Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №127607

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

туризм

Объем работы102
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ КАК ОДНОГО ИЗ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1 Представление о стратегическом планировании: теория и практика 7
1.2 Развитие туризма как объект стратегического планирования 13
1.3 Стратегический анализ как основа стратегического планирования 18
2 ДИАГНОСТИКА ТУРИЗМА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНО ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА 25
2.1. Текущий уровень социально -экономического развития и особенности экономической специализации Липецкой области 25
2.2 Анализ внутренней среды туристско-рекреационной системы Липецкой области 31
2.3 Анализ внешней среды туристско-рекреационной системы Липецкой области 46
3 РАЗРАБОТКА ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 62
3.1 Определение направлений развития туризма в регионе 62
3.2 Тактика стратегического планирования от уровня стратегии социально-экономического развития до уровня государственной программы Липецкой области в сфере туризма 66
3.3 Проект государственной программы «Развитие туризма в Липецкой области» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Приложение А. Административно-территориальное деление Липецкой области 93
Приложение Б. Туры и маршруты Липецкой области 94
Приложение В. Анализ аудитории ключевых объектов показа Липецкой области в социальных сетях 96
Приложение Г. Показатели регионов ЦФО в сфере туризма 98
Приложение Д. Оценка реализации документов стратегического планирования Липецкой области 99
Приложение Е. Ключевые индикаторы и показатели достижения цели государственной программы «Развитие туризма в Липецкой области» 100

