Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Работа №128092

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы95
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения правонарушений несовершеннолетних 6
1.1 Правонарушения как вид девиантного поведения и социальная проблема 6
1.2 Развитие представлений о детерминации правонарушений несовершеннолетних 11
1.3. Особенности правонарушений несовершеннолетних в Санкт- Петербурге 16
Глава II. Профилактика правонарушений несовершеннолетних методами социальной работы 23
2.1. Профилактика как вид социального контроля нарушения социальных норм 23
2.2. Зарубежный опыт профилактики правонарушений несовершеннолетних 29
2.3 Российская специфика профилактики правонарушений несовершеннолетних 35
Глава III. Исследование особенностей профилактики правонарушений в государственном и негосударственном учреждениях социального обслуживания 44
3.1 Программа исследования 44
3.2 Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних в БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» 52
3.3 Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних в «Подростково-молодежном центре «Охта»» 61
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложения 84

Актуальность заявленной темы подтверждается распространенностью правонарушающего поведения несовершеннолетних. Так, согласно статистическому анализу генеральной прокуратуры РФ за первые 2 мес. 2020 г. уровень преступности несовершеннолетних снизился на 2,4% (с 5 712 до 5 574).1 По данным официального сайта федеральной службы государственной статистики на территории Российской Федерации в I полугодии 2018 г. число несовершеннолетних, совершивших преступления, составило 19,4 тыс. человек, в 2017 г. было зафиксировано 42,5 тыс. человек, а в 2016 г. - 48.6 тыс.2 За 2017 г. на территории РФ 1768 несовершеннолетних были привлечены к дисциплинарной ответственности (1749 за 2016 г.), 1140 - к административной (1159 за 2016 г.).3
По данным ежегодного доклада уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге за 2018 год уровень подростковой преступности возрос на 3,3 % по сравнению с показателями прошлого года и составил 594 проявления. В структуре подростковой преступности снижением отмечены групповые преступления (меньше на 1,5 %; с 195 до 192), в том числе в составе смешанных групп (меньше на 27,4 %; с 85 до 53). Вместе с тем тенденция роста коснулась преступлений, совершенных подростками на бытовой почве (17; +6), увеличилось число преступлений, совершенных детьми на улице (195; +10), а также в вечернее и ночное время (с 201 до 221).4
Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с подростковыми правонарушениями. Изменения, происходящие в обществе, пошатнули закладывавшиеся на протяжение сотен лет представления о нормах морали и поведения. Склонность к совершению противоправных действий со стороны несовершеннолетних представляет собой на сегодняшний день ряд наиболее опасных и разрушительных для страны тенденций. Для решения данной проблемы существует развитая система государственных и негосударственных учреждений, занимающихся профилактикой противоправного поведения несовершеннолетних. Изучение их опыта и особенностей деятельности является значимым для выявления достоинств и недостатков существующей профилактической работы учреждений, а также возможности их дальнейшего устранения, выработки эффективных форм и методов профилактической работы с подростками, имеющими проблемы с законом.
Цель данной работы - раскрыть особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних в государственных и негосударственных учреждениях социального обслуживания на примере СПБ ГБУ Подростково-молодежный центр «Охта» и БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого».
В связи с этим можно выделить ряд задач:
1. Рассмотреть правонарушения как вид девиантного поведения и социальную проблему.
2. Изучить представления о детерминации правонарушений несовершеннолетних и рассмотреть их особенности в Санкт-Петербурге.
3. Раскрыть понятие профилактики как вида социального контроля, нарушения социальных норм.
4. Рассмотреть зарубежный опыт профилактики правонарушений несовершеннолетних.
5. На основе эмпирического исследования проанализировать специфику профилактики правонарушений несовершеннолетних в государственном и негосударственном учреждениях социального обслуживания.
Объект исследования: профилактика правонарушений несовершеннолетних в государственном и негосударственном учреждениях социального обслуживания (на примере СПБ ГБУ Подростково-молодежный центр «Охта» и БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого»)
Предметом исследования являются особенности, методы и проблемы организации социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Методы исследования - анализ литературы, анализ статистических данных, анализ нормативно-правовой базы, анализ внутриорганизационных документов и контента сайтов, полуформализованное интервью с экспертами, анкетный опрос воспитанников.
Структура работы - работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются объяснительные теории преступности подростков, специфика их правонарушений, а также состояние преступности подростков в Санкт- Петербурге. Во второй главе описывается мировой опыт профилактики правонарушений подростков, исследуется система профилактики правонарушений несовершеннолетних в государственных и негосударственных учреждениях социальной работы. В третьей главе описывается практическое исследование особенностей профилактики правонарушений несовершеннолетних в государственном и негосударственном учреждениях социального обслуживания. (На примере СПБ ГБУ Подростково-молодежный центр «Охта» и БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого»). Общий объем работы - 82 страниц. Список литературы включает 63 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В дипломной работе были рассмотрены особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних в государственных и негосударственных учреждениях социального обслуживания. Подводя итоги, можно сказать, что цель работы достигнута. Были получены следующие результаты.
Правонарушения несовершеннолетних, как вид девиантного поведения, являются актуальной социальной проблемой и вызывают большой интерес со стороны научного сообщества. Понятие правонарушения можно определить как «противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений противоправное, виновное действие или бездействие субъектов права».1 Причинный комплекс правонарушений неразрывно связан с современными условиями жизни общества. Он включает в себя совокупность негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества.
Профилактика девиантного поведения как вид социального контроля становится одной из важнейших задач современного общества. Она предполагает систему специальных мероприятий на различных социальных уровнях: правовом, общегосударственном, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. В настоящее время в Российской Федерации существует достаточно развитая система государственных и негосударственных учреждений, осуществляющих профилактическую деятельность в отношении несовершеннолетних с целью как предубеждения девиантного поведения, так и непосредственно помощи в трудных жизненных ситуациях.
За рубежом существует развитая профилактическая система, все субъекты которой плотно взаимодействуют между собой. Социально-профилактические программы представляют собой эффективную межведомственную государственно-общественную форму профилактики девиантного поведения подростков, позволяющую осуществлять комплексный подход к решению острых социальных проблем. В России основными субъектами профилактики выступают комиссия по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы, органы опеки и попечительства, а также государственные и негосударственные учреждения социального обслуживания.
Исходя из проведенных исследований, можно выделить ряд особенностей профилактической деятельности в учреждениях социального обслуживания. Так, особенностями негосударственного учреждения является: свободный выбор профилактических программ, времени и технологий реализации реабилитационного курса; применение уникальных форм и методов профилактической работы; реализация индивидуального подхода; ориентация на качественные показатель предоставления социальных услуг. К особенностям государственного учреждения можно отнести: использование проверенных профилактических программ, форм и методов профилактической работы; акцент на организации досуговой деятельности воспитанников; ориентация в большей степени на количественные показатели предоставления услуг.
Существует ряд проблем, с которыми государственные и негосударственные учреждения сталкиваются в процессе своей деятельности. К основным проблемам государственных учреждений социального обслуживания можно отнести: проблемы взаимодействия государственных структур друг с другом; проблемы поддержки профилактической деятельности, т. е. недостаточное внимание государственных органов власти к проблеме профилактики; жесткий контроль вышестоящих органов и чрезмерная регламентация работы; высокий уровень бюрократизации и т.д. В свою очередь, негосударственные учреждения также сталкиваются с множеством проблем и трудностей, главными из которых являются: недостаточное финансирование; трудности поиска спонсоров; отсутствие законодательной базы, обеспечивающей социальную реабилитацию; частые проверки контролирующих инстанций; необходимость привлечения волонтеров; слабая материально-техническая база и др.
Исходя из результатов проведенного исследования можно дать следующие рекомендации по улучшению профилактической деятельности в изученных учреждениях.
СПБ ГБУ ПМЦ «Охта»:
• С целью дальнейшего развития деятельности следует наладить взаимодействие с негосударственными учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних. Это даст возможность привлечения новых форм и методов работы, а также изучения методов мотивации воспитанников для более активного включения в мероприятия, проводимые центром.
• Использовать образовательный потенциал руководителей центра для повышения квалификации и информированности специалистов службы по формам и методам работы разных субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Данную работу можно осуществлять, например, в виде научных или методических семинаров.
• Для большей заинтересованности воспитанников, желательно развитие сети кружков и секций в соответствии с интересами несовершеннолетних (например, кулинарные тренинги).
• Необходимо усовершенствовать контент официального сайта СПБ ГБУ ПМЦ «Охта», введя туда больше информации о клубах, в частности о психологическом пространстве «Квартира.ру».
БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого»:
• Поскольку опыт центра является уникальным, необходимо способствовать его распространению не только на территории Санкт- Петербурга, но и по России в целом.
• Можно рекомендовать руководству центра выступить с инициативой о необходимости совершенствования законодательства путем выделения такой категории, как «несовершеннолетние, имеющие проблемы с законом». Это позволило бы существенно развить направление профилактической социальной работы и сделать её адресной.
• При условии достаточного финансирования из разных источников следует обратить внимание на развитие сети кружков и секций в соответствии с интересами несовершеннолетних правонарушителей (например, интеллектуальные игры, творческие мастер-классы, спортивные соревнования).
В заключении хотелось бы сказать, что исследование особенностей профилактической работы в государственных и негосударственных учреждениях проводилось на маленькой выборке, а потому выводы и рекомендации не могут быть однозначно распространены на всю систему профилактики. Однако даже полученные результаты свидетельствуют о значимых проблемах, существующих в деятельности разных субъектов профилактики, что указывает на важность дальнейшего развития данного направления исследований.


