Автомобильные рынки России и стран СНГ: перспективы трансформации в условиях появления электромобилей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСОФРМАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
РЫНКОВ В РАМКАХ ИНДУСТРИИ 4.0 8
1.1 Мировые тенденции развития современного этапа развития автомобильного рынка 8
1.2 Отраслевой анализ сегмента электромобилей с позиции мировых лидеров 15
1.3 Особенности электромобиля как рыночного продукта с точки зрения потребителя и общества 25
Выводы 30
ГЛАВА 2. АВТОМОБИЛЬНЫЕ РЫНКИ РОССИИ И СТРАН СНГ В КОНТЕКСТЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ 32
2.1 Характеристика и оценка состояния автомобильного рынка России 32
2.2 Характеристика и оценка состояния автомобильных рынков Узбекистана, Казахстана и Украины 43
2.3 Непредвиденные факторы влияния на крупнейшие автомобильные рынки СНГ 51
Выводы 54
ГЛАВА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И
ИХ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ И СНГ 56
3.1 Барьеры распространения электромобилей на мировом уровне 56
3.2 Глобальные меры по продвижению электромобилей 60
3.3 Перспективы трансформации крупнейших автомобильных рынков СНГ в сегменте
электромобилей 68
Выводы 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
АННОТАЦИЯ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСОФРМАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
РЫНКОВ В РАМКАХ ИНДУСТРИИ 4.0 8
1.1 Мировые тенденции развития современного этапа развития автомобильного рынка 8
1.2 Отраслевой анализ сегмента электромобилей с позиции мировых лидеров 15
1.3 Особенности электромобиля как рыночного продукта с точки зрения потребителя и общества 25
Выводы 30
ГЛАВА 2. АВТОМОБИЛЬНЫЕ РЫНКИ РОССИИ И СТРАН СНГ В КОНТЕКСТЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ 32
2.1 Характеристика и оценка состояния автомобильного рынка России 32
2.2 Характеристика и оценка состояния автомобильных рынков Узбекистана, Казахстана и Украины 43
2.3 Непредвиденные факторы влияния на крупнейшие автомобильные рынки СНГ 51
Выводы 54
ГЛАВА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И
ИХ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ И СНГ 56
3.1 Барьеры распространения электромобилей на мировом уровне 56
3.2 Глобальные меры по продвижению электромобилей 60
3.3 Перспективы трансформации крупнейших автомобильных рынков СНГ в сегменте
электромобилей 68
Выводы 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
АННОТАЦИЯ
Актуальность темы исследования.
Ускоренное развитие и появление новых технологий приводит к формированию инновационных концепций организации производства, обеспечивающих соответствие возможностей индустрии все возрастающим и перманентно изменяющимся потребностям общества. Необходимость гибкой адаптации к условиям внешней среды требует максимально возможного сокращения времени на реализацию операций и, следовательно, преодоления разрывов между современным состоянием промышленности и цифровым производством. Прорывные инновации и экспоненциально возрастающая цифровизация процессов активно меняют бизнес-модели предприятий. В данных условиях для описания направлений развития применяется термин «концепция Индустрии 4.0». Цифровая экономика определяет абсолютно новый этап развития, обеспечивающий переход к экономике знаний, в которой основным фактором развития выступает человеческий капитал. Цифровизация экономики реализуется посредством разработки и внедрения инновационных цифровых технологий на постоянной основе, а также формирования соответствующих правовых, социально-экономических, организационных и других условий перехода общества и экономики к новому уровню развития.
Технологическая основа современной цифровой экономики формируется на базе достижений четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, наступление которой фиксируют многие учетные и специалисты [112]. В узком смысле Индустрия 4.0 описывает концепцию умного производства (Smart Manufacturing) на основе IoT (Internet of Things). Автомобилестроение является инновационной отраслью промышленности, и автопроизводители в современных условиях активно модернизируют производственные процессы в условиях цифровой трансформации. В современной литературе достаточно широко представлены исследования в области анализа инновационной деятельности и оптимизации инновационных процессов предприятий, отраслей и целых регионов, а также инновационного менеджмента, эффективности инновационных проектов и оценки результативности управления высокотехнологичных предприятий [4], [9], [10], [12], [14]. Проведены глубокие исследования влияния цифровой экономики на производственные процессы промышленных предприятий, включая цифровую трансформацию предприятий автомобилестроительной отрасли, дающую возможность создания непрерывного производственного процесса за счет синхронизации бизнес-процессов и производства в виртуальной и реальной среде и интеграции всех элементов контроля, моделирования, управления предприятием [19], [20], [96].
Вместе с тем, в широком плане Индустрия 4.0 включает трансформацию и интеграцию не только процессов операционной деятельности, а предполагает сквозную цифровизацию и интеграцию данных всей цепочки создания ценности, начиная от предложения цифровых продуктов и услуг и заканчивая оптимизацией обслуживания клиентов. Цифровые технологии способствуют созданию новых бизнес-моделей, которые, в свою очередь, создают новые ценности для клиентов. Результатом цифровой революции может стать исчезновение многих компаний и перепрофилирование рынков, причем происходить эти процессы будут со стремительной скоростью [88].
