МАКРОМАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА СПБГУ ЗА СЧЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОСТИ
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОСТИ 8
1.1. Понятие макромаркетинга 8
1.2. Концептуализация института устойчивости: Образование для устойчивого
развития 13
1.2.1. Исторические предпосылки развития концепции образования для устойчивого
развития 14
1.2.2. Современное понятие Образования для устойчивого развития 17
1.3. Роль высшего образования в создании устойчивого будущего 19
1.4. Развитие образования для устойчивого развития в России 22
1.5. Причины концептуализации института устойчивости в сфере бизнес-образования. 24
Выводы 27
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ 29
2.1. Понятие конкурентоспособности и ее зависимость от репутационного капитала ....29
2.2. Выбор системы показателей в области устойчивого развития, характеризующих
конкурентоспособность бизнес-школы 32
2.2.1. Междисциплинарность в обучении и преподавании 34
2.2.2. Внеклассные занятия, содействующие достижению всех ЦУР 36
2.2.3. Управление устойчивостью и отчетность 37
2.2.4. Инкубация инноваций для решений в области устойчивого развития 38
2.2.5. Стимулирование диалога и партнерских отношений с участием нескольких
заинтересованных сторон 39
2.2.6. Управление энергией и ресурсами 39
2.2.7. Формирование образа (эталона) - предела совершенства для компании 40
2.3. Практики внедрения элементов устойчивости в образовательные программы бизнес
школ 41
2.3.1. Практики внедрения элементов устойчивости в Бизнес школе Тринити 42
2.3.2. Дополнительные примеры практик внедрения элементов устойчивости в
образовательные программы 45
Выводы 51
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВШМ СПБГУ ЗА СЧЁТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОСТИ 55
3.1. Конкурентоспособность и репутационный капитал ВШМ СПбГУ 55
3.1.1. Портрет ВШМ СПбГУ 55
3.1.2. Текущие практики внедрения элементов устойчивости в ВШМ СПбГУ 60
3.2. Описание дизайна исследования 61
3.3. Анализ данных 63
3.4. Обсуждение результатов исследования 79
3.5. Разработка рекомендаций для ВШМ СПбГУ 80
3.6. Финансовое обоснование предлагаемых рекомендаций 83
Заключение 85
Список литературы 87
Приложения 94
Приложение 1. Анкета опроса 94
В процессе глобализации, безграничной мобильности людей (труда, человеческого капитала) и знаний (технологий, интеллектуального капитала), конкуренция среди учебных учреждений становится все более сильной и жесткой.
В изученной литературе исследователи сходятся во мнении, что в современном мире, где происходят серьезные (более эмоционально сказано у М. Кеннеди - wicked ) проблемы, студенты повышают спрос именно на образование, которое выходит за рамки обучения знаниям и навыкам, необходимым только для поиска работы . Это, однако, приводит к спорному положению дел, поскольку современные российские учебные программы для бизнес-студентов характеризуются фокусом на практическое обучение без фокуса на проблемы устойчивого развития, да и на иные общеметодологические и идеологические вопросы. При отсутствии макромаркетингового фокуса в образовательных программах у студентов не вырабатывается ментальный конструкт устойчивости , а значит не укрепляются нормы устойчивого поведения в обществе, поскольку выпускники не используют данный подход в своей управленческой карьере, что понижает их конкурентоспособность на мировом рынке труда, а вследствие негативно сказывается на институтах профессионального образования России и их рейтинге на мировой арене. Это резко контрастирует с ситуацией с высшим образованием за рубежом, где с развитием трансдисциплинарного подхода, стала нормативной интеграция и тестирование инженерных решений с потенциальными экологическими и социальными последствиями их практической реализации.
