Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный маркетинг как инструмент развития организации в России

Работа №127575

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы142
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА 10
1.1. Особенности формирования и реализации концепции социальной
ответственности бизнеса 10
1.2. Концептуальные основы социального маркетинга 17
1.3. Социальный маркетинг как способ адаптации российских предприятий к
Целям устойчивого развития 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 36
2.1. Анализ опыта внедрения принципов корпоративной социальной
ответственности и социального маркетинга в России 36
2.2. Современные тренды в корпоративном продвижении социально значимых
изменений в условиях пандемии COVID-19 53
2.3. Оценка эффективности и перспективы использования социального
маркетинга российскими предприятиями 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Приложение 1. Программа социологического исследования 89
Приложение 2. Сравнительный анализ компаний 94
Приложение 3. Инструменты и направления социальной ответственности 96
Приложение 4. Виды благотворительной помощи 112
Приложение 5. Меры социальной поддержки в период коронавируса 125


Актуальность темы исследования
Повышение корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса в нестабильной экономической обстановке и постоянно меняющихся условиях функционирования коммерческих организаций является актуальной и значимой задачей для успеха компании в конкурентной среде.
Согласно опросу компании по разработке программного обеспечения для управления взаимоотношениями с клиентами «Мегаплан», проведенного в 2021 г. с целью выяснения отношения компаний к КСО, 60,4% российских компаний считают социальные мероприятия полезным инструментом для развития бизнеса. Самой распространенным инструментом повышения КСО, по мнению респондентов, являются пожертвования (39%). Социальный маркетинг расположился на втором месте по популярности, и о его активном применении сообщили 26,3% компаний .
Практики социального маркетинга имеют стратегическое значение для предприятий, поскольку они способствуют развитию организации, ориентированному на долгосрочное взаимодействие с потребителями, поставщиками, посредниками и другими деловыми партнерами, на построение взаимовыгодных и перспективных каналов взаимодействия с заинтересованными сторонами с учетом существующих требований социальной среды. Социальный маркетинг определяет направления дальнейшего развития компаний не только в качестве инструмента получения прибыли или увеличения доли рынка, но и в качестве инструмента повышения ответственности компании за общественное благосостояние и создания социально значимых проектов, важных как для отдельных слоев общества, так и для всего общества.
Актуальность настоящего исследования обусловлена активным применением социального маркетинга коммерческими организациями,
расширением сферы его применения, а также существующими дискуссиями относительно последствий применения социального маркетинга бизнесом.
Степень научной разработанности.
Исследованию вопросов развития концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса и социального маркетинга, как инструмента реализации КСО, посвящена достаточно обширная база научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и ученых. Автор исследования ознакомился с рядом работ, раскрывающих различные аспекты социального маркетинга и социальной ответственности в целом.
Значимыми для рассматриваемой темы исследования являются труды Ю.Е. Благова, И.С. Глебова, А.А. Горошилова, А.П. Карибова, Е.Б. Завьяловой, Н.Л. Захарова, А.Л. Кузнецова, М.В. Кивариной, И. Соболевой, М. Палацци, Дж. Старчера и И.В. Федченко2, в которых раскрыты сущностные характеристики феномена социальной ответственности бизнеса, прослеживается эволюция концепции и раскрыты различные формы и уровни КСО, а также особенности формирования КСО в России.
Большой вклад в развитие теории социального маркетинга, разработку определения данного феномена и выявление его концептуальных основ внесли Ф. Котлер, С. Леви, Дж. Залтман, А. Андреасен, К. Лефевр, Дж. Флора, Дж. Френч, К. Блэр-Стивенс, О.П. Азарова и С.Н. Андреев.
Особо следует выделить труды Б.М. Голодец, Г.Д. Вибе и А.В. Овруцкого, посвященные рассмотрению концепции социального маркетинга непосредственно с социологической точки зрения. Также значительный интерес для понимания специфики социального маркетинга вызывает разработанная Н.Р. Ли, М.Л. Ротшильдом и У. Смитом «Декларация об уникальных принципах и особенностях социального маркетинга», в которой сформулированы определение феномена, его уникальные принципы и особенности.
Социальный маркетинг, как способ адаптации российских коммерческих организаций к Целям устойчивого развития (ЦУР), и оценка его позитивного вклада в достижение социальных и экологических целей представлен в трудах Е.Б. Завьяловой, Е.А. Стариковой и Д. Экрен. В рамках проблематики внедрения ЦУР в деятельность российских компаний особое внимание было уделено анализу совместного исследования Effie Russia и КМИГ «Барометр устойчивой трансформации бизнеса», посвященному изучению уровня развития тематики устойчивого развития в России и исследованию специфики реализуемых
социально значимых маркетинговых кампаний7. В то же время социологических исследований, касающихся темы социального маркетинга, крайне мало.
