Введение 3
Глава 1. Международно-правовые проблемы, связанные с использованием искусственного интеллекта 4
§1. Понятие и природа искусственного интеллекта 4
§2. Проблемы международной правосубъектности искусственного интеллекта 13
§3. Унификация и гармонизация правового регулирования в сфере использования искусственного интеллекта 18
Глава 2. Теоретико-правовые подходы к международно-правовой охране произведений, созданных искусственным интеллектом 29
§1. Сравнение творческого вклада естественного и искусственного интеллекта 29
§2. Объекты интеллектуальной собственности, создаваемые искусственным интеллектом 36
§3. Критерии охраны произведений, созданных искусственным интеллектом 43
§4. Содержание авторского права на объекты интеллектуальной собственности, созданные искусственным интеллектом 50
Глава 3. Оценка выработанных предложений о международно-правовой охране произведений, созданных искусственным интеллектом, принятых в рамках дискуссии ВОИС 55
Заключение 68
Библиографический список 72
Развитие науки и техники двадцатого и двадцать первого столетия происходит в геометрической прогрессии, привнося качественные преобразования во все сферы человеческой жизни. Венцом творения научнотехнического прогресса XXI века можно по праву считать повсеместное внедрение технологии искусственного интеллекта. Данная область человеческих знаний вобрала в себя достижения целого ряда дисциплин: информатики, математики, статистики, кибернетики, а также философии, психологии и искусства. В свою очередь, юриспруденция активно изучает искусственный интеллект, в особенности со стороны правовой регламентации его использования. Именно поэтому для правовой науки чрезвычайно актуальным становится вопрос выработки единого понятийно-категориального аппарата применительно к искусственному интеллекту, а также определить его правовую природу. Считаем, что популяризация искусственного интеллекта и его динамичное развитие бросают новые вызовы для правового признания и регулирования технологий, научного прогресса, а также охраны интеллектуальных прав на результаты творчества искусственного интеллекта на международном и национальном уровнях.
Цель работы заключается в оценке выработанных предложений о международно-правовой охране произведений, созданных искусственным интеллектом, принятых в рамках дискуссии ВОИС.
Для достижения цели выделяются следующие задачи работы:
1. Определить понятие, природу искусственного интеллекта, правовой статус искусственного интеллекта, а также степень разработанности нормативного правового регулирования в сфере интеллектуального права и искусственного интеллекта;
2. Выделить объекты интеллектуальной собственности, создаваемые искусственным интеллектом, и критерии их правовой охраны;
3. Установить содержание авторского права на объекты интеллектуальной собственности, созданные искусственным интеллектом.
Объектом научно-исследовательской работы являются правоотношения в условиях развития цифровых технологий, связанные с правовой регламентацией использования произведений, созданных искусственным интеллектом.
Предмет исследования составляет правовое регулирование технологии искусственного интеллекта на международном и национальном уровне, правовые проблемы, связанные с использование искусственного интеллекта,а также теоретико-правовые подходы к международно-правовой охране произведений, созданных искусственным интеллектом.
Методология исследования включает поиск, изучение и анализ имеющихся публикаций, научных трудов и иной литературы по тематике исследования, материалов судебной практики по рассматриваемому вопросу. В процессе исследования использованы общенаучные методы научного познания, включая диалектический, исторический, логический, метод системного и элементарного анализа, репродуктивный и конструктивный синтез, дедукция, индукция. Частнонаучные методы, используемые для исследования проблематики, представляют собой формально-юридический и сравнительно-правовой метод, а также метод аналогии и правового моделирования.
Нами был проведено исследование по теме международно-правовой охраны произведений, созданных искусственным интеллектом, по вопросам определения понятия, природы и правового статуса искусственного интеллекта, а также степени разработанности нормативного правового регулирования в сфере интеллектуального права и искусственного интеллекта; обозначения объектов интеллектуальной собственности, создаваемых искусственным интеллектом, и критериев их правовой охраны; установления содержания авторского права на объекты интеллектуальной собственности, созданные искусственным интеллектом.
Таким образом, нами были разрешены задачи исследования, поставленные перед нами в самом его начале, что привело к достижению основное цели работы: оценке выработанных предложений о международно-правовой охране произведений, созданных искусственным интеллектом, принятых в рамках дискуссии ВОИС.
Обобщая вышеприведенные выводы нашего исследования, хотелось бы особое внимание обратить на следующее.
Несмотря на предпринимаемые попытки мирового сообщества по разработке регулирования вопросов применения искусственного интеллекта, правовая регламентация искусственного интеллекта предстает перед нами в самом общем виде, либо по аналогии с известными и схожими объектами права. По этой причине содержание действующих нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы искусственного интеллекта, не имеют обязательного характера на универсальном уровне.
При рассмотрении основных теоретических концептов о возможности наделения искусственного интеллекта правосубъектностью, а также имеющиеся на данный момент рекомендации к реформированию законодательства нами была отмечена неготовность науки и законодательства к наделению искусственного интеллекта правосубъектностью. Предположительно, вывод связан с возможным риском трансформации и искажения юридических категорий, таких как «субъект права», «правовое положение», «право- и дееспособность лица». Что касается общей характеристики приведенных концептов, на наш взгляд, они не отличаются детальной проработкой, содержат в себе неоднозначные выводы и требуют доработки с дальнейшим обсуждением в научных кругах, а также законодателями и правоприменителями.
