ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ 14
1.1 Возникновение и развитие концепции публичной дипломатии 15
1.2 Основные характеристики публичной дипломатии 32
1.3 Тенденции развития публичной дипломатии 40
1.4 Формирование публичной дипломатии Китая: аспекты изучения опыта других стран 45
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА 57
2.1 Анализ реализации публичной дипломатии Китая на примере проекта "Один пояс и Один путь" 57
2.2 Проблемы публичной дипломатии Китая в начале 21 века 81
ГЛАВА Ш. ПЕРСПЕКТИВЫ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ 96
3.1 Важность развития публичной дипломатии для Китая 96
3.2 Предложения по повышению эффективности публичной дипломатии Китая 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 128
Актуальность темы исследования. В ходе развития современных международных отношений формы дипломатии становятся все более разнообразными. Среди них, с углубленным развитием глобализации и увеличением частоты международных обменов, традиционная дипломатия не смогла полностью удовлетворить реалистичные потребности международных обменов и достичь диверсифицированных дипломатических целей. Именно в этих условиях публичная дипломатия вышла на международную арену. Как важное дополнение к традиционной дипломатии, публичная дипломатия играет все более заметную роль в современной дипломатии и высоко ценится правительствами разных стран, постепенно становится важной частью внешней политики страны.
Некоторые западные страны осознали важность публичной дипломатии, особенно США. Правительство США рассматривает публичную дипломатию как важный инструмент внешней политики США, и перед публичной дипломатией США поставлена задача распространения американских ценностей и идей в мире. США занимается развитием публичной дипломатии с прошлого века с целью распространения американских идеологических ценностей, улучшения имиджа США в международном сообществе и укрепления своих международных позиций, а также влияния в мире.
В Китае изучение публичной дипломатии началось сравнительно поздно. Но и ученые, и правительство осознали важность публичной дипломатии и в разной степени провели исследования в области публичной дипломатии. Изучая и впитывая опыт зарубежных стран, а также принимая во внимание собственные особенности развития, Китай упорно работает над созданием публичной дипломатии с китайской спецификой, но это нелегко. В этом процессе Китай действительно добился определенных успехов, но в китайской публичной дипломатии возникли и некоторые проблемы. Эти проблемы показывают, что путь к исследованию китайской публичной дипломатии еще долог, и что Китаю необходимо приложить больше усилий для укрепления публичной дипломатии. Только таким образом можно распространить китайские ценности среди международного сообщества, улучшить понимание Китая международным сообществом, улучшить имидж Китая в международном сообществе, усилить реализацию внешней политики Китая и увеличить международное влияние Китая.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной работы является публичная дипломатия Китая. Предмет исследования - текущее состояние публичной дипломатии Китая, ее проблемы и предложения по формированию новой стратегию развития публичной дипломатии Китая.
Цель исследования - выявить современное состояние публичной дипломатии, ее проблемы и перспективы.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• изучение теоретических аспектов публичной дипломатии, её истоков и дальнейшего развития концепции публичной дипломатии в современной науке;
• определение основных характеристик и тенденций развития публичной дипломатии в новую эпоху;
• изучение реализации публичной дипломатии в западных странах как возможной основы для формирования публичной дипломатии в Китае;
• изучение реализации публичной дипломатии в Китае в новую эпоху;
• определение важности, проблем и стратегии развития публичной дипломатии в Китае.
Степень научной разработанности темы.
Исследования публичной дипломатии в некоторых странах начались очень рано и уже достигли хороших результатов. Работы некоторых из этих ученых имеют большое научное значение для современных исследований публичной дипломатии. Например, Эдмунд Гуллион, декан юридической школы Флейшера в США, предложивший одно из первых определений публичной дипломатии,1 американский политолог Николас Кулл2, который дал одно из наиболее цитируемых современных определений публичной дипломатии, а также ученые из России, например, А.И. Кубышкин и Н.А. Цветкова,3 А.В. Долинский,4 А.А. Великая,5 Э.А. Галумов,6 М.М. Лебедева,7 которые внесли существенный вклад в развитие теории публичной дипломатии. Они дополнили западную теорию публичной дипломатии, привнесли в нее исследования публичной дипломатии России.
Исследования публичной дипломатии в Китае начались поздно и имеют относительно слабую основу. Однако в последние годы, по мере повышения роли публичной дипломатии, ряд ученых придают публичной дипломатии важное значение и в той или иной степени проводят ее исследования. Например, профессор Чжоу Ципэн8, профессор Лу И9, профессор Гао Фэй10, профессор Тан Сяосун11 и известный исследователь Чжао Кэцзинь12.
