ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 6
1.1 Понятие метафоры и метафорической модели 6
1.2 Определение экономического дискурса 11
1.2.1 Коммуникативные стратегии, тактики и приемы, применяемые в современном медиадискурсе 13
1.2.2 Манипулятивный потенциал метафорической модели в экономическом дискурсе 18
1.3 Определение фрейма 20
1.3.1 Свойства фрейма 21
1.3.2 Структура фрейма 23
1.3.3 Фрейм, как фрагмент языковой картины мира 26
1.4 Взаимосвязь метафорических моделей и картины мира 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 30
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ВЛИЯНИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ В МЕТАФОРИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ «НЕФТЕГАЗОВЫЙ БИЗНЕС - ЭТО ВОЙНА» 32
2.1 Выявление тематических групп в метафорической модели «нефтегазовый бизнес - это война» 32
2.1.1 Реализация стратегий влияния и манипулирования в тематической группе «Military actions» 32
2.1.2 Реализация стратегий влияния и манипулирования в тематической группе «Geopolitical influence» 40
2.1.3 Реализация стратегий влияния и манипулирования в тематической группе «Weapons» 47
2.1.4 Реализация стратегий влияния и манипулирования в тематической группе «War results» 49
2.1.5 Реализация стратегий влияния и манипулирования в тематической группе «Wars» 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 52
ГЛАВА III. ВЕРБАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФРЕЙМА «WAR» НА МАТЕРИАЛАХ ЖУРНАЛА «THE ECONOMIST» 53
3.1 Метафорическая модель «нефтегазовый бизнес - это война» во фреймовой структуре 53
3.2 Анализ фрейма «War» на основе милитаристских метафорических моделей журнала «The Economist» 53
3.3 Фрейм «War» по версии журнала «The Economist» 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
Выпускная квалификационная работа посвящена лингвистическому исследованию метафорической модели «нефтегазовый бизнес - это война» на предмет стратегий влияния и манипулирования с целью изменения картины мира на основе англоязычного журнала экономического дискурса «The Economist».
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена недостаточной изученностью разнообразных средств воздействия на аудиторию, в особенности через метафорические модели, которые обладают сильным манипулятивным потенциалом для переконцептуализации картины мира в современном англоязычном дискурсе.
Актуальность темы работы определила цель исследования - проанализировать метафорическую модель «нефтегазовый бизнес - это война» на материалах журнала «The Economist».
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятиям метафора, метафорическая модель, дискурс, коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики, коммуникативные приемы, фрейм, картина мира;
2. Рассмотреть основное применение коммуникативных стратегий, тактик и приемов в медиадискурсе;
3. Выявить связь манипулятивного воздействия метафор на картину мира реципиентов;
4. Выявить существующие метафорические модели в статьях материала исследования;
5. Проанализировать и охарактеризовать полученную выборку метафор с учетом примененных коммуникативных стратегий;
6. Распределить рассмотренные метафорические модели с использованием фреймовой структуры;
7. Описать методы манипулятивного воздействия на картины мира читателей журнала «The Economist».
Объектом исследования является метафорическая модель «нефтегазовый бизнес - это война» из отобранных 97 статей журнала «The Economist».
Предметом исследования стали коммуникативные стратегии, тактики, приемы реализации влияния и манипулирования метафорических моделей.
Научная новизна работы заключается в рассмотрении применяемых коммуникативных стратегий, тактик и приемов в узкоспециализированном экономическом субдискурсе «Нефтегазовый бизнес», а также в попытке структурировать и проанализировать роль метафорической модели в изучаемой картине мира.
Теоретическую базу работы составили научные труды и исследования таких ученых как Н. Д. Арутюнова, А. П. Чудинов, О.С. Иссерс, М.Л. Макаров М. Минский, Джордж Лакофф, Марк Джонсон и других.
В качестве материала исследования использовались 97 статей экономического журнала «The Economist».
Практическая значимость: анализ, представленный в настоящей работе, может использоваться лингвистами и переводчиками в рамках работы по изучению манипулятивных воздействий на картину мира реципиента.
В данной работе используются следующие методы исследования: метод наблюдения, описательный метод, метод сравнения, метод лингвистического анализа, метод концептуального анализа, культурологический метод, контекстуальный и компонентный анализ, дискурсивный анализ, анализ словарных дефиниций.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и двух приложений.
Библиографический список состоит из списка литературы и списка источников материала исследования.
Целью проведения исследования был анализ метафорической модели «нефтегазовый бизнес - это война» на предмет стратегий влияния и манипулирования, которые участвуют в процессе формирования картины мира, на основе англоязычного журнала экономического дискурса «The Economist». Для достижения поставленной цели был выполнен ряд задач.
В первой главе представлен обзор теоретических исследований, посвященных коммуникативным стратегиям в экономическом дискурсе и явлению фрейм, который представляется как структура картины мира. В рамках рассмотрения данных тем, были проанализированы различные определения таких понятий как «метафора», «метафорическая модель», «экономический дискурс», «коммуникативные стратегии», «коммуникативные тактики», «коммуникативные приемы», «фрейм», «картина мира».
В ходе исследования были проанализированы 97 статей экономического журнала «The Economist», что позволило выявить 40 метафорических моделей «нефтегазовый бизнес - это война». Отобранные метафорические конструкции были распределены по 5 тематическим группам, что в дальнейшем поспособствовало их анализу на предмет коммуникативных стратегий. Таким образом, самыми актуальными темами для реализации метафорических моделей «нефтегазовый бизнес - это война» в британском экономическом дискурсе стали: «Military actions» - 16 метафорических моделей и «Geopolitical influence» - 10 метафорических моделей.