Несмотря на то, что Высшая Школа Менеджмента СПбГУ (ВШМ), для которой реализуется данный прикладной проект, является единственной российской бизнес- школой в рейтинге Which MBA? Masters in Management, составленным The Economist , она занимает только 39 место из 40 возможных, потеряв одну позицию в сравнении с предыдущим годом. Помимо этого, the Financial Times присвоили ВШМ СПбГУ 57 место из 95 возможных в European Business School Rankings , что на восемь позиций ниже Московской школы управления СКОЛКОВО. А Quacquarelli Symonds (QS) - британская компания, специализирующаяся на анализе высших учебных заведений по всему миру, расположила ВШМ на 201-250 месте в QS World University Rankings by Subject: Business & Management Studies , оценивая Высшую Школу Экономики и Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова значительно выше.
Таким образом, перед ВШМ стоит вызов выгодного поддержания конкурентных позиций с целью повышения рейтинга как на международном, так и на российском рынке высшего образования.
Стоит также отметить, что ВШМ СПбГУ в ноябре 2021 года получила «тройную корону» аккредитаций, тем самым обязуя себя соответствовать необходимым критериям и стандартам качества бизнес-образования. Однако в связи с текущей ситуацией в мире, политической и экономической изоляцией Российской Федерации временное лишение ВШМ СПбГУ аккредитации AACSB и значительная потеря престижа российских высших учебных заведений в глазах иностранцев требуют незамедлительного решения управленческих вызовов. Для того чтобы справиться с ними, необходимо приобретать возрастающую способность точно определять текущую и потенциальную конкуренцию, оценивать стратегии конкурентов, их сильные и слабые стороны, подходящие для повышения конкурентоспособности.
В данной выпускной квалификационной работе прикладного формата была предпринята попытка поиска разрешения вышеупомянутых управленческих вызовов через создание в ВШМ СПбГУ института устойчивости.
Цель работы заключается в выявлении закономерности и лучших практик формирования института устойчивости в сфере высшего образования и обосновании необходимости развития такового института для повышения репутационного капитала, ценности бренда и, в конечном итоге, конкурентных преимуществ ВШМ СПбГУ.
Были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы концептуализации института устойчивости в сфере бизнес- образования.
2. Изучить имеющиеся практики внедрения элементов устойчивости в образовательные программы нескольких бизнес школ, включая Бизнес-Школу Тринити.
3. Проанализировать, с использованием метода анкетирования, текущую ситуацию на предмет осведомленности студентов ВШМ СПбГУ о концепте и практиках устойчивого развития, а также о их восприятии данных практик в образовательной программе.
4. Определить задачи и возможные средства для становления института устойчивости в ВШМ СПбГУ, и составить рекомендации по внутреннему аудиту устойчивости существующих учебных программ/курсов.
Объектом исследования являются избранные учебные программы/курсы, реализуемые в ВШМ и совокупный ментальный конструкт устойчивости среди студентов ВШМ в сравнении с зарубежными аналогами.
Предметом исследования стали теоретико-концептуальные основы и практики становления бизнес-образования для устойчивого развития.
Выпускная квалификационная работа предполагает сбор и анализ как первичной, так и вторичной информации. Предполагаемым методом сбора первичной информации является проведение глубинного интервью с представителем Бизнес-Школы Тринити, а также анкетирование студентов ВШМ СПбГУ.
Предполагаемый инструментарий исследования также подразумевает использование вторичных данных. В их число входят работы Кеннеди А. М., Гаврильевой Т. Н., Багиева Г. Л., Черенкова В.И., Таничева А.В.; исследование Национального сообщества студентов о наличии у студентов навыков устойчивого развития; руководства по образованию для устойчивого развития; отчеты бизнес школ о создании института устойчивости.