Работы этих ученых представили передовые знания о публичной дипломатии в западных странах с разных точек зрения и сыграли очень важную роль в изучении публичной дипломатии и построении системы публичной дипломатии с китайской спецификой в Китае на данном этапе.
Кроме того, существуют также работы ученых из Китая по развитию китайской публичной дипломатии, в которых анализируется текущая ситуация китайской публичной дипломатии, излагаются проблемы китайской публичной дипломатии и делаются собственные предложения по развитию китайской публичной дипломатии, например, Ли Чжифэй13 и Ли Мо14.
Однако, в целом, публичная дипломатия все еще является относительно новой дисциплиной в Китае. Необходимы дополнительные усилия со стороны государства и ученых для содействия хорошему развитию публичной дипломатии.
Научная новизна диссертации состоит в попытке сформулировать стратегию дальнейшего развития публичной дипломатии Китая путем формулировки рекомендаций, направленных на повышение ее эффективности в интересах укрепления Китаем своего международного положения и имиджа.
Источниковая база исследования. Источниками являются в основном отчеты о работе правительства, а также выступления политических лидеров Китая, в которых они говорили о китайской публичной дипломатии и документы проекта «Один пояс и один путь», который также может рассматриваться в контексте публичной дипломатии, т.к. он способствует распространению китайских ценностей, развитию культурных, экономических и политических контактов Китая со странами-участницами проекта.
Что касается отчетов о работе правительства, то к ним относятся отчет о работе 11-й встрече иностранных посланников в 2009 году15, отчет о работе 11-й третьей сессии Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции в 2010 году16, Отчёт 18-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая в 2012 году17. Эти отчеты в разное время направляли китайскую публичную дипломатию и сыграли направляющую роль в развитии публичной дипломатии.
Кроме того, важным источником работы также являются выступления китайских лидеров о публичной дипломатии в разное время. Например, выступление Председателя КНР Ху Цзиньтао на 11-й встрече иностранных посланников в июле 2009 года. Он обсудил важность и роль публичной дипломатии в дипломатической работе Китая, впервые подняв публичную дипломатию на стратегический уровень общей дипломатической ситуации18. И выступление Си Цзиньпина на 18-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая в 2012 году. Он подчеркнул, что Китай будет неуклонно продвигать публичную дипломатию и гуманистические обмены. Перед лицом постоянно меняющейся международной ситуации дипломатическая деятельность Китая, как и в прошлом, должна твердо отстаивать национальные интересы, укреплять обмены и сотрудничество со странами мира, способствовать реформе механизмов глобального управления, активно содействовать мирному развитию в мире19.
Существует также ряд важных источников, связанных с реализацией китайской публичной дипломатии начала 21 века в рамках инициативы "Один пояс, один путь". Например, отчет Национальной конференции по развитию статистики "Один пояс, один путь"20, отчет о развитии "Один пояс - один путь"21. Это также выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Университете им. Н. Назарбаева в Казахстане во время неформальной встречи лидеров АТЭС в 2013 году. Он впервые представил концепцию "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морской шелковый путь" 21-го века22. Эти источники могут помочь составить представление об инициативе "Пояс и путь" и ее значении.
Методология исследования. Метод исследования литературы, метод кейс-стади, метод сравнительного анализа и прогностический метод.
Метод исследования литературы: Чтение литературы о публичной дипломатии в стране и за рубежом может помочь понять возникновение и развитие концепции публичной дипломатии в мире, обобщить и сопоставить основные черты публичной дипломатии и новые тенденции ее развития в новую эпоху.
Во-вторых, чтение китайских официальных отчетов может показать, как развивалась публичная дипломатия в Китае, и выявить, какое значение лидеры придавали публичной дипломатии в разное время и какие меры они предпринимали для ее развития.
Метод кейс-стади: На примере инициативы "Один пояс и один путь" в данной работе будет представлен анализ текущего состояния развития публичной дипломатии в Китае, что в свою очередь прояснит важность публичной дипломатии для развития Китая и предложит решения проблем, стоящих перед китайской публичной дипломатией.
Метод сравнительного анализа - он позволил сопоставить китайскую публичную дипломатию и публичную дипломатию западных стран, чтобы выяснить китайскую специфику.
Прогностический метод - позволил сформулировать предложения относительно повышения эффективности китайской публичной дипломатии и спрогнозировать возможные перспективы ее дальнейшего развития.
