Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Император У-ди - создатель империи Хань

Работа №127989

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы57
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Император Хань - У-ди: основные вызовы эпохи 9
Глава 2. Правление У-ди: внутренняя и внешняя политика 17
Глава 3. Оценка фигуры У-ди и результатов его правления 31
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 44
Приложение 1. Карта империи Хань, 108 г. до н.э 52
Приложение 2. Карта территорий сюнну, юэчжи, царств западнее от Хань 53
Приложение 3. Портрет У-ди 54
Приложение 4. Портрет Дун Чжуншу 55
Приложение 5. Портрет Сыма Цяня 56
Приложение 6. Кавалерские войска Западной Хань 57

Шестой император династии Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.) У-ди (кит. ^ ф, годы жизни: 156-87 гг. до н.э., на троне: 141-87 гг. до н. э.) - одна из наиболее ярких и деятельных фигур в китайской истории. Лю Бан1, родоначальник правящего дома Хань, сумел основать государство, но роль создателя империи Хань по праву принадлежит У-ди. Именно в период правления У-ди династия Хань начала приобретать тот вид, который в китайской традиции считается образцом классической конфуцианской монархии. На империю Хань равнялись и обращались к ее примеру на протяжении практически двух тысяч лет китайской истории. Авторитет и слава династии Хань даже отразились в самоназвании китайского этноса 2 . Но путь от экономического упадка и междоусобных войн к расцвету китайской государственности не был бы пройден без заслуг У-ди. Период правления этого ханьского императора самый продолжительный и содержательно насыщенный эпизод истории Ранней Хань (206 г. до н.э.-24 г. н.э.). У-ди сумел претворить в жизнь масштабный комплекс новаторских мероприятий, окончательно сломить силы мятежных ванов, освободить государство от 70-летней даннической зависимости, расширить территорию империи, открыть Великий шелковый путь, разработать государственную идеологию, и это не полный перечень достижений правления У-ди . Все эти масштабные преобразования свидетельствуют о силе личности, одаренности и о широте замыслов У-ди. Яркая и деятельная фигура ханьского императора не могла оставить равнодушной современников и представителей последующих поколений: среди оценок У-ди встречаются и восхваляющие, и обличающие в тиранизме; и отмечающие заслуги, и те, в которых акцент ставится на отрицательные аспекты правления императора3.
Личность и результаты деятельности У-ди до сих пор продолжают вызывать интерес у китайских и западных ученых. Об актуальности темы свидетельствует обилие статей современных авторов на китайском и английском языках, посвященных образу У-ди, а также результатам его правления. Тем не менее, в исторических трудах отечественных авторов при описании периода правления У-ди акцент чаще ставится на его военные достижения и отдельные аспекты внутренней политики, реже встречаются сведения о личных качествах У-ди, оценках его фигуры последующими поколениями. Данное исследование также не претендует на полноту раскрытия темы, но в ней автор предпринял попытку представить всесторонний анализ правления У-ди, привести существующие подходы оценки его личности в китаеведении.
Новизна данной выпускной работы заключается в том, что при ее написании автор использовал сведения, приведенные в статьях, научных работах современных китайских авторов последних лет (2020, 2019 гг.); проанализировав и обобщив сведения из этих работ, автор постарался выявить эволюцию оценок У-ди, отношение к его фигуре в Китае на сегодняшний день.
Принимая во внимание наличие современных публикаций по теме, основным источником сведений о жизни и деятельности У-ди остается 12 глава «Исторических записок» (кит. ^^, «Ши цзи») Сыма Цяня4, под названием «Сяо У бэнь цзи - основные записи [о деяниях императора] Сяо У»5. Сыма Цянь был современником У-ди, и все последующие работы по теме ссылаются на сведения из «Ши цзи» как на первоисточник. Сыма Цянь служил при дворе императора и обладал собственным видением на многие вопросы, между этими двумя историческими личностями нередко возникали конфликты; вплоть до того, что в 99 г. до н. э. по приказу У-ди Сыма Цянь был оскоплен. Очевидно, что Сыма Цянь хоть и был выдающимся историком, все же не мог абстрагироваться от личного отношения к унизившему его императору.
