Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнеполитического образа государства и проблемы его развития 6
1.1. Внешнеполитический образ государства: общая характеристика и составляющие 6
1.2. Истоки формирования образа страны на международной арене 9
1.3. Положительный образ страны как целенаправленная деятельность государственных структур и его роль в современных условиях 16
Глава 2. Анализ эволюции внешнеполитического образа Китая на разных этапах развития страны 23
2.1. Исторический анализ трансформации представлений о Китае на международной арене 23
2.2. Эволюция общественного мнения о Китае на разных этапах развития страны 32
2.3. Особенности внешнеполитического образа Китая в современных условиях развития государства 42
Глава 3. Разработка рекомендаций по устранению проблем во внешнеполитическом образе Китая на современном этапе 69
Заключение 72
Список литературы 75
В современных условиях развития стран все большее значение приобретает способность государства влиять на внешнюю и внутреннюю политику, силой идей и целенаправленных информационных потоков. Наряду с государственными приоритетами развития (такими, как внедрение инноваций, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и прочее) особое место принадлежит имиджу государства как необходимому условию ее стратегического развития, способу защиты интересов страны и ее граждан, обеспечению поддержки внутренней и внешней политики как одного из условий национальной безопасности страны. Понимая важность и актуальность тематики формирования и поддержания положительного имиджа государства на международной арене, в последнее время все больше ученых уделяют внимание проблемам формирования имиджа государства и его органов.
Современные особенности формирования имиджа государств на международной арене, роль в этом процессе информационно-коммуникативных технологий исследуются по всему миру представителями разных научных школ, подходов, теорий и концепций, в частности политологии, теории социальных технологий, политической культуры и теории коммуникации как ведущих факторов внутренней и внешней политики. Эти теории представлены в трудах зарубежных исследователей Э. Бернайза, С. Блэка, Г. Брума, Ф. Буари, Р. Джервиса, Н. Элиаса, С. Катлипа, М. Маклюэна, Д. Ная, А. Сентера, которые рассматривали и анализировали процессы теории, методики и методологии паблик рилейшнз.
Однако имидж является динамичным феноменом. События, которые происходят в современном Китае, меняют его наполнение, соответственно имидж нашей страны нуждается в постоянной целенаправленной корректировке в глазах мирового сообщества. Поэтому целью исследования является анализ формирования и составляющих имиджа Китая на международной арене.
Объектом настоящего исследования является внешнеполитический образ государства.
В качестве предмета исследования раскрываются основы внешнеполитического образа государства Китая на разных этапах развития страны.
Цель исследования - провести анализ эволюции внешнеполитического образа Китая на разных этапах развития страны (период правления Си Цзиньпина), а также разработать рекомендации по устранению проблем, существующих в данной области.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать внешнеполитический образ государства: общая характеристика и составляющие;
2) Изучить истоки формирования образа страны на международной арене;
3) Определить положительный образ страны, как целенаправленную деятельность государственных структур и его роль в современных условиях;
4) Провести исторический анализ трансформации представлений о Китае на международной арене;
5) Обозначить эволюцию общественного мнения о Китае на разных этапах развития страны;
6) Определить особенности внешнеполитического образа Китая в современных условиях развития государства;
7) Разработать рекомендации по устранению проблем во внешнеполитическом образе Китая на современном этапе.
Методы исследования: методы периодизации, проблемно-хронологический, сравнительный, системного анализа, методы классификации и тому подобные. Источниковая база исследования представлена научной отечественной и зарубежной литературой, выступлениями официальных лиц КНР, информацией, транслируемой в средствах массовой информации и тому подобными источниками.
Научная новизна исследования заключается в том, что проанализированы современные политические процессы по созданию положительного имиджа страны и предложены новые, рационально обоснованные, методы его формирования.
Практическое значение работы заключается в формировании среди молодежи ясного, четкого понимания современных тенденций в государстве и в обществе в целом, что, в свою очередь, способствует выработке установок и рекомендаций для создания положительного образа и разрушение разного рода ложных мифов и представлений о Китае.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы составляет 80 страниц.
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
Информационная составляющая имиджа государства является весьма важным для формирования позитивного имиджа государства. При этом можно сделать вывод, что в данном контексте имидж государства будет прямым образом зависеть от информационной политики государства. Ведь информационная политика государства, в свою очередь создает условия для надлежащего присутствия государства на мировой арене.
Вышеуказанная информация позволяет сделать вывод, что имидж государства может формироваться под влиянием многих факторов. Среди них выделяют: публичную дипломатию, PR, СМИ, мировые стандарты и прочее. Однако, анализируя мировые тенденции, стоит отметить, что особое влияние на формирование имиджа того или иного государства занимают современные информационные технологии, в частности интернет. Важным фактором восприятия любого государства на международной арене является также ее прошлое (история, политические отношения и др.), а также современные тенденции развития (особенности развития, тип политического режима и тому подобное). Важным является также то, что имидж любого государства формируется под влиянием не одного, а нескольких факторов. И любой из них в зависимости от того про какую страну мы говорим, может играть главную роль в восприятии и оценке ее имиджа.
Одну из главных ролей в конструировании имиджа государства играет информационная политика государства, которая создает возможности формирования собственного информационного поля. Ведь в современном обществе информация становится тем ресурсом, который позволяет обеспечить своей стране процветание в любой сфере. При этом формирование имиджа государства непосредственным образом зависит от информационной политики государства и возможности формирования собственного информационного поля. Ведь чем более эффективной будет информационная политика государства, тем больше у нее будет возможностей наполнять мировое информационное пространство информацией, которая положительно будет отражаться на ее имидже, а также будет иметь возможность противостоять информационным войнам и интервенциям, и, вместе с тем будет иметь возможность самостоятельно, без внешних воздействий, формировать свой собственный имидж и предупреждать любое негативное искажения информации со стороны других международных акторов.