Одновременно с мировыми трендами перехода к Индустрии 4.0 особую роль приобретает концепция устойчивого развития. Данная концепция представляет собой модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости соблюдения баланса между решением социальных, экономических и экологических проблем.
Автомобилестроение, занимая важное место в структуре современной мировой экономики, бесспорно, испытывает на себе существенное влияние упомянутых выше трендов перехода на новый уровень развития. В настоящее время автомобильная промышленность занимает четвертое место в глобальном рейтинге отраслей по объему инвестиций в НИОКР, что делает ее сегодня одним из основных драйверов развития передовых производственных технологий, которые становятся все более наукоемкими и ресурсоемкими. Также, учитывая стремительный рост глобальной значимости социальной, экологической и корпоративной ответственности, вклад автомобильной промышленности в устойчивое развитие сегодня приобретает особую ценность и влияние на развитие общества на мировом уровне. В связи с этим крупнейшие мировые автопроизводители активно развивают программы производства и вывода на рынок электромобилей и гибридов, а также разработки интеллектуальных систем управления автомобилем. Многие страны, такие как США, Япония, Китай, Нидерланды, Канада, Германия, Швеция, Великобритания, Норвегия, Франция, уже уверенно развивают и применяют инновационные технологии. Стоит отметить, что 95% продаж электромобилей в мире сосредоточены именно в этих странах . Однако в России по состоянию на 1 января 2022 года доля электромобилей на рынке составила лишь 0,13%. Большие размеры территории России и стран СНГ в совокупности, значительные различия в социально-экономическом развитии среди стран и внутри отдельных субъектов требуют глубокого осмысления перспектив развития автомобильных рынков в сегменте электромобилей.
Исследуемая проблема состоит в отсутствии понимания того, насколько готовы автомобильные рынки России и стран СНГ к трансформации и переходу на новый уровень развития под влиянием мировых трендов Индустрии 4.0.
Цель: оценить готовность исследуемых автомобильных рынков к изменениям под влиянием трендов Индустрии 4.0, в том числе в связи с появлением электромобилей, а также выявить сопутствующие проблемы и их решения при переходе данных рынков на новый уровень развития.
Задачи:
1. Выявить мировые тенденции, стимулирующие переход автомобильной отрасли к новому качеству развития в рамках концепции Индустрии 4.0;
2. Конкретизировать особенности и тенденции развития нового рыночного сегмента электромобилей с позиций их производства и потребления;
3. Выяснить особенности электромобиля как рыночного продукта с точек зрения трансформации цепочки стоимости, потребительских предпочтений и как объекта государственного регулирования;
4. Оценить состояние автомобильных индустрий России и стран СНГ в контексте внедрения технологических инноваций;
5. Определить существующие барьеры для распространения электромобилей на исследуемых рынках для производителей, потребителей и государства;
6. Рассмотреть мировой опыт преодоления выявленных барьеров;
7. Сформулировать комплекс мероприятий, реализация которых даст импульс распространению электромобилей на крупнейших автомобильных рынка СНГ.
В рамках исследования предполагается проверка гипотезы о существовании сформировавшихся предпосылок для качественной трансформации изучаемых автомобильных рынков в рамках перехода к Индустрии 4.0 в целом, и в связи с появлением электромобилей, в частности.
Объектом исследования являются автомобильные рынки России и стран СНГ.
Предмет исследования: трансформация автомобильной отрасли России и стран СНГ под влиянием мировых тенденций перехода к четвертой промышленной революции и, в частности, электромобилей.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании выполнена комплексная оценка состояния автомобильного рынка России с позиции спроса и предложения, сформулированы характеристики крупнейших автомобильных рынков СНГ в контексте технологических инноваций и, в частности, электромобилей, что, в свою очередь, дало возможность провести сравнение данных рынков по уровню развития сегмента электромобилей. Кроме того, в соответствии с целью исследования были оценены перспективы дальнейшего развития анализируемых рынков в данном сегменте.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя методы сравнительного анализа, технико-экономического анализа, описательной статистики, синтеза, дедукции, индукции, научной абстракции, экономико-статистический метод, корреляционно-регрессионный анализ. Работа основывается на теориях и моделях в области экономики и управления, таких как концепция индустрии 4.0, теория глобальных цепочек стоимости, конкурентный анализ рынков, теория инноваций, теория организации отрасли, теория государственного управления и другие.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в сферах государственного управления (Ратнер С.В., Маслова С.С., Lieven T., Иосифов В.В., Langbroek J.H.M., Franklin J.P., Susilo Y.O., Huenteler J., Schmidt T.S., Kanie N.), рыночного анализа (Синицин М.В., Александров И.К., Раков В.А.ДГЬR.), экологического менеджмента (Mersky A.C., Sprei F., Samaras C., Li Y., Molina O., Teischinger A.) и другие.
