Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Экономические связи России и Австрии в XXI веке 15
1.1 1990-е годы: предпосылки формирования стабильных отношений 15
1.2 2000-2007 годы: эпоха бурного роста 18
1.3 2008-2013 годы: мировой экономический кризис и его преодоление 22
1.4 Российско-австрийские отношения после 2014 года 24
1.5 Сотрудничество в нефтегазовой сфере 29
1.6 Выводы 30
Глава 2. Основные направления культурного партнёрства 34
2.1 Русское наследие в Австрии 37
2.2 Русскоязычное население Австрии и выходцы из современной России 38
2.3 Вопрос возвращения культурных ценностей 43
2.4 Межгосударственное культурное сотрудничество 44
2.5 Туризм 51
2.6 Русский язык в Австрии и немецкий язык в России 53
2.7 Выводы 54
Заключение 57
Список источников и литературы 63
Приложение 72
Россия и Австрия имеют богатую и продолжительную историю двусторонних отношений. В одно время они определялись союзом против угрожающей христианской Европе Османской Империи, в другое время народы обеих стран были вынуждены убивать друг друга в кровавых конфликтах. Однако, помимо широкого политического наполнения, история двусторонних контактов помнит культурное и экономическое взаимодействие, которое становится всё более важным в современном мире.
Так, в Австрии есть большое количество достопримечательностей, имеющих отношение к России и её культуре. Сюда можно отнести и названную в Вене в честь русского посла Д.М. Голицина улицу, и одноимённый холм, и многочисленные памятники советским солдатам-освободителям, известнейшим из которых является расположенный в самом центре австрийской столицы на площади Шварценбергплатц.
Начиная с середины XX века экономическое измерение отношений двух стран приобрело большое значение. Важной вехой стало заключение в 1968 году договора о поставках советского газа в Австрию, который стал для советской стороны первым подобным соглашением с капиталистическим государством.
В настоящее время отношения двух стран определяются, прежде всего, политической повесткой. Имеет значение и нахождение Австрии в Европейском Союзе, интеграционном объединении, координирующем политический курс входящих в него стран.
Несмотря на осложнение отношений между Евросоюзом и Россией и взаимные санкции, в последние годы наблюдается позитивный характер развития российско-австрийских отношений. Россия наращивает поставки газа, действует большое количество площадок для экономического взаимодействия, динамично развиваются культурные связи.
Актуальность
В настоящий момент отношения России со странами Евросоюза переживают кризис. Этому есть множество причин, начиная от различной интерпретации понятия прав человека и их соблюдения и заканчивая вооруженным конфликтом на Востоке Украины и статусом Крымского полуострова. В условиях отсутствия конструктивного диалога с европейскими институтами вполне логичной выглядит политика России по построению связей с отдельными странами-участницами ЕС.
Австрия, в которой с 2017 года у власти находится союз право-консервативных, сил, представляет собой интересный пример. С одной стороны, правительство С. Курца высказывалось за однозначно европейское будущее Австрии, с другой стороны оно взяло на себя роль «адвоката» России в Евросоюзе, призывая к возобновлению диалога с учётом интересов Кремля.
Австрийскую и российскую элиту связывают тесные личностные отношения. За один только 2018 год президент России и федеральный канцлер Австрии встречались четыре раза, причём Австрия стала первой страной зарубежного визита вновь избранного российского президента, что не может не свидетельствовать о невиданно высоком взаимном интересе обеих сторон к сотрудничеству.
Несмотря на то, что в концепции внешней политики России от 2014 года не говорится об Австрии отдельно (в отличии от Германии, Франции или Италии)1, можно с уверенностью обозначить её важность для российской внешней политики.
В последние годы, к исключительной стратегической важности Австрии, как одного из основных партнёров России по поставкам газа, имеющим на своей территории крупнейший в Европе газовый хаб (в г. Баумгартен), прибавилась и политическая составляющая. Австрия еще с XIX века обладает большим дипломатическим потенциалом, и в настоящее время она принимает на себя роль посредника между Европейским Союзом и Россией. Политика оказывает огромное влияние на развитие экономических и культурных связей, и потому она не может не быть затронута в данной работе.