1. Закон Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 г. №747-129 Ст.9 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» URL: http://docs.cntd.ru/document/8451523 (дата обращения: 01.08.2018)
2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob/ (дата обращения: 12.08.2018)
3. Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» // СЗ РФ. 2012. № 10. Ст. 1162. URL: http://base.garant.ru/70144008/ (дата обращения: 01.09.2018)
4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 88. URL: http://base.garant.ru/12133485/ (дата обращения: 01.09.2018)
5. Абазовская Т. П. Социальный контроль в молодежной среде // Современные проблемы науки и образования, 2009. № 2. С. 104-105
6. Акимова Н. Ф., Соколова М.А. Социальная политика в отношении несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации // Вестник СибГИУ, 2012. №1. С. 79-81
7. Апинян Г. В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. №118. С. 119-123
8. Арсланбекова А. З., Абдусаламова З. М. Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. №3. С. 115-121
9. Беженцев А. А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
10. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: Издательство: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ»; 2012.
11. Болелова А. Г., Артамонова Е. Г. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: Современные подходы // Образование личности, М., 2015, №2 С. 92-95.
12. Валуйсков Н. В. Преступность несовершеннолетних в современной России и некоторые вопросы уголовно-правовой политики // Труды Института государства и права РАН. 2014. №3. С.130-131.
13. Ведерникова О. Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001.
14. Ветошкин С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие для среднего профессионального образования / Москва : Издательство Юрайт, 2019.
15. Воеводина О. А., Шабалин О. М. Отечественный и зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вестник НАСА. 2009. №1 (5). С.132-136.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