Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умении у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки

Работа №7189

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы423стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы интеграции как фактора формирования общетрудовых умений у сельских школьников в процессе трудовой подготовки
§1. Диалектико-материалистическое учение о деятельностной сущности человека - методологическая основа интеграции как фактора формирования общетрудовых умений у сельских школьников в процессе трудовой подготовки §2. Взаимодействие различных видов деятельности школьников в процессе трудовой подготовки - необходимое условие осуществления интеграции при формировании у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений
§3. Межпредметные связи - основное средство синтеза и обобщения знаний и видов деятельности при формировании у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений
Выводы по I главе
Глава II. Содержание трудовой подготовки сельских школьников - основа интеграции знаний и видов деятельности при формировании у учащихся общетрудовых умений и ее технологического обеспечения
§1. Интегрированный характер естественнонаучных понятий политехнической направленности и их роль в формировании у сельских школьников общетрудовых умений
§2. Типы и виды общетрудовых умений в системе трудовой подготовки сельских школьников, их интегративный характер
§3. Возможности стандартов образовательных областей, учебных программ трудового обучения и естественно¬научных дисциплин для формирования у учащихся в VI-VII классах общетрудовых сельскохозяйственных умений
§4. Интеграционные технологии формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений Выводы по II главе
Глава III. Экспериментальное исследование влияния интеграции как фактора формирования общетрудовых сель-скохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
§1. Современное состояние проблемы формирования общетрудовых умений у учащихся VI-VII классов в практике сельских школ (результаты констатирующего этапа эксперимента)
§2. Результаты формирующего эксперимента
Выводы по III главе
Заключение
Литература
Приложения (том 2)




Актуальность исследования. Современные государственные и правительственные документы об образовании поставили перед сельской общеобразовательной школой новые цели и задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, обусловленные перестройкой социально-экономической системы общества, переходом к рыночным отношениям, становлением сельского хозяйства как приоритетного направления в политике обновления страны. Ведущей задачей современной сельской школы в русле обозначенных доку¬ментов является воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, высоких нравственных принципов, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Так, в Национальной доктрине образования подчеркивается: «Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов...» (7, с. 6-7). В связи с этим создаются объективные предпосылки перехода трудовой подготовки сельских школьников, формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений на качественно новый уровень.
Актуальность данной проблемы стимулируется тем, что сельская общеобразовательная школа является одним из главных источников пополнения трудовых ресурсов сельскохозяйственного производства: в сельской местности современной России проживает по¬рядка сорока миллионов человек (179, с. 16), две трети всех школ страны - сельские (259, с. 12).
Необходимость совершенствования процесса овладения учащимися общетрудовыми умениями в ходе трудовой подготовки объективно обусловлено возрастанием доли интеллектуального труда в сельскохозяйственном производстве, включением научных исследований в производственный цикл. Это повышает значимость общеобразовательного аспекта трудовой подготовки как научно-теоретической основы формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у сельских школьников и актуализируют проблему синтеза научных знаний и видов деятельности, усвоенных на уроках смежных дисциплин, с помощью межпредметных связей, ориентированных на интеграцию содержания трудовой подготовки, интеллектуальное и социальное развитие личности ученика как будущего субъекта аграрного труда.
Актуальность проблемы синтеза знаний о научных основах сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного труда, усвоенных школьниками на уроках разных дисциплин, как фактора формирования у них общетрудовых сельскохозяйственных умений в ходе трудовой подготовки стимулируется введением в современный базисный учебный план интегрированного курса о природе в начальной школе и интегративной образовательной области «Технология», «синтезирующей научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающей их использование в промышленности, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека» (243, с. 247).
Таким образом, необходимость повышения эффективности формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки сельских школьников одно¬го из ее компонентов, обусловлена социальными, экономическими и педагогическими предпосылками. Основным направлением совершенствования овладения учащимися общетрудовыми сельскохозяйственными умениями является интеграция с помощью межпредметных связей ее содержания как научно-теоретической основы формирования обозначенных умений в процессе функционирования ее как целостной социально-педагогической системы и систематическое включение школьников в учебно-трудовую сельскохозяйственную деятельность.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении изложены следующие основные выводы исследования:
1. Разработанная в диссертации проблема интеграции как фактора формирования у учащихся в VI-VII классах общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки целостно решает проблемы создания и реализации такого обеспечения в русле успешного решения насущной задачи современной сельской школы - формирование готовности к сельскохозяйственному труду как свойству личности, гражданина и работника нового типа, подготовленного к выполнению основных социально-трудовых функций в современных социально-экономических условиях.
В исследовании рассмотрена сущность понятия интеграции как явления педагогической действительности, раскрыт его многоаспектный характер.
2. В диссертации исследованы сущность и специфика общетрудовых сельскохозяйственных умений как одного из компонентов содержания трудовой подготовки сельских школьников с позиции таких общенаучных и общепедагогических методологических принципов как системный, деятельностный и личностный подходы. В хо¬де исследования установлено, что формирование у учащихся обозначенных умений является одной из ведущих целей обучения школьников в процессе функции трудовой подготовки как социально¬педагогической системы; овладение учащимися знаниями и умениями выступает в качестве важных, но подчиненных этой цели задач. Рас¬крыты основные подходы отечественных ученых педагогов к классификации общетрудовых сельскохозяйственных умений, выделены в русле целей и задач диссертационного исследования такие основные группы этих умений как конструктивные, организационно¬
технологические, операционно-контрольные; раскрыт межпредметный характер содержания этих умений.
3. В диссертационном исследовании определена в русле концепции интеграции в образовании, разработанной В. Н. Максимовой, следующие основные объекты интеграции в учебном познании школьников: система научных понятий, законов, теорий, ведущие идеи, раскрывающие научные основы сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного труда; методы исследования наук о природе и сельском хозяйстве (системы действий); модель объективированных процессов сельскохозяйственной трудовой деятельности; модели субъектов сельскохозяйственного труда человека-труженика, фермера, хозяина - собственника земли.
4. В диссертации определены на основе анализа целей и задач трудовой подготовки сельских школьников, стандартов образовательных областей «География», «Биология», «Технология» и действующих учебных программ и учебников по биологии, географии и сельскохозяйственному труду объем и содержание доступных сознательному усвоению школьников в VI-VII классах базовых предметных и общепредметных естественнонаучных и специальных понятий, выявлены условия, при которых они приобретают политехническую направленность и являются научно-теоретической основой формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений.
5. В ходе исследования установлено, что основным средством реализации интеграции как фактора формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой подготовки являются межпредметные связи. Установлено, что реализация межпредметных связей способствует формированию у учащихся системного мышления, умения обобщать знания о научных основах сельскохозяйственного производства, усвоенных учащимися на уроках биологии, географии, сельскохозяйственного труда в VI-VII классах и успешному овладению на этой основе общетрудовыми сельскохозяйственными умениями.