В предисловии к концепции внешней культурной политики Австрии от 2015 года министр иностранных дел Австрии (ныне федеральный канцлер) Себастьян Курц пишет, что основу для длительного и доброжелательного партнёрства в XXI веке могут составить лишь экономические, и культурные связи, значение которых постоянно растёт.2
Предмет исследования
Предметом данного исследования являются существующие российско- австрийские экономические и гуманитарные связи. Обе страны имеют не только богатую историю политических контактов, но и широкие экономические и гуманитарные связи, которые в XXI веке имеют всё большее значение для международных отношений.
Ряд современных исследователей в области международных отношений, в частности Дж. Най3 и С. Хантингтон4 утверждают о возвышении роли культуры и культурной политике в современном мире. Так или иначе, всё заметнее проступает взаимосвязанность экономики и культуры. В декабре 1992 года по инициативе ООН и ЮНЕСКО созывается Всемирная комиссия по культуре и развитию, которую возглавил бывший Генеральный секретарь ООН. Президент Европейского центра культуры Ж.-Ф. Бурден заявил, что в сближении экономики и культуры разыгрывается будущее человечества. Французский социолог А.-М. Ломба отметил, что «экономическое богатство не воздвигается на культурном кладбище».5
Основу экономического сотрудничества стран составляют, безусловно, поставки российского газа, договорённости по которым были достигнуты более 50 лет назад. Сейчас их объёмы растут, что предопределило рекорд по уровня товарооборота, установленный в 2018 году.
Экономические связи развивались неоднородно. Их правовая основа была заложена ещё в 1990-е годы, в начале 2000-х годов шло их бурное развитие. На рубеже 2010-х годов Россия увеличивает закупки австрийской продукции. После введения антироссийских санкций Евросоюзом и ответных санкций Москвой уровень двустороннего сотрудничества сократился. Вопреки этому с 2017 года он демонстрирует уверенный рост.
К счастью, перемены в политической обстановке почти не сказывались на официальных культурных контактах. С середины XX века они всегда рассматривались в качестве неотъемлемой части созидания мирного и благополучного общества.
Гуманитарное сотрудничество было налажено ещё во времена Советского Союза. Его основу составляли, прежде всего, двусторонние культурные и спортивные мероприятия: гастроли советских и австрийских музыкальных и театральных коллективов, музейное сотрудничество, спортивные соревнования между советскими и австрийскими командами и т.п.
Правительство Российской Федерации определяет гуманитарные связи, как «международное сотрудничество в сфере культуры и искусства, спорта, средств массовой информации, других гуманитарных областях; вопросы регулирования дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами на двусторонней основе, а также связи с постоянно проживающими в других странах гражданами России, людьми, родившимися в России, и их потомками».6 Таким образом, в настоящее время область гуманитарных контактов существенно шире, не в последнюю очередь за счёт развития средств массовой информации, интернета и большого количества русскоязычных эмигрантов в Австрии.
Хронологические рамки
Хронологические рамки работы охватывают начало XXI века. Нижней хронологической границей стал 2000 год, когда российским президентом стал Владимир Путин. Хотя основы двустороннего сотрудничества были заложены ещё в 1990-е годы, после распада СССР, быстрый экономический рост в России, а также активное сотрудничество Москвы с Европейским Союзом в 2000-е годы стало основным временем наращивания гуманитарных и экономических контактов двух стран. Ухудшение отношений Брюсселя и Москвы после 2013 года привели к сокращению двустороннего диалога и экономического сотрудничества. Второе не обошло и российско-австрийские отношения. Сейчас происходит восстановление двусторонних отношений, что отвечает интересам представителям австрийской политической элиты и бизнеса.
По своей специфике работа содержит новейшие опубликованные данные, вследствие чего верхней хронологической границей можно считать 2019 год. Автор, однако, хочет сделать прогноз развития отношений в ближайшие годы.
