Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль межмуниципального сотрудничества в развитии городских агломераций

Работа №127531

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

география

Объем работы93
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент развития
территории 5
1.1. Подходы к определению и опыт исследования межмуниципального сотрудничества 5
1.2. Анализ лучших практик межмуниципального сотрудничества за рубежом 16
1.3. Методика изучения роли межмуниципального сотрудничества в развитии
агломераций 25
Глава 2. Региональные особенности функционирования механизмов
межмуниципального сотрудничества в России 27
2.1. Институциональные особенности взаимодействия муниципалитетов в России 27
2.2. Пространственная специфика межмуниципального сотрудничества в России 35
2.3. Специфика межмуниципального сотрудничества в агломерациях 48
Глава 3. Межмуниципальное сотрудничество в агломерационных зонах 55
3.1. Межмуниципальное сотрудничество в Новосибирской агломерации 55
3.2. Межмуниципальное сотрудничество в Самарско-Тольяттинской агломерации 64
3.3. Межмуниципальное сотрудничество в агломерации «Горный Урал» 71
3.4 Межмуниципальное сотрудничество в Альметьевской агломерации 75
3.5. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент развития агломераций 81
Заключение 83
Список литературы 86
Приложение 91


Проблемы дефицита материальных ресурсов при растущих объемах властных обязательств и задач, наряду с внешними вызовами являются одними из самых злободневных для системы местного самоуправления. В еще более сложном положении оказываются муниципалитеты городских агломераций, на которые, помимо существующих обязательств, возложена задача по реализации одной из идей общегосударственной стратегии развития - укрепления агломераций в качестве экономических, логистических, научно-образовательных, промышленных и культурных центров. Кроме того, городские агломерации сталкиваются с еще одним ограничением - недостаточной проработкой нормативно-правовой базы их координирования.
Возникающие институциональные и материальные препятствия требуют поиска новых механизмов и инструментов управления развитием как агломерационных зон, так и других типов территорий. В последние годы в обсуждении путей решения данной проблемы среди исследователей, властей и управленцев набирает популярность межмуниципальное сотрудничество. Оно, как вид горизонтальной территориальной интеграции для совместного и оттого более продуктивного использования имеющихся разнородных ресурсов и решения проблем локального характера, представляется перспективным способом пространственного развития и организации территорий. Данные обстоятельства и объясняют актуальность данного исследования, направленного на определение механизма реализации межмуниципального сотрудничества и оценки его эффективности.
Объект исследования - городские агломерации.
Предмет исследования - межмуниципальное сотрудничество в развитии городских агломераций.
Цель работы - выявить роль межмуниципального сотрудничества в развитии городских агломераций.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- обобщить теоретические подходы к определению межмуниципального сотрудничества, а также изучить опыт его использования как инструмента развития территории;
- разработать методику исследования роли межмуниципального сотрудничества в развитии агломераций;
- выявить специфические особенности в осуществлении межмуниципального взаимодействия в России;
- проанализировать механизмы функционирования и опыт межмуниципального сотрудничества на примере агломераций разного масштаба.
Эмпирическая база исследования основана на данных из открытых источников:
- законодательная и нормативно-правовая база России и ее субъектов;
- статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Министерства юстиции Российской Федерации
- отчетные материалы администраций субъектов и Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- публицистические материалы электронных ресурсов.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых географов - Лаппо Г.М., Пузанова А.С., Попова Р. А. и др. И современных ученых-юристов и экономистов - исследователей местного самоуправления - Бабуна Р.В., Михайловой М.А., Одинцовой А.В., Аплатова Ю.М и др.
Методы исследования: картографический, сравнительно-географический,
исторический.
При обработке статистических и эмпирических данных были использованы программные продукты: QGIS, ArcGIS, Microsoft Excel, Inkscape.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы являлось выявление роли межмуниципального сотрудничества в развитии городских агломераций. Рассмотрение существующих подходов к определению этого явления позволило продемонстрировало высокую степень междисциплинарности данной темы и отсутствие общепринятого определения данного формата взаимоотношений муниципалитетов. Также последующий обзор опыта исследования межмуниципального сотрудничества позволил сделать вывод, что отечественные работы, изучающие интеграционные связи муниципалитетов в основном сосредоточены на теоретических вопросах, в то время как зарубежные авторы больше внимания уделяют оценке практических эффектов. Последнее, в частности, связано со стагнацией института местного самоуправления в России в течение всего советского периода при продолжающемся активном его развитии в других странах.