Разобраться в скрытых смыслах, личных оценках и особенностях повествования «Ши цзи» автору помог труд петербургского востоковеда Ю. Л. Кроля (1932 г.р.) «Сыма Цянь -историк» (М., 1970). Ю.Л. Кроль в своей работе обобщает сведения об У-ди из разных глав «Ши цзи» и знакомит читателя с личной биографией, взглядами Сыма Цяня; что помогает читателю понять специфику образа У-ди, представленного ханьским историком. Ведь «Исторические записки» - письменный источник, взгляд на события китайской истории через призму его авторов и не может носить исключительно объективный характер.
Для того, чтобы отразить обстановку, сложившуюся в государстве, к моменту прихода У-ди к власти автору особенно была полезна глава «Ранняя Хань», написанная британским синологом Майклом Лёве (1922 г.р.) в «Кембриджской истории Китая»6. История династии Хань - одна из основных сфер интересов Майкла Лёве, который приобрел широкую известность и признание, благодаря своим многочисленным работам, где приводятся всесторонние сведения об устройстве, быте, культуре Ханьской империи.
Раздел, посвященный военным кампаниям У-ди и взаимоотношениям с сопредельными государствами, в данной работе не мог состояться без опоры на труд российского востоковеда Л. А. Боровковой ( 1930-2011 гг.) под названием «Царства Западного Края» (М., 2001). Л. А. Боровкова на материалах «Ши цзи» и «Хань шу», посвященных народам Восточного Туркестана и Средней Азии, отражает борьбу между Ранней Хань и кочевниками сюнну за господство в регионе; формирует у читателя всестороннее представление о внешней политике Хань с учетом истории сопредельных народов.
Проанализировать особенности государственной идеологии Ханьской империи автору помогла вводная статья специалиста по истории восточной философии Б. В. Георгиевича (1931 г.р.) к труду «Древнекитайская философия. Эпоха Хань» (М., 1990); а также перевод отрывков текста конфуцианского философа Дун Чжуншу7 - «Обильные росы “Весен и осеней”» (кит. #^#Ж, «Чунь цю фань-лу»), приведенный в том же издании. Комментарии Б. В. Геогриевича имеют важное значение для разграничения конфуцианского учения в изначальном его виде и конфуцианства в интерпретации Дун Чжуншу; проливают свет на то, каким образом отбирались «нужные» для стабильности Ханьской империи положения, как видоизменялись классические конфуцианские постулаты в процессе трансформации учения в государственную идеологию.
При написании главы, посвященной оценкам образа У-ди и результатам его правления, автор в первую очередь опирался на три источника. Наиболее приближенным к годам жизни У-ди источником является «Ши цзи» Сыма Цяня, где приведена разноплановая оценка деятельности У-ди: историк положительно оценивал результаты правления ханьского императора, но не скрывал и отрицательные черты характера, которые были присущи У-ди; а также негативные последствия многочисленных военных кампаний для экономики страны. Следующий источник по теме - 6 глава из «Истории ранней династии Хань» (кит. j&$, «Хань шу») Бань Гу8, где историк в первую очередь обращал внимание на деятельность У-ди в сфере культуры, образования, церемониала; а также отмечал литературный талант У-ди, его музыкальность, привлечение талантливых людей ко двору. Последним источником, где приводится оценка личности У-ди и результатов правления является 22 глава «Всеобщего зерцала, управлению помогающего» (кит. Ж , «Цзы чжи тун цзянь»), составленного сунским историком Сыма Гуаном9. Сунский историк в своем труде приводил разнообразные оценки У-ди, составленные его предшественниками, в том числе и хвалебную оценку Бань Гу, но уже больше акцентировал внимание на властолюбии, жестокости, расточительности ханьского императора. Проследить дальнейшую эволюцию образа У-ди в китайской истории автору помогли многочисленные статьи по теме китайских авторов, всего было привлечено 11 публикаций, дата написания которых варьируется от 1987 до 2020 г.
