«Зеленое развитие» Китая: новый этап реформ в китайской деревне
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПЫТ РЕФОРМ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ В XX ВЕКЕ 10
1. КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 10
2. РЕФОРМЫ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ В СЕРЕДИНЕ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX
ВЕКА 14
3. ПОЛЕМИКА СРЕДИ КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕШЕНИЯ
«ТРЕХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ» 16
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНИ 30
1. РЕФОРМЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 31
2. ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ ПОСЛЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 37
3. ПЛАНЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНИ 42
ГЛАВА 3. КИТАЙ НА ПУТИ «ЗЕЛЕНЫХ» РЕФОРМ 47
1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В 90-Х ГОДАХ XX ВЕКА 47
2. МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В XXI ВЕКЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И МАТЕРИАЛОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОПЫТ РЕФОРМ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ В XX ВЕКЕ 10
1. КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 10
2. РЕФОРМЫ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ В СЕРЕДИНЕ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX
ВЕКА 14
3. ПОЛЕМИКА СРЕДИ КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕШЕНИЯ
«ТРЕХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ» 16
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНИ 30
1. РЕФОРМЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 31
2. ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ ПОСЛЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 37
3. ПЛАНЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНИ 42
ГЛАВА 3. КИТАЙ НА ПУТИ «ЗЕЛЕНЫХ» РЕФОРМ 47
1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В 90-Х ГОДАХ XX ВЕКА 47
2. МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В XXI ВЕКЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И МАТЕРИАЛОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Всего за несколько десятков лет Китай совершил невероятный индустриальный и, как следствие, экономический прорыв, который превратил небогатую аграрную страну в крупного экономического и политического мирового игрока. Однако, подъему китайской экономики сопутствовало увеличение нагрузки на природные системы и китайскую деревню, за счет которой осуществлялось развитие города и промышленности. Поэтому на данный момент Китай уделяет огромное внимание экологии, заявляя о себе, как о флагмане решения проблем окружающей среды: так, например, в конституции КНР редакции 2018 года появилась статья , в которой Госсовет КНР наделяется обязанностью всячески содействовать построению экологической цивилизации, а в своей речи в сентябре 2020 года Си Цзиньпин (^Й^, год рождения 1953) заявил, что к 2030 году Китай достигнет пика выбросов углерода в атмосферу, а уже к 2060 году станет углеродно-нейтральным.
Актуальность выбранной темы определяет несколько причин: деревня прежде всего является опорой для всего Китая - еще до недавнего времени в ней проживало больше половины населения, - и ее модернизация, в том числе и экологическая, имеет первостепенную важность для будущего всей страны, особенно в контексте возможного уничтожения этой «опоры», поэтому и все реформы начинаются именно с деревни, в том числе и в настоящее время. Вместе с тем на современном этапе невозможно продолжать дальнейшее развитие деревни и, соответственно, всего Китая, не уделяя внимание экологическому аспекту - в противном случае это может привести к значительному урону по природному и человеческому потенциалу. В таком случае встает вопрос, какие действия воплощаются в реальность для улучшения состояния китайской деревни, а какие - так и остаются на бумаге. Поэтому данная работа является попыткой понять, как же в действительности обстоят дела в современной китайской сельской местности.
Объектом исследования данной дипломной работы является китайская деревня в период с 2001 года по настоящее время, предметом - эволюция взглядов относительно проводимых в китайской деревне реформ в социально-экономической и экологической сферах.
Метод исследования. Данная дипломная работа выполнена на основе историко-систематического и проблемно-хронологического методов исследования для более структурированного понимания проблематики данной дипломной работы.