В ходе исследования будет рассмотрен вопрос значимости устойчивого развития в современном мире, сделан выбор системы эталонных показателей внедрения элементов устойчивости в образовательные программы и изучены практики внедрения этих элементов в образовательные программы нескольких бизнес школ, включая Бизнес Школу Тринити (32 место в Financial Times European Business School Rankings), с целью подтверждения гипотезы о том, что устойчивое развитие является конкурентным преимуществом на рынке высшего образования. В результате анализа будет составлена сводная таблица практик устойчивости университетов, на основе которой выстраивается идеальная модель привития студентами грамотности в области устойчивого развития через образовательные программы. На следующем этапе проводится анкетирование студентов ВШМ СПбГУ на предмет осведомленности студентов о практиках устойчивого развития и присутствии данных практик в их образовательной программе. Результаты опроса будут сравнены с составленной ранее моделью, в результате чего будут выведены рекомендации для управленцев ВШМ к повышению конкурентоспособности за счёт практик устойчивого развития.
В рамках данной работы проводилась разработка института устойчивости для ВШМ СПбГУ в качестве макромаркетингового инструмента повышения конкурентоспособности бизнес-школы как на российском, так и на мировом рынке.
Первая глава была направлена на рассмотрение вопроса значимости устойчивого развития в современном мире, а также на описание исторических предпосылок появления такого понятия как «макромаркетинг». В данной главе также была описана роль высшего образования в создании устойчивого будущего и важность внедрения концепции института устойчивости именно в сфере бизнес-образования.
Во второй главе были изучены теоретические аспекты конкурентоспособности и ее зависимость от репутационного капитала, который, в свою очередь, включает в себя, помимо имиджа, совокупности базисных символов компании и деловой репутации, четвертый элемент социальную ответственность бизнеса, что указывает на прямое влияние устойчивого развития на репутацию и конкурентное преимущество бизнес-школ. Особое внимание было уделено изучению практик внедрения элементов устойчивости в образовательные программы нескольких бизнес школ, включая Бизнес Школу Тринити. Были выявлены закономерности и лучшие практики формирования института устойчивости в сфере высшего образования, и построена сводная таблица практик устойчивости университетов в качестве идеальной модели привития студентами грамотности в области устойчивого развития через образовательные программы.
Третья глава была полностью посвящена изучению текущих конкурентных преимуществ и репутационного капитала в области устойчивого развития ВШМ СПбГУ, а также разработке рекомендаций для создания института устойчивости в данной бизнес- школе после анализа исследования студентов на предмет осведомленности о практиках устойчивого развития и присутствии данных практик в их образовательной программе. После обобщения результатов бенчмаркинга лучших практик и анкетирования были выработаны следующие рекомендации для становления института устойчивости в ВШМ СПбГУ и по внутреннему аудиту устойчивости существующих учебных программ/курсов:
• Встраивание обучения навыкам и знаниям в области устойчивого развития в существующие программы курсов;
• Включение в программы отдельных вопросов, связанных с устойчивостью, и постановка специальных междисциплинарных курсов: Проблемы УР, Макромаркетинг;
• Активное внедрение тематики УР в ходе ежегодных конференций GSOM Emerging Markets Conference;
• Налаживание коммуникации как с внутренними, так и с внешними стейкхолдерами касаемо миссии, действиях ВШМ и отчетности в области устойчивого развития;
• Приглашение ведущих специалистов зарубежных гостевых лекций и внешнего консультанта по развитию института устойчивости на базе бизнес-школы;
• Тесная кооперация с другими университетами в области устойчивого развития.
Цель устойчивого развития - улучшение благосостояния общества при одновременной защите систем жизнеобеспечения Земли — обеспечивает мощный организующий принцип для продвижения миссии ВШМ СПбГУ: «Создаем знания. Развиваем лидеров. Меняем мир к лучшему». Устойчивое развитие требует как глубокой интеграции знаний по различным дисциплинам, так и практического применения этих знаний для создания инновационных и долговременных решений. Интегрируя устойчивое развитие во все подразделения университета и укрепляя партнерские отношения с многочисленными частными и государственными заинтересованными сторонами, которые занимаются устойчивым развитием в реальном мире, ВШМ СПбГУ может стать моделью того, как государственное образовательное учреждение 21-го века, использует Цели в области устойчивого развития для продвижения своей миссии и создания трансформационных изменений в обществе.