Цель исследования
Цель данного исследования состоит в том, чтобы вывить закономерности развития российско-австрийских экономических и гуманитарных отношений в XXI веке. Не поддаётся сомнению, что помимо, собственно, экономики и культуры, большое значение для данного вопроса имеет и политическая конъюнктура, подвергшаяся серьёзным изменениям в рассматриваемый исторический промежуток. Поскольку Австрия является членом Европейского Союза, необходимо также отталкиваться от российско- европейских отношений.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выделить этапы развития отношений России и Австрии в XXI веке;
2. Рассмотреть основные существующие каналы двусторонних гуманитарных связей двух стран;
3. Определить структуру экономического сотрудничества России и Австрии и изучить её динамику;
4. Оценить перспективы развития двусторонних экономических и гуманитарных отношений в краткосрочной перспективе.
Тема двусторонних отношений России и Австрии в сфере экономики и культуры на современном этапе в монографиях не рассматривается. После 2010 года не вышло ни одной монографии, в которой бы рассматривались отношения России и Австрии в сфере экономики и культуры на современном этапе. Однако был опубликован ряд статей, обращающийся к определённым их аспектам. Данная работа призвана стать попыткой восполнить некоторые пробелы в изучении отношений двух стран.
Методологической основой данного исследования стало изучение существующих работ по схожей тематике, отечественных и иностранных источников и литературы, статистики.
Исторический метод составляет изучение истории как Австрии, так и её отношений с Россией. Безусловно, закономерности развития отношений двух стран в определённый период невозможно рассматривать без понимания их исторической базы. Так, можно обнаружить преемственность между ролью Вены в дипломатии XIX века (Венский конгресс) и последующим установлением в Вене большого количества международных организаций.
Статистический метод заключается в ознакомлении со статистическими данными, прежде всего касающиеся экономических отношений России и Австрии, опросами общественного мнения, динамикой развития культурных контактов.
Рассмотрение большого числа новостных и научных статей и выделение полезной для работы информации предполагает использование аналитического метода.
Кроме того, определённую часть сделанных автором выводов предопределил метод наблюдения. В летний семестр 2018 года автор имел возможность обучаться в г. Зальцбурге, где наряду с другими городами Австрии и Южной Германии он имел личный опыт знакомства с институтами русской культуры: культурными центрами, магазинами русских продуктов, школами с преподаванием русского языка и представителями русскоязычной диаспоры.
Структура работы
По своей структуре работа состоит из двух глав: «Экономические связи России и Австрии в XXI веке» и «Основные направления культурного партнёрства». Каждая глава делится на параграфы.
На развитие торгово-экономического сотрудничества большое влияние оказывали события международной политической и экономической жизни, поэтому первая глава разделена на параграфы в хронологическом порядке.
В рамках данной работы невозможно осветить все области торговоэкономического сотрудничества России и Австрии. Поэтому автор прибегает к рассмотрению важнейших показателей: структуры торгового оборота и инвестиции. В качестве отрасли, имеющей стратегическую важность для обеих стран и составляющую основу их торговли, выступает нефтегазовая сфера, которая будет рассмотрена в отдельном пункте.
Культурное сотрудничество, в свою очередь, развивалось постоянно. В отличии от объёмов двусторонней торговли его развитие не переживало периоды взлётов и падений. Вследствие этого вторая глава разделена по направлениям сотрудничества.
В данной главе планируется Рассмотреть основные существующие каналы двусторонних гуманитарных связей двух стран и оценить перспективы развития двусторонних гуманитарных отношений в краткосрочной перспективе.
