Взаимодействие педагогов ДОО с семьями воспитанников как средство повышения профессиональной компетентности
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени.
Выборка: 25 родителей воспитанников подготовительной группы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО С СЕМЬЕЙ 5
1.1 Взаимодействие воспитателей и родителей в ДОО: значение, цели, задачи 5
1.2 Формы и методы взаимодействия педагога ДОО с семьей 8
1.3 Профессиональная компетентность педагога ДОО: сущность и требования 18
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОО С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. 24
2.1Анализ процесса взаимодействия педагога ДОО с семьей. 24
2.2 Программа по повышению взаимодействия педагога ДОО и семьи. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 45
База исследования: МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени.
Выборка: 25 родителей воспитанников подготовительной группы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО С СЕМЬЕЙ 5
1.1 Взаимодействие воспитателей и родителей в ДОО: значение, цели, задачи 5
1.2 Формы и методы взаимодействия педагога ДОО с семьей 8
1.3 Профессиональная компетентность педагога ДОО: сущность и требования 18
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОО С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. 24
2.1Анализ процесса взаимодействия педагога ДОО с семьей. 24
2.2 Программа по повышению взаимодействия педагога ДОО и семьи. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 45
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее острых проблем. Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного и без оценочного принятия.
Поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Вследствие этого, одной из основных задач детского сада и педагогов считается установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка инновационных форм работы с родителями для повышения их педагогической культуры, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение результатов неблагоприятных отношений в семье.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей, нашли отражение в работах М.Н. Клевцовой [12], Е.С. Евдокимовой [10], О.Л. Зверевой [15], Е.Н. Лазаренко [16], Н.В. Микляевой [19] и др.
Противоречие исследования: между необходимостью взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для воспитателей дошкольной образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: каким должно быть содержание взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей?
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников как средство повышения профессиональной компетентности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические исследования взаимодействия педагогов с родителями в системе дошкольного образования;
2) определить сущность профессиональной компетенции педагогов ДОО;
3) изучить характер взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации;
4) разработать программу по организации взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников для повышения профессиональной компетентности.
В процессе выполнения работы были использованы как теоретические (анализ, синтез, обобщение), так и эмпирические методы исследования (анкетирование, педагогическое наблюдение)
База исследования: МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Вследствие этого, одной из основных задач детского сада и педагогов считается установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка инновационных форм работы с родителями для повышения их педагогической культуры, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение результатов неблагоприятных отношений в семье.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей, нашли отражение в работах М.Н. Клевцовой [12], Е.С. Евдокимовой [10], О.Л. Зверевой [15], Е.Н. Лазаренко [16], Н.В. Микляевой [19] и др.
Противоречие исследования: между необходимостью взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для воспитателей дошкольной образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: каким должно быть содержание взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей?
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников как средство повышения профессиональной компетентности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические исследования взаимодействия педагогов с родителями в системе дошкольного образования;
2) определить сущность профессиональной компетенции педагогов ДОО;
3) изучить характер взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации;
4) разработать программу по организации взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников для повышения профессиональной компетентности.
В процессе выполнения работы были использованы как теоретические (анализ, синтез, обобщение), так и эмпирические методы исследования (анкетирование, педагогическое наблюдение)
База исследования: МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Проблема взаимодействия семьи и дошкольного учреждения является предметом изучения довольно долгое время. В трудах исследователей, в нормативной литературе даны определения процесса взаимодействия. На основании изучения, было определено, что данный процесс представляет собой совместную деятельность, с целью установления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Исследование данной темы было проведено в соответствии с поставленными задачами.
В результате изучения теоретических аспектов семейного воспитания, был сделан вывод о том, что семья и детский сад - это два важнейших социальных института воспитания ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Более того, развитие и становление личности ребёнка невозможно в отрыве от семьи. ФГОС дошкольного образования указывает, что одной из задач дошкольного учреждения является оказание педагогической помощи семьям воспитанников, привлечение родителей к достижению единства в плане воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Было сделан вывод, что результат взаимодействия семьи и ДОО – активное участие родителей в образовательном процессе.
Изучение разнообразия форм и методов, позволило сделать вывод о существование двух групп: традиционных (знакомство, информирование, обучение, совместная досуговая деятельность) и нетрадиционных. Группа нетрадиционных форм, в свою очередь, подразделяется на познавательные, наглядно-информационные, досуговые, информационно-аналитические формы взаимодействия. Были приведены примеры наиболее интересных нетрадиционных форм мероприятий и применяемые при их проведении методы и приемы. Отмечено, что партнерское взаимодействие родителей и ДОО процесс длительный и важную роль здесь играет профессиональная компетентность педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога многогранное. В области взаимодействия с родителями представляет собой установленное эффективное общение с участниками образовательного процесса, сформированные установки и личные качества педагога, владение организационными и прогностическими компетенциями. Другими словами, профессионально компетентный педагог ДОО может решать возникающие проблемы, опираясь на знания и практический опыт.
