ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности бизнеса 7
1.1. Основные понятия, история развития и эволюция концепции корпоративной социальной ответственности 7
1.2. КСО: модели и виды 16
1.3. Принципы формирования КСО 23
1.4. Роль корпоративной социальной ответственности и ее преимущества в ведении бизнеса 27
Глава 2. Анализ опыта зарубежных и российских нефтяных компаний в управлении корпоративной социальной ответственностью 30
2.1. Анализ КСО крупных зарубежных компании нефтегазовой отрасли 30
2.2. Анализ КСО крупных российских компании нефтегазовой отрасли 40
Глава 3. Исследование корпоративной социальной ответственности на примере ООО «Газпром Экспорт» 71
3.1. Общая характеристика компании 71
3.2. Исследование: «Анализ процесса организации стажировок для молодых специалистов в компании ООО «Газпром Экспорт», в качестве инструмента реализации КСО» 78
3.3. Анализ результатов исследования 82
3.4. Предложения по совершенствованию процесса стажировок с целью повышения качества социальной ответственности компании ООО «Газпром Экспорт» 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
Список литературы 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Гайд интервью 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица респондентов, участвующих в исследовании: «Оценка стажировок для молодых специалистов в «Газпром Экспорт» 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример интервью 114
Актуальность темы. В современной России, в условиях глобализации, роль крупных компаний, государства и общества в целом, подвергаются серьезным изменениям. На первый план выходит лидирующая роль бизнеса, в частности, там, где государство в одиночку не в состоянии справиться с разрешением масштабных проблем. Бизнес не может и не должен подменять собой государство в регулировании общественных отношений, однако органам власти следует подробно изучать и использовать прогрессивный и новаторский опыт бизнеса в решении многих вопросов, связанных с управлением различными сферами деятельности. Во многих странах мира отчетливо проявляется тенденция к усилению сотрудничества государства и бизнеса в решении социально-экономических проблем общества. Всего несколько лет назад в российском бизнес-сообществе по вопросу о корпоративной социальной ответственности преобладала такая точка зрения, что быть социально ответственным - значит, платить налоги и исполнять законы. Сегодня можно уже констатировать, что взгляды поменялись, практически все крупные предприниматели сходятся во мнении, что важным является также позиция компании в отношении своих работников и то, какое влияние их бизнес оказывает на общество.
С одной стороны, есть государство и общество, заинтересованные в росте социальной и экономической стабильности всей страны и в увеличении средств и эффективности политики социальных программ. С другой стороны - бизнес, который заинтересован в росте доходов и покупательской способности населения, стабильности государственной политики в отношении коммерческих структур, общественном признании и позиционировании компаний, придерживающихся стандартов корпоративной социальной ответственности и осуществляющих социальные инвестиции. В современных условиях все большее количество российских корпораций представляет свою продукцию на западный рынок и, в связи с этим, компаниям необходимо соответствовать международным требованиям и стандартам, в том числе и в области КСО, а также многие бизнесмены понимают, что социальная ответственность не является чистой благотворительностью или PR - кампанией, а служит системой управления рисками, направленной на долгосрочное развитие корпораций и рост их стоимости на мировых рынках.
Степень разработанности темы. Зарождение современной концепции социальной ответственности бизнеса, связывают с выходом в печать работы Р. В. Джонсона «Испытай реальность», которая вышла в печать в 1935 г в США. Таким образом, возникновение концепции социальной ответственности на западе относят к началу прошлого века, при этом сам термин КСО появился на свет лишь в 1953 году, благодаря монографии профессора Иллинойского университета, экономиста Г. Боуэна «Social Responsibilities of the Businessman» («Социальная ответственность бизнесмена»).
Подходы к развитию корпоративной социальной ответственности были изложены следующими зарубежными авторами: R.W. Ackerman, Н. R. Воwen, A.B. Carroll, K. Davis, J.M. Friedman, E. Freeman, D. Grayson, R. Griffin, M. Marrewijk, A. Hodges, H. Johnson, M. Kramer, M. Porter, R. E. Reidenbach, S.P. Robbins, D. P. Robin, S.P. Sethi, D.J. Wood, G. Zwetsloot.
Среди российских авторов особый вклад в развитие корпоративной социальной ответственности внесли следующие ученые: Н.В. Бакша, Б.С. Батаева, И.Ю. Беляева, Ю.В. Благов, А. В. Вавилина, Т.В. Гришина, О.В. Данилова, А.А. Данилюк, М.А. Измайлова, О.А. Канаева, Э. М. Коротков, А.Е. Костин, Э.И. Мантаева, Л.Е. Мошкова, Л.М. Никитина, Н.Ю. Псарева, Ю.Н. Попов, Л. А. Плотицына, С. А. Стрижов, Г. Л. Тульчинский, С.В. Туркин, В. А. Шаховой, Я.В. Шокола, М.А. Эскиндаров и др.
Не смотря на внушительный объем работ, посвященных проблематике КСО, как российских, так и зарубежных авторов, остается много актуальных тем, которые не были широко представлены в литературе. Одной из таких тем является социологический анализ КСО в управлении нефтегазовым бизнесом.
