ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЯПОНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «СВОБОДНОГО И ОТКРЫТОГО ИНДО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА» 10
1.1. Формирование концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского
региона» (FOIP) 10
1.2. Содержание концепции FOIP и её основные положения 15
Глава 2. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЯПОНИИ В ИНДО - ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ 20
2.1. Стратегический альянс Японии и США 22
2.2. Четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD) 26
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЯПОНИИ В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ 33
Глава 4. РЕАЛИЗАЦИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ЯПОНИИ В ИНДО - ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ 39
4.1. Деятельность Японского фонда в странах Индо-Тихоокеанского региона 39
4.2. Японская официальная помощь развитию в странах Индо-Тихоокеанского
региона 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Тема настоящего исследования является актуальной в силу нескольких факторов. Во-первых, понимание основных аспектов, целей и задач внешней политики Японии в Индо-Тихоокеанском регионе является ключевым для анализа мирополитических процессов в регионе, в том числе с точки зрения как её ближайших союзников (США, Австралия, Индия), так и оппонентов (Китай, КНДР). Во-вторых, с позиции науки о международных отношениях, японское видение Индо-Тихоокеанского региона как общего целого является интересным примером расширения геополитического пространства для укрепления собственной внешней политики и наращивания системы союзнических связей при отстаивании собственных интересов. В -третьих, изучение эволюции внешней политики Японии в выбранный период помогает более точно проследить процессы, происходящие внутри японского общества и её внутриполитической системы.
Степень разработанности проблемы в отечественной науке представляется нам недостаточной. Недостаточное внимание уделяется влиянию Японии на формирование дискурса для других стран, что проиллюстрировано в работе на примере постепенной адаптации различными международными акторами японского видения свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона. Кроме того, в отечественном научном дискурсе по-прежнему мало используется понятие «Индо-Тихоокеанский регион», предпочтение отдаётся привычному понятию «Азиатско-Тихоокеанский регион». Что касается зарубежной литературы, наиболее полной и актуальной работой, посвященной тематике исследования, является монография профессора Джорджтаунского университета, доктора Майкла Грина «Line of Advantage: Japan’s Grand Strategy in the Era of Abe Shinzo»1. Находки доктора Грина отражены при прослеживании преемственности стратегии FOIP с более ранними концепциями внешней политики Японии, а так же при обсуждении текущего состояния японо-американского стратегического альянса. Тема экономического сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе разрабатывается в основном на аналитических материалах из профильных средств массовой информации, таких как East Asia Forum. Вместе с этим, мы отмечаем, что влияние японской «мягкой силы» в Индо-Тихоокеанском регионе изучено недостаточно. Для рассмотрения данной проблематики автор опирается на результаты своих прошлых исследований.
В ходе подготовки исследования использован широкий спектр литературы на русском и английском языках. Англоязычная литература в этом объёме составляет более значительную часть в силу ряда факторов. Во-первых, большинство зарубежной литературы, посвящённой внешней политике Японии и сотрудничеству в Индо - Тихоокеанском регионе написано на английском языке. Не в последнюю очередь в силу того, что английский является официальным в основных странах-партнёрах Японии (США, Австралия, Индия). Во-вторых, в работе используются данные международных аналитических центров, опубликованные на английском языке.
Литературу, использованную при подготовке работы, можно разделить на несколько основных групп по типу и характеру использования в работе. Во-первых, работа опирается на несколько монографий российских и зарубежных авторов, посвящённых комплексному изучению региона или внешней политики Японии. Во- вторых, научные статьи и публикации российских и зарубежных авторов используются для лучшего понимания геополитической концепции Индо -Тихоокеанского региона, а также критики эффективности и целесообразности текущей внешней политики Японии. В-третьих, статьи из средств массовой информации предлагают сведения о конкретных событиях , которые необходимо отметить при работе с примерами практической деятельности по реализации внешней политики Японии в Индо-Тихоокеанском регионе.