Разграничение лексических репрезентантов также позволило более корректно описать примененные манипулятивные воздействия, которые использовались для изменения ценностного аппарата адресата. Опираясь на структурированный подход к изучению коммуникативных стратегий и тактик, стало возможным выделить главные методы манипулирования аудиторией журнала «The Economist», представив полученные данные в статистической интерпретации. Таким образом, проведя лингвистический анализ метафорических моделей на предмет наличия в них коммуникативных стратегий и тактик, было выявлено 36 случаев использования манипулятивного воздействия (среди 28 метафор).
Количественный метод анализа показал самые часто используемые коммуникативные стратегии, примененные авторами статей: стратегия на понижение - 28% (10 случаев употребления), стратегия формирования эмоционального настроя адресата - 19% (7 случаев употребления), стратегия театральности - 14% (5 случаев употребления), а также стратегия конструирования образа врага - 11% (4 случая употребления).
Заключительным этапом нашего исследования стало проведение лингвокогнитивного анализа ранее отобранных метафорических моделей. Повторный анализ метафорических конструкций позволил смоделировать фреймовую структуру семантического ядра «War», широко представленного в материалах нашей практической работы.
Количественный анализ фреймовой структуры показал, что наиболее структурированными и семантически наполненными слотами оказались понятийные области «Weapon» и «Outcomes of war». Благодаря использованию фреймовой системы структуризации лексических единиц вкупе с проведенным лингвистическим анализом метафорических моделей на предмет коммуникативных стратегий, стало возможным подвести следующие итоги:
1. Семантически богатые слоты отражают наиболее развитые когнитивные интеграции и метафорические связи в исследуемом материале;
2. Наполнение примеров милитаристской лексикой свидетельствует о сравнении геополитических решений, действий и событий разных стран с ведением военных операций, что всецело находит подтверждение в применении метафорической модели «нефтегазовый бизнес - это война»;
3. Проведя анализ метафорических конструкций, основанных на стратегии конструировании образа врага, был сделан вывод, что данная стратегия схожа по своей коммуникативной интенции с рядом других манипулятивных приемов, например, тактика обличения, тактика угрозы и тактика анализ - «минус» также обладают задачей по дискредитации объекта воздействия. Данное сходство позволило нам вывести данную стратегию в разряд комплексных и наиболее значимых для коммуникатора описываемой медиасферы;
4. После успешного конструирования образа врага во множестве статей в рамках одного субдискурса, коммуникатор прибегал к тактике дифференциации целевой аудитории, обозначая различные процессы ярлыками «свои» - «чужие», «союзник» - «противник» и т.п.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать итоговый вывод, что благодаря применению соответствующих тактик, у реципиента создается красочный образ, который пронизывает множество статей экономического журнала «The Economist». Используя систематичный подход влияния на картину мира адресата, коммуникатор способен добиться перлокутивного эффекта, что позволит переконцептуализировать ценностный аппарат аудитории журнала.
1. Алефиренко Н.Ф. Фразеологическое значение: природа, сущность, структура [Текст] / Н.Ф. Алефиренко // Грани слова: Сб. науч. ст. к 65-летию проф. В.М. Мокиенко. - М.: ООО «Изд-во ЭЛПИС», 2005. - С. 21-27.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Учеб. Пособие для студентов. Изд. 2-е, перераб. Л.: Просвещение, 1981. 200 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М., 1999. - С. 5-21.
4. Баранов А.Н., Добровольский, Д.О. Структуры знаний и их языковая онтологизация в значении идиомы [Текст] / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский // Исследования по когнитивным аспектам языка: Тр. по искусственному интеллекту. - Тарту, 1990. - Вып. 903. - С. 20-36.
5. Виртуальная реальность или реальная виртуальность: Человек. Сознание. Коммуникация / В. В. Красных; Моск. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филол. фак. - М.: Изд-во АО "Диалог-МГУ", 1998. - 350 с.
6. Голоднов, А.В. Персуазивная коммуникация: стратегии и тактики воздействия (на материале современной немецкоязычной рекламы): Монография / А. В. Голоднов. - СПб.: Астерион, 2010. - 245 с.
7. Громова И.А. Когнитивные аспекты семантики юридического термина (на материале английской юридической терминологии) [Текст] / И.А. Громова // Когнитивнопрагматические аспекты лингвистических исследований: Сб. науч. тр. - Калининград: Калининград. ун-т, 1999. - С. 62-69.
8. Гусельникова О.В. Комплексный подход к изучению значения языковой единицы (на материале фразеологизмов) [Текст] / О.В. Гусельникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2009. - № 1(13). - С. 60-64.
9. Гуськова С.В. Основы теории коммуникации, учебно-. методический комплекс для обучающихся по направлению подготовки бакалавров 031300 - Журналистика / С.В. Гуськова. - 2-е изд., стер. - м.: флинта, 2013. - 78 с.
10. Д.Р. Акопова Стратегии и тактики политического дискурса //Филология Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 6 (1), с. 403-409, 2013 г.
11. Евтушина, Т.А., Ковальская Н.А. Экономический дискурс как объект лингвистического исследования / Т.А. Евтушина, Н.А. Ковальская // Вестник ЧелГУ. - Челябинск, 2014. - Вып. 6 (335). - С. 42-46.
12. Елмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. Вып.1 / М., 1960.С.131-256.
13. Иссерс О.С Коммуникативные стратегии тактики / Ом. гос. ун-т. - Омск, 1999. - 284 с. Библиогр.: с. 264-280.
14. Катенева, И.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах (на материале общественно-политических оппозиционных изданий): дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / И.Г. Катенева. - Новосибирск, 2010. - 172 с.
15. Кибрик А.А. О некоторых видах знаний в модели естественного диалога [Текст] / А.А. Кибрик // Вопросы языкознания. - 1991. - № 1. - С. 61-68.
...