Направления диверсификации туристских продуктов Санкт-Петербурга и Ленинградской области для туристов из КНР
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ДИВЕРСИФИКАЦИИ 8
1.1. Понятие диверсификации в туристской деятельности 8
1.2. Сущность и виды стратегии диверсификации в туристской деятельности 14
1.3. Стратегия диверсификации туристского продукта в условиях неопределенной внешней среды 20
ГЛАВА 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ДЕСТИНАЦИЯ ДЛЯ КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА 27
2.1. Современное состояние китайского туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 27
2.2. Туристские ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области 34
2.3. Туристская инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области 41
ГЛАВА 3. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТУРПРОДУКТА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА В САНКТ -ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
3.1. Направления диверсификации турпродукта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 48
3.2. Возможные предложения турпродуктов для туристов из КНР в Санкт - Петербурге и Ленинградской области 54
3.3. Анализ возможностей при проведении стратегии диверсификации турпродукта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ДИВЕРСИФИКАЦИИ 8
1.1. Понятие диверсификации в туристской деятельности 8
1.2. Сущность и виды стратегии диверсификации в туристской деятельности 14
1.3. Стратегия диверсификации туристского продукта в условиях неопределенной внешней среды 20
ГЛАВА 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ДЕСТИНАЦИЯ ДЛЯ КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА 27
2.1. Современное состояние китайского туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 27
2.2. Туристские ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области 34
2.3. Туристская инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области 41
ГЛАВА 3. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТУРПРОДУКТА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА В САНКТ -ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
3.1. Направления диверсификации турпродукта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 48
3.2. Возможные предложения турпродуктов для туристов из КНР в Санкт - Петербурге и Ленинградской области 54
3.3. Анализ возможностей при проведении стратегии диверсификации турпродукта в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования определяется современной потребностью в развитии китайского туризма на основе изменения и расширения ассортимента предлагаемых туристских продуктов и услуг в ответ на туристский спрос. Развитие туристской сферы любой территории невозможно без постоянного совершенствования инфраструктуры и обновления предлагаемых туристских продуктов. Особенно это становится актуальным в условиях экономических кризисов и иных общемировых потрясений, к которым можно отнести появление нового вируса COVID-19, так как происходят изменения в запросах потенциальных туристов.
В мире Китай признан крупнейшей в мире страной-источником выездных туристов, в 2019 году число выезжающих за границу китайских туристов достигло более 155 млн человек. По данным Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга на момент 2018-2019 гг. китайские туристы также были одними из лидеров по прибытию в Санкт-Петербург среди иностранцев. Все это стало возможным благодаря стабильно положительной динамике экономического роста КНР, что, безусловно, повлияло на благосостояние местных жителей, улучшение качества их жизни и способности выезжать за границу.
В связи с этим очевидно, что после снятия ограничений на путешествия китайский туристский поток будет фактически заново формироваться «с чистого листа», а значит необходимо сохранить привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области как дестинации для китайского туризма путем расширения ассортимента предлагаемых туристских продуктов и с учетом изменившихся требований туристов к осуществлению путешествий .
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто положение о том, что диверсификация туристского продукта Санкт-Петербурга и Ленинградской области для китайских туристов будет способствовать повышению привлекательности региона, как для групповых, так и для индивидуальных туристов из КНР; а также поможет решить некоторые проблемы китайского туризма, в частности повышенную загруженность отдельных туристских аттракций.
В связи с вышеизложенным, цель нашего исследования состоит в определении направлений диверсификации туристского продукта как инструмента повышения привлекательности региона для туристов из КНР на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для решения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
• теоретическое исследование процесса диверсификации туристского продукта;
• рассмотрение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве дестинации для китайского туризма;
• проведение анализа туристских ресурсов и инфраструктуры туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
• выявление особенностей китайского туризма и запросов современного туриста из КНР;
• определение перспектив развития китайского туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с помощью увеличения разнообразия имеющихся туристских предложений.
Объект исследования: китайский туризм в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Предмет исследования: туристский продукт для китайских туристов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Теоретико-методологическая основа исследования - работы российских и зарубежных ученых в области туристского менеджмента и маркетинга (У.Н. Воеводина, Е.В. Фоменко, Г.В. Ермаков, Н.В. Зигерн-Корн, A. Weidenfeld, A.M. Benur, C.H. Berry).
Методы исследования: описание, теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников, сравнение, социологические методы (анкетирование), статистическая обработка материалов исследования.