Объектом исследования является внешняя политика Японии в начале XXI века, предметом исследования - концепция «свободного и открытого Индо -Тихоокеанского региона», основные направления и формы её реализации.
Актуальность работы, а так же её теоретическая и практическая значимость определяют цель исследования - определить основные направления и формы реализации внешней политики Японии в Индо-Тихоокеанском регионе на современном этапе.
Достижение поставленной цели требует выполнения ряда задач:
• проследить историю формирования концепции «открытого и свободного Индо - Тихоокеанского региона»;
• определить ключевые направления реализации данной концепции, выявить основных партнёров Японии в регионе согласно данной концепции;
• оценить степень и характер военно-политического сотрудничества Японии в Индо-Тихоокеанском регионе;
• охарактеризовать различные форматы многостороннего экономического сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе, в которых Япония принимает участие;
• выявить основные направления реализации «мягкой силы» Японии в странах Индо - Тихоокеанского региона.
Настоящая работа обладает новизной в отечественной науке о международных отношениях, поскольку автор проводит комплексное изучение современной внешней политики Японии в Индо-Тихоокеанском регионе, учитывая её военно-политическое, экономическое и культурно-гуманитарное измерения. Подробно представлена хронология формирования стратегии «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского», определены её основные направления и приоритеты. Показано влияние японской внешнеполитической мысли на принятие другими ведущими державами, прежде всего США, собственных версий стратегии в отношении Индо -Тихоокеанского региона. В работе даётся подробный обзор текущего состояния Четырёхстороннего диалога по безопасности (QUAD) и интересов каждого из участников данного формата, что нетипично для российских публикаций, фокусирующих внимание преимущественно на США. Чётко определены субрегиональные приоритеты при реализации внешней политики Японии в Индо-Тихоокеанском регионе, первостепенное место среди которых занимает Юго -Восточная Азия.
Источниковую базу исследования можно разделить на две основные категорий. Во - первых, нормативно-правовые документы позволяют сложить представление как существующее законодательство и международные договоры влияют на реализацию внешней политики Японии на современном этапе. К ним относятся Конституция Японии, отдельные законодательные акты, постановления правительства, международные договоры. Во-вторых, общее представление о приоритетах и задачах внешней политики Японии в Индо-Тихоокеанском регионе формируется на основании публикаций министерств и ведомств, задействованных в реализации внешней политики. Прежде всего, это выступления и статьи премьер-министров и министров иностранных дел Японии, публикации министерства иностранных дел, материалы Японского фонда и Японского агентства международного сотрудничества (JICA). В-третьих, приводятся статистические данные об объёмах японской официальной помощи развития.
В ходе подготовки работы использованы источники на английском и японском языках. Большинство публикаций правительственных министерств и ведомств Японии имеют официальный перевод на английский язык, что упрощает работу с данной группой источников. Также, для обеспечения точности формулировок, Конституция Японии приводится в переведённом варианте на русском языке.
Теоретическая значимость исследования состоит в осмыслении основных положений стратегии свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона и их приложении к практической внешнеполитической деятельности Японии. Данная стратегия является политического выражения неолибералистского подхода в науке о международных отношениях, поскольку центральной идеей стратегии является достижение мира и стабильности за счёт повышения взаимозависимости в Индо - Тихоокеанском регионе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования, представляющего комплексный обзор внешней политики Японии в Индо-Тихоокеанском регионе, с одной стороны, для адаптирования успешных практик международного сотрудничества и учёта возможных ошибок при выработке основ осуществления российской внешней политики в данном регионе, а с другой стороны, для выстраивания стратегии взаимодействия Российской Федерации с Японией, опирающейся на знание основных целей, задач и приоритетов внешней политики Японии.