Информационная основа данного исследования строится на данных статистических интернет-ресурсов - Statista, Автостат, Focus2Move, J.D.Power, Russian Automotive Market Research, The European Automobile Manufacturers’ Association, The International Organization of Motor Vehicle Manufacturers; российских и зарубежных рейтинговых исследований, таких как «Global EV Outlook 2021», «Исследование в синдикативном сообществе Ipsos в России», Arthur D. Little «Будущее мобильности», доклад Европейской Комиссии «The 2021 EU Industrial R&D Scoreboard», VYGON Consulting «Накопители энергии в России: инъекция устойчивого развития»; международных финансовых и экономических организаций - BloombergNEF, VYGON consulting, Банк России, ТАСС, PricewaterhouseCoopers, Strategy&, Erst and Young, Nielsen, The International Council on Clean Transportation, European Environment Agency и другие.
Теоретическая значимость исследования состоит систематизации данных и выделение особенностей трансформации автомобильных рынков России и стран СНГ под влиянием мировых тенденций перехода к четвертой промышленной революции. Они могут быть полезны для исследований, сфокусированных на поиске возможностей создания конкурентных преимуществ в сфере автомобилестроения и разработке моделей оптимизации или диверсификации уже существующих производств в России и странах СНГ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные выводы и результаты анализа могут быть применены производителями в рамках принятия управленческих решений по формированию тактических и стратегических планов развития; покупателями при формировании потребительских предпочтений; органами государственной власти при разработке и актуализации стратегий развития автомобилестроительной отрасли в целом и автомобильных рынков, в частности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов основывается на применении признанных и проверенных методов исследования, объективных аналитических данных, а также на апробации основных результатов исследования на IX международной научно-практической конференции молодых ученых «Научные исследования современных проблем развития России: междисциплинарные исследования как драйвер трансформации науки».
Поставленная цель и сформулированные задачи обусловили структуру работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, включает список использованных источников и приложения. Работа изложена на 94 страницах. Для написания использован 121 источник. Первая глава посвящена исследованию сущности и направлений трансформации глобальных автомобильных рынков в рамках Индустрии 4.0. Здесь были рассмотрены мировые тенденции современного этапа развития автомобильного рынка, проведен отраслевой анализ сегмента электромобилей с позиции мировых лидеров, а также выявлены особенности электромобиля как рыночного продукта с точки зрения потребителей и общества. Во второй главе проведен комплексный анализ крупнейших автомобильных рынков стран СНГ в контексте технологических инноваций с формированием их характеристик и оценок состояния в современных условиях. В третьей главы фокус исследования направлен на глобальные направления развития рынков электромобилей и их особенности в России и СНГ. А именно, были определены глобальные барьеры распространения и меры продвижения электромобилей. Кроме того, были сформулированы перспективы трансформации крупнейших автомобильных рынков стран СНГ в электромобильном сегменте.
Ускоренное развитие и появление новых технологий приводит к формированию инновационных концепций организации производства, обеспечивающих соответствие возможностей индустрии все возрастающим и перманентно изменяющимся потребностям общества. Необходимость гибкой адаптации к условиям внешней среды требует максимально возможного сокращения времени на реализацию операций и, следовательно, преодоления разрывов между современным состоянием промышленности и цифровым производством. Прорывные инновации и экспоненциально возрастающая цифровизация процессов активно меняют бизнес-модели предприятий. В данных условиях для описания направлений развития применяется термин «концепция Индустрии 4.0». Цифровая экономика определяет абсолютно новый этап развития, обеспечивающий переход к экономике знаний, в которой основным фактором развития выступает человеческий капитал. Цифровизация экономики реализуется посредством разработки и внедрения инновационных цифровых технологий на постоянной основе, а также формирования соответствующих правовых, социально-экономических, организационных и других условий перехода общества и экономики к новому уровню развития.
Технологическая основа современной цифровой экономики формируется на базе достижений четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, наступление которой фиксируют многие учетные и специалисты [112]. В узком смысле Индустрия 4.0 описывает концепцию умного производства (Smart Manufacturing) на основе IoT (Internet of Things). Автомобилестроение является инновационной отраслью промышленности, и автопроизводители в современных условиях активно модернизируют производственные процессы в условиях цифровой трансформации. В современной литературе достаточно широко представлены исследования в области анализа инновационной деятельности и оптимизации инновационных процессов предприятий, отраслей и целых регионов, а также инновационного менеджмента, эффективности инновационных проектов и оценки результативности управления высокотехнологичных предприятий [4], [9], [10], [12], [14]. Проведены глубокие исследования влияния цифровой экономики на производственные процессы промышленных предприятий, включая цифровую трансформацию предприятий автомобилестроительной отрасли, дающую возможность создания непрерывного производственного процесса за счет синхронизации бизнес-процессов и производства в виртуальной и реальной среде и интеграции всех элементов контроля, моделирования, управления предприятием [19], [20], [96].
Вместе с тем, в широком плане Индустрия 4.0 включает трансформацию и интеграцию не только процессов операционной деятельности, а предполагает сквозную цифровизацию и интеграцию данных всей цепочки создания ценности, начиная от предложения цифровых продуктов и услуг и заканчивая оптимизацией обслуживания клиентов. Цифровые технологии способствуют созданию новых бизнес-моделей, которые, в свою очередь, создают новые ценности для клиентов. Результатом цифровой революции может стать исчезновение многих компаний и перепрофилирование рынков, причем происходить эти процессы будут со стремительной скоростью [88].