1. Закон Российской Федерации "Об образовании". - М.: Новая школа, 1992. - 61 с.
2. Закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"// Учительская газета. - 1996. - № 4.
- 30 янв.
3. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993. - 96с.
4. Концепция структуры и содержания общего и среднего образова¬ния (в 12-летней школе) // Народное образование. - 2000. - № 2. - С. 9-26.
5. Основные положения концепции очередного этапа рефор¬мирования системы образования // Народное образование. -1997.
- № 8. - С. 4-19.
6. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации // Вестник образо-вания. - 1997. - № 5. - С. 39-48.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. - 2000. - № 43. - С. 6-7.
8. Федеральная программа развития образования // Вестник образо-вания. - 2000. - № 12. - С. 3-70.
9. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - № 6. - С. 11-42.
10. Александрова Т.К. Формирование межпредметных умений уча¬щихся в учебной деятельности: Автор.дис.... кан. пед. наук. - Л.,
1982.
11. Ананьев Б .Г. Человек как предмет познания: Избранные психоло-гические труды: В 2-х томах / Под ред. А.А. Бодалева, Б .Ф. Ло¬мова. - М.: Педагогика, 1980. - Т .1. - 230 с.; Т .2. - 287 с.
12. Антонов Г .С. Слагаемые знаний: О межпредметных связях в

