АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Теоретический анализ толерантности родителей как фактора формирования гендерной идентичности подростков 11
1.1 Гендерная идентичность подростков 11
1.1.1 Понятие гендерной идентичности 11
1.1.2 Проблема формирования гендерной идентичности 18
1.1.3 Особенности гендерной идентичности подростков 21
1.2 Влияние толерантности родителей на формирование гендерной идентичности подростков 25
1.2.1 Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте 25
1.2.2 Роль родителей в формировании гендерной идентичности детей 33
1.2.3 Толерантность родителей в контексте формирования гендерной идентичности подростков 36
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования толерантности родителей как фактора формирования гендерной идентичности подростков 44
2.1 Дизайн исследования 44
2.2 Описание выборки исследования 46
2.3 Методы и методики исследования 49
2.4 Процедура исследования 58
2.5 Методы математико-статистической обработки данных 59
ГЛАВА 3. Результаты исследования взаимосвязи толерантности родителей и гендерной идентичности подростков 60
3.1 Средние значения по методикам 60
3.1.1 Показатели толерантности родителей и ее ценности для них 60
3.1.2 Показатели приверженности родителей подростков определенным гендерным нормам 63
3.1.3 Показатели типа гендерной идентичности подростков 67
3.1.4 Показатели особенностей взаимодействия подростков и их родителей друг с другом 70
3.2. Результаты корреляционного анализа 74
3.2.1 Исследование взаимосвязи толерантности родителей и отдельных параметров детско-родительского взаимодействия 74
3.2.2 Исследование взаимосвязи толерантности родителей и гендерной идентичности детей-подростков 78
3.2.3 Исследование взаимосвязи приверженности родителей определенным гендерным нормам и гендерной идентичности детей 79
3.2.4 Исследование взаимосвязи гендерной идентичности подростков и отдельных параметров детско-родительского взаимодействия 82
3.3 Контент-анализ 85
Выводы по главе 3 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 107
Фоном, на котором разворачиваются взаимоотношения подростков со сверстниками, являются их отношения с семьей. Большое количество работ отечественных и зарубежных психологов посвящены особенностям значения семьи и родителей в подростковом возрасте. Гармоничные внутрисемейные отношения являются мощнейшей базой для становления социально-здорового, психически уравновешенного члена социума. Это в своих работах подчеркивали такие исследователи как Л.С. Выготский, И.С. Кон, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Э.Г. Эйдемил- лер и др.
Семья и семейное общение играют особую роль в формировании гендерной идентичности личности на всех этапах ее развития. Большой вклад в разработку теоретических основ и практических исследований гендерной идентичности и детско-родительских отношений внесли С. Бэм, С. Кросс, Л. Мэдсон, В. Е. Каган, И. С. Кон, И. П. Ильин, И. С. Клецина, Е. В. Иоффе, Р. В. Овчарова, Т. В. Бендас, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Марковская, Е. А. Здравомыслова, Н. К. Радина, А. А. Темкина, Э. Г. Эйдемиллер, и многие другие исследователи. В работах перечисленных авторов рассмотрены важнейшие элементы, составляющие такие понятия как «гендер», «идентичность», которые в совокупности являются нашим исследовательским интересом.
Многие ученые подчеркивали важность родительской любви в момент протекания подросткового кризиса (А. Адлер, И. С. Кон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.), отмечая то, что негативные оценки родителя, а также непримиримость с полом ребенка приводят к его эмоциональной сдержанности, озлобленности, высокой тревожности и чувству незащищенности. Исходя из этого, особую актуальность приобретает понятие «толерантность родителя».
На сегодняшний день это понятие изучено в недостаточно полной мере. Исследователь Р.В. Овчарова является основоположником термина «родительская толерантность» в отечественной науке. В ее работах толерантность родителей подразумевается, как фактор, объединяющий личностные качества родителя. Также она подчеркивает, что толерантность является залогом предотвращения жестокого обращения в отношении детей и, как следствие, более гармоничного развития ребенка.
В своем исследовании под толерантностью родителя мы понимаем степень того, насколько родитель позитивно или негативно относится к изменению модели поведения ребенка. В современной науке недостаточно изучено влияние толерантности родителей на формирование гендерной идентичности подростков. Мы считаем, что результатом толерантности родителей (родительской толерантности) является субъектное развитие личности ребенка, в том числе становление в норме или не норме его гендерной идентичности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь толерантности родителей и гендерной идентичности детей-подростков.
Предмет исследования: толерантность родителей, гендерная идентичность детей-подростков, взаимосвязь толерантности родителей и гендерной идентичности детей-подростков.
Объект исследования: подростки, воспитывающиеся в полных семьях, и их родители.
Основная гипотеза:
Формирование гендерной идентичности в подростковом возрасте связано с уровнем толерантности родителей.
Частные гипотезы:
1. Существуют различия во взаимосвязи толерантности матери и отца и гендерной идентичности ребенка-подростка.
2. Наблюдается согласованность между ориентированностью родителя на гендерные нормы мужского и женского поведения и типом гендерной идентичности ребенка.
3. Толерантность родителя сочетается с комплексом факторов: авторитетностью родителя, эмоциональной близостью ребенка к родителю, предоставлением ему свободы.
Задачи исследования:
Теоретические:
—изучить подходы к определению понятия «гендерная идентичность», рассмотреть этапы формирования гендерной идентичности, особенности гендерной идентичности подростков.
—проанализировать данные исследователей о роли родителей в формировании гендерной идентичности детей, рассмотреть толерантность родителей в контексте детско-родительских отношений и ее влияния на становление гендерной идентичности.
