АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Анализ исследований по проблеме учебной и профессиональной мотивации студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 9
1.1. Учебная и профессиональная мотивация как психологические категории 9
1.2. Профессиональная деятельность дефектолога: содержание и психологические аспекты 24
1.3. Учебная и профессиональная мотивация студентов-дефектологов 35
Глава 2. Организация исследования особенностей учебной и профессиональной мотивации студентов дефектологического отделения 45
2.1 Обоснование модели исследования 45
2.2. Описание выборки исследования 47
2.3. Методы, методики и процедура исследования 48
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 52
Глава 3. Результаты исследования учебной и профессиональной сферы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 52
3.1. Анализ содержания учебной и профессиональной мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование и «Педагогическое образование» 52
3.2. Исследование взаимосвязи показателей учебной и профессиональной мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование» 58
3.3. Сравнительный анализ содержания учебной и профессиональной мотивации у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование» 64
3.4. Выявление особенностей учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность исследования. Период студенчества является одним из значимых периодов в процессе профессионального развития. Ученые все чаще занимаются исследованием представителей «помогающих» профессий, в том числе, студентов направлений «Педагогика» и «Психология». Акцент в изучении студентов направлен на их индивидуально -психологические характеристики, напрямую связанные с качественным выполнением ими будущих профессиональных задач, такие как: особенности ценностно-смысловой и мотивационных сфер личности, компетентность в общении, педагогическое мастерство, склонность к эмоциональному выгоранию и пр. Однако на фоне достаточно большого спектра работ, посвященных изучению студентов - психологов и студентов-педагогов (Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зимняя, М.В. Каминская, С.В. Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и другие), количество исследований, связанных с психологическим аспектом деятельности дефектологов достаточно ограничено . При этом профессиональная деятельность дефектолога предполагает влияние на него большого количества стрессогенных факторов, и предъявляет особые требования к личности студента, выбравшего для себя данную специализацию [34], следовательно, ввиду специфичности этой деятельности, становится очевидна актуальность изучения индивидуально-психологических характеристик студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» для последующей разработки программ психологической поддержки как в условиях высшего профессионального образования, так и в условиях образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные образовательные программы.
Учебно-мотивационную деятельность изучали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г.Мюррей, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П.М. Якобсон и другие.
Вопросы профессиональной ориентации и формирования профессиональных мотивов изложены в работах Е.В. Андриенко, Н.А. Бакшаевой, Ю.В. Варданян, А.А. Вербицкого, К.М. Гуревич, В.И. Жуковской, Е.А. Климова, В.И. Ковалева, Н.И. Крылова, Н.Д. Левитова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, А.Т. Ростунова, И.В. Фастовец и других.
В современных условиях развития образования актуальность данной проблемы заключена также и в том, что при высокой востребованности дефектологов снижается конкурс на поступление на дефектологические специальности, растет процент выпускников, не работающих по специальности и дефектологов с низкой мотивацией к профессиональному саморазвитию [33, 77].
Известно, что именно на этапе профессионального обучения у студентов формируются профессиональные мотивы и ценности, которые в будущем будут определять успех их деятельности в профессии [7]. В связи с этим важным становится изучить не только профессиональную мотивированность студентов, но и обратить внимание на мотивы, побуждающие изучать ту или иную профессию - т.е. учебные мотивы.
Проблема исследования: каковы особенности учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в сравнении с обучающимися по направлению «Педагогическое образование?»
Цель исследования: изучить особенности учебной и профессиональной мотивации у обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в сравнении с обучающимися по направлению «Педагогическое образование».
Гипотеза: учебная и профессиональная мотивация студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» будет отличной от мотивации студентов направления «Педагогическое образование» ввиду специфики будущей профессиональной деятельности дефектологов.
Задачи:
1. Выполнить теоретический анализ результатов научных исследований учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование».
2. Установить общие закономерности учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование».
3. Выявить особенности учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование».
4. Выполнить сравнительный анализ учебной и профессиональной мотивации обучающихся по педагогическим и дефектологическим направлениям.
Объект исследования: учебная и профессиональная мотивация.
Предмет исследования: особенности учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Методики исследования:
1. Методика К. Замфир в модификации A.A. Реана «Мотивация профессиональной деятельности»;
2. Опросник A.A. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»;
3. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» в модификации A.A. Реана и В.А. Якунина;
4. Методика «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова, модификация A.A. Реана и Н. Кузьминой.
5. Авторская анкета для исследования учебной и профессиональной мотивации обучающихся по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование» и «Педагогическое образование».
Методы математико-статистического анализа данных:
1) критерий Колмагорова-Смирнова;
2) U-критерий Манна Уитни;
3) T-критерий Стьюдента;
4) r-критерий Спирмена;
5) факторный анализ.
Эмпирическая база исследования составила 120 испытуемых, из них 60 респондентов - студенты дефектологического отделения и 60 человек - студенты педагогических специальностей.
Структура работы:
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы из 83 источников (среди которых 59 отечественных и 24 зарубежных). Текст работы иллюстрирован таблицами (10) и рисунками (8). Общий объем выпускной работы 92 страниц.