Одновременно с мировыми трендами перехода к Индустрии 4.0 особую роль приобретает концепция устойчивого развития. Данная концепция представляет собой модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости соблюдения баланса между решением социальных, экономических и экологических проблем.
Автомобилестроение, занимая важное место в структуре современной мировой экономики, бесспорно, испытывает на себе существенное влияние упомянутых выше трендов перехода на новый уровень развития. В настоящее время автомобильная промышленность занимает четвертое место в глобальном рейтинге отраслей по объему инвестиций в НИОКР, что делает ее сегодня одним из основных драйверов развития передовых производственных технологий, которые становятся все более наукоемкими и ресурсоемкими. Также, учитывая стремительный рост глобальной значимости социальной, экологической и корпоративной ответственности, вклад автомобильной промышленности в устойчивое развитие сегодня приобретает особую ценность и влияние на развитие общества на мировом уровне. В связи с этим крупнейшие мировые автопроизводители активно развивают программы производства и вывода на рынок электромобилей и гибридов, а также разработки интеллектуальных систем управления автомобилем. Многие страны, такие как США, Япония, Китай, Нидерланды, Канада, Германия, Швеция, Великобритания, Норвегия, Франция, уже уверенно развивают и применяют инновационные технологии. Стоит отметить, что 95% продаж электромобилей в мире сосредоточены именно в этих странах . Однако в России по состоянию на 1 января 2022 года доля электромобилей на рынке составила лишь 0,13%. Большие размеры территории России и стран СНГ в совокупности, значительные различия в социально-экономическом развитии среди стран и внутри отдельных субъектов требуют глубокого осмысления перспектив развития автомобильных рынков в сегменте электромобилей.
Исследуемая проблема состоит в отсутствии понимания того, насколько готовы автомобильные рынки России и стран СНГ к трансформации и переходу на новый уровень развития под влиянием мировых трендов Индустрии 4.0.
Цель: оценить готовность исследуемых автомобильных рынков к изменениям под влиянием трендов Индустрии 4.0, в том числе в связи с появлением электромобилей, а также выявить сопутствующие проблемы и их решения при переходе данных рынков на новый уровень развития.
Задачи:
1. Выявить мировые тенденции, стимулирующие переход автомобильной отрасли к новому качеству развития в рамках концепции Индустрии 4.0;
2. Конкретизировать особенности и тенденции развития нового рыночного сегмента электромобилей с позиций их производства и потребления;
3. Выяснить особенности электромобиля как рыночного продукта с точек зрения трансформации цепочки стоимости, потребительских предпочтений и как объекта государственного регулирования;
4. Оценить состояние автомобильных индустрий России и стран СНГ в контексте внедрения технологических инноваций;
5. Определить существующие барьеры для распространения электромобилей на исследуемых рынках для производителей, потребителей и государства;
6. Рассмотреть мировой опыт преодоления выявленных барьеров;
7. Сформулировать комплекс мероприятий, реализация которых даст импульс распространению электромобилей на крупнейших автомобильных рынка СНГ.
В рамках исследования предполагается проверка гипотезы о существовании сформировавшихся предпосылок для качественной трансформации изучаемых автомобильных рынков в рамках перехода к Индустрии 4.0 в целом, и в связи с появлением электромобилей, в частности.
Объектом исследования являются автомобильные рынки России и стран СНГ.
Предмет исследования: трансформация автомобильной отрасли России и стран СНГ под влиянием мировых тенденций перехода к четвертой промышленной революции и, в частности, электромобилей.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании выполнена комплексная оценка состояния автомобильного рынка России с позиции спроса и предложения, сформулированы характеристики крупнейших автомобильных рынков СНГ в контексте технологических инноваций и, в частности, электромобилей, что, в свою очередь, дало возможность провести сравнение данных рынков по уровню развития сегмента электромобилей. Кроме того, в соответствии с целью исследования были оценены перспективы дальнейшего развития анализируемых рынков в данном сегменте.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя методы сравнительного анализа, технико-экономического анализа, описательной статистики, синтеза, дедукции, индукции, научной абстракции, экономико-статистический метод, корреляционно-регрессионный анализ. Работа основывается на теориях и моделях в области экономики и управления, таких как концепция индустрии 4.0, теория глобальных цепочек стоимости, конкурентный анализ рынков, теория инноваций, теория организации отрасли, теория государственного управления и другие.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в сферах государственного управления (Ратнер С.В., Маслова С.С., Lieven T., Иосифов В.В., Langbroek J.H.M., Franklin J.P., Susilo Y.O., Huenteler J., Schmidt T.S., Kanie N.), рыночного анализа (Синицин М.В., Александров И.К., Раков В.А.ДГЬR.), экологического менеджмента (Mersky A.C., Sprei F., Samaras C., Li Y., Molina O., Teischinger A.) и другие.
