Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Контроль поведения в связи с представлениями о свободе и ответственности в подростковом возрасте

Работа №128037

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2021
Стоимость4985 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы понимания феноменов свободы и ответственности в связи с контролем поведения в подростковом возрасте 9
1.1 Проблема свободы и ответственности в отечественной и зарубежной
психологии 9
1.1.1 Психологическая сущность понятия «свобода» 9
1.1.2 Психологическая сущность понятия «ответственность» 15
1.2 Проявление свободы и ответственности в подростковом возрасте 18
1.3 Особенности контроля поведения в подростковом возрасте 24
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 31
2.1 Описание выборки исследования 32
2.2 Процедура исследования 32
2.3 Методы исследования 34
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 38
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
3.1 Представления подростков о свободе и ответственности 39
3.1.1 Представления подростков о свободе и ответственности 39
3.1.2 Самооценка уровня свободы и ответственности 50
3.2. Представления и самооценка свободы и ответственности в группах с разным соотношением самооценки свободы и ответственности 55
3.3 Характеристика контроля поведения и структурные взаимосвязи его компонентов 64
3.3.1 Когнитивный компонент контроля поведения 64
3.3.2 Эмоциональный компонент контроля поведения 65
3.3.3 Волевой компонент контроля поведения 67
3.4. Анализ взаимосвязей самооценки уровня реальной свободы и
ответственности с показателями контроля поведения 74
3.5. Возрастные особенности подростков по всем изучаемым параметрам 80
Обсуждение результатов 86
ВЫВОДЫ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ A 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 104
ПРИЛОЖЕНИЕ В 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Актуальность. Изучение феноменов свободы, ответственности и контроля поведения в подростковом возрасте является актуальным в связи с возникающей в данный период потребностью в автономии, которая реализуется во всех сферах деятельности подростка.
В различных психологических подходах изучается специфика контроля поведения и саморегуляции в подростковом возрасте в связи с агрессивным, преступным, социально-дезадаптивным поведением. Проблема свободы в подростковом возрасте исследуется в контексте регистрации поведенческих проявлений, характерных для чувства взрослости, суверенности и автономии. Исследования ответственности ведутся по пути изучения локуса контроля и социальной ответственности.
Вместе с тем, несмотря на достаточную разработанность данной проблематики, мы обнаруживаем, что имеющиеся исследования носят фрагментарный характер, в них не представлено целостное, комплексное изучение феноменов свободы, ответственности и контроля поведения в подростковом возрасте.
Новизна предлагаемого нами подхода к изучению данной проблемы заключается в системном рассмотрении описанных выше категорий. Данная позиция обоснована тем, что: во-первых, это позволит определить тот круг жизненных задач, решение которых подросток берет на себя (свобода), и понять, сопряжено ли у него стремление к свободе с осознанием личной ответственности за свое поведение; во-вторых, такой подход к проблеме сделает возможным выявление того, насколько представления подростка опосредуют его поведение, а именно специфику саморегуляции в единстве интеллекта, аффекта и воли; в- третьих, рассмотреть конфликт автономия-зависимость, как проблему соотнесения стремлений подростков с его возможностями и индивидуальными ресурсами.
Теоретико-методологическую основа исследования: положения системно-субъектного подхода (Е.А. Сергиенко), в основе которого лежат идеи психологии субъекта (С.Л, Рубинштейн, A.B. Брушлинский и др), психологии регуляции поведения (O.A. Конопкин, Ю. Куль, В.И. Моросанова, О.С. Никольская, Е.А. Сергиенко и др.); представления о личностном развитии через становление механизмов саморегуляции и самодетерминации (Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская); возрастно-психологический подход к исследованию автономии (Н.Н. Поскребышева, О.А. Карабанова).
Объект исследования: представления о свободе и ответственности в картине мира подростка, самооценка свободы и ответственности и контроль поведения.
Предмет исследования: связь представлений о свободе и ответственности с самооценкой уровня свободы и ответственности и особенностями контроля поведения у подростков.
Цель: изучить связь представлений о свободе и ответственности с контроль поведения в подростковом возрасте.
В связи с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить представления подростков о свободе и ответственности;
2) изучить самооценку уровня реальной и идеальной свободы и ответственности
3) изучить когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты контроля поведения;
4) изучить представления о свободе и ответственности и показатели контроля поведения в группах с разным соотношением уровней свободы и ответственности
5) выявить взаимосвязи самооценки уровня свободы и ответственности с показателями контроля поведения.
6) проанализировать возрастные особенности представлений о свободе и ответственности и показателей контроля поведения.
Гипотезы:
1. Высокие показатели контроля поведения связаны с высокой самооценкой свободы и ответственности.
