Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени.
Выборка: 25 родителей воспитанников подготовительной группы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО С СЕМЬЕЙ 5
1.1 Взаимодействие воспитателей и родителей в ДОО: значение, цели, задачи 5
1.2 Формы и методы взаимодействия педагога ДОО с семьей 8
1.3 Профессиональная компетентность педагога ДОО: сущность и требования 18
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОО С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. 24
2.1Анализ процесса взаимодействия педагога ДОО с семьей. 24
2.2 Программа по повышению взаимодействия педагога ДОО и семьи. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 45
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее острых проблем. Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного и без оценочного принятия.
Поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Вследствие этого, одной из основных задач детского сада и педагогов считается установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка инновационных форм работы с родителями для повышения их педагогической культуры, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение результатов неблагоприятных отношений в семье.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей, нашли отражение в работах М.Н. Клевцовой [12], Е.С. Евдокимовой [10], О.Л. Зверевой [15], Е.Н. Лазаренко [16], Н.В. Микляевой [19] и др.
Противоречие исследования: между необходимостью взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для воспитателей дошкольной образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: каким должно быть содержание взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей?
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Предмет исследования: формы и методы взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников как средство повышения профессиональной компетентности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические исследования взаимодействия педагогов с родителями в системе дошкольного образования;
2) определить сущность профессиональной компетенции педагогов ДОО;
3) изучить характер взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации;
4) разработать программу по организации взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников для повышения профессиональной компетентности.
В процессе выполнения работы были использованы как теоретические (анализ, синтез, обобщение), так и эмпирические методы исследования (анкетирование, педагогическое наблюдение)
База исследования: МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Проблема взаимодействия семьи и дошкольного учреждения является предметом изучения довольно долгое время. В трудах исследователей, в нормативной литературе даны определения процесса взаимодействия. На основании изучения, было определено, что данный процесс представляет собой совместную деятельность, с целью установления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Исследование данной темы было проведено в соответствии с поставленными задачами.
В результате изучения теоретических аспектов семейного воспитания, был сделан вывод о том, что семья и детский сад - это два важнейших социальных института воспитания ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Более того, развитие и становление личности ребёнка невозможно в отрыве от семьи. ФГОС дошкольного образования указывает, что одной из задач дошкольного учреждения является оказание педагогической помощи семьям воспитанников, привлечение родителей к достижению единства в плане воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Было сделан вывод, что результат взаимодействия семьи и ДОО – активное участие родителей в образовательном процессе.
Изучение разнообразия форм и методов, позволило сделать вывод о существование двух групп: традиционных (знакомство, информирование, обучение, совместная досуговая деятельность) и нетрадиционных. Группа нетрадиционных форм, в свою очередь, подразделяется на познавательные, наглядно-информационные, досуговые, информационно-аналитические формы взаимодействия. Были приведены примеры наиболее интересных нетрадиционных форм мероприятий и применяемые при их проведении методы и приемы. Отмечено, что партнерское взаимодействие родителей и ДОО процесс длительный и важную роль здесь играет профессиональная компетентность педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога многогранное. В области взаимодействия с родителями представляет собой установленное эффективное общение с участниками образовательного процесса, сформированные установки и личные качества педагога, владение организационными и прогностическими компетенциями. Другими словами, профессионально компетентный педагог ДОО может решать возникающие проблемы, опираясь на знания и практический опыт.
Уровень профессиональной компетентности оценивается по сформированным профессионально-педагогическим умениям. Несмотря на множество определений данного понятия, был сделан вывод, что под этим термином подразумевается умение ставить цель, выбирать формы, методы и средства обучения, а также грамотно планировать свою деятельностью
Перечисленные выше формы взаимодействия используются в педагогическом процессе дошкольных организаций. Данный факт был подтвержден в процессе изучения деятельности дошкольной образовательной организации МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени.
В результате проведенного исследования был сделан вывод, что в МАДОУ ЦРР Д/с №125 г. Тюмени созданы условия для взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Взаимодействие проявляется уже на уровне управления, в деятельности Совета родителей. Консультационный пункт по работе с родителями работает на постоянной основе, что было отмечено как положительный аспект исследуемой деятельности.
С целью более детального изучения было проведено анкетирование среди родителей подготовительной группы. В результате анализа полученных данных был выявлен недостаточный уровень взаимодействия педагогов ДОО и родителей. Среди недостатков отмечено: отсутствие системы работы с родителями, недостаточное количество проводимых совместных мероприятий, незначительное количество родителей, включенных в образовательный процесс. Вывод – необходимость совершенствования системы работ по взаимодействию с семьями воспитанников. С этой целью была разработана Программа по повышению взаимодействия педагога ДОО и семьи.
В данной программе выделено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В рамках каждого этапа определены направления деятельности, возможные мероприятия и планируемые результаты. Особое внимание уделено повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей.