Научная новизна заключается в определении интересов китайских туристов и формировании на этой основе предложений о диверсификации туристских продуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Практическая значимость работы состоит в определении направлений формирования туристских продуктов для китайского туризма, что позволит расширить и разнообразить ассортимент предлагаемых туристских продуктов в регионе, а также будет способствовать увеличению привлекательности Санкт- Петербурга и Ленинградской области как дестинации для китайского туризма. Результаты исследования могут быть использованы туроператорами въездного туризма, информационными бюро, представителями федеральных и региональных органов власти для развития и популяризации китайского туризма в регионе.
В мире Китай признан крупнейшей в мире страной-источником выездных туристов, в 2019 году число выезжающих за границу китайских туристов достигло более 155 млн человек. По данным Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга на момент 2018-2019 гг. китайские туристы также были одними из лидеров по прибытию в Санкт-Петербург среди иностранцев. Все это стало возможным благодаря стабильно положительной динамике экономического роста КНР, что, безусловно, повлияло на благосостояние местных жителей, улучшение качества их жизни и способности выезжать за границу.
В связи с этим очевидно, что после снятия ограничений на путешествия китайский туристский поток будет фактически заново формироваться «с чистого листа», а значит необходимо сохранить привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области как дестинации для китайского туризма путем расширения ассортимента предлагаемых туристских продуктов и с учетом изменившихся требований туристов к осуществлению путешествий .
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто положение о том, что диверсификация туристского продукта Санкт-Петербурга и Ленинградской области для китайских туристов будет способствовать повышению привлекательности региона, как для групповых, так и для индивидуальных туристов из КНР; а также поможет решить некоторые проблемы китайского туризма, в частности повышенную загруженность отдельных туристских аттракций.
В связи с вышеизложенным, цель нашего исследования состоит в определении направлений диверсификации туристского продукта как инструмента повышения привлекательности региона для туристов из КНР на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для решения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
• теоретическое исследование процесса диверсификации туристского продукта;
• рассмотрение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве дестинации для китайского туризма;
• проведение анализа туристских ресурсов и инфраструктуры туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
• выявление особенностей китайского туризма и запросов современного туриста из КНР;
• определение перспектив развития китайского туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с помощью увеличения разнообразия имеющихся туристских предложений.
Объект исследования: китайский туризм в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Предмет исследования: туристский продукт для китайских туристов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Теоретико-методологическая основа исследования - работы российских и зарубежных ученых в области туристского менеджмента и маркетинга (У.Н. Воеводина, Е.В. Фоменко, Г.В. Ермаков, Н.В. Зигерн-Корн, A. Weidenfeld, A.M. Benur, C.H. Berry).
Методы исследования: описание, теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников, сравнение, социологические методы (анкетирование), статистическая обработка материалов исследования.
Научная новизна заключается в определении интересов китайских туристов и формировании на этой основе предложений о диверсификации туристских продуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Практическая значимость работы состоит в определении направлений формирования туристских продуктов для китайского туризма, что позволит расширить и разнообразить ассортимент предлагаемых туристских продуктов в регионе, а также будет способствовать увеличению привлекательности Санкт- Петербурга и Ленинградской области как дестинации для китайского туризма. Результаты исследования могут быть использованы туроператорами въездного туризма, информационными бюро, представителями федеральных и региональных органов власти для развития и популяризации китайского туризма в регионе.
В выпускной квалификационной работе рассматривалась тема диверсификации туристских продуктов Санкт-Петербурга и Ленинградской области для туристов из КНР.
В данной работе под диверсификацией в туризме понимается инновационная деятельность по расширению ассортимента производимых продуктов и услуг. Подобная деятельность подразумевает создание и продвижение новых турпродуктов, изменение и соединение уже существующих продуктов, освоение новых рынков и сегментов, внедрение новых технологий производства.
Для территории введение стратегии диверсификации означает более эффективное и гибкое управление, планирование и проектирование, что способствует большей устойчивости за счет использования эффекта синергии. Диверсификация помогает дестинации сопротивляться негативному рыночному и финансовому влиянию, преодолевать фактор сезонности, содействует формированию конкурентоспособной территории.
В результате обобщения ряда источников (И.М. Шарафутдинова, Л.Г. Кирьяновой, Е.А. Джанджугазовой и др.) был определен порядок действий для формирования конкурентоспособного туристского продукта в рамках стратегии диверсификации. Основное внимание при этом необходимо уделить особенностям и возможностям территории, преимуществам конкретного региона и рациональному использованию ресурсов.
Таким образом, стратегия диверсификации в условиях постоянно меняющихся условий внешней среды (в данном случае, прежде всего, имеется в виду новая коронавирусная инфекция COVID-19) становится главным инструментом управления рисками, позволяя рационально использовать имеющийся туристский потенциал территории путем перераспределения ресурсов и поддерживая стабильное состояние развития регионов .
