Роль межмуниципального сотрудничества в развитии городских агломераций
|
Введение 3
Глава 1. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент развития
территории 5
1.1. Подходы к определению и опыт исследования межмуниципального сотрудничества 5
1.2. Анализ лучших практик межмуниципального сотрудничества за рубежом 16
1.3. Методика изучения роли межмуниципального сотрудничества в развитии
агломераций 25
Глава 2. Региональные особенности функционирования механизмов
межмуниципального сотрудничества в России 27
2.1. Институциональные особенности взаимодействия муниципалитетов в России 27
2.2. Пространственная специфика межмуниципального сотрудничества в России 35
2.3. Специфика межмуниципального сотрудничества в агломерациях 48
Глава 3. Межмуниципальное сотрудничество в агломерационных зонах 55
3.1. Межмуниципальное сотрудничество в Новосибирской агломерации 55
3.2. Межмуниципальное сотрудничество в Самарско-Тольяттинской агломерации 64
3.3. Межмуниципальное сотрудничество в агломерации «Горный Урал» 71
3.4 Межмуниципальное сотрудничество в Альметьевской агломерации 75
3.5. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент развития агломераций 81
Заключение 83
Список литературы 86
Приложение 91
Глава 1. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент развития
территории 5
1.1. Подходы к определению и опыт исследования межмуниципального сотрудничества 5
1.2. Анализ лучших практик межмуниципального сотрудничества за рубежом 16
1.3. Методика изучения роли межмуниципального сотрудничества в развитии
агломераций 25
Глава 2. Региональные особенности функционирования механизмов
межмуниципального сотрудничества в России 27
2.1. Институциональные особенности взаимодействия муниципалитетов в России 27
2.2. Пространственная специфика межмуниципального сотрудничества в России 35
2.3. Специфика межмуниципального сотрудничества в агломерациях 48
Глава 3. Межмуниципальное сотрудничество в агломерационных зонах 55
3.1. Межмуниципальное сотрудничество в Новосибирской агломерации 55
3.2. Межмуниципальное сотрудничество в Самарско-Тольяттинской агломерации 64
3.3. Межмуниципальное сотрудничество в агломерации «Горный Урал» 71
3.4 Межмуниципальное сотрудничество в Альметьевской агломерации 75
3.5. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент развития агломераций 81
Заключение 83
Список литературы 86
Приложение 91
Проблемы дефицита материальных ресурсов при растущих объемах властных обязательств и задач, наряду с внешними вызовами являются одними из самых злободневных для системы местного самоуправления. В еще более сложном положении оказываются муниципалитеты городских агломераций, на которые, помимо существующих обязательств, возложена задача по реализации одной из идей общегосударственной стратегии развития - укрепления агломераций в качестве экономических, логистических, научно-образовательных, промышленных и культурных центров. Кроме того, городские агломерации сталкиваются с еще одним ограничением - недостаточной проработкой нормативно-правовой базы их координирования.
Возникающие институциональные и материальные препятствия требуют поиска новых механизмов и инструментов управления развитием как агломерационных зон, так и других типов территорий. В последние годы в обсуждении путей решения данной проблемы среди исследователей, властей и управленцев набирает популярность межмуниципальное сотрудничество. Оно, как вид горизонтальной территориальной интеграции для совместного и оттого более продуктивного использования имеющихся разнородных ресурсов и решения проблем локального характера, представляется перспективным способом пространственного развития и организации территорий. Данные обстоятельства и объясняют актуальность данного исследования, направленного на определение механизма реализации межмуниципального сотрудничества и оценки его эффективности.
Объект исследования - городские агломерации.
Предмет исследования - межмуниципальное сотрудничество в развитии городских агломераций.
Цель работы - выявить роль межмуниципального сотрудничества в развитии городских агломераций.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- обобщить теоретические подходы к определению межмуниципального сотрудничества, а также изучить опыт его использования как инструмента развития территории;
- разработать методику исследования роли межмуниципального сотрудничества в развитии агломераций;
- выявить специфические особенности в осуществлении межмуниципального взаимодействия в России;
- проанализировать механизмы функционирования и опыт межмуниципального сотрудничества на примере агломераций разного масштаба.