Целью работы является: анализ реализации корпоративной социальной ответственности в сфере нефтегазового бизнеса, путем сравнения опыта зарубежных и российских организаций данной отрасли, и, в частности, практик ООО «Газпром Экспорт».
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие, сущность корпоративной социальной ответственности;
2. Провести сравнительный анализ зарубежных и российских нефтегазовых компаний в управлении корпоративной социальной ответственностью;
3. Проанализировать социальную ответственность компании ООО «Газпром Экспорт»;
4. Провести исследование: «Анализ процесса организации стажировок для молодых специалистов в компании ООО «Газпром Экспорт», в качестве инструмента реализации КСО»;
5. Обозначить сильные и слабые стороны процесса прохождения студентами стажировок в «Газпром Экспорт», а также, дать практические рекомендации для повышения результативности данных практик и общего уровня КСО компании.
Объект: компании нефтегазовой отрасли.
Предмет: процесс реализации корпоративной социальной ответственности организациями нефтегазового бизнеса.
Эмпирической базой исследования послужили практики реализации политики КСО крупными корпорациями в нефтегазовой сфере представленные в социальных и экологических отчетах, новостных публикациях на официальных сайтах, новостях в СМИ. Также, эмпирической базой исследования послужили результаты проведенных интервью со студентами, участвующих в программе стажировок компании «Газпром Экспорт».
Теоретическая значимость заключается в использовании критического и институционального подхода к анализу КСО, редко представленного в русскоязычной литературе, а также в расширении общей теоретико-методологической базы социологических исследований корпоративной социальной ответственности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в нём, для более глубокого осмысления перспектив и преимуществ стажировок для молодых специалистов, как важнейшего элемента социальной ответственности. Основные идеи исследования дополняют и уточняют теоретические разработки в области корпоративной ответственности. Положения дипломной работы могут быть использованы для формирования процесса подготовки студентов на базе наставничества в других российских компаниях.
Методология ВКР складывалась из принципов социокультурного анализа феномена корпоративной социальной ответственности, а также методик контент-анализа и экспертного опроса.
Научная новизна работы заключается в сформированных по результатам эмпирического исследования выводах о практиках реализации КСО в компаниях нефтегазовой отрасли, а также создание методических рекомендаций по вопросам организации программ стажировок студентов вузов в компании ООО «Газпром Экспорт».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.
Цель данной квалификационной работы заключалась в анализе реализации корпоративной социальной ответственности в сфере нефтегазового бизнеса, путем сравнения опыта зарубежных и российских организаций данной отрасли, и, в частности, практик ООО «Газпром Экспорт». Для достижения цели последовательно был выполнен ряд задач.
Во-первых, в работе были рассмотрены классические концепции корпоративной социальной ответственности, раскрыто ее понятие и сущность. За более чем пятидесятилетнюю научную дискуссию о вопросах взаимодействия бизнеса и общества было сформировано множество теоретических подходов к КСО. В связи с этим, сформулировать единое определение было не просто. Однако, было выдвинуто следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность - это слияние принципов КСО в практическую деятельность, с учетом ожиданий внутренних и внешних участников бизнес-процессов, с целью повышения положительного влияния организации на общество, укрепления репутации ответственной компании и снижения возможного отрицательного воздействия».
Во-вторых, был произведен сравнительный анализ зарубежных и российских нефтегазовых компаний, занимающие лидирующие позиции в мировых рейтингах нефтегазодобычи: «Saudi Aramco», «Exxinmobil», «Shell», ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «НК «Роснефть». Контент-анализ данных организаций был осуществлен на базе годовых отчетов, размещенных на их официальном сайте. В целом, в зарубежных компаниях в равной степени уделяется внимание благотворительности и спонсорству. Однако, в компании Саудовской Аравии в рамках реализации КСО, в отличии от других указанных организаций, в большей степени присутствует помощь малому бизнесу, новым компаниям и молодым предпринимателям. В Американской компании, «Exxinmobil», акцент сделан на содействие в успешной карьере: выходцев из Азии, афроамериканских и латиноамериканцев сотрудников, а также, поддержке интересов женщин. То есть, организация придерживается принципа уважения, интеграции и национально-культурного многообразия сотрудников. Европейские нефтегазовые компании, такие как «Shell» активно инвестируют в добровольные социальные инвестиции, помогают местным общинам, оказывают помощь при бедствиях, способствуют безопасности дорожного движения, содействуют здравоохранению и биоразнообразию. В Российских компаниях превалируют вложения: в науку и образование, спорт и здравоохранение, помощь детям, возрождение духовного наследия, а также, присутствует поддержка коренных малочисленных народов Севера, так как основная часть нефтегазопроводов проходят по данным территориям. Как можно видеть, программы КСО, в разных странах и компаниях имеет индивидуальный характер, но такой аспект как программы стажировок для молодых специалистов присутствуют практически во всех рассмотренных организациях, так как люди - это самый главный, самый ценный ресурс для любой компании. Подготовка, взращивание этого важного ресурса важнейшая часть КСО. Таким образом, было выбрано исследование стажировок для студентов в России.