Информационная основа данного исследования строится на данных статистических интернет-ресурсов - Statista, Автостат, Focus2Move, J.D.Power, Russian Automotive Market Research, The European Automobile Manufacturers’ Association, The International Organization of Motor Vehicle Manufacturers; российских и зарубежных рейтинговых исследований, таких как «Global EV Outlook 2021», «Исследование в синдикативном сообществе Ipsos в России», Arthur D. Little «Будущее мобильности», доклад Европейской Комиссии «The 2021 EU Industrial R&D Scoreboard», VYGON Consulting «Накопители энергии в России: инъекция устойчивого развития»; международных финансовых и экономических организаций - BloombergNEF, VYGON consulting, Банк России, ТАСС, PricewaterhouseCoopers, Strategy&, Erst and Young, Nielsen, The International Council on Clean Transportation, European Environment Agency и другие.
Теоретическая значимость исследования состоит систематизации данных и выделение особенностей трансформации автомобильных рынков России и стран СНГ под влиянием мировых тенденций перехода к четвертой промышленной революции. Они могут быть полезны для исследований, сфокусированных на поиске возможностей создания конкурентных преимуществ в сфере автомобилестроения и разработке моделей оптимизации или диверсификации уже существующих производств в России и странах СНГ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные выводы и результаты анализа могут быть применены производителями в рамках принятия управленческих решений по формированию тактических и стратегических планов развития; покупателями при формировании потребительских предпочтений; органами государственной власти при разработке и актуализации стратегий развития автомобилестроительной отрасли в целом и автомобильных рынков, в частности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов основывается на применении признанных и проверенных методов исследования, объективных аналитических данных, а также на апробации основных результатов исследования на IX международной научно-практической конференции молодых ученых «Научные исследования современных проблем развития России: междисциплинарные исследования как драйвер трансформации науки».
Поставленная цель и сформулированные задачи обусловили структуру работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, включает список использованных источников и приложения. Работа изложена на 94 страницах. Для написания использован 121 источник. Первая глава посвящена исследованию сущности и направлений трансформации глобальных автомобильных рынков в рамках Индустрии 4.0. Здесь были рассмотрены мировые тенденции современного этапа развития автомобильного рынка, проведен отраслевой анализ сегмента электромобилей с позиции мировых лидеров, а также выявлены особенности электромобиля как рыночного продукта с точки зрения потребителей и общества. Во второй главе проведен комплексный анализ крупнейших автомобильных рынков стран СНГ в контексте технологических инноваций с формированием их характеристик и оценок состояния в современных условиях. В третьей главы фокус исследования направлен на глобальные направления развития рынков электромобилей и их особенности в России и СНГ. А именно, были определены глобальные барьеры распространения и меры продвижения электромобилей. Кроме того, были сформулированы перспективы трансформации крупнейших автомобильных рынков стран СНГ в электромобильном сегменте.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе мы провели оценку готовности автомобильных рынков России и стран СНГ к трансформации и переходу на новый уровень развития под влиянием трендов Индустрии 4.0 и появлением электромобилей, в частности. В результате оценки было сформировано понимание того, насколько анализируемые автомобильные рынки готовы к трансформации. На основе проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что гипотеза о наличии у крупнейших автомобильных рынков стран СНГ сформировавшихся предпосылок для качественной трансформации изучаемых автомобильных рынков в рамках перехода к Индустрии 4.0 в целом, и в связи с появлением электромобилей, в частности, подтверждается.
В первой главе исследовательской работы мы разобрали глобальные тенденции цифровой трансформации, провели отраслевой анализ электромобилей как сегмента автомобильного рынка с позиции мировых лидеров, а также определили особенности электромобиля как рыночного продукта с точки зрения потребителей и общества.
В связи с тем, что автомобильная отрасль относится к одной из наиболее высокотехнологичных отраслей, она, несомненно, находиться на переднем крае «цифрового вихря» и, следовательно, уже испытывает на себе эффекты цифровой трансформации. Двумя ключевыми драйверами трансформации глобальных автомобильных рынков в настоящее время являются цели устойчивого развития и внедрение сквозных инновационных цифровых технологий.
На основе результатов отраслевого анализа сегмента электромобилей с позиции мировых лидеров мы можем сделать вывод о том, что данный сегмент является достаточно перспективным в контексте его способности генерировать экономическую прибыль и быть следующим, инновационным этапом развития автомобильной промышленности. Ситуация на глобальном рынке говорит о наличии необходимых ресурсов у электромобилей для усиления противостояния традиционным автомобилям. Динамичное развитие инфраструктуры, обслуживающей электромобили, в первую очередь зарядных станций, является катализатором роста продаж автомобилей данного сегмента. Кроме того, проактивное государственное регулирование, сфокусированное на стимулировании общества к переходу на электромобили, создает благоприятные условия не только для бизнеса и компаний-лидеров, в частности, но и в долгосрочной перспективе является мерой повышения качества жизни населения. Синергический эффект от слияния данных факторов проявляется в формировании существенного потенциала количественного расширения и качественного развития рынка электромобилей в обозримом будущем, а также в повышении привлекательности данного сегмента как с точки зрения трансформации потребительских предпочтений, так и с инвестиционной точки зрения.
Исследование характеристик автомобилей и электромобилей, в частности, позволило нам установить, что по топливной экономичности и безопасности электромобили обходят традиционные автомобили со значительным отрывом, однако по параметрам «стоимость» и «надежность» в данный момент ситуация сложилась в пользу традиционных автомобилей. Это означает, что электромобилям как относительно новому рыночному сегменту еще предстоит пройти процесс оптимизации, в рамках которого их стоимость и качество приблизятся к аналогичным показателям традиционных конкурентов.
