Типы медиационной активности в обучении английскому языку школьников средней ступени
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА МЕДИАЦИИ В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ 6
1.1. Понятие медиации 6
1.2. Типы медиационной активности 9
1.3. Место и роль медиации в «Общеевропейских компетенциях владения
иностранным языком» 15
1.4. Применение стратегий медиационной активности в методике
преподавания английского языка 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕДИАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 26
2.1. Анализ методов и подходов освоения медиационной деятельности в
средней школе 26
2.2. Типология учебных заданий для учащихся средней школы,
направленные на формирование медиационных навыков по разным типам медиационной активности 30
2.3. Рекомендации по применению упражнений для учащихся средней
школы по развитию медиационных навыков 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА МЕДИАЦИИ В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ 6
1.1. Понятие медиации 6
1.2. Типы медиационной активности 9
1.3. Место и роль медиации в «Общеевропейских компетенциях владения
иностранным языком» 15
1.4. Применение стратегий медиационной активности в методике
преподавания английского языка 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕДИАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 26
2.1. Анализ методов и подходов освоения медиационной деятельности в
средней школе 26
2.2. Типология учебных заданий для учащихся средней школы,
направленные на формирование медиационных навыков по разным типам медиационной активности 30
2.3. Рекомендации по применению упражнений для учащихся средней
школы по развитию медиационных навыков 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основная задача педагога иностранного языка - оказаться в состоянии выбрать уместный метод преподавания для своего контингента обучающихся. Для выбора подходящего метода, преподавателю нужно учесть следующее:
1) ученик должен чувствовать комфорт и свободу;
2) быть мотивированным на изучение и применение иностранного языка;
3) ученик должен проявлять инициативу, быть активным участником учебного процесса;
4) должен понимать, что изучение иностранного языка в большей степени зависит от него самого, от его интереса;
5) преподавателю требуется стимулировать речевые, когнитивные и творческие способности ученика;
6) должны быть предусмотрены всевозможные формы работы в классе, стимулирующие активность, самостоятельность и творчество обучающихся.
Все пункты взаимосвязаны и именно благодаря учитыванию всех моментов преподавания и работы с учениками, в итоге виден результат. Для достижения сотрудничества, понимания между учеником и преподавателем и для получения хороших результатов, применяются различные активности и методики преподавания. Одной из основных проблем при изучении иностранных языков может считаться непонимание языка и культуры, психологический барьер в практике и использовании языка и т.д. Для устранения данной преграды, в методике преподавания существует специальная отрасль, которая направлена на развитие медиационной активности. Она представляет собой комплекс различных устных, письменных упражнений, которые устраняют барьер в изучении иностранного языка.
В профессиональной компетенции у преподавателя должен быть арсенал методических приемов, развивающих медиационную компетенцию учащихся. Медиационную активность как понятие ввели в Общеевропейские компетенции владения иностранным языком в 2001 году, и свое нынешнее положение медиация в преподавании обрела в 2018, когда авторы расширили и раскрыли данную тему в новой редакции [Common European Framework..., 2018]. Таким образом, анализ медиационной активности в образовательной программе средней школы имеет свою новизну в исследовании.
Актуальность темы подтверждается тем, что в современном мире коммуникация между представителями разных культур, осуществляемая без коммуникативных сбоев, чрезвычайно важна. От того, насколько развита медиативная компетенция у знающего иностранный язык, зависит эффективность коммуникации между представителями разных языковых культур. В связи с этим, необходимо уже в средней школе строить основу для формирования медиационной компетенции у учеников, что требует внедрения новых упражнений в образовательный процесс, которые могли бы формировать различные навыки медиационной активности. Решение данной проблемы является важным, что обуславливает актуальность темы исследования.
Цель настоящей дипломной работы - разработать серию упражнений на формирование и развитие медиационных умений, которая бы могла использоваться на занятиях по английскому языку для школьников.
Для успешного достижения поставленной цели следует выполнить следующий ряд задач:
1) раскрыть понятие термина медиация;
2) определить типы медиационной активности, характерные для школьников средней ступени;
3) проанализировать усовершенствование методов и подходов освоения медиационной активности;
4) разработать серию упражнений для учащихся средней школы, направленных на формирование медиационных навыков по разным типам медиационной активности.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку школьников средней ступени в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - разработка упражнений, направленных на формирования различных типов медиационной активности.
Методологическая база исследования основана на работах следующих авторов: И.Ю. Павловской, А.А. Щербатых, Э.Г. Акимова, А.Н. Щукина, М.П. Воюшиной, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Д.Б. Гудкова, М.К. Денисова, А.А. Колесникова, И.А. Зимней, Н.В. Кормилиной, Н.Ю. Шугаевой, О.Ю. Ланкиной, а таке Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком (CEFR) и т.д.