Методологическая основа настоящего исследования выстроена в духе неолибералистской парадигмы в теории международных отношений. Для полноценного анализа внешней политики Японии мы прибегаем к использованию концепции «силы», предложенной Дж. Наем - младшим. Согласно этой концепции, для успеха на международной арене государству необходимо максимизировать свою «силу» одновременно в трёх измерениях: военная сила, экономическая сила и «мягкая сила». На основе этой модели мы сформулировали задачи данной работы таким образом, чтобы уделить внимание каждому из этих трёх аспектов во внешней политике Японии в Индо - Тихоокеанском регионе.
Метод ситуативного анализа, или case-study, применяется для изучения на конкретных примерах практической деятельности в сфере реализации внешней политики Японии в отношении различных государств Индо-Тихоокеанского региона. Такой подход позволяет выявить не только особенности внешней политики Японии в данном регионе, но и расхождения между концептуальными основами такой политики и практикой, а также факторы этому способствующие. Применение ситуативного анализа также позволяет проследить влияние конкретного контекста на выбор тех или иных практик при осуществлении внешней политики Японии.
При рассмотрении роли отдельных государственных органов в подготовке и реализации внешней политики применяется институциональный метод. Он позволяет выстроить чёткое представление о функциях каждого из институтов, участвующих во внешнеполитической деятельности, их значимости в общей системе власти, о влиянии взаимоотношений между этими институтами на ход осуществления практической деятельности.
Апробация исследования представлена работами автора, посвящёнными отдельным аспектам внешней политики современной Японии и представленными в ходе всероссийских и международных научных конференций. Работы автора включены в сборники материалов соответствующих конференций, индексируемых в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) и Scopus. В работе «Роль Японского фонда во внешней культурной политике Японии» рассмотрены основные направлений деятельности Фонда и его региональных приоритетов, что помогает проследить связанность японской публичной дипломатии с внешней политикой в Индо-Тихоокеанском регионе в целом. Работа «Основные формы реализации «мягкой силы» Японии на современном этапе» является кратким обзором разнообразия форм деятельности, которые принимает реализация японской «мягкой силы». В работе также обосновывается важность обращения к «мягкой силе» для современной Японии. Выступление на конференции по теме данного исследования было отмечено оргкомитетом в качестве лучшего доклада на секционном заседании. В статье «Документально-правовые основы российско-японского культурного сотрудничества на современном этапе» рассмотрена документальная база культурных связей между Россией и Японией в настоящий период. На основании рассмотренных документов выделяются также основные направления взаимодействия двух стран в культурной сфере. Англоязычная работа «Japan’s Cultural Diplomacy to the Russian Federation after 2014» посвящена новым перспективам для культурной дипломатии Японии после «разворота на восток» во внешней политике России. На основании практических примеров проектов в культурной сфере делается вывод, что в России сформировался благоприятный контекст для восприятия «мягкой силы» Японии. Наконец, в коллективной публикация «National interests of Japan and its emerging Arctic policy» , входящей в базу Scopus, обсуждаются основные вызовы, глобальные и региональные, которые определяют текущую политику Японии в Арктике. Авторы выявляют национальные интересы Японии, затронутые существующими вызовами и преследуемые ей в ходе осуществления арктической политики. Среди таких интересов обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, получение экономической выгоды от новых возможностей доставки грузов и разработки природных ресурсов, защита окружающей среды и стремление занять ведущие позиции на международной и региональной арене.
Структура настоящего исследования отвечает поставленным целям и задачам и включает введение, четыре главы, разделённые на параграфы, и заключение, в котором изложены основные выводы автора.