Предлагаемые мероприятия института устойчивости полностью согласуются с миссией и стратегическими целями университета и обеспечивают трансформационный подход к достижению целей университета в области устойчивого развития, а также повышению ее конкурентоспособности на рынке высшего образования.
1. AACSB International. About. //AACSB International. - 2020.
2. Advance H. E. Education for sustainable development guidance //The quality assurance agency for higher education and advance HE. - 2021.
3. Annual Report. // Griffith Centre for Sustainable Enterprise - 2017.
4. Azgaldov G. G., Kostin A. V. Applied qualimetry: its origins, errors and misconceptions //Benchmarking: An International Journal. - 2011.
5. Baker, M. et al. Education for Sustainable Development Guidance //The Quality Assurance Agency for Higher Education and Advance HE. - 2021.
6. Berg-Weger M., Schneider F. D. Interdisciplinary collaboration in social work education //Journal of Social Work Education. - 1998. - Т. 34. - №. 1. - С. 97-107.
7. Berger P. L., Luckmann T. Aspects sociologiques du pluralisme //Archives de sociologie des religions. - 1967. - С. 117-127.
8. Bruner C. Thinking collaboratively: Ten questions and answers to help policy makers improve children's services. - 1991.
9. Camilleri M. A. The market for socially responsible investing: A review of the developments //Social Responsibility Journal. - 2020.
10. Cavanaugh J. R. Performativity //Oxford University Press. - 2015.
11. Chalkley B., Haigh M., Higgitt D. (ed.). Education for sustainable development: papers in honour of the United Nations Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014)// Routledge. - 2013.
12. Crow M. What is the role of universities in global development //The World Bank. - 2014.
13. Curtis, M. Nonfinancial disclosures are essential to most institutional investors. // EY. - 2018.
14. CUS: commerce undergraduate society. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cus.ca/(дата обращения 15.05.2022).
15. David Diltz J. The private cost of socially responsible investing //Applied Financial Economics. - 1995. - Т. 5. - №. 2. - С. 69-77.
16. Dhillon P. P. Principles of Responsible Management Education: Sharing Information on Progress (SIP) Report. [Электронный ресурс]. - URL: https://d30mzt1bxg5llt.cloudfront.net/public/uploads/sip-reports/2012-PRME-SIP- UBCSauder.pdf(дата обращения 15.05.2022).
17. Dickson D. Dublin: the making of a capital city. - Harvard University Press. - 2014.
18. Duerr L. L. Interdisciplinary instruction, educational horizons - 2008.
19. Eduniversal Business Schools Ranking 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.eduniversal-ranking.com/(дата обращения 01.04.2022).
20. EFMD. 2022 EQUIS standards and criteria. - 2022.
21. Eisenegger M. Trust and reputation in the age of globalisation //Reputation capital. - Springer, Berlin, Heidelberg, 2009. - С. 11-22.
22. Epstein M. J. et al. Making sustainability work: Best practices in managing and measuring corporate social, environmental and economic impacts. //Routledge. - 2018.
23. Faculty & Staff Resources: Sustainability. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.sauder.ubc.ca/faculty-staff-resources/ubc-sauder-joint-occupational-health-and- safety-committee/sustainability(дата обращения 15.05.2022).
24. Financial Times European Business School Rankings 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://rankings.ft.com/home/regional-rankings(дата обращения 01.04.2022).
25. Folger R., Salvador R. Is management theory too “self-ish”? //Journal of Management. - 2008. - Т. 34. - №. 6. - С. 1127-1151.
26. Ghoshal S. Bad management theories are destroying good management practices //Academy of Management learning & education. - 2005. - Т. 4. - №. 1. - С. 75-91.
27. Green Key: Raising awareness and creating behavioural changes. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.greenkey.global/our-programme(дата обращения 27.03.2022).