Уровень профессиональной компетентности оценивается по сформированным профессионально-педагогическим умениям. Несмотря на множество определений данного понятия, был сделан вывод, что под этим термином подразумевается умение ставить цель, выбирать формы, методы и средства обучения, а также грамотно планировать свою деятельностью
Перечисленные выше формы взаимодействия используются в педагогическом процессе дошкольных организаций. Данный факт был подтвержден в процессе изучения деятельности дошкольной образовательной организации МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени.
В результате проведенного исследования был сделан вывод, что в МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени созданы условия для взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Взаимодействие проявляется уже на уровне управления, в деятельности Совета родителей. Консультационный пункт по работе с родителями работает на постоянной основе, что было отмечено как положительный аспект исследуемой деятельности.
С целью более детального изучения было проведено анкетирование среди родителей подготовительной группы. В результате анализа полученных данных был выявлен недостаточный уровень взаимодействия педагогов ДОО и родителей. Среди недостатков отмечено: отсутствие системы работы с родителями, недостаточное количество проводимых совместных мероприятий, незначительное количество родителей, включенных в образовательный процесс. Вывод – необходимость совершенствования системы работ по взаимодействию с семьями воспитанников. С этой целью была разработана Программа по повышению взаимодействия педагога ДОО и семьи.
В данной программе выделено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В рамках каждого этапа определены направления деятельности, возможные мероприятия и планируемые результаты. Особое внимание уделено повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей.
Таким образом, работа по предложенной программе будет способствовать повышению педагогической компетентности педагогов и родителей, а также активному участию родителей в образовательном процессе детского сада.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о выполнения всех поставленных задач и достижении цели исследования.
Исследование данной темы было проведено в соответствии с поставленными задачами.
В результате изучения теоретических аспектов семейного воспитания, был сделан вывод о том, что семья и детский сад - это два важнейших социальных института воспитания ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Более того, развитие и становление личности ребёнка невозможно в отрыве от семьи. ФГОС дошкольного образования указывает, что одной из задач дошкольного учреждения является оказание педагогической помощи семьям воспитанников, привлечение родителей к достижению единства в плане воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Было сделан вывод, что результат взаимодействия семьи и ДОО – активное участие родителей в образовательном процессе.
Изучение разнообразия форм и методов, позволило сделать вывод о существование двух групп: традиционных (знакомство, информирование, обучение, совместная досуговая деятельность) и нетрадиционных. Группа нетрадиционных форм, в свою очередь, подразделяется на познавательные, наглядно-информационные, досуговые, информационно-аналитические формы взаимодействия. Были приведены примеры наиболее интересных нетрадиционных форм мероприятий и применяемые при их проведении методы и приемы. Отмечено, что партнерское взаимодействие родителей и ДОО процесс длительный и важную роль здесь играет профессиональная компетентность педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога многогранное. В области взаимодействия с родителями представляет собой установленное эффективное общение с участниками образовательного процесса, сформированные установки и личные качества педагога, владение организационными и прогностическими компетенциями. Другими словами, профессионально компетентный педагог ДОО может решать возникающие проблемы, опираясь на знания и практический опыт.
Уровень профессиональной компетентности оценивается по сформированным профессионально-педагогическим умениям. Несмотря на множество определений данного понятия, был сделан вывод, что под этим термином подразумевается умение ставить цель, выбирать формы, методы и средства обучения, а также грамотно планировать свою деятельностью
Перечисленные выше формы взаимодействия используются в педагогическом процессе дошкольных организаций. Данный факт был подтвержден в процессе изучения деятельности дошкольной образовательной организации МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени.
В результате проведенного исследования был сделан вывод, что в МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени созданы условия для взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Взаимодействие проявляется уже на уровне управления, в деятельности Совета родителей. Консультационный пункт по работе с родителями работает на постоянной основе, что было отмечено как положительный аспект исследуемой деятельности.
С целью более детального изучения было проведено анкетирование среди родителей подготовительной группы. В результате анализа полученных данных был выявлен недостаточный уровень взаимодействия педагогов ДОО и родителей. Среди недостатков отмечено: отсутствие системы работы с родителями, недостаточное количество проводимых совместных мероприятий, незначительное количество родителей, включенных в образовательный процесс. Вывод – необходимость совершенствования системы работ по взаимодействию с семьями воспитанников. С этой целью была разработана Программа по повышению взаимодействия педагога ДОО и семьи.
В данной программе выделено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В рамках каждого этапа определены направления деятельности, возможные мероприятия и планируемые результаты. Особое внимание уделено повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей.
Таким образом, работа по предложенной программе будет способствовать повышению педагогической компетентности педагогов и родителей, а также активному участию родителей в образовательном процессе детского сада.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о выполнения всех поставленных задач и достижении цели исследования.