В данной работе использовались следующее методы исследования: описательно-аналитический, классификационный, метод компонентного и сравнительно-сопоставительного анализов.
1) ученик должен чувствовать комфорт и свободу;
2) быть мотивированным на изучение и применение иностранного языка;
3) ученик должен проявлять инициативу, быть активным участником учебного процесса;
4) должен понимать, что изучение иностранного языка в большей степени зависит от него самого, от его интереса;
5) преподавателю требуется стимулировать речевые, когнитивные и творческие способности ученика;
6) должны быть предусмотрены всевозможные формы работы в классе, стимулирующие активность, самостоятельность и творчество обучающихся.
Все пункты взаимосвязаны и именно благодаря учитыванию всех моментов преподавания и работы с учениками, в итоге виден результат. Для достижения сотрудничества, понимания между учеником и преподавателем и для получения хороших результатов, применяются различные активности и методики преподавания. Одной из основных проблем при изучении иностранных языков может считаться непонимание языка и культуры, психологический барьер в практике и использовании языка и т.д. Для устранения данной преграды, в методике преподавания существует специальная отрасль, которая направлена на развитие медиационной активности. Она представляет собой комплекс различных устных, письменных упражнений, которые устраняют барьер в изучении иностранного языка.
В профессиональной компетенции у преподавателя должен быть арсенал методических приемов, развивающих медиационную компетенцию учащихся. Медиационную активность как понятие ввели в Общеевропейские компетенции владения иностранным языком в 2001 году, и свое нынешнее положение медиация в преподавании обрела в 2018, когда авторы расширили и раскрыли данную тему в новой редакции [Common European Framework..., 2018]. Таким образом, анализ медиационной активности в образовательной программе средней школы имеет свою новизну в исследовании.
Актуальность темы подтверждается тем, что в современном мире коммуникация между представителями разных культур, осуществляемая без коммуникативных сбоев, чрезвычайно важна. От того, насколько развита медиативная компетенция у знающего иностранный язык, зависит эффективность коммуникации между представителями разных языковых культур. В связи с этим, необходимо уже в средней школе строить основу для формирования медиационной компетенции у учеников, что требует внедрения новых упражнений в образовательный процесс, которые могли бы формировать различные навыки медиационной активности. Решение данной проблемы является важным, что обуславливает актуальность темы исследования.
Цель настоящей дипломной работы - разработать серию упражнений на формирование и развитие медиационных умений, которая бы могла использоваться на занятиях по английскому языку для школьников.
Для успешного достижения поставленной цели следует выполнить следующий ряд задач:
1) раскрыть понятие термина медиация;
2) определить типы медиационной активности, характерные для школьников средней ступени;
3) проанализировать усовершенствование методов и подходов освоения медиационной активности;
4) разработать серию упражнений для учащихся средней школы, направленных на формирование медиационных навыков по разным типам медиационной активности.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку школьников средней ступени в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - разработка упражнений, направленных на формирования различных типов медиационной активности.
Методологическая база исследования основана на работах следующих авторов: И.Ю. Павловской, А.А. Щербатых, Э.Г. Акимова, А.Н. Щукина, М.П. Воюшиной, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Д.Б. Гудкова, М.К. Денисова, А.А. Колесникова, И.А. Зимней, Н.В. Кормилиной, Н.Ю. Шугаевой, О.Ю. Ланкиной, а таке Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком (CEFR) и т.д.
В данной работе использовались следующее методы исследования: описательно-аналитический, классификационный, метод компонентного и сравнительно-сопоставительного анализов.
Медиация представляет собой как старый, так и новый компонент Общеевропейской системы языковых стандартов (CEFR). В настоящем тематическом исследовании основное внимание уделяется потенциалу CEFR для изучения языков: обучение, преподавание, оценка, которые могут выполнять дескрипторы для посредничества в контексте. Разработка дескрипторов для медиации были результатом кропотливой работы Совета Европы по изучению языков, оценке и преподаванию.
Медиация становится полезным для смягчения границ между языками, идеологиями, идентичностями и для преодоления языковых пробелов. Использование медиационной активности в изучении иностранного языка в средней школе является одной из актуальных задач, так как в раннем возрасте развитие коммуникативных навыков и усвоение материала происходит наиболее эффективно и надолго задерживается в памяти.
Необходимо отметить, что медиационная активность пригодится школьникам в будущем как в повседневной коммуникативной сфере, так и для дальнейшей профессиональной деятельности.