Нами были названы основные положения об искусственном интеллекте, которые рекомендуется отразить при подготовке законодательной базы как на международном, так и на региональном уровне, к ним относятся: понятие, признаки, принципы, этика, государственное управление.
Давая характеристику сложившемуся на данный момент международно - правовому регулированию использования технологий искусственного интеллекта, нельзя не отметить вклад международных региональных (Европейский Союз), международных универсальных организаций (ЮНЕСКО) при разработке Рекомендаций, адресованных регуляторам государств, транснациональных корпораций и других международных организаций. Отметим, такие акты носят рекомендательный характер и, скорее их можно было бы отнести к инструментам гармонизации. Особенно ценны разработанные Рекомендации тем, что предложила широкий перечень прицепов искусственного интеллекта и отчасти разрешили вопрос о регулировании этической стороны использования искусственного интеллекта.
При обращении к гуманитарным наукам, общему изучению понятия, уровней и типов творческой деятельности, нами был проведен анализ творческого вклада естественного и искусственного интеллекта. Так, мы пришли к выводу, на данный момент творчество искусственного интеллекта — это результат человеческого кода. Такое творчество не отличается осознанной самостоятельностью, не имеет творческого импульса, не вызывается приливом вдохновения или озарением.
При решении вопроса об отнесении произведения, созданного при помощи технологий искусственного интеллекта, к охраняемым объектам интеллектуальной собственности в правовом поле, нами было установлена необходимость установления критериев правовой охраны таких объектов в том или ином государстве.
Обобщая рассмотренные нами теоретические и практические доводы, мы привели перечень критериев, при наличии которых объектам, созданным искусственным интеллектом, может быть представлена авторско-правовая охрана. При проведении контрольной проверки на предмет охраноспособности объекта, созданного машинным интеллектом, мы пришли к выводу, что с учетом доктрины об авторском праве, объекты, созданные искусственным интеллектом, не отвечают критериям охраноспособности.
Нами были выделены основные субъекты, которые могут претендовать на авторские права на объекты, созданные искусственным интеллектом. Наиболее часто с практической точки зрения встречаются фигуры разработчика алгоритма, способного имитировать творческую деятельность человека, и пользователя программы, в основу которой положен такой алгоритм.
Также при определении правообладателей и объема их полномочий на результат, созданный искусственным интеллектом, необходимо учитывать все особенности, а именно: степень технологической разработки алгоритма и принципы его работы, цели его создания; обстоятельства, при которых искусственный интеллект создает то или иное произведение. Тем самым, мы пришли к умозаключению, что при законодательном регулировании деятельности искусственного интеллекта особое значение имеет гибкость подходов, установление особого правового режима, а не кардинальные изменения существующего.
Давая оценку предложениям, высказанным на трех раундах Дискуссии ВОИС на тему «Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект» мы пришли к выводу, что в ближайшей перспективе исследователи еще не готовы прийти к единому мнению о том, что понимать под искусственным интеллектом, кто является автором произведений и изобретений автономных технологий, и какую правовую охрану следует таким произведениям предоставлять. Однако нам представляется, такая организация как ВОИС должна быть не единственной площадкой на межправительственном уровне для обсуждения обозначенных вопросов.
Нормативно-правовые акты
1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. 9 сентября 1886 г. в ред. 1971 г.//Бюллетень международных договоров, 2003, № 9, с.3-34.
2. Всемирная конвенция об авторском праве: Женева, 6 сентября 1952 г. (ратифицирована Постановлением правительства РФ от 03.11.1994 г. №1224) // Международные нормативные акты «ЮНЕСКО», - М., 1993.
3. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Вступил в силу 6 марта 2002 г. // Официальная публикация ВОИС №226 (R). Женева, 1997.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 52 (Часть 1). Ст. 5496.
5. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Стокгольм, 14 июля 1967 г. в ред. от 2 октября 1979 г. Публикация Всемирной организации интеллектуальной собственности. Женева, 1995 г. (на русском языке).
6. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (Соглашение ТРИПС). Марракеш, 15 апреля 1994 г.: Программа ТАСИС Интеллектуальная Собственность Финансирована Европейской Комиссией., 1999.1. Научная литература.
Материалы судебной практики
7. Alfred Bell & Co. v. Catalda Fine Arts, 191 F.2d 99 (2d Cir. 1951).
8. CJEU, Case C-683/17 Cofemel - Sociedade de SA v. G-Star Raw CV. Judgment of the Court (Third Chamber) of 12 September 2019.
9. Commissioner of Patents v Thaler [2022] FCAFC 62 (13.04.2022).
10. Nova Productions v. Mazooma Games. [2006] EWHC 24 (Ch); [2006] E.M.L.R. 14.
Специальная литература
11. Boden M.A. Computer models of creativity / M. A. Boden // Handbook of Creativity. R.J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press. - 1999. - P. 351-372.
12. Boden M.A. Creativity and artificial intelligence / M.A. Boden // Artificial Intelligence. - 1998. - № 103. - 347-356.
13. McCarthy J. Programs with common sense / J. McCarthy // Proceedings of the Teddington Conference on the Mechanization of Thought Processes, Her Majesty’s Stationery Office. - London. - 1959. P. 75-91.
14. Solum B.L. Legal Personhood for Artificial Intelligences / B.L. Solum // North Carolina Law Review. - 1992. - № 4. - S. 1262-1274.
15. Weitzenboeck E.M. Electronic Agents and the Formation of Contracts / E.M. Weitzenboeck // In: International Journal of Law and Information Technology. - 2001. - № 3 (9). - 204 p.
...