можно сделать вывод, что ЕС формирует общую стратегию и задает векторы развития, которые воплощаются как на уровне Союза, так и на национальном уровне. Помимо этого, Германии еще предстоит работа над последовательностью при проведении национальной гуманитарной политики и обеспечению согласованности действий между ее службами. В этом отношении, аппарат ЕС более развит, и потому опыт ЕС может быть полезен для Германии.
Во-вторых, гуманитарная политика Европейского союза сталкивается со спецификой большинства африканских стран, которая препятствует реализации поставленных целей. Главной причиной, по которой помощь ЕС не достигает нуждающихся лиц, является коррупция и авторитарность африканских режимов. Ввиду этих особенностей помощь, предоставленная ЕС, порой служит средством обогащения элит. Помимо этого, сам факт предоставления помощи африканским странам может негативно отразиться на стремлении стран добиться успехов в развитии, так как успешное развитие влечет за собой сокращение объемов помощи. Так возникает эффект зависимости стран-реципиентов от помощи. По этой причине Европейский союз обвиняют в том, что его гуманитарная политика вопреки провозглашенным целям негативно сказывается на динамике развития континента.
В-третьих, ввиду экономического потенциала и обеспеченности природными ресурсами африканского континента, неевропейские акторы заинтересованы в развитии отношений с Африкой. Наибольшую угрозу среди стремительно развивающихся стран, наращивающих свое влияние в Африке, представляет Китай. В отличие от Европейского союза, Китай готов предоставить помощь африканским странам, не выдвигая взамен политических условий. В отношениях с Африкой Китаем движет сугубо экономический интерес, при этом, Пекин гарантирует невмешательство во внутренние дела стран- реципиентов. Такой подход представляет собой особую привлекательность в частности для авторитарных государств, во главе которых стоят коррумпированные элиты. Концепция Китая негативно сказывается на усилиях Европейского союза по установлению демократического порядка и защите прав человека в Африке. Китай предоставляет африканским странам альтернативу. Страны Африки могу выбрать того партнера, чьи условия им покажутся более выгодными. Как следствие, растущее влияние Китая на африканском континенте может привести к снижению интереса у африканских стран в партнерстве с европейскими государствами, а также активизировать критику в адрес ЕС и обвинения в диктате демократических ценностей и двойных стандартах, что негативно сказывается на имидже ЕС как гуманитарного партнера.
В заключении стоит отметить, что несмотря на факторы, сдерживающие эффективность гуманитарной политики ЕС, Союзу удалось добиться определенных успехов, создавая механизмы по предупреждению и разрешению кризисов, а также облегчая страдания нуждающегося населения в кризисных регионах Африки. Европейскому союзу удалось выработать принципы оказания помощи развивающимся странам, гарантирующие справедливое распределение ресурсов. Например, именно Европейская комиссия оказывает поддержку населению в «забытых кризисах».
Помимо этого, Европейский союз проделал большую работу по интеграции африканских стран в глобальный миропорядок. Эта работа продолжается, о чем свидетельствует инициатива Германии по созданию площадки для диалога между странами Африканского союза и Большой Двадцатки. Со своей стороны, Европейский союз воплощает образ надежного западного партнера. Таким образом, ощущая себя частью единой системы международных отношений, африканские страны не последовали примеру Бурунди и не предприняли попыток покинуть Международный уголовный суд. Следовательно, африканские страны признают легитимность существующих международных институтов.
Источники
1. Международные договоры, документы международных организаций
1) Communication from the Commission on Establishing a New Partnership Framework with Third Countries under the European Agenda on Migration // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?qid=1508753858318&uri=CELEX%3A52016DC0385 (дата доступа: 24.03.2019).
2) Cotonou Agreement // Official Journal of the European Union. URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/?uri=LEGISSUM:r12101 (дата доступа: 24.03.2019).
3) Human security in theory and practice // United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs. - 2009. - 79 с.
4) The Africa-EU strategic partnership. A Joint Africa-EU Strategy // The Africa-EU Partnership URL: https://www.africa-eu- partnership.org//sites/default/files/documents/eas2007_joint_strategy_en.pdf (дата доступа: 24.03.2019).
5) Treaty on European Union // European Union. URL: https://europa.eu/european- union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf (дата доступа: 24.03.2019).
2. Документы институтов Европейского союза и Африканского союза
6) Annual report on the European Union's humanitarian aid policies and their implementation in 2017. Report from The Commission To The European Parliament And The Council. - Brussels: European Comission, 30.11.2018. - 17 с.
7) Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal of the European Union. https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT (дата доступа: 24.03.2019).
8) Development Cooperation // European Union External Action. URL: https://eeas.europa.eu/topics/development-and-cooperation/2077/development- cooperation_en (дата доступа: 24.03.2019).
9) EU-African Union ministerial meeting // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/international-ministerial- meetings/2019/01/21-22/ (дата обращения 15.04.2019).
10) EU remains the world's leading donor of development assistance: €75.7 billion in 2017 // European Union External Action Service. URL: https://eeas.europa.eu/delegations/uzbekistan/43010/node/43010_en (дата доступа: 20.04.2019).
11) High-Level Forum Africa-Europe starts in Vienna: European Commission will present Africa-Europe Alliance progress // African Union. URL: https://www.africa-eu- partnership.org/en/stay-informed/news/high-level-forum-africa-europe-starts-vienna- european-commission-will-present (дата обращения 15.04.2019).
12) The European Consensus on Development // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/europeaid/sites/devco/files/publication-the-european-consensus-on- development-200606_en.pdf (дата доступа: 24.03.2019).
13) The European Consensus on Humanitarian Aid // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid= 1431445468547&uri=CELEX%3A42008X0130%2801%29 (дата доступа: 24.03.2019).
14) The European Union Humanitarian-Development Nexus // the Red Cross EU Office, the International Committee of the Red Cross. -2018. - 10 с.
15) Towards stronger EU-Africa cooperation // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/news/towards-stronger-eu-africa-cooperation-2018-sep-12_en (дата доступа: 24.03.2019).
...