Все уровни CEFR от A1 до B2 являются отправной точкой для организации обучения, преподавания и оценки. Они используются в начальных, средних и старших школах по всему миру.
CEFR представляет собой не учебную программу, а справочный набор, который может использоваться в основе разработки заданий. Это особенно подходит для учащихся средней школы, которым задания могут быть выбраны, адаптированы и упрощены доступным и значимым для них способом.
Основными видами работы представляют следующее:
1) Медиация текста: отобрать то, что учащиеся поняли, и пересказать это своими словами, чтобы помочь другим понять.
2) Медиация концептов: сотрудничество с другими для обсуждения идей и решений и достижения новых выводов.
3) Медиация коммуникации: поддержка принятия различных культурных точек зрения.
Подчеркивается основополагающая роль характера и структуры медиационной активности в изучении иностранного языка.
В результате, после подробного анализа медиации и её роли в процессе обучения, был составлен набор специализированных упражнений по развитию медиационной активности. Каждое упражнение основано на максимальном развитии медиационных навыков у учеников средней школы и основано на Общеевропейской системе языковых стандартов. Используя упражнения, которые мы составили в данном исследовании, учащиеся средней школы и учителя могут достичь результатов и упражнения помогут освоить и развить медиационные навыки. В будущем, это положительно скажется на учащихся.
Медиация является повседневным явлением в общественной, академической и профессиональной жизни, и в современном глобализированном мире это посредничество часто носит межъязыковой характер. В обществах, основанных на знаниях, способность просеивать и обрабатывать информацию - возможно, на нескольких языках - для выявления и передачи того, что имеет отношение к делу, также имеет постоянно возрастающее значение.
Основная задача данной работы заключалась в исследовании медиационной активности и её роли в изучении иностранных языков в средней школе. Указанные во введении цели были выполнены и задачи решены. В результате данного исследования нами были отобраны упражнения разных типов для достижения развития медиационных навыков у учеников средней школы. Также были составлены упражнения, которые отвечают стандарту Общеевропейской компетенции владения иностранным языков (CEFR), которые можно использовать в рамках школьной программы.
Медиация становится полезным для смягчения границ между языками, идеологиями, идентичностями и для преодоления языковых пробелов. Использование медиационной активности в изучении иностранного языка в средней школе является одной из актуальных задач, так как в раннем возрасте развитие коммуникативных навыков и усвоение материала происходит наиболее эффективно и надолго задерживается в памяти.
Необходимо отметить, что медиационная активность пригодится школьникам в будущем как в повседневной коммуникативной сфере, так и для дальнейшей профессиональной деятельности.
Все уровни CEFR от A1 до B2 являются отправной точкой для организации обучения, преподавания и оценки. Они используются в начальных, средних и старших школах по всему миру.
CEFR представляет собой не учебную программу, а справочный набор, который может использоваться в основе разработки заданий. Это особенно подходит для учащихся средней школы, которым задания могут быть выбраны, адаптированы и упрощены доступным и значимым для них способом.
Основными видами работы представляют следующее:
1) Медиация текста: отобрать то, что учащиеся поняли, и пересказать это своими словами, чтобы помочь другим понять.
2) Медиация концептов: сотрудничество с другими для обсуждения идей и решений и достижения новых выводов.
3) Медиация коммуникации: поддержка принятия различных культурных точек зрения.
Подчеркивается основополагающая роль характера и структуры медиационной активности в изучении иностранного языка.
В результате, после подробного анализа медиации и её роли в процессе обучения, был составлен набор специализированных упражнений по развитию медиационной активности. Каждое упражнение основано на максимальном развитии медиационных навыков у учеников средней школы и основано на Общеевропейской системе языковых стандартов. Используя упражнения, которые мы составили в данном исследовании, учащиеся средней школы и учителя могут достичь результатов и упражнения помогут освоить и развить медиационные навыки. В будущем, это положительно скажется на учащихся.
Медиация является повседневным явлением в общественной, академической и профессиональной жизни, и в современном глобализированном мире это посредничество часто носит межъязыковой характер. В обществах, основанных на знаниях, способность просеивать и обрабатывать информацию - возможно, на нескольких языках - для выявления и передачи того, что имеет отношение к делу, также имеет постоянно возрастающее значение.
Основная задача данной работы заключалась в исследовании медиационной активности и её роли в изучении иностранных языков в средней школе. Указанные во введении цели были выполнены и задачи решены. В результате данного исследования нами были отобраны упражнения разных типов для достижения развития медиационных навыков у учеников средней школы. Также были составлены упражнения, которые отвечают стандарту Общеевропейской компетенции владения иностранным языков (CEFR), которые можно использовать в рамках школьной программы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018