В результате всестороннего исследования, посвященного анализу учебной и профессиональной мотивации студентов дефектологического направления, мы выявили, что профессия дефектолога отличается своей спецификой и существует на стыке педагогической, психологической, социальной и медицинской практик. Функции дефектолога представлены на нескольких уровнях: от коррекционно - педагогической работы с ребенком и консультативной работы с его семьей до организации комплексного взаимодействия между различными специалистами и содействия перестройке общественного сознания в сторону большего принятия людей с ОВЗ и их дестигматизации. Хотя дефектолог должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, его деятельность не может быть эффективна без личной включенности и диалогического взаимодействия со всеми участниками коррекционно-педагогического процесса.
Личная мотивация дефектолога обеспечивает его профессиональное развитие. Личностная значимость профессии может придать смысл профессиональной деятельности и повысить ее эффективность. Существующие данные позволяют предполагать, что развитию профессионально-значимых компонентов учебной и профессиональной мотивации студентов -дефектологов может способствовать самоопределение, осмысление студентам знания и ценностей в результате рефлексии. Профессиональная деятельность требует постоянного совершенствования навыков специалиста, поэтому стремление к повышению квалификации является положительным компонентом его работе.
В ходе исследования, было выявлено, что у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» преобладает внешняя положительная мотивация, тогда как у студентов педагогического направления - внутренняя.
Основные учебные мотивы у студентов-дефектологов это: получение диплома, потребность добиться одобрения родителей и окружающих, избегание наказания за плохую учебу. Для студентов-педагогов характерны мотивы «приобрести глубокие знания» и «обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности».
Студенты дефектологического отделения как позитивные моменты работы выделяют возможность работы с людьми, возможность творчества и самосовершенствования, соответствие их характера и работы, продолжительность рабочего дня. Негативный фактор - переутомление в работе, то, что работа не ценится окружающими, низкая заработная плата и отсутствие социального уважения.
Были выделены следующие мотивационные системы у студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»:
1) студенты с преобладанием первой системы испытывают потребность в получении материальных подкреплений, таких как диплом, стипендия и пр. При этом для них не несёт особого значения важность профессии.
2) вторая система включает в себя компоненты избегания социального неодобрения. Студенты с мотивацией по этому типу испытывают потребность в социальном одобрении, контакте с людьми. Они опасаются социального неодобрения в том числе и в учёбе, именно это мотивирует их учиться лучше.
3) Студенты с системой мотивации третьего типа, стремясь избежать неудачи, отказываются от деятельности, связанной с самосовершенствованием, а также не заинтересованы в обеспечении успешности своей профессиональной деятельности.
Таким образом, наша гипотеза о том, что учебная и профессиональная мотивация студентов направления «Специальное (дефектологическое) образование» отлична от мотивации студентов направления «Педагогическое образование» ввиду специфики будущей профессиональной деятельности дефектологов подтвердилась.
Для поддержания и развития учебной и профессиональной мотивации студентов, мы предлагаем следующие рекомендации:
1. Важно поощрять чувство компетентности студента, которое усиливается за счет решения задач, оцениваемых как сложные, но выполнимые. Дифференциация задач таким образом, чтобы они были достаточно сложными, позволяет обучающимся поддерживать оптимальную вовлеченность. Когда студенты работают в пределах своих текущих возможностей, у них активизируется познавательный интерес.
2. Необходимо дать понять студентам, что не все получается с первого раза. Нормализация ошибок позволит студентам переориентироваться на развитие, тогда как негативные оценки без возможности их изменения, приводят к снижению мотивации.
3. Разнообразие в процессе учебы позволит включить эмоциональную составляющую, которая вовлечет студента в образовательный процесс.
4. Важно предлагать студентам самим выбирать себе задания. С одной стороны, это позволит индивидуализировать обучение, а с другой - позволит студенту следовать за своими интересами.
5. Студентам важно быть самостоятельным. Необходимо поощрять их вопросы и креативные идеи, так у них будет складываться ощущение того, что они полноправные участники учебного процесса.
6. У студентов должно быть пространство для рефлексии. Это позволит студентам не только обобщать изучаемый материал, но и поможет самостоятельно определить направление в дальнейшем изучении материала.
1. Аристотель. Политика. М.: РИПОЛ классик, 2010. 589 с.
2. Арсланова М.М. Коррекционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2013. С. 245-246.
3. Артёмова Е.Э., Данилова А.М. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 54—68.
4. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми // Педагогика и психология образования. 2013. С. 33-38.
5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 216 с.
6. Бездетко С.Н., Филатова И.А. Изучение профессиональной мотивации студентов в процессе воспитательной работы // Специальное образование. 2019. № 2. C. 18-26.
7. Беляева Л.А Человек и его потребности. Екатеринбург, 2009. 165 с.
8. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Актуальные проблемы подготовки специалистов в области профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. C. 87-96.
9. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: «Педагогика», 1972. 352 с.
10. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь (окончание) // Вестник практической психологии образования. 2009. №1(18). С. 82-86.
11. Бурмистрова Е.В. Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4(17). С. 81-86.
12. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф. О мотивации студентов - будущих педагогов к педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=29737 (дата обращения: 20.01.2022).
13. Вилитенко В.А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя-дефектолога и семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. С. 35-39.
14. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума «Обзор Российской психологии в регионах страны и в мире» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/ger asimova.html (дата обращения: 20.01.2022)
15. Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций. М.: «МПГУ», 2017. 430 с.
...