Источники и литература
Источниковую базу составили документы и материалы различного характера на русском и немецком языках. Первую группу составили ключевые официальные документы: Устав ООН7, Всемирная декларация о правах человека8, конституция Российской Федерации9, конституция Австрийской Республики10, Государственный договор от 1955 года о восстановлении независимой и демократической Австрии11, Федеральный конституционный закон Австрии о суверенитете12. Сюда же можно отнести российскую Концепцию внешней политики13 и австрийские ежегодные доклады по внешней политике, последний из которых вышел в 2015 году.14
Вторую группу образовали имеющие огромное значение для изучения нормативно-правовых рамок двустороннего взаимодействия двусторонние соглашения в областях торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, коими являются Межправительственные соглашения между Российской Федерацией и Австрийской республикой о торговле и экономическом сотрудничестве от 1993 года15, о научно-техническом сотрудничестве от 1997 года16, о культурном сотрудничестве от 1998 года17, о сотрудничестве в области туризма от 2002 года.18
Третьей группой источников стали экономические сведения Федеральной таможенной службы России19 — основного источника экономических показателей, указанных в данной работе. В отдельных случаях, автор прибегает к статистике австрийских органов: Австрийской торговой палаты20 и Австрийского статистического ведомства.21
Четвёртую группу источников составили выступления государственных деятелей и представителей деловых и культурных кругов двух стран по актуальным вопросам.
Пятую группу представляют материалы периодической печати на русском, немецком и английском языках. Они образуют большой пласт фактического материала работы. Хх основу составили информационные агентства РИА Новости, ТАСС, Новая Газета, Русская служба BBC, Вести, Коммерсант, Ведомости и Kremlin.ru с российской стороны, Die Presse, OE24, OO Nachrichten, Die Krone, Die Kleine Zeitung с австрийской, Der Spiegel, Die Zeit, Deutsche Welle, Tagesschau с немецкой, BBC с британской, Atlantic Council и Foreign Affairs с американской стороны.
Наконец, большое количество информации было проанализировано с официальных сайтов Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федерального министерства иностранных дел и европейской интеграции Австрийской Республики, посольства России в Вене и посольства Австрии в Москве, Российского культурного центра в Вене и прочих государственных учреждений, высших учебных заведений, научных институтов, школ и частных организаций, которые можно причислить к шестой группе источников.
Перечисленные источники помогли сохранить информативность и достоверность исследования, а также решить поставленные в работе задачи.
Автору приходится констатировать малую степень изученности темы отношений двух стран. Из найденных работ большую часть составляют исторические исследования контактов XIX-начала XX веков. Меньшая часть посвящена отношениям советского периода. И наконец совсем небольшой объём составляют исследования на тему современных российско-австрийских отношений.
Отдельно стоит отметить монографию Боголюбовой Н.М. и Николаевой Ю.В.22, изданную Санкт-Петербургским культурологическим сообществом в 2010 году, в которой наиболее широко анализируется многостороннее сотрудничество двух стран после распада Советского Союза.
После 2010 года не было проведено ни одного широкомасштабного исследования по культурным связям России и Австрии: работа Боголюбовой Н.М. и Николаевой Ю.В. остаётся самой новой монографией по данной теме.
Ввиду положительной динамики развития двусторонних экономических отношений, с середины 2000-х годов начинают появляться научные статьи, посвященные экономическим связям, в частности, австрийским инве стициям. Из их числа можно отметить статью Макаренкова М.В .23, которая способствовала ознакомлению со сложившейся на начало рассматриваемого периода экономической ситуацией в отношениях двух стран; монография авторского коллектива Института мировой экономики и международных отношений РАН оценила уровень австрийских инвестиций в экономику России к 2006 году24; статья Казанковой Н.А.25, а также доклад Евразийского Банка Развития26 способствовали изучению развития инвестиционных связей в последующие годы.
При изучении вопроса культурных связей какой-либо страны, тем более входящей в наднациональную экономическую и политическую организацию, нельзя не обращать внимание на проблемы её национальной идентичности. В данной работе важными источниками информации по восприятию австрийской идентичности стали монография под редакцией В.Б. Белова27, и статья В.И. Васильева28. В ознакомлении с находящейся у власти в Австрии коалиции из Австрийской народной партии и Австрийской партии свободы помогли статьи С. Райнфельдта29 и В.Я. Швейцера.30
При изучении международного культурного взаимодействия чрезвычайно важно обращать внимание на существующие правовое поле. Для его определения в рамках культурного сотрудничества двух стран была крайне полезной статья Н.С. Харевич.31
Российские эмигранты и их деятельность вошли в поле научных исследований относительно недавно. В изучении данного вопроса помогли статьи С.В. Рязанцева.32
Тема двусторонних отношений России и Австрии как никогда актуальна. С одной стороны, растёт политическое значение Австрии: при коалиции правых сил она стала играть важную роль в диалоге Россия - Евросоюз. С другой стороны, в 2018 году между странами был достигнут рекорд по уровню торгового оборота, растёт значение Австрии как покупателя газа.
