Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Guilty pleasure как новый концепт киноведения: байопик-мюзикл: поэтика гибридного жанра

Работа №127438

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Байопик 8
1.1 Биографический жанр в западном кинематографе 8
1.2 Исторический контекст и развитие жанра 10
Глава II. Мюзикл 20
2.1 Проблематика жанра в кино 21
2.2 Исторический контекст и развитие жанра 22
2.3 Элементы жанрового канона и его особенности в киномюзикле 33
Глава III. Байопик-мюзикл: поэтика гибридного жанра 49
3.1 Актуальность нового поджанра кино. Проблематика 49
3.2 Анализ поэтики нового гибридного жанра 50
Заключение 64
Библиография 66
Фильмография 68
Приложения 73

Проблематика такого явления, как “Guilty pleasure” или по-русски “Постыдное удовольствие” настолько же интересна, насколько и мало изучена. Познакомившись сначала с данным понятием на занятиях по поэтике кино, а в дальнейшем с работой Зигмунда Фрейда “Художник и фантазирование”1, мы заинтересовались этой темой и захотели посвятить данную работу изучению природы и влияния данной концепции восприятия на синефилию и кинематограф в целом.
Однако, изучив достаточное количество литературы, мы пришли к выводу, что данная тема в большей степени является социальным явлением, рассматривать которое в контексте кино несущественно и в большей степени относится к реципиенту, то есть к зрителю, нежели к самому произведению. Тем не менее, интерес не пропал и мы стали искать возможность поработать с данной темой в другом ракурсе.
Будучи по первому образованию актером и, в частности, артистом мюзикла, я часто наблюдал в театральном сообществе отношение к мюзиклу, как к легкому и поверхностному жанру. То есть для некоторых людей этот жанр вполне соответствует статусу “guilty”. Изучив жанр мюзикла в кино, я обнаружил интересный виток развития этого жанра в последние годы, а именно - мюзиклы-биографии, или иначе “байопик-мюзикл”.
Актуальность исследования
Биографические фильмы и исторические драмы высоко ценятся как киножанр в СМИ и кинематографическом сообществе, и этот жанр постоянно лидирует в номинациях на различных премиях. Это можно подкрепить хотя бы тем фактом, что за последние 11 лет Оскар за “Лучшую мужскую роль” семь раз получали актеры, исполнившие роли реальных исторических личностей2.
В 2014 году на 86-й церемонии вручения премии "Оскар" пять ("12 лет рабства", "Капитан Филлипс", "Далласский клуб покупателей", "Филомена" и "Волк с Уолл-стрит") из девяти номинантов на “Лучший фильм” были историческими или биографическими драмами, основанными на реальных событиях, а шестой ("Афера по-американски") был основан на реальных событиях.
Исследовательница жанра И. Морозова считает, что биографический жанр является одним из самых влиятельных в настоящее время. Обращаясь к историческим фактам и реально существовавшим личностям, он конструирует новый кинематографический миф, в который публика верит. “И в этом смысле по силе воздействия байопика на современное массовое сознание, восприятие и осмысление истории, с ним не может сравниться ни один другой кинематографический жанр”3.
Вот почему изучение разбора отличительных черт и истории этого жанра так актуально, и помогает определить особенности зрительского восприятия и воздействие жанра на кино сегодня.
Фильмы-мюзиклы также не обходят внимание зрителей и критиков, если и не за счет драматургии (“Ла-Ла Ленд” (2016)), то за счет ярких номеров и запоминающихся песен (“Бурлеск” (2010) и “Мамма Миа!” (2008)).
Но помимо классического музыкального фильма все чаще можно встретить довольно сложный и редкий жанр, объединивший мюзикл с биографией.
Фильмы гибридного жанра байопик-мюзикл также стали пользоваться успехом. “Рокетмен”, “Величайший шоумен” и “Tick, tick... BOOM!” стали для многих свежим глотком воздуха среди однотипных и довольно сухих историй о сложных судьбах больших художников или общественных деятелей.
Но этот тренд строится на совмещении довольно различных по своей природе жанров. И байопик, и мюзикл существуют уже давно со своими канонами и правилами. Новый гибридный жанр объединяет их условности, и таким образом вызывает ряд вопросов, на которые мне предстоит ответить в данной работе.
По нашей гипотезе, смешение жанра мюзикла с жанром байопика породило специфический поджанр, обладающий стабильными закономерностями поэтики.
Жанровому гибриду мы уделим особое внимание. Но прежде нашей задачей станет определение исторического контекста обоих жанров-первооснов, их жанровой природы, чтобы понять, откуда берет истоки новый поджанр.
Наша цель: описать новый жанр-гибрид.
То, как столь различные по своей природе жанры соединяются, - необычно само по себе. Жанровый канон мюзикла, например, заключается в том, что почти неизбежно песня останавливает ход повествования, дополняя реальность фильма другой - “мюзикловой” реальностью. Она рифмованная, она - вспышка. Это формулирование чувств, эмоций. «Блокировка времени».
Байопик же пытается найти логику в истории героя, мифологизировать его образ за счет интересного драматического, эмоционального рассказа о его жизни.
Новый жанр создает новый миф, по-новому объединяя каноны чистых жанров мюзикла и биографии.
Поэтому, как нам кажется, уточнение гибридного жанра несет в себе новизну и научную значимость, и для этого на примере картин последних лет мы определим рамки жанра, его поэтические особенности и сходства между разными его представителями.
Важно также понять различия между жанром музыкального байопика, в котором музыка выступает следствием жизни музыканта, историю которого рассказывает фильм, и где музыкальные номера несут лишь фабульную функцию, являясь реалистичными и показывая одно из многих проявлений деятельности героя (с тем же успехом, многие номера можно упустить или вообще рассказывать о музыканте как, в первую очередь, о личности, взяв определенный период его жизни, в котором творчество имело меньшее значение, как, например, в фильме «Стать Джоном Ленноном», где показан период жизни Леннона до “The Beatles” и славы, и в котором музыкальных номеров очень мало), и жанром мюзикла, в котором присутствие музыкальных номеров обязательно по канону и является определяющим.
Для этого мы разбираем такое понятие, как “диегетический номер”, определяя, какую роль играет этот жанровый канон в музыкальном кино, таким образом одной из задач в данном исследовании станет прояснение законов жанра мюзикла для человека, незнакомого с материалом.
В практической части проводится анализ свойственных подобным фильмам качеств, и таким образом выводятся границы этого понятия.
Объектом исследования станут фильмы “Величайший шоумен” (2017), “Рокетмен” (2019), “Tick, tick... BOOM!” (2021) и некоторые другие фильмы.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также библиографического и фильмографического списков и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой и второй главах исследования мы обращаемся к структуре и форме жанра биографического кино и жанра киномюзикла. Основываясь на работах российских и зарубежных исследователей, мы анализируем исторический контекст обоих жанров и их значение, решая таким образом поставленные перед нами задачи изучения исторического контекста и особенностей жанров-первооснов.
В последней части второй главы нами также исследуются особенности и жанровые каноны мюзикла и принципиальные различия между киномюзиклом и жанром музыкального фильма, кроме того, рассматриваем явление “недиегетического номера” и проблематику данного понятия в киноведении.
В третьей главе уделяется особое внимание новому гибридному жанру и его поэтике на основе фильмов “Величайший шоумен”, “Рокетмен”, “Эвита”, “Tick, tick... BOOM!”, а также то, как он мифологизирует образ исторического героя, опираясь на исследования различных ученых.
Ввиду новизны жанра мы не делаем окончательных выводов, а лишь анализируем новый жанр, делая свои наблюдения, опираясь на изученные материалы, не являющиеся исчерпывающими.
Проведя анализ кинокартин мы пришли к выводу, что новый поджанр уже имеет общие определенные характерные черты и по новому вписывает биографию исторической личности в условную кинореальность жанра байопик-мюзикл.
Те поэтические черты, характерные для фильмов этого поджанра, обозначенные в третьей главе и станут определяющими для жанра-гибрида байопика-мюзикла.
Через призму рассмотренных в работе произведений можно составить представление о новом гибридном жанре и расширить знания о его художественной структуре и особенностях.
Данная работа может стать полезной для дальнейших киноведческих исследований на предложенную тему.