Хронологические рамки работы включают в себя годы жизни У-ди, а также отдельные события китайской истории до и после правления императора.
Целью данной работы является составление исчерпывающего и разностороннего образа У-ди, анализ его вклада в создание Ханьской империи, места У-ди в истории Ранней Хань, истории Китая в целом.
Для достижения поставленной цели автор выделила такие задачи:
1. Дать характеристику начального периода жизни У-ди, его прихода к власти, основным вызовам, которые стояли перед молодым императором;
2. Представить анализ непосредственной деятельности У-ди как китайского императора, его политической биографии, привнесенных нововведений;
3. Проанализировать оценки личности и результатов правления У-ди в разные периоды китайской истории, выявить позиции современных китайских авторов по теме.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, шести приложений. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится цель, а также формулируются конкретные задачи работы, приводится историографический обзор.
В первой главе «Император Хань - У-ди: основные вызовы эпохи» рассматривается период детства, юности У-ди, поясняются обстоятельства его прихода к власти, приводится ряд наиболее острых проблем, которые предстояло решать новому императору и описываются первые шаги У-ди на китайском престоле.
Во второй главе «Правление У-ди: внутренняя и внешняя политика» представлен анализ деятельности У-ди: его политические, экономические, ритуально-религиозные, культурные, военные преобразования; а также механизм «взращивания» и привлечения к службе талантливых кадров, которые совместно с У-ди создавали империю Хань.
В третьей главе «Оценка фигуры У-ди и результатов его правления» представлены как положительные, так и отрицательные оценки ханьского императора, отражается изменение образа У-ди от национального героя до жестокого тирана в период Сун; от высокообразованного поэта до одержимого идеей достижения личного бессмертия правителя, питавшего пристрастие к алкоголю и женщинам, в художественных произведениях- сяошо ; а также приводятся актуальные, лишенные «перегибов» исследования образа и деятельности У-ди, перспективы дальнейшей разработки этой темы на современном этапе развития исторической науки.
В заключительной части выпускной квалификационной работы автор подводит итоги и формулирует основные выводы по теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


За долгий период своего правления У-ди сумел решить большую часть проблем, которые Хань унаследовала от своей предшественницы Цинь, и которые все еще были актуальны к моменту прихода У-ди к власти. Ханьский император осуществил не менее масштабный, чем при Цинь, комплекс экономических, социально-политических и идеологических реформ, максимально усиливших имперский режим правления. До прихода У-ди к власти в Ханьском государстве сохранялась видимость спокойствия и благополучия, но на самом деле все большую силу набирали тревожные тенденции, вызванные имущественным расслоением деревни, возросшим влиянием «сильных домов», крупных землевладельцев из чиновничьего и купеческого сословий. Обострились и сепаратистские настроения ванов. В 154 г. вспыхнул мятеж семи ванов (один из зачинщиков которого был племянником Лю Бана). Назрела необходимость проведения реформ, которые в конечном счете определили облик Ранней Хань и обеспечили ей статус империи.
Одним из наибольших вкладов У-ди стало устранение восстаний мятежных князей. Ради достижения этой цели территория Хань была разделена на 13 инспекционных округов, во главе которых стояли местные цензоры, подконтрольные главному имперскому цензору. Еще одной мерой, которая способствовала консолидации власти в руках императора, было принятие трехъярусной властной вертикали и смелое решение У-ди отнять у большей части ванов их титулы и владения. Ничто не могло способствовать «созданию» единой империи так, как установление централизованной власти над всей территорией Хань. Следующим по значимости шагом было создание государственной идеологии: конфуцианство выступило той идеей, которая способствовала удержанию власти в руках династии Хань, легитимировала ее правление. Претворение в жизнь двух этих пунктов уже обеспечило Хань статус империи: «Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера»1. Но все же, по мнению автора работа, с учетом специфики китайской истории, не менее важное значение для придания статуса полноценной империи Хань играло проведение У-ди ряда реформ ритуального характера: принятие новой календарной системы, формирование собственного божественного пантеона, изменение цвета придворной одежды, введение девизов правления (что являлось нововведением У-ди). Все эти меры, хоть и кажутся незначимыми современному читателю, но имели существенный сакральный смысл для древних китайцев. Это подтверждает текст «Ши цзи»: «На первом году правления Сяо У... все носившие за поясом памятные дощечки ждали, что Сын Неба принесет жертвы Небу и Земле, изменит систему начала года и действующие установления»2. В первую очередь сановники ждали от У-ди осуществления именно этих мер, так как их претворение в жизнь ставило Хань в один ряд со всеми древними, глубоко почитаемыми и признанными династиями.