Австрия искренне заинтересована в урегулировании российско- европейских отношений, камнем преткновением которых стала ситуация на Украине. Австрийская партия свободы (АПС), партнёр Австрийской народной партии (АНП) по коалиции имеет каналы связи с Единой Россией: в декабре 2016 года она подписала соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с Единой Россией. Хайн Кристиан Штрахе, лидер партии, со своей стороны заявил, «что его партия не поддерживает продление введенных ЕС санкций против России и считает дружбу с Россией залогом мирного будущего Европы».1
Изначально АПС выступала за полное безусловное снятие санкций с России и признание Крыма её частью. Впоследствии ей прошлось урегулировать свои взгляды с позицией АНП и она также стала выступать за последовательное снятие санкций по мере выполнения Минских соглашений.2
Крайне важное значение для понимания современного уровня развития отношений России и Австрии имеет история их взаимоотношений. Несмотря на то, что Вена уже не является столицей огромной империи, она сохраняет почётное звание одной из столиц мировой дипломатии, которое она получила ещё во времена Конгресса 1815 года. В период Холодной войны Вена, как столица нейтрального государства была местом сосредоточения разведывательных подразделений противостоящих сторон.
Во второй половине XX века в Вене обосновалось большое количество международных организаций: ООН, ОПЕК, МАГАТЭ, ОБСЕ и др., что сохраняет её высокий дипломатический статус.
Заложенный в конституции нейтралитет австрийского государства является одним из главных столпов национальной идентичности.3 Нейтралитет гарантирует неучастие страны в военно-политических союзах, что для имеет большое значение для российской внешней политики и способствует более благоприятному климату для развёртывания многостороннего сотрудничества.
Однако основа для него была заложена ещё в 1990-е годы, когда, несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию в России, была создана нормативно-правовая база двусторонних отношений. Самое важное соглашение, о торговле и экономическом сотрудничестве было принято ещё в 1993 году.
В начале 2000-х годов вместе с ростом цен на нефть и стабилизацией политической обстановке, в России начался период бурного экономического роста. В это же время идёт активное развитие связей с Евросоюзом: обговариваются и реализуются проекты в экономической и культурной сферах.
2000-2007 годы можно выделить в отдельный период активного развития экономических и культурных отношений, не обременённого и слабо обременённого политической повесткой. В эти годы продолжается формирование правового поля российско-австрийских отношений. Тогда же создаются площадки для двустороннего диалога по экономическому и культурному направлениям.
Торговый оборот России и Австрии растёт невиданными темпами: за первые семь лет нового тысячелетия он увеличился почти в 4,5 раза, при том, что российский импорт из Австрии взлетел почти в шесть раз.
С 2007 года Россия начинает более критически оценивать политику стран Запада: российский президент В. Путин выступает со знаменитой «Мюнхенской речью».
В 2008 году мир накрывает экономический кризис, ударивший по внешнеторговым связям России, в том числе с Австрией. Однако, едва упавший торговый оборот постепенно восстанавливается: несмотря на различный подход к событиям в Грузии в августе 2008 года и осуждение действий России Евросоюзом на Москву не накладываются санкции. Сотрудничество с европейскими странами продолжается в полном объёме.
Хотя рекордный 2008 год, когда объём торгового оборота составил 5,4 млрд. долл. США так и не будет побит, 2013 год стал рекордным по объёму австрийского экспорта в Россию: 3,8 млрд. долл. США. Он не будет побит и впредь.
2014 год стал переломным годом. Присоединение Россией Крыма и война на Востоке Украины резко ухудшили отношения отношения России и Евросоюза. С одной стороны, были резко сокращены существовавшие каналы для диалога. С другой стороны, Евросоюз наложил на Москву санкции, на которые последняя ответила контрсанкциями.