Анализ лучших мировых практик показал, что наиболее богатым опытом в сфере кооперации ресурсов местных властей обладают страны Европы, что обусловлено активными процессами децентрализации и либерализации, приведшими не только к территориальной мозаичности, но и к фрагментации в предоставлении государственных услуг.
Вторая глава была посвящена особенностям межмуниципального сотрудничества в нашей стране. С помощью изучения институциональных основ межмуниципального сотрудничества в России были выявлены ограничения и недостатки функционирующей в текущее время системы, а именно недостаточная проработка законодательной базы; отсутствие методической поддержки; недостаток компетенций управленцев; порой невозможность непосредственного регулирования и распоряжения объединенными ресурсами, а также непринятие во внимание территориальных особенностей муниципалитетов, участвующих в установлении межмуниципального сотрудничества, особенно в контексте пространственного разнообразия нашей страны.
Последующий анализ реализующихся на территории России форм межмуниципальной интеграции и рассмотрение их в пространственном контексте позволил выделить три общие модели функционирования хозяйственной формы межмуниципального сотрудничества по федеральным округам: первый - где организация коммерческих межмуниципальных организаций не вошла в практику большинства субъектов округа, но там, где такой инструмент реализуется, участвует относительно высокое число муниципалитетов; второй - где хозяйственная форма межмуниципального сотрудничества реализуется более чем в трети субъектов округа, но доля интегрированных муниципалитетов не превышает 3%; третий - где межмуниципальное сотрудничество в 83 данной форме развито крайне слабо. Специализацией межмуниципальных коммерческих организаций является деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение), обращении с твердыми бытовыми отходами, транспортных услуг и др., а наиболее диверсифицированной можно назвать деятельность коммерческих организаций Северо-Западного федерального округа. Сфера же деятельности некоммерческих организаций связана в большинстве своем с информационным взаимодействием, и такая форма имеет повсеместное распространение, что связано с установленным законодательством «добровольно-принудительным» характером регулирования данной формы межмуниципального взаимодействия.
Рассмотрение агломераций России с точки зрения особой формы межмуниципального сотрудничества показало, что наиболее распространенным видом учреждения интеграционных отношений муниципалитетов в агломерационной зоне и способом управления развитием ее территорий является договорная форма, которая получила распространение как минимум в двадцати агломерациях. Причем, что заключаемые соглашения можно различны по степени прагматичности.
Третья глава содержит анализ трех разных по своему пространственному значению и развитию городских агломераций в контексте их опыта межмуниципального сотрудничества - Новосибирской, Самарско-Тольяттинской и агломерации «Горный Урал». В результате исследования была выявлена эффективность заключаемых соглашений о сотрудничестве в качестве бюрократического инструмента, направленного на совместное развитие документов стратегического планирования. При этом, пространственной закономерности в реализации устанавливаемых сфер сотрудничества выявлено не было, что свидетельствует, по всей видимости, о слабой интеграции инструмента в управленческую практику, поскольку взаимосвязи между социально-экономическими процессами, протекающими на территориях, и результативностью реализации соглашения не выявлено. Также был рассмотрен исключительный и в данном контексте положительный пример Альметьевской агломерации, где межмуниципальная интеграция, если еще не дает свои плоды, то как минимум имеет выработанный механизм выполнения намеченных целей.
Определяя, наконец, роль института межмуниципального сотрудничества в развитии агломераций, важно отметить, что к текущему моменту влияние на становление и совершенствование агломерационных зон невелико - для ощутимого прогресса подобной интеграции как механизма пространственного развития необходимо проделать еще огромный пласт всесторонней и, что крайне важно, совместной работы. Но это вовсе не говорит о ненужности института межмуниципального сотрудничества. Важно понимать, что это один из возможных инструментов повышения эффективности управления территорий, который должен существовать и развиваться наряду с другими, создавая условия, в которых местные власти имеют возможность выбирать удобный и наиболее продуктивный для их территорий механизм решения локальных проблем.