В 2019 году туризм стал одной из самых быстрорастущих отраслей экономики и третьей по величине отраслью глобального экспорта в мире, после топливной и химической промышленности. Но все изменила пандемия COVID-19: закрытие границ между странами, введение ограничительных мер на продолжительный период времени привели к большим экономическим потерям, в ряде случаев к закрытию организаций в сфере туризма и гостеприимства. Мировой ВВП потерял 4,5 млрд долларов США по сравнению с вкладом туризма в него в 2019 году, а работу в сфере туризма потеряли почти 62 миллиона человек. Однако, не все последствия были негативными: пандемия дала мощный импульс развитию внутреннего туризма в России. Дополнительный стимул развитию туризма в регионах России дала акция «туристический кэшбек», благодаря которой увеличился спрос на внутренние поездки. По мере того, как россияне начали открывать для себя Россию, туристская индустрия начала фиксировать свои недостатки, чаще всего связанные с качеством сервиса, состоянием объектов инфраструктуры, нехваткой квалифицированных кадров. Для решения таких проблем был принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства».
Все это привело к тому, что многие регионы нашей страны стали рассматривать туризм в качестве отрасли, способной развивать территорию, учитывая ее мультипликативный эффект для экономики. При разработке стратегий социально-экономического развития регионы уделяют особое внимание туризму, активно поддерживают предпринимательские инициативы и стараются создавать благоприятные условия для прихода инвесторов и реализации крупных инвестиционных проектов. Не исключением является и Липецкая область, разрабатывающая новую стратегию социально-экономического развития до 2030 года, в которой выделяет туризм как одну из перспективных отраслей региональной экономики. В связи с чем стратегический анализ отрасли туризма в данном регионе является актуальным.
Проблема исследования заключается в недостаточном уровне определенности текущего состояния отрасли туризма в Липецкой области для стратегического планирования ее развития.
Объектом исследования является текущее состояние туристской отрасли Липецкой области, предметом исследования - факторы, влияющие на развитие туризма как одной из перспективных отраслей экономики Липецкой области.
Цель данного исследования заключается в определении стратегических приоритетов устойчивого развития туристской отрасли в Липецкой области.
Формулировка цели предполагает решение определенного ряда задач в рамках данной выпускной квалификационной работы:
1) рассмотреть теоретические основы и проанализировать практические подходы к разработке документов стратегического планирования в сфере туризма на региональном уровне;
2) определить инструменты, применимые в стратегическом анализе состояния туристской отрасли в регионе;
3) выявить уровень социально-экономического развития Липецкой области и особенности экономической специализации региона;
4) провести анализ внутренней и внешней среды туристско-рекреационной системы Липецкой области;
5) определить ключевые направления развития отрасли на основе консолидации информации о туристской отрасли в регионе, полученной в ходе анализа внутренней и внешней среды;
6) описать связь между документами стратегического планирования регионального уровня в сфере туризма в Липецкой области;
7) разработать проект государственной программы Липецкой области, направленной на развитие туризма в регионе.
Гипотеза исследования: туристские дестинации Липецкой области могут стать конкурентоспособными на национальном туристском рынке при условии формирования диверсифицированного туристского продукта, эффективной системы продвижения туристских возможностей региона и развития межрегионального сотрудничества в сфере туризма.
Методика исследования состоит из трех последовательных этапов:
1) теоретического, который включает в себя изучение теоретических основ стратегического анализа как части стратегического планирования;
2) аналитического, который заключается в анализе социально-экономического развития региона и, в частности, отрасли туризма Липецкой области;
3) проектного, который заключается в разработке документов стратегического планирования Липецкой области в сфере туризма.
К методам исследования, используемых для решения поставленных задач, относятся:
1) метод анализа, используемый при изучении теоретических основ стратегического планирования и его составной части - стратегического анализа;
2) исторический метод, используемый при изучении теоретических основ стратегического планирования в России;
3) метод обобщения и логический метод, используемые при объединении полученной в ходе анализа информации и формировании единых выводов в работе;
4) метод сравнения, используемый при проведении сравнительного анализа социально-экономического развития и развития туристской отрасли регионов ЦФО;
5) системный метод, используемый при анализе внутренней среды туристско- рекреационной системы Липецкой области;
6) статистико-экономический метод, используемых при анализе статистических данных развития туристской отрасли Липецкой области и других регионов ЦФО, и другие.
Нормативно-правовой основой исследования стали законы, постановления и иные нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти. Эмпирическая база выпускной квалификационной работы включает в себя:
• статистические данные, полученные из федеральных статистических баз данных,
• данные, полученные в ходе аналитических исследований запросов пользователей поисковой системы Яндекс и аудитории официальных сообществ органов власти и бизнес- структур в социальных сетях,
• периодическую профильную литературу, монографии, диссертации, научные статьи отечественных и зарубежных авторов, а также интернет-ресурсы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов, предложений и рекомендаций, представленных автором в данном исследовании, при разработке документов стратегического планирования Липецкой области в сфере туризма.
Выпускная квалификационная работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Первая глава служит теоретической основой данного исследования, в ней раскрывается сущность стратегического планирования, одного из его этапов - стратегического анализа применительно к развитию сферы туризма в регионе, определяются инструменты анализа, которые используются в аналитической части работы. Вторая глава обладает практической значимостью в связи с комплексным анализом туристско-рекреационной системы Липецкой области. В третьей главе определены направления развития туризма в регионе, разработан проект государственной программы развития туризма, а также показана ее связь с другими документами стратегического планирования регионального уровня.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы было определение стратегических приоритетов развития туризма в Липецкой области. Для достижения поставленной цели был выполнен ряд задач.
В первую очередь необходимо было рассмотреть теоретические основы стратегического планирования и проанализировать практические подходы к разработке документов стратегического планирования в сфере туризма на региональном уровне. В связи с тем, что объектом исследования являлась Липецкая область, в которой на данный момент идет разработка документов стратегического планирования совместно с Консорциумом Леонтьевский центр - LC-AV Group, была рассмотрена их открытая методика разработки стратегических документов - «Живая» система управления будущим AV Galaxy. Также была дана характеристика отрасли туризма как объекта стратегического планирования, благодаря которой были выбраны наиболее подходящие инструменты стратегического анализа, используемые во второй части работы.
Следующий этап работы носит аналитический характер, в рамках него было выполнено две поставленных задачи: выявление уровня социально -экономического развития Липецкой области и особенностей ее экономической специализации, а также проведение анализа внутренней и внешней среды туристско-рекреационной системы.
В процессе анализа текущего уровня развития региона были рассмотрены ключевые индикаторы социально-экономического развития Липецкой области и проведено сравнение позиций региона среди субъектов Центрального федерального округа. Анализ показал, что Липецкая область - инвестиционно-привлекательный регион, активно развивающий промышленное, сельскохозяйственное производство и демонстрирующий положительную динамику развития экономики. Она опережает большинство регионов ЦФО по уровню развития экономики и качеству жизни населения. Негативную тенденцию в регионе отражают только демографические показатель, как в целом и в большинстве регионов России. Необходимо отметить и показатели миграции - из региона уезжают молодые люди, в связи с чем улучшения демографических показателей в ближайшее время можно не ожидать, если не предпринимать ряд мер по сохранению молодого населения в Липецкой области.
Продолжением анализа стало изучение туристско-рекреационной системы региона. В рамках анализа внутренней среды туристско-рекреационная система была рассмотрена комплексно: была дана подробная характеристика потребительской, природно-рекреационной, историко-культурной, рекреационно-деятельностной, материально-бытовой, кадровой, организационно-управленческой, инфраструктурной составляющим туристско-рекреационной системы. Анализ внутренней среды помог выявить сильные и слабые стороны туризма в регионе. К сильным сторонам следует отнести выгодное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру, большое количество природных и культурных аттракций, существование туристских продуктов в сфере культурно-познавательного, паломнического, гастрономического, событийного туризма, наличие мест бытования народных промыслов, проведение регионом мероприятий по продвижению туристских возможностей, наличие многоуровневой системы подготовки кадров , а также преимущественно положительные отзывы туристов о посещении региона. Среди слабых сторон региона следует выделить низкую эффективность реализации кластерных инициатив, недостаточный уровень квалификации кадров, недостаток современных, сертифицированных средств размещения, низкое качество системы мониторинга в сфере туризма, невысокую туристскую привлекательность региона и другие.
На следующем этапе анализировалась внешняя среда туристско -рекреационной системы Липецкой области с помощью модели конкурентного ромба М.Портера, а также модели жизненного цикла Р.Батлера. В рамках данного анализа были выявлены основные характеристики потребителей туристских услуг в Липецкой области (пол, возраст, постоянное место проживания, направление их интересов), ключевые туристские дестинации региона - г.Елец, г.Задонск и г.Липецк, и перечень ключевых аттракций, а также приоритетные виды туризма в регионе - культурно-познавательный, событийный, гастрономический, паломнический и детский. Также проводилось сравнение показателей в сфере туризма с другими регионами ЦФО, которое показало, что Липецкая область на текущий момент не является одним из ключевых регионов на туристском рынке. Последним шагом анализа было проведение PESTEL-анализа, с помощью которого были выделены возможности и угрозы Липецкой области в сфере туризма.
Проектный этап выпускной квалификационной работы связан непосредственно с определением стратегических приоритетов развития туризма в Липецкой области на основе проведенного стратегического анализа. В данном случае был проведен SWOT-анализ, на втором этапе которого выделились четкие направления для дальнейшей проработки в процессе разработки региональных документов стратегического планирования в сфере туризма. В связи с тем, что в работе предлагалась разработка государственной программы «Развитие туризма в Липецкой области», необходимо было показать преемственность данной программы отраслевым документам стратегического планирования в сфере туризма, а также Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года.
Заключительным этапом работы являлась разработка государственной программы «Развитие туризма в Липецкой области», в рамках которой была поставлена следующая цель развития туризма в регионе: туристский комплекс Липецкой области в 2030 году реализует диверсифицированный туристский продукт, сформированный на основе технологичной инфраструктуры в соответствии с принципами устойчивого развития, и обслуживает не менее 400 тысяч туристов в год. В качестве индикаторов государственной программы было предложено рассматривать численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, а также объем платных услуг населению в сфере туризма (включая услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья, услуги санаторно - курортных организаций). В государственной программе было выделено 6 задач, для выполнения каждой из которых был сформирован комплекс мероприятий:
1) Диверсификация туристского продукта Липецкой области;
2) Разработка мер поддержки субъектов туристского бизнеса;
3) Развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры Липецкой области;
4) Продвижение туристского продукта Липецкой области на национальном и международном туристском рынке;
5) Развитие системы мониторинга в Липецкой области в сфере туризма;
6) Повышение квалификации кадров в сфере туризма и гостеприимства.
В качестве дополнительных рекомендаций для развития туризма в регионе и разработки документов стратегического планирования предлагается рассматривать туризм в связи с развитием креативных индустрий в регионе, а также в обязательном порядке разрабатывать мастер-планы развития туристских территорий региона.
Выполненная работа носит практическую значимость, ее материалы можно дополнять и использовать при разработке документов стратегического планирования в сфере туризма в Липецкой области.