Первая глава посвящена текущему стратегическому видению Японии в отношении Индо-Тихоокеанского региона. В первом параграфе первой главы рассматривается история формирования концепции «свободного и открытого Индо -Тихоокеанского региона». Во втором параграфе первой главы мы определяем основные положения данной концепции, а также выявляем основных партнёров Японии для её реализации. Во второй главе мы рассматриваем характер военно-политического сотрудничества Японии в Индо-Тихоокеанском регионе. Первый параграф второй главы посвящён влиянию стратегического альянса Японии и США на выбор внешнеполитических приоритетов официального Токио. Во втором параграфе мы рассматриваем многосторонние форматы сотрудничества, прежде всего взаимодействие в рамках Четырёхстороннего диалога по безопасности (QUAD). В третьей главе даётся характеристика различных форматов многостороннего экономического сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе, в которых Япония принимает участие. Наконец, в четвёртой главе мы определяем основные направления реализации «мягкой силы» Японии в странах Индо -Тихоокеанского региона. В первом параграфе четвёртой главы мы фокусируем внимание на деятельности Японского фонда в сфере публичной дипломатии и распространении японского языка, а во втором параграфе - на работе Японского агентства международного сотрудничества и предоставлении официальной помощи развитию (ОПР).
Подводя итоги нашего исследования, необходимо суммировать результаты проведённой работы. Прежде всего, необходимо ответить на поставленные во введении задачи.
Стратегическое мышление об общем геополитическом пространстве бассейнов Индийского и Тихого океанов вошло во внешнеполитическую риторику японских лидеров ещё в середине 2000-х, однако было чётко артикулировано в рамках концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» к 2016 году. На это повлияло несколько основных факторов. Во-первых, смена правительства Японии и победа на выборах в 2009 г. Либеральной партии, не разделяющей внешнеполитическое видение Либерально-демократической партии и её лидеров, вернувших премьерское кресло к 2012 году. Во-вторых, в 2012-2014 гг. наблюдается переход России и Китая к более напористой внешней политике, что потребовало начать укрепление существовавших опор безопасности и поиск новых. Наконец, рост японского национализма и принятие Парламентом расширительной трактовки самообороны в 2016 г. расширило возможности для военного сотрудничества Японии за рубежом.
Принятие стратегии Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона является внешнеполитическим достижением администрации премьер -министра Абэ Синдзо. Это становится очевидным, когда мы прослеживаем историю формирования самой концепции, поскольку её разработка началась ещё во время первого срока Абэ в 2006-2007 гг., а продолжилась после долго перерыва лишь в 2012 г., когда Абэ вернулся в кресло премьер-министра. В то же время, справедливо сказать, что данная концепция, носящая стратегический характер, продолжает являться «дорожной картой» для японской внешней политики в Индо-Тихоокеанском регионе и после ухода Абэ с поста премьер- министра в 2020 году.
Японское понимание Индо-Тихоокеанского региона в рамках стратегии FOIP включает в себя два измерения: регион, как слияние двух океанов, Тихого и Индийского, и регион, как объединение двух частей света - Азии и Африки. В рамках данного макрорегиона можно выделить несколько составляющих его регионов: восточная Африка, Ближний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Океания. Безусловным приоритетом для Японии среди этих регионов является Юго-Восточная Азия, что продолжает логику важной составляющей современной внешней политики Японии в регионе - доктрины Фукуда.
Основными направлениями японской стратегии «свободного и открытого Индо - Тихоокеанского региона» являются продвижение и установление верховенства права, свободы судоходства, свободной торговли (т.е. формирование международных правил и норм), преследование всеобщего экономического процветания и приверженность поддержанию мира и стабильности. Понимание стратегии выстроено в неолибералистском духе, преследуя обеспечение стабильности за счёт формирования Японией и её союзниками международных правил и норм и повышения взаимосвязанности в Индо-Тихоокеанском регионе за счёт развития инфраструктуры и культурно-гуманитарных обменов.
Ключевыми партнёрами Японии при реализации данной концепции являются США, Австралия и Индия. В то же время, с точки зрения распространения собственного влияния в фокусе внимания Японии находятся страны Юго-Восточной Азии и, в меньшей степени, страны Восточной Африки (Джибути, Кения, Танзания).