2. Степень сформированности показателей контроля поведения имеет микро-возрастные особенности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению представлений о свободе и ответственности и контролю поведения в подростковом возрасте. Изучение феноменов свободы, ответственности и контроля поведения в подростковом возрасте является актуальным в связи с возникающей в данный период потребностью в автономии, которая реализуется во всех сферах деятельности подростка. Особенностью данной работы является системное рассмотрение описанных выше феноменов, что определяет ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость состоит в том, что оно уточняет научные данные об особенностях представлений о свободе и ответственности подростков и о микро-возрастных изменениях контроля поведения. В ходе исследования была подтверждена 1 гипотеза о том, что степень сформированности показателей контроля поведения имеет микро-возрастные особенности. Показано, что способность распознавать, понимать эмоциональные переживания других значимо выше в старшем подростковом возрасте.
Гипотеза 2 подтверждена частично. Выявлено, что высокие показатели контроля поведения связаны с высокой самооценкой ответственности. Самооценка свободы не имеет взаимосвязей с показателями контроля поведения.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных данных психологами, работающими с подростками и родителями. На основании полученных результатов можно разработать развивающую тренинговую программу для подростков по саморегуляции, волевому контролю, эмоциональному интеллекту, основываясь на их представлениях о свободе и ответственности, а также направленную на расширение понимания свободы и ответственности, и их значимости для гармоничного взросления.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. М: Юрайт, 2019. 394 с.
3. Алексин А.Ю. Философский, психологический и педагогический уровни анализа понятия "моральная ответственность" // АНИ: педагогика и психология, 2018. №1. С. 11-15
4. Атагунов В.И. Представления о свободе студентов ССУЗ и ВУЗ: автореф... дис. канд. псих. наук. Казань, 2010. 22 с.
5. Атагунов В.И., Аникеенок О.А. Восприятие собственной свободы и самооценка в структуре «Я-концепции» студенческой молодежи // КПЖ. 2009. №11-12. С. 106-114
6. Белова А. С. Проблема свободы в психологии: методический аспект // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. №6-1. С. 129-133
7. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор. М: Флинта, 1998. 48 с.
8. Бозаджиева В.Л. Понимание свободы и ответственности в подростковом возрасте (гендерный аспект) // Международный журнал экспериментального образования, 2015. № 5 (часть 1). С. 65-66
9. Борзова Т.В., Плотникова Е.С. Проявление самодетерминации в личностной, деятельностной и социальной самореализации студентов // Психолог, 2020. №4. С. 12-21
10. Бурыкина М. Ю., Доронцова О. А. Сравнительная характеристика способностей самоуправления и саморегуляции поведения подростков с различным уровнем автономии // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2017. №3. С. 239-243
11. Бутаева У. А. Неситуативная ответственность как важный критерий зрелости // Проблемы современного образования, 2019. С. 35-40
12. Быков С.В. Психология субъекта социальной (юридической) ответственности // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2016. №3. С. 17-21
13. Горлова Н.В. Разрешение конфликтов автономии: подход к исследованию личностной автономии подростков // Национальный психологический журнал, 2019. №1 (33). С. 47-58
14. Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: учебник. СПб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2018. 494 с.
15. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф... дис. канд. псих. наук. М, 1983. 23 с.
16. Дементий Л. И., Лейфрид Н. В. Ответственность как детерминанта социальных представлений об успехе и условиях его достижения // Вестник ОмГУ. 2012. №3
17. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М: Смысл, 2002. С. 103-121
18. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого- акмеологический феномен // Акмеология, 2015. №2. С. 8-12
19. Доронцова О. А. Анализ особенностей автономии в подростковом возрасте // АНИ: педагогика и психология, 2016. №1 С. 154-158
20. Дорфман Л.Я. Детерминированность и свобода человека //
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в
постсоветской психологии / Под. ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 145-155.
21. Иванова Н.С., Чернявская В.С. Эмоциональная сфера подростков с разным уровнем экзистенциальной исполненности // Концепт. 2017. №8. С. 1-6
22. Илларионова Н.А. Исследование социальных представлений о свободе, ответственности и справедливости у подростков, склонных к агрессивному поведению // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований Сборник материалов XXXII Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск, 2017. С. 39-44
23. Илларионова Н.А. Социальные представления о свободе и справедливости у подростков // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. сборник материалов ХЫ Молодежной международной научно-практической конференции, 2017. С. 63-67.
24. Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №2. С. 36-47
25. Каримов А.В. Формирование социально-аксиологических представлений о свободе // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №7-8. С. 244-250
26. Кацеро А.А. Понимание саморегуляции в контексте психологии свободы // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. Донецк, 2018. С. 61-69
27. Климова М. О. Взаимосвязь личностной беспомощности с контролем поведения у подростков // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4. С. 320-323
28. Клочко В.Е.. Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
29. Клыпа О. В., Стежко П.А. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-3. С. 297-301
30. Колесникова В.И. Типологические особенности самодетерминации жизни // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. №3. С. 86-96
31. Коновалова М. А. Четыре психологических измерения свободы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2006. №3. С. 143-150
32. Корнеева С.А., Локтева А.В. Психологические особенности процессов саморегуляции у подростков с зависимым поведением // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2015. №24. С. 159-164
33. Кузьмина Е. И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования - образование в мире, 2015. №1. С. 111-123
34. Кузьмина Е.И. Психология свободы. Теория и практика. СПб: Питер, 2007. 335 с.
35. Ларина Г.Н., Лобков Ю.Л. Влияние социальных представлений о свободе на нравственное самоопределение школьников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №4 (40). С. 160 - 168
36. Леонтьев Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Epistemology &Philosophy of Science. 2010. №3. С. 136¬153
37. Леонтьев Д.А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Левинджер // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 59-75.
38. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1.
39. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл. 2011. С. 611-641.
40. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом: прикладная логотерапия. М: Генезис, 2009. 128 с.
41. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 - 22.
42. Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А. Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков // Национальный психологический журнал. 2017. №1 С. 84-90
43. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №1. С. 36-45
44. Моросанова, В. И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения": Руководство / В. И. Моросанова. М: Когито-Центр, 2004. 44 с.
45. Муздыбаев К. Психология ответственности. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с.
46. Мухлынина О.В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста: автореф... дис. кан. наук. Екатеринбург, 2007. 23 с.
47. Нестер Н.А. Реализация свободы в саморегуляции социально дезадаптивного поведения подростков: автореф. дис. кан. наук. Тобольск, 2005. 24с.
48. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Что такое "executive functions"и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. №2. С. 62-81
49. Паттерсон К., Греннии Д., Максфилд Д. Серьезный разговор об ответственности. Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением / пер. с англ. М. Мацковской. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.
50. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка // Национальный психологический журнал. 2014. №1. С.74-85.
51. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 209 с.
52. Прядеин В.П. Понятие ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Педагогика. Психология. Самоопределение человека и этические ценности глазами психологов, педагогов, социологов. 2012. № 1. С. 32-44.
53. Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 722 с.
54. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: Питер, 2010. 816 с.
55. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.
56. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 352 с.
57. Слотина Т. В. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №3.
58. Смирнова А.Р. О структуре ответственности // Вестник удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27. №4 С. 464-467
59. Степанова Н.А. Психологическая свобода личности как основа профилактики зависимого поведения // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2017. №3. С. 121-133
60. Сулимина О.В. Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 91-101.
61. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. М: Издательство Юрайт, 2019. 406 с.
62. Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка /
Н.Е. Харламенкова. - 2-е изд., испр. и доп. М: Институт психологии РАН, 2007. 384 с.
63. Хьелл, Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение [Текст]: монография / Л.А. Хьелл ; Д. Д. Зиглер; Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. - 3-е междунар. изд. - СПб: Питер, 2003. 606 с.: ил. - (Мастера психологии).
64. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М: Смысл, ИП РАН, 1997. 144 с.
65. Brehm, J. Effect of importance of freedom and attraction to group members on influence produced by group pressure / J. Brehm, M. Mann // Journal of Personality and Social Psychology. — 1975. — Vol. 31, № 5. — P. 816—824
66. Bronk K.C. Purpose in Life: A Critical Component of Optimal Youth Development. N.Y., 2014. 175 p
67. Flavell J. Н. Cognitive development. Second edition. Michigan: Prentice-Hall, 1985
68. Goschke T. The 1st Zeigarnik lecture: Control dilemmas in voluntary action or have we banished the homunculus from theories of cognitive control? // Третья Международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов: В 2 т. Москва, 20-25 июня 2008 г. М.: Художественно-издательский центр. 2008. Т. 1. С.16-18.
69. Rychlak J. F. Disovering Free Will and Personal Responsibility. — N. Y.; Ox-ford: Oxford University press, 1979. 266 p.
70. Smetana, J. G., Crean, H. F., & Campione-Barr, N. (2005, Summer). Adolescents’ and parents’ changing conceptions of parental authority. New Directions for Child and Adolescent Development, 108, 31-46 pp.
71. Tageson W. Humanistic psychology: a synthesis. Home-wood (III): The Dorsey Press, 1982. 202 p.
72. Tulku T. Knolege of freedom: Time to change. - Berkley: Calif. Dharma Publishing, 1984. 404 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