Военная экспансия У-ди, за которую его чаще всего критиковали в период Сун, оказала и положительное влияние на развитие Китая: во-первых, северные границы империи были освобождены от разорительных набегов сюнну, что в свою очередь способствовало восстановлению экономики; во-вторых, начал свое функционирование Великий шелковый путь, что помогло установить торговые и дипломатические связи с ранее неизвестными Китаю регионами, содействовало межкультурному обмену; в-третьих, расширилась территория Китая, в распоряжении империи оказалось множество земель, пригодных для земледелия; в-четвертых, благодаря распространению влияния на сопредельные территории, повысился статус империи - Китай заявил о своем могуществе соседним государствам. Нельзя отрицать тот факт, что военная экспансия проводилась за счет средств казны, которые могли бы быть использованы на другие государственные нужды, например, на улучшение благосостояния народа. Распространена точка зрения, что У-ди проводил военную экспансию в первую очередь руководствуясь своими непомерными политическими амбициями, желанием установить контакт с бессмертными, но нельзя отрицать тот факт, что его внешнеполитическая деятельность также служила интересам империи. Возможно, использование государственного бюджета на внутриполитические цели последующим поколениям казалось более разумным решением, но нужно учитывать специфику времени, которое выпало на период правления У-ди. Лю Чэ был всего лишь седьмым императором династии, которая на тот момент находилась у власти около 60 лет. Перед ним в первую очередь стояла задача укрепления авторитета династии как внутри страны, так и за ее пределами. Высокоморальное поведение и стремление к самосовершенствованию не могли помочь У-ди в усмирении мятежных ванов или в изгнании сюнну, решение этих проблем было бы невозможно без применения силовых методов, современники правителя отдавали себе в этом отчет и ценили его заслуги; об этом, по крайне мере, свидетельствует храмовое имя У-ди.
По мнению автора работы, в дальнейшем образ У-ди был искажен под влиянием определенной традиции китайского историописания. Основы этой традиции заложил Конфуций3 в приписываемом ему сочинении - летописи княжества Лу «Чунь цю» (Кит. «Вёсны и осени»). Сыма Цянь поясняет, что Конфуций не просто составил хронику своего княжества, но отредактировал текст, чтобы «можно было судить [о событиях с точки зрения] благопристойности - ли и должной справедливости - и, делать заключения о поведении правителей прошлых эпох и соблюдении ими принципов дао»4. В дальнейшем эта традиция была продолжена Сыма Цянем, в «Исторических записках» прослеживается четкая закономерность: от моральных качеств правителей, их поведения зависит приобретение или утрата Мандата Неба династией; поэтому последний правитель династии Шан-Инь5 - Чжоу Синь6 или династии Цинь - Цинь Шихуанди изображены у Сыма Цяня как кровожадные тираны, а основатель династии Хань - Лю Бан как избранный Небом мудрый правитель. Таким образом, исторические тексты выступали своеобразным «учебником» для китайцев, где встречались ярко выраженные герои или злодеи. Когда в Китае свое влияние набрала конфуцианская идея о применении несиловых методов при выстраивании отношений с другими государствами, для ее обоснования потребовалось отыскать отрицательный пример в истории; и на эту роль не мог подойти никто лучше, чем «Воинственный император» - У-ди. В период Сун разностороннюю фигуру правителя втиснули в прокрустово ложе образа тирана, а все не вписывающиеся в эту картину качества отсекли. Традиция иллюстрации «правильного» и «неправильного» управления на базе истории хоть и способствовала сохранению стабильности конфуцианской монархии, но параллельно искажала образы многих исторических фигур. До сих пор в Китае существует установка «использовать древнее на службу современному» ( кит. А , гу вэй цзин ьюн), но здесь речь уже идет об использовании опыта предыдущих поколений для решения современных проблем, периоды расцвета или упадка в истории не приписываются заслугам или недочетам одной личности. В своих оценках современные китайские историки стремятся к объективности, об этом свидетельствует множество статей, которые были использованы при написании этой работы - «перегибы» в образе У-ди устранены. Автор данной выпускной квалификационной работы считает, что пересмотр оценок У-ди являлся необходимостью; ханьский правитель был реальной исторической личностью - обладал как положительными, так и отрицательными чертами, но «неприглядные» со стороны конфуцианской морали черты характера не должны перечеркивать те заслуги, которые в свое время сделал У-ди для создания империи Хань.