Определяющую роль для внешней политики Японии в регионе играет стратегический альянс с Соединёнными Штатами. Однако нельзя сказать, что японский внешнеполитический курс является зависимым от США. Напротив, Япония имеет возможность задавать повестку для американского стратегического сообщества, высказывая опасения по конкретному кругу вопросов, наиболее приоритетными из которых для Японии являются развитие северокорейской ядерной программы и соперничество с усиливающимся Китаем . Для эффективного противодействия вызовам и угрозам в регионе у Японии и США создано достаточно двусторонних механизмов в различных областях взаимодействия. Следующим шагом должно стать использование двусторонних связей Японии и США с третьими странами для их интеграции в новую региональную структуру и создания прочных международных институтов, обеспечивающих поддержание свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона.
Всё большую роль играет получивший в конце 2010 -х гг. второе дыхание формат QUAD при участии Японии, США, Австралии и Индии. Стратегический альянс с США, многолетний курс на сближение с Индией, тесные связи с Австралией - все эти действия Японии подготовили почву для активизации QUAD в конце 2010-х гг. на фоне стремительного роста Китая. Сотрудничество данных стран не ограничивается только вопросами безопасности, а в обсуждение вопросов вовлекаются и другие страны, такие как Новая Зеландия, Южная Корея и Вьетнам.
В то же время, среди участников диалога нет полного согласия относительно ключевых вопросов международной повестки, прежде всего, со стороны Индии. У стран- участниц данного формата есть собственные приоритеты с точки зрения обеспечения безопасности. Для Японии это прежде всего северокорейская проблема и территориальные разногласия в Южно-Китайском море, для США - проблема Тайваня и военно-морской безопасности, Индию заботит её геополитическая уязвимость перед Китаем, а Австралию - обеспечение экономической безопасности и снижение зависимости от Китая. Несмотря на существующие проблемы в отношении единства внутри QUAD, вызов региональной безопасности, который представляет собой напористая внешняя политика Китая, является серьёзным объединяющим фактором для стран «четвёрки».
С точки зрения экономического сотрудничества, Япония придерживается крайнего прагматизма, участвуя в соглашениях независимо от вовлечённости США и не смотря на участие в них Китая. Япония предпринимает активные попытки по формированию системы экономических соглашений внутри Индо -Тихоокеанского региона для обеспечения мира и стабильности за счёт повышения взаимозависимости. Япония последовательно выстраивает экономические отношения со странами АСЕАН как на двусторонней основе, так и в рамках Соглашения о всеобъемлющем экономическом партнёрстве между Японией и АСЕАН.
После выхода США из соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве (CPTPP) Япония по сути стала главным локомотивом данного формата, объединяющего страны Азии, Океании и обеих Америк. Япония использует образовавшийся после выхода США из TPP вакуум, повышая своё экономическое влияние в рамках обновлённого CPTPP и задавая правила взаимодействия для других участников соглашения.
Вместе с этим, Япония, в отличие от США, ведёт более сдержанную экономическую политику по отношению к Китаю, не отказываясь от взаимодействия с ним, например, в рамках соглашения о ВРЭП. Участие Японии во Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве открывает значительные перспективы для расширения торговли в Восточной Азии и Океании, прежде всего снимая ряд ограничений для входа японской продукции на рынки стран АСЕАН, Австралии и Новой Зеландии. Вовлечение Китая в многосторонние форматы экономического сотрудничества способно повлиять на либерализацию в Китае, что и пытается реализовать японская дипломатия в регионе.
Наконец, говоря о «мягкой силе», необходимо отметить, что в области внешней культурной политики, реализуемой преимущественно Японским фондом, имеется значительный перевес в сторону стран Юго-Восточной Азии, таких как Индонезия, Малайзия и Вьетнам. Страны АСЕАН являются основными в работе сети представительств Японского фонда. Заметным является присутствие Японского фонда в Китае, однако его деятельность там направлена на более долгосрочную перспективу. Вместе с этим мы отмечаем в качестве явного упущения минимальное культурное присутствие Японии на Ближнем Востоке и в Восточной Африке. Для полноценной реализации стратегии FOIP Японии следует обратить внимание и на эти регионы, если она стремиться быть лидером в большом Индо-Тихоокеанском регионе.