Нормативные документы:
1. Федеральный закон №132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 01.01.2022).
2. Федеральный закон №172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020).
3. Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (утв.Ростуризмом). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400657/., свободный (дата обращения: 03.12.2021)
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации №872-р от 05.05.2018 «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» (в ред. от 11.07.2019).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации №207-р от 13.02.2019 «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (в ред. от 16.12.2021).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации №2129-р от 20.09.2019 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (в ред. от 07.02.2022).
7. Закон Липецкой области №10-ОЗ от 25.12.2006 «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года» (в ред. от 29.10.2018).
8. Закон Липецкой области №130 от 05.06.2008 «Об утверждении схемы территориального планирования Липецкой области» (в ред. от 30.12.2021).
9. Закон Липецкой области №382-ОЗ от 28.04.2010 «Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения» (в ред. от 21.06.2021)
10. Постановление Администрации Липецкой области №195 от 29.12.2006 «О создании особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа»
11. Постановление Администрации Липецкой области №535 от 29.11.2013 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие культуры и туризма Липецкой области» (в ред. от 28.01.2022).
12. Распоряжение Администрации Липецкой области от 23.09.2013 №411-р «О создании координационного Совета по развитию туристской инфраструктуры Липецкой области» (в ред. от 15.04.2022).
13. Распоряжение Администрации Липецкой области №98-р от 23.04.2015 «О создании координационного Совета по развитию детского туризма Липецкой области» (в ред. от 13.04.2018).
Книги, монографии:
14. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление [Текст]. / пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
15. Ансофф И. Стратегическое управление [Текст]. / И.Ансофф. - М.: Экономика,1989. - 519 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