Китайский туризм в России давно играет важную роль. Туристы из КНР прочно заняли место лидеров по прибытию в Россию с целью туризма. Согласно последним исследованиям туристской ассоциации «Мир без границ» самой популярной дестинацией китайского туризма в России стал Санкт-Петербург. Въездной туризм для Санкт-Петербурга является одним из приоритетных направлений развития туристкой сферы, а китайский туризм занимает в нем наибольшую долю (в 2019 году китайские туристы составили % всего иностранного потока СПб). Однако, тяжелая эпидемиологическая обстановка в мире, а затем сложная политическая ситуация препятствуют развитию данного направления. С другой стороны, продолжительные добрососедские отношения между Россией и Китаем вызывают оптимистический настрой на возрождение российско-китайского туризма.
Было выявлено, что Санкт-Петербург и Ленинградская область обладает значительным туристским потенциалом. Для определения наиболее интересных объектов для китайского туризма был проведен социологический опрос потенциальных туристов из КНР (137 участников). В качестве основных привлекательных аспектов респонденты отметили местную гастрономию, музеи, всемирно известные достопримечательности и совершение покупок. В то же время меньше всего интереса было проявлено к оздоровительным, религиозным поездкам и бизнес турам.
С другой стороны, отмеченные ресурсные возможности противопоставляются инфраструктурной составляющей китайского туризма в СПб и ЛО. Среди недостатков в инфраструктуре были отмечены следующие: небольшое количество прямых авиарейсов из Китая в Санкт-Петербург (всего один международный аэропорт Пулково), мало объектов размещения и питания адаптированы под национальные особенности китайского туриста, нехватка кадров со знанием китайского языка, недостаточное количество уличных указателей на китайском языке для комфортного пребывания.
Бурное развитие сферы выездного туризма в Китае обусловило необходимость изучение не только количественных данных, но и качественных. В результате нами был составлен среднестатистический портрет современного китайского туриста с учетом изменившихся реалий:
• среди туристов преобладают женщины (порядка 60%);
• больше половины туристов в возрасте от 18 до 35 лет;
• ожидается увеличение доли индивидуальных туристов, либо путешествующих в малых группах;
• китайские туристы путешествуют, как правило, семьей, либо с другими близкими родственниками.
Произошедшие в мире события не могли не повлиять на предпочтения туристов из КНР, поэтому для сохранения привлекательности Санкт-Петербурга в рамках работы были исследованы запросы современного китайского туриста путем проведения социологического опроса. В результате были определены наиболее перспективные направления туризма: гастрономический, семейный, круизный, культурно-познавательный, а также были предложены примеры маршрутов («Со вкусом Петербурга» и «Семейные выходные») с возможностью их включения в дополнение к уже существующим.
Для анализа потенциала стратегии диверсификации туристского продукта СПб и ЛО для туристов из КНР был проведен SWOT-анализ, на основе которого были выявлены следующие перспективы:
• Формирование конкурентоспособных туристских предложений, отвечающих запросам современного туриста из КНР.
• Продвижение Ленинградской области на рынке китайского туризма наравне с Санкт-Петербургом.
• Возрождение въездного туризма, что вызовет развитие экономики региона и смежных отраслей.
• Включение в туристские маршруты для граждан КНР новых объектов показа будет способствовать распределению нагрузки на все задействованные аттракции.
В заключении отметим, что диверсификация туристского продукта Санкт- Петербурга и Ленинградской области для китайского туризма - это масштабная, трудоемкая и долгосрочная деятельность на перспективу, которая требует учета множества факторов. Уже существующие и только разрабатываемые продукты требуется постоянно изменять согласно современным запросам, проводить мониторинг для выявления спроса и осуществлять грамотную маркетинговую работу. В результате при соблюдении всех требований мы сможем обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие сферы китайского туризма на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В данной работе под диверсификацией в туризме понимается инновационная деятельность по расширению ассортимента производимых продуктов и услуг. Подобная деятельность подразумевает создание и продвижение новых турпродуктов, изменение и соединение уже существующих продуктов, освоение новых рынков и сегментов, внедрение новых технологий производства.
Для территории введение стратегии диверсификации означает более эффективное и гибкое управление, планирование и проектирование, что способствует большей устойчивости за счет использования эффекта синергии. Диверсификация помогает дестинации сопротивляться негативному рыночному и финансовому влиянию, преодолевать фактор сезонности, содействует формированию конкурентоспособной территории.