Хронологические рамки охватывают период с 1960-х годов по настоящее время. В качестве отправной точки настоящего исследования был взят 1965 год, т.к. это связано с изучением теории и практики развития публичной дипломатии мира. В 1965 году Эдмунд Гуллион (Edmund Gullion), декан юридической школы Флейшера Университета Тафтса в США, первоначально дал определение публичной дипломатии23. Это первое относительно полное и точное академическое определение публичной дипломатии, которое имеет важные последствия для последующих исследований публичной дипломатии. Впоследствии, после террористических актов 11 сентября 2001 года, различные страны, во главе с США, увидели важность деятельности публичной дипломатии и в разной степени провели исследования в области публичной дипломатии.
В Китае в настоящее время изучение публичной дипломатии тоже началось с террористических актов 9.11 в США. В том числе, в июле 2009 года председатель КНР Ху Цзиньтао на 11-й встрече иностранных посланников обсудил важность и роль публичной дипломатии в дипломатической работе Китая, впервые подняв публичную дипломатию на стратегический уровень общей дипломатической ситуации. Впервые китайские официальные лица четко упомянули термин «публичная дипломатия», означающий, что публичная дипломатия официально включена в повестку дня правительства Китая24. После этого публичная дипломатия Китая вступила в новый этап развития. Все стороны усилили значение публичной дипломатии и поставили публичную дипломатию на важное место в укреплении международного влияния Китая.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретически, некоторые из тезисов обогащают коннотацию китайской публичной дипломатии и вносят вклад в построение стратегии публичной дипломатии с китайской спецификой. На практике выдвинутые рекомендации имеют определенную справочную ценность для реализации публичной дипломатии в Китае сегодня.
Структура работы: Магистерская диссертация состоит из 151 страница: введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
В первом главе представлены теоретические аспекты публичной дипломатии, возникновение и развитие публичной дипломатии, основные черты и тенденции развития публичной дипломатии, формирование китайской публичной дипломатии, опираясь на опыт других стран. Вторая глава знакомит с практикой публичной дипломатии в Китае, "Одни пояс, одни путь" и проблемами публичной дипломатии в Китае. Третья глава посвящена важности публичной дипломатии для Китая и развитию публичной дипломатии в Китае на данном этапе.
В условиях глобализации международная ситуация усложняется, а отношения между различными странами становятся все более тесными. Для того чтобы добиться понимания общественности в других странах, заручиться поддержкой международного общественного мнения, распространить идеологию страны, улучшить имидж страны и повысить международный статус, различные страны осознают роль публичной дипломатии и отводят ей ключевое место.
Китай, как член международного сообщества, в равной степени осознает важность публичной дипломатии. В настоящее время Китай работает над созданием теории публичной дипломатии со своими особенностями, чтобы обеспечить теоретическую поддержку внешней политики Китая.
Можно выделить основные результаты диссертационного исследования в следующих выводах:
В теоретическом плане определены истоки и развитие концепции публичной дипломатии, выявлены основные характеристики и тенденции развития публичной дипломатии в новую эпоху. Эти теоретические знания помогут обеспечить базовое понимание концепции публичной дипломатии и заложить хороший теоретический фундамент для будущих исследований. Далее рассмотрим в качестве примера реализации публичной дипломатии в США, Японии и Франции. Все эти страны являются крупными державами в области публичной дипломатии, и посредством различных форм реализаций в области публичной дипломатии они соответственно доносят идеологию своей страны до иностранной общественности, улучшают свой имидж страны и повышают свой международный статус. Наконец, изучая официальные источники о китайской публичной дипломатии в разное время, понимаем процесс формирования китайской публичной дипломатии.
С точки зрения практики, инициатива "Одни пояс, один путь" используется в качестве примера для изучения реализации публичной дипломатии в Китае в начале 21 века. Благодаря реализации публичной дипломатии Китай достиг успехов во многих областях, что свидетельствует о том, что публичная дипломатия способствует созданию благоприятных среды для реализации внешней политики в зарубежных странах, публичная дипломатия является основным способом и важным средством формирования имиджа страны, публичная дипломатия способствует воплощению важности "мягкой силы" страны.
Китай всегда проводил независимую и мирную внешнюю политику и следовал по пути мирного развития. В ходе отношений с другими странами Китай уважает разумные интересы других стран на основе обеспечения своих собственных интересов. По этой причине реализация публичной дипломатии Китая также основывается на этом принципе. При реализации публичной дипломатии с другими странами Китай также учитывает разумные интересы других стран, способствует общему развитию всех стран, одновременно осуществляя собственное развитие, и создает гармоничную среду международного развития.