Во второй главе настоящего исследования мы провели детальный анализ автомобильных рынков России и стран СНГ в контексте технологических инноваций.
В результате обработки и интерпретации данных о спросе и предложении на рынке автомобилей в России мы выяснили, что на конец 2021 года баланс совокупного влияния факторов сместился в сторону позитивного влияния на рынок.
Для анализа автомобильных рынков стран СНГ помимо России мы провели процедуру отбора крупнейших из них и далее исследовали рынки Узбекистана, Казахстана и Украины. Формируя комплексную характеристику данных рынков, мы считаем важным выделить их общие черты - меньшие по сравнению с российским рынком масштабы, значительная доля поддержанных автомобилей, существенное превосходство над Россией в электромобильном сегменте, а также наличие потенциала для расширения как за счет локализации производств, так и за счет политики по либерализации в отношении импорта.
Одновременно с этим, необходимо обратить внимание на непредвиденные обстоятельства, возникшие в первом квартале 2022 года и связанные с военной операцией, проводимой Российской Федерацией в отношении Украины. С большой вероятностью в 2022 году российский рынок столкнется с рядом существенных трудностей, в том числе, остановкой производств и поставкой автомобилей, ростом цен как на первичном, так и на вторичном рынке, а также дефицитом запасных частей и комплектующих. В пессимистичном сценарии итоги продаж в 2022 году могут сократиться двукратно. В связи с сильным влиянием фактора нестабильности на глобальном уровне не представляется возможным дать исчерпывающую оценку происходящим изменениям и корректно интерпретировать результаты в отношении состояния крупнейших автомобильных рынков стран СНГ.
В третьей главе выпускной квалификационной работы мы исследовали глобальные направления развития рынков электромобилей и их особенности в России и СНГ.
В результате проведенного анализа одиннадцати самостоятельных препятствий на пути распространения электромобилей на мировом уровне мы можем утверждать, что наиболее существенными из них являются высокая цена покупки, недостаточная развитость зарядной инфраструктуры, ограниченная дальность пробега на одном заряде и отсутствие стимулов со стороны регулятора.
Далее нами были изучены и рассмотрены на практике меры по продвижению электромобилей, применяемые рядом стран в настоящее время. В определенной степени эти меры направлены на преодоление негативного влияния барьеров, о которых говорилось выше. На основе проанализированной информации можно сделать вывод о том, что большинство из них относятся к группе финансовых мотиваторов приобретения и эксплуатации электромобилей. Мы считаем важным обратить внимание на то, что в целях продвижения электромобилей необходимо именно сочетание разных способов и контроль эффективности и выполнения, так как в таком случае появляется возможность получить синергический эффект от внедряемых мер: совершенствование условий для покупки и использования электромобилей стимулирует рост спроса и, как следствие, рост продаж, и вместе с этим создает привлекательные условия для инвесторов и автопроизводителей.
Заключительный этап исследования посвящен перспективам трансформации крупнейших автомобильных рынков СНГ под влиянием трендов Индустрии 4.0 и появлением электромобилей, в частности.
Результаты анализа механизмов формирования рынка электромобилей в России позволяют нам сделать вывод о том, что реализация комплексной стратегии и формирование высокоразвитого внутреннего рынка электротранспорта и сопутствующих технологий могут привести к следующим эффектам:
1. Создание линейки электромобилей и компонентов в два-три года действия «окна возможностей». Для этого необходимо применить весь спектр «сквозных» технологий разработки и производства: «цифровые двойники» как технология-интегратор, наукоемкие платформенные решения и др. Широкое внедрение этих технологий промышленными компаниями, участвующими в создании рынка электротранспорта, позволит им перейти на новый уровень развития на пути к промышленному лидерству на глобальных рынках.
2. Разработка «национального массового электромобиля» является сегодня важным политическим символом развития и силы науки и производства. В то же время рыночная ситуация «на переломе» технологического уклада предоставляет возможность новым производителям потеснить или даже обогнать прежних лидеров автомобильной промышленности. Успешное участие России в этом процессе продемонстрирует высокий уровень научно-технологического развития страны.
3. Автомобилестроение, как высокотехнологичная отрасль, занимающая четвертое место в мире по объемам затрат на исследования и разработки, представляет собой на современном этапе один из ведущих драйверов развития цифровой экономики. Создание линейки электромобилей и компонентной базы позволит «перезагрузить» российскую автомобильную промышленность полного цикла и внести весомый вклад в устойчивость и развитие российской экономики.
4. Реализация проекта производства массового электромобиля способствует формированию и росту экосистемы новых технологий, в том числе отсутствующих или недостаточно разработанных в данный момент в России: средства накопления энергии и сырье для них (никель, литий, кобальт, редкоземельные металлы), электродвигатели и компоненты для них, технологии рекуперации энергии, микроэлектроника и др.
5. На общесистемном уровне производство электротранспорта и его применение в городском хозяйстве, требующее внедрения новых цифровых технологий и платформенных решений, безусловно, способствует повышению устойчивости развития предприятий, городов и других систем, повышению эффективности управления и уровня безопасности, снижению финансовых и временных затрат, сокращению расходов на обслуживание инфраструктур, увеличению скорости процессов, обеспечению их прозрачности и наблюдаемости, росту энергоэффективности и сокращению негативного воздействия на окружающую среду.