В результате обобщения ряда источников (И.М. Шарафутдинова, Л.Г. Кирьяновой, Е.А. Джанджугазовой и др.) был определен порядок действий для формирования конкурентоспособного туристского продукта в рамках стратегии диверсификации. Основное внимание при этом необходимо уделить особенностям и возможностям территории, преимуществам конкретного региона и рациональному использованию ресурсов.
Таким образом, стратегия диверсификации в условиях постоянно меняющихся условий внешней среды (в данном случае, прежде всего, имеется в виду новая коронавирусная инфекция COVID-19) становится главным инструментом управления рисками, позволяя рационально использовать имеющийся туристский потенциал территории путем перераспределения ресурсов и поддерживая стабильное состояние развития регионов .
Китайский туризм в России давно играет важную роль. Туристы из КНР прочно заняли место лидеров по прибытию в Россию с целью туризма. Согласно последним исследованиям туристской ассоциации «Мир без границ» самой популярной дестинацией китайского туризма в России стал Санкт-Петербург. Въездной туризм для Санкт-Петербурга является одним из приоритетных направлений развития туристкой сферы, а китайский туризм занимает в нем наибольшую долю (в 2019 году китайские туристы составили % всего иностранного потока СПб). Однако, тяжелая эпидемиологическая обстановка в мире, а затем сложная политическая ситуация препятствуют развитию данного направления. С другой стороны, продолжительные добрососедские отношения между Россией и Китаем вызывают оптимистический настрой на возрождение российско-китайского туризма.
Было выявлено, что Санкт-Петербург и Ленинградская область обладает значительным туристским потенциалом. Для определения наиболее интересных объектов для китайского туризма был проведен социологический опрос потенциальных туристов из КНР (137 участников). В качестве основных привлекательных аспектов респонденты отметили местную гастрономию, музеи, всемирно известные достопримечательности и совершение покупок. В то же время меньше всего интереса было проявлено к оздоровительным, религиозным поездкам и бизнес турам.
С другой стороны, отмеченные ресурсные возможности противопоставляются инфраструктурной составляющей китайского туризма в СПб и ЛО. Среди недостатков в инфраструктуре были отмечены следующие: небольшое количество прямых авиарейсов из Китая в Санкт-Петербург (всего один международный аэропорт Пулково), мало объектов размещения и питания адаптированы под национальные особенности китайского туриста, нехватка кадров со знанием китайского языка, недостаточное количество уличных указателей на китайском языке для комфортного пребывания.
Бурное развитие сферы выездного туризма в Китае обусловило необходимость изучение не только количественных данных, но и качественных. В результате нами был составлен среднестатистический портрет современного китайского туриста с учетом изменившихся реалий:
• среди туристов преобладают женщины (порядка 60%);
• больше половины туристов в возрасте от 18 до 35 лет;
• ожидается увеличение доли индивидуальных туристов, либо путешествующих в малых группах;
• китайские туристы путешествуют, как правило, семьей, либо с другими близкими родственниками.
Произошедшие в мире события не могли не повлиять на предпочтения туристов из КНР, поэтому для сохранения привлекательности Санкт-Петербурга в рамках работы были исследованы запросы современного китайского туриста путем проведения социологического опроса. В результате были определены наиболее перспективные направления туризма: гастрономический, семейный, круизный, культурно-познавательный, а также были предложены примеры маршрутов («Со вкусом Петербурга» и «Семейные выходные») с возможностью их включения в дополнение к уже существующим.
Для анализа потенциала стратегии диверсификации туристского продукта СПб и ЛО для туристов из КНР был проведен SWOT-анализ, на основе которого были выявлены следующие перспективы:
• Формирование конкурентоспособных туристских предложений, отвечающих запросам современного туриста из КНР.
• Продвижение Ленинградской области на рынке китайского туризма наравне с Санкт-Петербургом.
• Возрождение въездного туризма, что вызовет развитие экономики региона и смежных отраслей.
• Включение в туристские маршруты для граждан КНР новых объектов показа будет способствовать распределению нагрузки на все задействованные аттракции.
В заключении отметим, что диверсификация туристского продукта Санкт- Петербурга и Ленинградской области для китайского туризма - это масштабная, трудоемкая и долгосрочная деятельность на перспективу, которая требует учета множества факторов. Уже существующие и только разрабатываемые продукты требуется постоянно изменять согласно современным запросам, проводить мониторинг для выявления спроса и осуществлять грамотную маркетинговую работу. В результате при соблюдении всех требований мы сможем обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие сферы китайского туризма на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Подобные работы
- Направления диверсификации туристских продуктов Санкт-Петербурга и Ленинградской области для туристов из КНР
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Актуальные направления развития туризма из Китая в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Межкультурная коммуникация как подход к развитию туризма в Санкт-Петербурге
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023