Несмотря на активное изучение социального маркетинга с момента его появления в 1970-х гг., текущие знания о его специфике являются достаточно ограниченными. Наблюдается недостаток отечественных исследований в области социального маркетинга в рамках социологии управления, в связи с чем настоящее исследование призвано восполнить пробелы в комплексном изучении применения инструмента социального маркетинга в современной бизнес-среде.
Объект исследования - коммерческие организации, придерживающиеся принципов корпоративной социальной ответственности.
Предмет исследования - социальный маркетинг как инструмент реализации принципов корпоративной социальной ответственности и развития коммерческой организации в России.
Цель исследования - изучение специфики корпоративной социальной ответственности коммерческих организаций в России и комплексная оценка социально-экономического потенциала применения социального маркетинга в качестве инструмента развития российских компаний.
Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности формирования и реализации концепции
социальной ответственности бизнеса;
2. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социального
маркетинга и раскрыть содержание социального маркетинга как инструмента развития коммерческих организаций;
3. Выявить особенности применения социального маркетинга для устойчивого развития российских компаний;
4. На основе эмпирического исследования особенностей социальной ответственности российских предприятий определить специфику и перспективы использования инструмента социального маркетинга в России.
Теоретико-методологические основы исследования
Магистерская диссертация построена на представлениях о социальном маркетинге, как об инструменте реализации принципов КСО и осуществления изменений, развитых в трудах А.В. Овруцкого и М. Шматова.
Автор данной работы убежден в том, что отличительной чертой социального маркетинга является глубокое вовлечение заинтересованных сторон в управление компанией и учет их интересов. Особенности социального маркетинга, как инструмента развития коммерческой организации, рассматриваются в рамках концепции стейкхолдеров, или концепции заинтересованных сторон, развитой в работах Э. Фримена.
Для проведения эмпирического исследования применяется метод анализа документов, как наиболее эффективный метод в рамках данного исследования, позволяющий получить сведения о специфике социального маркетинга в российских компаниях.
Был проведен сравнительный анализ практик социального маркетинга, позволивший выявить тенденции развития КСО и наиболее предпочтительные направления социально ответственной деятельности в России. На основе выделенных критериев для сравнения определена специфика внедрения принципов КСО и социального маркетинга российскими компаниями.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическую базу исследования составили нефинансовые отчеты
российских компаний за 2020 г., размещенные в открытом доступе на русском
языке. Выбор компаний для анализа осуществлялся на основе индексов «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развитии» Российского союза промышленников и предпринимателей (РС1111). Было отобрано 34 российские компании, занимающие лидирующие позиции в индексах РСПП в области устойчивого развития (УР).
Научная новизна работы
Научная новизна настоящего исследования заключается в решении фундаментальной задачи оценки эффективности использования социального маркетинга не только для повышения социально-экономических показателей российских компаний, но и для создания позитивных социальных изменений в обществе в целом.
Элементы научной новизны можно определить в следующих положениях:
• Изучены актуальные теоретические и эмпирические материалы, посвященные тематике социального маркетинга, применяемого коммерческими организациями;
• 1роведен предметный анализ социального маркетинга, определенного в качестве эффективного инструмента развития организации и повышения ее корпоративной социальной ответственности;
• Разработана 1рограмма и проведено эмпирическое социологическое исследование нефинансовой корпоративной отчетности российских компаний, занимающих лидирующие позиции в рейтингах устойчивого развития;
• На основе обработки и обобщения результатов эмпирического социологического исследования выявлены содержательные характеристики элементов социальной ответственности, а также определен потенциал социального маркетинга для УР российского бизнеса и социально значимого вклада в процветание общества.
Структура работы
Научно-исследовательская работа состоит из двух глав, а также включает введение, заключение, список литературы и приложение. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам изучения социального маркетинга. Рассмотрены особенности формирования и развития концепции КСО. Охарактеризовано содержание социального маркетинга, его особенности с точки зрения социологии и виды. Раскрыт потенциал социального маркетинга в качестве инструмента повышения социальной ответственности бизнеса и практики по достижению ЦУР в рамках коммерческой организации.
Вторая глава содержит результаты авторского исследования специфики социальной ответственности и социального маркетинга в российских коммерческих организациях. Выявлены тенденции в корпоративном продвижении социально значимых изменений. Дана оценка эффективности социального маркетинга, предлагаются рекомендации по ее повышению, а также изложены перспективы использования социального маркетинга российскими предприятиями, как инструмента реализации принципов КСО.