Говоря о крупнейших автомобильных рынках СНГ помимо России, а именно рынках Узбекистана, Казахстана и Украины, мы хотим обратить внимание на то, что они уже находятся в процессе перехода на новый уровень развития под влиянием трендов Индустрии 4.0 и электромобилей, в частности. При условии грамотного вмешательства регуляторов в процесс становления рынков электромобилей в данных странах, учета опыта мировых лидеров и разработке долгосрочного плана поддержки сегмента электромобилей с надежным контролем его исполнения оценка перспектив трансформации данных рынков имеет все основания быть достаточно оптимистичной.
В завершение необходимо добавить, что в сложившихся условиях макро- и микроэкономической нестабильности перед правительством РФ стоит важная задача по актуализации дорожной карты развития и использования электрического автомобильного транспорта в России на период до 2024 года, и, вместе с ней, целевых показателей по производству электромобилей и развитию зарядной инфраструктуры на период до 2030 года. Требуется тщательный пересмотр объемов планируемого к выделению бюджета, а также направлений его освоения. Говоря об Украине, мы можем отметить, что перспективы развития электромобильного рынка и смежных отраслей в данный момент находятся под сильным влиянием неопределенности.
В первой главе исследовательской работы мы разобрали глобальные тенденции цифровой трансформации, провели отраслевой анализ электромобилей как сегмента автомобильного рынка с позиции мировых лидеров, а также определили особенности электромобиля как рыночного продукта с точки зрения потребителей и общества.
В связи с тем, что автомобильная отрасль относится к одной из наиболее высокотехнологичных отраслей, она, несомненно, находиться на переднем крае «цифрового вихря» и, следовательно, уже испытывает на себе эффекты цифровой трансформации. Двумя ключевыми драйверами трансформации глобальных автомобильных рынков в настоящее время являются цели устойчивого развития и внедрение сквозных инновационных цифровых технологий.
На основе результатов отраслевого анализа сегмента электромобилей с позиции мировых лидеров мы можем сделать вывод о том, что данный сегмент является достаточно перспективным в контексте его способности генерировать экономическую прибыль и быть следующим, инновационным этапом развития автомобильной промышленности. Ситуация на глобальном рынке говорит о наличии необходимых ресурсов у электромобилей для усиления противостояния традиционным автомобилям. Динамичное развитие инфраструктуры, обслуживающей электромобили, в первую очередь зарядных станций, является катализатором роста продаж автомобилей данного сегмента. Кроме того, проактивное государственное регулирование, сфокусированное на стимулировании общества к переходу на электромобили, создает благоприятные условия не только для бизнеса и компаний-лидеров, в частности, но и в долгосрочной перспективе является мерой повышения качества жизни населения. Синергический эффект от слияния данных факторов проявляется в формировании существенного потенциала количественного расширения и качественного развития рынка электромобилей в обозримом будущем, а также в повышении привлекательности данного сегмента как с точки зрения трансформации потребительских предпочтений, так и с инвестиционной точки зрения.
Исследование характеристик автомобилей и электромобилей, в частности, позволило нам установить, что по топливной экономичности и безопасности электромобили обходят традиционные автомобили со значительным отрывом, однако по параметрам «стоимость» и «надежность» в данный момент ситуация сложилась в пользу традиционных автомобилей. Это означает, что электромобилям как относительно новому рыночному сегменту еще предстоит пройти процесс оптимизации, в рамках которого их стоимость и качество приблизятся к аналогичным показателям традиционных конкурентов.
Во второй главе настоящего исследования мы провели детальный анализ автомобильных рынков России и стран СНГ в контексте технологических инноваций.
В результате обработки и интерпретации данных о спросе и предложении на рынке автомобилей в России мы выяснили, что на конец 2021 года баланс совокупного влияния факторов сместился в сторону позитивного влияния на рынок.
Для анализа автомобильных рынков стран СНГ помимо России мы провели процедуру отбора крупнейших из них и далее исследовали рынки Узбекистана, Казахстана и Украины. Формируя комплексную характеристику данных рынков, мы считаем важным выделить их общие черты - меньшие по сравнению с российским рынком масштабы, значительная доля поддержанных автомобилей, существенное превосходство над Россией в электромобильном сегменте, а также наличие потенциала для расширения как за счет локализации производств, так и за счет политики по либерализации в отношении импорта.
Одновременно с этим, необходимо обратить внимание на непредвиденные обстоятельства, возникшие в первом квартале 2022 года и связанные с военной операцией, проводимой Российской Федерацией в отношении Украины. С большой вероятностью в 2022 году российский рынок столкнется с рядом существенных трудностей, в том числе, остановкой производств и поставкой автомобилей, ростом цен как на первичном, так и на вторичном рынке, а также дефицитом запасных частей и комплектующих. В пессимистичном сценарии итоги продаж в 2022 году могут сократиться двукратно. В связи с сильным влиянием фактора нестабильности на глобальном уровне не представляется возможным дать исчерпывающую оценку происходящим изменениям и корректно интерпретировать результаты в отношении состояния крупнейших автомобильных рынков стран СНГ.