Япония является одним из крупнейших государств -доноров по объёмам предоставляемой официальной помощи развитию. Основным государственным органом, занимающимся управлением потоками японской ОПР является Японское агентство международного развития (JICA). Основными получателями японской ОПР являются страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, а также малые островные государства, что указывает на приоритизацию Индо-Тихоокеанского региона в целом. Наибольшие объёмы японской ОПР получает Индия, один из главных партнёров Японии в рамках стратегии FOIP. Помимо прочего, ОПР становится поводом для укрепления отношений со странами-получателями, поскольку при реализации соответствующих программ в этих странах активно работают японские дипломаты и волонтёры. Это особенно важно при установлении контактов с малыми странами, прежде всего с островными государствами Индийского и Тихого океанов.
Конституция Японии // Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.А. Мишин. - 16-е изд., стер. - М.: Юстицинформ, 2010. - с. 532-536 Agreement on Comprehensive Economic Partnership among Japan and Member States of the Association of Southeast Asian Nations // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - 2008. - URL: https://www.mofa.go.jp/policy/economy/fta/asean/agreement.pdf (17.05.2022)
Cabinet Decision on Development of Seamless Security Legislation to Ensure Japan’s Survival and Protect its People July 1, 2014. - URL:
http://japan.kantei.go.jp/96_abe/decisions/2014/ icsFiles/afieldfile/2014/07/03/anpohosei_eng.
pdf (дата обращения 10.04.20)
National Security Strategy of the United States of America, December 2017 // Historical Office, Office of the Secretary of Defense, p. 45-47 - URL:
https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/nss/NSS2017.pdf?ver=CnFwURrw09pJ0q5Eo gFpwg%3d%3d (дата обращения 02.05.2022)
Quad Principles on Technology Design, Development, Governance, and Use // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - September 24, 2021. - URL:
https://www.mofa.go.jp/files/100238188.pdf(дата обращения 13.04.2022)
ЙЙ^Й^АЭ^^^#^^ [Закон о независимом административном учреждении
Японский фонд] Закон №137 от 6 декабря 2002 г. // Электронное правительство Японии. - URL: https://elaws.e-
gov.go.jp/search/elawsSearch/elaws_search/lsg0500/detail?lawId=414AC0000000137 (дата
обращения 10.04.2022)
Материалы правительственных министерств и ведомств
Address by Prime Minister Shinzo Abe at the Opening Session of the Sixth Tokyo International Conference on African Development (TICAD VI) (August 27, 2016, Nairobi) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: https://www.mofa.go.jp/afr/af2/page4e_000496.html(дата обращения 16.04.2022)
Confluence of the Two Seas. Speech by H.E. Mr. Shinzo Abe, Prime Minister of Japan at the Parliament of the Republic of India // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL:
https://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/pmv0708/speech-2.html (Дата обращения
27.02.2022)
Japan International Cooperation Agency. Japan’s ODA // Japan International Cooperation Agency Annual Report 2017. - 2017. - p. 17. URL:
https://www.jica.go.jp/english/publications/reports/annual/2017/c8h0vm0000bws721- att/2017_02.pdf(дата обращения 09.04.2022)
JICA at a Glance // Japan International Cooperaation Agency. URL: https://www.jica.go.jp/english/about/at_a_glance/index.html(дата обращения 09.04.2022) Ministry of Foreign Affairs of Japan. Diplomatic Bluebook 2017. - P. 6-7. URL:
https://www.mofa.go.jp/files/000290287.pdf(дата обращения 23.04.2022)
Ministry of Foreign Affairs of Japan. Free and Open Indo-Pacific Basic Thinking Material. - URL: https://www.mofa.go.jp/files/000430632.pdf(дата обращения 22.04.2022)
Ministry of Foreign Affairs of Japan. Free Trade Agreement (FTA) / Economic Partnership Agreement (EPA) and Related Initiatives. - February 21, 2022. - URL:
https://www.mofa.go.jp/policy/economy/fta/index.html(дата обращения 17.05.2022)
Ministry of Foreign Affairs of Japan. Japan-Australia-India-U.S. Ministerial. - September 26, 2019. - URL: https://www.mofa.go.jp/fp/nsp/page3e_001112.htm (дата обращения
12.05.2022)
Ministry of Foreign Affairs of Japan. Japan-Australia-India-U.S. (Quad) Leaders’ Video Conference - March 4, 2022. - URL: https://www.mofa.go.jp/fp/nsp/page1e_000379.html(дата обращения 16.05.2022)
Ministry of Foreign Affairs of Japan. White Paper on Development Cooperation 2020. - P.35. - URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/files/100343083.pdf(дата обращения
15.04.2022)
Quad Leaders’ Joint Statement: “The Spirit of the Quad” // The White House. - March 12, 2021.
- URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/12/quad-
leaders-joint-statement-the-spirit-of-the-quad/ (дата обращения 15.05.2022)
Reaffirming the Unbreakable U.S.-Japan Alliance // U.S. Department of State. - March 14, 2021.
- URL: https://www.state.gov/reaffirming-the-unbreakable-u-s-japan-alliance/(дата обращения 10.05.2022)
The Bounty of the Open Seas: Five New Principles for Japanese Diplomacy Address by H.E. Mr. Shinzo Abe, Prime Minister Of Japan. January 18, 2013, Jakarta // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: https://www.mofa.go.jp/announce/pm/abe/abe_0118e.html(дата обращения 15.04.2022)
The Japan Foundation. About the JFT-Basic. URL: https://www.jpf.go.jp/jft-
basic/e/about/index.html#se01 (дата обращения 09.04.2022) H^SPB^>*S^T^'TtV^_o ”0^^A-bt-X”oI ? [Азиатский центр Японского
фонда. О программе «NIHONGO Partners»]. URL: https://jfac.jp/partners/overview/(дата обращения 09.04.2022)
Статистические данные
Organization of Economic Cooperation and Development. OECD DAC Aid at a glance by donor. URL: https://public.tableau.com/views/AidAtAGlance/DACmembers?:embed=y&:display_count=no? &:showVizHome=no#1 (дата обращения 13.04.2022)
ЛИТЕРАТУРА
Монографии
Мосяков Д.В. Глобальная трансформация Тихоокеанской Азии и Россия / Д.В. Мосяков // М: Белый ветер. - 2019. - 390 с.
Green M.J. Line of Advantage: Japan’s Grand Strategy in the Era of Abe Shinzo / M.J. Green // Columbia University Press. - 2022. - 328 p.
Smith S.A. Japan Rearmed: The Politics of Military Power / S.A. Smith // Harvard University Press. - 2019. - 352 p.
Статьи и материалы научных сборников
Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2008. №2. - с. 87-93
Виноградов, А.Д. Основные формы реализации «мягкой силы» Японии на современном этапе / А.Д. Виноградов // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием, 19-24 ноября 2018 г. Гуманитарный институт Ч. 1. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - С. 320-323
Виноградов А.Д. Роль Японского фонда во внешней культурной политике Японии / А.Д. Виноградов // Межкультурный диалог в современном мире: материалы VIII конференции с международным участием. - СПб.: Скифия-принт, 2020. - с. 48-52
COVID-19 and the Quad ‘Plus’ Formulation // Canada and the Indo -Pacific: 'Diverse' and 'Inclusive', not 'Free' and 'Open'. - Asia Pacific Foundation of Canada: September 2020. - P. 34.