28. GSOM Green Campus. //ВКонтакте. [Электронный ресурс]. - URL:
https://vk.com/gsom_green_campus(дата обращения 29.05.2022).
29. Hammerstein P., Hagen E. H. The second wave of evolutionary economics in biology //Trends in ecology & evolution. - 2005. - Т. 20. - №. 11. - С. 604-609.
30. Jack, A., 2022. Shades of green in business education rankings. [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.ft.com/content/846322e6-a2f5-4207-a2f3-3a1d02e6dfb3 (дата
обращения 07.02.2022).
31. Kahneman D., Knetsch J. L., Thaler R. H. Fairness and the assumptions of economics //Journal of business. - 1986. - С. S285-S300.
32. Kankovskaya A. R. Higher education for sustainable development: challenges in Russia //Procedia Cirp. - 2016. - Т. 48. - С. 449-453.
33. Kennedy A. M. Macro-social marketing //Journal of Macromarketing. - 2016. - Т. 36. - №. 3. - С. 354-365.
34. Kennedy A. M. Macro-social marketing research: philosophy, methodology and methods //Journal of Macromarketing. - 2017. - Т. 37. - №. 4. - С. 347-355.
35. Kestin T. et al. Getting started with the SDGs in universities: A guide for universities, higher education institutions, and the academic sector. - 2017.
36. Lall S. et al. Competitiveness, technology and skills // Edward Elgar Publishing: Cheltenham, UK. - 2001.
37. Lewington J. The world’s most sustainable MBAs think global and teach local // Corporate Knights. - 2021.
38. Mathews, S. M., Savarimuthu, A. Role of Education in Transmitting Culture in Society //Conference: Role of Education in Transmitting Culture in Society. - 2020.
39. McKeown R. et al. Education for sustainable development toolkit //Knoxville: Energy, Environment and Resources Center, University of Tennessee. - 2002.
40. Mishin Y. D. Postnikov, P. M., Blagorodov, A. A., Prokhorov, V. T., & Volkova, G. Y. Education As A Factor In The Evolution Of a "Reasonable Person" Into a "Reasonable Person"// Теоретическая И Прикладная Наука. - 2021. - №. 9. - С. 101-126.
41. MIT Center for Energy and Environmental Policy Research [Электронный ресурс]. - URL: https://ceepr.mit.edu/(дата обращения 20.05.2022).
42. Nasir S., Avunduk Z. B. The Evolution and Transformation of Higher Education. A Content Analysis of Articles Published in Journal of Higher Education //The International Higher Education Congress. New Trends and Issues (UYK-2011): the Conference Proceedings. - 2011. - Т. 1. - С. 395-403.
43. Nilsson M., Griggs D., Visbeck M. Policy: map the interactions between Sustainable Development Goals //Nature. - 2016. - Т. 534. - №. 7607. - С. 320-322.
44. Pfeffer J., Fong C. T. The business school ‘business’: Some lessons from the US experience //Journal of management studies. - 2004. - Т. 41. - №. 8. - С. 1501-1520.
45. Pitt-Watson, D.; Quigley, E. Business School Rankings for the 21st Century. UN Principles for Responsible Management Education (PRME). [Электронный ресурс]. - URL: https://gmac.gcs-web.com/static-files/70eb162a-685b-4a83-81ae-748543aa3ad5(дата обращения 07.02.2022).
46. Porter M. E. The competitive advantage of nations The Free Press //New York. - 1990. - Т. 564.
47. Positive Impact Rating for Business Schools. 2021 Edition. //Positive Impact Rating Association. - 2021.
48. Quacquarelli Symonds. QS World University Rankings by Subject 2021: Business &
Management Studies. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject- rankings/2021/business-management-studies(дата обращения 06.12.2021).
49. Rabin M. Incorporating fairness into game theory and economics //The American economic review. - 1993. - С. 1281-1302.