Источники:
на русском языке:
1. Дун Чжуншу. Чунь цю фань-лу//Древнекитайская философия. Эпоха Хань/Отв. ред. В. Г.Буров.-М.: Наука, 1990. - С.112-127.
2. Сыма Цянь. Исторические записки, т.8/Пер. с кит. Р.В. Вяткина и A.M. Карапетьянца - М.: Вост. лит., 2002. - С. 323-451.
3. Сыма Цянь. Исторические записки. т.2/Пер. с кит. Р.В. Вяткина, В.С. Таскина. - М.: Вост. лит., 2003. - 567 с.
4. Сыма Цянь. Исторические записки. т.9/Пер. с кит. Р.В. Вяткина, В.С. Таскина. - М.: Вост. лит., 2010. - С.313-346.
на китайском языке:
5. Бань Гу. Хань шу (Ж @ / История ранней династии Хань) - [электронный ресурс]. - URL: http://www. guoxue 123.com/shibu/0101/01 hsyz/006.htm , проверено: 01.12.2020.
6. Сыма Гуан. Цзы чжи тун цзянь (^Я^. /Всеобщее зерцало, управлению помогающее) - [электронный ресурс]. - URL: http://www.guoxue 123.com/shibu/0101/01 zztj/021.htm, проверено 23.03.21.
Литература:
на русском языке:
7. Агеев Н.Ю. О шести древних китайских календарях//Общество и государство в Китае: Т. XLII, ч.3/Редколл.: Кобзев и др. [электронный ресурс] - URL:http://www.synologia.ru/a/O%20mecTH%20gpeBHHx%20KHTaHCKHx%20 календарях , проверено: 23.03.2021.
8. Алимов И. А. Сад удивительного - Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2014. -592 с.
9. Алимов И.А., Кравцова М.Е. : поэзия, проза. в 2 т., т.1. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2014. -1408 с.
10. Башкеев В.В. Взаимодействие первого министра (чэнсяна) и главного цензора (юйшидафу)в Западной Хань (с 202 по 87 гг. до н.э.)//Общество и государство в Китае: XLI научная конференция. Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3/редкол. А. А. Бокщанин. Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011.- С.81-93.
11. Башкеев В.В. Интенсификация жертвоприношений в правление ханьского У-ди//Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1/Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. [электронный ресурс] - URL: https://www.synologia.ru/a/Интeнcификaция%20жepтвопpиношeний%20% 20в%20правление%20ханьского%20У-ди , проверено: 24.03.2021.
12. Бокщанин А. А. Очерк истории государственных институтов китайской империи -М.: Наука, 1993. -60 с.
13. Боровкова Л. А. «Царства Западного Края» - М.: ИВ РАН, 2001. - 368 с.
14. Буров В.Г. Философия ханьской эпохи//Древнекитайская философия. Эпоха Хань/Отв. ред. В. Г.Буров.- М.: Наука, 1990.- С.3-32.
15. Васильев Л.С. История религий востока - М: Высш.шк.,1983. - 416 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