216
учебном процессе. - Архангельск, 1986.
13. Арнаутов В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. - 1998. - №1. - С. 18-28.
14. Артюхова И. Технология учебы // Школьный психолог. - 1998. - № 17. - С. 7-14.
15. Асмолов А. П. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
16. Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников: Монография. - М.: Педагогика, 1976. - 192 с.
17. Атутов П.Р. Политехническое образование в современных усло¬виях. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
18. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагоги¬ка. - 1996. - № 2. - С. 11-14.
19. Атутов П. Р. Бабкин Н.И., Васильев Ю .К. Связь трудового обуче¬ния с основами наук: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 127 с.
20. Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политех-ническом образовании школьников. - М.: Педагогика, 1985. -
125 с.
21. Атутов П.Р., Кальней В.А. Школа и труд: Коллективная моногра¬фия. - М.: Педагогика, 1987. - 213 с.
22. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
23. Афанасенко Н. А. Опыты в школьном саду: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
24. Ахияров К.Ш. Трудовое воспитание в сельской школе. (Вопросы теории и практики). - Уфа, 1980. - 126 с.
25. Ахияров К.Ш. Трудовое воспитание в сельской общеобразова-тельной школе на современном этапе: Дис... докт. пед. наук. - М.,

217
1977.
26. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидакти-ческий аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
27. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981. - 192 с.
28. Безрукова В.С. Педагогика: Проективная педагогика: Учеб. для учащихся индустр.-пед. техникумов и учеб. пособие для студ. инж.-пед. спец. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
29. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
30. Биология / Авторский коллектив: А. Г. Храпкова (руководитель), Г .С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Д. И. Трайтак и др. // Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) об¬щего образования. Книга 2. Математика. Естественнонаучные дисциплины / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Ла- зутовой. - М.: ТЦ "Сфера", "Прометей", 1998. - С. 194-220.
31. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники: Проб. учеб. для 6-7 кл. сред. шк. / Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский, М.А. Гуленкова и др. - М.: Просвещение, 1992. - 224 с.
32. Блинов Л .В. Формирование политехнических знаний и умений учащихся на основе межпредметных связей курсов биологии и сельскохозяйственного труда.: Дис...канд. пед. наук. - М., 1988. - 178 с.
33. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биоло¬гии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Книга для учителя.
- М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 1996. - 192 с.
34. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентиро¬ванного образования. - Ростов-н/ Д: Ростовский пед. ун-т, 2000. -

218
352 с.
35. Бордовская Н.В., Реан А .А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 299 с.
36. Бордовский Г.А., Извозчиков В.Я. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - № 3. - С. 12-15.
37. Борисенко Н. Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. - 1971. - № 11. - С. 24-31.
38. Борнова Т.Н. О формировании у школьников средних классов умений планировать свою работу на уроках труда // Вопросы психологии обучения труду в школе: Сб.науч.тр. / Под ред.
А. Н.Смирнова. - М.: Просвещение, 1968. - С. 59-111.
39. Бред А .А. Трудовое воспитание в обучении географии. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
40. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение: Монография. - М: Мысль, 1978. - 216 с.
41. Булгаков Н.Ф. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в процессе их учебной и трудовой деятель¬ности: Автореф. дис...канд. пед. наук. - М., 1984. - 16 с.
42. Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. - М.: Педагогика, 1978. - 175 с.
43. Ващенко И. М. Практикум по основам сельского хозяйства. - М.: Просвещение, 1990. - 399 с.
44. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-ов по биологии. - М.: Просве-щение, 1983. - 384 с.
45. Вейц В.В. Изучение основ сельского хозяйства в средней школе: Из опыта работы сельских школ Латвийской ССР.- М.: Педагоги¬ка, 1975. - 88 с.
46. Вендровская Р .Б. Очерки истории советской дидактики. - М.: Пе-

219
дагогика, 1982. - 129 с.
47. Вишнякова В.Ф. Реализация политехнической направленности курса биологии в сельской школе (VI-VII классы): Автореф. дис...канд. пед. наук. - М., 1996. - 22 с.
48. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. инст-ов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л. Б. Ительсон; Под ред.
А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
49. Воробьев А. Н. Методические особенности изучения агроэкологии в школе // Школа и производство. - 1998. -№ 1. - С. 67-72.
50. Вульфсон Б.Л. Джон Дьюи и советская педагогика // Педагогика.
- 1992. - № 9-10. - С. 99-105.
51. Выготский Л.С. Избранные психологические сочинения. - М.: Педагогика, 1956.- 519 с.
52. Габай. Т. Б. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988.
- 255 с.
53. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действии // Исследования мышления в советской психологии: Сб. статей / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1966. - С .236-277.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