В третьей главе выпускной квалификационной работы мы исследовали глобальные направления развития рынков электромобилей и их особенности в России и СНГ.
В результате проведенного анализа одиннадцати самостоятельных препятствий на пути распространения электромобилей на мировом уровне мы можем утверждать, что наиболее существенными из них являются высокая цена покупки, недостаточная развитость зарядной инфраструктуры, ограниченная дальность пробега на одном заряде и отсутствие стимулов со стороны регулятора.
Далее нами были изучены и рассмотрены на практике меры по продвижению электромобилей, применяемые рядом стран в настоящее время. В определенной степени эти меры направлены на преодоление негативного влияния барьеров, о которых говорилось выше. На основе проанализированной информации можно сделать вывод о том, что большинство из них относятся к группе финансовых мотиваторов приобретения и эксплуатации электромобилей. Мы считаем важным обратить внимание на то, что в целях продвижения электромобилей необходимо именно сочетание разных способов и контроль эффективности и выполнения, так как в таком случае появляется возможность получить синергический эффект от внедряемых мер: совершенствование условий для покупки и использования электромобилей стимулирует рост спроса и, как следствие, рост продаж, и вместе с этим создает привлекательные условия для инвесторов и автопроизводителей.
Заключительный этап исследования посвящен перспективам трансформации крупнейших автомобильных рынков СНГ под влиянием трендов Индустрии 4.0 и появлением электромобилей, в частности.
Результаты анализа механизмов формирования рынка электромобилей в России позволяют нам сделать вывод о том, что реализация комплексной стратегии и формирование высокоразвитого внутреннего рынка электротранспорта и сопутствующих технологий могут привести к следующим эффектам:
1. Создание линейки электромобилей и компонентов в два-три года действия «окна возможностей». Для этого необходимо применить весь спектр «сквозных» технологий разработки и производства: «цифровые двойники» как технология-интегратор, наукоемкие платформенные решения и др. Широкое внедрение этих технологий промышленными компаниями, участвующими в создании рынка электротранспорта, позволит им перейти на новый уровень развития на пути к промышленному лидерству на глобальных рынках.
2. Разработка «национального массового электромобиля» является сегодня важным политическим символом развития и силы науки и производства. В то же время рыночная ситуация «на переломе» технологического уклада предоставляет возможность новым производителям потеснить или даже обогнать прежних лидеров автомобильной промышленности. Успешное участие России в этом процессе продемонстрирует высокий уровень научно-технологического развития страны.
3. Автомобилестроение, как высокотехнологичная отрасль, занимающая четвертое место в мире по объемам затрат на исследования и разработки, представляет собой на современном этапе один из ведущих драйверов развития цифровой экономики. Создание линейки электромобилей и компонентной базы позволит «перезагрузить» российскую автомобильную промышленность полного цикла и внести весомый вклад в устойчивость и развитие российской экономики.
4. Реализация проекта производства массового электромобиля способствует формированию и росту экосистемы новых технологий, в том числе отсутствующих или недостаточно разработанных в данный момент в России: средства накопления энергии и сырье для них (никель, литий, кобальт, редкоземельные металлы), электродвигатели и компоненты для них, технологии рекуперации энергии, микроэлектроника и др.
5. На общесистемном уровне производство электротранспорта и его применение в городском хозяйстве, требующее внедрения новых цифровых технологий и платформенных решений, безусловно, способствует повышению устойчивости развития предприятий, городов и других систем, повышению эффективности управления и уровня безопасности, снижению финансовых и временных затрат, сокращению расходов на обслуживание инфраструктур, увеличению скорости процессов, обеспечению их прозрачности и наблюдаемости, росту энергоэффективности и сокращению негативного воздействия на окружающую среду.
Говоря о крупнейших автомобильных рынках СНГ помимо России, а именно рынках Узбекистана, Казахстана и Украины, мы хотим обратить внимание на то, что они уже находятся в процессе перехода на новый уровень развития под влиянием трендов Индустрии 4.0 и электромобилей, в частности. При условии грамотного вмешательства регуляторов в процесс становления рынков электромобилей в данных странах, учета опыта мировых лидеров и разработке долгосрочного плана поддержки сегмента электромобилей с надежным контролем его исполнения оценка перспектив трансформации данных рынков имеет все основания быть достаточно оптимистичной.
В завершение необходимо добавить, что в сложившихся условиях макро- и микроэкономической нестабильности перед правительством РФ стоит важная задача по актуализации дорожной карты развития и использования электрического автомобильного транспорта в России на период до 2024 года, и, вместе с ней, целевых показателей по производству электромобилей и развитию зарядной инфраструктуры на период до 2030 года. Требуется тщательный пересмотр объемов планируемого к выделению бюджета, а также направлений его освоения. Говоря об Украине, мы можем отметить, что перспективы развития электромобильного рынка и смежных отраслей в данный момент находятся под сильным влиянием неопределенности.
Подобные работы
- Автомобильные рынки России и стран СНГ: перспективы трансформации в условиях появления электромобилей
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