Актуальность выбранной темы определяет несколько причин: деревня прежде всего является опорой для всего Китая - еще до недавнего времени в ней проживало больше половины населения, - и ее модернизация, в том числе и экологическая, имеет первостепенную важность для будущего всей страны, особенно в контексте возможного уничтожения этой «опоры», поэтому и все реформы начинаются именно с деревни, в том числе и в настоящее время. Вместе с тем на современном этапе невозможно продолжать дальнейшее развитие деревни и, соответственно, всего Китая, не уделяя внимание экологическому аспекту - в противном случае это может привести к значительному урону по природному и человеческому потенциалу. В таком случае встает вопрос, какие действия воплощаются в реальность для улучшения состояния китайской деревни, а какие - так и остаются на бумаге. Поэтому данная работа является попыткой понять, как же в действительности обстоят дела в современной китайской сельской местности.
Объектом исследования данной дипломной работы является китайская деревня в период с 2001 года по настоящее время, предметом - эволюция взглядов относительно проводимых в китайской деревне реформ в социально-экономической и экологической сферах.
Метод исследования. Данная дипломная работа выполнена на основе историко-систематического и проблемно-хронологического методов исследования для более структурированного понимания проблематики данной дипломной работы.
Современный мир быстро меняется: развиваются новые отрасли промышленности, новые технологии, новые взгляды на жизнь. Между тем, появляются и новые проблемы, которые могут стать вызовом для всего человечества.
Одной из наиболее серьезных проблем всего современного мира - и Китая в особенности, - стала ухудшающаяся экологическая ситуация. Во избежание настоящей катастрофы было необходимо изменить политический курс в сторону так называемых «зеленых» реформ, но при этом сохранить темпы экономического роста, то есть, гармонично развивать нуждающиеся в этом районы, в частности, китайскую деревню.
Накануне нового этапа реформ, начавшихся в 1978 году с провозглашением Китаем политики «реформ и открытости», сельские районы Поднебесной находились в плачевном состоянии: треть сельского населения находилась за чертой бедности и не могло позволить себе купить даже еду и воду, распределение земли было непропорциональным, также имел место высокий уровень безработицы, уровень загрязнения почвы и водных ресурсов тоже был критическим и т.д. То есть, китайская деревня буквально нуждалась в изменениях, которые невозможно было провести без жесткого контроля сверху.
Разумеется, до 1978 года предпринимались попытки изменить сложившуюся ситуацию, однако успеха они не добились. Реформы эпохи Г оминьдана под началом «движения за возрождение деревни», касающиеся в основном социальной сферы сельских районов, пришлось приостановить из- за необходимости вложить все силы в подготовку к войне с Японией, и продолжения данные реформы так и не увидели: сразу после войны к власти в стране пришла КПК, которая начала курс по улучшению состояния деревни с акцентом на экономические реформы. На первых порах этот пакет преобразований тоже показывал положительную динамику в развитии села и сельского хозяйства, однако вскоре началась политика Большого скачка и - позднее, - культурная революция. Эти события аннулировали практически все достижения по развитию сельских районов, и к 1978 году китайская деревня по сравнению с 1949 годом, можно сказать, совершенно не изменилась.
Как уже подчеркивалось не один раз, деревня - это фундамент китайского народа, а потому решено было начать с реконструкции «фундамента», чтобы вся будущая «постройка» не разрушилась.
Первый этап реформ, тем не менее, не принес должных результатов. Это объяснялось и однобокостью мер - в первую очередь решались экономические проблемы, а социальные и экологические были на втором плане, - и борьбой между либералами и «новыми левыми» за реализацию определенной модели реформ, где первые добивались перехода на западный путь развития, а вторые предлагали построить свой, отличный от западного, курс. Но все же положительные подвижки чувствовались, к тому же, этот этап позволил и либералам, и «новым левым» осознать, что проблеме модернизации деревни необходимо комплексное решение.
Так начался второй этап реформ. Именно в этот период появилось «новое движение за возрождение деревни», придерживающееся тех же идей, что и гоминьдановское движение. Именно «новое движение» при поддержке государства стало флагманом реформ в китайской деревне.