50. Responsible Management Report 2020 // Griffith Business School. - 2021.
51. Rittel, Horst W. J. and Melvin M. Webber. Dilemmas in a General Theory of Planning //Policy Sciences. - 1973. - № 4 (2). - С. 155-69.
52. Simpson W. Energy sustainability and the green campus //Planning for Higher Education. - 2002. - Т. 31. - №. 3.
53. Smyth, J. World education report, 2000: The right to education; towards education for all throughout life //UNESCO. - 2000.
54. Staff Profile: Petra Molthan-Hill. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.ntu.ac.uk/staff-profiles/business/petra-molthan-hill (дата обращения
01.04.2022).
55. The Economist. Which MBA? Masters in Management 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://whichmba.economist.com/ranking/mim/2021(дата обращения 06.12.2021).
56. The Financial Times. European Business School Rankings 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://rankings.ft.com/rankings/2869/european-business-school-rankings-2021(дата обращения 06.12.2021).
57. THE. “THE About Rankings.” //Times Higher Education. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/about-the-times-higher- educationworld-university-rankings(дата обращения 07.02.2022).
58. Tretyakova E., Kotomina O. Sustainable Universities as an Essential Element of Education for Sustainable Development //E3S Web of Conferences. - EDP Sciences. - 2020. - Т. 208.
59. UN. The Future We Want: Outcome document of the United Nations Conference on Sustainable Development. Rio +20 //United Nations Conference on Sustainable Development. - 2012.
60. UN. UN General Assembly Resolution 72/222. - 2017.
61. UN. UN General Assembly Resolution 74/233. - 2019.
62. UNESCO. Education for Sustainable Development: A Roadmap. - 2020.
63. United Nations (UN) General Assembly 2015, Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development. [Электронный ресурс]. - URL: www.refworld.org/ docid/57b6e3e44.html (дата обращения 06.12.2021).
64. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Education for sustainable development goals: Learning objectives. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization //UNESCO. - 2017.
65. University of Warwick. // EAUC. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.eauc.org.uk/university_of_warwick(дата обращения 20.05.2022).
66. Velazquez L. et al. Sustainable university: what can be the matter? //Journal of cleaner production. - 2006. - Т. 14. - №. 9-11. - С. 810-819.
67. Vostrikova E. O. et al. ESG Criteria in Investment: Foreign and Russian Experience //Financial Journal. - 2020. - №. 4. - С. 117-129.
68. Wals A. E. J. (ed.). Review of contexts and structures for education for sustainable development: 2009. - Unesco. - 2009.
69. Wang L., Malhotra D., Murnighan J. K. Economics education and greed //Academy of Management Learning & Education. - 2011. - Т. 10. - №. 4. - С. 643-660.
70. Warwick Business School Modules 21/22 [Электронный ресурс]. - URL:
https://warwick.ac.uk/services/aro/dar/quality/modules/undergraduate/ib(дата обращения 20.05.2022).
71. WBS Annual Report 2018-19. //University of Warwick - 2017.
72. Wersun A., et al. Blueprint for SDG integration into curriculum, research and partnerships// PRME. - 2020.
73. What is PRME? //UN PRME. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unprme.org/about#(дата обращения 10.02.2022).
74. Action learning: Laboratory for Sustainable Business [Электронный ресурс]. - URL: https://mitsloan.mit.edu/action-learning/laboratory-sustainable-business#tour-welcome(дата обращения 15.05.2022).
75. Азгальдов Г. Г., Азгальдова Л. А. Количественная оценка качества (Квалиметрия) //М.: Изд-во стандартов. - 1971. - Т. 176.
76. Азгальдов Г. Г., Костин А. В., Садовов В. В. Квалиметрия для всех: учеб. пособие //М.: ИД ИнформЗнание. - 2012. - С. 18.
77. Аренков И. А., Наумов В.Н., Середохо В.А., Юлдашева О.У. Маркетинг и управление потребительской ценностью //Санкт-Петербург: ООО Издательство «Амкос». - 2013.