В качестве эмпирического исследования, была выбрана компания ООО «Газпром Экспорт», где автором данной работы был получен личный опыт стажировки. «Газпром Экспорт» — это дочернее предприятие ПАО «Газпром», занимается экспортом газа и продуктов нефтегазохимии на рынок Европы. Цель эмпирического исследования заключалась в разработке практических рекомендаций по совершенствованию процесса прохождения стажировок молодыми специалистами в «Газпром Экспорт», для повышения общей социальной ответственности компании.
Для начала был произведен общий анализ корпоративной ответственности данной компании. В компании «Газпром Экспорт» активно развивается внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность. Внешняя КСО направлена на благотворительность и спонсорство. Внутренняя КСО направлена на безопасность труда, дополнительное медицинское и социальное страхования сотрудников, обучение и повышение квалификации сотрудников, реализации программ стажировок для молодых специалистов.
Далее, в работе представлены результаты эмпирического исследования на тему: «Анализ процесса организаций стажировок для молодых специалистов в ООО «Газпром Экспорт». В исследовании были обозначены сильные и слабые стороны процесса прохождения студентами стажировок в «Газпром Экспорт». Касаемо, выдвинутых в начале, гипотез исследования, то они подтвердились не полностью. Программы стажировок для молодых специалистов в компании действительно существуют недавно, и данный процесс требует четкой системы. У наставников не всегда есть план и структура постановки задач для эффективного прохождения стажировки студентами. И для решения данных проблем, нами были предложены практические рекомендации в виде методического пособия (См. Стр. 91-98). Разработанные мероприятия ориентированы на снижение психологического дискомфорта и будут способствовать качественному формированию и закреплению на практике профессиональных знаний, умений и навыков.
Подводя итог, можно отметить, что с каждым годом, за рубежом становится все больше и больше компаний, которые в качестве одного из факторов реализации своей КСО выбирают программы для молодых специалистов. Проходя стажировку, студенты стараются узнать не только о работе всей компании, будущей деятельности по специальности, но и принимают серьезное решение, касающееся будущей работы и построении карьеры в целом. Они получают навыки, приобретают опыт, учатся применять знания, усвоенные в вузе, на практике. А консультирование опытных специалистов в процессе стажировки является по-настоящему бесценным опытом для них. Таким образом, данные практики способствуют не только повышению уровня лояльности организаций, но и помогают выпускникам вузам найти достойную работу, начать выстраивать карьеру и адаптироваться во взрослой жизни.
Также, хотелось бы отметить положительное содействие со стороны сотрудников компании ООО «Газпром Экспорт» в проведении данного исследования, что показывает высокий уровень корпоративной социальной ответственности в данной организации.
1. Беляева, И.Ю. Деловая репутация и потенциал корпоративной социальной ответственности. Новые тенденции в развитии российской модели корпоративного управления: посткризисные уроки и выводы: Коллективная монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. - 338 с.
2. Беляева, И.Ю., Эскиндаров, М.А. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов ; под. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. — М.: КНОРУС, 2016. — 320 с.
3. Бикеева, М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-praktiki-realizatsii-kontseptsii- korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-v-rossii (Дата обращения: 12.02.2020).
4. Благов, Ю.В. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности / Ю.В. Благов // Вестник С. -Петербургского ун-та. - Сер. Менеджмент (2). - 2006. - С. 3-24.
5. Благов, Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. № 2(3). С. 17-34.
6. Благов, Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции: монография / Ю.Е. Благов. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. - 272 с.
7. Борисов, А.Ф. Социология управления: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / [А.Ф. Борисов, Н.А. Пруель, В.Н. Минина и др.]; под ред. А.Ф. Борисова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.
8. Вагизова, Н.Г. Развитие внешней корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (по материалам ОАО «Лукойл») // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №24. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vneshney-korporativnoy-sotsialnoy- otvetstvennosti-v-neftegazohimicheskom-komplekse-po-materialam-oao-lukoyl (дата обращения: 16.01.2020).
9. Василенко, Е. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и российские реалии // Власть. 2006. № 1. С. 54-60.
10. Васин, С.М. Роль корпоративной социальной ответственности в формировании конкурентных преимуществ современных организаций / С. М. Васин, Г.Н. Тугускина, Л. В. Рожкова, О.В. Сальникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - №3 (51). - С. 217-225.
11. Виноградов, Д.А., Петров, А.В. Социальная ответственность российского бизнеса в период современного глобального экономического кризиса: проблемы и тенденции // Общество. Среда. Развитие. 2012. №3. С. 6467.
12. Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник / под ред. Н. Петрова, А. Титкова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 439 с.
13. Воеводкин, Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // ARS ADMINISTRANDI. 2011. №4. С. 45-54.
14. Волгин, Н.А., Егорова, В.К. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы (учебное пособие) - М., 2002. - 1047 с.
15. Гриффин, Р., Пастей, М. Международный бизнес. 4-е изд. // Пер. с англ. Под редакцией А.Г. Медведева. - Спб.: Питер, 2006. - 1088 с.
...