Эмпирические:
—изучить уровень толерантности и ее ценность для родителей подростков;
—исследовать гендерную идентичность детей-подростков;
—изучить гендерные нормы родителей подростков;
—описать особенности взаимодействия подростков и их родителей;
—изучить взаимосвязь гендерных норм родителей и гендерной идентичности детей;
—исследовать взаимосвязь гендерной идентичности детей и особенностей детско-родительских отношений;
—изучить взаимосвязь толерантности родителей и гендерной идентичности детей-подростков.
Методические:
—разработать анкету для родителей - направленные на изучение роли родителей в формирование гендерной идентичности детей.
Этапы исследования:
Проведенное исследование включало в себя следующие этапы:
1. Теоретический и организационный этап:
—обзор литературных источников по проблеме;
—определение объекта и предмета исследования, уточнение целей, задач, гипотез в соответствии с теоретическим исследованием проблемы;
—отбор методик для исследования толерантности родителей, гендерной идентичности детей-подростков, особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
2. Эмпирический этап:
• проведение онлайн-опроса, включающего выбранные нами методики на выборке, представленной детьми-подростками, живущих в полных семьях, а также их родителей;
• изучение взаимосвязей показателей толерантности родителей, их ценностных ориентаций, гендерных норм, особенностей взаимодействия между детьми и родителями и гендерной идентичности детей-подростков;
• формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования.
Используемые методики:
1. Методика «Интолерантность-толерантность» (ИНТОЛ) (Л. Г. Поче- бут).
2. Тест «Возраст. Пол. Роль» (ВПР) (Э. Г. Эйдемиллер).
3. Методика «Полоролевой опросник» (С. Бэм).
4. Методика «Гендерные нормы» (И. С. Клецина, Е. В. Иоффе).
5. Методика «Ценностные ориентации - 36 позиций» («ЦО - 36») (Н. В. Куницына).
6. Методика «Взаимодействие родитель-ребенок. (ВРР)» (И. М. Марковская).
7. Авторская анкета для родителей (Приложение А, Б).
Были использованы методы, позволяющие вычислить меры общей статистики, U-критерий Манна-Уитни, корреляционной анализ (критерий Пирсона).
Теоретическая значимость исследования определяется выявлением нового понятия «толерантность родителя» и попытки создания модели толерантности родителей для дальнейшего использования психологами-практиками в своих исследованиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы психологами-практиками для изучения формирования гендерной идентичности детей-подростков через призму толерантности родителей, а также, выявленные критерии, которые образуют понятие «толерантность родителя», помогут родителям развить свою толерантность для комфортного воспитания и самочувствия своего ребенка.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 100 источников и приложений, текст работы иллюстрирован 14 таблицами и 12 рисунками. Общий объем работы — 108 страниц.
Цель нашего исследования заключалась в изучении взаимосвязи толерантности родителей и гендерной идентичности детей-подростков.
Нами были проанализированы научные источники по проблеме исследования. С помощью анализа теоретических данных мы смогли систематизировать имеющиеся представления о толерантности родителей, гендерной идентичности подростка, а также факторах, входящих в понятие «толерантность родителя».
Для проведения исследования использовались не только известные опубликованные методики, но и авторская анкета, направленная на сбор информации об отношении к гендерной идентичности (в том числе вопросы, относящиеся к гендерной идентичности своего ребенка).
Гипотезы нашего исследования подтвердились частично.
Основная гипотеза звучала следующим образом: «Формирование гендерной идентичности в подростковом возрасте связано с уровнем толерантности родителей». Исходя из полученных результатов исследования, мы не можем утверждать о том, что толерантность родителя является основополагающим фактором, связанным с формирования гендерной идентичности подростка.
Частные гипотезы:
1. Существуют различия во взаимосвязи толерантности матери и отца и гендерной идентичности ребенка-подростка. Не подтвердилась.
2. Наблюдается согласованность между ориентированностью родителя на гендерные нормы мужского и женского поведения и типом гендерной идентичности ребенка. Не подтвердилась.
3. Толерантность родителя сочетается с комплексом факторов: авторитетностью родителя, эмоциональной близостью ребенка к родителю, предоставлением ему свободы. Подтвердилась.
Установлено, что восприятие материи как требовательной сочетается с высоким уровнем маскулинности подростка.
В ходе исследования нами было выявлено ряд тенденций, которые нуждаются в последующем изучении.
Говоря об ограничениях, которые могли существенно повлиять на полученные результаты, можно сказать о недостаточном объеме выборки.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что такое понятие как «толерантность родителей» до сих пор сформулировано недостаточно точно. Важно и дальше продолжать изучение как самого понятия толерантности родителей, так и его влияния на формирование гендерной идентичности детей с учетом полученных результатов.
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 103-120.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Екатеринбург.: Деловая книга, 2002 г., — 704 с.
3. Аверин В. А. Принципы психологического развития / В. А. Аверин // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. Санкт-Петербург, 2002. С. 37-41.
4. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. Вып. 1. С. 8—18.
5. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05 (Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. 119 с.)
6. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: метод. пособие. СПб., 1998. 24 с
7. Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему): учеб.-метод. пособие. М.; Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2003. 238 с
8. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов: перевод с английского / С. Бем. Москва: РОССПЭН, 2004. 336 с.
9. Берк Л. Развитие ребенка.6-еизд. СПб.: Питер, 2006
10. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. Санкт- Петербург: Питер, 2009. 431 с.
11. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. 318 с.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. Москва: Прогресс, 1986. 421 с.
13. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка - хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9—19
14. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. пси- хол. наук. - М., 1986. - 206 с.
15. Вейнингер О. Пол и характер: принципиальное исследование / О. Вейнингер. Москва: Терра, 1992. 480 с.
...