Однако в то же время следует отметить, что китайская публичная дипломатия сталкивается с недостатками, поэтому для нынешнего этапа китайской публичной дипломатии выдвигаются некоторые предложения по развитию. Например, ослабить роль правительства и играть роль нескольких субъектов; увеличить акцент и инвестиции в публичную дипломатию; усилить значимость объектов публичной дипломатии; содержание современной общественной дипломатии должно быть обогащено; обогатить формы публичной дипломатии и т.д.
В заключение можно отметить, что Китай осознал важность публичной дипломатии и поставил публичную дипломатию на важное место. Благодаря реализации публичной дипломатии Китай добился определенных успехов. В то же время Китай испытывает некоторые проблемы с реализацией публичной дипломатии, но все стороны в Китае выдвигают свои предложения по дальнейшему развитию публичной дипломатии, работают над созданием теории публичной дипломатии с китайской спецификой, улучшением среды международного общественного мнения и увеличением международного влияния Китая.
ИСТОЧНИКИ
Официальные стратегии, государственные программы, уставы
На русском языке:
1. Устав ООН (полный текст) / URL: // https: //www. un. org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 29.03.2022)
На китайском языке:
1. Видение и действия по продвижению строительства Экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века (ШШШ»Я 21 Ж^Ж±^^±М^М^^ ^ ^ ) / URL: // https://news.xinhuanet.com/finance/2015-03/28/c_1114793986.ht m (дата обращения: 25.02.2022)
2. "Один пояс, один путь" Отчет Национальной конференции по развитию статистики ( “^ф^М” ЖЖ^И^Ж^^^^) /URL: //https: //baike. baidu. com/reference/13132427/78e3lT 64F stURnY gZVrQ0-WaWSd8zAV4KpQp2AmeK3rxa_uDKEkyMPfSaMC_nOD8gw rlzc7GA 1 iFwQgIKblZbcz7QLLol 15OiXBJSD2MN5R6JH9eABtt (дата обращения: 25.02.2022)
3. Отчёт 18-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая. (Ф1В^ ^ ^ + А X Ж ^ /URL: //https://mbd.baidu.com/ma/s/BpW7VNFK (дата обращения: 21.12.2021)
4. Отчёт о работе 11-й сессии Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции в 2010 году (2010 ^±^а M-lH^iUftO ) /URL: //https://mbd.baidu.com/ma/s/MxcM7eZ7(дата обращения: 21.12.2021)
5. Отчет о развитии "Один пояс - один путь"(“—^—^”М^^Ж Ж^ ) / URL: https: //http: //swt.j iangsu. gov. cn/zcq/newsinfo. html?id= 17209 (дата обращения: 25.02.2022)
6. Правильное понимание "Одного пояса, одного пути" (ХШ'КтЯ “ i^i^ ” ) / URL: https://baike.baidu.com/reference/13132427/705azd28wKfgNmp qe5hiVeNSmwEPV7G7enJS_4rBTPtWUBFXrI 13Uj Y2Qjw-kaz040F67 D8TunNzYdJ4c0Fr50GbKs-2GyMDQd96IknSwS65fERtdFlMJkOz (дата обращения: 25.02.2022)
7. Решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая по нескольким основным вопросам построения социалистического гармоничного общества (Ф^Ф^^^^ЖН^ i^^^tt^fft^ И ^ ОД & £ ) /URL: //http://zzb. ecnu. edu. cn/29/8f/c 10984a141711/page.htm(дата обращения: 12.04.2022)
Материалы выступлений, пресс-релизы
На китайском языке:
1. Выступление Ху Цзиньтао на на 11-й встрече иностранных посланников ( й ^^^ + ^^Й^^^^Ш t ^ ) / URL:// http://www.taiwan.cn/xwzx/jrbd/200907/t20090721_955693.htm (дата обращения: 21.12.2021)
2. Китай предлагает миру гармоничное предложение (ф 0 ^^^Ш & т ^ ж де i & ) / URL://http://www.cppcc.gov.cn/2011/09/07/ ARTI1315357310375723.sh tml. (дата обращения: 21.12.2021)
ЛИТЕРАТУРА
Книги
На русском языке:
1. Галумов А.Э. Опыт публичной дипломатии в формировании имиджа Европейского союза в Российской Федерации. - М.: РОССПЭН, 2012.
2. Кубышкин А.И., Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2013.
3. Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / Под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017.
На английском языке:
1. Almond G. A. The American People and Foreign Policy, Frederick A. (ed.). New York, Praeger Publishers, 1966.
2. Cull N. J. Public Diplomacy. Before Gullion, - Routledge, 2015.
...