ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА 7
1.1 Методология автоматизации рабочего места 7
1.2 Классификация АРМ 13
1.3 Классификация типов автоматизированного рабочего места 18
2 АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ООО «НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА» 23
2.1 Общая характеристика деятельности организации 23
2.2 Правовые основы деятельности автоэксперта 25
2.3 Описание бизнес-процессов экспертизы (модель «как есть») 30
3 МОДЕЛИРОВАНИЕ АРМ НЕЗАВИСИМОГО АВТОЭКСПЕРТА 41
3.1 Выбор метода моделирования бизнес-процессов 41
3.2 Характеристика бизнес-процессов организации АРМ автоэксперта. 44
3.3 Модель «как надо» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
В эпоху глобальных перемен цифровизация экономики выходит на первый план. Главные области жизнедеятельности – общество, экономика, управление в скором времени получат новую стадию развития, после чего произойдёт трансформация социальных отношений. В дальнейшем всеобщее освоение цифровых технологий – одно из качественных условий будущего развития человечества. Это всё обосновано прогрессом в сферах микроэлектроники, ИТ-технологий и телекоммуникаций. Поэтому, цифровизация и автоматизация - объективные процессы развития современного общества.
В связи с этим, одним из наиболее значимых социальных последствий цифровизации и автоматизации является массовая безработица из числа специальностей низшей и средней квалификации.
Актуальность компьютеризации судебно-экспертной деятельности объясняется необходимостью повышения эффективности обработки и использования экспертной информации с целью более оперативного получения научно обоснованных решений судебно-экспертных задач и оказания стабильной качественной помощи клиентам компании.
Для каждого объекта управления можно предусмотреть автоматизированные рабочие места, соответствующие их функциональному назначению. Например, в сфере экономики на таких АРМ можно осуществлять планирование, моделирование, оптимизацию процессов, принятие решений в различных информационных системах и для различных сочетаний задач. Принципы создания АРМ независимо от их назначения должны быть общими: системность, гибкость, устойчивость и эффективность.
С ростом числа движимого имущества у граждан и юридических лиц увеличился спрос на услуги независимого автоэксперта. Введение обязательного и добровольного страхования автотранспорта и увеличение количества дорожно-транспортных происшествий повлекли за собой рост судебных споров, в решении которых практическая помощь оказывается автоэкспертом. При этом проблемы автоматизации рабочего места специалиста вызваны, прежде всего, вопросами организационного порядка, связанными с выездами специалиста на место дорожно-транспортного происшествия и необходимостью проведения расчетов по результатам обследования места происшествия и последующим оформлением необходимых документов, предоставляемых в судебные и страховые органы.
Объектом исследования в дипломной работе является ООО «Независимая экспертиза».
Предметом исследования являются информационно-экономические отношения, возникающие в процессе автоматизации рабочего места независимого автоэксперта.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование моделирования АРМ независимого автоэксперта.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Изучить теоретические основы автоматизации рабочего места автоэксперта;
Провести анализ деятельности организации ООО «Независимая экспертиза»;
Выделить бизнес-процессы организации рабочего места автоэксперта;
Спроектировать модель «как надо».
Вопрос актуальности компьютеризации судебно-экспертной деятельности объясняется необходимостью повышения эффективности обработки и использования экспертной информации с целью более оперативного получения научно обоснованных решений судебно-экспертных задач и оказания качественной помощи клиентам компании.
В эпоху глобальных перемен цифровизация выходит на первый план. Главные области жизнедеятельности – общество, экономика, управление в скором времени получат новую стадию развития, после чего произойдёт трансформация социальных отношений. В дальнейшем всеобщее освоение цифровых технологий – одно из качественных условий будущего развития человечества. Это всё обосновано прогрессом в сферах микроэлектроники, ИТ -технологий и телекоммуникаций. Поэтому, цифровизация и автоматизация - объективные процессы развития современного общества.
В последние годы возникает концепция распределенных систем управления организацией, где предусматривается локальная обработка информации. Для реализации идеи распределенного управления необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе профессиональных персональных ЭВМ. Анализируя сущность АРМ, специалисты определяют их чаще всего как профессионально-ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.
С помощью АРМ специалист может обрабатывать тексты, посылать и принимать сообщения, хранящиеся в памяти ЭВМ, участвовать в совещаниях, организовывать и вести личные архивы документов, выполнять расчеты и получать готовые результаты в табличной и графической форме. Обычно процессы принятия решений и управления в целом реализуются коллективно, но необходима проблемная реализация АРМ управленческого персонала, соответствующая различным уровням управления и реализуемым функциям.