Проведенный анализ показал, что потребность в единении глобальных и региональных интенций КНР на международной арене обусловлено дуалистическим мышлением новой китайской политической элиты, с одной стороны, Китай - государство, которое пытается быть региональным лидером в АТР, а с другой - Китай стремится закрепить за собой статус потенциально ответственной мировой мощи на международной арене, которая способна принимать активное участие в процессах глобального управления региональными/интеррегиональными проектами и влиять на формирование нового мирового порядка, что тяготеет к многополярности. В перспективе при исследовании глобальной стратегии КНР целесообразно обратить внимание на вызовы и угрозы на пути реализации внешнеполитических приоритетов «пятого поколения лидеров» в условиях формирования нового мирового порядка - мульти-регионализму.
Восстановление доверия граждан потребовало усиленного внимания к решению проблемы коррупции в государственном секторе, которая со временем приобрела угрожающие масштабы. Указанная проблема не имеет простого решения из-за того, что коррупция разрушает доверие граждан к государственным структурам и одновременно сама принадлежит к проявлениям неуверенности государственных служащих в собственной судьбе. Указанное обусловило рост уровня коррупции в среде государственных чиновников, которые любым образом пытались обеспечить будущее своей семьи, пользуясь возможностями своего пребывания на руководящих должностях. Корни коррупции оказались настолько сильными, что проявляются в китайском обществе и по сей день, несмотря на жесткие меры по борьбе, которые проводились в течение всего периода реформ.
В результате проведенного исследования было выяснено, что понятие внешнеполитического образа (имиджа) страны является многокомпонентным и сложным. На сегодняшний день образ Китая в глазах международной общественности характеризуется противоречивостью. Представления о Китае, как правило, являются наиболее негативными в странах с самым высоким валовым внутренним продуктом на душу населения, в том числе в США, Нидерландах, Швеции и Германии. На противоположном конце спектра страны с более низким ВВП на душу населения менее негативны - в том числе Кения, Нигерия, Украина и Тунис. Япония выделяется гораздо более негативно по отношению к Китаю, чем другие страны с аналогичным уровнем благосостояния, и это может быть частично связано с давними историческими обидами между двумя странами.
1. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: Грани социокультурного измерения. - М.: Восточная книга, 2010.
2. Алешина М., Горшкова О. Имидж по-пекински // Российская газета. - 24.06.2015. - URL: https://rg.ru/2015/06/24/kitai-site.html (дата обращения 15.03.2020).
3. За имидж против фейков: Китай сражается не только с коронавирусом. - URL: https://sputnik.by/columnists/20200131/1043833943/Za-imidzh-protiv-feykov-Kitay-srazhaetsya-ne-tolko-s-koronavirusom.html (дата обращения 15.03.2020).
4. Золина Г.Д. Модусы информационной политики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2013. - Вып. 4. - С. 191-198.
5. Имидж Китая в мире изменился в лучшую сторону // GBTimes. -19.03.2015. • URL: http: //ru. gbtimes. com/novo sti/imidzh-kitaya-v-mire-izmenilsya-v-luchshuyu- storonu (дата обращения 15.03.2020).
6. Китай в мировой политике / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т); Редкол.: А.В. Торкунов (отв. ред.) и др.; Отв. ред.-сост.А.Д. Воскресенский. М., 2001.
7. Коронавирус ухудшит имидж Си Цзиньпиня: профессор об эпидемии в КНР. • URL: https://www.dw.com/ru/коронавирус-ухудшит-имидж-си-цзиньпина- профессор-об-эпидемии-в-кнр/a-52358186 (дата обращения 15.03.2020).
8. Кубарский Д.В. Психологические особенности восприятия русским населением Дальнего Востока мигрантов из Китая // Толерантность в межкультурном диалоге. - М., 2005.
9. Лю Юаньюань. Имидж Китая в восприятии российского общества: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Лю Юаньюань; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2010. - 209 с.
10. Мисакян С.И. Китайская политика «мягкой силы» в отношении АСЕАН // 60 лет КНР: Шестидесятилетие дипломатических отношений СССР/РФ и КНР: тезизы докладов XVIII Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы» (Москва, 2123 октября 2009 г.). Ч. 1. - М., 2009.
11. Михневич С.В. Панда на службе дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2014. - С. 95-98.
12. Мягкая сила и имидж Китая после коронавируса. - URL: https://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ve d=2ahUKEwjCxqG9mKDoAhUIEawKHX8pABMOFjAAegOIARAB&url=https %3A%2F%2Fcaa-network. org%2F archives%2F 19336&us g=AOvV aw 1 HLyWRi 17j evnF nuxHm4D L (дата обращения 15.03.2020).
13. Обзор: улучшение национального имиджа Китая и экономическое развитие взаимообусловлены и взаимовыгодны // China.com. - 23.03.2015. -URL: http://russian.china.com/news/reports/1793/20150323/325343.html (дата обращения 15.03.2020).
14. Паршина Е.В. Роль и место публичной дипломатии в формировании имиджа государства: политологический анализ на опыте США и СССР/РФ : автореферат дис. на соискание ученой степени канд. полит. наук: спец. 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений и глобального развития» / Е.В.Паршина. М., 2006. - 21 с.
15. Политическая имиджелогия [учеб. пособие] / под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 400 с.
...