Эмпирическая база исследования основана на данных из открытых источников:
- законодательная и нормативно-правовая база России и ее субъектов;
- статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Министерства юстиции Российской Федерации
- отчетные материалы администраций субъектов и Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- публицистические материалы электронных ресурсов.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых географов - Лаппо Г.М., Пузанова А.С., Попова Р. А. и др. И современных ученых-юристов и экономистов - исследователей местного самоуправления - Бабуна Р.В., Михайловой М.А., Одинцовой А.В., Аплатова Ю.М и др.
Методы исследования: картографический, сравнительно-географический,
исторический.
При обработке статистических и эмпирических данных были использованы программные продукты: QGIS, ArcGIS, Microsoft Excel, Inkscape.
Возникающие институциональные и материальные препятствия требуют поиска новых механизмов и инструментов управления развитием как агломерационных зон, так и других типов территорий. В последние годы в обсуждении путей решения данной проблемы среди исследователей, властей и управленцев набирает популярность межмуниципальное сотрудничество. Оно, как вид горизонтальной территориальной интеграции для совместного и оттого более продуктивного использования имеющихся разнородных ресурсов и решения проблем локального характера, представляется перспективным способом пространственного развития и организации территорий. Данные обстоятельства и объясняют актуальность данного исследования, направленного на определение механизма реализации межмуниципального сотрудничества и оценки его эффективности.
Объект исследования - городские агломерации.
Предмет исследования - межмуниципальное сотрудничество в развитии городских агломераций.
Цель работы - выявить роль межмуниципального сотрудничества в развитии городских агломераций.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- обобщить теоретические подходы к определению межмуниципального сотрудничества, а также изучить опыт его использования как инструмента развития территории;
- разработать методику исследования роли межмуниципального сотрудничества в развитии агломераций;
- выявить специфические особенности в осуществлении межмуниципального взаимодействия в России;
- проанализировать механизмы функционирования и опыт межмуниципального сотрудничества на примере агломераций разного масштаба.
Эмпирическая база исследования основана на данных из открытых источников:
- законодательная и нормативно-правовая база России и ее субъектов;
- статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Министерства юстиции Российской Федерации
- отчетные материалы администраций субъектов и Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- публицистические материалы электронных ресурсов.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых географов - Лаппо Г.М., Пузанова А.С., Попова Р. А. и др. И современных ученых-юристов и экономистов - исследователей местного самоуправления - Бабуна Р.В., Михайловой М.А., Одинцовой А.В., Аплатова Ю.М и др.
Методы исследования: картографический, сравнительно-географический,
исторический.
При обработке статистических и эмпирических данных были использованы программные продукты: QGIS, ArcGIS, Microsoft Excel, Inkscape.
Целью работы являлось выявление роли межмуниципального сотрудничества в развитии городских агломераций. Рассмотрение существующих подходов к определению этого явления позволило продемонстрировало высокую степень междисциплинарности данной темы и отсутствие общепринятого определения данного формата взаимоотношений муниципалитетов. Также последующий обзор опыта исследования межмуниципального сотрудничества позволил сделать вывод, что отечественные работы, изучающие интеграционные связи муниципалитетов в основном сосредоточены на теоретических вопросах, в то время как зарубежные авторы больше внимания уделяют оценке практических эффектов. Последнее, в частности, связано со стагнацией института местного самоуправления в России в течение всего советского периода при продолжающемся активном его развитии в других странах.
Анализ лучших мировых практик показал, что наиболее богатым опытом в сфере кооперации ресурсов местных властей обладают страны Европы, что обусловлено активными процессами децентрализации и либерализации, приведшими не только к территориальной мозаичности, но и к фрагментации в предоставлении государственных услуг.