В сложившейся обстановке торгово-экономическое сотрудничество России и Австрии понесло существенные потери. Вопреки неудовольствию австрийской бизнес-элиты в течение последующих двух лет торговые связи с Россией сокращались.
В 2017 году, однако, Австрия начала повышать объёмы покупок российского газа, а в самой Ро ссии экономический спад сменился медленным экономическим ростом. В этих условиях взаимная торговля стала рости, и в 2018 году был достигнут торговый оборот в 5,6 млрд. долл. США.
Таким образом, динамика развития двусторонних торгово- экономических связей менялась в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры. В начале XXI её можно разделить на соответствующие периоды: 2000-2007 годы, когда происходил бурный рост двустороннего товарооборота и взаимных инвестиций; 2008-2013 годы, когда на фоне мирового экономического кризиса сократилось обращение товаров, однако продолжилось двустороннее движение капитала; 2014-н.в., когда Евросоюз наложил санкции на Москву, а последняя ответила контрсанкциями. Этот период можно также разделить на два подпериода: 2014-2016 годы, когда происходит многостороннее сокращение экономического взаимодействия двух стран, и время с 2017 года, когда в Австрии приходит к власти наиболее дружественная к Москве коалиция из правых сил, для покрытия возросших потребностей в топливе резко увеличиваются закупки российского газа, также растут российские закупки австрийских товаров.
Основу российского экспорта в Австрию составляли и продолжают составлять по ставки газа, существенно меньшую долю занимают древесина и металлы. Австрия, со своей стороны, экспортирует в Россию готовое высокотехнологичное оборудование, продукты из древесины, лекарства.
Новый период в истории торгово-экономических отношений двух стран, по видимому, начнётся после отмены санкций, когда будут сняты ограничения на торговлю и, что важнее, инвестиции.
В силу своего малого размера Австрия не может занимать место среди крупнейших торговых партнёров России. Более того, с начала 2000-х годов её место понизилось. Однако Австрия играет очень важную роль для российской газовой отрасли, значение которой не будет падать в ближайшие десятилетия.
Культурное сотрудничество — важнейшая составляющая внешней политики любого современного государства. Современные черты оно приобрела во второй половине XX века, когда в политическом дискурсе появилось понятие «мягкая сила».
Российская Федерация уделяет большое внимание внешней культурной политике, подтверждением чему служит принятая в 2000 году Концепция. Она начинается со слов: «В реализации внешнеполитической стратегии России, направленной на укрепление ее международных позиций и обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны, особая роль принадлежит культуре».4 Посредством культурной политики Россия стремится создать благоприятный образ о себе и своей культуре в мире.
Россия и Австрия имеют длительную историю гуманитарных отношений. Несмотря на то, что первые договоры в этой области были подписаны относительно недавно: лишь в 1968 году было заключено первое соглашение о культурном сотрудничестве между Австрийской Республикой и СССР, гуманитарные контакты возникают вместе с первыми русскими переселенцами (конец XVII века).
На территории Австрии, и особенно в Вене сохранилось большое количество культурных памятников, непосредственно связанных с Россией: это и монументы русским и советским войнам, и русские православные церкви, и частные дома и дворцы, где проживали русские государственные деятели и представители русского искусства. Россия традиционно проявляет озабоченность по поводу сохранения своих памятников зарубежом и активно сотрудничает с Австрией по данному направлению.
Другим важным направлением является русскоязычная диаспора в Австрии, которая своим присутствием составляет культурное разнообразие республики. Русскоязычные жители составляют существенную часть австрийского населения. Для них не характерно расселение на конкретной территории, при этом они имеют развитую систему контактов между собой, а также с Россией. В Австрии действуют центры русской культуры, русскоязычные школы и магазины русских продуктов. Организованы каналы связи соотечественников с Россией.
Актуальным остаётся вопрос реституции культурных ценностей, которые были незаконно вывезены с территории двух стран в результате войн. И Россия, и Австрия заинтересованы в его разрешении и потому активно сотрудничают по данному направлению.