1. Allers M.A., de Greef J.A. Intermunicipal cooperation, public spending and service levels. Local Government Studies, 2018, no. 44 (1), pp. 127-150.
2. Bel G., Sebo M. Does inter-municipal cooperation really reduce delivery costs? An empirical evaluation of the role of scale economies, transaction costs, and governance arrangements. Urban Affairs Review, 2021, no. 57 (1), pp. 153-188. DOI: 10.1177/107808741983949
3. Blaeschke, Frdddric, Haug, Peter. 2018. “Does Intermunicipal Cooperation Increase Efficiency? A Conditional Metafrontier Approach for the Hessian Wastewater Sector.” Local Government Studies 44 (1): 151-71
4. Bocchino, M. (2018), Inter-municipal Cooperation in Italy. Analysis and an opening research agenda for the Municipal Unions case, AIS Journal of Sociology, n. 12, pp. 51-72. Doi: 10.1485/AIS_2018/12_3435524
5. Diez, S.P. Creating economies of scale, promoting inter municipal cooperation. Conference: Public Administration Reform and Territorial Organization: Empowering Local Governments, 2006
6. Frere Q., Leprince M., Paty S., The impact of inter-municipal cooperation on local public spending, 2012. ffhalshs-00730555
7. Garrido, E.N. Inter-Municipal Cooperation in Spain: Dealing with Microscopic Local Government. In: Hulst, R. and van Montfort, A., eds. Inter-Municipal Cooperation in Europe. Springer Netherlands, 2007 pp. 169-192
8. Klimovsky, D, Meiere, O, Mikolaityte, J. (2014) Inter-municipal cooperation in Lithuania and Slovakia: Does size structure matter? Lex Localis 12(3): 643-658.
9. Maeltsemees, S., Lohmus, M., Ratas, J. Inter-Municipal Cooperation: Possibility for Advancing Local Democracy and Subsidiarity in Estonia / S. Maeltsemees, M. Lohmus, J. Ratas// Halduskultuur - Administrative Culture, 2013. - №14.- pp. 73-98
10. Niaounakis, Thomas, Blank, Jos, “Inter-municipal Cooperation, Economies of Scale and Cost Efficiency: An Application of Stochastic Frontier Analysis to Dutch Municipal Tax Departments.” Local Government Studies 43 (4): 533-54, 2017.
11. Silva P., Teles F., Ferreira J. Intermunicipal cooperation: The quest for governance capacity? International Review of Administrative Sciences, 2018, no. 84 (4), pp. 619-638. DOI: 10.1177/0020852317740411
12. Teles P., Swianiewicz P. Inter-Municipal Cooperation in Europe. New York: Palgrave Macmillan, 2018. 354 p. DOI: 10.1007/978-3-319-62819-6
13. Алпатов Ю.М. Организация местного самоуправления в городах федерального значения: автореф. Дис. ... д-ра юрид. Наук. М., 2009
14. Бабичев И.В. Основы взаимоотношений государства и местного самоуправления в российской правовой системе местного самоуправления [Текст] / И. В. Бабичев // Государство и право. - 2009. - N 3. - С. 37-44
15. Бабичев И.В. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации как публично-правовые субъекты и институты местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 3. - С. 39-44.;
16. Бабун Р.В. К вопросу о межмуниципальной хозяйственной кооперации // Городское управление.- 2012.- №1.- С.64-69.
... Всего источников –76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