Новый этап реформ оказался более чем успешным с точки зрения социально-экономической сферы, однако экологическая ситуация становилась все хуже, так как действующие законы об охране окружающей среды фактически игнорировались - все внимание по-прежнему было сосредоточено на социально-экономической модернизации села. Так, к 2013 году Китай оказался в шаге от экологической катастрофы, и поэтому реакция на несоблюдение экологических законов значительно ужесточилась, что отчетливо заметно и по обновленному закону об охране окружающей среды, вступившему в силу в 2015 году.
Теперь, когда социально-экономическая модернизация идет своим стабильным темпом, власти уделяют все большее внимание вопросам экологии в попытке сократить и предупредить пагубное влияние загрязненных водоемов и почв, процесса опустынивания и т.д. В то же время ухудшение состояния окружающей среды открыло новые возможности для экономического роста: за переработкой отходов, экологически чистыми фермерствами и другими «зелеными» нововведениями, которые несут в себе большой потенциал.
Тридцатилетний опыт реформ показал необходимость гармоничного развития деревни, развития, в котором ни один из аспектов не должен быть под более пристальным вниманием - подобное ведет к ухудшению других сфер.
По сути, в отличие от социально-экономических, где видны значительные результаты, реальные «зеленые» реформы в деревне начались в Китае совсем недавно, буквально 10 лет назад, и потому очень важно приложить максимум усилий для преодоления кризисного этапа и выхода на создание «экологической цивилизации». В планах Китая на будущее - продолжать модернизацию сельских районов, внедряя в экономику «зеленые» методы и уделяя экологическому аспекту должное внимание во избежание экологической катастрофы, а также уделять внимание социально¬экономическому развитию для поддержания темпов роста экономики и повышения уровня жизни крестьян. Однако здесь стоит заметить, что в настоящее время многие предписания правительства КНР по защите окружающей среды на местном уровне все также игнорируют в пользу социально-экономических преобразований или демонстрации количества, а не качества изменений в экологической сфере. К тому же, многие крестьяне мало заинтересованы в озеленении деревень в силу отсутствия финансирования со стороны государства. Разумеется, существуют и положительные примеры «зеленой» деятельности крестьян, но в масштабах Китая их все еще недостаточно много. Все это ставит перед Китаем новый вопрос, который необходимо решить в будущем: как создать систему, в которой дальнейшие экологические реформы будут гармонично соотноситься с экономическими, а сами крестьяне будут не только акторами, но и инициаторами действий, которые положительно влияют на состояние окружающей среды.
Одной из наиболее серьезных проблем всего современного мира - и Китая в особенности, - стала ухудшающаяся экологическая ситуация. Во избежание настоящей катастрофы было необходимо изменить политический курс в сторону так называемых «зеленых» реформ, но при этом сохранить темпы экономического роста, то есть, гармонично развивать нуждающиеся в этом районы, в частности, китайскую деревню.
Накануне нового этапа реформ, начавшихся в 1978 году с провозглашением Китаем политики «реформ и открытости», сельские районы Поднебесной находились в плачевном состоянии: треть сельского населения находилась за чертой бедности и не могло позволить себе купить даже еду и воду, распределение земли было непропорциональным, также имел место высокий уровень безработицы, уровень загрязнения почвы и водных ресурсов тоже был критическим и т.д. То есть, китайская деревня буквально нуждалась в изменениях, которые невозможно было провести без жесткого контроля сверху.
Разумеется, до 1978 года предпринимались попытки изменить сложившуюся ситуацию, однако успеха они не добились. Реформы эпохи Г оминьдана под началом «движения за возрождение деревни», касающиеся в основном социальной сферы сельских районов, пришлось приостановить из- за необходимости вложить все силы в подготовку к войне с Японией, и продолжения данные реформы так и не увидели: сразу после войны к власти в стране пришла КПК, которая начала курс по улучшению состояния деревни с акцентом на экономические реформы. На первых порах этот пакет преобразований тоже показывал положительную динамику в развитии села и сельского хозяйства, однако вскоре началась политика Большого скачка и - позднее, - культурная революция. Эти события аннулировали практически все достижения по развитию сельских районов, и к 1978 году китайская деревня по сравнению с 1949 годом, можно сказать, совершенно не изменилась.