Таким образом, работа по предложенной программе будет способствовать повышению педагогической компетентности педагогов и родителей, а также активному участию родителей в образовательном процессе детского сада.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о выполнения всех поставленных задач и достижении цели исследования.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (действ. ред. на 1 января 2021 г.).- Текст электронный// Российская газета.- 31 декабря 2012 г. - Федеральный выпуск № 303(5976).- Электрон. текст. данные .- URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 25.10.2023)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022.- Текст электронный//Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.- Электрон. текст. данные. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887?ysclid=loe8z75r6c589963571 (дата обращения 25.10.2023)
3. Адамова, У. К. Педагогические способности преподавателя и методы их развития / У. К. Адамова, Н. Р. Кутлимуротова, М. А. Каландарова. - Текст электронный // Молодой ученый. - 2016. - № 13 (117). - С. 760-763. - URL: https://moluch.ru/archive/117/31209/ (дата обращения: 31.10.2023).
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - 2-е изд. - Москва: Академический Проект, 2020. — 240 с.
5. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 253 с. - (Высшее образование).
6. Герасименко Г.А. Повышение профессиональной компетентности
воспитателя ДОУ по взаимодействию с семьей / Г.А. Герасиеноко.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-vospitatelya-dou-po-vzaimodeystviyu-s-semiey?ysclid=lofs31b77k593516750 (дата обращения: 31.10.2023).
7. Денежкина Е.О. Формирование профессиональных умений у педагогов в условиях современной дошкольной образовательной организации / Е.О. Денежкина, Н.С. Колинько // Вестник научных конференций, 2015. - № 3-4. - Ч. 4. - С. 53-55
8. Дьяченко Е. В. Пcихологичеcкое содержание уcпешноcти педагогичеcкой деятельноcти: квалиметрический подход / Е. В. Дьяченко // Научный диалог. – 2014. – № 3 (27): Психология. Педагогика. – С. 7–16.
9. Зотова И.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС до/ И.В. Зотова// Достижения науки и образования.- 2018.- №3.- С. 78-80
10. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С. Евдокимова.- Москва: Сфера, 2008.- 64 с.
11. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. - Москва: Издательство «Юрайт», 2023. - 183 с. - (Высшее образование).
12. Клевцова, М. Н. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева. - Текст электронный // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - Москва: Буки-Веди, 2016. - С. 126-128. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11249/ (дата обращения: 31.10.2023).
13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2012.- 67 с.
14. Корешкова, М. Н. Профессиональная компетентность педагога
дошкольного образования / М. Н. Корешкова, М. А. Рыжевская. - Текст электронный// Молодой ученый. - 2016. - № 24 (128). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/128/35508/ (дата обращения: 31.10.2023).
15. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический
аспект/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
16. Лазаренко Е.Н. Формы работы дошкольной образовательной
организации с родителями дошкольников/ Е.Н. Лазаренко. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 29 c.
17. Леньков С. Л. Динамическая деятельностно-компетентностная модель
профессионализма инновационных педагогов / С. Л. Леньков // Научный диалог. - 2016. - № 4 (52). - С. 337-360.
18. Логинова, Л. А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе / Л. А. Логинова. - Текст электронный // Молодой ученый. - 2019. - № 8 (246). - С. 171-172. - URL: https://moluch.ru/archive/246/56633/ (дата обращения: 31.10.2023).
19. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 411 с. - (Высшее образование).
20. Официальный сайт МАДОУ ЦРР Д/С №125 г. Тюмени.- г. Тюмень.- URL: https://ds-125.ru/(дата обращения: 31.10.2023).
21. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 246 с. - (Профессиональное образование).
22. Профессиональная компетентность педагога: сборник
статей Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. – 82 с.
23. Рамазанова Э. А. Развитие профессиональной компетентности педагога
в сфере общения с родителями воспитанников/ Э.А. Рамазанова .- Текст электронный// Проблемы современного педагогического образования.- 2022.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-vospitatelya-dou-po-vzaimodeystviyu-s-semiey?ysclid=lofs31b77k593516750 (дата обращения: 31.10.2023).
24. Руденко, А. М., Возрастная психология и педагогика, семьеведение: учебник / А. М. Руденко, С. И. Самыгин; под общ. ред. А. М. Руденко. - Москва: КноРус, 2023. - 315 с.
25. Сунеева, И.В. Интерактивные технологии взаимодействия педагогов с семьями воспитанников/ И.В. Сунеева, И. С. Сотова, Т. Г. Ханова.- Текст электронный// Перспективы Науки и Образования: Международный электронный научный журнал.- 2018. - №3 (33) .- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-tehnologii-vzaimodeystviya-pedagogov-s-semyami-vospitannikov (дата обращения: 31.10.2023).
26. Харисова, Л. А.,Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования/ Л.А. Харисова, М.Н. Ватсон // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 405–408. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76555.htm. (дата обращения: 31.10.2023).
27. Шикуткина, Е. В. Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников / Е. В. Шикуткина, И. Н. Дворникова. - Текст электронный// Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - С. 416-418. - URL: https://moluch.ru/archive/308/69375/ (дата обращения: 31.10.2023)