Результаты всей научно-исследовательской работы представлены в заключении, а приложение включает Программу исследования и таблицы, содержащие анализ нефинансовой отчетности компаний.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при формировании политики социальной ответственности российских коммерческих организаций и разработке социальных мероприятий, направленных на повышение открытости, ответственности и устойчивости бизнеса. Результаты эмпирического исследования представляют интерес для всех представителей бизнеса, поскольку содержат актуальную информацию о тренда

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Программы корпоративной социальной ответственности (КСО) являются важным фактором долгосрочного социально-экономического развития и переходят в разряд стратегической необходимости для эффективного функционирования организации. КСО становится важной составляющей развития бизнеса в России, проявляющейся в различных формах и вовлекающей все больше заинтересованных сторон. Как в зарубежных бизнес-структурах, так и в отечественных коммерческих организациях применяются различные инструменты КСО бизнеса. Одним из таких инструментов является социальный маркетинг.
Концепция социального маркетинга - это маркетинговая концепция, согласно которой компания должна принимать маркетинговые решения, учитывая интересы компании, потребителя, или отдельного человека, и долгосрочные интересы общества. Благодаря выявлению значимых социальных ценностей, компании определяют наиболее важные направления для реализации социальных программ и мероприятий социального маркетинга. Социальный маркетинг не только тесно связан с принципами КСО, но и обладает способностью вносить позитивный вклад в достижение Целей устойчивого развития (ЦУР).
В современных условиях, когда экономика России находится под влиянием значительного числа санкций, достижение высоких показателей устойчивого развития особенно важно для повышения привлекательности российских компаний на рынках дружественных стран, среди которых можно выделить страны в Азии и Африке, придающие особое значение ЦУР. В данном контексте значимость социального маркетинга неуклонно возрастает.
Согласно результатам эмпирического исследования, проведенного на основе сравнительного анализа нефинансовых отчетов, размещенных на официальных сайтах 34 крупных российских компаний, занимающих лидирующие позиции в индексах Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по устойчивому развитию (УР), российский бизнес принимает активное участие в решении социальных проблем общества. На современном этапе развития коммерческих организаций социальный маркетинг охватывает буквально все сферы деятельности бизнеса. Все исследуемые компании осуществляют социальные инвестиции и благотворительную и спонсорскую деятельность. Именно спонсорство и благотворительные акции являются наиболее популярными видами социального маркетинга в России.
Деятельность российских компаний, касающаяся внешней социальной ответственности бизнеса, осуществляется по шести основным направлениям: коммерческие организации вовлечены в благотворительную и спонсорскую деятельность в сфере здравоохранения, образования и науки, культуры и искусства, спорта и экологии, а также оказывают адресную помощь социально незащищенным слоям населения. Большинство исследуемых компаний реализуют благотворительную и спонсорскую деятельность во всех сферах общественной жизни. Социальные программы, реализуемые по перечисленным направлениям, способствуют не только развитию самих компаний, но и повышению благосостояния всех заинтересованных сторон и всего общества. Социально ответственная деятельность российского бизнеса является важной инвестицией в социальный и экономический потенциал страны.
Компании осознают свой долг перед обществом, что является мощным рычагом для решения самых сложных социальных проблем. Наглядным примером может послужить активная реализация российским бизнесом мер социальной поддержки граждан и общества в целом в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Во время пандемии коронавируса социальный маркетинг в сфере здравоохранения стал основным направлением социально ответственной деятельности компаний в России.
Коммерческие организации в России все больше внимания уделяют социальным проблемам и активно реализуют социальные инициативы в области КСО и УР, которые не остаются незамеченными и широко освещаются в СМИ. Информация о практиках участия российских компании в решении социальных проблем, которые испытывают преимущественно местные сообщества, излагается в нефинансовых отчетах. Вклад бизнеса в повышение общественного благополучия позволяет не только создать более благоприятный имидж компании, но и удовлетворить потребности населения в улучшении условий и качества жизни. Эффективность социальных программ по этим двум направлениям побуждает компании исследовать перспективы развития социально ответственных направлений деятельности.
Ключевыми факторами повышения социальной ответственности бизнеса в российских реалиях, по мнению автора, являются искоренение формального отношения к теме УР, продвижение осознанного стремления внедрять социально ответственные практики в деятельность организации и развивать концепцию социального маркетинга, изучение возможностей и активное участие российского бизнеса в социальных проектах, а также управление эффективными способами привлечения внимания заинтересованных сторон к социальным проблемам и мероприятиям, направленным на их решение.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - изучено содержание корпоративной социальной ответственности коммерческих организаций в России и дана комплексная оценка социально-экономического потенциала применения социального маркетинга в качестве инструмента развития российских компаний.