Как уже подчеркивалось не один раз, деревня - это фундамент китайского народа, а потому решено было начать с реконструкции «фундамента», чтобы вся будущая «постройка» не разрушилась.
Первый этап реформ, тем не менее, не принес должных результатов. Это объяснялось и однобокостью мер - в первую очередь решались экономические проблемы, а социальные и экологические были на втором плане, - и борьбой между либералами и «новыми левыми» за реализацию определенной модели реформ, где первые добивались перехода на западный путь развития, а вторые предлагали построить свой, отличный от западного, курс. Но все же положительные подвижки чувствовались, к тому же, этот этап позволил и либералам, и «новым левым» осознать, что проблеме модернизации деревни необходимо комплексное решение.
Так начался второй этап реформ. Именно в этот период появилось «новое движение за возрождение деревни», придерживающееся тех же идей, что и гоминьдановское движение. Именно «новое движение» при поддержке государства стало флагманом реформ в китайской деревне.
Новый этап реформ оказался более чем успешным с точки зрения социально-экономической сферы, однако экологическая ситуация становилась все хуже, так как действующие законы об охране окружающей среды фактически игнорировались - все внимание по-прежнему было сосредоточено на социально-экономической модернизации села. Так, к 2013 году Китай оказался в шаге от экологической катастрофы, и поэтому реакция на несоблюдение экологических законов значительно ужесточилась, что отчетливо заметно и по обновленному закону об охране окружающей среды, вступившему в силу в 2015 году.
Теперь, когда социально-экономическая модернизация идет своим стабильным темпом, власти уделяют все большее внимание вопросам экологии в попытке сократить и предупредить пагубное влияние загрязненных водоемов и почв, процесса опустынивания и т.д. В то же время ухудшение состояния окружающей среды открыло новые возможности для экономического роста: за переработкой отходов, экологически чистыми фермерствами и другими «зелеными» нововведениями, которые несут в себе большой потенциал.
Тридцатилетний опыт реформ показал необходимость гармоничного развития деревни, развития, в котором ни один из аспектов не должен быть под более пристальным вниманием - подобное ведет к ухудшению других сфер.
По сути, в отличие от социально-экономических, где видны значительные результаты, реальные «зеленые» реформы в деревне начались в Китае совсем недавно, буквально 10 лет назад, и потому очень важно приложить максимум усилий для преодоления кризисного этапа и выхода на создание «экологической цивилизации». В планах Китая на будущее - продолжать модернизацию сельских районов, внедряя в экономику «зеленые» методы и уделяя экологическому аспекту должное внимание во избежание экологической катастрофы, а также уделять внимание социально¬экономическому развитию для поддержания темпов роста экономики и повышения уровня жизни крестьян. Однако здесь стоит заметить, что в настоящее время многие предписания правительства КНР по защите окружающей среды на местном уровне все также игнорируют в пользу социально-экономических преобразований или демонстрации количества, а не качества изменений в экологической сфере. К тому же, многие крестьяне мало заинтересованы в озеленении деревень в силу отсутствия финансирования со стороны государства. Разумеется, существуют и положительные примеры «зеленой» деятельности крестьян, но в масштабах Китая их все еще недостаточно много. Все это ставит перед Китаем новый вопрос, который необходимо решить в будущем: как создать систему, в которой дальнейшие экологические реформы будут гармонично соотноситься с экономическими, а сами крестьяне будут не только акторами, но и инициаторами действий, которые положительно влияют на состояние окружающей среды.
Подобные работы
- От коммуны к семейному подряду: экономические преобразования в китайской деревне 1978-1984 годов
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АГРАРНЫХ РЕФОРМ В ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ (1978-НАЧАЛО 2000-Х ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Роль и оценки аграрной реформы в КНР в трудах китайских ученых
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Дискуссия о социальной структуре китайского общества в начале XXI века
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Экологические проблемы в Китае 1980-2000-е гг
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ В СУАР В
КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ЭЛЕМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ КИТАСКОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