Подготовка информации для принятия решений, собственно принятие решений и их реализация могут иметь много общего в различных экономических службах предприятия. Также многие функции являются типовыми для многих предприятий. Это позволяет создавать гибкие, перестраиваемые структуры управления.
В данной работе мной были, рассмотрены и закреплены теоретические аспекты по автоматизации рабочего места так же был выбран и автоматизирован бизнес-процесс автоэксперта.
Введение раскрывает актуальность выбранной темы дипломного работы, а также цели и задачи этого проектирования. Целью было – « моделирования АРМ независимого автоэксперта» и эта цель была выполнена.
Первая глава была уделена методологии автоматизации рабочего места, сбору данных для описания автоматизации рабочего места и трудности его автоматизации. Так же были описаны требования для интерфейса ПО, которые в свою очередь являются важным моментом реализации системы. Было описано, каким требования должна удовлетворять автоматизированная АРМ для более комфортного общения человека - машины.
Вторая глава была, посвящена описанию общей характеристики деятельности организации и всех правовых и федеральных требований для деятельности автоэксперта так же в этой главе было описано внедряемое ИС и построена модель как есть для дальнейшего проектирования бизнес-процесса организации.
В третьей главе были описаны основные методы моделирования бизнес-процессов. Так же был выбран метод для дальнейшего моделирования процессов. Описана характеристика бизнес-процессов автоэксперта и построен бизнес-процесс моделей «как надо».
Автоматизированное рабочее место эксперта должно удовлетворять всем потребностям его деятельности, так же АРМ позволит сократить время на обработку информации; произойдет сокращение затрат на обработку информации, уменьшатся затраты времени на поиск необходимой информации, улучшится качества контроля и учета обрабатываемой информации.
Цель, поставленная в выпускной квалификационной работе выполнена, а именно промоделировано АРМ независимого автоэксперта.
Задачи достигнуты, а именно:
Изучены теоретические основы автоматизации рабочего места автоэксперта;
Проведен анализ деятельности организации: ООО «Независимая экспертиза»
Описаны правовые основы деятельности автоэксперта.
Выделены бизнес-процессы организации рабочего места автоэксперта;
Выбрана ИС для автоматизации производства.
Построена модель «как есть».
Построена модель «как надо».
АРМ можно определить как комплекс информационных ресурсов, программно-технических и организационно-технологических средств индивидуального и коллективного пользования, объединенных для выполнения определенных функций профессионального работника управления.
1 Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. №223-Ф3.
3 Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2014 N 34245).
4 Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34204);
5 Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортно средства (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П). (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34212).
6 Постановление Правительства РФ от 17 октября 2014 г. N 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам техникам, в том числе требования к из профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а так же порядок ведения государственного реестра экспертов-техников».
7 Постановление Правительства РФ от 07 октября 2014 г. N 1017 «О признании утративших силу некоторых актов Правительства РФ»;
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238.
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 361.
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 717.
11 Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств Приложение 7, к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
12 Перечень товарных рынков в границах экономических районов Российской Федерации Приложение 4, к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
13 ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015 — аналог ISO 9001-2015, введён в действие 01 ноября 2015 года, утвержден в Росстандарте 28 сентября 2015 года – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_9000 (дата обращения 15.05.2018).
14 ISO/IEC 12207:1995..Информационная технология. Процессы жизненного цикла программного обеспечения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/CrKfkU (дата обращения 15.05.2018).
15 ISO 9000-3:1997. Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 3. Руководящие указания по применению ISO 9001 при разработке, поставке, монтаже и обслуживании программного обеспечения. Второе издание. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://znaytovar.ru/gost/2/ISO_9000391_Standarty_v_oblast.html (дата обращения 16.05.2018).
16 ГОСТ 34.ххх. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ocnova.ru/biblioteka/gosty-standarty-zakonodatelstvo-2/oformlenie-proektnyh-dokumentov/gost-34-hhh/ (дата обращения 3.05.2018).
17 Аппак М.А. Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ. - М.: Радио и связь, 2008.
18 Автоматизированные рабочие места [Электронный ресурс] Режим доступа : http:// www.formoza.ru (дата обращения 16.05.2018).
19 Белецкий А.А. Модификация методов учета и анализа затрат в целях определения эффективности менеджмента // Управленческий учет. 2009. – № 5. – С. 50-58.
20 Белецкий А.А. Система комплексной оценки эффективности менеджмента // Финансы и кредит. 2010. – № 34. – С. 46-52.
21 Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Инфра-М. 2009. – 212 с.
22 Буян Р.А. Информационные технологии и бизнес-процессы. Роль информационных технологий в управлении структурой бизнес-процессов // Рос. предпринимательство. 2009. – № 5. – С. 64-69.