В заключение стоит отметить, что в диссертационном исследовании в качестве объекта исследования были рассмотрены представители крупного российского бизнеса, и вследствие этого представляет интерес изучение инструментов социальной ответственности и программ социального маркетинга малого и среднего бизнеса в России. Кроме того, вопросы объема финансирования социального маркетинга, участия в ЦУР и других конкурсах и рейтингах открытости могут быть рассмотрены в качестве направлений для дальнейшего исследования в этой области. Однако в нынешних условиях компании перестают раскрывать отчетности, что может стать ограничением в исследованиях подобного рода и потребует применения других методов.



1. 30 лет устойчивого развития: Отчет об устойчивом развитии компании «ЛУКОЙЛ» 2020 [Электронный ресурс]. ЛУКОЙЛ, 2021. URL: https:ZZlukoil.ru/FileSystem/9Z579415.pdf (дата обращения: 01.04.2022).
2. Авдюкова А.Е. Возможности модельного агентства как субъекта бизнеса и образования в процессе удовлетворения потребностей населения // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2015. № 2. С. 4-9.
3. Азарова О.П. Маркетинг и современность: монография / О.П. Азарова, А.А. Арский. М.: ИНФРА-М, 2016. 267 с.
4. Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг? // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3. С. 13-19.
5. Аэрофлот запускает масштабную программу в поддержку массовой вакцинации «Мили вакцинации» [Электронный ресурс] // Авиакомпания «Аэрофлот». 13.05.2021. URL: https:ZZwww.aeroflot.ruZru-ruZnews/62008 (дата обращения: 03.11.2021).
6. Барометр устойчивой трансформации бизнеса. Effie Russia [Электронный
ресурс]. KPMG, 2019. URL:
https: ZZhome.kpmgZru/ru/homeZinsightsZ2019Z10Zbarometer-of-sustainable- business-transformation-effie-russia-and-kpmg-joint-study.html.
7. Барометр устойчивой трансформации бизнеса. Effie Russia [Электронный
ресурс]. KPMG, 2020. URL:
https: ZZhome.kpmgZшZшZhomeZinsightsZ2020Z 11Zbarometer-of-sustainable- business-transformation-effie-russia-and-kpmg-joint-study.html.
8. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3 . С. 17-34.
9. Вагина Е. Маркетинг & благотворительность [Электронный ресурс]. -
Журнал «BTL-magazine». 2007. № 5. Интернет-проект «Энциклопедия
маркетинга», 1998-2022. URL: https: //www. marketing.spb .ru/lib-
special/social.htm (дата обращения: 26.04.2022).
10. Ваша дорога в будущее: Годовой отчет КАМАЗ 2020 [Электронный ресурс]. КАМАЗ, 2021. URL: https://kamaz.ru/investors-and-shareholders/information- disclosure/annual-report/ (дата обращения: 04.04.2022).
11. Выбирай зеленое будущее. Выбирай природный газ: Отчет НОВАТЭК в
области устойчивого развития 2020 [Электронный ресурс]. НОВАТЭК, 2021. URL:
https: //www.novatek.ru/common/upload/doc/NOVATEK SR 2020 RU S. pdf (дата обращения: 04.04.2022).
12. Гибкость и процесс: Годовой отчет компании «Уралкалий» 2020
[Электронный ресурс]. Уралкалий, 2021. URL:
https: //www.uralkali.com/upload/content/Uralkali AR 2020-ru.pdf (дата
обращения: 03.04.2022).
13. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. 112 с.
14. Годовой отчет компании «Детский мир» 2020 [Электронный ресурс].
Детский мир, 2021. URL: https://ir.detmir.ru/wp-
content/uploads/2021/07/Detsky-Mir AR 2020 RUS fin 30 06 site.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
15. Годовой отчет НЛМК за 2020 год [Электронный ресурс]. НЛМК, 2021.
URL: https://nlmk.com/upload/iblock/19f/AR NLMK 2020 RUS.pdf (дата
обращения: 02.04.2022).
16. Годовой отчет ОМК за 2020 год [Электронный ресурс]. ОМК, 2021. URL: https://ar2020.omk.ru/report.php (дата обращения: 04.04.2022).
17. Голодец Б.М. Технология социального маркетинга : дис. ... канд. соц. наук : 22.00.08 / Голодец Борис Матвеевич. СПб., 2002. 149 с.
18. Горошилов А.А., Карибов А.П. Эволюция концепции социальной
ответственности бизнеса // Социальный вектор экономики. 2007. Серия 3. Вып. 11. С. 139-143.
... Всего источников –99.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