78. Багиев Г. Л., Черенков В. И. Маркетинг для обеспечения устойчивого развития: сущность и логика становления //Проблемы современной экономики. - 2018. - №. 3 (67). - С. 142-148.
79. Багиев Г. Л., Черенков В. И., Таничев А. В. Макромаркетинг как фактор обеспечения устойчивости экономики: генезис и диалектика развития //Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №. 3 (123). - С. 7-16.
80. ВТБ разработал и реализовал в ВШМ СПбГУ пилотный курс для университетов по ESG в финансах. //ВШМ СПбГУ. [Электронный ресурс]. - URL: https://gsom.spbu.ru/all_news/event2021-11-29/(дата обращения 29.05.2022).
81. ВШМ СПбГУ. ВШМ СПбГУ успешно развивает бренд. [Электронный ресурс]. - URL: https://gsom.spbu.ru/all_news/event2021-06-059/(дата обращения 17.04.2022).
82. ВШМ СПбГУ. Кафедры. [Электронный ресурс]. - URL: https://gsom.spbu.ru/about- gsom/faculty/chairs/(дата обращения 17.04.2022).
83. ВШМ СПбГУ. О ВШМ СПбГУ. [Электронный ресурс]. - URL:
https://gsom.spbu.ru/about-gsom/faculty/chairs/(дата обращения 17.04.2022).
84. Изнова Т. С. Аналитическое обеспечение управления репутационными рисками публичных компаний //Дисс... к. э. - 2014. - №. 08.00. - С. 12.
85. Катькало В. С. Высшая школа менеджмента СПбГУ: предыстория, концепция, этапы развития //Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2007. - №. 3. - С. 3-16.
86. Комарова А. В., Руденко М. Г. Репутационные активы международной компании как фактор повышения конкурентоспособности на российском рынке //Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - №. 9. - С. 85-93.
87. Комиссия Брундтланд. Наше общее будущее. //Oxford University Press: Оксфорд. - 1987. - С. 43.
88. Котлер Ф. Управление маркетингом. //Москва: Экономика. - 1980. — 224 с.
89. Набиркина, М. Онлайн-образование вошло в топ-5 самых популярных отраслей.
[Электронный ресурс] //Российская Газета. - 2020. - URL:
https://rg.ru/2021/09/03/onlajn-obrazovanie-voshlo-v-top-5-samyh-populiarnyh-otraslej.html(дата обращения: 28.04.2022)
90. Овчинникова Ю. И., Рознина Н. В., Карпова М. В. Оценка конкурентоспособности с помощью показателей инвестиционной привлекательности //Островские чтения. - 2018. - №. 1. - С. 93-94.
91. Повестка дня на 21 век. Глава 36: «Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров»: Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро //Нью-Йорк: ООН. - 1992.
92. РБК Исследования рынков. Рынок МВА и бизнес-образования в России 2021.
[Электронный ресурс]. - URL:
https://marketing.rbc.ru/research/issue/62521/full_free_download/ (дата обращения
18.04.2022).
93. Решетникова И. и др. Репутационный капитал как фактор обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса: теория, методология исследования, проблемы формирования и управления в условиях глобализации рынков //дис. - ГОУВПО" Волгоградский государственный технический университет". - 2011.
94. Сагинова О. В., Сагинов Ю. Л., Гришин А. И. Устойчивое развитие университета //Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - №. 21. - С. 214-218.
95. Сафиуллин М. Р., Павлова Х. А. Репутационный капитал как фактор повышения конкурентоспособности организации //Электронный экономический вестник Татарстана. - 2019. - №. 4. - С. 30-34.
96. Фоменко Г. А., Кашенков Ю. С. Устойчивое развитие в инженерном образовании: Природообустройство и водопользование //Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. Электрон. журн. - 2014. - Т. 10. - №. 4.
97. Яндекс. Подбор слов. [Электронный ресурс]. - URL: https://wordstat.yandex.ru/(дата обращения 06.12.2021).