23 Вершинин Е.Е. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 120 с.
24 «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». Методические рекомендации для судебных экспертов. М.: ФБУ РФРЦСЭ при Минюсте России, 2013 г.- 258 c.
25 Ковалева, Хисамутдинов: Автоматизированное рабочее место экономиста.2009.- 210 c .
26 Крейнина М.Н. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М.: Дело и сервис. 2008.- 425 c.
27 Когденко В.Г. Анализ персонала в системе ценностно-ориентированного менеджмента // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 2. – 386 c.
28 «Кудрин: серьезные проблемы РФ- слабое техническое развитие и слабые темпы “цифровизации” экономики» // Финмаркет [Электронный ресурс] Режим доступа: http:www.finmarket.ru/news/4476598/ (дата обращения 26.05.2018).
29 Красильникова В. А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. — ОГУ, Оренбург. М.: ИИО РАО, 2002. — 176 с.
30 Кантарь И. Л. Автоматизированные рабочие места управленческого аппарата, -М.: Финансы и статистика 2010.- 186 c.
31 «Кудрин: серьезные проблемы РФ- слабое техническое развитие и слабые темпы “цифровизации” экономики» // Финмаркет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.finmarket.ru/news/4476598/ (дата обращения 12.05.2018).
32 Либерман В.Б. Автоматизированные системы обработки учетно-аналитической информации - М.: Финансы и статистика, 2009.- 276 c.
33 Леонова Ж. Социально-экономические аспекты формирования бизнес-образования для малого и среднего бизнеса // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. № 1.- 168 c.
34 Линге Д. Принципы эффективного управления персоналом при проведении инноваций // Человек и труд. 2009. № 9. – 152 c.
35 «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния» РД 37.009.015-98 восьмое издание, ООО «Прайс-Н», Москва, 2010г. - 157 c .
36 Мишенин А. И. / Теория экономических информационных систем:– М.: Финансы и статистика, 2007. - 328 c.
37 Мангатаева О.В. Эффективность корпоративного управления: стоимостные показатели // Аудиторские ведомости. 2010. № 11. С. 90-95.
38 Мартынова А.В. Статистика как навигатор бизнеса // Генеральный директор. 2009. № 12.156 c.
39 Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учеб. пособие для вузов - 2-е изд. испр. доп. - М.: Академия. 2009. 336 с.
40 Паршин Ю.И. Автоматизированное рабочеее место (АРМ) менеджера,2005. - С. 289 c.
41 Перегудова Ф.И. Информационные системы для руководителей - М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 278 c.
42 Пономаренко Е. Ситуативная модель организационного поведения персонала // Человек и труд. 2011. №11. – 156 c.
43 Понятие и сущность оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. – 134 c.
44 Проняева Л.И. Анализ эффективности инновационно-инвестиционной деятельности в процессе воспроизводства основного капитала // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 41.- 244 c.
45 Пузов Е.Н. Эволюция концепций управления и оценки эффективности бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 10.- 164 c.
46 Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике: М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2003;- 394 c.
47 «Формирование цифровой экономики в россии: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития» Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 10, № 3, 2017.- 276 c.
48 Шураков В.В. Автоматизированное рабочее место для статистической обработки данных – М.: ИНФРА-М, 2000; - 265 c .
49 Automation, Production Systems,(Автоматизация производства) Mikell П. Groover. 2008- 196 c.
50 Brittany R. Real-World Examples of Automation in the Workplace 2018 (Real World Примеры автоматизации на рабочем месте)[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.askspoke.com/blog/automation/examples-automation-workplace/ (дата обращения 1.06.2018).
51 Digital Divident: World Development Report(2016)// World bank[Электронный ресурс]Режим доступа: http:www.worldbank.org/en/publication/wdr2016(дата обращения 25.05.2018).
52 Cooper R.G. New product success in industrial firms // Industrial Marketing Management. - 1982. - Vol.11. –223 c.
53 Cooper R.G. The impact of Product Innovativeness and Performance: под. ред.Thomas P. Hustad / Robert G. Cooper, Elko J. Kleinschmidt. Journal of Product InnovationManagement. -2009. -№8. – 251 c.
54 exist.ru [Электронный ресурс]Режим доступа:http://www.exist.ru (дата обращения 3.05.2018).
55 japancats.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.japancats.ru (дата обращения 3.05.2018).
56 shop.amayama.ru [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www. shop.amayama.ru (дата обращения 3.05.2018).
57 emex.ru/find [Электронный ресурс] Режим доступа : http:// www. emex.ru/find. (дата обращения 3.05.2018).