1. Барт Р Мифологии / Пер. с фр.,вступ.ст. и коммент. С. Зенкина. -М.: Академический проект, 2008. -351 с.
2. Березовчук, Л.Н. Об использовании зрелищных жанров режиссерами арт-хауса // Киноведческие записки. - 2009. - №92-93. - С.418-437.
3. Березовчук Л. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год. -СПб.: СПб, гос. ун-т кино и телевидения, 2003. -92 с.
4. Бертман Д. Российский мюзикл: реальность или возможность? // Итоги. -М, 2002, №11.-71 с.
5. Литвинов Г. Стиляги. Как это было. -М.: Амфора, 2009. - 304 с.
6. Морозова И. Американский фильм-биография в системе современной кинокультуры/И. В. Морозова // Вестник ВГИК. -М., 2016. т.№1(27). -С.105-113.
7. Морозова И. Жанровые модели игрового биографического фильма: на материале кинематографа США 1930-х - 2010-х гг.: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03./ И.В. Морозова. -М., 2018. -207 с.
8. Мюллер Д. Фред Астер и интегрированный мюзикл // Киножурнал 24, № 1,-1984.-С.28-30.
9. Олтман Р., Американский фильм мюзикл. -Indiana University Press, 1987.-182 с.
10. Туева В. Вестник МГУКИ №5. -2008, -392 с.
11. Фрейд, З. Художник и фантазирование. / Под ред. Р Ф. Додельцева. -М.: Республика, 1995. -400 с.
12. Ханиш, М. О песнях под дождем. / Пер. с нем. Г.В. Красновой. - М.: Радуга, 1984. - 157 с.
13. Шилова И. Заметки о мюзикле в зарубежном кино // Музыкальный современник. Вып.4. -М, 1983. -412 с.
14. Шилова И. На экране музыкальный фильм. -М., 1984. 361 с.
15. Шилова, И. Фильм и его музыка. / общ. ред. М.Е. Тараканова. -М.: Советский композитор, 1973. -229 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