- URL: https://www.asiapacific.ca/sites/default/files/publication-
pdf/CANADA%20AND%20THE%20INDO-PACIFIC%20%281%29.pdf (дата обращения 15.05.2022)
Green M.J. The US-Japan Alliance: A Brief Strategic History / M.J. Green // Education About Asia. - Volume 12, Number 3. - Winter 2007. - p. 25-30 - URL:
https://www.asianstudies.org/wp-content/uploads/the-us-japan-alliance-a-brief-strategic- history.pdf(дата обращения 08.05.2022)
Hanada R. The Quad as a Coordination Hub for Managing Multilayered Indo-Pacific
Minilateralism / R. Hanada // U.S.-Japan Alliance Cooperation in the Post-Pandemic World. - Stimson Center: March 2022. - p. 53-76. - URL: https://www.stimson.org/wp-
content/uploads/2022/03/Views-Next-Generation-March-2022-031522.pdf (дата обращения 15.05.2022)
Pulipaka S., Musaddi M. In Defence of the ‘Indo-Pacific’ Concept / S. Pulipaka, M. Musaddi // Observer Research Foundation Issue Brief. - Issue No. 493, September 2021, New Delhi. - 13 p.
- URL: https://www.orfonline.org/wp-content/uploads/2021/09/ORF_IssueBrief_493_Indo-
PacificConcept.pdf (дата обращения 02.05.2022)
Tarapore A. The Crisis After The Crisis: How Ladakh Will Shape India’s Competition With China / A. Tarapore // Lowy Institute. - May 6, 2021. - URL:
https://www.lowyinstitute.org/publications/crisis-after-crisis-how-ladakh-will-shape-india-s- competition-china (14.05.2022)
Tatsumi Y., Kennedy P. U.S.-Japan Alliance Cooperation in the Post-Pandemic World / Y. Tatsumi, P. Kennedy // Stimson Center: March 2022. - p. 53-76. - URL:
https://www.stimson.org/wp-content/uploads/2022/03/Views-Next-Generation-March-2022- 031522.pdf(дата обращения 15.05.2022)
Watanabe H.R. China-Japan relations after RCEP / H.R. Watanabe // East Asia Forum. - May 3, 2022. - URL: https://www.eastasiaforum.org/2022/05/03/china-japan-relations-after-rcep/(дата обращения 18.05.2022)
Статьи из средств массовой информации
Abe’s Legacy for New Delhi: Enmeshed Strategic Ties and Bringing India Into the Quad // The Wire. - August 30, 2020. - URL: https://thewire.in/diplomacy/shinzo-abe-legacy-new-delhi- japa-india-strategic-ties-quad(дата обращения 14.05.2022)
Japan to expand SDF base in tiny but strategically important Djibouti // The Japan Times. - November 19, 2017. - URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2017/11/19/national/japan-
expand-sdf-base-tiny-strategically-important-djibouti/#.WhI8PraB 1 o4 (дата обращения
08.05.2022)
Last Japanese troops leave U.N. peacekeeping mission in South Sudan. // Reuters World News. - URL: https://www.reuters.com/article/us-southsudan-security-japan/last-japanese-troops-leave-
u-n-peacekeeping-mission-in-south-sudan-idUSKBN18L1VN (дата обращения 10.04.20) Nicholson B. China warns Canberra on security pact / B. Nicholson // The Age, June 15, 2007. - URL: https://www.theage.com.au/national/china-warns-canberra-on-security-pact-20070615-
ge54v5.html (дата обращения 18.04.2022)
Rajagopalan R.P. How China Strengthens the Quad // The Diplomat. - September 4, 2020. - URL: https://thediplomat.com/2020/09/how-china-strengthens-the-quad/(дата обращения
14.05.2022)
Sullivan K. Australian farmers, Chinese consumers and the political and trade tensions in between / K. Sullivan // ABC NEWS Australia. - August 23, 2020. - URL:
https://www.abc.net.au/news/2020-08-23/australia-china-agriculture-trade-tensions- analysis/12585884(дата обращения 16.05.2022)