Вторая глава была посвящена особенностям межмуниципального сотрудничества в нашей стране. С помощью изучения институциональных основ межмуниципального сотрудничества в России были выявлены ограничения и недостатки функционирующей в текущее время системы, а именно недостаточная проработка законодательной базы; отсутствие методической поддержки; недостаток компетенций управленцев; порой невозможность непосредственного регулирования и распоряжения объединенными ресурсами, а также непринятие во внимание территориальных особенностей муниципалитетов, участвующих в установлении межмуниципального сотрудничества, особенно в контексте пространственного разнообразия нашей страны.
Последующий анализ реализующихся на территории России форм межмуниципальной интеграции и рассмотрение их в пространственном контексте позволил выделить три общие модели функционирования хозяйственной формы межмуниципального сотрудничества по федеральным округам: первый - где организация коммерческих межмуниципальных организаций не вошла в практику большинства субъектов округа, но там, где такой инструмент реализуется, участвует относительно высокое число муниципалитетов; второй - где хозяйственная форма межмуниципального сотрудничества реализуется более чем в трети субъектов округа, но доля интегрированных муниципалитетов не превышает 3%; третий - где межмуниципальное сотрудничество в 83 данной форме развито крайне слабо. Специализацией межмуниципальных коммерческих организаций является деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение), обращении с твердыми бытовыми отходами, транспортных услуг и др., а наиболее диверсифицированной можно назвать деятельность коммерческих организаций Северо-Западного федерального округа. Сфера же деятельности некоммерческих организаций связана в большинстве своем с информационным взаимодействием, и такая форма имеет повсеместное распространение, что связано с установленным законодательством «добровольно-принудительным» характером регулирования данной формы межмуниципального взаимодействия.
Рассмотрение агломераций России с точки зрения особой формы межмуниципального сотрудничества показало, что наиболее распространенным видом учреждения интеграционных отношений муниципалитетов в агломерационной зоне и способом управления развитием ее территорий является договорная форма, которая получила распространение как минимум в двадцати агломерациях. Причем, что заключаемые соглашения можно различны по степени прагматичности.
Третья глава содержит анализ трех разных по своему пространственному значению и развитию городских агломераций в контексте их опыта межмуниципального сотрудничества - Новосибирской, Самарско-Тольяттинской и агломерации «Горный Урал». В результате исследования была выявлена эффективность заключаемых соглашений о сотрудничестве в качестве бюрократического инструмента, направленного на совместное развитие документов стратегического планирования. При этом, пространственной закономерности в реализации устанавливаемых сфер сотрудничества выявлено не было, что свидетельствует, по всей видимости, о слабой интеграции инструмента в управленческую практику, поскольку взаимосвязи между социально-экономическими процессами, протекающими на территориях, и результативностью реализации соглашения не выявлено. Также был рассмотрен исключительный и в данном контексте положительный пример Альметьевской агломерации, где межмуниципальная интеграция, если еще не дает свои плоды, то как минимум имеет выработанный механизм выполнения намеченных целей.
Определяя, наконец, роль института межмуниципального сотрудничества в развитии агломераций, важно отметить, что к текущему моменту влияние на становление и совершенствование агломерационных зон невелико - для ощутимого прогресса подобной интеграции как механизма пространственного развития необходимо проделать еще огромный пласт всесторонней и, что крайне важно, совместной работы. Но это вовсе не говорит о ненужности института межмуниципального сотрудничества. Важно понимать, что это один из возможных инструментов повышения эффективности управления территорий, который должен существовать и развиваться наряду с другими, создавая условия, в которых местные власти имеют возможность выбирать удобный и наиболее продуктивный для их территорий механизм решения локальных проблем.
Анализ лучших мировых практик показал, что наиболее богатым опытом в сфере кооперации ресурсов местных властей обладают страны Европы, что обусловлено активными процессами децентрализации и либерализации, приведшими не только к территориальной мозаичности, но и к фрагментации в предоставлении государственных услуг.