Гуманитарные связи, в отличии от экономических, к счастью, были существенно менее подвержены негативным влиянием со стороны политических перемен. Межгосударственное культурное сотрудничество было развито во время СССР, поскольку Австрия благодаря своему нейтральному статусу и умелому лавированию между лагерями Холодной войны причислялась советским руководством к «прогрессивным буржуазным странам». Сейчас между нашими странами отсутствует идеологическая составляющая и гуманитарное сотрудничество ведётся по многочисленным направлениям.
Регулярно проходят как мероприятия, посвященные русскому языку и культуре в Австрии, в том числе такие, как «год русской культуры», так и мероприятия, посвящённые немецкому языку и австрийской культуре в России. Существует большое количество линий сотрудничества между научными и культурными учреждениями. С 2008 года действует совместная комиссия историков под эгидой академий наук двух стран.
Россия и Австрия обладают колоссальным потенциалом сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной сферах. Во-первых, между странами отсутствуют какие-либо существенные политические разногласия или исторические камни преткновения. Во-вторых, Австрия продолжает быть нейтральной страной, а для России с геополитической точки зрения это всегда было важно. В третьих, Австрия обладает высокоразвитой инновационной экономикой, а Россия заинтересована в применении зарубежного опыта при модернизации собственной экономической системы и моделей производства. В пятых, за более, чем 60-летний период мирного сотрудничества обе страны накопили опыт понимания интересов друг друга, а между представителями элиты сложились тёплые партнёрские отношения. В шестых, и Австрия, и Россия имеют схожие позиции по внешней культурной политике, и в последние десятилетия двусторонние культурные связи лишь развивались.
Нынешняя ситуация показывает, кроме того, что контакты между странами вполне могут расширяться вопреки неблагоприятному политическому климату, из чего можно сделать вывод, что сотрудничество между Россией и Австрией в ближайшие годы будет расти.
1. Внешняя культурная политика России - год 2000: тез. // Дипломат, вестн. 2000. № 4. СС. 76-84.;
2. Всеобщая декларация прав человека URL:https://www.un.org/ru/documents/ decl conv/declarations/declhr.shtml (Дата обращения: 22.05.2019);
3. Конституция Российской Федерации URL:http://constitution.kremlin.ru (Дата обращения: 22.05.2019);
4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) URL:http://www.mid.ru/ foreign policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (Дата обращения: 22.05.2019);
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о культурном сотрудничестве (заключено в г. Вене 27.10.1998) // Бюллетень международных договоров, 2005, № 12, С.14 + Правительство;
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о передаче книжной коллекции Эстерхази Австрийской Республике URL:http://www.conventions.ru/view base.php?id=1798 (Дата обращения: 22.05.2019);
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о сотрудничестве в области туризма, Бюллетень международных договоров, 2002, №8;
8. Соглашение между Российской Федерацией и Австрийской республикой о торговле и экономическом сотрудничестве, ратифицировано Федеральным Законом РФ от 25 ноября 1994 года N 47-ФЗ URL:http://docs.cntd.ru/document/1900902 (Дата обращения: 22.05.2019);
9. Тезисы «Внешняя культурная политика России — год 2000» // Диломатический вестник, 2000, №4 (апрель);
10. Устав ООН URL:https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (Дата обращения: 22.05.2019);
11. Утверждена стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, официальный сайт федерального агентства по туризму министерства экономического развития России URL:https://www.russiatourism.ru/news/3053/ (Дата обращения: 22.05.2019);
12. Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» URL :http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102052508&intelsearch=528 (Дата обращения: 22.05.2019);
13. AuBen- und Europapolitische Berichte, offizielle Webseite vom Bundesministerium fur Europa, Integration und AuBeres URL:https://www.bmeia.gv.at/das-ministerium/aussen- und-europapolitischer-bericht/;
14. Auslandskulturkonzept 2015, Bundesministerium fur Europa, Integration und AuBeres;
15. Bundesrecht konsolidiert: Gesamte Rechtsvorschrift fur Bundes-Verfassungsgesetz, Fassung vom 27.04.2019 URL:https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe? Abfrage=Bundesnormen&Gesetzesnummer=10000138 (Дата обращения: 22.05.2019);
...