Вторая глава была посвящена особенностям межмуниципального сотрудничества в нашей стране. С помощью изучения институциональных основ межмуниципального сотрудничества в России были выявлены ограничения и недостатки функционирующей в текущее время системы, а именно недостаточная проработка законодательной базы; отсутствие методической поддержки; недостаток компетенций управленцев; порой невозможность непосредственного регулирования и распоряжения объединенными ресурсами, а также непринятие во внимание территориальных особенностей муниципалитетов, участвующих в установлении межмуниципального сотрудничества, особенно в контексте пространственного разнообразия нашей страны.
Последующий анализ реализующихся на территории России форм межмуниципальной интеграции и рассмотрение их в пространственном контексте позволил выделить три общие модели функционирования хозяйственной формы межмуниципального сотрудничества по федеральным округам: первый - где организация коммерческих межмуниципальных организаций не вошла в практику большинства субъектов округа, но там, где такой инструмент реализуется, участвует относительно высокое число муниципалитетов; второй - где хозяйственная форма межмуниципального сотрудничества реализуется более чем в трети субъектов округа, но доля интегрированных муниципалитетов не превышает 3%; третий - где межмуниципальное сотрудничество в 83 данной форме развито крайне слабо. Специализацией межмуниципальных коммерческих организаций является деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение), обращении с твердыми бытовыми отходами, транспортных услуг и др., а наиболее диверсифицированной можно назвать деятельность коммерческих организаций Северо-Западного федерального округа. Сфера же деятельности некоммерческих организаций связана в большинстве своем с информационным взаимодействием, и такая форма имеет повсеместное распространение, что связано с установленным законодательством «добровольно-принудительным» характером регулирования данной формы межмуниципального взаимодействия.
Рассмотрение агломераций России с точки зрения особой формы межмуниципального сотрудничества показало, что наиболее распространенным видом учреждения интеграционных отношений муниципалитетов в агломерационной зоне и способом управления развитием ее территорий является договорная форма, которая получила распространение как минимум в двадцати агломерациях. Причем, что заключаемые соглашения можно различны по степени прагматичности.
Третья глава содержит анализ трех разных по своему пространственному значению и развитию городских агломераций в контексте их опыта межмуниципального сотрудничества - Новосибирской, Самарско-Тольяттинской и агломерации «Горный Урал». В результате исследования была выявлена эффективность заключаемых соглашений о сотрудничестве в качестве бюрократического инструмента, направленного на совместное развитие документов стратегического планирования. При этом, пространственной закономерности в реализации устанавливаемых сфер сотрудничества выявлено не было, что свидетельствует, по всей видимости, о слабой интеграции инструмента в управленческую практику, поскольку взаимосвязи между социально-экономическими процессами, протекающими на территориях, и результативностью реализации соглашения не выявлено. Также был рассмотрен исключительный и в данном контексте положительный пример Альметьевской агломерации, где межмуниципальная интеграция, если еще не дает свои плоды, то как минимум имеет выработанный механизм выполнения намеченных целей.
Определяя, наконец, роль института межмуниципального сотрудничества в развитии агломераций, важно отметить, что к текущему моменту влияние на становление и совершенствование агломерационных зон невелико - для ощутимого прогресса подобной интеграции как механизма пространственного развития необходимо проделать еще огромный пласт всесторонней и, что крайне важно, совместной работы. Но это вовсе не говорит о ненужности института межмуниципального сотрудничества. Важно понимать, что это один из возможных инструментов повышения эффективности управления территорий, который должен существовать и развиваться наряду с другими, создавая условия, в которых местные власти имеют возможность выбирать удобный и наиболее продуктивный для их территорий механизм решения локальных проблем.
Подобные работы
- Роль межмуниципального сотрудничества в развитии городских агломераций
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование методических подходов к управлению развитием городских агломераций
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Изучение городских агломераций России в процессе обучения географии в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Модели реализации правового регулирования городских агломераций в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ АГЛОМЕРАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ БАРНАУЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - Барнаульская агломерация: пути развития на современном этапе
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





